Ограждение башенного крана на фундаменте

Обновлено: 18.05.2024

Книга: Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

2.16.1. Легкодоступные, находящиеся в движении части крана, которые могут послужить причиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку механизмов. Обязательно должны быть ограждены:

а) зубчатые, цепные и червячные передачи;

б) соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также другие муфты, расположенные в местах прохода;

в) барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах; при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдение за навивкой каната на барабан;

г) вал механизма передвижения крана мостового типа при частоте вращения 50 об/мин и более (при частоте вращения менее 50 об/мин этот вал должен быть огражден в месте расположения люка для выхода на галерею).

Ограждению подлежат также валы других механизмов грузоподъемных машин, если они расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала.

2.16.2. Ходовые колеса кранов, передвигающихся по крановому пути (за исключением железнодорожных кранов), и их опорных тележек должны быть снабжены щитками, предотвращающими возможность попадания под колеса посторонних предметов. Зазор между щитком и рельсом не должен превышать 10 мм.

2.16.3. Неизолированные токоведущие части электрооборудования кранов (в том числе выключателей, подающих питание на троллеи или на питающий кабель), расположенные в местах, не исключающих возможность прикосновения к ним, должны быть ограждены.

Аппараты, установленные в аппаратных кабинах, запираемых на ключ, или в местах, где при входе людей автоматически снимается напряжение, могут не ограждаться.

2.16.4. Главные троллеи, расположенные вдоль кранового пути, и их токоприемники должны быть недоступны для случайного к ним прикосновения с моста крана, лестницы, посадочных площадок и других площадок, где могут находиться люди, что должно обеспечиваться соответствующим расположением проводов и токоприемников.

2.16.5. Троллеи, расположенные на кране, не отключаемые контактом блокировки люка (троллеи грузового электромагнита, троллеи с напряжением более 42 В у кранов с подвижной кабиной), должны быть ограждены или расположены между фермами моста крана на расстоянии 1 м и более. Троллеи должны быть ограждены по всей длине и с торцов крана.

2.16.6. В местах возможного соприкосновения грузовых канатов с главными или вспомогательными троллеями крана должны быть установлены соответствующие защитные устройства.

Ограждение башенного крана на фундаменте

Краны башенные. Устройства для установки. Общие требования

Cranes. Tower cranes. Devices for installation. General requirements*

Дата введения 2016-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Региональный инженерно-консультационный центр башенного краностроения" (ООО "РИКЦ БК")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 805-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33170-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к устройствам для опорных креплений приставных башенных кранов к строительным сооружениям, их проектированию, изготовлению и эксплуатации. Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации опорных креплений башенных кранов к строительным сооружениям.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032-79* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 9.032-74. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации.

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия.

ГОСТ 13556-91 Краны башенные строительные. Общие технические условия.

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ 13556, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опорное крепление башенного крана: Система горизонтальных опор, удерживающая башню крана в вертикальном положении и передающая нагрузки от крана на строительное сооружение.

3.2 опора горизонтальная: Система связей, соединяющих башню крана со строительным сооружением на определенной высоте башни и передающих нагрузку от крана на сооружение.

3.3 связь: Металлическая стержневая конструкция, входящая в горизонтальную опору, состоящая из одного или нескольких звеньев, включая узлы, обеспечивающие крепления опоры к крану и к строительному сооружению.

3.4 контрольные испытания: Испытания опорного крепления башенного крана, выполняемые при установке первой горизонтальной опоры на строительном сооружении с целью решения вопроса о возможности использования этого опорного крепления

4 Требования безопасности

Опорное крепление должно обеспечивать надежное прикрепление приставного башенного крана к строительному сооружению в процессе эксплуатации, монтажа, демонтажа и испытаний с учетом действий максимальных нагрузок* элементы крепления.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Для этого должны выполняться следующие требования:

а) соответствие опорного крепления техническому заданию (заявка) на его проектирование, требованиям, относящимся к креплению и указанным в эксплуатационной документации крана и технической документации на строительное сооружение;

б) соответствие прочности, жесткости, устойчивости элементов конструкции нагрузкам рабочего и нерабочего состояния крана во всем диапазоне температур для соответствующего климатического исполнения крепления с учетом внешних воздействий от ветра, снега и возможных нагрузок от сейсмических воздействий;

в) соответствие материалов, примененных в конструкции, технология изготовления крепления и методы контроля при изготовлении установленным требованиям, которые должны быть конкретизированы применительно к опорным креплениям в технических условиях на ее проектирование;

г) соответствие контроля за состоянием конструкции в процессе эксплуатации требованиям, указанным в паспорте крепления.

5 Проектирование

5.1 Проектирование опорного крепления башенного крана должно выполняться специализированными организациями по краностроению или специализированными организациями по башенным кранам.

5.2 Разработка проекта опорных креплений должна выполняться в соответствии с установленными нормативными и техническими требованиями к конструкциям башенных кранов и строительным сооружениям.

5.3 Проект на изготовление опорного крепления должен включать:

а) техническое задание (заявку) на проектирование, рекомендации по разработке которого приведены в приложении А;

б) комплект чертежей, расчеты, паспорт с разделом по эксплуатации и монтажу опорного крепления (форма паспорта приведена в приложении Б);

в) рабочую программу и методику испытания опорного крепления, рекомендации по разработке которых приведены в приложении В.

5.4 Технические характеристики и параметры опорного крепления должны соответствовать техническому заданию (заявке) на проектирование и значениям, указанным в эксплуатационной документации крана, техническое задание на проектирование опорных креплений*.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.5 Проект крепления должен согласовываться с организацией - проектировщиком строительного сооружения в части расположения мест крепления горизонтальных опор и возникающих при этом нагрузок на сооружение.

5.6 При многоуровневом креплении крана к строительному сооружению конструкция креплений должна проектироваться с учетом указаний в эксплуатационной документации на кран о необходимости включения в работу или отключения из работы отдельных горизонтальных опор при установке очередных опор крепления.

5.7 В случае необходимости использования опорного крепления для установки переходных приспособлений (мостиков), соединяющих кран и строительное сооружение, конструкция приспособления должна обеспечивать безопасность его использования и соответствовать требованиям [3]*.

5.8 Применяемые в конструкции крепления стали и сварочные материалы должны соответствовать требованиям национальных и нормативных документов государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

5.9 В случае использования в конструкции опорного крепления крана ранее применявшихся узлов крепления проект должен включать обоснование такой возможности с учетом фактического состояния узлов.

6 Изготовление

6.1 Изготовление опорного крепления выполняется предприятиями, получившими разрешение согласно национальным требованиям государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

6.2 Опорные крепления изготавливаются в соответствии с проектом и техническими условиями.

6.3 Качество применяемых материалов (металлопроката, труб, сварочных материалов, антикоррозийных материалов) должно быть подтверждено сертификатами изготовителя этих материалов.

6.4 Все материалы должны быть подвергнуты входному контролю по программе, действующей на предприятии - изготовителе опорных креплений, включая проверку:

- соответствия сортамента и марок сталей клеймам или биркам предприятия-изготовителя;

- отсутствия в прокате видимых расслоений, трещин, раковин, закатов, вмятин и общих остаточных деформаций, превышающих допустимые значения.

При наличии отклонений от указанных требований, вся партия металлопроката к использованию не допускается.

6.5 Правку стального проката (при необходимости) в зависимости от профиля следует выполнять на листоправильных, сортоправильных машинах или прессах в холодном состоянии.

Разрешается правка стали местным нагревом по технологии, разработанной организацией-изготовителем.

Ограждение башенного крана на фундаменте

Обеспечение безопасности при установке кранов

Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение.
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности.
1.2. Опасные зоны на строительной площадке.
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников.
1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.

Устройство кранового пути

Рис. 3.8. Устройство кранового пути.
А – инвентарный тупиковый упор; Б – инвентарная линейка ограничителя передвижения крана; 1 – скобы; 2 – рельс; - 3 – брусок из дерева твердой породы .

Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600мм

Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600мм

Рис. 3.9. Пример конструкции ограждения кранового пути высотой 1600мм .
1 – стойка; 2 – патрубок; 3 – полускоба; 4 – рамка вертикальная; 5 – рамка горизонтальная; 6 – стержень вертикальный; 7 – стержень горизонтальный .

Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов

Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов

Рис. 3.10. Инвентарное ограждение рельсовых путей башенных кранов.
1 – стойка: 2 – скоба; 3 – полускоба; 4 -анкер; 5 – гильза; 6- опора .

Ограждение башенного крана на фундаменте

Средства доступа, ограждения и защиты

Cranes. Access, guards and restraints. Part 1. General

Дата введения 2017-04-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 декабря 2015 г. N 83-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97

Код страны по MK (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2016 г. N 707-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32576.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 11660-1:2008* "Краны грузоподъемные. Доступ, защита и ограждения. Часть 1. Общие положения" ("Cranes - Access, guards and restraints - Part 1: General", NEQ).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт является первой частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты" и устанавливает общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты, устанавливаемых на грузоподъемных кранах по классификации международного стандарта ИСО 4306-1:2007 Cranes - Vocabulary - Part 1: General (Краны - Словарь. Часть 1. Общие термины) с учетом нормативных положений, содержащихся в международном стандарте ИСО 11660-1:2008 Cranes. Access, guards and restraints. Part 1: General (Краны грузоподъемные. Доступ, защита и ограждения. Часть 1. Общие положения). Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

В некоторых случаях специальные требования для различных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям. Различия в требованиях могут быть разрешены при условии достижения эквивалентной степени защиты. Специальные требования к средствам доступа для различных типов кранов даются в других частях настоящего стандарта.

Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1, а также на плавучие и оффшорные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования кранов.

Этот стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после его утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с настоящим стандартом.

Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями настоящего стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии - организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:

ГОСТ 33709.1-2015 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 система средств доступа: Совокупность всех установленных на кране лестниц, площадок, проходов и т.п., обеспечивающих необходимый для эксплуатации и/или ремонта доступ к элементам и узлам крана.

3.2 лестница: Средство доступа с углом наклона от 20° до 45°, горизонтальные элементы которого являются ступенями.

3.3 лестница крутонаклонная: Средство доступа с углом наклона к горизонту, превышающим 75°, состоящее из боковых поручней и ступеней, которые обеспечивают размещение обеих ног.

3.4 лестница наклонная: Средство доступа с углом наклона от 45° до 75°, состоящее из боковых поручней и ступеней, которые обеспечивают размещение обеих ног.

3.5 лестница вертикальная: Средство доступа с углом наклона 90°, состоящее из боковых поручней и ступеней, которые обеспечивают размещение обеих ног.

3.6 лестница монтажная (эвакуационная): Стационарно установленная лестница упрощенной конструкции без ограждений, предназначенная для выполнения монтажных работ или использования в аварийных ситуациях.

3.7 лестничный марш: Непрерывная последовательность ступеней между двумя площадками.

3.8 настил: Совокупность элементов, образующих пол прохода или площадки и находящихся в прямом контакте с обувью.

3.9 пандус (рампа, трап): Средство доступа с углом наклона от 0° до 20°, представляющее собой наклонную плоскость (без ступеней).

3.10 проход: Часть системы средств доступа с горизонтальным настилом, предназначенная для передвижения обслуживающего персонала между элементами крана.

3.11 галерея: Длинный узкий свободный проход с горизонтальным настилом.

3.12 площадка обслуживания: Горизонтальная поверхность, предназначенная для размещения человека и/или оборудования при выполнении работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием, осмотрами, ремонтом и монтажом крана.

3.13 площадка для отдыха: Горизонтальная поверхность, расположенная, как правило, между лестничными маршами или между лестницами и предназначенная для отдыха обслуживающего персонала.

3.14 поверхность, противодействующая скольжению: Поверхность настила и ступеней, предназначенная для улучшения сцепления с обувью.

3.15 поручень: Предохранительный элемент конструкции, предназначенный для того, чтобы держась за него, человек мог поддерживать тело при движении.

3.16 перила: Устройства, которыми могут быть оборудованы лестницы, площадки, проходы и галереи, для обеспечения постоянной поддержки руками, обеспечивающие защиту от случайного падения или случайного доступа в опасную зону. В общем случае, перила состоят из стоек (вертикальный элемент конструкции перил), поручня, ограждения для коленей (средний элемент перил, параллельный поручню) и ограждающего борта (отбортовки).

3.17 ограждающий борт (отбортовка): Нижняя часть перил, площадки, прохода и галереи, предназначенная для предотвращения падения предметов с уровня настила.

3.18 люк: Отверстие в настиле, предназначенное для перемещения через него человека и/или доступа к узлам крана. Люк может быть снабжен крышкой или ограждением.

3.19 проем: Отверстие в вертикальной или наклонной конструкции (стене, перилах и т.п.), предназначенное для прохода человека и/или доступа к узлам крана. Проем может быть снабжен дверью.

3.20 система средств доступа с приводом: Устройство или система устройств, снабженное механическим приводом и предназначенное для доступа на кран только обслуживающего персонала.

3.21 средство индивидуальной защиты: Устройство для ношения или индивидуального удержания, предназначенное для защиты отдельного человека от одного или нескольких опасных факторов (например, монтажный пояс).

3.22 высота подъема: Вертикальное расстояние между нижней (или уровнем пола) и верхней площадками.

3.23 проступь: Расстояние по горизонтали между крайними передними кромками двух следующих друг за другом ступеней (см. рисунок 1).

3.24 высота в свету: Наименьшее вертикальное расстояние над осевой линией, свободное от любых препятствий (см. рисунок 1).

3.25 длина площадки: Размер площадки, расположенной в конце лестничного марша в направлении движения (см. рисунок 1).

3.26 нахлест ступени: Разность между величиной ширины ступени и проступи (см. рисунок 1).

3.27 осевая линия: Условная линия, соединяющая передние кромки ступеней от верхней до нижней площадок марша (см. рисунок 1).

3.28 угол наклона лестницы: Угол между осевой линией и ее горизонтальной проекцией (см. рисунок 1).

3.29 высота ступени: Расстояние по вертикали между двумя соседними ступенями и между ступенью и настилами верхней и нижней площадок (см. рисунок 1).

3.30 ширина лестницы: Расстояние между наружными боковыми торцами ступени (см. рисунок 1).

3.31 ширина ступени: Расстояние от передней до задней кромки ступени (см. рисунок 1).

3.32 просвет: Абсолютное минимальное расстояние между любым препятствием и осевой линией, измеренное под углом 90° к осевой линии (см. рисунок 1).

H - высота подъема; g - проступь; е - высота в свету; l - длина площадки; r - нахлест; Р - осевая линия; - угол наклона лестницы; h - высота ступени; w - ширина лестницы; t - ширина ступени; с - просвет

Ограждение башенного крана на фундаменте

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МАШИНАМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Дата введения 2007-07-01

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01 июля 2007 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Эксплуатация грузоподъемных машин (грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек)), подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляется согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов и настоящих "Методических рекомендаций. ".

1.2. Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением осуществляются в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами (ППРк).

Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами и кранами-манипуляторами на базах, складах, площадках выполняются по технологическим картам погрузочно-разгрузочных работ (ТК п/р работ).

1.3. Проекты организации строительства (ПОС) разрабатываются проектными организациями с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

1.4. Разработанный ППРк согласовывается с владельцем грузоподъемной машины, осуществляющим надзор, руководителем организации, разработавшей ППРк и утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации (заказчиком).

Лица, согласовывающие и утверждающие ППРк, аттестовываются в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и в объеме требований соответствующих Правил.

Экспертиза проектов может выполняться организациями, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к организациям, выполняющим экспертизу промышленной безопасности, имеющим лицензию Службы на проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

Аттестация экспертов проводится в соответствии с Правилами аттестации экспертов, принятыми Наблюдательным советом, решение от 25.04.2006 N 2/42, и "Рекомендациями по подготовке и аттестации специалистов и экспертов, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности подъемных сооружений", одобренных отраслевой комиссией по подъемным сооружениям Системы экспертизы промышленной безопасности (с 25.04.2006 технической комиссией Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) от 16.04.2003 Протокол N 7.

1.6. До начала работ заключение экспертизы ППРк регистрируется в территориальном органе Ростехнадзора вместе с ППРк.

1.7. Сложные строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы (подъем и перемещение грузов двумя кранами и т.д.) производятся по ППРк, разработанному в соответствии с утвержденными ОАО "Корпорация Монтажспецстрой" 25.06.99 Методическими указаниями по составлению проектов производства сложных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ кранами, согласованными с Госгортехнадзором России письмом от 18.06.1999 N12-07/569.

1.8. При выполнении работ кранами вблизи ЛЭП (ближе 30 м) необходимо согласование ППРк с владельцем ЛЭП.

1.9. В зависимости от объема работ и технологических возможностей ППРк разрабатывается на возведение всего здания в целом (надземная и подземная части) или поэтапно, в зависимости от задействованных грузоподъемных кранов, очередности производства работ и сроков.

1.10. Автор ППРк в ходе строительства проверяет производство работ по разработанному им проекту, а при грубых отступлениях от проекта, которые могут привести к аварии, несчастному случаю, немедленно информировать отдел по надзору за подъемными сооружениями территориального органа Ростехнадзора (субъекты федерации).

1.11. Изменения в ППРк имеет право вносить разработчик ППРк с согласия экспертной организации с росписью разработчика и эксперта.

1.12. До начала работ с ППРк ознакамливаются под роспись исполнители работ, находящиеся на строительной площадке (ответственные лица, стропальщики (монтажники), машинисты грузоподъемных кранов).

1.13. Привязка крана производится в строгом соответствии с отведенным под строительство участком земли, оформленном в установленном законодательством порядке (правоустанавливающим документом на земельный участок).

1.14. Исходными данными для разработки ПОС служат:

- рекомендованные генеральной подрядной и субподрядной организациями решения по применению материалов и конструкций, средств механизации строительно-монтажных работ;

- порядок обеспечения строительства энергетическими ресурсами, водой, временными инженерными сетями, а также местными строительными материалами;

- сведения об условиях поставки и транспортирования с предприятий - поставщиков строительных конструкций, готовых изделий, материалов и оборудования;

- специальные требования к строительству сложных и уникальных объектов;

- сведения об условиях производства строительно-монтажных работ на реконструируемых объектах;

- объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений и принципиальные технологические схемы основного производства объекта (его очереди), подлежащего строительству, с разбивкой на пусковые комплексы и узлы;

- мероприятия по защите территории строительства от неблагоприятных природных явлений и геологических процессов и этапы их выполнения.

1.15. Исходными материалами для разработки проекта производства работ служат:

- техническое задание на разработку проектно-технологической документации;

- проект организации строительства, утвержденный в установленном порядке;

- техническое заключение о грунтах;

- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;

- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ;

- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции;

- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ в условиях действующего производства.

1.16. Состав и содержание проектов организации строительства и проектов производства работ установлены СНиП 12-01-2004 "Организация строительства". Проектные решения и мероприятия, отраженные в составе ПОС и проектов производства работ с применением грузоподъемных машин, кроме того, определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации соответствующих машин, утвержденными Госгортехнадзором России, а также изложены в разделе 2 настоящих "Методических рекомендаций. ".

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" для строительства объектов капитального строительства опасных, технически сложных и уникальных объектов в составе ПОС разрабатываются чертежи на специальное оборудование, приспособление и оснастку.

К критериям особо опасных, технически сложных и уникальных относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

а) высота более 75 метров или с пролетами 100 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;

б) наличие более 1 подземного этажа;

в) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применение нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности либо разработки специальных методов расчета, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.

1.17. Проект производства работ утверждается руководителем генподрядной строительно-монтажной организации, а по производству монтажных и специальных работ - руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованию с генподрядной строительно-монтажной организацией. Лица, утверждающие ППРк, аттестуются в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в объеме требований соответствующих Правил. Проекты производства работ по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующего предприятия (здания, сооружения) согласовываются и с руководителем или ответственным представителем этого предприятия.

Проекты производства работ с применением грузоподъемных машин согласовываются с владельцами этих машин.

1.18. При разработке проектных решений по организации строительных и производственных площадок, участков работ необходимо выделять опасные для людей зоны.

Зоны действия опасных и вредных производственных факторов, связанные с технологией и условиями производства работ при использовании грузоподъемных машин, определяются согласно СНиП 12-03-2001 в ПОСе, а остальные - в ППРк. Отступления от решений, принятых в ПОС, при разработке ППРк не допускаются без согласования с организацией, разработавшей ПОС.

1.19. Чертежи проектов организации строительства и проектов производства работ кранами рекомендуется выполнять в масштабе 1:50-1:200, а отдельные детали в масштабе 1:10-1:20, стройгенплан - в масштабе 1:500.

1.20. Проект производства работ кранами передается на строительную площадку за 5 дней до начала выполнения тех работ, на которые он разработан.

1.21. Перед началом выполнения строительно-монтажных работ с применением грузоподъемных машин на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, оформляют акт-допуск по форме приложения 1.

1.22. На выполнение работ с применением грузоподъемных машин в зонах действия опасных или вредных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск по форме приложения 2.

1.23. До начала производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемных машин, выполняемых в темное время суток, строительная площадка (участок работ) должна быть освещена в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

1.24. При строительстве объектов в стесненных условиях городской застройки рекомендуется применять грузоподъемные краны, отработавшие не более 80% нормативного срока службы, оборудованные современными приборами и устройствами безопасности.

1.25. Перед началом эксплуатации грузоподъемных машин необходимо обозначить опасные зоны работы.

На границах опасных зон устанавливаются сигнальные ограждения и знаки безопасности (см. прил.7, 8).

1.27. В целях обеспечения содержания грузоподъемных машин в исправном состоянии и безопасных условий их работы на стройплощадке владелец грузоподъемных машин, а также руководитель организации, эксплуатирующей грузоподъемные машины, в зависимости от имеющегося парка машин, назначаются:

- инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек);

- инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, строительных подъемников, подъемников (вышек) в исправном состоянии;

- приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, кранами-манипуляторами, строительными подъемниками, подъемниками (вышками) в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ в каждой смене;

Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, может назначаться из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков, а при эксплуатации подъемников (вышек) и кранов-манипуляторов, кроме этого, из числа бригадиров.

Все назначенные лица, имеющие соответствующую квалификацию, проходят проверку знаний ими правил устройства и безопасной эксплуатации соответствующих грузоподъемных машин с получением удостоверения установленной формы.

1.28. Руководители и специалисты по разработке ППРк, устройству крановых путей, эксперты несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Строительная организация несет ответственность за соответствие строительного объекта проекту производства работ кранами (ППРк), требованиям промышленной безопасности и охраны труда.

II. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТАМ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
И ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

2.1. В ПОС с применением грузоподъемных кранов предусматривается:

- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

- обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередач, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

- условия безопасной работы нескольких кранов и других механизмов, находящихся на строительной площадке;

В случае принятия технических решений по сокращению опасных зон вблизи строящегося здания в виде защитных экранов или других защитных конструкций рабочая документация на них разрабатывается на стадии проектирования.

2.2. Согласно ст.9.5.18 ПБ 10-382-00 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:

- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

Разработка проектов фундаментов под башенные краны

Разработка проектов фундаментов под установку башенных кранов и разработка проектов подкранового пути под монтаж и перемещение башенных кранов.

Наша организация готова предложить вам свои услуги по разработке фундаментов под установку башенных кранов:

  1. На естественном основании.
  2. На буронабивные, набивные и бурозабивные сваи, в том числе на уже имеющиеся на строительном объекте сваи.

Также мы разрабатываем проекты основания под установку кранов на дорожных плитах на естественном основании и проектов подкранового пути под монтаж башенных кранов и их перемещение .

Читайте также: