Демонтаж опалубки перекрытия технология

Обновлено: 13.05.2024

Демонтаж опалубки перекрытия технология

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ МОНОЛИТНОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ПОДВАЛА ЖИЛОГО ДОМА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по монтажу и демонтажу опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана на новое строительство и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на строительно-монтажных работах, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- монолитные перекрытия типового этажа - 100,0 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс строительно-монтажных работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома.

2.2. Строительно-монтажные работы по монтажу и демонтажу опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома, выполняют в две смены, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав последовательно выполняемых строительно-монтажных работ при монтаже и демонтаже опалубки монолитного перекрытия подвала при строительстве жилого дома входят следующие технологические операции:

- транспортирование опалубки на объект строительства, сортировка и складирование;

- укрупнительная сборка щитов на площадке;

- подача к месту установки и монтаж в проектное положение;

- смазывание поверхности палубы бетоноотделяющим средством;

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильный стреловой кран КС-45717 (=25 т); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (=25,0 т).

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01

Рис.3. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271

2.5. Для бетонирования перекрытия подвала используется опалубка Dokaflex 1-2-4 - это быстровозводимая и гибкая опалубка для перекрытий любых контуров, состоящая из следующих элементов:

- балка Doka Н20 top =3,90 м (продольная), =2,65 м (поперечная) c торцевым амортизатором, имеет заданные места установки (метки) на полке, (см. Рис.4);

Рис.4. Балка Doka Н20 top

- Панель Dokadur 21 (15050, 20050, 25050 см) - 3-слойные фанерные плиты толщиной 21 мм с обрамлением из эластичного полиуритана, имеющие защитную окантовку по всему периметру и синтетическое покрытие поверхности (см. Рис.5);

Рис.5. Панель Dokadur 21

- алюминиевая, телескопическая стойка для перекрытий Doka Eurex 20 top, имеющая высокую несущую способность 2030 кН, с пронумерованными разметочными отверстиями для настройки высоты (см. Рис.6);

Рис.6. Стойка для перекрытий Doka Eurex 20 top

- опускаемая, оцинкованная головка H20 (252038 см) с вилкой (см. Рис.7);

Рис.7. Опускаемая головка H20

- оцинкованная удерживающая головка H20 DF (191118 см) с вилкой h=23 см для крепления промежуточных стоек к балке H20 top (см. Рис.8);

Рис.8. Удерживающая головка H20 DF с вилкой

- тренога высотой h=100 см, дополнительная опора для стоек перекрытий с раздвижными ножками, позволяющими установить стойку даже в узком пространстве у стены или в углу (см. Рис.9).

Монолитное перекрытие своими руками: расчёт, подготовка и установка опалубки

Из нашей статьи вы узнаете, как сделать самостоятельно железобетонное перекрытие по кирпичным стенам. В тексте приведены подробные расчёты материалов. Статья расскажет о разных приёмах устройства опалубки, правилах армирования и стоимости материала и работы.

В предыдущей статье мы рассказывали о том, что существуют три способа установки опалубки — инвентарный, самодельный и комбинированный. Первые два из них — принципиально разные и мы пошагово рассмотрим каждый.

Расчёт монолитного перекрытия

Исходные данные

Независимо от выбранного способа монтажа опалубки необходим одинаково качественный результат и соблюдение размеров. Поэтому есть набор требований и расчётов, одинаковый для обоих методов.

Предположим, что нам нужно устроить монолитное железобетонное перекрытие над зданием прямоугольной формы с внутренней несущей стеной. Внутренние размеры помещений: 5х3,7 м и 5х2,5 м. Высота потолка 2,7 м.

Расчёт бетона

Площадь перекрытия будет равна:

  • S = 5 · (2,5 + 3,7) + 1 · 0,4 = 31,4 м²

При толщине 200 мм объём бетона будет равен:

  • V = 31,4 · 0,2 = 6,28 м³

Масса перекрытия будет равна:

  • М = 6,28 · 2500 = 15700 кг = 15,7 тонны

Расчёт арматуры

Для армирования перекрытия принят каркас арматуры А3 Ø 16 из двух зеркальных сеток с шагом 180 мм. Количество продольных стержней в одной сетке — ширина перекрытия, делённая на шаг:

  • Nпрод = 5000 / 180 = 27,7 = 28 шт.

Длина продольных стержней в одной сетке:

  • Lпрод = Nпрод · А = 28 · 6,6 = 184,8 = 185 м

Количество поперечных стержней в одной сетке — длина перекрытия, делённая на шаг 180 мм:

  • Nпопер = 6600 / 180 = 36,6 = 37 шт.

Длина поперечных стержней в одной сетке:

  • Lпопер = Nпопер · В = 37 · 5 = 185 м

Общая длина стержней в одной сетке:

  • L1 = Lпрод + Lпопер = 185 + 185 = 370 м

Общая длина стержней в каркасе перекрытия:

  • Lобщ = L1 · 2 = 370 · 2 = 740 м

На 1 м² перекрытия приходится 740 / 31,4 = 23,5 пог. м арматуры.

На 1 м³ перекрытия приходится 740 / 6,28 = 117,8 пог. м арматуры.

Количество материала плоскости

При использовании фанеры для создания плоскости стола необходимо рассчитать количество целых листов (1220х2440 мм, 3 м2), исходя из линейных размеров помещений. Это делается для уменьшения отходов:

  • N = Sпом / Sлиста = 31,4 / 3 = 10,5 шт.

Итого необходимо 10 целых листов ламинированной фанеры. Оставшееся пространство можно зашить более дешёвым материалом — обычной фанерой или доской.

Если в качестве основного материала плоскости принята доска 100х25, то её объём будет:

  • Vдоски = 31,4 · 0,025 = 0,785 м³

Количество инвентарных балок

Специфика сборной опалубки в том, что она состоит из ригелей, на которые опираются балки. Шаг ригелей — не более 1,2 м, их располагают вдоль помещения. Шаг балок — 400–600 мм, и они обычно идут поперёк. Количество линий опорного ригеля будет равно ширине помещения, делённой на шаг. В нашем случае:

  • N1 = 3,7 / 1,2 = 3,08 , принимаем 3
  • N2 = 2,5 / 1,2 = 2,08 , принимаем 2

Итого по две линии ригелей в каждом помещении. Это 10 балок по 2,8 м.

Поперечные балки рассчитываются, исходя из ширины помещений. В нашем случае — 10 шт. по 3,6 м и 10 шт. по 2,4 м.

Количество стоек

Телескопические инвентарные стойки устанавливают только под ригели с шагом 800–1000 мм. В нашем случае — пять линий по 5 метров — 25 метров. Делим на шаг — получаем количество:

  • Nстоек = 25 / 0,8 = 31,25 = 32 шт.

На каждую стойку приходится одна тренога и одна унивилка («корона»).

Совет. Подберите стойки максимальной высоты. Это даст удобство при разметке и установке горизонта. Стойка не должна быть выдвинута на максимум — чем больше вкладыша в штангу, тем она прочнее.

Монтаж инвентарной опалубки

Для монтажа инвентарного стола понадобится минимальный набор ручного и измерительного инструмента — молоток, рулетка, правило/уровень, шнур, маркеры. Для обвязки периметра понадобится дрель с дюбелями БМ Ø 6 100 мм.

Внимание! Убедитесь в прочности места установки стойки стола. Просадка под одной стойкой во время подачи нагрузки на стол (укладки бетона) может стать причиной разрушения всей конструкции и травмирования рабочих.

Исходное условие для всех вариантов — кладка стен выполнена качественно, верхний ряд выложен «в горизонт» и может служить ориентиром.

1. Перенести линию горизонта на уровень глаз по стенам.

2. По внутреннему периметру стен на высоте 20 мм ниже края стены закрепить доску 100х25 мм. Шаг дюбеля — 500–800 мм.

Внимание! Обвязка периметра — это не опора, а маяк, который к тому же облегчит демонтаж и не даст протечь цементному молоку.

3. Выдвинуть стойки на нужную длину и зафиксировать замком или упором при закрученной гайке домкрата. Примерная высота стойки — расстояние от пола до верха стены минус 20 мм (фанера), минус 200 мм (балка) и минус 200 мм (ригель). В нашем случае: 2700 – 420 = 2280 мм.

4. Установить стойки для ригелей вдоль каждого помещения. На одну линию ригеля — 3 стойки (с треногами и унивилками).

5. Установить инвентарные балки в унивилки по длине ригеля. Перехлёст балок на опоре — 300 мм.

6. Подать наверх поперечные балки и разложить их плашмя с шагом 400–600 мм на ригели.

7. Перенести с помощью гидроуровня отметки горизонта на неподвижную часть стойки (гильзу).

8. Вымерить нужное расстояние от отметки горизонта до нижней плоскости ригеля. Изготовить Г-образный шаблон.

9. Выставить по шаблону высоту ригелей при помощи гаек гильзы.

10. Установить балки опалубки в проектное положение (на ребро).

11. Разложить листы фанеры по балкам, фиксируя их по углам гвоздями 50–70 мм. Либо зашить плоскость доской.

Внимание! Не нужно излишне прочно крепить фанеру к балкам — вертикальные нагрузки не действуют на крепёж. В то же время избыток гвоздей существенно затруднит демонтаж. Стыки фанеры должны находиться на балке, особенно продольные.

12. Оставшиеся участки перекрыть расходным материалом.

13. Проверить целостность опалубки, при необходимости перекрыть отверстия и дыры.

14. Установить оставшиеся стойки с шагом 800 мм под ригели.

Иногда плоскость покрывают тонким слоем технического масла — это заметно облегчает демонтаж.

Внимание! При использовании масла следите, чтобы оно не попадало на арматуру.

На этом монтаж инвентарного стола опалубки перекрытия завершён и все остальные операции — армирование, отбортовка, бетонирование — совпадают с любым другим способом.

Монтаж самодельной опалубки

Технология установки опалубки из леса и пиломатериала во многом зависит от опыта мастера. Конкретной технологии здесь нет, т. к. метод считается кустарным. Часто для стоек и балок стола используют пиломатериал, предназначенный для стропильной системы или перекрытий здания.

Есть ряд требований, который следует соблюдать при самостоятельной сборке опалубки.

Стойки должны быть из сплошного массива дерева — бруса или доски. Не допускается сращивание «внакладку». Допускается наращивание «в торец» на промежуточных стойках.

Сечение и шаг стоек:

  • 75х75 мм — 800 мм
  • 100х100 — 1000 мм
  • 120х120 — 120 мм
  • 150х150 — 1600 мм
  • 180х180 — 1800 мм
  • 200х200 — до 2000 мм

Толщина и шаг ригеля*:

  • 75 мм — 600 мм
  • 100 мм — 800 мм
  • 120 мм — 1000 мм
  • 150 мм — 1400 мм
  • 200 мм — 1800 мм

Толщина и шаг балок опалубки:

  • 40 мм — 400 мм
  • 50 мм — 500 мм
  • 60 мм — 600 мм

И так далее из расчёта 1 к 10.

* Предполагается разумная ширина доски или бруса ригеля 100–200 мм.

1. Тщательно вымерить высоту от пола до верха стены.

2. Изготовить П-образные элементы («рамки») из материала для стоек и ригелей. Стойки должны быть закреплены в 300 мм от края ригеля.

3. Установить их с заданным шагом (см. выше), раскрепляя временными откосами.

4. Проверить правильность установки, соответствие горизонту.

5. Установить дополнительные стойки и раскрепить конструкцию постоянными откосами.

6. Разложить балки опалубки с заданным шагом (см. выше).

7. Сделать настил из выбранного материала (фанера или доска). Если настил предполагается дощатый, настелить на него полиэтилен.

Примечание. При всех прочих равных условиях качество перекрытия (отметки, плоскость), выполненного при помощи самодельной опалубки, будет всегда ниже по сравнению с инвентарной. Однако это бывает не столь важно, т. к. потолок в основном делают подвесным.

Армирование перекрытия

Принцип и схемы армирования приведены в предыдущей статье .

Отбортовка

После создания арматурного каркаса следует сделать наружный борт. Для этого натяните шнур на нужной высоте и установите борта из фанеры или щитов на дюбеля БМ 150 мм.

Бетонирование перекрытия

Укладка бетона проводится за один раз с вибрированием. Более подробно об этом рассказано в нашей статье .

Демонтаж опалубки

Опалубку перекрытия снимают не раньше 28 дней с момента бетонирования. Это самая опасная часть работы, особенно если высота потолка превышает 2,5 метра. Разбирать стол следует с большой осторожностью, постепенно удаляя стойки и находясь в безопасном месте.

1 ОБЩИЕ ДАННЫЕ

1.1 Опалубка «ОПРУС-1» и ее модификация «ОПРУС-1М» представляют собой универсальную систему сборно-разборной переставной щитовой опалубки, предназначенной для возведения монолитных конструкций, в т.ч. колонн, при строительстве жилых, административных и промышленных зданий.

1.2 Использование опалубки «ОПРУС» позволяет производить укладку бетона в колонны высотой до 3,3 м с длиной грани до 0,50 м при соблюдении требований норм и стандартов по качеству выполняемых работ.

1.3 Технологическая карта, входящая в состав ППР, может использоваться при бетонировании колонн здания инженерно-техническими работниками и другими сотрудниками организации, ведущей строительные работы, в составе разработанного по тематике проекта производства работ.

1.4 При привязке карты к конкретным объектам и условиям производства работ подлежат уточнению объемы работ, потребности в материально-технических ресурсах, калькуляция затрат труда и машинного времени и календарный план производства работ.

1.5 Форма использования технологической карты предусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии и организации строительного производства автоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Монтаж и демонтаж щитов опалубки «ОПРУС-1М» при возведении колонн здания следует осуществлять, соблюдая требования правил производства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», требования завода-изготовителя, изложенные в «Руководстве по эксплуатации опалубки».

2.2 Изготовленная на заводе и подготовленная к отправке потребителю опалубка должна быть фрагментарно собрана на заводе и испытана с целью контроля ее соответствия проекту. Схема фрагмента определяется заказчиком по согласованию с заводом-изготовителем. Программу испытаний разрабатывает организация-разработчик опалубки, завод-изготовитель и заказчик.

2.3 Приемка и установка опалубки, распалубливание монолитных колонн, очистка и смазка производятся в соответствии с проектом производства работ.

2.4 До начала производства работ по установке щитов опалубки колонн здания необходимо:

- выполнить все строительно-монтажные работы по возведению основания фундаментной плиты подземной части здания или междуэтажного перекрытия надземной части здания со сдачей этих работ по акту;

- выполнить геодезическую разбивку осей зданий с принятием их по акту согласно СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»;

- организовать площадки складирования щитов опалубки, подкосов, угловых элементов, консолей, выравнивающих балок, стержней, захватов и других элементов;

- организовать площадку укрупнительной сборки элементов опалубки. Все площадки складирования должны находиться в зоне действия крана, а элементы опалубки должны быть разложены по маркам и типоразмерам с учетом очередности монтажа;

- завезти на стройплощадку необходимые машины, механизмы, приспособления, оборудование и щиты опалубки;

- проверить комплектность и техническое состояние опалубки;

- выполнить противопожарные мероприятия;

- выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ.

2.5 Опалубка колонн «ОПРУС-1М» состоит из четырех щитов каркасной формы, четырех наружных углов и замков опалубки. Палуба щита выполнена из ламинированной фанеры толщиной 21 мм, закрываемой по каркасу щита. Каркас щита изготовлен из закрытого стального опалубочного профиля с вогнутым гофром. Соединение щитов между собой осуществляется посредством стержней, замков и выравнивающих балок.

2.6 Номенклатура щитов опалубки «ОПРУС-1М» позволяет бетонировать колонны высотой от 2,8 до 3,30 м, сечением от 300 до 800 мм и диаметром до 1000 мм.

Снятие опалубки

На практике я жду примерно 12 (лето)-16 (зима) дней и снимаю опалубку.
Ну это мне кажется перебор. На достаточно большом количестве объектов моя практика летом:
колонны (В25) - на вторые сутки
перекрытия (В20) - на четвертые
зима плюс 2 дня (прогрев и добавки зимой естественно присутствуют).


А прочность строй лаборатория контролирует? Время распалубки зависить от проектной прочности если бетон за двое суток набрал 70%-снимаем, если за 12 деней тоже самое

Время распалубки зависить от проектной прочности

Время распалубки никак не зависит от проектной прочности.

Кстати, здесь же и ответ на вопрос темы. Препод (а может и Svolo4) попутал СНиП с ГОСТом.

Снятие опалубки

На практике я жду примерно 12 (лето)-16 (зима) дней и снимаю опалубку.
Ну это мне кажется перебор. На достаточно большом количестве объектов моя практика летом:
колонны (В25) - на вторые сутки
перекрытия (В20) - на четвертые
зима плюс 2 дня (прогрев и добавки зимой естественно присутствуют).


А прочность строй лаборатория контролирует? Время распалубки зависить от проектной прочности если бетон за двое суток набрал 70%-снимаем, если за 12 деней тоже самое

Время распалубки зависить от проектной прочности

Время распалубки никак не зависит от проектной прочности.

Кстати, здесь же и ответ на вопрос темы. Препод (а может и Svolo4) попутал СНиП с ГОСТом.

Демонтаж опалубки перекрытия технология

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ МОНОЛИТНЫХ ПЕРЕКРЫТИЙ ТИПОВОГО ЭТАЖА ЖИЛОГО ДОМА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажнын работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства строительно-монтажных работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организация ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по монтажу и демонтажу опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана на новое строительство и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих на строительно-монтажных работах, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- монолитные перекрытия типового этажа - 100,0 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс строительно-монтажных работ по монтажу и демонтажу опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома.

2.2. Строительно-монтажные работы по монтажу и демонтажу опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома, выполняют в две смены, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав, последовательно выполняемых строительно-монтажных работ при монтаже и демонтаже опалубки монолитных перекрытий типового этажа при строительстве жилого дома входят следующие технологические операции:

- транспортирование опалубки на объект строительства, сортировка и складирование;

- укрупнительная сборка щитов на площадке;

- подача к месту установки и монтаж в проектное положение;

- смазывание поверхности палубы бетоноотделяющим средством;

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобильный стреловой кран КС-45717 (=25 т); седельный тягач КамАЗ-54115-15 с бортовым полуприцепом СЗАП-93271 (=25,0 т); монтажный гусеничный кран МКГ-25.01 (=25,0 т).

Рис.1. Грузовые характеристики автомобильного стрелового крана КС-45717

Рис.2. Грузовые характеристики монтажного гусеничного крана МКГ-25.01

Рис.3. Седельный тягач КамАЗ-54115-15 + полуприцеп СЗАП-93271

2.5. Для бетонирования перекрытия жилого здания используется Dokaflex 1-2-4 - это быстровозводимая и гибкая опалубка для перекрытий любых контуров, состоящая из следующих элементов:

- балка Doka Н20 top =3,90 м (продольная), =2,65 м (поперечная) c торцевым амортизатором, имеет заданные места установки (метки) на полке, (см. Рис.4);

Рис.4. Балка Doka Н20 top

- Панель Dokadur 21 (15050, 20050, 25050 см) - 3-х слойные фанерные плиты толщиной 21 мм с обрамлением из эластичного полиуритана, имеющие защитную окантовку по всему периметру и синтетическое покрытие поверхности (см. Рис.5);

Рис.5. Панель Dokadur 21

- алюминиевая, телескопическая стойка для перекрытий Doka Eurex 20 top имеющая высокую несущую способность 2030 кН, с пронумерованными разметочными отверстиями для настройки высоты (см. Рис.6);

Рис.6. Стойка для перекрытий Doka Eurex 20 top

- опускаемая, оцинкованная головка H20 (252038 см) с вилкой (см. Рис.7);

Рис.7. Опускаемая головка H20

- оцинкованная удерживающая головка H20 DF (191118 см) с вилкой h=23 см для крепления промежуточных стоек к балке H20 top (см. Рис.8);

Рис.8. Удерживающая головка H20 DF с вилкой

- тренога высотой h=100 см, дополнительная опора для стоек перекрытий с раздвижными ножками позволяющими установить стойку даже в узком пространстве у стены или в углу (см. Рис.9).

Разборка опалубки: порядок выполнения работ

Опалубочный комплект представляет собой конструкцию, изготовленную самостоятельно или в заводских условиях и состоящую из определенного количества щитовых элементов и блоков, соединенных между собой. Фиксация выполняется в определенном порядке, за счет чего достигается стопроцентная герметичность и исключается протекание бетонной массы. Разборка опалубки выполняется в строго установленные сроки, которые даже определены некоторыми СНиПами. Демонтаж опалубки проводится с учетом типа фундаментной основы, ее параметров, глубины заливки.

Выполнение разборки опалубки

Нужно ли демонтировать опалубку

Существует ли необходимость в снятии опалубки после заливки фундамента? Начать следует с того, что опалубочные элементы являются наборами многоразового применения, и если ведется крупное строительство, то опалубка снимается и выставляется на новом участке.

Снятие опалубки назначается в тот момент, когда залитый бетон набирает нужную (распалубочную) прочность. Затягивать с таким видом работ не рекомендуется, потому что снизится оборачиваемость конструкции, возрастет показатель адгезии (сцепляемости) с бетонной конструкцией. При необоснованном затягивании сроков демонтажа опалубки со старого фундамента в дальнейшем усилия по таким видам работ значительно увеличиваются. Результатом оказываются деформирования опалубочных щитов, повреждения поверхности бетонных конструкций.

Через какое время проводим разборку

Среди многих строителей бытует мнение, что снять опалубку с фундамента разрешается спустя несколько суток после заполнения бетоном траншеи. Есть и такие специалисты, которые утверждают, что опалубка должна простоять не меньше месяца. Так какова должна быть минимальная прочность бетона при разборке опалубки? Четкого ответа нет, так как на время застывания монолитного бетона оказывают влияние его габариты и количество залитого раствора.

Основным параметром, от которого отталкиваются в определении срока готовности опалубочной конструкции к проведению демонтажа, считается показатель отпускной прочности.

Определение срока готовности опалубочной конструкции

Эта характеристика зависит от определенных условий:

  • вида и параметров конструкции;
  • марки заливаемого раствора;
  • температурного режима воздуха;
  • иных условий затвердевания;
  • объема загрузки.

Главный критерий определения времени, необходимого для твердения бетона – вид. Значение отпускной прочности для тяжелой бетонной массы и раствора с пористыми компонентами составит 50 %, а для автоклавного твердения это значение достигнет 100 %. Когда конструкция по своей прочности достигнет максимального значения,

разрешается выполнить демонтаж опалубки. Для остальных случаев действует временной интервал, составляющий четыре недели.

Как указано в СНиПах, снятие опалубки после бетонирования возможно после того, когда бетон наберет оптимальную прочность. Кроме этого, пользуются и наглядными признаками – поведением фанерных щитов. Отходя от первоначального положения, они сигнализируют о том, что бетонная конструкция отдает влагу, и опалубку необходимо разобрать. Как правило, зазоры между щитами и бетонным основанием появляются через семь – десять дней. Чтобы понять, через сколько дней можно снять опалубку с фундамента, строители пользуются инструментами мониторинга. В нем выполняют расчет вязкости бетонной массы, толщину конструкции, учитывают показатели используемых наполнителей. Из всех данных определяется время для проведения демонтажа.

Факторы, влияющие на срок начала работ

На сроки застывания бетона и снятия опалубки оказывают влияние погода, марка раствора, предполагаемые нагрузочные воздействия на залитую конструкцию, количество воды в бетонной массе. Влияет на начало демонтажных работ и предназначение каркаса, потому что опалубка может применяться для:

  • устройства фундаментной основы;
  • заливки перекрытий между этажами;
  • обустройства стен и перегородок, туннелей, больших коллекторов и шахт.

Свою роль в определении времени, когда разрешено снятие опалубки после заливки бетона, играет состав растворной массы.

Дело в том, что бетон представляет собой стопроцентную смесь минеральных компонентов, каждому из которых отводится особая роль. К примеру, от кальциевого силиката зависит прочность, процесс по ее набору длится не один год. Растворенный до требуемой концентрации, он исполняет свои функции по предназначению с первых часов заливки. Удостовериться в этом можно, ощутив сильное повышение температуры залитой конструкции, которая начинает через несколько дней приходить в норму.

Кальциевый алюминат считается катализатором для реакций физико-химического характера. Кроме того, созревание бетона зависит от температуры воздуха. При тридцати градусах тепла фундамент достигнет восьмидесятипроцентной прочности через пять дней, а если температура будет в пределах трех градусов, до достижения такого состояния пройдет двадцать восемь суток.

Повышение температуры залитой конструкции

Характерно то, что демонтировать опалубочные щиты разрешается после достижения бетоном половины требуемой прочности, но все строительные работы начнутся после того, когда этот показатель приблизится к восьмидесяти процентам.

Определенную роль играют наполнители. Фундаменты, изготовленные на бутовом камне или щебенке и залитые бетонной массой, наберут прочность значительно быстрее.

Работы по демонтажу опалубки

Разбирается опалубочная конструкция аккуратно, чтобы была возможность использовать ее повторно и исключалась вероятность повреждения бетонного монолита.

С фундамента

Через какое время можно снять опалубку после заливки бетона в фундамент?

Ленточное основание является конструкцией, у которой распалубку разрешается начинать, когда бетон наберет пятьдесят процентов от всей прочности.

Рабочий процесс требует соблюдения осторожности. Дело в том, что бетон на этот момент не имеет достаточной устойчивости к повреждениям механического характера, и есть вероятность, что на его поверхности появятся сколы. Кроме того, опалубку часто планируют использовать повторно, а силовыми методами демонтажа щитовой материал можно повредить.

Рабочий процесс требует соблюдения осторожности

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • вести работы следует с наименее нагрузочных участков – углов и незамкнутых краев, так как здесь бетон быстрее застывает;
  • после этого процесс демонтажа продолжается сверху к нижней части – убираются упоры, подкосные элементы и другие детали, служившие поддержкой;
  • настает очередь стяжек щитов, располагающихся на противоположной стороне – шпилек и стальных скоб, которые откручиваются либо аккуратно обрезаются.

Если опалубочные щиты перед установкой предварительно обрабатывались маслом или выстилались пленкой, то конструкция снимается без особых затруднений.

С перекрытия

Теперь разберемся, через какое время выполняется разборка опалубки на таких конструкциях.

Как правило, литые перекрытия горизонтального типа встречаются редко, потому что их чаще заливают на земле, и только потом монтируют на необходимые места. Чтобы залить перекрытие, потребуется надежная опалубка с мощными опорными элементами.

В соответствии с технологией СНиП, демонтаж опалубки перекрытия следует выполнять, когда бетон достигает не менее семидесяти процентов прочности. Здесь приходится учитывать определенные моменты:

  • при тепловом режиме воздуха от 30 до 35 градусов распалубку разрешается выполнить через пять дней;
  • если среднесуточный показатель составляет 20 – 25 градусов, бетонное перекрытие наберет прочность к исходу седьмых суток.
  • в случае, если градусник не превысит деления 10, то конструкцию демонтируют после пятнадцати дней;
  • при нулевой отметке распалубку проводят спустя месяц.

Получается, что в худшем случае снять опалубку с перекрытия можно через двадцать восемь дней, к которым лучше всего прибавить еще несколько суток. Это особенно важно, если за период застывания бетона менялись температурный режим или уровень влажности воздуха.

Как правильно снять опалубку с перекрытия? В первую очередь придется понизить конструкции несущего характера. Процесс упростится, если применялись стойки, имеющие понижающие головки, потому что резко выбивать элементы запрещается. При освобождении больших по размерам щитов рекомендуется использовать болты, за счет вращения которых доски сами отойдут от бетонной основы, облегчив демонтаж.

Как правильно снять опалубку с перекрытия

После бетонирования

А когда можно снять опалубку после заливки бетона? Определены нормы, регламентирующие, когда начинать данный вид работ. Но кто дает разрешение на демонтаж опалубки? Для этого созданы специальные лаборатории, выдающие заключения, основанные на исследованиях представленных к проверке образцов.

Для частных застройщиков подобная процедура тоже возможна, но стоит услуга достаточно дорого, значительно дешевле пользоваться специальными таблицами, составленными на основе информации из госстандартов.

Правила выполнения демонтажа опалубки фундамента, стен и перекрытий

При применении монолитной технологии необходимо строительство опалубки. Это специальные формы, в которые укладывают арматуру и заливают бетонный раствор. Если используются несъемные формы, то на этом процесс сооружения монолитного элемента считается законченным, так как форма становится неотъемлемой частью монолита.

Если же применяются разборные системы, то необходимо осуществить демонтаж опалубки. Разберемся, как проводятся эти работы.

Содержание

Основные правила демонтажа опалубки

При выполнении монолитного строительства снимать опалубку нужно при достижении раствором 70% прочности. Как правило, для набора заданного уровня прочности требуется не менее 2-3 суток. Однако точные сроки набора бетоном необходимой прочности определяются индивидуально и зависят от ряда факторов. Это:

Процесс демонтажа опалубки

  • состав бетонной смеси;
  • температура окружающей среды;
  • влажность воздуха.

Совет! При температуре 25 градусов бетонная деталь наберет 80% прочности в течение 5 суток, а при температуре 5 градусов на это потребуется не менее 30-40 суток.

Как выполнить демонтаж опалубки

Демонтажные работы должны производиться в обратном порядке работ по сборке конструкций. Для их выполнения требуется строительный инструмент, а именно молоток и стамески. А вот электроинструмент использовать нельзя, так как это может разрушить отлитую деталь.

Проводить работы нужно максимально аккуратно, в противном случае, можно испортить часть деталей комплекта опалубки.

Процесс демонтажа опалубки фундамента

Фундамента

Разберемся, как правильно снять опалубку с ленточного фундамента. Начинают снимать детали с верхней части формы. Необходимо снимать опалубку с фундамента так:

  • сначала снимают все стяжки и болты, удаляют проволочные скрутки;
  • далее демонтируют угловые элементы;
  • после этого можно начинать аккуратно снимать щиты, при этом, удаляются фиксирующие детали.

Совет! Чтобы было легче провести демонтажные работы, необходимо заранее защитить щиты от риска прилипания к бетонной детали. Для решения этой задачи раньше использовали отработанное масло. Но сейчас можно приобрести специальные смазки, которые гораздо эффективнее предупреждают сцепление.

Демонтажные работы начинают приблизительно на 20 день после бетонирования стен и перегородок. Хотя, как уже упоминалось выше, время застывания во многом зависит от погодных условий. Разбирают формы постепенно, в один день выполняют только часть демонтажных работ:

Демонтаж стеновой опалубки

  • сначала убирают элементы, на которые нагрузка минимальна, а именно – снимают угловые детали;
  • на другой день работы продолжают, снимая бруски и скобы, которыми скрепляли щиты по наружной стороне;
  • далее удаляются съемные стяжные элементы;
  • на самом последнем этапе аккуратно снимают щиты, их отделяют от бетонной поверхности максимально бережно, чтобы не повредить ни отлитую стену, ни сами щиты.

Перекрытий

Наиболее сложной задачей является проведение демонтажа опалубки перекрытия. Приступают к нему, когда прочность бетона достигнет не менее 80%. Опалубку демонтируют постепенно, процесс состоит из выполнения следующих операций:

  • отделение бортиков по периметру плиты;
  • после этого стойки опускают приблизительно на 4 см, при этом, палуба должна отделиться от бетонной детали перекрытия и лечь на балку;

Демонтаж опалубки перекрытий

  • отделяют поперечные балки, которые расположены на стыках листов палубы;
  • удаление фанерных щитов;
  • снятие поперечных, а затем и продольных балок;
  • удаление треног, демонтаж стоек и унивилок.

Совет! Чтобы получить более детальную инструкцию по демонтажу, нужно учитывать его тип. Инструкции по проведению работ должны предоставить специалисты, занимающиеся продажей или предоставлением комплектов в аренду.

Итак, использование многоразовых опалубочных форм является наиболее выгодным решением. Применение комплектов заводского изготовления позволяет применять одну и ту же форму до 500 раз.

Но чтобы не повредить щиты и другие элементы конструкции, необходимо правильно выполнить демонтажные работы и подготовить детали к хранению и дальнейшему использованию. Для этого необходимо тщательно удалить с элементов все следы бетонной смеси и покрыть деталь средством, уменьшающим степень адгезии.

Читайте также: