Технологическая карта на устройство опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве

Обновлено: 20.05.2024

Технологическая карта на возведение монолитных конструкций жилых и общественных зданий в крупнощитовой опалубке

В технологической карте рассмотрено устройство столбчатых монолитных фундаментов под железобетонные колонны с использованием металлической опалубки.

В технологической карте рассмотрены вопросы возведения монолитных конструкций стен и перекрытий в крупнощитовой алюминиевой опалубке конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП.

Приведены организация и технология строительных процессов, указаны основные правила техники безопасности. Представлены конструктивные схемы по организации и технологии работ.

Технологическая карта разработана АОЗТ ЦНИИОМТП (Б.В. Жадановский зав. отделом, канд. техн. наук О.В. Баранов, Л.В. Жабина при участии зав. сектором компьютерных и информационных технологий Ягудаева Л.М.).

Рекомендовано к рассмотрению решением Научно-технического совета ЦНИИОМТП.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на возведение в крупнощитовой опалубке монолитных железобетонных конструкций (стены, перекрытия) типового этажа четырехэтажного жилого дома.

1.2. В качестве аналога принят четырехэтажный 16-квартирный жилой дом с размерами в плане 33,6 ´ 13,2 м (по осям), разработанный КБ по железобетону им. А.А. Якушева (см. рис. 1 - 4).

1.3. Технологической картой предусматривается устройство монолитных железобетонных конструкций стен и перекрытий с применением алюминиевой крупнощитовой опалубки конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП (Р.Ч. Э119-2.00.000).

1.4. Здание имеет следующие конструктивные решения: фундаменты - ленточные из монолитного железобетона; стены наружные - из монолитного железобетона толщиной 500 мм; стены внутренние - из монолитного железобетона толщиной 220 мм; перекрытия - монолитные из железобетона толщиной 160 мм.

1.5. В состав работ, рассматриваемых технологической картой, входят: монтаж опалубки;

бетонирование наружных и внутренних стен;

1.6. Работы ведут в одну смену в летний период.

Примечание . При бетонировании конструкций при отрицательной температуре используются традиционные методы зимнего бетонирования.

1.7. АОЗТ ЦНИИОМТП разработана новая конструкция универсальной унифицированной опалубки из легких алюминиевых сплавов: модульная крупнощитовая опалубка для бетонирования стен и разборно-переставная опалубка перекрытий. Крупнощитовая опалубка состоит из модульных щитов, каркас которых выполнен из алюминиевых сплавов и палубы из ламинированной фанеры толщиной 18 мм. В комплект входят также подкосы для установки, рихтовки и закрепления щитов, подмости для бетонирования, замки для соединения щитов, тяжи для восприятия давления бетонной смеси и др.

Опалубка собирается из щитов, которые соединяются замками, с выравниванием по наружной поверхности профиля и упоров. Для зажима и фиксации служит эксцентрик. Размеры и расположение выступов для установки замков унифицированы, поэтому могут быть использованы все основные замки зарубежных фирм (возможна также стыковка со щитами опалубки других фирм). При использовании между щитами вставок применяются замки с большой базой.

Опалубка перекрытий состоит из продольных и поперечных рам с винтовыми домкратами, балок и вилок для их установки.

2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. Для начала работ по возведению надземной части из монолитного железобетона должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».

2.2. До начала монтажа крупнощитовой опалубки должны быть выполнены следующие работы: разбивка осей стены; нивелировка поверхности перекрытий; произведена разметка положения стен в соответствии с проектом; на поверхность перекрытия краской должны быть нанесены риски, фиксирующие рабочее положение опалубки; подготовлена монтажная оснастка и инструмент; основание очищено от грязи и мусора (стройгенплан представлен на рис. 5).

Опалубочные работы

2.3. Опалубка на строительную площадку должна поступать комплектно, пригодной к монтажу и эксплуатации, без доделок и исправлений.

2.4. Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия башенного крана КБ-100.0А. Все элементы опалубки должны храниться в положении соответствующем транспортному, рассортированные по маркам и типоразмерам. Хранить элементы опалубки необходимо под навесом в условиях, исключающих их порчу. Щиты укладывают в штабели высотой не более 1 - 1,2 м на деревянных прокладках. Остальные элементы в зависимости от габаритов и массы укладывают в ящики.

2.5. Монтаж и демонтаж опалубки ведут при помощи башенного крана КБ-100.0А.

2.6. Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов, конструктивно связанных поддерживающими элементами, элементов соединения и крепления. Щиты оборудуются подмостями для бетонирования, регулировочными и установочными домкратами.

ФАСАД В ОСЯХ 1-11

ФАСАД В ОСЯХ 11-1

ПЛАН ТИПОВОГО ЭТАЖА

СТРОЙГЕНПЛАН

1 - возводимое здание;

2- кран башенный КБ-100.0А;

3 - шкаф электропитания крана;

4 - контрольный груз;

5 - площадка приема бетонной смеси;

6 - площадка складирования строительных материалов;

7- бытовые помещения;

8 - въезд (выезд) на территорию строительной площадки;

9 - граница опасной зоны;

10 - ограждение строительной площадки;

11 - прожектор на опорах;

12 - временная дорога.

Конструкция щитов опалубки предусматривает возможность их установки и соединения друг с другом в вертикальном и горизонтальном положении.

В ребрах каркаса щитов выполнены отверстия для навески кронштейнов, лестниц и для установки подкосов и кронштейнов.

2.7. Монтаж опалубки следует начинать с укладки по всему контуру бетонируемой конструкции научных реек. Внутренняя грань рейки должна совпадать с наружной гранью бетонируемой стены. После выверки маячных реек на них яркой краской наносят риски, обозначающие граничное положение опалубочных щитов, после чего краном монтируют щиты по длине стены. Щиты верхнего яруса устанавливают на многоэтажные подмости, закрепленные к забетонированный стене. Раскладка щитов и специализация элементов опалубки стен щитового этажа представлены на рис. 6, 7.

2.8. Опалубку стен устанавливают в два этапа: сначала монтируют опалубку одной стороны стены на всю высоту этажа, а после установки арматуры монтируют опалубку второй стороны.

2.9. Опалубка перекрытий состоит из рам с домкратами, продольных (высотой 160 мм) и поперечных (140 мм) балок и вилок для их установки. Устройство и спецификация элементов опалубки перекрытия представлены на рис. 8.

2.10. За состоянием установленной опалубки должно вестись непрерывное наблюдение в процессе бетонирования. В случае непредвиденных деформаций отдельных элементов опалубки или недопустимого раскрытия щелей следует устанавливать дополнительные крепления и исправлять деформированные места.

2.11. Демонтаж опалубки разрешается проводить только после достижения бетоном требуемой согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» прочности и с разрешения производителя работ.

2.12. Отрыв опалубки от бетона должен производиться с помощью домкратов. Бетонная поверхность в процессе отрыва не должна повреждаться. Использование кранов для отрыва опалубочных щитов запрещено.

2.13. После снятия опалубки необходимо: провести визуальный осмотр элементов опалубки; очистить от налипшего бетона все элементы опалубки; произвести смазку поверхности палуб, проверить и нанести смазку на винтовые соединения;

провести сортировку элементов опалубки по маркам.

Арматурные работы

2.14. До монтажа арматуры необходимо:

тщательно проверить соответствие опалубки проектным размерам и качество ее выполнения;

составить акт приемки опалубки;

подготовить к работе такелажную оснастку, инструменты и электросварочную аппаратуру;

очистить арматуру от ржавчины;

проемы в перекрытиях закрыть деревянными щитами или поставить временное ограждение.

2.15. Плоские каркасы и сетки перевозят пакетами. Пространственные каркасы во избежание деформации при перевозке усиливают деревянными креплениями. Арматурные стержни транспортируют связанными в пачки, закладные детали - в ящиках. Арматурные каркасы и сетки крепятся к транспортным средствам с помощью поверхностных скруток или растяжками.

2.16. Поступившие на строительную площадку арматурные стержни укладывают на стеллажах в закрытых складах, рассортированными по маркам, диаметрам, длинам, а сетки хранят свернутыми в рулоны в вертикальном положении. Плоские сетки и каркасы должны лежать на подкладках и прокладках штабелями в зоне действия башенного крана. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м.

Плоские и пространственные каркасы массой до 50 кг подают к месту монтажа башенным краном в пачках и устанавливают вручную. Отдельные стержни подаются к месту монтажа пучками, сетки - при помощи траверсы по три штуки.

2.17. На опалубке до установки арматурных каркасов мелом размечают места их расположения. Для временного крепления арматурных каркасов к опалубке используются струбцины.

Временное крепление каркасов по вертикали, выравнивание искривленных выпусков арматуры и установление осевого смещения свариваемых стержней осуществляются струбцинами. После установки и выверки каркасов к ним по одному привязывают при помощи проволочных скруток горизонтальные стержни.

2.18. Для образования защитного слоя между арматурой и опалубкой устанавливают фиксаторы с шагом для стен 1 - 1,2 м, перекрытий - 0,8 - 1,0 м.

2.19. Стыкование каркасов по вертикали, а также пространственных каркасов по горизонтали предусматривается сваркой.

РАСКЛАДКА ЩИТОВ ОПАЛУБКИ СТЕН ТИПОВОГО ЭТАЖА


- добор по месту

Примечания : 1. Позиции см. рис. 7.

2. Щиты настила условно не показаны.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОПАЛУБКИ НА СТЕНЫ ТИПОВОГО ЭТАЖА

Замок для добора

ОПАЛУБКА ПЕРЕКРЫТИЯ

Спецификация элементов опалубки перекрытия

Рама (ширина 1,2 м)

Балка h = 160 мм

Балка h = 140 мм

2.20. Приемка смонтированной арматуры осуществляется до укладки бетонной смеси и оформляется актом на скрытые работы. С этой целью проводят наружный осмотр и инструментальную проверку размеров конструкций по чертежам. Расположение каркасов, стержней, их диаметр, количество и расстояние между ними должны точно соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, контролируют наружным осмотром и выборочными испытаниями. Армирование и спецификация арматурных изделий на стены и перекрытие типового этажа представлены на рис. 9 - 15.

Бетонирование стен и перекрытий

2.21. До начала укладки бетонной смеси должны быть выполнены следующие работы:

проверена правильность установки арматуры и опалубки;

устранены все дефекты опалубки;

проверено наличие фиксаторов, обеспечивающих требуемую толщину защитного слоя бетона;

приняты по акту все конструкции и их элементы, доступ к которым с целью проверки правильности установки после бетонирования невозможен;

очищены от мусора, грязи и ржавчины опалубка и арматура;

проверена работа всех механизмов, исправность приспособлений, оснастки и инструментов.

2.22. Доставка на объект бетонной смеси предусматривается автобетоносмесителями СБ-92В-2 или СБ-159Б-2.

2.23. Подача бетонной смеси к месту укладки рассмотрена в двух вариантах:

1) башенным краном КБ-100.0А в поворотных бункерах вместимостью 1,0 м 3 смеси конструкции АОЗТ ЦНИИОМТП с боковой выгрузкой и секторным затвором;

2) при помощи автобетононасоса СБ-170-1 (СБ-170-1А) с дальностью подачи бетонной смеси по горизонтали 19 м, по вертикали 22 м.

Схемы производства бетонных работ при подаче бетонной смеси краном в бункерах или автобетононасосом представлены на рис. 16 - 19.

2.24. В состав работ по бетонированию входят:

прием и подача бетонной смеси;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании стен;

укладка и уплотнение бетонной смеси при бетонировании перекрытий;

уход за бетоном.

2.25. Для загрузки бетонной смесью поворотные бункеры не требуют перегрузочных эстакад, а подаются к месту загрузки бетонной смесью башенным краном, который устанавливает бункеры в горизонтальном положении.

Автобетоносмеситель задним ходом подъезжает к бункеру и разгружается. Затем башенный кран поднимает бункер и в вертикальном положении подает его к месту выгрузки. В зоне действия башенного крана обычно размещают несколько бункеров вплотную один к другому с расчетом, чтобы суммарная вместимость их равнялась вместимости автобетоносмесителя. В этом случае загружаются бетонной смесью все подготовленные бункеры и затем башенный кран подает их к месту выгрузки.

2.26. Нормальная эксплуатация автобетононасоса обеспечивается в том случае, если по бетоноводу перекачивают бетонную смесь подвижностью 4 - 22 см, что способствует транспортированию бетона на предельные расстояния без расслоения и образования пробок.

2.27. Подбор и назначение состава бетонной смеси осуществляется строительной лабораторией. Проверку рабочего состава производят путем опытного перекачивания автобетононасосом бетонной смеси и испытания образцов, изготовленных из отобранных после перекачивания проб бетонной смеси.

2.28. Стены бетонируют участками, заключенными между дверными проходами. Бетонную смесь укладывают слоями 30 - 40 см. Каждый слой бетона тщательно уплотняют глубинными вибраторами. Глубина погружения рабочей части вибратора при уплотнении вновь уложенной бетонной смеси в ранее уложенный слой - 5 - 10 см. Шаг перестановки вибратора не должен превышать 1,5 радиуса его действия. В углах и у стенок опалубки бетонную смесь дополнительно уплотняют штыкованием ручными шуровками. Касание вибратора во время уплотнения бетонной смеси к арматуре и опалубке не допускается. Вибрирование на одной позиции заканчивается при прекращении оседания и появлении цементного молока на поверхности бетона. Извлекать вибратор при перестановке следует медленно, не включая двигателя, чтобы пустота под Наконечником равномерно заполнялась бетонной смесью.

Перерыв между этапами бетонирования (или укладкой слоев бетонной смеси) должен быть не менее 40 минут, но не более двух часов.

1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.1 Настоящая технологическая карта разработана на устройство разборно-переставной мелкощитовой опалубки, предназначенной для возведения монолитных лестничных маршей при строительстве жилых, административных и промышленных зданий и сооружений.

1.2 Лестницы подразделяются на одномаршевые прямые и многомаршевые прямые и винтовые (полностью или частично) из монолитного или сборного железобетона.

В настоящей технологической карте в качестве примера принят лестничный марш размером в плане 5,80×3,00 м из монолитного железобетона при высоте типового этажа Н = 3,2 м, конструкция которого представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Конструкция лестничного марша

1.3 При привязке карты к конкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемы работ по разногабаритным щитам, потребность в материально-технических ресурсах, калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производства работ.

1.4 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 До начала производства работ по устройству опалубки лестничных маршей необходимо:

- выполнить бетонирование монолитного перекрытия нижележащего этажа с набором бетоном 80 % прочности от проектной, выше которого будут выполняться работы по бетонированию лестничных маршей;

- забетонировать стены лестничных клеток с формированием специальных ниш для опирания промежуточных лестничных площадок посредством закладки специальных шпонок, которые при демонтаже опалубки стен удаляются;

- выставить временное инвентарное ограждение по периметру перекрытия, проемов лестничных клеток и лифтовых шахт, при этом монтажник, производящий установку временного ограждения, должен быть закреплен предохранительным поясом за страховочный канат, который закрепляется к перекрытиям в местах, указанных мастером или прорабом;

- организовать площадки складирования основных элементов опалубки перекрытия (стойки, главные и второстепенные балки, щиты фанеры);

- выполнить противопожарные мероприятия;

- выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ.

2.2 Поступившие на строительную площадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементы опалубки должны храниться под навесом в условиях, исключающих их повреждения, рассортированные по маркам и типам размеров. Балки и щиты опалубки укладывают в штабели на деревянные прокладки.

Стойки и крепежные элементы складируются в металлических ящиках.

2.3 Основными составляющими опалубки лестничного марша являются аналогичные опалубкам перекрытий элементы, представленные на рисунке 2:

- стойки опалубки (инвентарные телескопические стойки);

- опорные стойки из бруса 100×100 мм;

- прогоны из бруса 150×100 мм;

- листы фанеры толщиной 18 ÷ 21 мм (либо деревянные щиты).


Рисунок 2 - Вариант установки основных элементов опалубки лестничного марша

Поддерживающая конструкция опалубки лестничного марша состоит из одного или двух рядов прогонов из брусьев сечением 150×100 мм, опирающихся на деревянные опоры (опорные стойки из бруса 100×100 мм) или стальные опоры (инвентарные телескопические стойки).

Однако наклонное положение плит лестничного марша затрудняет размещение опор на наклонной части лестницы, располагающихся вертикально в соответствии с вертикальным давлением бетона, а это, в свою очередь, затрудняет установку брусьев на оголовки опор. В связи с этим иногда предпочитают наклонное положение опор, при этом под нижней поверхностью плит лестничного марша они стоят вертикально.

Опалубка нижней стороны плит лестничного марша и площадок, а также боковин лестницы устраивается из досок или щитов. Кроме этого, может быть использована бакелизированная фанера толщиной 18 - 21 мм. На верхней стороне лестницы необходима опалубка для передних сторон ступенек. Она состоит из досок, крепящихся к опалубке боковин короткими прижимными брусками.

Особое внимание следует уделять тщательному креплению стоек с прогонами и наклонных брусьев в целях обеспечения восприятия сдвигающих усилий.

Опалубка ступеней показана на рисунке 3.


Рисунок 3 - Опалубка ступеней лестничного марша

Этот дополнительный элемент жесткости соединяется проволочной стяжкой с брусьями поддерживающей конструкцию. Его необходимо закрепить на нижнем конце для предотвращения сдвига вдоль лестницы. Для этого его крепят подпорками к существующим стенам. Можно также крепить к закладным, заделанным в бетон площадкам, если бетон к моменту бетонирования ступенек набрал достаточную прочность.


Рисунок 4 - Опалубка ступеней лестничного марша с дополнительным бруском

2.4 Фанера, применяемая в качестве палубы опалубки, должна иметь водостойкое покрытие, пропитку или другую обработку рабочих поверхностей. Торцы фанеры и древесные материалы формирующих элементов опалубки должны быть защищены от механических повреждений и проникновения влаги герметиком.

2.5 Установку элементов опалубки лестничных маршей выполнять в следующей технологической последовательности:

- выставить временное инвентарное ограждение по всему периметру перекрытия с ограждением всех монтажных проемов, а также проемов лифтовых шахт и лестничных клеток;

- установить на нижележащий лестничный марш инвентарные телескопические стойки опалубки или, там где это невозможно, стойки из бруса 100×100 мм, а по ним укладывать прогоны из бруса сечением 150×100 мм (поперек лестничного марша);

- при помощи винтовых устройств инвентарных стоек выставить прогоны по высоте, прогоны укладывать с инвентарных площадок монтажника Н = 1,5 м;

- на прогоны внахлестку уложить брусья сечением 100×150 (h) мм (вдоль лестничного марша). Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях показана на рисунке 5;


Рисунок 5 - Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорных брусьев в продольном и поперечном направлениях

- уложить на брусья листы фанеры (палубу) с закреплением их к поперечным балкам шурупами или гвоздями;

- выставить, где необходимо, торцевую опалубку;

- установить опалубку ступеней, закрепив ее с палубой из фанеры;

- произвести смазку палубы и торцевых поверхностей опалубки;

- сдать опалубку по акту приемки-сдачи.

Схема установки опалубки лестничного марша смотри на рисунке 2.

2.6 Плоскости опалубки до начала работ по ее установке должны быть очищены от остатков старого бетона, грязи, ржавчины, наледи и снега и смазаны антиадгезионной смазкой. Все резьбовые соединения должны быть проверены и смазаны. Установка опалубки производится по чертежам проекта производства работ. Смонтированная опалубка должна быть принята по акту.

Опалубку, установленную в проектное положение, удобнее смазывать распылительными удочками типа 6943/9Б и УС-2. Вязкие смазки наносят с помощью валиков или пистолетов.

2.7 Все элементы опалубки перекрытия (опорные стойки, балки и листы фанеры) подавать в контейнерных ящиках, имеющих монтажные петли. Все элементы укладывать в ящики по высоте менее 100 - 150 мм его верхнего бортового ограждения.

Схемы строповки элементов опалубки даны на рисунке 6.


Рисунок 6 - Схемы строповки грузов

2.8 Демонтаж опалубки лестничного марша согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» при пролете до 6 м разрешается производить только после достижения бетоном не менее 70 % проектной прочности. Снятие опалубки следует производить после предварительного отрыва от бетона при отсутствии нагрузок на марш, превышающих допустимые.

При распалубке лестничных маршей палубу вместе с продольными и поперечными балками при помощи винтовых устройств опор отрывают от бетона и опускают. Затем извлекают опалубку ступеней, опалубку боковых поверхностей и устанавливают стойки переопирания. Стойки переопирания устанавливают в наклонном положении, при этом под нижней поверхностью лестничного марша они стоят вертикально. На опорной поверхности их снабжают подкладками и заклинивают.

Схема переопирания стоек показана на рисунке 7.


Рисунок 7 - Схема переопирания стоек

2.9 Демонтаж всех элементов опалубки выполняется вручную со складированием их на перекрытии, последующей укладкой их в металлические ящики, строповкой их краном и переносом на новый участок работ.

2.10 Все листы фанеры каждый раз после демонтажа надо очищать от налипшего цементного раствора, при необходимости смазать. Смазку следует наносить не более чем за 2 часа перед следующим бетонированием.

2.11 В качестве дополнительных средств подмащивания при демонтаже элементов опалубки необходимо использовать площадку монтажника Нр.н. = 1,50 м (проект 4624 ГП Мосоргстрой).

2.12 При разборке опалубки необходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций.

2.13 Монтаж опалубки лестничного марша следующего участка начинать после установки стоек переопирания на предыдущем участке.

2.14 Монтаж и демонтаж основных элементов опалубки следует производить, соблюдая правила производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.15 Все поверхности опалубки, не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими к окружающей среде в условиях эксплуатации. Лицевые и торцевые поверхности палубы должны быть защищены от механических повреждений и увлажнения водостойкими покрытиями.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ по устройству опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве должен осуществляться специалистами (мастером и (или) прорабом) или специальными службами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны, и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.

3.2 Контроль качества работ осуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработки проекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологических карт. Производственный контроль качества должен включать входной контроль рабочей документации, поступающих материалов и изделий, качества поверхности основания, операционный контроль производства работ по установке опалубки лестничных маршей и оценку соответствия выполненных работ по установке опалубки лестничного марша нормативным требованиям.

3.3 При входном контроле рабочей документации проводится проверка ее комплектности и достаточности в ней технической информации. При входном контроле поступающих на объект материалов и изделий для устройства опалубки лестничных маршей проверяется соответствие их стандартам, требованиям рабочих чертежей, наличия сертификатов соответствия, гигиенических и пожарных документов, паспортов и других сопроводительных документов.

Результаты входного контроля должны регистрироваться в «Журнале входящего учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования».

3.4 При приемке установленной опалубки проверяется вертикальность опорных стоек и горизонтальность продольных, поперечных балок и листов фанеры, смещение осей опалубки от проектного положения, правильность установки закладных деталей и проемообразователей. Результаты проверки установленной опалубки регистрируются в «Журнале производства работ».

3.5 Точность изготовления и установки опалубки, а также допустимая прочность бетона при распалубливании должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 - Требования, предъявляемые к опалубке (СНиП 3.03.01-87)

139-06 ТК «Технологическая карта на устройство опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве»

В технологической карте представлены схема устройства опалубки лестничных маршей, контроль качества и приемки опалубочных работ, требования безопасности и охраны труда, приведена потребность в машинах, механизмах и приспособлениях, технико-экономические показатели.
Карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, занимающихся устройством опалубки лестничных маршей, а также работников технического надзора заказчика и инженерно-технических работников строительных организаций, связанных с производством и контролем качества опалубочных работ.

Обозначение: 139-06 ТК
Название рус.: Технологическая карта на устройство опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 06.09.2006
Разработан: ОАО ПКТИпромстрой 125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 26
Утвержден: ОАО ПКТИпромстрой (06.09.2006)
Опубликован: ОАО ПКТИпромстрой № 2006


Открытое акционерное общество

Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства


Генеральный директор, к.т.н.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА
НА УСТРОЙСТВООПАЛУБКИ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ ПРИ МОНОЛИТНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
139-06 ТК

_________Б.И. Бычковский

В технологической карте представлены схемаустройства опалубки лестничных маршей, контроль качества и приемки опалубочныхработ, требования безопасности и охраны труда, приведена потребность в машинах,механизмах и приспособлениях, технико-экономические показатели.

Карта предназначена дляпроизводителей работ, мастеров и бригадиров, занимающихся устройством опалубкилестничных маршей, а также работников технического надзора заказчика иинженерно-технических работников строительных организаций, связанных спроизводством и контролем качества опалубочных работ.

В разработке технологическойкарты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой:

- Новикова Е.И. - разработкатехнологической карты, компьютерная обработка и графика;

- Савина О.А. - компьютернаяобработка и графика;

- Черных В.В. - общеетехнологическое сопровождение;

- Бычковский Б.И. - разработкатехнологической карты, техническое руководство, корректура и нормоконтроль;

- Колобов А.В. - общее техническоеруководство;

- к.т.н. Едличка С.Ю. - общееруководство разработкой технологической документации.

1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.1 Настоящая технологическаякарта разработана на устройство разборно-переставной мелкощитовой опалубки,предназначенной для возведения монолитных лестничных маршей при строительствежилых, административных и промышленных зданий и сооружений.

1.2 Лестницы подразделяются наодномаршевые прямые и многомаршевые прямые и винтовые (полностью или частично)из монолитного или сборного железобетона.


Рисунок 1 - Конструкция лестничного марша

1.3 При привязке карты кконкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемыработ по разногабаритным щитам, потребность в материально-технических ресурсах,калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производстваработ.

1.4 Форма использованиятехнологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационныхтехнологий с включением в базу данных по технологии и организации строительногопроизводства автоматизированного рабочего места технолога строительногопроизводства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 До начала производства работпо устройству опалубки лестничных маршей необходимо:

- выполнить бетонированиемонолитного перекрытия нижележащего этажа с набором бетоном 80% прочности отпроектной, выше которого будут выполняться работы по бетонированию лестничныхмаршей;

- забетонировать стенылестничных клеток с формированием специальных ниш для опирания промежуточныхлестничных площадок посредством закладки специальных шпонок, которые придемонтаже опалубки стен удаляются;

- выставить временноеинвентарное ограждение по периметру перекрытия, проемов лестничных клеток илифтовых шахт, при этом монтажник, производящий установку временногоограждения, должен быть закреплен предохранительным поясом за страховочныйканат, который закрепляется к перекрытиям в местах, указанных мастером илипрорабом;

- организовать площадкискладирования основных элементов опалубки перекрытия (стойки, главные ивторостепенные балки, щиты фанеры);

- выполнить мероприятия,обеспечивающие безопасность производства работ.

2.2 Поступившие на строительнуюплощадку элементы опалубки размещают в зоне действия крана. Все элементыопалубки должны храниться под навесом в условиях, исключающих их повреждения,рассортированные по маркам и типам размеров. Балки и щиты опалубки укладывают вштабели на деревянные прокладки.

Стойки и крепежные элементыскладируются в металлических ящиках.

2.3 Основными составляющимиопалубки лестничного марша являются аналогичные опалубкам перекрытий элементы,представленные на рисунке 2:

- стойки опалубки (инвентарныетелескопические стойки);


Рисунок 2 - Вариант установки основныхэлементов опалубки лестничного марша

Однако наклонное положение плитлестничного марша затрудняет размещение опор на наклонной части лестницы,располагающихся вертикально в соответствии с вертикальным давлением бетона, аэто, в свою очередь, затрудняет установку брусьев на оголовки опор. В связи сэтим иногда предпочитают наклонное положение опор, при этом под нижнейповерхностью плит лестничного марша они стоят вертикально.

Особое внимание следует уделятьтщательному креплению стоек с прогонами и наклонных брусьев в целях обеспечениявосприятия сдвигающих усилий. Опалубка ступеней показана на рисунке 3.


Рисунок 3 - Опалубка ступеней лестничного марша

Если при широких лестницах возникаетопасность прогиба щитов ступенек из-за большого расстояния между конечнымиточками крепления, то необходимо установить посередине дополнительный брус спланками на каждой ступеньке. Схема опалубки ступеней с дополнительным брускомпоказана на рисунке 4.


Рисунок 4 - Опалубка ступеней лестничного марша с дополнительнымбруском

Этот дополнительный элементжесткости соединяется проволочной стяжкой с брусьями поддерживающейконструкцию. Его необходимо закрепить на нижнем конце для предотвращения сдвигавдоль лестницы. Для этого его крепят подпорками к существующим стенам. Можнотакже крепить к закладным, заделанным в бетон площадкам, если бетон к моментубетонирования ступенек набрал достаточную прочность.

2.4 Фанера, применяемая вкачестве палубы опалубки, должна иметь водостойкое покрытие, пропитку илидругую обработку рабочих поверхностей. Торцы фанеры и древесные материалыформирующих элементов опалубки должны быть защищены от механических поврежденийи проникновения влаги герметиком.

2.5 Установку элементов опалубкилестничных маршей выполнять в следующей технологической последовательности:

- выставить временноеинвентарное ограждение по всему периметру перекрытия с ограждением всехмонтажных проемов, а также проемов лифтовых шахт и лестничных клеток;

- при помощи винтовых устройствинвентарных стоек выставить прогоны по высоте, прогоны укладывать с инвентарныхплощадок монтажника Н = 1,5м;


Рисунок 5 - Схема расстановки опорных стоек и раскладки опорныхбрусьев в продольном и поперечном направлениях

- уложить на брусья листы фанеры(палубу) с закреплением их к поперечным балкам шурупами или гвоздями;

- выставить, где необходимо,торцевую опалубку;

- установить опалубку ступеней,закрепив ее с палубой из фанеры;

- произвести смазку палубы иторцевых поверхностей опалубки;

- сдать опалубку по актуприемки-сдачи.

Схема установки опалубкилестничного марша смотри на рисунке 2.

2.6 Плоскости опалубки до началаработ по ее установке должны быть очищены от остатков старого бетона, грязи,ржавчины, наледи и снега и смазаны антиадгезионной смазкой. Все резьбовыесоединения должны быть проверены и смазаны. Установка опалубки производится почертежам проекта производства работ. Смонтированная опалубка должна бытьпринята по акту.

Опалубку, установленную впроектное положение, удобнее смазывать распылительными удочками типа 6943/9Б иУС-2. Вязкие смазки наносят с помощью валиков или пистолетов.

2.7 Все элементы опалубкиперекрытия (опорные стойки, балки и листы фанеры) подавать в контейнерныхящиках, имеющих монтажные петли. Все элементы укладывать в ящики по высотеменее 100-150 мм его верхнего бортового ограждения.

Схемы строповки элементовопалубки дана на рисунке 6.


Рисунок 6- Схемы строповки грузов

2.8 Демонтаж опалубки лестничногомарша согласно СНиП3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» при пролете до 6 мразрешается производить только после достижения бетоном не менее 70% проектнойпрочности. Снятие опалубки следует производить после предварительного отрыва отбетона при отсутствии нагрузок на марш, превышающих допустимые.

При распалубке лестничных маршейпалубу вместе с продольными и поперечными балками при помощи винтовых устройствопор отрывают от бетона и опускают. Затем извлекают опалубку ступеней, опалубкубоковых поверхностей и устанавливают стойки переопирания. Стойки переопиранияустанавливают в наклонном положении, при этом под нижней поверхностьюлестничного марша они стоят вертикально. На опорной поверхности их снабжаютподкладками и заклинивают.

Схема переопирания стоекпоказана на рисунке 7.


Рисунок 7 - Схема переопирания стоек

2.9 Демонтаж всех элементовопалубки выполняется вручную со складированием их на перекрытии, последующейукладкой их в металлические ящики, строповкой их краном и переносом на новыйучасток работ.

2.10 Все листы фанеры каждый разпосле демонтажа надо очищать от налипшего цементного раствора, принеобходимости смазать. Смазку следует наносить не более чем за 2 часа передследующим бетонированием.

2.11 В качестве дополнительныхсредств подмащивания при демонтаже элементов опалубки необходимо использоватьплощадку монтажника Нр.н. = 1,50 м (проект 4624 ГП Мосоргстрой)

2.12 При разборке опалубкинеобходимо принимать меры против случайного падения элементов опалубки,обрушения поддерживающих лесов и конструкций.

2.13 Монтаж опалубки лестничногомарша следующего участка начинать после установки стоек переопирания напредыдущем участке.

2.14 Монтаж и демонтаж основныхэлементов опалубки следует производить, соблюдая правила производства и приемкиработ согласно СНиП3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».

2.15 Все поверхности опалубки,не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены красками, стойкими кокружающей среде в условиях эксплуатации. Лицевые и торцевые поверхности палубыдолжны быть защищены от механических повреждений и увлажнения водостойкимипокрытиями.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ поустройству опалубки лестничных маршей при монолитном строительстве долженосуществляться специалистами (мастером и (или) прорабом) или специальнымислужбами, входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны,и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимуюдостоверность и полноту контроля.

3.2 Контроль качества работосуществляют на всех стадиях технологической цепи, начиная от разработкипроекта и кончая его реализацией на объекте на основе ППР и технологическихкарт. Производственный контроль качества должен включать входной контрольрабочей документации, поступающих материалов и изделий, качества поверхностиоснования, операционный контроль производства работ по установке опалубки лестничныхмаршей и оценку соответствия выполненных работ по установке опалубкилестничного марша нормативным требованиям.

3.3 При входном контроле рабочейдокументации проводится проверка ее комплектности и достаточности в нейтехнической информации. При входном контроле поступающих на объект материалов иизделий для устройства опалубки лестничных маршей проверяется соответствие ихстандартам, требованиям рабочих чертежей, наличия сертификатов соответствия,гигиенических и пожарных документов, паспортов и других сопроводительныхдокументов.

Результаты входного контролядолжны регистрироваться в «Журнале входящего учета и контроля качестваполучаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования».

3.4 При приемке установленнойопалубки проверяется вертикальность опорных стоек и горизонтальностьпродольных, поперечных балок и листов фанеры, смещение осей опалубки отпроектного положения, правильность установки закладных деталей ипроемообразователей. Результаты проверки установленной опалубки регистрируютсяв «Журнале производства работ».

3.5 Точность изготовления иустановки опалубки, а также допустимая прочность бетона при распалубливаниидолжны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Читайте также: