Процесс удаления поддерживающих лесов и опалубки арок и сводов

Обновлено: 03.05.2024

Демонтаж опалубки

Разборку опалубки выполняют ква­лифицированные рабочие. Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузки от веса конструкций, снимают пос­ле достижения бетоном прочности, обеспечивающей це­лостность поверхности и кромок углов сооружения при распалубливании, если в проекте сооружения нет иных указаний по этому вопросу. Опалубка, воспринимающая вертикальные нагрузки, может быть удалена после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для вос­приятия этих нагрузок. Прочность бетона, необходимую для распалубливания, устанавливают в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Опреде­ляют ее в лаборатории испытанием пробных образцов.

При удалении опалубки боковых поверхностей надо соблюдать определенную последовательность операций, обеспечивающую сохранность элементов.

При удалении опалубки и лесов конструкция всту­пает в работу и сама воспринимает собственный вес и нагрузки, приходящиеся на нее в момент распалубливания. Особенную осторожность требует распалубливание арок и сводов, тонкостенных конструкций больших про­летов (4 м и более). Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение. Поэтому удалению опалубки, особенно указанных выше кон­струкций, должно предшествовать плавное равномерное опускание поддерживающих ее лесов. Этот процесс, на­зываемый раскружаливанием, осуществляют при помо­щи парных клиньев, домкратов, песочных цилиндров и других приспособлений. Распалубку конструкций осу­ществляют в два, три и более приемов в зависимости от пролета и веса конструкций при соблюдении определен­ной последовательности.

Опускание всех опор балочных конструкций выпол­няют одновременно.

Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начи­нают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам; при этом средняя часть арки или свода, вступая в работу, передает нагрузку на нижеле­жащие части, еще поддерживаемые лесами. Обратный порядок раскружаливания арок и сводов может вызвать образование трещин, так как боковые части конструк­ций, оседая под действием собственного веса, могут ото­рваться от средней части, оседанию которой еще препят­ствуют поддерживающие ее леса.

Раскружаливание куполов (например, перекрытий круглых резервуаров) осуществляют опусканием опор, расположенных по концентрическим кругам, начиная от центра по направлению к периметру купола. При этом опускание опор, расположенных по каждбму из концент­рических кругов, выполняют одновременно. Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших проле­тов назначают по согласованию с проектной организа­цией.

Демонтаж инвентарной металлической и комбиниро­ванной опалубки. Общие правила. Демонтаж опа­лубки, устанавливаемой отдельными щитами или пане­лями, начинают с удаления наружных креплений-подко­сов, распорок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стя­жек, извлекают из бетона стяжные болты, связывающие противостоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобождают натяжные крюки, связывающие панели со схватками, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных пане­лей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель и лишь после этого освобождают ее от всех креплений.

Если снять панель не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), ее разбирают на отдельные части.

Ступенчатые фундаменты. Опалубку ступен­чатого фундамента разбирают в следующем порядке.

Демонтируют кондукторы анкерных болтов или из­влекают гнездообразователи. Выбирают клинья, соеди­няющие схватки между собой. Снимают пружинные ско­бы, соединяющие короба нижнего и верхнего ярусов опалубки подколонника. Затем снимают навесные ра­бочие площадки и стремянки. Снимают клиновые зажи­мы крепления стяжек. Разбирают короб верхнего яруса опалубки подколонника на отдельные панели; когда это затруднено из-за защемления в бетоне отдельных щитов или концов стяжек, опалубку разбирают по элементам.

Верхние щиты и доборы снимают по направлению от внешних углов к внутренним. После разборки верхних Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших проле­тов назначают по согласованию с проектной организа­цией.

Демонтаж инвентарной металлической и комбиниро­ванной опалубки. Общие правила. Демонтаж опа­лубки, устанавливаемой отдельными щитами или пане­лями, начинают с удаления наружных креплений-подко­сов, распорок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стя­жек, извлекают из бетона стяжные болты, связывающие противостоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобождают натяжные крюки, связывающие панели со схватками, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных пане­лей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель и лишь после этого освобождают ее от всех креплений.

Если снять панель не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), ее разбирают на отдельные части.

Ступенчатые фундаменты. Опалубку ступен­чатого фундамента разбирают в следующем порядке.

Демонтируют кондукторы анкерных болтов или из­влекают гнездообразователи. Выбирают клинья, соеди­няющие схватки между собой. Снимают пружинные ско­бы, соединяющие короба нижнего и верхнего ярусов опалубки подколонника. Затем снимают навесные ра­бочие площадки и стремянки. Снимают клиновые зажи­мы крепления стяжек. Разбирают короб верхнего яруса опалубки подколонника на отдельные панели; когда это затруднено из-за защемления в бетоне отдельных щитов или концов стяжек, опалубку разбирают по элементам.

Верхние щиты и доборы снимают по направлению от внешних углов к внутренним. После разборки верхних ные ригели, как описано выше, и щиты опалубки плиты. Разборку опалубки балок начинают с демонтажа боко­ вых щитов, после чего постепено снимают стойки, а за тем щиты днища коробов (балок).

Все инвентарные элементы креплений и детали опа­лубки немедленно после снятия должны быть собраны, уложены в ящики и сданы на хранение или переданы на другой участок для дальнейшего использования.

Бункеры и резервуары. Демонтаж опалубки начинают с разборки верхней плиты наклонных стенок и боковых стенок балок с внутренней стороны.

Опалубку плиты разбирают следующим образом: опускают на 100. 200 мм наружные опоры по одной из стенок, затем на 50 . 70 мм опускают опоры внутреннего ряда и, начиная сверху, снимают щиты. Согласно прави­лам техники безопасности, демонтнрованные элементы (щиты, крепления, схватки) запрещено оставлять внутри бункера; их убирают через течку вниз. При этом при­ем элементов ведут один-двое рабочих, находящиеся в этом месте постоянно и поддерживающие связь с ра­бочими, находящимися внутри бункера. Перенос и скла­дирование опалубки выполняют двое-трое рабочих 1- и 2-го разрядов.

Разборку опалубки течки выполняют так же, как и монолитных железобетонных балок. После демонтажа всех щитов, прогонов, струбцин производится разборка опор. Опоры не рекомендуется разбирать полностью до тех пор, пока не будут сняты щиты нижней плиты сте­нок бункера. Работы начинают с демонтажа опор обвя­зочных балок и ведут к центру. При этом необходимо следить, чтобы при разборке поддерживающих стоек они были раскреплены связями в пространственный устойчивый блок.

Демонтаж щитовой деревянной опалубки. Перед разборкой опалубки стен, колонн и других вертикальных конструкций необходимо тщательно очистить их осно­вание от остатков затвердевшей бетонной смеси.

При распалубливании стен в первую очередь уда­ляют крепления — проволочные стяжки, болты, подкоси и т. п. Проволочные стяжки перерезают кусачками или освобождают их снятием зажимов. При болтовых стяж­ках сначала отвинчивают гайку, а затем легкими удара­ми гаечного ключа или молотка выбивают болты. Чтобы не повредить нарезку, конец болта, но которому ударяют, прикрывают обрезком доски. Выемка болтов облегчается, если их через 1. 1,5 ч после окончания бетонирования повернуть на несколько градусов, чтобы нарушить сцепление с бетоном. После снятий стяжек удаляют схватки, затем ребра и щиты. Разборку сле­дует выполнять отдельными участками: при горизон­тальных щитах — на длину одного щита, при вертикаль-ных — на длину схватки.

При разборке опалубки колонн первоначально сни­мают нижнюю рамку, затем — бруски, окаймляющие вырезы для балок и прогонов. После этого снимают два верхних хомута и заводят конец ломика в щель между накрывным и закладным щитом, отделяя накрыв- ной щит от бетона; при этом из закладного щита не­сколько вытягивают монтажные гвозди, скрепляющие короб. Затем ударом ломика осаживают щит обратно, в результате чего шляпки гвоздей выходят из доски и гвозди легко могут быть выдернуты. Точно так же осво­бождают и противоположный накрывной щит. Повторяя эту операцию с каждой последующей парой хомутов, постепенно освобождают накрывные щиты сверху дони­зу, после чего снимают закладные щиты короба.

Для снятия опалубки плит перекрытий предваритель­но устраивают легкие временные подмости на расстоя­нии 1,6 м от низа плиты. Сначала снимают подкружаль- ные доски, затем кружала.

Разборку начинают со снятия боковых элементов опалубки, не несущих нагрузки от веса конструкций, при условии, что бетон достиг прочности, обеспечиваю­щей целостность поверхности и кромок углов сооруже­ния при распалубливании (если в проекте сооружения нет иных указаний по этому вопросу). При удалении опалубки боковых поверхностей надо соблюдать после­довательность съема элементов опалубки, обеспечиваю­щую их сохранность.

Опалубка, воспринимающая вертикальные нагрузки, может быть удалена после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для восприятия этих нагрузок. Прочность бетона, необходимую для распалубливания, устанавливают в соответствии с требованиями строитель­ных норм и правил и определяют в лаборатории испы­танием пробных образцов.

Крайние (с каждого конца плиты) кружала уклады­вают на прижимные доски или прогоны, поддерживаю­щие опалубку перекрытия, чтобы предотвратить паде­ние щитов. Перед снятием последних необходимо вос­становить на них стершуюся маркировку. Для распалубливания боковых поверхностей балок сначала снимают бруски, обрамляющие вырезы в щитах опалубки прого­нов. Вместе с брусками отходят и рейки, закрывающие торцы досок, освобождая концы щитов балок. Если рейки не отходят, то их надо расколоть и удалить. За- тем двое рабочих, работая ломиками, одновременно с двух концов по направлению к середине балки сни­мают прижимные доски, а потом боковые щиты. Опа­лубку прогона снимают такими же приемами после распалубливания всех балок.

Днища коробов балок и прогонов удаляют, как пра­вило, позже расналубливания их боковых поверхностей, так как для этого требуется большая прочность бетона. Вначале осаживают клинья под стойками, после чего удаляют расшивины и окончательно выбивают клинья; при этом между днищем и оголовниками стоек должен образоваться зазор, наличие которого показывает, что конструкция вступила в работу и держится самостоя­тельно, не опираясь на стойки. Убедившись в этом, уда­ляют стойки; днище опускают на оголовнике последней стойки. Если оно не отходит от бетона, то его отрывают крючком из арматурного стержня.

Классификация опалубки

Опалубку классифицируют по материалу, из которого она сделана, и конструктивным признакам.

По материалу опалубка бывает деревянной, фанерной, металлической со сплошной или сетчатой обшивкой, комбинированной (например, из дерева и металла), железобетонной и бетонной.

Деревянная и фанерная опалубки имеют малую теплопроводность по сравнению с металлической и железобетонной, что облегчает работу в условиях низких температур. Кроме того, к деревянной опалубке легко крепить различные элементы утепления (при работах в зимнее время) и другие устройства. Деревянную опалубку изготовляют из древесины местных пород деревьев, чаще всего из сосны и ели.

Недостатком деревянной опалубки является то, что под действием сырости она разбухает, в результате чего выпучивается обшивка, а под действием солнечных лучей рассыхается и в ней образуются щели, через которые может вытекать цементный раствор. С этими недостатками борются, покрывая поверхность опалубки различными смазками, не пропускающими влагу.

Деревянная опалубка меньше рассыхается, если ее готовят из лесоматериала, предварительно высушенного до так называемого воздушно-сухого или полусухого состояния. Фанерную опалубку, несмотря на ее многие положительные качества, применяют редко из-за дефицитности водостойкой фанеры.

Металлическая опалубка имеет ряд достоинств по сравнению с деревянной: она обеспечивает ровную гладкую поверхность бетона и легкость распалубливания при соответствующей смазке поверхности опалубки и имеет большую оборачиваемость. Однако такая опалубка значительно дороже деревянной, поэтому в условиях промышленного строительства экономически целесообразно применять металлическую опалубку, если ее оборачиваемость достигает не менее 50 раз.

Комбинированную опалубку изготовляют из двух и более материалов. Например, в обычной деревянной щитовой опалубке ребра и прогоны могут быть выполнены из металла.

В качестве опалубки применяют также железобетонные плиты и бетонные блоки, свойства и назначение которых изложено ниже.

По конструктивным признакам опалубку разделяют на разборно- и подъемно-переставную, скользящую, катучую, пространственные блоки-формы, несъемную, подвесную и стационарную.

Тип опалубки выбирает проектная организация, учитывая при этом конструктивные особенности проектируемого сооружения, сроки и стоимость строительства.

Разборно-переставную опалубку, собираемую на месте укладки бетонной смеси из отдельных готовых элементов (щитов, коробов и др.), снимают после достижения бетоном требуемой прочности и переставляют на новое место бетонирования. Существуют два вида разборно-переставной опалубки: мелкощитовая (весом элементов до 60 кг) и крупнощитовая (устанавливаемая с помощью механизмов).

Мелкощитовая опалубка бывает инвентарная деревянная и унифицированная металлическая или комбинированная (из разных материалов).

Щиты унифицированной комбинированной опалубки могут быть выполнены также в виде стального каркаса с обшивкой из водостойкой фанеры, сплавов алюминия и других материалов, выдерживающих многократный оборот.

Опалубку крепят ребрами и прогонами, поддерживаемыми подкосами (наружные крепления) или соединяемыми металлическими тягами или болтами (внутренние крепления).

По окончании работ на одном участке щиты опалубки демонтируют и переносят для повторной установки на следующий участок.

Крупнощитовая опалубка: бывает либо в виде щитов больших размеров в которых объединены в одно целое обшивка с поддерживающими ее ребрами и прогонами, либо в виде крупных опалубочных панелей, собранных из мелких щитов. Крупнощитовую опалубку применяют для конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями (крупные фундаменты под оборудование, колонны больших сечений, гладкие стены, гидротехнические сооружения и т. д.).

Площадь щита или опалубочной панели бывает размером до 30 м 2 а вес — от 0,5 до 2 т. Благодаря укрупнению опалубки механизируется процесс ее установки и разборки.

Подъемно-переставная опалубка бывает двух типов: предварительно разбираемая на отдельные элементы и объемно-переставная

Предварительно разбираемую на отдельные элементы опалубку применяют для бетонирования высоких железобетонных сооружений переменного и постоянного сечения (например дымовых труб, телевизионных башен, градирен, каркасов промышленных и гражданских зданий).

Схема подъемно-переставной предварительно-разбираемой опалубки

Опалубка состоит из панелей наружных 2 и внутренних 6, удерживаемых на опорной кольцевой ферме 5, к которой крепятся также подвесные подмости наружные 1 и внутренние 7.

Опалубку переставляют по вертикали с помощью талей 3 по мере бетонирования сооружения, после того как бетон приобретает прочность, .допускающую распалубливание. При подъеме наружную опалубку переставляют целиком, а внутреннюю разбирают и переставляют поярусно отдельными щитами. Опорной конструкцией опалубки может служить, например, сооружаемый в центре трубы шахтоподъемник 4, который наращивают по мере возведения трубы. При перестановке, если изменяют размеры поперечного сечения бетонируемого сооружения, отдельные элементы опалубки удаляют.

Объемно-переставная опалубка состоит из каркаса и опалубочных щитов. Применяют ее для возведения гражданских зданий с монолитными стенами и перекрытиями. Монтируют и демонтируют опалубку без разборки на отдельные элементы. С помощью этой опалубки можно возводить здания любой этажности и протяженности с высоким качеством поверхности, получаемой сразу после формования. Бетонирование внутренних стен, наружных торцевых стен и перекрытий осуществляется одновременно. Для наружных продольных стен здания применяют сборные навесные панели, либо стены делают монолитными с применением разборно-переставной опалубки.

Секция объемно-переставной опалубки

Объемно-переставная опалубка может быть различной по конструкции, способу распалубливания и перестановки.

На рисунке выше показана секция объемно-переставной опалубки, конструкция которой и технология возведения зданий с использованием этой опалубки отрабатываются в настоящее время при экспериментальном бетонировании.

Секция опалубки имеет высоту 2,8 м, длину 1,4 м и ширину до 6 м (в зависимости от шага поперечных стен). Вертикальные 2 и горизонтальные 3 щиты секции закреплены на опорной раме 1. Рама, оснащенная катками, устанавливается на рельсовые пути.

Опалубка полностью металлическая. На опалубочных щитах каркасной конструкции закреплен металлический лист толщиной 6 мм, используемый в качестве палубы. Эта опалубка предназначена для возведения зданий с поперечными несущими стенами.

После установки на рельсовые пути секции опалубки, соединенные между собой накидными замками, образуют туннели.

Распалубливание производится при помощи горизонтальных винтовых стяжных приспособлений и домкратов, которые позволяют сдвигать и опускать секции опалубки. После распалубливания секции опалубки выкатывают по рельсам за пределы наружной стены на монтажные подмости, смонтированные по фасаду здания. На последующую захватку секции переставляют краном.

Для возможности применения такой опалубки в зданиях с различным шагом стен опорная рама 1 выполнена с набором сменных вставок. В комплекте опалубки имеются горизонтальные щиты различного размера.

Для ускорения твердения бетона предусмотрен интенсивный контактный прогрев бетона с помощью электрических нагревательных элементов 4, устанавливаемых по внутренней стороне щитов. По нагревательным элементам устанавливают слой теплоизоляции 5, которую закрывают защитным кожухом.

Скользящую (подвижную) опалубку применяют при возведении железобетонных сооружений значительной высоты с вертикальными стенками (например, силосов, башен). Эти сооружения при толщине стенок не менее 0,12 м и высоте 12 м и более бетонируют в непрерывно или периодически поднимающейся вверх опалубке. Причем опалубка высотой 1-1,2 м охватывает сразу весь контур возводимого сооружения.

Скользящая (подвижная) опалубка

Опалубка состоит из щитков 1, прикрепляемых к кружалам 2. Кружала удерживаются на домкратных рамах 4. Опалубка оснащается наружными 3 и внутренними 10 подвесными лесами, с которых выполняют затирку и уход за бетоном.

Опалубку поднимают при помощи электрических или гидравлических домкратов 5 с дистанционным управлением или винтовых домкратов, укрепленных на домкратной раме 4. Применять ручные винтовые домкраты для подъема опалубки допускается лишь при строительстве небольших нетиповых сооружений. Домкраты 5 перемещаются по домкратным стержням, закладываемым в бетон 9 стенок.

Для уменьшения трения между скользящей опалубкой и бетоном щитки опалубки устанавливают с небольшим наклоном друг к другу, чтобы ширина форм по низу была несколько больше, чем по верху. Обычно отклонение от вертикали внизу для каждой стенки равно 5—7 мм. Расстояние между стенками форм по середине их высоты должно равняться проектной толщине стены.

Для строительства типовых сооружений, возводимых в массовом порядке (например, элеваторов для зерна, силосных складов цемента, угля), применяют металлическую инвентарную скользящую опалубку, имеющую многократный оборот. Нетиповые сооружения возводят в деревянной скользящей опалубке.

Скользящая опалубка дает возможность непрерывно бетонировать сооружение, что обеспечивает его монолитность и сокращает сроки производства работы.

Катучую опалубку применяют при бетонировании обделок туннелей (рис. 90), облицовок каналов, подпорных стенок набережных, тонкостенных сводов и других подобных сооружений.

Катучая опалубка туннеля

Катучая опалубка состоит из секций 5 металлических или деревянных щитов, которые образуют поверхность, точно повторяющую очертания будущей конструкции. Секция опалубки поддерживается домкратами 2 и 4, которые смонтированы на опорной конструкции 1, установленной на тележке.

При таком типе опалубки сооружения бетонируют участками. Во время укладки и твердения бетона на каждом участке катучая опалубка стоит неподвижно, как обычная инвентарная или стационарная. После достаточного затвердения бетона производят распалубливание и сложенную на тележке секцию опалубки перекатывают по рельсам на следующий участок, где ее снова неподвижно закрепляют домкратами.

Блоки-формы представляют собой пространственную каркасную конструкцию, состоящую из рамы 3, щитов 1 и 7, кружальных ребер 2, и креплений 5. Блоки-формы переставляют без разборки из одного положения в другое краном. Размеры этой опалубки могут быть изменяемыми.

Блок-форма для бетонирования массивных стен

Применяют блоки-формы (деревянные или металлические) при бетонировании массивных стен, ленточных, ступенчатых и столбчатых фундаментов, а также каркасов промышленных и гражданских зданий и сооружений.

Несъемная опалубка-облицовка — особый тип опалубки. Ее используют в качестве постоянной облицовки бетонных и железобетонных сооружений и устанавливают до бетонирования конструкций. Несъемная опалубка-облицовка бывает формообразующей и конструктивной.

К формообразующей опалубке относятся железобетонные, армоцементные и стеклоцементные плиты-оболочки, металлические облицовки и сетчатая опалубка. Все эти опалубки, кроме сетчатой, используют также для защиты бетонного массива от внешних воздействий и для архитектурного оформления.

К конструктивной опалубке относятся несущие арматурные конструкции с обетонированным нижним поясом, воспринимающие давление свежеуложенной бетонной смеси; сборные железобетонные балки, образующие перекрытия; крупные арматурно-бетонные панели для образования вертикальных поверхностей, включающие и рабочую арматуру; бетонные блоки-элементы повышенного качества, образующие наружную зону бетона неармированных сооружений.

Пространственный массивный опалубочный блок весом 4,5 т

На рисунке ниже показано сооружение, вертикальные стенки которого облицованы плитами-оболочками 1 (формообразующая опалубка), а несъемной конструктивной опалубкой перекрытия являются обетонированные нижние пояса 2 арматурных ферм.

Общий вид сооружения, возводимого в несъемной опалубке

Достоинством несъемной опалубки является то, что отсутствует процесс распалубливания. В связи с этим значительно упрощаются процессы крепления опалубки. Применение такой несъемной опалубки позволяет индустриализировать работы, снизить их стоимость и сэкономить большое количество древесины. Однако такая опалубка имеет высокую теплопроводность и сравнительно большой вес.

Применяют несъемную опалубку главным образом при строительстве гидротехнических сооружений, где она является постоянной наружной оболочкой сооружения, а также при строительстве промышленных предприятий для химической защиты конструкций.

Подвесную опалубку применяют при бетонировании конструкций, армированных несущими арматурными каркасами с передачей на последние веса свежей бетонной смеси и производственных нагрузок. Эта опалубка не требует устройства поддерживающих лесов.

Подвесную опалубку из готовых элементов (например, щитов, коробов) заранее закрепляют на несущих арматурных каркасах балок, колонн и других железобетонных элементов и затем устанавливают на место краном. Конструкцию из несущего арматурного каркаса с подвешенным к нему коробом опалубки называют арматурно-опалубочным блоком. В связи с большим расходом арматурной стали на несущие арматурные каркасы подвесную опалубку применяют только по указаниям проекта.

Стационарную опалубку применяют почти в каждом сложном сооружении. Например, при бетонировании массивов и фундаментов на скальном основании, как правило, всегда неровном, нижний край опалубки делают также неровным в соответствии с очертанием скалы. Поскольку это очертание не повторится на другом фундаменте, опалубка не может быть повторно использована без переделки и потерь материала.

Стационарную опалубку применяют также при большом числе арматуры (особенно с крючками), выступающей за опалубливаемые поверхности.

Распалубливание конструкций

Распалубливание конструкций, хотя и требует меньших затрат рабочего времени, чем изготовление или установка опалубки, все же является одним из основных видов опалубочных работ.

От качества распалубливания во многом зависит пригодность опалубочных материалов для дальнейшего использования. При небрежном распалубливании повреждается гладкая поверхность обшивки, ломаются доски обшивки, а иногда и каркас, гнутся крепления. В результате для вторичного использования опалубку требуется ремонтировать или даже полностью заменять. Поэтому распалубливание следует выполнять аккуратно.

Распалубливание начинают после достижения бетоном требуемой прочности. Так как скорость твердения бетона в основном зависит от температуры наружного воздуха и, кроме того, для разных бетонных конструкций требуется различная прочность, время, через которое производят распалубливание, устанавливают с учетом указанных факторов.

Удаление боковых элементов опалубки, не несущих нагрузки от веса конструкции, допускается только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов при снятии опалубки, если в проекте сооружения нет иных указаний. Обычно боковые поверхности распалубливают в летнее время через 2—3 суток после бетонирования, а нередко и раньше. Сокращение выдержки бетона в опалубке ускоряет бетонные работы, позволяет быстрее оборачивать опалубку и тем самым эффективнее ее использовать.

Несущую опалубку железобетонных конструкций снимают только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей целостность конструкции после распалубливания.

Требуемая прочность бетона при распалубливании в зависимости от величины фактической нагрузки на распалубливаемую конструкцию приведена в таблице:

Требуемая прочность бетона при распалубливании

Строительные конструкции Требуемая прочность бетона (в % от проектной) при фактической нагрузке в % от нормативной
свыше 70 70 и менее
Конструкции с напрягаемой арматурой 100 80
Конструкции, находящиеся в вечномерзлом грунте, и колонны 100 80
Несущие конструкции (балки, ригели, плиты) пролетом 6 м и более 100 80
Несущие конструкции пролетом до 6 м 100 70
Плиты пролетом до 3 м 100 70

Распалубливание железобетонных конструкций и частичное их загружение могут быть допущены при меньшей прочности бетона, чем указано в таблице, но при прочности не ниже 50% проектной и не ниже 100 кг/см 2 при применении арматуры классов А-I и А-II и 150 кг/см 2 — при применении арматуры класса А-III.

Стойки и леса, поддерживающие опалубку несущих конструкций, можно удалять при достижении бетоном колонн указанной прочности (см. таблицу выше). Леса и стойки удаляют лишь после снятия боковой опалубки и осмотра распалубленных конструкций и колонн, поддерживающих эти конструкции. Загружать распалубленную конструкцию полной расчетной нагрузкой допускается только после приобретения бетоном проектной прочности.

Удалять опалубку, которая воспринимает вес бетона конструкций, армированных несущими сварными каркасами, допускается только после достижения бетоном этих конструкций 25% проектной прочности. Массивные конструкции распалубливают в сроки, которые назначаются с учетом необходимого теплового режима твердения массива, предусмотренного проектом сооружения.

Особенная осторожность требуется при распалубливании арок и сводов, тонкостенных конструкций (например, сводов-оболочек), а также балочных конструкций пролетом более 8 м. Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение. Поэтому удалению опалубки вышеупомянутых конструкций должно предшествовать плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов. Этот процесс, называемый раскружаливанием, осуществляют, ослабляя клинья, опуская домкратные винты, выпуская песок из цилиндров.

Раскружаливание производят в два, три и более приемов в зависимости от длины пролета и веса конструкции.

Опоры, поддерживающие опалубку балочных конструкций, опускают одновременно по всему пролету пропорционально прогибам конструкции от ее собственного веса.

Перед раскружаливанием сводов с затяжками, снабженными муфтами или другими натяжными приспособлениями, вначале натягивают затяжки.

Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начинают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам.

Раскружаливание перекрытий круглых резервуаров, а также воронок бункеров производят, опуская опоры, расположенные в центре конструкции, и ведут концентрическими рядами по направлению к периметру конструкции. При этом опоры, расположенные по каждому концентрическому ряду, опускают одновременно.

При удалении поэтажных стоек, поддерживающих опалубку забетонированных перекрытий многоэтажных зданий, руководствуются следующими правилами:

  • удалять стойки опалубки перекрытия, находящегося непосредственно под бетонируемым перекрытием, не допускается;
  • стойки опалубки следующего нижележащего перекрытия можно удалять лишь частично, при этом под всеми балками и прогонами пролетом 4 м и более оставляют «стойки безопасности», расположенные одна от другой на расстоянии не более 5 м;
  • стойки опалубки остальных нижележащих перекрытий можно удалять полностью, если прочность бетона этих перекрытий достигла проектной.

При распалубливании применяют набор инструментов, состоящий из кусачек, гаечных ключей и комплекта ломиков трех типов длиной 1; 0,6 и 0,3-0,35 м. Ломики имеют раздвоенные лапки, служащие гвоздодерами. Большой ломик применяют для выполнения операций, требующих больших усилий (например, отъем прижимных и подкружальных досок); средний — для выбивания клиньев, отъемки щитов, кружал; маленький — для образования щелей между элементами опалубки, в которые потом заводятся ломики больших размеров. На звено из двух рабочих нужен комплект из двух больших ломиков, двух средних и одного маленького.

Ломики для распалубливания
Ломики для распалубливания

Опалубочные панели снимают при помощи коленчатых распалубочных рычагов. Рычаг для снятия панелей, расположенных в два яруса, состоит из металлической штанги 1, изогнутой под прямым углом, с двумя роликами 8. Ролики перемещаются по упорной пластинке 4, закрепленной на панели 6 верхнего яруса. Короткое плечо рычага соединяется с обоймой 2, надетой на прогон панели 3 нижнего яруса, а длинное плечо имеет петлю 7 для крюка подъемного крана.

При подъеме (положение II) угол штанги 1, снабженный роликами 8, упирается в металлическую пластинку 4 верхней панели 6. При этом конец короткого колена давит на прогон нижней панели 3 и отрывает панель от бетона, после чего опалубочную панель ,5, подвешенную на штанге 1, поднимают в новое положение.

Рычаг для снятия одноярусных панелей имеет ролики 8, укрепленные в конце короткого плеча штанги 1, а обойма 2, прикрепленная к горизонтальному прогону панели, соединяется со штангой 1 у места ее перегиба. Металлическая пластинка 4 врезана со стороны бетона в обшивку щита. При подъеме и повороте рычага (положение II) пластинка прижимается к бетону, а панель отрывается от него. Такой способ снятия панелей обеспечивает конструкциям сохранность при распалубливании.

Отрыв опалубочных панелей вручную требует больших затрат труда и вызывает простои механизмов. Отделение панелей от бетона при помощи трактора приводит, как правило, к их поломке.

Устройство опалубки – на что обратить внимание?

Опалубка – это жесткая конструкция для придания бетонному раствору необходимой по проекту формы фундамента. Главное требование к данной конструкции – она должна быть жесткой и прочной, чтобы выдерживать давление бетонной смеси!

Виды опалубки

Не стоит тратить лишние деньги на дорогие готовые формы для заливки опалубки, они скорей нужны мастерам, которые специализируются на данном виде работ. Главное, чтобы конструкцию было легко собрать и разобрать.

Опалубка должна быть удобной для быстрой укладки арматуры и последующему бетонированию плиты фундамента. Перед установкой опалубки необходимо расчистить место для фундамента, сняв плодородный слой грунта (сантиметров 10) и тщательно утрамбовав почву.

Виды опалубки Виды опалубки

Выбор типа опалубки зависит от следующих параметров:

  • Конструкция дома, особенности архитектуры, наличие дополнительных пристроек и выносов крыльца или веранды
  • Ширина полетов для двухэтажных построек
  • Высота фундамента относительно уровня грунта
  • Ширина цоколя

Опалубки подразделяют на следующие типы:

  • Сборные монолитные – это конструкция из щитов, жестко зафиксированных болтами или проволокой
  • Передвижная катящаяся опалубка – используется для устройства сводов, тоннелей коммуникаций, подпорок стен. Это конструкция, при помощи которой заливаются элементы с одинаковым поперечным сечением. Такую опалубку легко перемещать по мере того, как бетонная смесь застывает
  • Скользящие конструкции устанавливают при заливке монолитной плиты фундамента
  • Простая переставная опалубка, которую можно разобрать – самый распространенный и недорогой вариант для частного жилого строительства

Устройство простой сборной опалубки

Для этой конструкции подойдут даже старые, но прочные доски, толщина должна быть не меньше, чем два сантиметра. Это нужно для того, чтобы конструкция выдержала давление мокрого бетона без деформаций.

Важно, чтобы доски были одной толщины для всей ленты фундамента. Разная ширина доски даст перепад ширины фундамента, что недопустимо.

На какие важные моменты надо обратить внимание при устройстве опалубки:

  • Сколачиваем доски таким образом, чтобы шляпки крепежа были направлены внутрь ленты фундамента, к бетону. От гвоздей могут остаться отверстия при удалении досок, которые послужат скапливанию влаги в бетоне и приведут к быстрому разрушению основания
  • Нельзя допускать, чтобы внутренняя часть конструкции опалубки была шероховатой, с сучками и выбоинами. Надо обработать доски рубанком или брать сразу новые обрезные доски, их потом можно после использовать для других строительных нужд
  • Ленточную опалубку лучше закреплять при помощи уголков и хомутов. Ширина щита или доски должна равняться высоте фундамента
  • С внешней стороны даже прочно скрепленную конструкцию надо подпереть кольями, а во внутренней части полосы установить распорки с шагом не менее 50 см
  • Дополнительно закрепить каркас опалубки можно вязальной проволокой
На какие важные моменты надо обратить внимание при устройстве опалубки На какие важные моменты надо обратить внимание при устройстве опалубки

Последовательность установки опалубки следующая:

  • Вначале устанавливаются направляющие из досок, которые прочно крепятся при помощи подпорных колышков. Направляющие должны быть выставлены идеально ровно, проверяем уровнем
  • После монтируем щиты, крепим их подкосами
  • Чем шире и выше лента фундамента, тем больше должна быть толщина доски. Иначе под тяжестью бетона доска изогнется и образуется выпуклость, которую придется выравнивать
  • Удобная длина щитов – от двух до трех метров, не требуется помощь при закреплении каркаса
  • Для распорок подойдет брусок 50х50 см, этого вполне достаточно даже для широкого фундамента
  • На твердых грунтах можно вместо опалубки заливать бетон непосредственно в траншею, а щиты выставлять для заливки цоколя
  • Арматура в ленте фундамента укладывается с шагом 15-20 сантиметров
  • По углам арматуру необходимо загнуть, чтобы можно было связать концы в непрерывную ленту. Если нет возможности изогнуть металл, то надо купить угловые соединения. Нельзя, чтобы по углам в теле бетона были пустоты
  • Дополнительно, чтобы избежать вытекания бетона, внутри опалубку прокладывают слоем полиэтиленовой пленки, что послужит дополнительной гидроизоляцией фундамента
  • При слабых грунтах дополнительно надо предусмотреть вокруг фундамента минимум 50 сантиметров отмостки
Устройство простой сборной опалубки Устройство простой сборной опалубки

Мастера не советуют экономить на досках при устройстве опалубки, так как это очень влияет на геометрию фундамента и его прочность. Это же требование относится к качеству арматуры!

Распалубливание конструкций

В комплексном технологическом процессе по возведению монолитных конструкций съем опалубки (распалубливание) является одной из важных и трудоемких операций. При конструировании и установке опалубки необходимо предусматривать, чтобы ее можно было снять легко и просто. Распалубливание конструкции следует производить аккуратно, с тем чтобы обеспечить сохранность опалубки для повторного применения, а также избежать повреждений бетона. Распалубливание начинают после того, как бетон наберет необходимую прочность. Не следует задерживать снятие опалубки, так как это снижает ее оборачиваемость.
Снимать боковые элементы опалубки, не несущие нагрузок, можно лишь после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность углов, кромок и поверхностей. Боковые щиты фундаментов, колонн, стен, балок и ригелей снимают через 8—72 ч. Эти сроки устанавливают на месте в зависимости от вида цемента и температурно-влажностного режима твердения бетона. Несущие элементы опалубки снимают после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность конструкций. Эта прочность при фактической нагрузке менее 70% от нормативной составляет: для плит пролетом до 3 м и несущих конструкций пролетом до 6 м — 70%, для конструкций с пролетами более 6 м и конструкций с напрягаемой арматурой — 80% от проектной. Если фактическая нагрузка более 70% нормативной, несущую опалубку снимают после того, как бетон таких конструкций наберет проектную прочность.
Если конструкции армированы жесткими несущими каркасами, снимать боковую и несущую опалубку разрешается тогда, когда прочность бетона достигнет 25% от проектной. Удалению несущей опалубки должно предшествовать плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов — раскружаливание. Для этого опускают опорные домкраты, ослабляют парные клинья или выпускают песок из опорных цилиндров под стойками. Запрещается рубить или спиливать нагруженные стойки. Опоры, поддерживающие опалубку балок, прогонов и ригелей, опускают одновременно по всему пролету.
Опорные стойки, поддерживающие опалубку междуэтажных перекрытий, находящихся непосредственно под бетонируемыми, удалять не разрешается. Стойки опалубки нижележащего перекрытия можно удалять лишь частично. Под всеми балками и прогонами этого перекрытия пролетом 4 м и более рекомендуется оставлять так называемые стойки безопасности на расстоянии одно от другой не более чем 3 м. Опорные стойки остальных нижележащих перекрытий разрешается удалять полностью лишь тогда, когда прочность бетона в них достигла проектной.
Несущую опалубку удаляют в два, три приема и более в зависимости от пролета и массы конструкции. При этом визуально, а иногда с помощью геодезических приборов наблюдают за состоянием распалубливаемой конструкции.
Особенно осторожно нужно распалубливать своды, арки, купола и другие тонкостенные и большепролетные конструкции. Перед раскружаливанием арок и сводов с затяжками обязательно затягивают натяжные муфты. Раскружаливать арки и своды начинают от замка и ведут к опорным пятам. Съем опалубки куполов, перекрытий круглых резервуаров и воронок бункеров ведут концентрическими рядами и в направлении от центра к периметру. При этом опоры, расположенные в одном концентрическом ряду, рекомендуется опускать одновременно.
Для снятия опалубки применяют кусачки, рычажные ножницы, гаечные ключи, кувалды и комплект ломиков.
При съеме опалубки с фундаментов и стен сначала обрезают стяжные болты или проволочные скрутки; первые — газовой сваркой, а вторые — с помощью рычажных ножниц. Далее снимают схватки и ребра, после чего ломиками отрывают от бетона отдельные щиты. При распалубливании колонн удаляют нижние рамки и обрамляющие бруски у прогонов, снимают хомуты и отрывают щиты. Распалубливать плиты нерекрытий начинают с удаления подкружальных досок и кружал. Два-три снятых кружала укладывают на леса под плитой для предотвращения падения опалубочных щитов перекрытия.
Для съема одноярусных опалубочных панелей ролик рычажного приспособления упирают в стальную пластину, врезанную в палубу панели. Обойма упирается в прогон. При повороте рычага в положение опалубочная панель отрывается от бетона.
Следует иметь в виду, что несмазанная опалубка, имеющая щели между отдельными досками и щитами, прочно сцепляется с бетоном и для ее удаления нужны большие усилия.
Перед повторным использованием элементы опалубки очищают от бетона и ремонтируют. Формующие поверхности щитов покрывают специальными смазками.

Читайте также: