Реконструкция фундаментов большого театра

Обновлено: 18.05.2024

Реконструкция Большого театра – большое искусство уходит под землю

Большой театр после реконструкции и реставрации расширится вдвое. Под историческим зданием уже появилось шесть этажей подземной части. По проекту на них будут располагаться подземное опускное оборудование, склад декораций и концертно-репетиционный зал.

Сейчас строители завершают выемку грунта и установку фундаментной плиты подземной части.

Оборудование в гидравлической станции будет приводить в движение сцену и автоматизированный склад декораций. В специальных контейнерах декорации будут опускаться в подземную часть, погружаться на тележки и перемещаться в отсеки склада. По словам представителя генподрядчика проекта, склад-автомат решит проблему хранения декораций, ускорит их монтаж и демонтаж. По плану, склад должен быть введен в эксплуатацию в 2009 году.

"На сегодня срок установлен - четвертый квартал 2011 года, я думаю, что если проектно-сметная документация будет выходить в нормальном режиме, то никаких препятствий, чтобы закончить до четвертого квартала 2011 года, нет", - сказал технический директор "СУИпроект" Олег Качинский.

Подземная часть Большого театра: 27 метров под землей. Выкопали или откопали?

Посмотрел ролик Председателя (ролик укажу в конце статьи) про подземную часть Большого театра в Москве. Интересный аналитический материал и грамотная, логическая подача. Как всегда, стало интересно, действительно ли при реконструкции Большого театра откопали 27 метров подземелий или это по-сути с нуля построили подземную часть здания? И вот что нашел…

Начну с того, что Илья не затронул тему процесса самой реконструкции Большого. Фотоматериалов этого процесса предостаточно. И по ним можно сделать кое-какой вывод – было ли это откапывание чего-то более древнего, либо строители построили под театром подземную часть в объеме нескольких этажей.

Современная реконструкция, которая проходила в 2005-2011 гг. – третья по счету в стенах этого здания. Пожалуй, самая глобальная.

По проекту было сделано пять подземных этажей. И у многих читателей возникает вопрос: как можно под существующим зданием построить подземные пять этажей? Может, в действительности – это уже было? Просто откопали, усилили бетоном. Возвели дополнительные колонны, стены.

Реконструкция Малого театра: классические идеи в современном исполнении

Масштабная реконструкция здания ГАМТа в Театральном проезде, включающая укрепление стен, фундамента и крыши, углубление подвалов, полную замену инженерных сетей (водопровод, канализация, вентиляция, кондиционирование, освещение), перепланировку рабочего и зрительного пространства, реставрацию зрительного зала и, конечно, модернизацию технологического сценического комплекса, началась в 2012 году. Компания «Имлайт» приступила к работам в апреле 2014-го, и уже 19 декабря 2016 года здесь, на обновленной исторической сцене, сыграли первый спектакль — комедию Грибоедова «Горе от ума» в постановке Сергея Женовача (в роли Фамусова — сам художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин).

Малый театр. Москва Малый театр. Москва

Тамара Михайлова

– генеральный директор Государственного академического Малого театра России

Реконструкция шла по принципу: жестко, в темпе, двигаться вперед, чтобы открыть театр и чтобы труппа смогла работать на своей родной сцене.

Я очень не люблю слово «рекорды», но могу сказать: первое, что мы сделали — поменяли подрядчиков. На этапе реконструкции менять подрядчика — страшно рисковое дело, но я понимала, что иначе это все здесь надолго. Новая строительная компания набрала очень серьезный темп, и мы попросили Министерство культуры перенести выделенное нам финансирование с 2017-2018 года на 2015-2016 год. Также мы согласовывали всех субподрядчиков, в том числе и компанию «Имлайт», которая работала очень хорошо. Мы довольны, что пригласили их на нашу реставрацию, они знают, что хотят — и это лучший вариант того, что в театре будет хорошее оборудование.

Повторюсь, большой нашей заслуги в этой стройке нет — нам дали денег, и дали достаточно. Я вообще из категории тех руководителей, которые говорят, что государство о театрах заботится очень активно, и, поверьте, если расходовать разумно, мы можем себе много позволить. Сейчас у нас есть все, что существует в мире театральных технологий. Но одними техническими средствами всего театра не сделать — главное, чтобы труппа и обстановка в театре были в порядке, чтобы уровень творчества был высокий, тогда и будет что-то получаться. Но нам, слава богу, в этом плане везет.

Малый театр называют прародителем российских театров, его труппа была создана еще в 1756 году при Московском университете. Официально Малый театр открыт 26 октября 1824, и с тех пор, то есть уже почти 195 лет, старейший театр России занимает бывший дом купца Варгина, возведенный архитектором О. Бове и перестроенный через 20 лет архитектором К.Тоном. Этот уникальный памятник культуры, составляющий архитектурный ансамбль Театральной площади, не раз ремонтировался и перестраивался — виной тому река Неглинка, подземные воды которой размывают фундамент. Первый раз здание Малого театра основательно отремонтировали спустя почти 100 лет после его строительства — в 1919 году (тогда были установлены специальные дубовые сваи, так называемые сваи Страуса). Последнюю масштабную реконструкцию историческое здание ГАМТа пережило в 1939-1948 годах. Ремонтные работы велись здесь и 1990-е, а когда Большой «сосед» углубился на 40 метров вниз и часть здания Малого театра начала проседать, были проведены противоаварийные работы.

Вид изнутри Вид изнутри

В 2012 году ГАМТ встал на реконструкцию небывалого масштаба, в ходе которой был проделан колоссальный объем строительных работ, в том числе укрепление фундамента джет-сваями. Кроме того, под основание театра была подведена бетонная плита. В результате получилась сложнейшая в исполнении герметичная конструкция, защищающая здание от грунтовых вод. Архитектурный образ театра восстанавливали в соответствии с тем обликом, который здание приобрело в 1947 году. Стоимость всех работ составила больше 7 млрд рублей.

Артур Ратке

– заместитель директора по развитию театральных технологий Государственного Академического Малого Театра

Как правило, самая главная проблема всех исторических зданий (и особенно театральных) — ограниченное пятно застройки. Всегда очень хочется расширить сценическое пространство, «подвинуть стенку», но историческая обусловленность, окружающая застройка не позволяют. С этими проблемами столкнулись Большой театр и Берлинская опера, те же самые проблемы, когда хочется добавить сцене новые технологические возможности, а особо некуда, пришлось решать и нам. В подобных случаях все и всегда двигаются в одном направлении — вглубь, вниз под землю, насколько это возможно. Однако в центре Москвы сложные грунты, плывуны, подземные реки, и тут уже встает проблема гидроизоляции, потому как все старания инженеров, технологов, монтажников могут свести на нет пара ручьев, которые решат пойти через подвал. Большой театр смог углубиться на шесть этажей вниз, Малому театру из-за протекающей практически под нами реки Неглинки и расположенной здесь же ветки метро, удалось углубились только на 2,5 метра. Но и это позволило нам увеличить высоту рабочего трюма сцены, а следовательно физический размер и ход подъемно-опускных площадок.

Еще одна проблема, связанная с необходимостью оставаться в тех же пространствах и размерах, связана с инженерными сетями, которых в соответствии с современными требованиями комфорта и безопасности становится значительно больше, а, кроме того, эти системы занимают большой строительный объем. Так, в нашем театре было принято решение провести перепланировку и из двух этажей сделать четыре, чтобы увеличить количество гримерных, сценических помещений, но, прежде всего, вентиляционных камер (до реконструкции было три венткамеры, стало 57).

С точки зрения технологии сцены мы ничего принципиально нового не придумывали, просто улучшили те технические решения, которые были в театре с 1947 года. Заменили механизмы поворотного круга, увеличили ход подъемно-опускных площадок Были установлены новые колосники. У штанкетного хозяйства повысилась грузоподъемность. Изменился конструктив софитов. Количество самих световых приборов изменилось незначительно, но типы приборов менялись на более современные. Увеличилось количество линий как силовых, так и линий управления, чтобы можно было более гибко решать задачи по размещению переносного оборудования, оборудования с цифровыми интерфейсами управления и т.д. Установили удобную систему управления дежурным освещением.

Также был полностью модернизирован аудиовизуальный комплекс — в Малом театре появилась первая в российских театрах система 3D (иммерсивного) звучания, позволяющая полностью погрузить зрителя в звуковую картину спектакля. То есть в ходе реконструкции на современном уровне были реализованы все те классические идеи, которые проверялись многими-многими десятилетиями и доказали свою актуальность и необходимость именно на этой сцене.

Безграничные возможности современных театральных технологий начинаются с трудоемких и сложных работ на «невидимом» фронте — их результат в буквальном смысле скрыт не только от зрителя, но даже от большинства сотрудников театра. Так, в ходе реконструкции строительно-монтажная служба компании «Имлайт» уложила более 50 000 метров кабельных трасс для систем постановочного освещения, звукоусиления, управления верхней и нижней механикой, а также пульта помощника режиссера.

"Невидимый фронт" "Невидимый фронт"

Константин Христолюбов

– ведущий специалист в области систем управления светом компании «Имлайт»

ГАМТ стал нашей первой площадкой, где была реализована настолько масштабная система управления светом — и по количеству силовых линий, и по количеству линий управления. В тиристорной располагаются 10 диммерных шкафов ЕТС и силовые шкафы нерегулируемых линий ТМ IMLIGHT. Всего — 1368 каналов. При этом сами вводные распределительные шкафы ТМ IMLIGHT могут управляться удаленно и также собирать информацию о состоянии вводных автоматов и показания нагрузок. Также из помещения тиристорной через 16 преобразователей ЕТС и 20 сплиттеров ТМ IMLIGHT расходятся более 100 линий управления. Все управление светотехническим комплексом построено на системе Paradigm ЕТС, состоящей из 50 кнопочных станций, расположенных по всему театру, а также восьми LCD-экранов на 7 и 18 дюймов.

Евгений Черных

– начальник электросветотехнической службы Государственного Академического Малого Театра

В ходе реконструкции мы в разы увеличили количество диммерных и нерегулируемых линий, а также полностью пересмотрели систему управления всем светотехническим комплексом. Сейчас вся система построена на управляющих компонентах компании ЕТС — система управления постановочным светом, система управления нерегулируемыми включениями и дежурным светом, а также диммерные стойки. Единый сетевой протокол передачи данных дает ряд особых преимуществ и в первую очередь позволяет повысить гибкость взаимодействия этих систем между собой. Благодаря тому, что система единая, все взаимодействие с ней происходит на высоком уровне, быстро и оперативно, а кроме того — стабильно. За почти два года, что мы работаем с этой системой, никаких проблем не возникало.

Что касается системы Paradigm ЕТС, то лично для нас — это самая универсальная из всех систем, представленных на данный момент на рынке. Реализована она была компанией «Имлайт». Сам процессор находится в помещении тиристорной — и далее, по всему театру, выведены дополнительные станции. Две станции, представленные в виде сенсорных мониторов, расположены в светоаппаратной — через них ведется управление дежурным светом, белым и синим репетиционным освещением, а также нерегулируемыми включениями. На мониторах отображается физическое расположение приборов на софите (в том случае, когда неизвестны номера линий, можно определить, какие именно приборы нужно включить). Также в системе реализована функция блокировки всех станций во время спектакля, когда управление переводится на светоаппаратную. Одна из станций находится в пульте помощника режиссера, и позволяет оперативно включить рабочий белый свет и свет спектакля (синяя подсветка). С одной кнопки включается и выключается свет на всех галереях, также отсюда мы можем управлять световой дорожкой (при этом яркость световой дорожки диммируется).

Собственно, после реконструкции я хотел получить силовые подключения по всей сцене, чтобы была возможность войти в световую сеть из любой точки театра. Поэтому, помимо сенсорных панелей управления, по всему театру смонтировано более 50 кнопочных станций, которые также могут программироваться и переназначаться так, как нам надо. В любом розеточном коробе есть и DMX, и Ethernet, что опять же дает гибкость работы системы — не нужно тянуть кабели по галереям, а кроме того мы застрахованы от перебоев с воздушной передачей данных, которые нередко происходят в центре Москвы.

Управление постановочным светом в Малом театре ведется из бывшей царской ложи - именно здесь находится светоаппаратная. Помимо основной световой консоли ETC Cobalt, в распоряжении светотехнических служб театра есть резервный пульт, который подхватывает на себя все управление в случае отказа, поломки или ошибки основной консоли. Кроме того, на сложных мероприятиях, где необходима работа двух светооператоров, световые пульты могут работать параллельно.

По факту у нас реализовано тройное дублирование, потому как в светоаппаратной находится еще и отдельный сервер, который собирает данные по спектаклю и используется в качестве хранилища всех шоу-файлов. Я в принципе убежден, что система ЕТС является одной из лучших театральных систем, и не важно, какое это семейство – Cobalt или Ios, потому как оба семейства за счет целого ряда преимуществ, на перечисление которых не хватит никакого времени, идеальны для театра. Мы выбрали пульты ЕТС Cobalt, так как до реконструкции работали на ЕТС Congo, которые в свое время также зарекомендовали себя как лучшие театральные консоли. Нашим операторам не пришлось переучиваться, плюс обновленная световая консоль позволяет нам грамотно и профессионально работать с нашим уже сложившимся репертуаром.

– поясняет Евгений Черных, начальник электросветотехнической службы Государственного Академического Малого Театра.

Евгений Черных

– начальник электросветотехнической службы Государственного Академического Малого Театра

Система постановочного света в Малом театре комплектовалась постепенно, по мере выхода спектаклей, и к реконструкции исторической сцены у нас уже был сформирован парк. Собственно с этим парком мы и работаем сейчас, но уже в его обновленной версии. В основу реконструкции светотехнического комплекса мы закладывали большей частью даже не сами световые приборы (хотя комплект светового оборудования был заменен полностью), а систему управления, поэтому в плане компоновки оборудования все осталось на своих местах. Кардинальных изменений не случилось — мы просто заменили все приборы на более мощные, а в некоторых моментах увеличили количество единиц техники. Перед нами стояла задача оперативно восстановить репертуар на исторической площадке. И решение оставить развес, максимально похожий на тот, что был до реконструкции, нам очень сильно помогло. Перенос световой партитуры каждого спектакля занимал в среднем 2-3 дня, при этом на светомонтировку отводился один день.

Поскольку Малый театр — это классический драматический театр, то световая партитура спектаклей по большей части строится на статических цветных картинах. В нашем театре любят работать с расписными задниками, кулисами, красочными декорациями, поэтому мы используем горизонтное освещение на всех планах сцены. Однако в одной из последних наших премьер — постановке «Смута» - задействовано огромное количество динамических приборов, которые пополнили световой парк Малого театра как раз после реконструкции.

Основной тип приборов на софитных подъемах — моторизованные ламповые лиры со скроллером. Динамическое оборудование представлено двумя моделями приборов Clay Paky — Alpha Wash 1500 и Alpha Profile 1500 , которые расположены на первом софите. Вообще главное требование, которое стоит перед постановочным освещением в нашем театре — качественный актерский свет. В драматическом театре очень важно видеть живое лицо актера, поэтому, что касается, например, рамп, то по проекту они должны были быть на галогенных лампах. Однако в силу архитектурных особенностей сцены у нас не получилось смонтировать это оборудование, и пришлось искать решение в LED-технологиях от TM IMLIGHT. Первоначально к идее светодиодной рампы я относился скептически, но мои опасения не оправдались: приборы отличные, артистам. поскольку приборы не греются, комфортно работать у рампы, ну и все прочие преимущества LED-приборов — пожарная безопасность, срок службы, энергопотребление.

Но, конечно, основной парк светового комплекса театра составляют галогенные театральные приборы, поэтому светодиодное оборудование, которое мы бы хотели добавить в наш комплект, должно обладать идентичными характеристиками. Так, в ходе реконструкции светодиодными моделями пополнился парк профильных прожекторов — линейка D.T.S. Spot 100 позволила нам достигать более красочных, более насыщенных цветов при меньших габаритах и энергопотреблении. Также наши постановочные возможности стали шире благодаря прожекторам Clay Paky K-EYE K20 HCR , которые недавно появились в комплекте выносного света. При этом сама система выносного света значительно выросла — на двух ярусах световых лож и ярусе фронтального подвеса в зрительном зале сейчас установлено порядка 25 прожекторов ETC на 2,5 кВт и столько же профильных приборов, для чего нам пришлось провести полную замену системы подвеса с изменением размера и конструктива металлоконструкций.

Стас Томкин

– руководитель отдела механического оборудования компании «Имлайт»

Для исторической сцены Малого театра нашими чешскими партнерами, компанией EST Stage Technology, был изготовлен комплект верхней и нижней механики сцены. Софитные подъемы (со второго по четвертый) состоят из трех частей, каждую из которых можно использовать на разной высоте. Такой конструктив софитных ферм предоставляет художникам по свету и всей постановочной группе больше возможностей в работе с декорациями и создании художественно-светового оформления спектакля, а также в целом упрощает процесс эксплуатации светового парка.

В Малом театре появилось также и новое механическое оборудование, которого не было до реконструкции — попланные башни (по сути имитация прострельных башен), которые располагаются по краям второго, третьего, четвертого софита и обеспечивают возможность для подвеса дополнительного светового оборудования. Также были заменены металлоконструкции кронштейнов световых лож и выносного освещения в зале. Во-первых, конструкции были увеличены в размерах, чтобы вместить новый комплект светового оборудования. Во-вторых, в отличие от старых, стационарных, новые конструкции подвеса могут регулироваться по высоте, что дает больше гибкости в работе с постановочным светом.

О нас

Главное фойе. Потолок. Фото Дамира Юсупова

Реставрация и реконструкция основного здания Большого театра стала колоссальным проектом мирового уровня. Здание театра давно уже воспринимается как один из символов России. Поэтому его восстановление постоянно находилось под пристальным вниманием государства и общественности.

Историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию со 2 июля 2005 года.

Для координации участников проекта по распоряжению Президента России Дмитрия Медведева в 2009 г. была создана специальная межведомственная рабочая группа, контролировавшая ход реконструкции и реставрации главной сцены страны. В июле 2009 г. в проект по реконструкции и реставрации комплекса зданий Государственного академического Большого театра России вошла Группа «Сумма», основатель которой Зиявудин Магомедов является попечителем театра. Став обладателем контрольного пакета генерального подрядчика, Группа «Сумма» в кратчайшие сроки добилась существенного увеличения темпов работ.

История реконструкций и реставраций здания Большого театра началась практически с первых лет его существования. К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Были предложены различные варианты его восстановления: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, архитекторами, деятелями культуры и т.д. Проект предусматривал проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальную реконструкцию части сценической с углублением подземного пространства. При этом должен был сохраниться исторический облик здания как памятника архитектуры.

В первые годы реализации проекта происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов. И только осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. За последовавшие затем два года были выполнены рекордные объемы работы по восстановлению и реконструкции театра. Каждый день в здании работали свыше трех с половиной тысяч профессионалов, из них около тысячи — реставраторов. И еще тысяча специалистов трудилась на благо Большого в реставрационных мастерских за пределами театра.

Кроме восстановления исторического облика и интерьеров перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить театр новыми помещениями. Она была успешно решена за счет создания подземного пространства.

Другой не менее важной задачей стала необходимость сочетать строго научную реставрацию в исторической зоне и установку самого современного технологического оборудования в сценической части и новых пространствах театра.

Большой театр даже во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 г., когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Под каждый воссоздаваемый или реставрируемый элемент интерьера создавался свой специальный проект, разрабатывалась отдельная документация по итогам многочисленных архивных и натурных исследований.

В 2010 г. были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Москвичи увидели отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.

Зрительный зал вновь обрел свою первоначальную красоту. И теперь каждый зритель Большого театра может ощутить себя театралом XIX века и поразиться его пышному и одновременно «легкому» убранству. Усыпанные золотом ярко-малиновые драпировки внутренних помещений лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески, живописный плафон «Аполлон и музы» — все это придает зрительному залу вид сказочного дворца.

Особое внимание было уделено восстановлению легендарной акустики. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.

В проекте нашли свое применение самые современные решения в области сценической механизации. Историческая сцена Большого театра состоит из семи двухуровневых подъемно-опускных площадок. Эти платформы легко меняют свое положение, так что сцена может становиться горизонтальной, наклонной или ступенчатой. Можно объединять пространство сцены и арьерсцены, что создает невероятную глубину сценического пространства.

Новая верхняя механизация сцены дала возможность полноценно использовать световые, звуковые и визуальные эффекты. Сценическое пространство оборудовано специальными современными устройствами для размещения осветительных приборов, аппаратурой для спецэффектов и акустики.

Под авансценой создано дополнительное пространство для оркестра. Увеличенная оркестровая яма стала одной из самых больших в мире и теперь может вместить до 130 музыкантов, что актуально для исполнения таких масштабных произведений, как, например, оперы Вагнера.

Создание нового технологического оборудования сцены — это уникальный проект не только в российском, но и мировом масштабе. Реконструкция позволила увеличить более чем вдвое площадь театра. Освоение подземного пространства было направлено на обеспечение потребности театра в функциональных площадях без изменения его внешнего объема.

Благодаря этому у театра появились новые помещения, в том числе подземный концертный зал, расположенный под Театральной площадью. Платформы сцены и зрительного зала смогут находиться в трех фиксированных положениях. Благодаря уникальной механике зал сможет принимать различные конфигурации. Кроме самого концертно-репетиционного зала и примыкающих к нему обслуживающих помещений, в подземной части будет расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.

В проект реконструкции вошло также восстановление и Дома С.А. Хомякова — памятника архитектуры первой половины XIX века, преобразованного в служебный корпус. Из-за многочисленных реконструкций, которые проводились в ХХ веке, были полностью утрачены исторические интерьеры. Внутренняя планировка будет реконструирована под современные нужды театра с сохранением капитальных стен. Таким образом, отреставрированный дом станет одним из ключевых элементов комплекса зданий Большого театра и будет связан с основным зданием Большого театра подземным переходом.

Восстановление главной сцены страны стало знаковым событием в жизни для большой слаженной команды профессионалов самого высочайшего уровня. Проект собрал уникальных специалистов, чей великий труд по достоинству смогут оценить зрители Большого театра.

Большому – 243! Как работает главная театральная «машина» страны

Государственный академический Большой театр России основан 28 марта 1776 года. Это один из крупнейших в России и в мире театров оперы и балета. Он неоднократно менял свое место и облик, прошел путь от частной сцены московского губернского прокурора на Петровке до легендарного здания на Театральной площади.

За 243 года Большой пережил пожар, войну 1812 года, Вторую мировую и крупнейшую реконструкцию. Именно здесь Николай Первый выстраивал идеальный репертуар, а Сталин смотрел постановки из спецложи под бронированным козырьком. Главный театр страны чуть не закрыл Ленин.

Сцена Большого помнит свыше 800 спектаклей, премьеры Прокофьева, Рахманинова, Чайковского. Здесь впервые был поставлен балет «Лебединое озеро».

Здание Большого, каким мы все его знаем, открылось 20 августа 1856 года в дни коронации Александра II. Стиль классицизм, архитектор – Альберт Кавос, скульптор – Петр Клодт.

В октябре 2002 года труппа театра получила Новую сцену на время масштабной реконструкции исторического здания. Она продлилась с 1 июля 2005 года по 28 октября 2011 года. Что изменилось? Рассказываем.

Были возрождены утраченные черты исторического облика, в то же время Большой стал одним из самых технически оснащенных театров мира.

В 2005 году износ здания составлял около 70%. Почти половину конструкций признали аварийными, фундамент раскололся на части. Нужно было не просто восстановить, а сделать новый фундамент и «поставить» на него здание.

1 | 60

Строители много работали с подземным пространством, театр углубили на 26 метров и шесть уровней. Проект уникальный. Под землей появились не только служебные помещения, но и концертный зал-трансформер на 300 зрителей. Стеклянные «павильоны-домики» на площади около фонтана – выходы из этого зала. В Большом теперь есть даже лифты.


Кресел в зрительском зале стало меньше – вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. По рисунку они точь в точь повторяют прежние. Стулья прошли акустические испытания и пропитаны специальным составом.

Вместо 100 музыкантов теперь вмещается 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличивать и уменьшать, появилась возможность рассадить музыкантов вровень со зрительным залом, сообщает «Афиша Daily».


Восстановлен Главный занавес, он соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия».

Второй занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» – копия того, что появился в Большом театре после пожара 1856 года. Полотно для него соткали в Пензенской области мастерицы Сурского комбината технических сукон.

Теперь из любой точки исторической сцены – идеальный обзор. Для достижения такого результата изменили угол наклона зрительного зала до 7 градусов. На украшение интерьеров ушло около 50 кг сусального золота.

Почти шестиметровая люстра весит около двух тонн. Она держится на электрических лебедках и может опускаться до уровня партера. Раз в месяц 25 тысяч хрустальных элементов люстры моют электрики, заодно меняя лампы.


Здание театра оборудовали автоматическими системами пожаротушения: дренчерной – в сценической части и спринклерной – в пожароопасных помещениях.

Системой газового пожаротушения защищены помещения с электрооборудованием. Для удаления дыма из помещений и коридоров смонтирована система дымоудаления, есть люк для выпуска дыма со сцены и два световых фонаря с такой же функцией, но для вытягивания дыма уже из репетиционного зала балета.

Портал Стройкомплекса благодарит Департамент культурного наследия города Москвы за экскурсию по коридорам и залам Большого театра.

Бюджет реконструкции Большого театра в Москве

Бюджет реконструкции Большого театра в Москве

Большой театр — гордость и символ России. За время существования ему приходилось не раз гореть и восстанавливаться. Последняя реконструкция Большого театра, стоимость которой превысила 30 млрд. рублей, завершилась в 2011 году, сопровождалась серьезными скандалами. По данным Счетной палаты России работы подрядных организаций обошлись бюджету в 35 млрд. рублей.

Большой театр

Проект реконструкции

К 2005 году по оценкам специалистов изношенность здания составляла 50–70 %. Предлагалось несколько проектов восстановления исторического облика театра. Одни из них были рассчитаны на капитальный ремонт, другие — на полную реконструкцию. Выиграл проект, устроивший и театральную группу, и архитекторов.

Он предполагал реставрацию зрительного зала на основе сохранившихся исторических источников, углубление подземной части для расширения подсобных помещений, восстановление внешнего вида здания театра с момента основания. Смета составила 11,94 млрд. рублей

Сколько длилась реконструкция театра?

Реконструкция Большого театра заняла 6 лет. Он был закрыт на реконструкцию большой сцены 2 июля 2005 года.

На протяжении 2006–2008 годов казалось, что дело не движется с места. В этот период проводились работы по сканированию здания на предмет истинного состояния его фундамента, перекрытий и стен.

Выяснилось, что работы потребуют гораздо больше времени, чем предполагалось первоначально. Сначала было объявлено об открытии театра в 2008 году, затем оно было перенесено на 2009 год. И все равно эти сроки были сдвинуты.

В 2009 году здание было установлено на постоянный фундамент, начались реставрационные работы. В них было задействовано более 3500 человек. Восстановлением внутреннего убранства занималась 100 реставраторов внутри здания и столько же за его пределами.

Реконструкция Большого театра

Общая площадь театра стала больше в два раза. Под землей на 6 уровнях было построено много новых подсобных помещений. Их общая площадь составила 7,5 тыс. м². На ней были обустроена сцена для оркестровых и театральных репетиций, мастерские, гардеробные для артистов сцены и т.д. Их объединили надземными и подземными переходами. Появились в театре и 17 лифтов, 4 из них предназначены для технических работ.

Вам будет также интересно: Реконструкция метро «Выхино»

Реставрация Большого театра

Восстановили легендарную акустику театра. С момента своего основания театр обладал лучшей среди крупных мировых театров. Позднее, в связи с ремонтами в годы, советской власти она была утеряна. Разрушающийся фундамент здания просто залили цементным раствором без учета последствий. Работы проводились под контролем международных экспертов. В нижнем ярусе, под землей, создана повышенная звукоизоляция. Бетховенский зал, построенный здесь заново, предназначается для проведения камерных выступлений. Кроме того, возможно создание собственной звукозаписывающей студии.

СПРАВКА. Сцену театра можно сравнить с 6-этажным домом, имеющим 7 двухуровневых площадок, оборудованных подъемно-спусковыми механизмами. Все работы выполняются при помощи компьютерной установки. Теперь она может подниматься, поворачиваться и опускаться в зависимости от нужд спектаклей. Благодаря работе швейцарских специалистов, стала крупнейшей европейской сценой. Ее размеры составляют 20,5х17,8х23,5 м.

Изменилась оркестровая яма и в зрительном зале. Ее перестроили по современным технологиям, позволяющим располагаться оркестру на разном уровне по отношению к сцене, а также в случае необходимости легче производить замену специального оборудования. Теперь в ней одновременно могут находиться 130 музыкантов.

К полномасштабным реставрационным работам в историческом здании приступили в октябре 2009 года. По предложению Геральдического совета при Президенте было предложено заменить барельефы Государственного герба СССР на фасаде здания и над царской ложей на барельефы по образцу исторического Российского герба, установленного в 1856 году.

Большой театр после реставрации

В исторической части была заменена отопительная система. Новая схема работает с использованием современного оборудования, позволяющего поддерживать температуру на уровне +18°С и влажность 50%.

Большой театр после реконструкции

В советское время в зале было 2200 мест. После реставрации они сократились до первоначальных 1720.

СПРАВКА. Количество зрительных мест в зале влияет на качество акустики. Обычно это учитывается при строительстве сразу. Но в советское время об этом не думали. Поэтому увеличили количество кресел.

Были отреставрированы Главный вестибюль, Белое фойе, Бетховенский, Зрительный, Хоровой и Экспозиционный залы. В них были приведены в соответствующее состояние не только декоративная лепнина и интерьер, лестницы, но и паркет. Для полов в главном вестибюле была доставлена метлахская плитка, аналогичная установленной в XIX веке. В боковых вестибюлях и кольцевых коридорах воссоздали мозаичные полы. Большое Императорское фойе восстановили обновлением царской символики, вручную воссоздали ткани и гобелены. На место вернулись императорские монограммы и изображения корон.

Вам будет также интересно: Как проходит реконструкция станции «Лобня»

Театр вернул себе величие, бытовавшее в царское время. Реставрированы росписи, люстры, гобелены, существовавшие вплоть до Октябрьской революции. Зеркала создают дополнительный объем.

СПРАВКА. Люстра в зрительном заде была установлена в 1863 году. Весит 2000 кг. Диаметр — 6 метров, высота — 9 метров. Состоит из 26 000 хрустальных элементов. Общий вес позолоченных подвесок составляет 200 кг. В XIX веке в ней зажигались свечи, затем перешли на масленое освещение. Его сменило газовое, в конце XIX века — электрическое.

Потраченный бюджет

Изначально на реконструкцию, согласно проекту, государство выделило сумму почти 12 млрд. рублей. В августе 2009 года Счетной палатой проводился аудит реконструкции. Было установлено, что расходы превысили сметные в 16 раз. Позднее было сообщено, что затраты были превышены в связи с подорожанием строительных материалов.

Потом появились новые сведения, сколько стоила реконструкция Большого театра. Стоимость составила 21 млрд. рублей. В долларах— это 700 миллионов.

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ. Англичане для реставрации своего Королевского оперного театра потратили $321 млн., а итальянцы, реставрируя Ла Скала, — 61 млн. €.

Стоимость реконструкции Большого театра в Москве в конечном итоге составила 35,4 млрд. рублей и завершилась осенью 2011 года. Правда работы по отладке оборудования и технических моментов продолжаются до сих пор.

Не все архитекторы и работники театра отнеслись к проведенным работам благожелательно. Так знаменитый танцовщик и балетмейстер Николай Цискаридзе раскритиковал высоту репетиционного зала. Он подчеркнул, что во время репетиций трудно поднять партнершу на достаточную высоту. В противном случае она будет ударяться головой в потолок. Его возмутило, во сколько обошлась реконструкция, и что получено в результате.

Торжественно открытие театра после реставрации состоялось 28 октября 2011 года. Вокруг пригласительных билетов на него ходило много неприятных слухов. Официальной продажи билетов не было. Их распространением занималась администрация Президента. Реконструкцию театра освещало множество журналистов, но СМИ также не могли попасть на первое представление. Хотя в Интернете можно было найти предложения о продаже приглашений, цена которых составила $2900–65000 (от 90 тыс. до 2 млн. рублей). Многие сделали вывод, что театр станет недоступным для простых зрителей.

Вам будет также интересно: Все о реконструкции очистных систем и факторах, которые приводят к неисправности водостоков

Завзятые московские театралы сообщают о том, что в Сети существует множество сайтов, предлагающих билеты по завышенным ценам. На волне спекуляций администрация театра была вынуждена ввести ограничение на продажу театральных билетов по паспортам и ограничением в одни руки до 2 билетов.

Голландский селекционер Дерек Лефебер неоднократно приезжал в Москву и был восхищен талантом Галины Улановой. Он специально вывел сорта тюльпанов «Галина Уланова» и «Большой театр» и подарил их театру. Каждую весну ярко-красные и розовые бутоны украшают площадь перед ним. Кстати, после реконструкции она тоже увеличилась в 2 раза.

В июле 2016 года на фасаде здания появился всепогодный экран, благодаря которому многие москвичи и гости столицы могли увидеть легендарные спектакли.

В марте 2020 года официальный канал Большого театра на YouTub начал транслировать записанные раннее спектакли, вошедшие в золотой фонд. В рамках карантина, вызванного пандемией коронавируса, их смогли посмотреть миллионы зрителей всего мира.

К реконструкции Большого театра можно относится по-разному. Тем не менее он идет в ногу со временем. Выполненные работы позволили компьютеризировать эксплуатацию, облегчить обслуживание, восстановить исторический внешний и внутренние облик театра.

Читайте также: