Почему бескорыстное служение является фундаментом семейной жизни

Обновлено: 09.05.2024

Служение

1. По мысли А. Безант, первый безусловно необходимый шаг, без которого невозможно приближение к Пути и с помощью которого все становится достижимым, можно выразить в словах: "служение человеку", "служение миру". При каком бы строе жизни человек ни начал думать об общем благе более, чем о личной выгоде, служит ли он при этом городу, общине, нации или всему человечеству, каждая из этих деятельностей составляет шаг вперед по направлению к Пути и подготавливает человека ко вступлению на него. Здесь нет различия между родом служения, лишь бы оно было бескорыстно, напряженно, одушевлено желанием помочь и служить.

2. Как объясняет Безант, "люди идут по всем перечисленным направлениям и еще по многим другим; они производят, распределяют, принимают участие в торговле; они — писатели, художники, политики, общественные преобразователи, врачи, все, что угодно; но с какой целью они все это делают и какими побуждениями они при этом руководствуются? В этом-то и лежит разница между человеком, растущим своим трудом и умственным деянием, и тем человеком, который растет с целью служения, а не личного успеха, с целью поднятия мира на более высокую ступень, а не только с целью добывания себе куска хлеба".

3. Безант приводит слова человека-атеиста: "Для меня достаточно, — говорил он, — если в том рву, который отделяет человечество от его будущего, мое тело послужит мостом, по которому другие перейдут к счастью, которого сам я не увижу никогда". По ее убеждению, человек, способный произнести подобные слова, несомненно делал свои первые шаги по направлению к Пути, который в следующей жизни он несомненно и найдет.

4. Требуемое служение есть то бескорыстное служение, которое отдает все, ничего не прося взамен; и если вы увидите, что это составляет потребность вашей природы, не выбор, а непобедимый импульс, тогда вы можете быть уверены, что вы принадлежите к числу людей, бессознательно приближающихся к Пути.

5. Фактически Служение - это состояние вашего сознания. Это - следование определенному порядку, существующему в этой вселенной, где каждое живое существо служит другим живым существам, и в этом совместном Служении происходит сотрудничество и развитие. Служение невозможно без сотрудничества, а истинное сотрудничество невозможно без Любви. И мы подошли к самому главному. Истинное Служение может быть только тогда, когда оно основано на чувстве Любви. Любви не в том понимании, как вы привыкли это воспринимать. Вы знаете о таких проявлениях любви, как любовь к мужчине или женщине, детям, родителям. Однако есть еще большая Любовь. Любовь, не основанная на признаке родства или пола. Любовь, которая присутствует в вас как состояние, которое невозможно описать словами, сколько бы ни старался, но которая пронизывает все творение. И когда вы достигаете в вашем сознании состояния Любви, Божественной Любви, то вы становитесь способны на истинное Служение.

6. Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духовная, дорогая любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. Они любят, не думая о том, любят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их полюбили.(Старец Паисий Святогорец)

Бескорыстное служение - мой способ быть счастливым

«Бескорыстное служение – великая добродетель и, соответственно, оно подразумевает некоторую особую жертву и труд. Это проявление любви и доброты. Бескорыстное служение без эго или тщеславия наполняет светом разум и тело.
Бескорыстное служение само по себе – великое вознаграждение».
Сант Кирпал Сингх

Вкус к бескорыстному служению я впервые почувствовал, когда под руководством компетентного Мастера начал практиковать медитацию. Через некоторое время во время медитации меня стало охватывать чувство покоя, радости и любви, но я замечал, что потом это чудесное чувство постепенно угасало. И я стал задумываться, как поддерживать столь благостное и приятное чувство, чтобы находиться в этом состоянии также и вне медитации.

От своего Учителя я узнал, что чувство блаженства и любви присуще нашей душе – это её естественное состояние, в котором она пребывает всегда. Проблема только в том, что мы не всегда живём как душа из-за своего эгоистичного ума с его желаниями личного счастья для себя. Борясь за такое счастье, мы испытываем разные негативные эмоции, такие как гнев, страх и уныние, а достигнув желаемого, долго не способны этому радоваться и начинаем бояться, что это будет утеряно. Поэтому такое счастье постоянно ускользает из наших рук.

Занимаясь практикой, данной мне моим Мастером, я узнал метод, как можно всегда оставаться счастливым. Примером этому служит мой Учитель, который всегда излучает энергию счастья и любви. Он неутомимо бескорыстно трудится для блага всего человечества, стремясь пробудить душу каждого человека и соединить его с внутренним Источником счастья.

Когда я понял, что секрет постоянной радости и счастья – это бескорыстное служение, я начал пытаться что-то делать для других. Я заметил, что это состояние внутренней радости не зависит от внешних условий, от других людей и от того, как они ко мне относятся. Мой выбор зависит только от меня самого: нужно просто делать своё дело, принося людям пользу и не думая о результатах и наградах, в том числе в виде чьей-то благодарности.

А секрет счастья оказался простым – ведь когда мы кому-то бескорыстно служим, мы проявляем основное качество души – желание жить для других, давать другим своё внимание и заботу. А когда душа пробуждена и активно действует, она сама и излучает это состояние счастья.

Я настолько увлёкся бескорыстным служением, что стал посвящать этому большую часть своего времени. По поручению своего Учителя я бескорыстно работал как лектор и ведущий семинаров в разных странах, был главным редактором и журналистом электронной газеты и занимался организационной работой на местах.

Хотя я тратил на поездки и работу много сил, но не чувствовал усталости, и меня переполняли энтузиазм и вдохновение. Я был счастлив, хотя не имел от своей деятельности никакой материальной выгоды. Такую «весёлую» жизнь милостью своего Мастера я вёл в течение десяти лет!

Я заметил, что, когда я выполнял интенсивно бескорыстное служение для Учителя, многие мои желания из прошлого исполнились сами собой. Например, такие желания как много путешествовать, в том числе в разные страны, желание поработать журналистом, желание сочинять и исполнять песни (я записал два диска своих бардовских песен!). Я был счастлив, хотя не бегал за исполнением своих желаний, но все они чудесным образом осуществились!

Потом наступил период, когда мне понадобилось зарабатывать средства для поддержки своих родителей, которые стали в этом нуждаться в связи с преклонным возрастом и проблемами со здоровьем. В связи с этим мне пришлось оставить своё служение для дела Мастера, и я с головой окунулся в напряжённую жизнь в социуме.

Чтобы достаточно зарабатывать, я работал сразу в нескольких местах. Наверное, служение родителям можно тоже считать бескорыстным служением, но в отношениях с родными всегда проявляется действие закона «даю-беру». Ведь по большому счёту мы всегда ждём чего-то друг от друга, поэтому нашу заботу о близких нельзя назвать полностью бескорыстной. Подсознательно мы ожидаем от них ответной любви и благодарности. А нуждающимся в помощи родителям мы просто выплачиваем свой долг, пытаясь вернуть им хотя бы малую часть того, что мы получили от них с момента своего рождения.
Хотя я продолжал медитировать, я снова, как это было в начале моей внутренней практики под руководством Учителя, стал ощущать какую-то неудовлетворённость из-за того, что вспыхивавшее во время медитации чувство счастья и любви после медитации понемногу гасло. И я понял, чего мне не хватало: конечно же, бескорыстного служения! Ведь именно оно способно поддерживать огонь души, дарить вдохновение и состояние счастья, которое зависит только от моих собственных усилий.
Я стал находить всё больше времени, чтобы совмещать мою работу в социуме с бескорыстным служением. Я снова начал проводить бесплатные лекции, беседы и семинары об основах йоги, о здоровом образе жизни, законах осознанной жизни и практике медитации.
Сейчас, как мне кажется, я нашёл некий баланс между выполнением своих обязанностей в социуме и бескорыстным служением. Я вижу возможности своего дальнейшего прогресса в моей духовной практике в том, чтобы и моя работа в социуме становилась всё более бескорыстной. Например, работая тренером по йоге, я стараюсь по возможности максимально увеличивать продолжительность своих занятий по йоге, чтобы посвящать дополнительное время беседе с людьми на разные темы саморазвития.
Я заметил, что когда я создал намерение посвятить больше времени бескорыстному служению, моя общая загруженность на работе стала меньше! И у меня появилось больше времени для разнообразной бескорыстной деятельности! Также у меня появляются всё новые возможности и перспективы в моей профессиональной деятельности.
На своём опыте я всё больше убеждаюсь в том, что все блага этого мира сами следуют за тем, кто выполняет бескорыстное служение. Не зря было сказано святыми: «Не оскудеет рука дающего!». Когда мы идём к Солнцу – своей душе, весь мир словно тень бежит за нами! И тогда мы можем быть счастливы как внутри – благодаря связи со своим Высшим Я, так и во внешнем мире – благодаря осуществлению сокровенного желания нашей души – стремиться к единству со всеми душами и служить им с любовью!

День бескорыстного служения, или.

На многих ныне бочку катят. На живых, на мёртвых. И на придуманных. На Карлсона, например. Вроде и катить несподручно: на крыше живёт. Всё равно катят. Чему он, дескать, хорошему детей научит? Придумать надо бы что-нибудь, чтобы с пользой. И чтобы «ценности».

Значит, так. В стольный град Стокгольм повадились летать террористы. Одни говорят по традиции: исламские. А кто нетрадиционной ориентации, те, знамо дело, винят бандеровцев. Осерчали, мол, на братьев-шведов за нейтральную их позицию. Да за всемирно известную их духовность.

Так ли, нет, а только «и старой королеве, и фрейлинам её от них не стало мочи». Затерроризировали вконец!

Сошлись тогда лучшие люди земли Шведской на совет – риксдаг по-ихнему. Судили-рядили. Кто-то предложение внёс: надо план составить. Вон у русских, говорят, какой-то Даллес был: он им на каждую пятилетку…

- Ну уж нет! – перебили меньше пьющие. – Пока мы составим, из нашего риксдага рейхстаг сделают. Досрочно уложатся.

Слово за слово – пошло у них, как в думе: в государственной. Тогда и вспомнили: у них же на крыше – лучший в мире Карлсон.

Выходят на связь. Погонял он их сперва по родному фольклору: чтобы, значит, от корней не отрывались. А после говорит:

- Я, как видите, мужчина в самом расцвете сил. Притом с пропеллером. А потому есть у меня Малыш. Очень уж он хочет иметь живую принцессу. Она живая, а при ней чтоб недвижимое. Да за пределами нашего лучшего в мире Отечества. Чтобы было мне куда прилетать.

Опешили лютеране: чай, не при Карле Двенадцатом живём. Чай, демократия. Но рассудили: делу время, опосля потешаться будем. Сам король высочайше наложил.

И в первую же ночь все террористы попались в мышеловку. Только один ускользнул каким-то образом.

Лучшему борцу с террористами – орден: пускай Малыш играет. Плюс варенье да печенье с мясными тефтелями.

- Мы тебе, – говорят, – и Нобелевскую премию выпишем. А уж насчёт принцессы – сам пойми…

А он им в ответ:

- Пусть ваш король эту премию сами знаете куда засунет. Вместе с Нобелевым изобретением. Я так не играю.

А в ночи как рванёт! Под самыми окнами! У короля с перепугу по всей его резиденции – такое «благоухание»! "Самодержавие духа"!

Весь тамошний бомонд, весь истеблишмент, вся скрёпа духовная – прямиком на крышу! Да в ноги:

- Спаси, отец родной! Погибаем, аки предок под Полтавой!

В ответ – как всегда:

- Спокойствие, только спокойствие!

А ему прямо под нос – соответствующий указ. Да конституцию со всеми поправками: правь своею рукой, коли что не по сердцу…

В день свадьбы – «Всем! Всем! Всем!»: впредь считать эту дату Днём Бескорыстного Служения королю и Отечеству. И чтобы знали все: это древний народный праздник.

Статья "О бескорыстном служении в рамках урока самопознание"

Вопросы актуализации нравственно – духовного развития казахстанцев поставлены на повестку дня целым рядом программных выступлений Главы государства Н.А. Назарбаева. И решение поставленных Президентом задач призван, основанный на многовековой народной педагогике и мировом опыте обучения детей общечеловеческим ценностям проект Сары Алпысовны Назарбаевой по нравственно – духовному образованию предмет самопознание.

Важно не забывать, что кроме приобретения учебных знаний, педагог несёт ответственность за нравственно – духовное развитие личности. Именно в этом и заключается главная миссия учителя, в воспитании духовного мира подрастающего поколения, в определении моральных норм и правил человеческого сосуществования в обществе. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребёнке, прививает правильное отношение к миру, учит корректировать своё поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру.

Трудно переоценить роль учителя в жизни любого человека. Истинный учитель, воспитывающий своих учеников в готовности к жизни и работе в обществе, научивший различать между добром и злом, жить в согласии со своей совестью, безусловно, останется навсегда в памяти учеников и их родителей.

На уроках самопознание учитель содействует раскрытию содержания общечеловеческих ценностей Истина, Любовь, Праведное поведение, внутренний покой и Ненасилие. На каждом уроке создаёт атмосферу любви, доверия, вдохновлённого творчества, создаёт условия для само исследования, развития интуитивного постижения себя. Использует только позитивные методы в процессе нравственно – духовного образования.

В рамках урока и во внеурочное время мы часто употребляем словосочетание «бескорыстное служение». Служить, да еще и бескорыстно? Мы должны попробовать бескорыстную жизнь, это единственный вариант быть счастливыми, ведь эгоистическое настроение рождает одни лишь страдания, хоть сразу этого не видно и кажется, что все как надо. Глобальная потребность всех людей – это Любовь. Принимать любовь и дарить любовь. Все остальное – просто разные формы данного действия. Женщины принимают любовь через заботу, мужчины – через веру.

Служение похоже на выращивание цветов. Когда наша ответственность в том, чтобы вовремя их полить, укрыть от ветра и стужи, уничтожить вредителей. Но не в том, чтобы создать искусственную среду, вакуум, где не размножаются насекомые, засыпать множеством удобрений ради получения урожая.

Служение не унижает, а возвышает.

Давайте вспомним великих людей и поймем, что на самом деле делает с человеком альтруизм и бескорыстное служение ближнему.

Мать Тереза. Имела всего пару белых сари и пару сандалий. Все остальное время своей жизни она потратила на то, чтобы учить детей, лечить людей, помогать другим. Наравне со своими сестрами она оттирала кастрюли и сковородки, когда подходила ее очередь дежурить. Она никому не отказывала в помощи и встрече. До самых последних дней. Она и ее соратницы спасли тысячи жизней и помогли встать на ноги сотням тысяч человек. И дело ее живет даже сейчас, после ее кончины.

Махатма Ганди. Служа своему народу, он жил так же, как и все. Его жена вместе со всеми мыла туалеты. А он ездил в вагонах второго класса. Он служил своему народу, имея великую цель – дать людям свободу без насилия. Без войны. И у него это получилось.

Е.Б.М. Бхактиведанта Свами Прабхупада – человек, который в преклонном возрасте с парой долларов в кармане и большой стопкой книг прибыл из Индии в Америку, чтобы распространять знание. Его никто не знал, и никто не встречал. Ему нечего было есть и негде было жить. Хотя он мог бы остаться в родной Индии, где у него были связи, друзья и дом.

Но он выбрал путь служения миру – и отправился на другой край Земли, взяв с собой стопку книг и немного риса. Но через несколько лет его знал весь мир. У него появились тысячи учеников, его книги распространяются до сих пор миллионными тиражами и меняют жизнь многих людей к лучшему.

Стивен Кови. Служа своей семье и миру, он своей жизнью демонстрирует пример служения. В 50 лет он принял решение оставить университет и преподавание, которые давали постоянный и неплохой доход. Он заложил дом по второму кругу. Дом, в котором жила его большая семья. Ему было 50 лет, но он не испугался. И начал нести миру 7 навыков. Он знал, что так сможет принести миру больше пользы, послужить большему количеству людей.

Это только несколько примеров служения великих людей. И вы видите, что все их жертвы оказались не напрасными.

Служить – это Любить. Силой бескорыстного служения есть бескорыстная любовь. Жизнь – это постоянное движение, оказание помощи и заботы. Любить – это глагол. И лучше всего выражает суть глагола «любить» другой глагол – «служить». Помогать людям раскрывать свой потенциал, верить в них и заботиться о них, давать им то, что им нужно (а не то, что они хотят).

На уроках самопознания дети рассуждают, рисуют, инсценируют проявления заботы и бескорыстной любви. Замечали ли Вы, что возможность сделать что-то для другого человека дарит радость нам самим? Конечно, только в том случае, если эта забота и служение были бескорыстными, добровольными, а не вынужденными и “натянутыми” (как всем известная “американская улыбка”). Каждый человек всегда может найти, кому и в чем может быть полезен. И не стоит ожидать от себя сразу “грандиозных подвигов” – мы можем отдавать и дарить даже в мелочах. Кстати, а Вы сегодня улыбались окружающим? Это тоже бесценный подарок, о котором многие бы мечтали… Но… кто-то решил, что “и самому мало” – и цепочка не запустилась…

Заинтересовались, что за цепочка. Тогда дарю Вам эту притчу о том, как бескорыстное служение украшает и обогащает нашу жизнь.

Брайан ехал по пустынной дороге, когда он увидел на обочине заглохший Мерседес. Несмотря на слабое освещение, он увидел в нем пожилую женщину, которая выглядела совершенно растерянной.

Он остановился перед ее машиной, вышел из своего старого Понтиака и направился к отчаявшейся женщине. Несмотря на улыбку, написанную на ее лице, он чувствовал, как она была испугана. Все время, пока она сидела в машине, никто не остановился. Этот молодой человек, не причинит ли он ей зла?

«– Я вам помогу, Мадам», – сказал он. Пересядьте в мою машину, где вам будет немного теплее, мое имя Брайан Андерсон.

Она объяснила, что гостила в Сан-Луисе и была здесь проездом. Она не знала, как отблагодарить его за помощь.

Брайан улыбался, закрывая багажник. Дама спрашивала, сколько она ему должна. Она сказала, что цена не имела значения, настолько она была напугана, представляя себе ужасные вещи, которые могли бы произойти с ней, если бы он не остановился помочь ей.

Брайан ответил, что она ему ничего не должна. Это не было для него работой. Он просто помог кому-то в трудную минуту. Только Бог знал, сколько раз люди помогли ему в прошлом. Он сказал, что если ей действительно хочется заплатить ему, то в следующий раз, когда она увидит кого-то в нужде, пусть окажет помощь этому человеку и тогда вспомнит о нем. Он подождал, пока она завела свою машину, чтобы продолжить свой путь.

Это был прекрасный холодный день, жизнь была нелегка для него в этот период, но он чувствовал себя хорошо, возвращаясь домой.

Через несколько километров женщина увидела ресторан. Она вошла в него, чтобы обогреться и перекусить перед дорогой. Это был скромный ресторан, возле него находились две бензоколонки. Девушка, которая обслуживала ее, принесла чистую салфетку, чтобы женщина высушила свои намокшие волосы. У нее была приветливая улыбка, несмотря на то, что она целый день была на ногах. Она была беременна, примерно 8 месяцев. Дама видела, что ни работа, ни усилия не лишили ее приветливости! Дама задала себе вопрос, как могла она быть столь щедрой по отношению к незнакомому человеку. Тотчас она вспомнила о Брайане.

Когда она закончила свой ужин, она заплатила за него банкнотой в 100 долларов. Девушка пошла за сдачей. Но дама быстро вышла из ресторана, торопясь, пока девушка не вернулась.

Когда девушка вернулась со сдачей, то обнаружила на столике записку. Слезы брызнули из ее глаз, когда она прочитала то, что написала ей дама: «Вы мне ничего не должны. Я просто прошла мимо. Кто-то помог мне сегодня, как я это делаю для вас. Если вы хотите действительно заплатить мне в ответ, вот что нужно сделать: не позволяйте этой цепочке любви закончиться на вас». Под салфеткой на столе лежали еще четыре банкноты по 100 долларов.

Несмотря на то, что были еще столы, которые нужно было почистить, и сахарницы, которые нужно было наполнить сахаром, девушка решила оставить это на завтра. Она вернулась домой и, укладываясь спать, думала о деньгах и о том, что написала дама. Как могла она знать о том, как нуждались она и ее муж? Чувствуя беспокойство из-за их нужды мужа, она прижалась к нему, нежно поцеловала и тихо сказала: «Все будет хорошо. Я люблю тебя, Брайан Андерсон».

Есть старые поговорки: “Добро никогда не потеряно” и “Открытые руки всегда получают что-то”. Если эта история затронула Ваше сердце, расскажите ее другому.

Исследовательская работа "Бескорыстное служение Отечеству".

Старцев Иван Федорович- пример стойкости и трудолюбия. 2-3стр.

Старцева Еликонида Федоровна - образец терпения и великодушия3-4стр.

3. Глава 2. Жизненный путь Валентина Ивановича Старцева. 4-6стр

1.1 Путь становления В.И.Старцева. 4стр.

1.2 Бескорыстное служение Отечеству. 5стр.

1.3 Старцев Валентин Иванович – пример для подражания.

4. Заключение 8стр.
5. Библиографический список 9стр.
6. Приложения 10-11стр.

Во все времена были и есть люди, неоспоримые носители нравственных ценностей. И это не только учёные, писатели, государственные деятели, но и простые граждане, люди труда, чья жизнь и дела помогают нам верить в слова о долге, чести, справедливости.

Современное общество как никогда нуждается в таких людях. И я считаю, что таким примером для кого-то может стать Старцев Валентин Иванович.

Жизненный путь этого человека - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно служить народу. Валентин Иванович - человек интересной судьбы, разносторонняя личность, интересный собеседник, талантливый человек. О его жизни и трудовой деятельности должно знать не только старшее поколение, но и младшее.
При работе над исследованием я воспользовалась информацией из книги «Поморское землячество в Москве»(2), «Край мой Коношский»(4). Данные источники раскрывают значимость деятельности В.И.Старцева, знакомят с его биографией. Книга «Древо без корней не устоит» (3)В.И.Старцева позволила познакомиться с историей рода семьи Старцевых. Информация о восстановлении Спасо - Преображенской церкви опубликована на сайтах

Цель работы: Познакомиться с жизнью и деятельностью Валентина Ивановича Старцева.

1.Исследовать материалы о жизни и деятельности Валентина Ивановича Старцева.

2.Показать путь становления Валентина Ивановича Старцева.
3.Найти аргументы в подтверждение тезиса о том, что Валентин Иванович Старцев - выдающаяся личность.

4.Выявить позицию учащихся МБОУ «Тавреньгская СОШ» по данной проблеме.

Объект исследования: Жизнь знаменитых земляков

Предмет исследования: Жизнь и деятельность Старцева Валентина Ивановича.

Методы исследования:
1. З накомство с литературой, посвящённой деятельности В. И. Старцева;

2.Социологический опрос (анкетирование).

Гипотеза : Валентин Иванович Старцев - выдающая личность.

Глава 1. Роль семьи в формировании личности В.И.Старцева

Старцев Иван Федорович- пример стойкости и трудолюбия.

Валентин Иванович Старцев родился 7 февраля 1937 года в деревне Аниковская (Хмельники) Коношского района, Архангельской области. (2) Семья Старцевых была многодетной. Кроме Валентина Ивановича в семье было еще 5 детей.

Отец, Старцев Иван Федорович(1904-1985), по специальности бухгалтер, работал в Подюжском ЛПХ, на широко известном когда – то лесопункте 29 км. В 1938 году по доносу был арестован за «троцкистскую деятельность», в 1940 году его выпустили. Снова работал бухгалтером на 29 км. Но недолго семья ликовала по поводу такого благополучного исхода. В первые же дни войны Ивана Фёдоровича призвали в армию отправили в Грязовец, где формировалась 100-я стрелковая дивизия. Он воевал на Воронежском и Сталинградском полках, чудом остался жив, был тяжело ранен и контужен, отправлен в глубокий тыл в Омск. Домой вернулся в 1944 году инвалидом первой группы. Через пять лет он снова работал бухгалтером в Солге.(3)

Иван Фёдорович был примером стойкости, трудолюбия. Валентин Иванович пишет об отце: «Несмотря на все испытания, отец не курил и водочку не пил, только по случаю праздника, когда мы собирались вместе и только одну

рюмку. Не сквернословил. Когда сказались контузия и ранение и он не мог работать в колхозе, но и тогда, сиднем дома не сидел, а помогал колхозу в разных нуждах».(3)

Старцева Еликонида Федоровна - образец терпения и великодушия.

Мать, Старцева Еликонида Федоровна(1902-1982), жителям Хмельников запомнилась великим терпением, великодушием, жалостливостью. Её часто величали Великонидой, нередко, прибавляя: воистину Великонида-великомученица. (3) Все схватывала на лету, с полуслова. За словом в карман не лезла, а говорила на старинном деревенском языке. Неграмотная, она не могла почерпнуть премудрости из книг, но обладая природным умом, впитывала эту мудрость от стариков, помнила множество пословиц и поговорок и всегда к месту их применяла. Была женщиной безмерной доброты, неутомимой и трудолюбивой. Работая в колхозе, ей приходилось работать и на пекарне, на уборке льна, на сенокосах. Валентин Иванович вспоминает: «Я ей помогал матери и лен дергать и сено ворошить».(3)

Жизнь в семье, где у каждого были свои обязанности, где все много трудились, способствовало формированию трудолюбия, терпения. В обязанности Валентина Ивановича в период летних каникул входила продажа молока и ягод в Солге и ДСК. Вырученные деньги позволяли обеспечить семью продуктами питания. Каждый день ему приходилось проходить 36 км. Как вспоминает он «Это была моя обязанность, мое послушание, та обязанность и тот вещмешок в то время были для меня опостылевшими, но впоследствии я понял, что послушание, труд, обязанности закалили меня духовно и физически».(3)

Валентин Иванович с теплом вспоминает свои детские годы, своих родителей, родственников. Их жизнь была для него самым ярким примером. Именно семья, отношения в ней друг к другу сформировали в нём

добропорядочность, выносливость, трудолюбие, любовь к людям, умение

достойно переносить все тяжести жизни.

Глава 2. Жизненный путь Валентина Ивановича Старцева.

2.1 Путь становления В.И.Старцева.

После окончания средней школы и ПТУ Валентин Иванович работал до армии в Подюжском ЛПХ. В 1956 году начал срочную службу, служил в войсках ПВО и сухопутных войсках.(2) После армии были годы учебы. Благодаря своей целеустремлённости, трудолюбию Валентин Иванович получил два высших военных и одно высшее гражданское образование. После Военной академии продолжал службу в штабе МВО. Прошёл все ступеньки от рядового до полковника. На службе ценили, открывались перспективы роста - готовился к переходу в центральный аппарат министерства обороны. Но 1987 год изменил, все планы Валентина Ивановича. При исполнении воинского долга в Афганистане он получил ранение и в связи с этим был уволен из вооруженных сил. Данный период жизни Валентина Ивановича Старцева является для нас ярким примером. Юноша из простой сельской семьи смог добиться таких результатов благодаря своей целеустремленности, трудолюбию и конечно всем тем качествам, которые смогли сформировать в нем родители.

Бескорыстное служение Отечеству.

По разному люди воспринимают трудности, выпавшие на их судьбу. Валентина Ивановича первая группа инвалидности по зрению не сделала оторванным от жизни. Он посвящает себя краеведческой, просветительской и духовной деятельности. (2)

И в столице, где проживает семья Валентина Ивановича, и у себя на родине, он известен своими добрыми делами – помогает детским домам, организует встречи с учащимися школ, детских домов, привлекает

благотворителей для восстановления православных храмов. Он - член Поморского землячества в Москве, Союза краеведов России и Союза журналистов, ведет активную общественную работу. Защитил кандидатскую диссертацию по православному краеведению, кандидат богословия. В 2008 году вышла в свет книга Валентина Старцева «Древо без корней не устоит», в которой собран бесценный архивный материал о волостях Коношского района.(5) Деятельность Валентина Ивановича Старцева отмечена многими государственными наградами, юбилейными медалями, церковными орденами, а также золотой медалью «Добрые люди мира». (5)

Являясь настоящим патриотом своего края и будучи председателем приходского совета храма, Валентин Иванович сумел привлечь большое количество благотворителей со всей России для восстановления Спасо-Преображенского храма в дер. Папинская Коношского района.(1)

Храм был построен в годы Отечественной войны 1812года на народные пожертвования. (4) В 1818 году храм был освещён. Церковь Каменная, одноэтажная, трёхпрестольная. Один престол холодный - во имя Преображения Господня, с двумя тёплыми приделами в трапезной: справа - во имя святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, слева - во имя свт. мучеников Флора и Лавра, и с каменной колокольнею в одной связи. Высотою церковь 12 саженей, в длину 15,в ширину 6 саженей. Имелось 7 колоколов, из них самый большой ,1-й колокол, был весом 71 пуд 33 фунта. Центральный придел освящен во имя Преображения Господня.(3)

Храм был действующим до августа 1935 года. Именно в этом году решением Облисполкома храм был закрыт, в здании располагался сначала клуб, затем — колхозный склад.

Благодаря организаторским способностям Валентина Ивановича, его неутомимой энергии удалось провести грандиозную работу по реставрации церкви (восстановительные работы длились 11 лет, начиная с 2002 года):

отремонтирована крыша, проведена антикоррозийная обработка стен и свода, установлены купол с крестом, два новых иконостаса, временная звонница с семью колоколами, а также двери, железные оконные решетки, настелен пол в летнем храме, оштукатурены стены. (6) Пасха 2005 года вошла в историю Коношского района, как праздник, когда впервые за многие годы в районе прозвучал колокольный звон со старинного, прекрасной архитектуры возрождаемого храма.
К 190-летнему юбилею Спасо-Преображенского храма была восстановлена колокольня со звонницей, сооружена главка над колокольней.

Отдавая все свои средства, время, энергию, этот человек достиг невероятного: ему удалось добиться реставрации церкви и достичь соглашения с московскими священниками о службах в храме. Богослужения в церкви проходят 8–10 раз в год, обычно по большим праздникам. «В храм приезжают креститься жители из ближайших деревень. Папинская находится между Коношей и Вельском, в округе действующих церквей нет, и получается, что мы окормляем территорию в 120 километров», — рассказывает Валентин Иванович.(6)

Благодаря его деятельности восстановлен уникальный памятник архитектуры начала XIX века - Спасо-Преображенский храм. А это огромнейший вклад в развитие культуры родного края.

1.3 Старцев Валентин Иванович – пример для подражания.

Мной был проведен опрос среди учащихся 5-11 классов МБОУ «Тавреньгская СОШ» (всего 57 респондентов), с целью выявления осведомленности ребят о Валентине Ивановиче Старцеве.

Всем респондентам он известен своей деятельностью по восстановлению Спасо - Преображенского храма и как автор книги «Древо без корней не устоит»(отметили 57 учащихся).

Также, многие из ребят, посещают вместе с родителями Спасо-Преображенскую церковь, где на службах присутствует Валентин Иванович.

Данный факт отметили 29 учащихся. 10 учеников крестились в данной церкви. Ученики 7 класса отметили, что Валентин Иванович проводил с ними экскурсию по церкви, знакомил их с историей храма, периодом реставрации.9 учеников отметили его, как интересного собеседника, Валентин Иванович встречался с ними в рамках классных часов.

Ребята дают высокую оценку деятельности Валентина Ивановича (57 учащихся) и считают, что современное общество как никогда нуждается в таких людях, которые болеют душой за свою малую родину. 27 учеников отметили ,что Валентин Иванович - настоящий патриот своего края.

К сожалению, учащиеся мало знают о жизненном пути данного человека, и все аргументы связаны в основном с его деятельностью по восстановлению церкви, хотя 39 опрошенных школьников проживают в МО «Тавреньгское» с момента рождения. На мой взгляд, данный вывод должен быть учтен, и материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на внеклассных занятиях и уроках по краеведению с целью ознакомления учащихся с их знаменитым земляком, каким его считают 57 респондентов, участвующих в опросе.

На основании результатов проведённого исследования, я могу смело утверждать: Валентин Иванович Старцев - выдающаяся личность. Человек, который сам воспитывает в себе определенные качества, такие как образованность, порядочность, твердость, принципиальность, ответственность, а также постоянно развивается в разных направлениях.

В ходе проведенного мной исследования я убедилась в том, что Валентин Иванович Старцев - человек интересной судьбы, способный к различным видам деятельности и взаимоотношениям с людьми. Большую роль в формировании его характера оказала его семья. Родители стали для него жизненным ориентиром, образцом честности, порядочности, великодушия.

Жизненный путь Валентина Ивановича не лёгок. Но он не любит отступать. Даже в самой трудной ситуации ( тяжёлое ранение, почти полная потеря зрения) он не падает духом. Валентин Иванович вновь определяет смысл, цели и задачи своей деятельности, находит оптимальные способы их выполнения, не ждёт вознаграждения за свою работу.

Имена таких людей должны составлять гордость человечества. О его жизни и трудовой деятельности должно знать не только старшее поколение, но и младшее. Представители младшего поколения дают высокую оценку деятельности Валентина Ивановича. Все участники опроса назвали его выдающейся личностью, человеком с большой буквы, патриотом своего родного края.

Гипотеза, выдвинутая в исследовании полностью подтвердилась, Валентин Иванович Старцев достоин носить почётное звание - знаменитый земляк.

Жизненный путь этого человека - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно и бесскорыстно служить интересам общества.

Бхагавад Гита. Глава 3. Бескорыстное служение.

1 Тьма, вы говорили, что знание важнее действия. Почему же тогда вы просите меня вступить в эту ужасную войну?

2 Ваш совет кажется мне непоследовательным. Укажите мне единственный путь, чтобы следовать к высшему благу.

3 С самого начала я провозгласила два пути для чистого сердца: джняна-йога, созерцательный путь духовной мудрости и карма-йога, активный путь бескорыстного служения.

4 Тот, кто избегает действовать, не достигает свободы; никто не может достичь совершенства, воздерживаясь от работы.

5 Действительно, нет никого, кто отдыхал бы даже на мгновение; все существа побуждаются к действию по своей природе.

6 Те, кто воздерживается от действия, позволяя уму пребывать в чувственном удовольствии, не могут называться искренними духовными ищущими.

7 Но они превосходят тех, кто контролирует свои чувства через ум, используя их для самоотверженного служения.

8 Завершите все свои обязанности; действие лучше бездействия. Даже поддержание своего тела здоровым, Белый, требует действий.

9 Эгоистичные действия сковывают мир. Действуйте самоотверженно, не думая о личной выгоде.

10 Изначально человечество и обязанность самоотверженного служения были созданы вместе. «Через бескорыстное служение вы всегда будете плодотворным и найдете исполнение всех своих желаний»: таково обещание Создателя.

11 Почитай и береги дэв , как они почитают и берегут тебя; через это почтение и любовь ты достигнешь высшего блага.

12 Все человеческие желания исполняются дэвами, которые не могут устоять перед бескорыстным служением. Но тот, кто наслаждается вещами, данными дэвами, не предлагая самоотверженных действий взамен, является вором.

13 Духовно мыслящие, подпитывающиеся духом служения, освобождаются от всех своих грехов. Но эгоисты, которые готовят пищу для собственного удовлетворения, вкушают грех.

14 Сам дождь - это вода жизни, которая исходит от бескорыстного поклонения и служения.

15 Каждый бескорыстный поступок, Белый, рожден от Брахмана, неизменную, бесконечную первопричину. Брахман присутствует в каждом акте служения.

16 Вся жизнь зависит от этого закона, о Белый. Те, кто нарушает его, потворствуя чувствам ради собственного удовольствия и игнорируя нужды окружающих, теряют свою жизнь.

17 Но те кто самореализованы, всегда удовлетворены. Найдя источник радости и удовлетворения, они больше не ищут счастья во внешнем мире.

18 Им нечего выгадать или потерять в результате любых действий; ни люди, ни внешние события не могут повлиять на их безопасность.

19 Постоянно стремитесь служить миру на благо; благодаря преданности самоотверженному труду человек достигает высшей цели жизни.

20 Всегда выполняйте свою работу, заботясь о благополучии других. Благодаря такой работе Джанака достиг совершенства; другие тоже пошли по этому пути.

21 Что делает выдающийся человек, другие будут только стараться сделать. Стандарты поведения, которые задают такие люди, будут приняты всем миром.

22 В трех состояниях сознания (бодрствование, сон, глубокий сон) мне нечего получить, Белый, и нет ничего там чего бы я не имел. Я продолжаю действовать, но я не движима своей собственной потребностью.

23 Если бы я когда-либо воздерживалась от непрерывной работы, все немедленно последовали бы моему примеру.

24 Если бы я перестала работать, я стала бы причиной космического хаоса и разрушения этого мира и этих людей.

25 Невежественна работа ради собственной выгоды, Белый. Осознанный труд работает на благо мира, без мыслей о себе.

26 Воздерживаясь от работы, вы будете сбивать с толку невежественных и неграмотных, поглощенных своими действиями. Выполняйте всю работу осторожно, руководствуясь состраданием.

27 Все действия совершаются гунами пракрити . Сбитый с толку отождествлением с эго человек думает: «Я созидатель».

28 Но зрячие мужчина или женщина понимают сферу гун правильно и действуют не привязанно. Такие люди знают, что гуны взаимодействуют друг с другом; они не претендуют на то, чтобы быть создателем.

29 Те, кто введен в заблуждение действием гун, привязываются к результатам своих действий. Те, кто понимают эти истины, не должны сбивать с толку невежественных.

30 Выполняя все действия ради меня, полностью погрузившись в Себя, и без ожиданий, сражайтесь! Но оставайся свободным от лихорадки эго.

31 Те, кто живут в соответствии с этими законами, не жалуясь, твердо утвердившись в честности, освобождаются от кармы.

32 Те кто нарушают эти законы, постоянно критикуют и жалуются, совершенно заблуждаются и являются причиной их собственных страданий.

33 Даже мудрый действует в рамках своей собственной природы. Каждое существо подвержено пракрити ; какая польза от сдерживания?

34 Чувства были обусловлены влечением к приятному и отвращением к неприятному. Не будь управляем ими; они являются препятствиями на вашем пути.

35 Лучше прилагать усилия в своей собственной дхарме, чем преуспевать в дхарме другого. Ничто не теряется в следовании своей собственной дхармы, но соперничество в чужой дхарме порождает страх и неуверенность.

36 Какова сила, которая связывает нас с эгоистичными действиями, о Тьма? Какая сила движет нами, даже против нашей воли, как будто принуждая нас?

37 Это эгоистичное желание и гнев, возникающие из гуны раджас . Желания и пороки, которые угрожают человеку в этой жизни.

38 Подобно тому, как огонь покрыт дымом, а зеркало скрыто пылью, так же, как зародыш находится глубоко в утробе матери, знание сокрыто эгоистичным желанием.

39. Белый, ты скрыт этим неугасимым огнем самоудовлетворения, заветным врагом мудрецов.

40 Эгоистичное желание проявляется в чувствах, разуме и интеллекте, вводя их в заблуждение и хоронит понимание в иллюзиях.

41 Сражайся всеми силами, Белый! Управляй своими чувствами, победи своего врага, разрушителя знаний и понимания.

42 Чувства выше тела, разум выше чувств; над разумом - интеллект, а над интеллектом - самоконтроль.

43 Итак, зная, что является высшим, пусть самоконтроль управляет эго. Используйте свои могучие руки, чтобы убить жестокого врага, который является эгоистичным желанием.

Читайте также: