Проект на тему темперамент биологический фундамент личности

Обновлено: 17.05.2024

естество. Темперамент биологический фундамент личности

Актуальность: Проблема, которой посвящена работа, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом «Темперамент».

Тема остается актуальной, так как особенности темперамента человека- важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его особенностей.

Люди начинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые, настойчивые, а другие - медлительные, застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Если проследить за учениками на уроке, то можно сразу заметить разницу: у одних движения неторопливые, у других – резкие; у одних присутствует суета в глазах, а у других - заметное спокойствие. Но большинство из них показывают похожие результаты в развитии.

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности: игровой, трудовой, учебной, творческой. Индивидуально-психологические особенности личности человека и его темперамент придают окраску всей деятельности и поведению.

Объект исследования : темперамент учащихся

Предмет исследования: влияние темперамента на стиль поведения учащихся

Цель: на основе проведенного исследования и литературных источников изучить феномен темперамента и его влияние на способность к обучению


  1. Изучить и проанализировать литературу по типам и свойствам темперамента;

  2. Определить темперамент учащихся с помощью тестов;

  3. На основе проведенных исследований составить список рекомендаций для учащихся, родителей и учителей.

Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сам термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Так почему же люди разные? Наблюдения показывают, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами.

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести человека к тому или иному типу. Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он более впечатлителен, эмоционально раним.

Ни в коем случае нельзя думать, что тип нервной системы и сложившийся на его основе темперамент роковым образом определяют способности человека, черты его характера, его интересы и склонности, мировоззрение и убеждения. Хорошие способности, положительные черты характера, общественные наклонности могут быть развиты при любом типе нервной системы и при любом темпераменте. Темперамент будет влиять лишь на стиль поведения человека и на отношения с людьми, на его индивидуальную манеру работы, на способ обработки информации.

Среди великих людей есть представители всех типов темперамента. Из истории известно, что Наполеон и Герцен были сангвиниками, Суворов, Петр I и И.П. Павлов — холериками, Гоголь, Левитан, Чайковский — меланхоликами, Крылов и Кутузов — флегматиками.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться:

- меланхолику , как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями;

- флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; - сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

- холерику , как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента:

- у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

- у флегматика — чрезмерная медлительность;

- у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство;

- у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

1. Практическая часть

В ходе исследовательской работы было проведено тестирование учащихся социально-экономического профиля 10 «Г» класса с помощью подросткового теста Г. Айзенка, в котором приняло участие 20 человек. Им предлагалось ответить на вопросы, представленные в приложении 1.

Обработка теста показала следующие результаты:


Тип темперамента

Количество человек

%

Холерики

10

50

Сангвиники

5

25

Флегматики

2

10

Меланхолики

3

15

Тест показал, что среди учащихся социально-экономического профиля ЗабГУ преобладают холерики (50%) и сангвиники(25%), меланхолики составляют 15%, флегматики – 10%.

Таким образом, проведенное в практической части работы исследование позволило показать распределение обследованной группы учащихся 10«Г» класса по типам темперамента и дать рекомендации всем участникам образовательного процесса

Рекомендации учителям

При проведении уроков учителям, работающим в 10 «Г» классе, необходимо учитывать следующее:

Сангвиники и холерики быстро включаются в любую деятельность, максимальная работоспособность достигается в начале урока. Однако, для того, чтобы поддержать их рабочее состояние, необходима частая смена деятельности.

У сангвиника нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремленность. Обладая сильным типом нервной системы, сангвиник может быть очень продуктивным в различных видах деятельности, но только

в том случае, если понимает ее целесообразность или очень в ней заинтересован. Он так же, как и холерик, плохо переносит однообразную работу.

Учащиеся с инертными нервными процессами – флегматики и меланхолики включаются в работу медленно и плохо переключаются с одной работы на другую. Они «раскачиваются» только к середине урока. Именно в это время результативность их опроса будет наиболее высокой.

Меланхоликам очень важно чувствовать себя в коллективе защищенными, тогда их способности раскрываются наиболее полно. На занятиях этих учащихся желательно спрашивать чаще (сами они могут постесняться поднять руку), создавая во время ответа спокойную обстановку, большую роль играет одобрение; чрезмерная строгость еще больше затормаживает их работоспособность.

Флегматики могут выпадать из поля зрения учителя – они спокойны и никому не мешают. У них следует развивать активность, не допускать потери интереса к деятельности, так как это порождает безразличие. Флегматики могут долго и педантично выполнять такую работу, от которой быстро откажутся представители других типов темперамента. Они могут быть кропотливыми исследователями, важно только помочь им в поисках интересной темы.

Рекомендации учащимся

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать свое поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, а для другого – другие.

Важно помнить, что успешность в обучении и работе не зависит от типа темперамента. При выполнении различных заданий выигрывают представители различных типов темперамента. Так, например, монотонную работу легче выполнить флегматику и меланхолику, однако последние окажутся в более выгодном положении, когда надо быстро принять решение, переключиться с одной работы на другую или одновременно решить несколько различных вопросов.

При выполнении домашнего задания сангвиникам и холерикам желательно чередовать точные и гуманитарные предметы. Флегматики и меланхолики здесь должны выбрать свою стратегию: им может быть легче длительное время выполнять однотипную работу, а может привычнее чередовать разные типы работ.

Представителям всех типов темперамента следует помнить, что отдых должен предупреждать усталость, иными словами – перерывы в работе (или смену деятельности) надо делать до наступления усталости. Особенно это относится к меланхоликам, которые быстрее устают и медленнее восстанавливаются, чем представители других типов темперамента.

Флегматикам и меланхоликам также надо помнить, что в стрессовых ситуациях (контрольная, опрос, экзамен) они находятся в менее выгодном положении, чем сангвиники и холерики, поэтому они должны иметь хороший запас прочности. Им следует максимально предусмотреть все возможные варианты вопросов и проштудировать весь пройденный материал, чтобы не растеряться, если им попадется непривычная формулировка или нестандартное задание.

Рекомендации родителям

Родителям будет интересно знать, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определенные проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на манере поведения, но не предопределяет ее; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться.


  • учащимся  организовывать свою работу, распределять нагрузку, учитывать особенности своего темперамента при выборе профессии.

  • учителям понимать особенности поведения учащихся, распределять учебную нагрузку на уроке, организовывать внеклассные мероприятия.

  • родителям найти подход в воспитании ребенка, помочь в выборе профессии.

Тест на определение темперамента

Исследовательская работа по биологии на тем "Влияние темперамента на характер человека"

Жданова Оксана Ивановна

Темпераментом называют врождённые особенности личности человека, которые определяют динамику протекания химических процессов.

ВложениеРазмер
vliyanie_temperamenta_na_harakterdokument_microsoft_office_word.docx 40.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Братовщина имени Героя Советского Союза В.С.Севрина

«Влияние темперамента на характер человека»

Ученица 9 класса

  1. Введение…………………………………………………….… …. …3-4
  2. Типы темперамента…………………………………………….……. 5-6
  3. Характер и типы личности……………………………………………. 7
  4. Влияние темперамента на характер и поведение человека……. 8
  5. Практическая часть……………………………………………….….….9-10
  6. Заключение………………………………………………….…….….…11
  7. Литература…………………………………………………………..…..12

Индивидуальные психологические особенности личности человека , его темперамент придают окраску всей деятельности и поведению человека.

Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Актуальность моего исследования : проблема, о которой пойдет речь в данной работе, занимает человечество уже более 25 столетий. Знакомство с понятием и видами темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода в процессе обучения, студента при выборе будущей профессии, при общении людей друг с другом, а также для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений..

Цель исследования: изучение влияния темперамента на характер личности;

- проанализировать понятие «темперамент»

- изучить основные свойства темперамента

- изучить типы характера

Объект исследования : темперамент и характер личности

Гипотеза исследования : доказать, что характер связан с темпераментом и его способностями

Методы исследования : анкетирование по методикам определения темперамента Айзенка, Белова, статистическая обработка материала

1.Темперамент – что это?

Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре простых типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сам термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас активные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами.

Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести человека к тому или иному типу. Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться:

меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями ;

флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента :

у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

у флегматика — чрезмерная медлительность;

у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство;

у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Изучение темперамента и его особенностей

«Изучение темперамента и его особенностей» Выполнила: ученица 4 «В» класса Литвинова Алина .

Что такое темперамент Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, и другие особенности психической жизни, поведения и деятельности.

Характеристика темперамента и его типов Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, главные усилия должны быть направлены на разумное использование его достоинств.

Цель исследования : изучить типы темперамента четвероклассников Объект исследования : темперамент Предмет исследования : типы темперамента четвероклассников Задачи: 1. Дать характеристику понятию «темперамент», рассмотреть его типы. 2. Выявить типы темперамента у четвероклассников МБОУ лицея № 28 им. акад. Б.А. Королёва 3. Дать советы для каждого типа темперамента

Сангвиник Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешенны. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий переключается с одной работы на другую.

Флегматик Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же как и речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.

Холерик Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он не обуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.

Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен и ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

Изучение темперамента четвероклассников на базе МБОУ лицей №28 им. акад. Б.А. Королёва В анкетировании приняло участие 38 четвероклассников . Гипотеза : при проведении исследования мы предположили, что наибольшее количество четвероклассников будут с типом темперамента «сангвиник».

Результаты анкетирования Тип темперамента Кол-во человек В % Сангвиник 2 5 Холерик 5 13 Меланхолик 1 3 Флегматик 25 64 Сангвиник-флегматик 2 5 Неопределенный тип 3 8

Среди четвероклассников преобладающий тип темперамента – флегматики. Флегматик медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Рекомендации Р. М. Грановской для каждого темперамента Р. М. Грановская — известный психолог; доктор психологических наук; профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще В работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требует для улучшения результатов его работы или учебы.

Заключение Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики. Темперамент составляет основу развития характера. Гиппократом были выделены темпераменты , которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Изучение темперамента четвероклассников проводилось по методике «Определение темперамента ребенка». В результате исследования было выявлено, что среди четвероклассников преобладающий тип темперамента – флегматики. Тип темперамента у человека — врожденный, от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Темперамент – биологический фундамент личности Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической. - презентация

Презентация на тему: " Темперамент – биологический фундамент личности Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической." — Транскрипт:

8 Темперамент – биологический фундамент личности Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, одинаково проявляющиеся в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов и остающиеся почти неизменными в процессе жизни.

10 С АНГВИНИК С АНГВИНИК Ф ЛЕГМАТИК Х ОЛЕРИК Ф ЛЕГМАТИК Х ОЛЕРИК М ЕЛАНХОЛИК М ЕЛАНХОЛИК

15 БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, ИМЕЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННО - ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Исследовательская работа: «Темперамент как психологическая характеристика личности» Научно-практическая конференция «Шаг в науку» для учащихся 5 – 11 классов. - презентация

Презентация на тему: " Исследовательская работа: «Темперамент как психологическая характеристика личности» Научно-практическая конференция «Шаг в науку» для учащихся 5 – 11 классов." — Транскрипт:

1 Исследовательская работа: «Темперамент как психологическая характеристика личности» Научно-практическая конференция «Шаг в науку» для учащихся 5 – 11 классов Работу выполнила: Абуталипова Карина Класс: 5 Учреждение: МОУ СОШ 17 Руководители работы: Абуталипова Т.В., педагог-психолог; Куликова Л.А., учитель биологии

2 Введение Актуальность исследования. Проблема, о которой пойдет речь в данной работе, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально- устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

3 Исходя из актуальности исследования, можно выделить цель исследования: изучение индивидуальных особенностей личности. Поставленная цель требует решения следующих задач: 1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме. 2. Раскрыть сущность понятия «темперамент». Опробовать практическое применение теста Айзенка. Объект исследования: индивидуальные различия между людьми. Предмет исследования: личность как относительно устойчивая совокупность её индивидуальных особенностей. Гипотеза исследования: при всем разнообразии подходов в изучении темперамента, признать, что темперамент биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Методы исследования: опрос, статистическая обработка материала

4 Общее понятие о темпераменте Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

5 Типологии темперамента Типы темперамента Гиппократа Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных соков организма крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате De temperamentum (лат. соразмерность, правильная мера). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis кровь), флегматика (от греч. phlegma флегма), холерика (от греч. chole желчь), меланхолика (от греч. melas chole черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий. Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из Трех мушкетеров А. Дюма.Сангвиника Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из Трех мушкетеров А. Дюма.Холерика Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из Трех мушкетеров А. Дюма.Флегматика Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из Трех мушкетеров А. Дюма.Меланхолика

6 Типы темперамента Павлова Типы темперамента И.П. Павлова Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания), подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов по Павлову даёт объяснение классическим темпераментам Гиппократа: - сангвиник, имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности; - холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности; - флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности; - меланхолик – слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.

7 Личностная теория Г. Айзенка Г. Айзенк, автор популярного теста EPI, разработал несколько иную типологию человеческих темпераментов. Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик – диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии-интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Экстраверт по Айзенку общителен, импульсивен, возбужден. Наполнен жаждой новых впечатлений, имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием мо­мента, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен. Любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности и вспыльчивости, его эмоции строго не контролиру­ются, на него не всегда можно положиться. Интроверт по Айзенку же спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои дейст­вия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно от­носится к принятию решений, любит во всем порядок, контроли­рует свои чувства, не выходит из себя, редко поступает агрессивно. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устой­чивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность не­стабильность). На полюсе эмоциональ­ной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адап­тированный тип. При комбинации данных двух факторов выделяются четыре типа темпераментов: - устойчивые и общительные люди; - устойчивые и необщительные люди; - неустойчивые общительные и неустойчивые; - необщительные люди.

8 Рисунок 1. Четыре типа темперамента по Г. Айзенку

9 Методика исследования. Подростковый опросник Айзенка Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет. Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально- психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста. Опросник состоит из 57 вопросов, опубликован в 1963 году. Инструкция к тесту: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно согласен, то поставьте в соответствующей клетке знак «+», ес­ли отрицательно не согласен, то знак «–». Отвечайте на вопро­сы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос.

10 Ключи к тесту: Шкала экстраверсии-интроверсии: - ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56. Шкала нейротизма: - ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55. Шкала лжи: - ответ «да» по вопросам: 3, 23, ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45

11 Числовые значения теста: Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интроверсии Интраверсия Экстраверсия значительнаяумеренная значительная 1–78–1112–1819–24 Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность высокаясредняявысокаяочень высокая до 1011–1415–1819–24 Оценочная таблица для шкалы нейротизма По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический, что свидетельст­ вует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в по­ведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку

12 Рисунок 2. Двухфакторная модель Г. Айзенка

13 Результаты исследования В проведении опроса подросткового варианта по Г. Айзенку приняли участие 21 учащийся 5 класса. Опрос был проведён в групповой форме, без подписи бланков. 21 учащихся составили 100%. 1 человек – 4, 76%. При обработке полученных данных мы получили следующий результат: флегматик – 1 человек, меланхолик – 2 человека, сангвиник – 5 человек, холерик - 13 человек. Что соответственно: флегматик – 5%, меланхолик – 9,5%, сангвиник – 23% и холерик – 62,5%.

14 Вывод: Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходи­мо учитывать в процессе социализации при индивидуальном подходе к обучению и воспита­нию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. социализации

Читайте также: