Поработайте в группах проанализируйте одно из высказываний без фундамента новой экономической

Обновлено: 18.05.2024

ЛитЛайф

Книга "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"

Оглавление

Читать

Войти через Гугл Войти через Фейсбук Войти через Яндекс Войти через Вконтакте

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Выбрать главу (79) Изменить стиль страницы

«Экономически и политически нэп вполне обеспечивает нам возможность постройки фундамента социалистической экономики» 58 , — писал В. И. Ленин накануне XI съезда РКП(б). Новая экономическая политика укрепляла союз рабочего класса и крестьянства, являющийся главной силой и высшим принципом диктатуры пролетариата. Новая экономическая политика определяла формы и методы строительства социализма на весь переходный период от капитализма к социализму, намечала правильные пути преобразования переходной экономики в социалистическую.

При исследовании исторического опыта построения социализма на основе нэпа необходимо учитывать, что разные стороны этой политики в той или иной степени конкретизировались и развивались партией на всем протяжении переходного периода. На различных этапах строительства социализма в зависимости от конкретных условий и задач менялись методы планового руководства хозяйством, развивались новые формы экономической связи (смычки) между городом и деревней. Но основные принципы нэпа как политики переходного периода использовались до ликвидации многоукладности экономики, до победы социализма.

Последовательное решение Советским государством задач социалистического строительства, сопровождавшееся изменением форм и методов борьбы социализма против капитализма, смычки между социалистической индустрией и мелкотоварным крестьянским хозяйством, определило своеобразие и особенности нэпа на разных этапах построения социалистической экономики.

Для начального периода нэпа, когда решались задачи восстановления народного хозяйства, характерно широкое применение экономических методов руководства и хозяйствования с использованием стоимостных форм (торговля, кредит, госбюджет, цены, хозрасчет и т.п.). Эти методы помогали решению задач ограничения и вытеснения капиталистических элементов. На партийных съездах и конференциях, состоявшихся в те годы, отмечались первые успехи в борьбе социализма против капитализма. В резолюции XIV съезда ВКП(б) указывалось, что в народном хозяйстве страны «резко повышается удельный вес социалистической промышленности, государственной и кооперативной торговли, национализированного кредита и других командных высот пролетарского государства», что «налицо экономическое наступление пролетариата на базе новой экономической политики и продвижение экономики СССР в сторону социализма» 59 .

На последующих этапах нэпа — в период социалистической реконструкции, когда развернулось наступление социализма по всему фронту народного хозяйства, проводилась ликвидация остатков капитализма, — экономические методы руководства сочетались с мерами административного воздействия на капиталистические элементы. Возможность и необходимость этого сочетания вытекали из ленинского понимания сущности и главной задачи нэпа. Основные задачи индустриализации страны, планомерной мобилизации средств и рационального использования накоплений для этой цели, подготовка условий для коллективизации сельского хозяйства осуществлялись государством с использованием товарно-денежных отношений. Лишь на решающем этапе индустриализации страны (годы первой пятилетки) потребовались некоторые ограничения товарно-денежных отношений, что нашло выражение в применении чрезвычайных мер в хлебозаготовках, в карточной системе снабжения населения, в ограничении роли материального стимулирования, в жестком централизованном распределении материальных и финансовых средств. Эти ограничения имели временный характер.

Развертывая социалистическое строительство, осуществляя индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, партия руководствовалась ленинскими идеями о перспективах социалистического наступления на рельсах нэпа. Уже в последние годы первой пятилетки проводятся меры по укреплению хозяйственного расчета, повышению роли материальной заинтересованности, усилению контроля рублем за деятельностью предприятий. Во второй пятилетке развертывается советская торговля, усиливается борьба за рентабельность, тяжелая промышленность переходит к работе без дотаций из госбюджета. Все это свидетельствует о дальнейшем развитии товарно-денежных отношений, усилении экономических методов руководства хозяйством 60 .

После победы социализма стала проводиться экономическая политика, соответствующая новым условиям. В практике социалистического хозяйствования использовались и используются товарно-денежные отношения, которые приобретали новое, социалистическое содержание.

3. Критика буржуазных и оппортунистических концепций нэпа

Социалистическое строительство на основе новой экономической политики осуществлялось в ожесточенной борьбе рабочего класса в союзе с трудящимся крестьянством против городской и деревенской буржуазии, против ее идеологов. Капиталистические элементы стремились использовать нэп, чтобы восстановить буржуазный строй, завоевать экономическое господство в стране, перетянуть на свою сторону среднее крестьянство, сорвать социалистическое строительство. Идеологи буржуазии выступали за неограниченную свободу частного предпринимательства, допущение частного капитала в крупную промышленность, за отмену национализации и монополии внешней торговли, за предоставление свободы деятельности иностранному капиталу.

Закрыть Как отключить рекламу?

Такую буржуазно-реставраторскую программу под флагом «экономического либерализма» проповедовали экономисты кадетского толка на страницах издававшихся в 1922 г. журналов «Экономист» и «Экономическое возрождение». По существу ее разделяли меньшевики и эсеры. Так, в письме 23 июня 1921 г. подпольный ЦК партии эсеров призывал к денационализации промышленности и предоставлению полной свободы частному капиталу и предпринимательству, видя в этом переход «к рациональной экономической политике, базирующейся на реальных возможностях» 61 .

Враги социализма выдвигали капитулянтские проекты, рассчитанные на экономическое подчинение Советской страны системе мирового капитализма. В первые годы нэпа буржуазные экономисты, работавшие в советских плановых и хозяйственных ведомствах, предлагали «влиться возможно полнее в мировое хозяйство», чтобы обеспечить «приток извне» средств производства и предметов потребления. Они утверждали, что для восстановления и подъема народного хозяйства СССР «необходимо иметь 10 миллиардов золотых рублей в течение трех лет», что «эти деньги можно достать путем действительной связи русского народного хозяйства с мировым» 62 . Говоря о необеспеченности восстановительных работ внутренними ресурсами, идеологи буржуазии предлагали сдать иностранному капиталу в концессию почти всю металлургическую промышленность, многие железные дороги, добиваться заграничных займов на любых условиях. На международной Гаагской конференции (1922 г.) буржуазные дельцы из подкомиссии по частной собственности заявляли, что «нельзя ожидать восстановления этой промышленности и промышленного развития России, если русское правительство искренне не решится прибегнуть к содействию иностранной техники и иностранного капитала» 63 .

Курс на подчинение советской экономики мировому капиталистическому хозяйству буржуазные экономисты и плановики обосновывали требованиями международного разделения труда и «международного районирования производительных сил». С этих позиций они высказывались против создания в нашей стране новых отраслей промышленности, ссылаясь на наличие таких отраслей в мировом (т.е. капиталистическом) хозяйстве. При этом буржуазные экономисты подкрепляли свои планы доводами и выкладками о рентабельности и эффективности производства предметов массового потребления и «невыгодности» отечественного развития машиностроения и т.д. 64 Они пророчили, будто «в течение во всяком случае нескольких десятилетий ход развития нашей хозяйственной жизни будет таков, что сельское хозяйство и сырье будут главным источником нашего вывоза, в обмен на который мы будем восстанавливать наши уничтоженные богатства, а в области промышленности мы будем в состоянии, в виде общего правила, выполнять лишь простейшие задания» 65 .

Проанализируйте высказывание: " Успех индустриализации зависел от сохранения нэпа" Докажите, что это так или же наоборот.

дамир486

Описание: Как в зарубежной так и в отечественной литературе по истории СССР широко распространено мнение о том что на базе нэпа нельзя было провести индустриализацию и требовалось его свернуть чтобы осуществить жизненно важную модернизацию экономики. Говорят что история не знает сослагательного наклонения. Это верно в том смысле что мы знаем каким путем пошла жизнь. Руководство страны в этот период неоднократно признавало что развитие сельского хозяйства является важнейшим условием осуществления индустриализации

Новые вопросы в История

термины 1 параграф история е вмагиьалова​

таблица по истории "общественно-политическое развитие России в 1894-1904 год-название партий,год основания-лидер чьи интересы выражали-политический во … прос-рабочий вопрос-крестьянский вопрос-национальный вопрос​

1. Яку політику здійснював уряд Ǿосійської імперії ȧодо українських земель? Які зміни в житті українців вона спричинила? 2. Коли і як розпочалася пром … ислова революція на українських землях? 3. Які процеси відбувалися в розвитку сільського господарства Наддніпрянщини в першій половині ХІХ ст.? 4. На підставі аналізу матеріалу про фірму “Брати Яхненки і Симиренко” визначте особливості діяльності перших українських підприємців. 5. Якими були особливості розвитку міст Наддніпрянщини в цей період? Яке з українських міст в середині ХІХ ст. було найбільшим за кількістю населення? 6. Хто такі чумаки? Чим був зумовлений розвиток цього промислу?

нужно ли нам ядерное оружие или нет? Почему

Хлопцы,я Богдан,я богом дан,составьте,пж

Історія 6 клас допоможіть срочно ​

помогите пожалуйста составить эссе на тему этонгинез казахов ​

Записать "5 легендарных битв ВОВ"

краткие характеристики Василия 3 история 7 класс​

Проанализируйте высказывание: " Успех индустриализации зависел от сохранения нэпа" Обоснуйте,

Проанализируйте высказывание: " Фуррор индустриализации зависел от сохранения нэпа" Обоснуйте, что это так либо же наоборот.

  • Marina Mladenceva
  • История
  • 2019-02-06 14:08:41
  • 0
  • 1
Тамара Катрина 2019-02-06 14:12:38

Описание: Как в зарубежной так и в российскей литературе по истории СССР широко распространено мнение о том что на базе нэпа нельзя было провести индустриализацию и требовалось его свернуть чтоб выполнить жизненно важную модернизацию экономики. Разговаривают что история не знает сослагательного наклонения. Это верно в том смысле что мы знаем каким методом вульгарна жизнь. Управление страны в этот период часто признавало что развитие сельского хозяйства является важнейшим условием воплощения индустриализации

ГДЗ по Истории России 11 класс Левандовский, Щетинов параграф 16

Политические-революция (1917-1918 гг.),Первая Мировая Война (1914-1918 гг.),Кризис правящей элиты того времени, борьба за власть, гражданская война. Экономические - уничтожение промышленности России, национализация, военный коммунизм, уход от рыночной системы, ослабление рубля и т.д. Социальные - различного рода конфликты, иностранные интервенции, гражданская война, развитие по пути социализма.

2. Определите цели, противоречия нэпа и результаты этой политики во второй половине 1920-х гг.

- восстановление хозяйства, выход из кризиса;

- привлечение крестьян на сторону Советской власти;

- предоставление экономических свобод, поощрение предприимчивости,

- замена продразверстки продналогом, разрешение свободной частной тор-

- перевод гос. предприятий на хозрасчет;

- допущение гос. капитализма (аренда, концессия), кооперация;

- переход от натуральной к денежной оплате труда;

- денежная реформа («золотой червонец») - конвертируемость рубля

Политическая монополия большевиков

Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов

Курс на строительство социализма в одной стране

Необходимость активизации внешне­экономической деятельности, усиления контактов с внешним миром

Проведение индустриализации, создание мощного военно­экономического комплекса

Отсутствие инвестиций в промыш­ленность из отечественных и зарубежных источников

Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости

Усиление социального расслоения. Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и «новой аристократии» (партийно-советской номенклатуры)

3. Сравните цели и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина и новой экономической политики.

Столыпинская реформа была направлена на то, чтобы смягчить старые противоречия в Российской Империи, возникшие в результате противоречивой и неоконченной реформы по отмене крепостного права: крестьяне были освобождены, но без земли, и остались экономически неустроены. Столыпин пытался найти способы наделить их землей, не отнимая ее у помещиков.

Реформы же НЭПа были направлены на то, чтобы создать новое хозяйство в стране без помещиков. Общее между этими реформами то, что они многое отдавали на откуп рынку: столыпинская реформа переводила сельское хозяйство с феодальных рельс на рыночные, НЭП вводил рынок на месте военного коммунизма.

Результат аграрной реформы Столыпина был малоудовлетворителен: вместо наделения землей большинства крестьян возникла прослойка сельских капиталистов - кулачества. При НЭПе кулаки сохраняли свои позиции, несмотря на неодобрительное отношение Советской власти к ним, и были уничтожены как класс только при коллективизации.

5. Можно ли считать нэповскую экономику рыночной? Аргументируйте свою позицию, используя знания, полученные при изучении курсов обществознания и экономики.

Дело в том, что нэп - это попытка совмещения государственной и рыночной экономики, то есть он двойственен по сути своей, и лишь до того момента сохраняется, пока существуют, взаимодействуют и борются обе эти линии в рамках единой политики. Такое понимание нэпа позволяет построить и его периодизацию. Первый период продолжался примерно до 1922 - 1923 гг., в течение которого сформировались основные принципы нэпа, сложились вышеназванные линии, получившие максимальное развитие на втором этапе, длившемся до 1927 - 1928 гг. Переход к господству одной из линий, лишивший экономическую политику двуединства, завершился в начале 30-х гг. (По вопросу о завершении нэпа нет единства мнений: в течение долгого времени господствовало мнение о совпадении конца нэпа с окончанием социалистического строительства в СССР, однако сегодня большинство историков указывают на 1929 г., как на время, когда нэп был насильственно прерван сталинским руководством).

6*. Примите участие в ролевой игре. Оцените новую экономическую политику с позиций одного из персонажей: крестьянина-середняка, батрака, рабочего, владельца небольшого магазина в городе, учителя городской школы, партийного работника.

7*. Поработайте в группах. Проанализируйте одно из высказываний: «Вез фундамента новой экономической политики невозможно было проводить индустриализацию в СССР», «Курс на индустриализацию в СССР противоречил основным принципам новой экономической политики», «Или нэп, или индустриализация», «Успех индустриализации зависел от сохранения нэпа». Обсудите результаты работы, сформулируйте выводы.

8*. Составьте терминологический словарь «Язык нэпа». Найдите в исторических источниках и включите в него слова, которые появились в период осуществления нэпа. Например: нэпман, совбур, смычка, перерожденец, фининспектор и др.

Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация

В условиях острого социально-экономического и политического кризиса на X съезде РКП (б), проходившего 8–19 марта 1921 г., было принято решение отказаться от политики военного коммунизма и ввести в стране новую экономическую политику.
Причина введения НЭПа:
 — провал политики военного коммунизма, приведшей к социально-экономическому и политическому кризису;
 — массовые восстания крестьян, недовольных продразвёрсткой и другими чрезвычайными мерами власти;
 — выступления рабочих в городах (стачки и восстания);
 — выступления в армии и на флоте (Кронштадтское восстание);
 — стремление большевиков преодолеть политический кризис и сохранить власть.
Основные мероприятия НЭПа:
 — замена продразвёрстки продналогом;
 — разрешение аренды земли и найма рабочей силы в сельском хозяйстве;
 — восстановление товарно-денежных отношений;
 — разрешение частного предпринимательства, передача в частные руки мелких предприятий, разрешение аренды средних и концессий с участием иностранного капитала на крупных предприятиях при сохранении в руках государства «командных высот» в экономике;
 — разрешение найма рабочей силы в промышленности и сфере услуг;
 — восстановление свободной торговли (государственная, кооперативная, частная);
 — сохранение государственной монополии на внешнюю торговлю;
 — укрепление финансовой системы, стабилизация курса рубля и проведение денежной реформы;
 — замена пайковой системы оплаты труда на денежную;
 — отмена уравниловки в оплате труда — размер заработной платы зависел от результатов труда (принцип военного коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям» заменён на принцип «от каждого по способностям, каждому по труду»);
 — отмена трудовой повинности, обеспечение предприятий рабочей силой через биржи труда;
 — перевод части государственных предприятий на хозрасчёт, создание крупных государственных трестов;
 — введение оплаты услуг (коммунальных, транспортных, связи).
 Введение НЭПа позволило выйти из экономического и социального кризиса, восстановить к середине 1920-х гг. довоенный уровень производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Но результатом НЭПа стала социальная дифференциация в городе и расслоение крестьянства. В развитии НЭПа были противоречия, приводившие к кризисам:
 1923 г. — кризис сбыта,
 1925 г. — товарный кризис,
 1927–1928 гг. — кризис хлебозаготовок.
Причины свёртывания НЭПа:
 — противоречия между административными и рыночными методами управления экономикой;
 — ограничение участия частного капитала в экономике не позволяли использовать его для решения задачи индустриализации страны;
 — усиление социального расслоения, появление нэпманов (новой буржуазии, эксплуататорских элементов) вызывало недовольство части населения;
 — доминирование в обществе политической установки на временный характер НЭПа;
 — победа во внутриполитической борьбе 1920-х гг. противников НЭПа, считавших, что НЭП был необходим только как временная мера для выхода из кризиса и что рыночные отношения несовместимы с социалистической идеей и практикой.

Социалистическая модернизация в СССР

 В середине 1920-х гг. разворачивается партийная дискуссия вокруг тезиса И. В. Сталина о возможности построения социализма в отдельной стране. Против тезиса Сталина выступил Л. Д. Троцкий, остававшийся сторонником мировой социалистической революции, идея которой была обоснована в трудах классиков марксизма – К. Маркса и Ф. Энгельса. В ходе партийной дискуссии большинство поддержало Сталина. Руководство страны провозглашает курс на строительство социализма («социалистическую реконструкцию»).
 План строительства социализма включал в себя три составные части — индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.
 По вопросу о темпах и способах строительства социализма среди руководителей ВКП (б) высказывались различные мнения.
 Н. И. Бухарин считал индустриализацию приоритетной, но проводить её предлагал по мере накопления средств за счёт экономии государственных расходов и увеличения доходов, в том числе от развития рыночных отношений. Он выступал за развитие различных форм кооперации в деревне, обратившись к крестьянам с лозунгом «Обогащайтесь!». Первоначально позицию Бухарина поддерживал И. В. Сталин.
 Л. Д. Троцкий был сторонником проведения ускоренной (форсированной) индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, что поможет получить необходимые для индустриализации средства.
 И. В. Сталин в ходе внутрипартийной борьбы критиковал позицию Троцкого, но после высылки Троцкого реализовал предложенный им вариант строительства социализма в СССР.
 В 1928 г. был утверждён первый пятилетний план. С этого времени экономическое развитие СССР осуществлялось в соответствии с государственными планами.
 Курс на индустриализацию был провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 г. Индустриализация проходила под лозунгом «Превратим СССР из страны, ввозящей машины, в страну, производящую машины!».
Цели индустриализации:
 — преодолеть технико-экономическую отсталость страны;
 — обеспечить экономическую независимость;
 — создать мощную тяжёлую и оборонную промышленность;
 — создать машинно-техническую базу для проведения коллективизации сельского хозяйства.
 В условиях свёртывания частного предпринимательства и невозможности привлечения иностранных кредитов средства на индустриализацию правительство получало за счёт перекачивания ресурсов из сельского хозяйства, займов у населения и сокращения потребления внутри страны. Иностранную валюту, необходимую для закупки станков и оборудования для строящихся новых заводов и фабрик, получали путём увеличения экспорта сельхозпродукции. В самой стране в первой половине 1930-х гг. действовала карточная система — нормированное распределение товаров для населения городов. Ещё одним источником валюты стала распродажа произведений искусства из музеев страны.
Особенности индустриализации:
 — проводилась в соответствии с государственными планами;
 — сопровождалась вытеснением частного предпринимательства и полным огосударствлением экономики;
 — проводилась за счёт внутренних источников накопления в сжатые исторические сроки;
 — сопровождалась трудовым энтузиазмом населения (социали- стическое соревнование, движение передовиков производства, стахановское движение);
 — приоритетным было развитие тяжёлой промышленности в ущерб лёгкой.
Результаты индустриализации:
 — реконструирована материально-техническая база народного хозяйства;
 — созданы новые отрасли промышленности;
 — достигнута экономическая независимость страны;
 — СССР превратился в мощную индустриальную державу (по разным оценкам, в конце 1930-х гг. занимал 2-е или 3-е место в мире по объёмам промышленного производства);
 — ликвидирована безработица;
 — укреплена обороноспособность страны;
 — сложилась административно-командная система управления;
 — широкое распространение получили внеэкономические формы принуждения.

Коллективизация сельского хозяйства

 Первые попытки создания коллективных хозяйств (колхозов) на социалистических принципах в деревне предпринимались ещё в годы военного коммунизма, но они не получили широкого распространения. В годы НЭПа в сельском хозяйстве развивались прежде всего низшие формы кооперации (снабженческо-сбытовая кооперация). С провозглашением курса на социалистическое строительство встал вопрос о социалистическом преобразовании деревни. Хлебозаготовительный кризис 1927–1928 гг. показал, что при сохранении индивидуальных хозяйств правительство не сможет получить из сельского хозяйства необходимые для индустриализации средства. 7 ноября 1929 г. И. В. Сталин опубликовал в газете «Правда» статью «Год великого перелома», в которой утверждал: «Истекший год был годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства. Перелом этот шёл и продолжает идти под знаком решительного наступления социализма на капиталистические элементы города и деревни… Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает лишь кучка богатеев-капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете, — к новому, социалистическому пути развития, который вытесняет богатеев-капиталистов, а середняков и бедноту перевооружает по-новому, вооружает новыми орудиями, вооружает тракторами и сельскохозяйственными машинами, для того чтобы дать им выбраться из нищеты и кулацкой кабалы на широкий путь товарищеской, коллективной обработки земли». Начинается проведение сплошной коллективизации. 27 декабря 1929 г. в речи на конференции аграрников-марксистов он заявил: «… от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса». 21 января 1930 г. Сталин выступил со специальной статьёй «К вопросу о политике ликвидации кулачества как класса».
Цели сплошной коллективизации:
 — создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств для преодоления зависимости государства от единоличных хозяйств в вопросах хлебозаготовок;
 — ликвидация кулачества как класса, чуждого социализму;
 — огосударствление частного сектора сельского хозяйства;
 — увеличение объёмов сельхозпроизводства;
 — получение из сельского хозяйства средств, необходимых для проведения индустриализации;
 — ликвидация «аграрного перенаселения», обеспечение промышленных предприятий рабочей силой за счёт оттока населения из деревни.
 Сплошная коллективизация и раскулачивание проводились насильственными методами, что вызвало массовое недовольство крестьян, вылившееся в ряде районов в восстания. Уже 2 марта 1930 г. Сталин был вынужден выступить в газете «Правда», в которой в тот день был опубликован «Примерный устав» колхозов, со статьёй «Головокружение от успехов: к вопросам колхозного движения», в которой вину за насильственные методы коллективизации возложил на «ретивых “обобществителей”». Начался отток крестьян из колхозов. Но после некоторого ослабления давления на крестьян летом-осенью 1930 г. возобновляется практика насильственного объединения единоличных хозяйств в колхозы и совхозы.
Итоги и последствия коллективизации:
 — ликвидация кулаков и слоя зажиточных крестьян;
 — уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве;
 — отчуждение крестьян от собственности и земли;
 — ликвидация экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве;
 — создание крупных механизированных хозяйств;
 — замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянные обострения продовольственной проблемы в стране;
 — голод 1932–1933 гг.

1)Последним делом великого князя Ивана Калиты было возведение новых укреплений, способных защитить Москву. (2)Москва к тому времени значительно выросла. (З)Тын, окружавший ее, не был надежен, и открытый для нападения посад занимал уже площадь большую, чем сам город.

(4)С двух сторон подходы к крепости защищали реки Москва и болотистая Неглинная. (5)С третьей стороны щетинился острыми кольями ров.

(6)Строили из дубовых кряжей, твердых и трудно воспламеняемых. (7)Стволы теперь уже не вкапывались вертикально в землю, а укладывались горизонтально клетями. (8)Клети заполняли песком и глиной так, чтобы вооруженные воины могли передвигаться по стене, переставляя камнеметные орудия. (9)Над пряслами стен на расстоянии полета стрелы друг отдруга высились башни. (10)Если бы враг и преодолел стену, рубленная из дуба башня могла бы еще долго обороняться самостоятельно. (11)Над стенами Кремля нависали галереи, с которых можно было лить на врагов кипяток, по-старинному — кипень, и отталкивать осадные лестницы.

(12)Вот как засвидетельствовал летописец: «Иван Калита повелел поставить на Боровицком холме каменные храмы».

(13)В 1340 году, когда в белокаменном Архангельском соборе москвичи хоронили Ивана Калиту, его детище — дубовая крепость — поднималось над окружавшим холм вековым бором.

1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему при Иване Калите был построен первый Московский Кремль»?

1) Москва к тому времени значительно выросла

2) С двух сторон подходы к крепости защищали реки Москва и болотистая Неглинная.

3) Были необходимы новые укрепления, способные защитить Москву.

4) Тын, окружавший Москву, не был надежен.

Ответ: ___________________________

2. Какое средство выразительности используется в предложении 5:

Ответ: ___________________________

3. Из предложений 6 – 9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется – С , если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

Ответ: ___________________________

4. Из предложений 10 – 12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном с зависимым словом пишется НН».

Ответ: ___________________________

5. Замените книжное слово возведение из предложения 1 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

6. Из предложения 1 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи примыкание .

Ответ: ___________________________

7. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

Ответ: ___________________________

8. Среди предложений 8 – 11 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.

Ответ: ___________________________

10. В приведённом ниже предложении выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Над стенами Кремля нависали галереи,(1) с которых можно было лить на врагов кипяток,(2) по-старинному — кипень,(3) и отталкивать осадные лестницы.

Ответ: _________________________

Прочтите текст и выполните задания 1-10 на основе анализа содержания текста.

(1) Научный труд требует общей интеллигентности человека. (2) И эта общая интеллигентность человека дается главным образом гуманитарными науками. (3) Почему? (4) Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математика. (5) Интуиция - в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой компьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.

(6) Ведь недаром, скажем, властитель дум Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. (8)Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.

(11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (12) Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13) Скажем, Пушкин — великолепный художник. (14) Лермонтов — тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (16) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо! (18) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.

1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос «В чем заключается важность изучения гуманитарных наук?»

Гуманитарные науки развивают художественное творчество.

Гуманитарные науки развивают интуицию.

Гуманитарные науки воспитывают понимание искусства, истории и учат нравственности.

Гуманитарные науки развивают аналитические способности.

Ответ: ___________________________

2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм .

1)Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой.

2) Ведь недаром, скажем, властитель дум Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского.

3) У него были определенные интересы в живописи.

4) К «своим» художникам он относился как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.

Ответ: ___________________________

3. Из предложений 6 – 9 выпишите слово(-а), правописание приставки в котором(-ых) определяется правилом: н а конце приставки пишется -С, если после нее следует буква, обозначающая глухой согласный, и пишется -З, если следует буква, обозначающая звонкий согласный .

Ответ: ___________________________

4. Из предложений 4 – 6 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: в прилагательном, образованном от существительного, в суффиксе -ЕНН- пишется две буквы Н .

Ответ: ___________________________

5. Замените слово ТРУД из предложения 1 синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

6. Из предложения 1 выпишите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе подчинительной связи управление .

Ответ: ___________________________

7. Выпишите грамматическую основу предложения 15

Ответ: ___________________________

8. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.

Достоевский,(1) как сейчас выясняется,(2) был замечательным портретистом. Таким образом,(3) гуманитарные науки очень важны.

Ответ: ___________________________

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ: _________________

10. В приведенном ниже предложении выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.

Потому что искусство,(1)искусство слова,(2)живописи,(3)какое угодно искусство,(4)основано на интуиции и воспитывает интуицию, (5) а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, (6) и математика. Ответ: ___________________________

Поработайте в группах проанализируйте одно из высказываний без фундамента новой экономической

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Правильный ответ должен содержать аргументы.

1) в подтверждение, например:

- нэп привел к возвращению частной собственности на средства производства;

- при нэпе обострилось социальное неравенство;

- введение нэпа не было запланированным шагом, а происходило под влиянием массового недовольства политикой «военного коммунизма»;

- нэп как поражение или отступление оценивали многие большевики (в том числе и Ленин — «отступление завершено»);

2) в опровержение, например:

- вся политическая власть оставалась в руках партии большевиков, которая не собиралась отказываться от идеи построения социализма: — в распоряжении государства оставались крупные предприятия, железнодорожный транспорт и недра («командные высоты социализма»);

- сохранялась государственная монополия внешней торговли;

- существовали серьёзные ограничения для частного предпринимательства;

- не была восстановлена частная собственность на землю;

- в годы нэпа развивались разные формы кооперации, считавшиеся проявлением социалистической экономики.

Могут быть приведены другие аргументы.

Критерии проверки:

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки3Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Поработайте в группах проанализируйте одно из высказываний без фундамента новой экономической

Существует точка зрения, что, несмотря на серьёзные различия, политика советского государства по отношению к деревне в период новой экономической политики и в 1930-е гг. имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

Могут быть приведены факты:

1) проведение государственных хлебозаготовительных компаний на основе принуждения;

2) отсутствие частной формы собственности на землю;

3) многообразие форм землепользования.

Могут быть приведены другие факты.

Критерии проверки:

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Читайте также: