Служение отечеству имеет философский воспитательный культурологический и этот фундамент

Обновлено: 08.05.2024

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Проблема служения Отечеству в среде современной учащейся молодёжи . Со строк П. Когана хотелось бы начать свою работу "… Моё Отечество! Огромное и сильное, терпеливое и непредсказуемое, неповторимое и самобытное, темноглазое и светлоокое! Ты – удивительное смешение Запада и Востока. Твои Уральские горы, как поясок какого-то невероятного платья, разделяют нас на европейцев и азиатов, но в конечном итоге, мы одно целое, как крона дерева, ветви которого гармонично и странно переплели в себе разные культуры и религии. Не измерить Тебя "общим аршином", не окинуть взглядом, "не понять умом"! И только в маленьком и трепетном комочке – сердце, можно уместить тебя, моё Отечество, в самом заветном уголке, подальше от недобрых взглядов и скоропалительных решений". Наша проблема одна из главнейших , которую переживает сейчас Россия.
Актуальность.
Для того, чтобы стать гражданином, патриотом не обязательно быть героем, суперменом, достаточно сочувствовать и сопереживать судьбам Отечества, любить свою Родину такой какая она есть. Ведь другой не будет. И здесь уместно отметить, что отношение человека к своей Родине аналогично отношению сына или дочери к своим родителям. Богословие относит любовь к сфере духа человека. А любовь и преданность без дел мертвы. Их нет в этом случае. У кого много бескорыстных дел в помощь своему народу, называют сынами и дочерьми Отечества. В нашем обществе есть также люди холодные к своей Родине и народу, которые ничего не желают для них сделать. И если сегодня прозвучит призыв «Отечество в опасности!» значительная часть россиян не прореагирует данным образом, хотя все признаки этой опасности обнаруживаются даже на уровне обыденного сознания: сокращения численности населения в России до одного миллиона в год, разворовывание национальных богатств, падение уровня и качества жизни, ослабление Российской Армии и т.д. Все, что было в советское время, может использоваться и должно использоваться: : история советского периода, воплощённая в героизме советского народа, традициях Красной и Советской Армий, история и славные традиции русской дореволюционной армии, Российской Империи, Московского царства. Вот эту проблему служения отечеству в современном мире и патриотического воспитания современной молодёжи я буду рассматривать в своей работе .
Объект
исследования- система ценностей современной российской молодежи.
Предметом
исследования является готовность служения Отечеству и патриотизм в системе ценностных предпочтений у современной молодёжи и в истории России .
Цель
настоящего исследования состоит в том, чтобы, учитывая, глубокие исторические корни Отечества и патриотизма, определить их место и роль в системе ценностей молодежи в постсоветской России, влияние государственно-патриотической идеи на развитие духовного потенциала будущих воинов армии и флота в условиях нестабильности политической и социально-экономической ситуации в стране и в мире. Из
поставленной цели вытекают
задачи
исследования: систематизация теоретических основ патриотизма как духовной основы общества и социально-значимого качества личности и его роли в формировании готовности служению Отечеству у современной учащейся молодежи; анализ ценностных предпочтений современной российской молодежи и факторов их формирования; определение места и роли готовности служению Отечеству и патриотизма в системе ценностных ориентаций молодежи. В работе используются результаты социологического опроса, проведённого на базе школы. Опрос показал, что учащиеся с 5- 11 классы нашей школы готовы идти защищать своё Отечество. Но стоит отметить подростков, у которых сформировалось негативное отношение к армии. Как мне кажется, что это влияние окружающих его друзей, вредные привычки, ну и, конечно же, личный пример родителей . Будущее России находится в прямой зависимости от результатов и патриотического воспитания детей молодежи, от формирующегося нравственного облика подрастающего поколения. Мы живём в эпоху, когда низшее смешивается с высшем или наоборот. В сознание современного человека присутствует эгоистическое западное представление "жизнь - высшая ценность." В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. Например, вот я живу на одной из улиц, названной в честь Героя Советского Союза Ф. Соляника.
Повзрослев, многие из нас понимают понятие«патриотизм» несколько по- разному. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Кого можно считать патриотом? Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: «Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде». Быть патриотом- это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы. Служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Давайте именно на примерах наших выдающихся военных проследим отношение к служению Отечеству. Без освоения исторического прошлого невозможно и полноценное созидание будущего. Исторические примеры вполне могут натолкнуть на полезные размышления, выводы и поступки, касающиеся и нашего настоящего, и будущего. Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует о том, что без патриотизма, без патриотического воспитания не могла добиться успеха ни одна страна . В России было немало фактов, когда народ сплачивался вокруг патриотической и национальной идеи и не раз побеждал внутреннего или внешнего врага. Достаточно вспомнить мужество воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова, массовый, поистине всенародный ратный и трудовой героизм в Отечественной войне 1812 года и первой мировой войне. Можно предположить, что большинство людей были наделены такими качествами- трудолюбие, героизм, долготерпение, скромность, преданность, ответственность – словом, все то, что на протяжении столетий воспринимается как русский национальный характер и душа народа, который свято привержен своему Отечеству. Навечно записаны в книгу воинской славы победы у Гангута и Чесмы, Керчи и Корфу, Наварина и Синопа, у Севастополя и Петропавловска-Камчатского под руководством российских флотоводцев Г.А.Спиридова, Ф.Ф.Ушакова, Н.П.Лазарева, П.С.Нахимова, В.А. Корнилова, В.И.Истомина и многих других. Кого же считали патриотами наши далекие предки и как они его называли? Это «русский сын»,«Отец Отечества» -титул, присвоенный Сенатом Петру Великому, «Сыны Отечества» – обращение к защитникам России Александра I, «Спасители Отечества» – термин М.И.Кутузова . Опираясь на нравственный пример жизни и деятельности Александра Невского, мы можем и обязаны показать , что мироощущение человека,
благоустройство и благополучие его жизни предопределяют духовность, нравственность и культура, а не только и не столько экономика, демократия и право. Александра Невского в 3 года посадили на коня, а с 6 лет брали на большую взрослую охоту и в боевые походы. Воспитанный таким образом, он с детства рассматривал свою жизнь, как государственное и воинское служение Отечеству. Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность. Ныне живущие и грядущие поколения людей должны знать и помнить, как это было, ощущать дух того времени, наполненный беспримерным героизмом бойцов Красной Армии, самопожертвованием людей в тылу, Великой Отечественной войны. Темы эти бесконечны, неисчерпаемы и сегодня еще близки каждому из нас лично. История хранит примеры, когда наши соотечественники, отвергая государственное устройство России, героически сражались за неё, как за своё Отечество. К сожалению, каждый из нас может привести пример, когда современный гражданин России не считает её своим Отечеством и не является её патриотом, любой ценой спасая свою жизнь. Не почитающие, а то и презирающие Отечество граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью и обществом, становятся преступниками. Резко возросла и «помолодела» преступность, а рост преступности ослабляет государство. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. Население, особенно молодежь, подвергается духовному насилию на фоне слабого гражданского общества. Рост социальной инженерии, превалирование технологического подхода (СМИ, ПК, политическая и коммерческая реклама, популизм и т.д.) к обработке граждан дает возможность манипулировать мнением людей, навязывать им свои цели, формировать общественное сознание. Создавая мир, где царствуют потребительские ценности, они одновременно разрушают традиции, сложившиеся веками, предъявляя определенный стандарт как образ того мироустройства, к которому надо стремиться. В результате процессов глобализации и распространения новейших коммуникационных
технологий человек в какой-то степени нивелирован, атомирован, теряет индивидуальность, становится безликим элементом социальной машины, беспрецедентного воздействия чудовищно развившихся социально- политических организаций, жертвой обезличенного социального прогресса и постоянной конфронтации масс и политических элит. Опора на национальные культурные традиции совмещение их с потоком экономических и социальных нововведений позволили бы не только смягчить естественное напряжение между «традиционным» и «современным», но и избежать тотального разрушения страны, которое происходило в 90-е годы. В этом плане патриотизм как приоритет образования создает его новый облик жизни гражданина России, новое понимание смыслоценности развития человека, формирует новый социальный заказ, которые теперь становятся не просто приобретением специальности или повышением личного статуса, условием карьерного роста, но основой воспроизводства личности, социума, общества и государства. Итак, что же такое патриотизм сегодня? Какой будет Россией в начале третьего тысячелетия? В каком обществе мы живем? Будет ли наше Отечество другим? Мы живем в мирное, но неспокойное время, и каждый из нас понимает, что защита Отечества это не какая-то гипотетическая идея, не что-то, не касающееся нас, – Проблема социализации молодежи является одной из вечных проблем, поскольку процесс социализации является по существу процессом восприятия подрастающими поколениями социального опыта и идеалов предыдущих поколений, т. е. социального опыта идеалов, накопленных и выработанных всей историей развития человеческого общества. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности. Введение службы по контракту неминуемо приведет к разрушению национального самосознания граждан России, утрате ими качеств патриотов и защитников Отечества. И это может стать одной из причин разрушения России как единого государства. Примеры Римской Империи и Византии это подтверждают. Подвиги за деньги не совершаются. Контрактом самопожертвование и подвиги не предусмотрены. Существует тонкая грань между государством и Отечеством. Государство – это официоз, власть, часто не любимая, а Отечество – это нечто иное и большее, это родная земля, дом, семья. В действиях, помыслах человек должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания. Практически утратили свою патриотическую составляющую соревнования,
посвященные памяти выдающихся российских спортсменов, тренеров, ученых и участников Великой Отечественной войны. Человек, теряющий историческую память, связь с родной землей и близкими, пренебрегающий их интересами, неизбежно утрачивает свою гражданственность и превращается в конечном итоге в бездушную индивидуума общества потребления, не способного заботиться о своей семье, отстаивать национальные интересы Отечества и защищать его. От результатов процесса воспитания, осуществляемого в наши дни разнонаправленными силами, напрямую зависит, быть ли России мироводержавой с мощным социально- экономическим, научным, культурным и духовным потенциалом, обеспечивающей реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, или постепенно трансформироваться в территориальное образование, специализирующееся в основном на поставках за рубеж интеллектуальных и природных ресурсов. Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие. Итак, можно сделать вывод. Сегодня патриотическое воспитание должно быть одним из приоритетных направлений молодёжной политики. Проблемами молодёжи обязаны заниматься практически все структуры. Работа по патриотическому воспитанию должна идти в тесном сотрудничестве с учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, руководителями объединений и, прежде всего, с семьёй. Всё это позволит воспитать у молодёжи чувство патриотизма, приобрести навыки и умения для дальнейшей жизни, воспитать в себе гражданина. Долг человека– это когда каждый на своём месте занимается своим делом, и делает его хорошо. Кто-то учится; кто-то работает: за столом, за станком, на заводах, на фабриках, на полях; или играет в футбол; или ведёт сложные переговоры… Не важно что это, но обязательно, чтобы каждый чувствовал, что делает он одно общее, большое и важное дело, которое всем очень нужно и необходимо, и направлено оно, прежде всего, на благо, для процветания и воскрешения нашего огромного и чудесного Отечества, которое называется Россией!

Служение отечеству имеет философский воспитательный культурологический и этот фундамент

Вопросы:
1. Взаимосвязь понятия «защита Отечества» с понятиями «гражданин», «менталитет», «долг», «обязанность».
2.
Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

В современной России принимаются меры, направленные на формирование патриотических чувств у подрастающего поколения, на обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение целостности общества, традиций, культуры и, самое главное, на сохранение генофонда и государства. Претворить в жизнь эти цели возможно через актуализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.


В этих условиях все больше проявляется потребность как в теоретическом обосновании, так и в практическом внедрении в жизнь мировоззренческих, нравственных и духовных основ сознательного служения Отечеству.

Географическое положение нашей страны вынуждало власть всегда быть во всеоружии. В свою очередь разноплеменные народы, населявшие Русь, во время опасности всегда объединялись для отпора врагу. Частота вражеских набегов и нападений на наши земли обусловила то, что защита Отечества стала не только неотъемлемой функцией граждан страны, но и одной из главных обязанностей.
На протяжении всей истории Древней Руси, позже России, летописи и хроники пестрят многочисленными примерами доблести, чести, самопожертвования во имя защиты Отечества.
Во многих источниках Древней Руси сохранились сведения о героях, прославивших себя на боевом поприще. Если изначально защита Отечества рассматривалась с позиции службы князю в том или ином владении (с учетом того, что воины могли переходить от одного князя к другому), то впоследствии это понятие стало трактоваться шире, именно как служба всему Отечеству, что отражалось в таких лозунгах, как «За матушку Русь», «На благо Отечества».
Постепенно служение Отчеству переросло в священный долг. Долг человека, гражданина как святость в первую очередь, а уже только потом как обязанность.
Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант граф М.С. Воронцов (1782-1856 гг.) писал в «Наставлении» от 1815 г.: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания».
Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа.
Согласно «Большой советской энциклопедии» менталитет - (от позднелат. mentalis - «умственный») - это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Менталитет российского народа складывался сотни лет: это результат синтеза многочисленных культур различных народов, населявших территорию страны, обычаи и традиции, постоянное ожидание опасности, частые вооруженные конфликты с кочевыми племенами, коллективное, общинное начало во всем без исключения, самопожертвование. Однако дать четкое определение российскому менталитету очень трудно.
Выражение «гражданин своей страны» звучит гордо, но зачастую не совсем понятно для некоторых людей. Само понятие «гражданин» пришло к нам из Древней Греции. Оно возникло в тесной связи с понятиями «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности, в том числе служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права.
В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:
1. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данного государства, имеет все права, гарантируемые Конституцией этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.
2. Гражданин - это человек, кото рый знает свои права и обязанности и участвует в больших и малых делах своей страны. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская гордость.
В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло и в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.
Проблема сегодняшнего восприятия понятия «гражданин» состоит в том, что в советской России часто понятие «гражданин» противопоставлялось слову «товарищ». Отсюда сегодняшнее порой негативное понимание данного понятия. Несмотря на это, понятие «гражданин» неразрывно связано с гражданской позицией, гражданским долгом, с защитой гражданином своей страны, развитием социальной политики государства, с желанием людей быть гражданами той или иной страны.
Статья 6 Конституции РФ гласит:
«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».
Зачастую обывателям тяжело воспринимать понятие «гражданин» как возвышенное, священное. В связи с этим обществу, власти, субъектам воспитания необходимо наполнять этот термин соответствующим содержанием с помощью искусства, литературных произведений, кинематографа, примеров из истории, то есть всего того, что является неотъемлемой составляющей патриотического воспитания.
Статья 59 Конституции РФ гласит:
«1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».
В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова, как «долг и обязанность». Главный закон страны не рассматривает защиту Отечества как «заслуженную честь» или «заслуженное право». Поэтому понимание защиты Отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, агитационной работой, а самое главное - обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина - о государстве.
Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.

2

Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.
«Большая советская энциклопедия» приводит определение мировоззрения как системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение - это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения.
Само по себе мировоззрение не появляется. Чтобы создать условия для его развития и становления, необходимо опираться на традиции, историю, сравнительный анализ как исторических эпох, так и различных стран. Мировоззренческие основы оказывают огромное влияние на сознательное служение каждого гражданина страны Отечеству.
Наравне с мировоззрением фундаментом осознания своего долга перед Родиной является и нравственность.
Нравственность - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Д. Ушаков в своем словаре дает определение нравственности как совокупности норм, определяющих поведение человека.
Нравственность - это принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность, как следует из определения, основана на свободной воле, нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
Нравственные регулятивы в обществе и в армии - это правила поведе ния, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает те регулятивы, которые наиболее подходят для него.
Генерал-лейтенант Н.Д. Бутовский в статье «Воспитательные задачи командира роты» писал: «Оставьте солдата без воздействия на его нравственные свойства, и вы получите в результате человека, буквально ненавидящего службу».
Протоиерей Алексий Марченко в статье «Православное пастырство в современной Российской армии в свете «Основ учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорит: «Армейскому коллективу должна быть присуща победоносная духовно-нравственная сила, которая может быть выражена в категориях любви и внутренней свободы человеческой личности.
Воинское служение невозможно без любви к Отечеству, без воспитания у военнослужащих патриотического начала, которое должно переживаться совокупно с любовью к ближнему».
Духовная свобода солдата, как любой другой личности, выражается в свободе нравственного выбора между правдой и ложью, добром и злом, верностью Родине и предательством, служением и уклонением от службы. Нравственный выбор для солдата не перестает существовать как в мирное, так и военное время. Все выдающиеся полководцы отмечали, что воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравственной платформе. Без нравственных основ армия превращается в сборище вооруженных людей, способных на самые страшные преступления и злодеяния.
В любой социальной сфере нравственные качества и ценности имеют превалирующее значение, особенно в армии. Так, М.Д. Скобелев отмечал: «. Известно, что на войне нравственный элемент относится к физическому как 3:1. Это отражается на духе части. »
Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, Церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности.
До революции 1917 г. духовность в армии означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.
Известный философ Н. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «Я» человека. Именно духовность, по его убеждению, есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. «Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги», - писал Н. Бердяев.
Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины - служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом.
Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.
Для успешного становления вышеуказанных категорий необходимо создать ряд условий:
- предпосылки формирования патриотических чувств;
- заинтересованность государства в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
- развитие воспитания с культурологическим оттенком;
- опора на исторические факты и историю Отечества в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
- теоретическая, материальная и организационная помощь государства в дальнейшем развитии и упрочении мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан.
Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту Отечества и долг перед Отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Методические рекомендации
Руководитель занятия должен обратить внимание на философскую, этическую терминологию как одну из сложнейших сторон темы.
Актуально будет привести примеры из жизни для наполнения рассматриваемых понятий личностно значимым для каждого слушателя содержанием. Для наиболее качественного изучения данной темы руководителю занятия целесообразно подвигнуть слушателей высказывать свои точки зрения на поставленные вопросы, поскольку они являются дискуссионными.

Рекомендуемая литература:
1. Бутовский Н. Воспитательные задачи командира роты / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В.Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
2 . Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
3 . Взгляды М.Д. Скобелева на военное дело. / О долге и чести воинской в российской армии /Под ред. Лобова В.Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
4 . Конституция РФ.
5 . Наставления графа М.С. Воронцова / О долге и чести воинской в российской армии/Под ред. Лобова В.Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
6 . О нравственном образовании военных людей. Военный журнал, 1812 г. / О долге и чести воинской в российской армии / Под ред. Лобова В. Н. - М.: Воениздат, 1991 г.
7 . Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2000 .

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель
Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,
кандидат педагогических наук

Итоговый урок по обществознанию на тему "Защита Отечества" (7 класс)

Обобщающий урок по обществознанию по теме: «Защита Отечества» Учитель истории.

Обобщающий урок по обществознанию по теме: «Защита Отечества» Учитель истории

1 слайд Описание слайда:

Обобщающий урок по обществознанию по теме: «Защита Отечества» Учитель истории и обществознания Зайцева Надежда Иосифовна МБОУ СОШ №4 Г. Солнечногорск


2 слайд Описание слайда:

Отечество Понятие Отечество подразумевает собой страну предков человека, это

3 слайд Описание слайда:

Отечество Понятие Отечество подразумевает собой страну предков человека, это слово означает больше, чем место. Это корни, культура, уклад. То же самое, как мы носим отчество нашего отца, так и место, в котором мы живем, является нашим отечеством. “…нельзя человеку появиться из ниоткуда и отказаться от своего прошлого, культуры и предков…” У нас принято говорить о недостатках нашего Отечества и забывать о его достоинствах. Мы не обращаем внимания на подвиги, совершенные нашими отцами для всего человечества. Вторая Мировая война названа Великой Отечественной. Она забрала много наших отцов и дедов. Она забрала у нас часть Отечества, ту его часть, которая была смелой, ответственной и любила свою землю.

Защита Отечества Защита Отечества – охрана, оборона своего государства, своей

4 слайд Описание слайда:

Защита Отечества Защита Отечества – охрана, оборона своего государства, своей страны, своей Родины от нападения извне и в ходе самих военных действий. Конституция Российской Федерации в статье 59 подчеркивает, что Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; а статья 71 предусматривает защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. Защита Отечества – конституционная обязанность гражданина Российской Федерации. Статья 59 Конституции РФ: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответств

5 слайд Описание слайда:

Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Для россиянина его суть заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.

Долг Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений сове

6 слайд Описание слайда:

Долг Долг – нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе являются гражданский и патриотический долг перед Отечеством. В отношении защиты государства в Конституции приводятся такие слова, как «долг и обязанность». Понимание защиты Отечества как долга и обязанности гражданина Российской Федерации необходимо дополнять все тем же патриотическим воспитанием, созданием условий для развития и роста патриотических чувств среди молодого поколения, а самое главное - обоюдной заботой государства о гражданине, а гражданина - о государстве.

Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в

7 слайд Описание слайда:

Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. Служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.

Воинский долг Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военно

8 слайд Описание слайда:

Воинский долг Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, - отмечается в законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих: быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира; дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.


9 слайд

Исследовательский проект на тему "Служение Отечеству"

Проект на конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников на тему:

Предметное направление: гуманитарное

Автор: Буслаев Евгенией Александрович

Наименование образовательного учреждения:

МБОУ «Александровская ООШ»

Руководитель: Воробьёва Ирина Ивановна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МБОУ «Александровская ООШ»

д. Александровка, 2017г

Тип проекта: исследовательский.

Актуальность

Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами « Честь» и «Доблесть», «Мужество» и «Слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества.

В наши дни многие люди пытаются уклониться от службы в армии, от выполнения своего долга перед Родиной. Я считаю, что это вовсе неправильно. Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой. Данная проблема сейчас очень актуальна. Вот почему объектом моего исследования стала тема «Служение Отечеству»

Основные вопросы:

Является ли служба в армии долгом и обязанностью?

Связана ли история моей семьи с историей страны?

Цель: Формирование представления об истории своей страны, связи истории страны с историей моей семьи, а также представления о воинском долге.

Показать связь истории страны с историей моей семьи.

Воспитать чувства достоинства, мужества, преданности Родине и своему народу, гордости за своих родных.

Изучить литературу и опросить родственников, ознакомиться с историей своей семьи через фотографии.

Гипотеза: Служение Отечеству является долгом и обязанностью каждого человека.

Предполагаемые результаты проекта:

• Создание представления о связи истории страны с историей конкретной семьи;

• Пополнение знаний о своих родственниках, об исполнении ими долга перед Родиной.

• Повышение чувства мужества, достоинства, гордости за своих родных, преданности Родине.

Необходимое оборудование:

Этапы работы над проектом:

Подготовительный: определение целей и темы проекта, формулирование проблемы исследования.

Планирование: определение источника информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата.

Принятие решений: сбор и уточнение информации.

Выполнение: анализ информации, выполнение проекта, формулирование вывода.

Заключительный: оценка результатов.

Основная часть

С древних времен нашу Родину защищали ее лучшие сыны. Можно вспомнить былинных богатырей, стрелецкое войско, гусар, казаков. Всегда для защиты страны выбирались самые сильные, самые подготовленные мужчины.

В годы Великой Отечественной войны именно наша армия смогла защитить нас от фашизма.

Великая Отечественная война

Началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.

За доблесть, мужество и героизм в борьбе с врагами отчизны во все времена воины награждались орденами и медалями.

Согласно 59 статье Конституции Российской Федерации, "защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ". Всеобщая воинская обязанность наступает в возрасте 18 лет.Служить в армии призываются молодые люди, годные к службе по состоянию здоровья.

Наша современная армия способна защитить свою страну и ее граждан

Наше государство заботится о своих воинах, старается чтобы были созданы самые лучшие условия для службы.

61 год служения Отечеству

Буслаев Александр Васильевич (прадедушка)

Родился в 1892 году в деревне Малые Кошелеи. Окончил второклассную школу в 1908 году, а затем в 1915 году окончил Иркутскую военную школу. Был Кошелеевским волостным писарем. С 1914 по 1917 года участвовал в Первой Мировой войне. Далее с 1934 года до выхода на пенсию работал бухгалтером. Имеет множество медалей и Почетных грамот.

Буслаев Алексей Александрович (дедушка)

Родился в 1925 году в деревне Малые Кошелеи. В 1943 году окончил Комсомольскую среднюю школу. Потом его забрали на Великую Отечественную войну. Во время войны был танкистом, водителем автомобиля. Домой вернулся только в 1948 году, и в 1952 году закончил Вурнарский зооветтехникум по специальности зоотехник по пчеловодству. После работал главным зоотехником по пчеловодству Комсомольского и Яльчикского районов, инструктором по вождению автомобиля в Комсомольской средней школе, товароведом в Комсомольском РАЙПО. За участие в ВОВ был награжден многими медалями и орденом Великой Отечественной войны II степени.

Буслаев Сергей Александрович (брат дедушки)

Родился в 1922 году в деревне Малые Кошелеи. В 1940 году окончил среднюю школу и с 1941 по 1946 года принимал участие в Великой Отечественной войне. После в 1951 году окончил Казанский юридический институт. Работал директором Комсомольского мясокомбината, прокурором Комсомольского района и районным народным судьей. Имеет много медалей, Почетных грамот и благодарностей.

Буслаев Александр Алексеевич (отец)

Родился 27 января 1959 года в городе Оха Сахалинской области. Вырос в селе Комсомольское, в 1976 году закончил Комсомольскую среднюю школу. Затем в 1981 году закончил Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Б. Хмельницкого. Службу проходил на Дальнем Востоке: Амурской области и Хабаровском крае, в Германии и Белоруссии. Сейчас является военнослужащим-подполковником в отставке. Имеет 7 государственных наград и множество Почетных грамот.

Буслаев Сергей Алексеевич (дядя)

Родился 12 июля 1962 года в городе Оха Сахалинской области. Как и его брат вырос в селе Комсомольское, в 1979 году окончил Комсомольскую среднюю школу, а в 1983 году закончил Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Б. Хмельницкого. Службу проходил в таких городах, как Кировабад, Кривой Рог и Тверь. После службы ушел в отставку в звании майор. Имеет знаки «За выслугу лет» всех степеней, множество медалей и Почетных грамот.

Буслаев Алексей Александрович (брат)

Родился в 1987 году в Германии, городе Веймар. Как отец, окончил Комсомольскую среднюю школу и Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Б. Хмельницкого. Проходил службу в городе Ногинск Московской области. После окончания срока службы по контракту уволился из Вооруженных сил.

Таким образом, служение Отечеству является прямым долгом и обязанностью каждого человека. История Отечества, история нашей Родины всегда связана и будет связана с историей каждого из нас, с историей нашей семьи.

Есть подвиги - красивы и эффектны,
Как звезды ночью в чистых небесах,
Но есть и те, что скромны, незаметны,
Но велики на Божьих небесах.

Служение отечеству имеет философский воспитательный культурологический и этот фундамент

Чужой компьютер

НОО ООД «Россия Православная»

НОО ООД «Россия Православная»

вернуться к странице

НОО ООД «Россия Православная»

.

Читайте также: