Требования к фундаменту электродвигателя

Обновлено: 15.05.2024

Транспортировка, хранение, консервация

Перемещение, перевозка, погрузка и разгрузка электродвигателей должны проводиться без малейших повреждений. Изделия рассчитаны на транспортирование всеми возможными способами и на любое расстояние.

Транспортировка

  • электродвигатели должны быть защищены от неблагоприятного действия атмосферных факторов;
  • при размещении в транспортном средстве изделия должны располагаться валом перпендикулярно направлению движения – это предотвратит возможность повреждения подшипников при толчках;
  • вблизи двигателей не должно быть тяжёлых предметов или химикатов, которые могли бы нанести вред.

Перемещение

Грузовой крюк и петлю можно цеплять только за предназначенный для этого рым-болт на корпусе изделия. Рым-болт перед такелажными работами должен быть прочно завинчен. Так как он рассчитан только на вес нетто двигателя, с изделия должна быть снята вся дополнительная оснастка. Это касается и исполнительного механизма.

Электродвигатели допускается перемещать при помощи:

  • тельфера;
  • мостового крана;
  • вильчатого погрузчика;
  • штабелера;
  • других погрузочно-разгрузочных механизмов с соответствующими показателями.
Запрещаются:
  • Перемещение транспортного пакета и упаковки с двигателем при повреждении тары.
  • Подъём изделия за конец вала.
  • Рывки и удары при перемещении.

Хранение

Хранить электродвигатели можно как в упаковке, так и без них. В складских помещениях должны соблюдаться следующие условия:

  • отсутствие возможности конденсации паров при снижении температуры;
  • наличие вентиляции;
  • отсутствие пыли и вибрации ;
  • отсутствие в воздухе паров с агрессивными химическими свойствами.

Условия складирования электродвигателей в заводской таре указаны на маркировочных надписях на упаковке. Изделия при хранении следует подвергать осмотру не реже 1 раза в год.

Консервация

Двигатели ставятся на консервацию с предварительной смазкой всех мест, которые могут подвергнуться воздействию атмосферы. Антикоррозионная смазка (рекомендуются марки АМС-3 и К-17) наносится на поверхности очищенные и обезжиренные.

Срок хранения изделия в консервированном виде указан в его паспорте. Минимальный срок – 1 год. По его истечении желательна переконсервация. Она обязательна для оборудования, доставленного морским транспортом.

Повторная консервация электродвигателя производится при полном очищении его от предыдущей смазки. Заодно при этом проводится и проверка условий его хранения.

Внимание! Повторная консервация двигателя не продлевает установленный на него Производителем срок гарантии.

Требования к фундаменту электродвигателя

ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С ДИНАМИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИ

Foundations for machines with dynamic loads

Дата введения 2013-01-01

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений им.Н.М.Герсеванова (НИИОСП) ОАО "НИЦ "Строительство"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 609 и введен в действие с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

ВНЕСЕНА опечатка (сайт ФАУ "ФЦС" по состоянию на 24.10.2014)

Опечатка внесена изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Актуализация настоящих норм проведена НИИОСП им.Н.М.Герсеванова (руководители темы: д-р техн. наук, проф. В.П.Петрухин, канд. техн. наук И.В.Колыбин, д-р техн. наук, проф. В.И.Шейнин; исполнители: д-р техн. наук, проф. Л.Р.Ставницер, кандидаты техн. наук М.Л.Холмянский, В.С.Поляков). В работе использованы предложения А.Е.Бабского, Е.Г.Бабского, И.Н.Масько (СПбАЭП), А.И.Сердобольского (Главгосэкспертиза России), О.М.Финагенова, Б.В.Цейтлина (ВНИИГ им.Б.Е.Веденеева) и других специалистов.

Изменения N 1 к СП 26.13330.2012 разработано авторским коллективом: руководители темы канд. техн. наук И.В.Колыбин, д-р техн. наук, проф. В.И.Шейнин; исполнитель канд. техн. наук М.Л.Холмянский (НИИОСП им.Н.М.Герсеванова).

1 Область применения

1.1 Настоящие нормы распространяются на проектирование фундаментов машин с динамическими нагрузками, в том числе фундаментов: машин с вращающимися частями (включая турбомашины мощностью до 100 МВт), машин с кривошипно-шатунными механизмами, кузнечных молотов, формовочных машин для литейного производства, формовочных машин для производства сборного железобетона, копрового оборудования бойных площадок, дробильного, прокатного, прессового оборудования, мельничных установок, металлорежущих станков и вращающих печей.

Примечание - Далее наряду с термином "фундаменты машин с динамическими нагрузками" используются термины "фундаменты машин" и "фундаменты".

1.2 Настоящие нормы не распространяются на проектирование фундаментов машин в районах со сложными инженерно-геологическими условиями, в сейсмических районах, на подрабатываемых территориях, на предприятиях с систематическим воздействием повышенных (более 50°С) технологических температур, агрессивных сред и в других особых условиях.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 56353-2015 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств дисперсных грунтов

ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 2695-83* Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 8486-86* Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

СП 20.13330.2011 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 25.13330.2012 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий"

СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"

3 Термины и определения

Термины и определения приведены в приложении А.

4 Общие положения

4.1 Настоящий свод правил основан на приведенных ниже допущениях и предусматривает, что:

исходные данные для проектирования должны собираться в необходимом объеме, регистрироваться и интерпретироваться специалистами, обладающими соответствующей квалификацией и опытом;

проектирование должно выполняться специалистами, имеющими соответствующие квалификацию и опыт;

должны быть обеспечены координация и связь между специалистами по инженерным изысканиям, проектированию, строительству и машиностроению;

должен быть обеспечен соответствующий контроль качества при производстве строительных изделий и выполнении работ на строительной площадке;

строительные работы, установка и наладка оборудования должны выполняться квалифицированным и опытным персоналом, способным обеспечить требования стандартов и технических условий;

используемые материалы и изделия должны удовлетворять требованиям проекта и технических условий;

техническое обслуживание фундаментов машин с динамическими нагрузками и связанных с ними инженерных систем и машин должно обеспечивать их безопасность и рабочее состояние на весь срок эксплуатации;

фундаменты машин с динамическими нагрузками должны использоваться по их назначению в соответствии с проектом.

4.2 Фундаменты машин с динамическими нагрузками должны проектироваться на основе и с учетом:

а) результатов инженерных изысканий для строительства;

б) данных, характеризующих назначение, конструктивные и технологические особенности машин с динамическими нагрузками, а также условия их эксплуатации;

в) нагрузок, действующих на фундаменты машин;

г) окружающей застройки и влияния на нее вновь строящихся и реконструируемых фундаментов машин;

д) экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

4.3 При проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками должны быть предусмотрены решения, обеспечивающие надежность, долговечность и экономичность на всех стадиях строительства и эксплуатации этих фундаментов. Необходимо проводить технико-экономическое сравнение возможных вариантов проектных решений для выбора наиболее экономичного и надежного проектного решения, обеспечивающего наиболее полное использование прочностных и деформационных характеристик грунтов и физико-механических свойств материалов фундаментов и других конструкций.

При разработке проектов производства работ и организации строительства должны выполняться требования по обеспечению надежности конструкций на всех стадиях их возведения.

4.4 Работы по проектированию следует вести в соответствии с техническим заданием на проектирование и необходимыми исходными данными (см. 4.2 и подраздел 5.1).

4.5 При проектировании следует учитывать уровень ответственности зданий и сооружений.

4.6 Инженерные изыскания для строительства должны проводиться в соответствии с СП 47.13330, [1], [2], [3], стандартами и другими нормативными документами по инженерным изысканиям и исследованиям грунтов для строительства, а также требованиями 4.7 и подраздела 5.1.

Наименование грунтов оснований в отчетной документации по результатам инженерных изысканий и в проектной документации следует принимать по ГОСТ 25100.

4.7 Результаты инженерных изысканий должны содержать данные, необходимые для выбора конструктивных решений фундаментов машин с динамическими нагрузками и проведения их расчетов по предельным состояниям с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации) инженерно-геологических условий площадки строительства и свойств грунтов, а также вида и объема инженерных мероприятий, необходимых для ее освоения.

Проектирование без соответствующих результатов инженерных изысканий или при их недостаточности не допускается.

Примечание - В необходимых случаях инженерные изыскания следует предусматривать не только для вновь строящихся или реконструируемых фундаментов машин, но и для окружающей застройки, попадающей в зону их влияния.

4.8 При возведении нового объекта или реконструкции существующего необходимо выполнять прогноз распространения колебаний в грунте от фундаментов машин с целью предотвращения недопустимых колебаний зданий и сооружений.

4.9 При планировании и проведении геотехнического мониторинга вновь возводимых или реконструируемых фундаментов машин необходимо учитывать особенности мониторинга фундаментов машин.

Программа мониторинга фундаментов машин должна включать измерение колебаний машин и их фундаментов, а в необходимых случаях - грунта и окружающих зданий и сооружений. Измерения должны обеспечивать возможность проверки всех требований задания на проектирование к колебаниям, включая требования стандартов безопасности труда в части допустимых уровней вибраций и требования к обеспечению нормальной работы машин, оборудования и приборов, расположенных на фундаменте или вблизи него, конструкций и оснований зданий и сооружений. В программе измерения колебаний необходимо указывать:

периодичность измерений (однократно, после текущего ремонта машины с динамическими нагрузками и т.д.);

контролируемые параметры колебаний фундаментов машин, грунта и окружающих зданий и сооружений и их расчетные значения;

требуемая точность и применяемая методика измерений;

схемы установки датчиков.

При обнаружении нарушения требований по ограничению колебаний должно быть проведено детальное обследование с выявлением причин и разработкой рекомендаций по ремонту машин с динамическими нагрузками, усилению их фундаментов или разработкой других мероприятий. При необходимости следует предусматривать обследование колебаний при их искусственном возбуждении.

4.10 При научно-техническом сопровождении строительства объектов, где запроектированы фундаменты машин с динамическими нагрузками, необходимо включать в состав работ по научно-техническому сопровождению раздел "Фундаменты машин с динамическими нагрузками".

4.11 При геотехнической экспертизе для объектов, где проектируются фундаменты машин с динамическими нагрузками, необходимо предусматривать соответствующий анализ программы и результатов инженерных изысканий, проектной документации на вновь возводимые (реконструируемые) фундаменты машин с динамическими нагрузками.

Требования к фундаменту электродвигателя

Потребитель несет полную ответственность за качество и правильность выполнения фундамента для установки двигателя.

Фундамент двигателя должен отвечать следующим требованиям:

  • Фундамент для установки двигателя должен быть ровным и не подверженным чрезмерной внешней вибрации. Двигатели должны устанавливаться на фундаментах и других опорах при вибрации внешних источников с ускорением не более 10 м/с 2 (с повышенным скольжением - 20 м/с 2 ) частотой до 55 Гц.
  • Собственная частота колебаний фундамента с установленным двигателем не должна быть кратна частоте питающей сети.
  • Фундамент и крепежные элементы двигателя должны быть стойкими к возможным усилиям при прямом пуске и при внезапном заклинивании исполнительного механизма.
  • Крепежные болты двигателей должны быть туго затянуты и предохранены от самоотвинчи-вания во время работы.
  • Металлические фундаменты должны быть покрыты антикоррозийной краской.
  • Двигатели должны быть установлены таким образом, чтобы они были доступны для осмотра и замены, а также для технического обслуживания на месте установки.

Плоскостность поверхности фундамента по поверхности, сопрягаемой с двигателем, не должна превышать (ГОСТ 8592 - 79):

Требования к фундаменту электродвигателя

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ АСИНХРОННЫЕ ПОГРУЖНЫЕ

Общие технические условия

Asynchronous submersible motors. General specifications

* В указателе "Национальные стандарты" 2008 г.

ОКС 29.160.30. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 1996-07-01

1 РАЗРАБОТАН Специальным проектно-конструкторским и технологическим бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти "Потенциал"

ВНЕСЕН Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6-94 от 21 октября 1994 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа стандартизации

Госстандарт Республики Казахстан

3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 12 января 1996 г. N 19 межгосударственный стандарт ГОСТ 30195-94 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт распространяется на асинхронные погружные трехфазные короткозамкнутые маслонаполненные электродвигатели (далее - электродвигатели), предназначенные для продолжительного режима работы по ГОСТ 183 от сети переменного тока частотой 50 Гц в качестве привода центробежных и винтовых насосов для откачки пластовой жидкости из нефтяных скважин с углом отклонения по вертикали в месте подвески установки погружных насосов не более 40°, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для экспорта.

Требования пунктов 2.2, 2.4, 3.1, 3.2, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3,11, 3.12, разделов 4, 5, 6 и 7 являются обязательными, остальные требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

1 КЛАССИФИКАЦИЯ

1) по назначению - для привода центробежных насосов (двухполюсные), для привода винтовых насосов (четырех- и шестиполюсные);

2) по наличию систем контроля установки - не оснащенные узлом системы контроля, оснащенные узлом системы контроля;

3) по количеству секций - одиночные, секционные;

4) по стойкости к коррозионной среде - нормального, коррозионно-стойкого исполнения;

5) по типу входящих в состав электродвигателя протекторов - открытого типа, закрытого типа (диафрагменный).

2 ТИПЫ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

2.1 Электродвигатели должны быть изготовлены на номинальные мощности от 5,5 до 360 кВт и соответствовать ряду по ГОСТ 8032.

2.2 Габаритные и присоединительные размеры, массу (нетто/брутто) электродвигателей и протекторов устанавливают в технических условиях на конкретные типы электродвигателей.

2.3 Электродвигатели имеют условные обозначения конструктивных исполнений по способу монтажа 1М3631 - по ГОСТ 2479.

2.4 Размеры шлицевых соединений - по ГОСТ 1139.

2.5 Электродвигатели предназначены для работы в специальной среде группы 7 - по ГОСТ 24682.

Испытание электродвигателей на стойкость к воздействию пластовой жидкости по ГОСТ 24683 не проводят. Стойкость электродвигателей гарантируется применением стойких материалов и покрытий.

2.6 Электродвигатели, предназначенные для экспорта, следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, технических условий на конкретные типы электродвигателей и договора на поставку электродвигателей.

2.7 Условные обозначения типов электродвигателей и протекторов проставляют по схемам:

1) Электродвигатель

2) Электродвигатель (секция)

3) Протектор

Примеры условных обозначений:

1) асинхронного погружного электродвигателя одиночного, нормального исполнения, мощностью 32 кВт, диаметром корпуса 103 мм, двухполюсного, с протектором открытого типа, климатического исполнения В*:

ПЭД32-103В* обозначение ТУ на конкретные типы электродвигателей;

2) асинхронного погружного электродвигателя одиночного, коррозионно-стойкого исполнения, мощностью 32 кВт, диаметром корпуса 103 мм, двухполюсного, с протектором открытого типа, климатического исполнения В*:

ПЭДК32-103В* обозначение ТУ на конкретные типы электродвигателей;

3) асинхронного погружного электродвигателя одиночного, коррозионно-стойкого исполнения, мощностью 32 кВт, диаметром корпуса 103 мм, двухполюсного, с протектором открытого типа, климатического исполнения В* в экспортном исполнении:

ПЭДК32-103В* экспорт, обозначение ТУ на конкретные типы электродвигателей;

4) асинхронного погружного электродвигателя секционного, нормального исполнения, мощностью 45 кВт, диаметром корпуса 117 мм, шестиполюсного, нижняя секция:

5) протектора нормального исполнения, диаметром корпуса 103 мм, открытого типа:

6) протектора коррозионно-стойкого исполнения, диаметром корпуса 103 мм, открытого типа:

3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1 Общие требования

3.1.1 Электродвигатели должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 183, технических условий на конкретные типы электродвигателей, по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

3.1.2 Электродвигатель состоит из сборочных единиц: одной или нескольких секций и протектора.

Протектор предназначен для предохранения внутренней полости электродвигателя от попадания пластовой жидкости, а также компенсации температурных изменений объема масла и его расхода.

3.2 Требования к конструкции

3.2.1 Требования по точности изготовления электродвигателей и протекторов в части присоединительных размеров (допуск радиального биения шлицевого конца вала относительно центрирующих поверхностей, допуск торцового биения присоединительной поверхности электродвигателя и протектора относительно оси вращения вала, вылет вала, осевой люфт вала протектора) должны быть установлены в технических условиях на конкретные типы электродвигателей и конструкторской документации.

3.2.2 Электродвигатели и протекторы должны иметь степень защиты IPX8 - по ГОСТ 17494.

3.2.3 Шлицевые муфты должны свободно надеваться на валы при любом положении зубьев.

3.2.4 Наружные поверхности электродвигателей и протекторов должны иметь лакокрасочное покрытие. По внешнему виду покрытие должно соответствовать VI классу, а для электродвигателей, предназначенных для экспорта, IV классу - по ГОСТ 9.032.

3.3 Требования по устойчивости к внешним воздействующим факторам

3.3.1 Номинальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации - по ГОСТ 15150 для исполнения В*. Испытания на воздействие климатических факторов внешней среды не проводят. Соответствие электродвигателей этим требованиям должно обеспечиваться конструкцией.

3.3.2 Номинальные рабочие значения механических внешних воздействующих факторов - по ГОСТ 17516.1 для группы механического исполнения М18. Испытания на воздействие механических внешних факторов не проводят. Соответствие электродвигателей этим требованиям должно обеспечиваться конструкцией.

3.4 Требования к параметрам и характеристикам

3.4.1 Типы электродвигателей и протекторов, коды ОКП, значения основных параметров электродвигателей без протекторов (мощность, напряжение, ток, частота вращения синхронная, коэффициент полезного действия, коэффициент мощности, скольжение, отношения начального пускового и максимального вращающих моментов к номинальному), напряжение разгона, время выбега ротора, температура и скорость охлаждающей жидкости, а также потребляемая мощность протектора должны быть установлены в технических условиях на конкретные типы электродвигателей и конструкторской документации.

3.4.2 Номинальные значения коэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения электродвигателей (секций) должны соответствовать указанным в таблице 1. Допускаемые отклонения номинальных данных - по ГОСТ 183.

Монтаж электродвигателей, поставляемых в собранном виде


GeekBrains

При монтаже электродвигателей руководствуются ПУЭ, и инструкциями завода-изготовителя.

Проверка фундамента при монтаже электродвигателей

Одной из основных операций подготовительных работ перед началом монтажа является проверка фундамента. Проверяют бетон, главные осевые размеры и высотные отметки опорных поверхностей, осевые размеры между отверстиями для анкерных болтов, глубину отверстий и размеры ниш в стенах фундаментов.

Подготовка электродвигателей к монтажу

Электродвигатели поступившие в собранном виде, на месте монтажа не разбирают, если их правильно транспортировали и хранили.

Подготовка таких машин к монтажу включает в себя следующие технические операции:

очистка фундаментных плит и лап станин;

промывка фундаментных болтов уайт-спиритом и проверку качества резьбы (прогон гаек);

осмотр выводов, щеточного механизма, коллекторов и контактных колец;

осмотр состояния подшипников;

проверка зазоров между крышкой и вкладышем подшипника скольжения, валом и уплотнением подшипников, измерение зазоров между вкладышем подшипника скольжения и валом;

проверка воздушного зазора между активной частью стали ротора и статора;

проверка свободного вращения ротора и отсутствие задеваний вентиляторов за крышки; проверка мега метром сопротивление изоляции всех обмоток , щеточной траверсы и изолированных подшипников.

Подготовка электродвигателей к монтажу

Осмотр электродвигателей проводят на стенде в специально выделенном в цехе помещении.

О выявленных дефектах электромонтажник ставит в известность бригадира, мастера или руководителя монтажа.

Если наружных повреждений не обнаружено, электродвигатель продувают сжатым воздухом. При этом сначала проверяют подачу по трубопроводу сухого воздуха, для этого струю воздуха направляют на какую-нибудь поверхность. При продувке ротор электродвигателя проворачивают вручную, проверяя свободное вращение вала в подшипниках. Снаружи двигатель обтирают тряпкой, смоченной в керосине.

Промывка подшипников перед монтажом электродвигателя

Подготовка электродвигателей к монтажу

Промывку подшипников скольжения во время монтажа производят следующим образом. Из подшипников удаляют остатки масла, отвернув спускные пробки. Затем, завинтив их, в подшипники заливают керосин и вращают руками якорь или ротор. Далее вывинчивают спускные пробки и дают стечь всему керосину. После промывки подшипников керосином их необходимо промыть маслом, которое уносит с собой остатки керосина. Только после этого их заполняют свежим маслом 1/2 или 1/3 объема ванны.

Смазку в подшипниках качения при монтаже машин не меняют. Заполнение смазкой подшипника не должно превышать 2/3 свободного объема подшипника.

Измерение сопротивления изобляции электродвигателя перед монтажем

Измерение сопротивления изоляции у электродвигателей постоянного тока производят между якорем и катушками возбуждения, проверяют сопротивление изоляции якоря, щеток и катушек возбуждения по отношению к корпусу. Если электродвигатель подключен к сети то при измерении изоляции необходимо отсоединить все провода, подведенные к электродвигателю от сети и реостата. Между щетками и коллектором при измерении помещают изолирующую прокладку из миканита, электрокартона и т.д.

У электродвигателя 3-фазного тока с короткозамкнутым ротором производят измерение сопротивление изоляции только обмоток статора по отношению друг к другу и к корпусу. Это можно сделать если только выведены все 6 концов обмотки. Если выведены только 3 конца обмоток, то измерение производят только по отношению к корпусу.

У электродвигателей с фазным ротором дополнительно измеряют сопротивление изоляции между ротором и статором, а также сопротивление изоляции щеток по отношению к корпусу (между кольцами щетками должны быть проложены изолирующие прокладки.)

Изоляцию обмоток электродвигателей измеряют мегомметром на 1 кВ для машин напряжением до 1 кВ, а для электродвигателей напряжением выше 1 кВ мегомметром на 2,5 кВ. Если результаты измерений сопротивления изоляции удовлетворяют нормам то эти электродвигатели могут быть включены в работу без сушки изоляции обмоток. Такие электродвигатели доставляют к месту монтажа, и устанавливают по месту.

Подъем электродвигателя массой до 50 кг можно выполнять вручную, при установке их на низкие фундаменты.

Соединение электродвигателей с механизмом

Соединение электродвигателей с механизмом выполняют с помощью муфт или через передачу (зубчатую, ременную). При всех способах соединения требуется проверка положения двигателя уровнем в горизонтальной плоскости в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Для этого удобнее всего пользоваться «валовым» уровнем, т.к этот уровень имеет в основании выемку в виде «ласточкина хвоста»; его удобна накладывать непосредственно на вал электродвигателя.

Электродвигатели, устанавливаемые непосредственно на бетонном полу или фундаменте, выверяют, подкладывая под лапы электродвигателя металлические подкладки для регулирования их в горизонтальной плоскости. Дереванные прокладки не годятся т.к. они при заливке фундамента набухают и сбивают сделанную выверку , а при затяжке болтов спрессовываются.

При ременных передачах необходимо соблюдать параллельность валов электродвигателя и вращаемого им механизма, а также совпадение средних линий по ширине шкивов. Если ширина шкивов одинакова, а расстояние между центрами валов не превышает 1,5 м, выверку производят ,стальной выверочной линейкой.

Для этого линейку прикладывают к торцам шкивов и подгоняют электродвигатель, так чтобы линейка касалась двух шкивов в 4 точках. Если расстояние между центрами валов более 1,5 м, а выверочная линейка отсутствует, то выверку в этом случае производят с помощью струны и временно устанавливаемых на шкивы скоб. Центры валов подгоняют Для получения одинаковых расстояний от скоб до струны. Выверку также можно производить также тонким шнуром.

Центровка валов электродвигателей при монтаже

Центровку валов соединяемых между собой электродвигателей и механизмов выполняют для устранения их боковых и угловых смещений.

В монтажной практике чаще всего используют для этого радиально-осевые скобы. Перед началом центровки полумуфты разъединяют, а валы раздвигают, чтобы скобы и полумуфты не соприкасались. Конструкции радиально- осевых скоб изобразим на рис. Наружную скобу 6 закрепляют хомутом 5 на ступице полумуфты 3 установленной машины, а внутреннюю скобу 1 таким же хомутом закрепляют на ступице полумуфты 2 соединяемой машины. Соединение хомутов со скобами производят болтами 4 с гайками. С помощью измерительных болтов 7 устанавливают минимальные зазоры а и b

В процессе центровки измеряют боковые а и угловые b зазоры, используя щупы, индикаторы или микрометры. Индикатор или микрометрическую головку ставя та место болтов 7. При измерении щупом его пластинки вводят в зазор с ощутимым трением на глубину 20 мм. При замерах щупом возможны погрешности, которые зависят от человека, который делает эти замеры, его опыта. Результаты замеров контролируют. Для этого повороты валов и замеры повторяют.

При правильных замерах сумма числовых значений четных замеров должна равняться сумме числовых значений нечетных замеров: a1 + a3 = a2 + a4 и b1 + b3 = b2 + b4

C читают, что замеры выполнены правильно, если разница между этими суммами не превышает 0,03 – 0,04 мм. В противном случае, измерения повторяют более тщательно.

Затяжку гаек фундаментных болтов стандартными ключами без надставок равномерно в два – три обхода в требуемой последовательности. Начинают с фундаментных болтов, расположенных на осях симметрии опорной части, после чего затягивают ближайшие к ним болты, а затем, постепенно удаляясь от оси симметрии, остальные.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Требования к фундаментам

При приемке помещений, предназначенных для установки средних и крупных электрических машин, руководствуются требованиями СНиП 111-33-76. В таких помещениях все строительные и отделочные работы заканчивают до начала монтажа, убирают опалубку, излишние леса и строительный мусор, кабельные каналы очищают, осушают и накрывают щитами во избежание травмирования работающих.
В помещениях предусматривают проемы для доставки электрических машин в сборе или их наиболее крупных частей, а в перекрытиях над подвальной частью помещений соответственно люки, обеспечивающие пропуск наиболее крупных частей электрических машин и механического оборудования. Площадь помещений должна обеспечивать возможность выполнять монтаж и демонтаж электрических машин (вынимать ротор в осевом направлении, размещать части машин, иметь доступ к машинам во время их обслуживания и т. п.). Высоту помещения предусматривают достаточной для того, чтобы можно было свободно пронести (при крайнем верхнем положении крюка мостового крана) машину в сборе или ее наиболее крупные части над другими установленными машинами.
Во время монтажа температура в машинных помещениях и их подвалах не допускается ниже 5°С. Не допускается монтировать электрические машины в запыленных помещениях.
Средние и крупные электрические машины устанавливают на фундаментах, которые являются основанием машины, передающим грунту статическую нагрузку от массы машин и динамическую нагрузку, возникающую под влиянием вращения ротора во время работы машины. Фундамент должен быть достаточно массивным, чтобы воспринять статические и динамические нагрузки и не допускать сдвигов и вибрации машины при ее работе.
Фундаменты выполняют из бетона или железобетона. Во избежание неравномерной осадки, перекоса фундаментных плит и нарушения правильности установки монтируемых электрических машин фундаменты для них делают общими с фундаментом приводимой машины или первичного двигателя независимо от того, устанавливают агрегат на общей фундаментной плите или каждую машину на отдельной плите.
Фундаменты под средние и крупные электрические машины отделяют от колонн и других несущих конструкций здания, для того чтобы не передавать на них вибраций, возникающих вследствие неуравновешенности частей данных машин или от толчков соединенных с ними других машин. По указанным причинам нельзя также использовать фундамент под электрическую машину в качестве опоры для каких-либо частей здания или других машин, не имеющих отношения к данному агрегату.
Фундаменты под электрические машины выполняют в строгом соответствии с требованиями проекта и соответствующих разделов СНиП и сдают под монтаж без каверн, раковин, поверхностных трещин, поврежденных углов и оголенной арматуры.
На опорной (черновой) поверхности фундаментов допускаются впадины, не более 10 мм и уклоны не более 1 :100.

Фундаменты должны быть освобождены от опалубки и оштукатурены или затерты, пробки извлечены из отверстий, раковины и пустоты заделаны, наплывы, бетона сняты.

До сдачи фундаментов производится обратная засыпка пазух. Перед сдачей фундаментов под монтаж средних и крупных электрических машин строители обязаны нанести на них главные оси. Последние фиксируют керном на металлических планках размером 80X80 мм, заранее закрепленных в теле фундамента.
Отметку верхней поверхности фундаментов относительно нулевого репера закрепляют на реперах, забетонированных в теле фундамента. Реперами служат болты или металлические стержни.

Электромонтажной организации должны быть переданы материалы геодезической съемки фундаментов, выполненной строителями.
Основные размеры фундамента задает завод — изготовитель машины.


Рис. 1. Колодец в фундаменте для установки анкерных болтов.
1 — ниша; 2 — фундамент; 3 — анкерный болт; 4 — фундаментная плита; 5 — колодец; 6 — анкерная плитка.
В фундаменте предусматривают колодцы (рис. 1) для установки анкерных болтов.
Колодцы 5 выполняют с боковыми нишами 1, предназначенными для ввода анкерной плитки 6, крепящей анкерный болт снизу. Для образования колодцев и ниш строители при бетонировании применяют сборно-разборные пробки. Пробивать отверстия в готовых фундаментах для образования колодцев и ниш или для их исправления запрещается. После окончания монтажа машины колодцы вместе с анкерными болтами заливают цементным раствором.
В последние годы широко применяют метод предварительной установки анкерных болтов при сооружении фундаментов под оборудование прокатных станов на предприятиях черной металлургии.

Рис. 2. Установка анкерных болтов при помощи кондуктора.
1 — кондуктор; 2 — деревянная опалубка фундамента; 3 — металлический шанец; 4— анкерный болт; 5 — фиксирующие распорки.

Для анкерных болтов диаметром 30—35 мм может быть рекомендован кондуктор с болтами (рис. 2), укрепляемый на деревянной опалубке самого фундамента. Такой кондуктор позволяет обеспечить высокую точность установки болтов и исключить необходимость исправления или переделки колодцев, что имеет место при сооружении фундаментов обычными способами.
ВНИИПЭМ разработал и внедрил новую технологию подготовки фундаментов для установки электрических машин. Сущность ее заключается в следующем. Строительная организация по эскизам электромонтажной организации изготовляет деревянные бруски (шаблоны) толщиной 25—30 мм. Затем строители, под контролем электромонтажников, до затвердения бетона фундамента после последней подливки укладывают деревянные шаблоны на опорную поверхность фундамента в местах установки подкладок (рис. 3).

Рис. 2. Укладка деревянных шаблонов на опорную поверхность фундамента в местах установки подкладок.
1 — фундамент; 2 — деревянные шаблоны; 3 — уровень.

Длину и ширину шаблонов предусматривают на 80— 100 мм больше длины и ширины подкладок, размеры которых определяют по установочным размерам фундаментных плит. После затвердения бетона шаблоны снимают. Площадки на бетоне под шаблонами не требуют дополнительной зачистки и подрубки.
Рассмотренная технология подготовки фундаментов была впервые успешно применена при монтаже электрических машин прокатного стана «2000» и непрерывно-заготовочного стана на двух металлургических заводах и позволила значительно сократить трудовые затраты на установку и выверку фундаментных плит.
Для того чтобы выполнить необходимые операции по подготовке фундаментов для установки электрических машин, электромонтажная организация должна заблаговременно получить конструктивные чертежи фундаментных плит со всеми установочными размерами и расположением ребер жесткости.

Техническое обслуживание электродвигателей

Электродвигатель является оборудованием, которое при работе постоянно находится под высокой механической нагрузкой. В зависимости от условий эксплуатации нагрузка может быть постоянной или неравномерной, плавной или с рывками. У всех двигателей корпуса постоянно испытывают вибрацию и крутящий момент.

Исправная работа электродвигателей и исполнительного механизма впрямую зависит от надёжности опоры, на которую они установлены. Фундаменты под двигатели должны обладать достаточной прочностью и надёжностью, чтобы выдерживать:

  • Вибрации в диапазоне частот от 0 до 55 Гц и с ускорениями до 10 м/с². Фундамент под двигатель с повышенным скольжением может испытывать вибрационное ускорение до 2g.
  • Рывки, которые происходят при запуске двигателя или его заклинивании.
  • Крутящий момент для двигателя с муфтовым соединением и направленную силу – для привода с соединением ременным.

При работе агрегата опасным для фундамента является механический резонанс. Поэтому нужно рассчитать так, чтобы его собственная частота с установленным на нём двигателем не была кратной частоте напряжения в сети электропитания.

Электродвигатели должны крепиться к фундаменту надёжно, с исключением возможности самопроизвольного откручивания гаек при вибрации или срыва при рывках.

Металлический фундамент надлежит защитить от коррозии соответствующим покрытием.

Фундаменты под двигатели должны иметь плоскую поверхность. Отклонения в плоскостности в месте монтажа электродвигателя не должны превышать:

  • для моторов с габаритом по 112 включительно – 0,15 мм;
  • с 132 по 250 – 0,20 мм;
  • выше 250 – 0,25 мм.

Охлаждение

При работе асинхронные электродвигатели выделяют много тепла. Работают они следующим образом.

Принцип их действия основывается на преобразовании электрической энергии в механическую энергию вращательного движения. В статоре генерируется вращающееся магнитное поле. Его силовые линии порождают в обмотке ротора электродвижущую силу. В результате взаимодействия её с бегущим магнитным полем статора возникает момент силы, направленный по касательной к поверхности ротора всегда в одном направлении и заставляющий его вращаться непрерывно.

На омическом сопротивлении обмоток, в магнитопроводах ротора и статора, и на участках трения (в подшипниках) выделяется тепловая энергия. Если его не отводить постоянно, детали электродвигателя (изоляция обмоток и подшипники) могут перегреться и разрушиться из-за этого. Обеспечивается теплоотвод системой охлаждения, которой обязательно должен быть снабжён любой двигатель.

Воздушное охлаждение

В большинстве электродвигателей используется именно такая система охлаждения. К ней предъявляются следующие требования:

  • Каналы подачи холодного и отвода горячего воздуха должны быть свободны от помех.
  • Минимальное расстояние отверстий подачи воздуха от охлаждаемых участков – половина высоты оси ротора;
  • Отверстия для вентиляции всегда должны быть чистыми.

У электродвигателей с такой системой поток воздуха направляется на рабочий конец вала. Для исключения излишнего нагрева двигатель не должен находиться под прямым солнечным излучением, вблизи отопительных приборов и нагревающегося при работе оборудования.

Нельзя:
  • отводимого из него горячего воздуха вновь к двигателю;
  • жидких веществ и твёрдых предметов в систему вентиляции.

Мощность встроенной системы охлаждения электродвигателя не обеспечит должный уровень теплоотвода в случае:

Читайте также: