Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека как методологический фундамент афк

Обновлено: 15.05.2024

Основные компоненты (виды АФК)

В связи с многообразием областей наук, изучающих патологию человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные дисциплины, которые должны, с нашей точки зрения, стать базисом познания человека-инвалида и тех процессов, которые происходят в его организме.

Одной из основных дисциплин, которая может стать методологической основой теории адаптивной физической культуры, является «Общая патология» - наука о наиболее общих закономерностях патологических процессов, о тех главных чертах, которые лежат в основе любой болезни, независимо от вызвавшей ее причины, индивидуальных особенностей организма, окружающей среды, методов исследования. Она синтезирует в себе знания философии, современной теоретической и экспериментальной медицины, патологической и экспериментальной медицины, патологической физиологии, генетики, морфологии, биохимии, иммунологии и других наук. Причем рассмотрение патологических процессов с позиций философских категорий воспринимается не как праздное теоретизирование, а как весьма актуальное для практики обобщение взаимосвязи и причинной обусловленности природных, общественных, психических процессов с позиции реакций организма как целостной системы.

Ознакомление с курсом общей патологии предполагает не механический перенос дисциплины, преподаваемой в медицинских вузах, а рассмотрение указанных философских категорий через призму особенностей адаптивной физической культуры, так как вуз готовит к профессиональной деятельности не врача, а педагога, способного найти физиологически и психологически оправданные пути и средства оптимизации развития психофизических возможностей человека-инвалида.

Таким образом, опорными концепциями в методологии адаптивной физической культуры должны быть: теория и методика физической культуры как базовая дисциплина с ее новейшими макротенденциями развития, общие психологические и биологические закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями, гуманистические принципы и деятельностный подход к формированию физической культуры лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Творческая реализация этих знаний в конкретной профессиональной деятельности будет мощным стимулом воздействия на природную, психическую, волевую, эмоциональную сферу инвалидов, формирования у них потребности в двигательной активности и освоении всей системы ценностей физической культуры.

Рассмотрим основные категории общей патологии, отражающие объективные закономерности биологических процессов в организме человека. К ним относятся: целостность организма, структура и функция, реактивность организма, причинно-следственная связь, адаптация и компенсация организма.

Функции адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное яв­ление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого че­ловека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты. Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в ос­новных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физиче­ской реабилитации. Характеристика важнейших педагогических функций: учебно-познава­тельной, развивающей коррекционной, профессионально-подготовительной, воспитательной, компенсаторной, рекреативно-оздоровительной, соревнова­тельной, гедонистической, оздоровительно-восстановительной, ценностно-ориентационной, творческой, лечебно-восстановительной, профилактической, самореабилитационной, функции самовоспитания. Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характе­ризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и феномена­ми. Характеристика важнейших социальных функций: социализирующей, коммуникативной,

интегративной, гуманистической, зрелищной, эстетической, престижной и др.

Принципы АФК.

Принципы адаптивной физической культуры.Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры: со­циальные, общеметодические и специальнометодические. Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума - их характеристика. Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности - особенности приме­нения в адаптивной физической культуре. Специальнометодические принципы: диагностирования, дифференциа­ции и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, ком­пенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактиче­ской направленности, адекватности, оптимальности и вариативности - основ­ные принципы в работе с лицами имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.

Адаптивная двигательная рекреация.

Главная цель адаптивной двигательной рекреации (АДР) - оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных зани­мающимся в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационных мероприятий, труда, адаптивного спорта, адаптивного физического воспитания и др.), за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.

Основные задачи адаптивной двигательной рекреации: 1) оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил; 2) получение удовольствия, повышение настроения от занятия физическими упражнениями; 3) вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.); 4) приви­тие интереса к адаптивной физической культуре и приобщение к занятиям дру­гими ее видами; 5) обеспечение активного отдыха и реализация здорового об­раза жизни и др. Ведущие функции адаптивной двигательной рекреации: гедонистическая, рекреативно-оздоровительная, творческая, ценностно-ориентационная, оздоро­вительно-восстановительная, соревновательная, коммуникативная, престижная. Ведущие принципы – социальные: социализации, гуманистической направленности, интеграции, непрерывности образования в области физической культуры; общеметодические: доступности, систематичности, наглядности.

Врач

1. Дает заключения по состоянию здоровья

2. Назначает дополнительные консультации узких специалистов, при необходимости создания для ребенка особых условий проведения занятий.

Психолог

· Проводит диагностику актуального уровня развития ребенка

· Определяет наиболее приемлемую форму занятий с каждым ребенком

· Дает рекомендации педагогу содержаний занятий

Логопед-дефектолог

· Проводит диагностику уровня актуального развития речевых и коммуникативных навыков

· Дает рекомендации педагогу по речевому сопровождению занятий

· Сопровождает занятия детей с тяжелыми нарушениями речи

Основные компоненты (виды АФК)

Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, это является неверным суждение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является АФК.

При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем АФК приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов - новаторов.

1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК интегрирует в себе как минимум три крупных области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику - и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику ФК, теорию и методику отдельных ВС и их групп, теорию и методику ФВ, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.

Необходимость объединения в единый исследовательский коллектив представителей ФК, медицины, коррекционной педагогике приводит к различным трактовкам сущности АФК, что предопределяет научными предпочтениями научных работников, их предшествующим опытом работы.

Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности АФК и ЛФК или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. АФК представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом эмоциями, чувствами, а не только их лечениес помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одним из важнейших требований сегодняшнего дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой области.

Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин. Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно; преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.

2. Теория адаптивной физической культуры

Теория АФК как наука исследует содержание, структуру, функции АФК, ее цель, принципы, задачи и средства, особенности деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, содержание различных компонентов (видов) АФК, обосновывает и проверяет на практике ее новые виды и формы, направленные на удовлетворение разнообразных потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Одной из главных проблем теории АФК является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни данной категории населения страны, преодоление психологических комплексов с помощью средств и методов АФК.

Теория АФК должна раскрыть ее сложные взаимосвязи с другими областями науки и практики общества - здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, ФК и др., а также разработать технологии формирования готовности общества к принятию инвалидов как равноправных его членов, обладающих самоценностью и огромным творческим потенциалом в самых различных видах человеческой деятельности.

Важнейшей проблемой теории АФК является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

2.1 Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры

В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования личности человека с ограниченными возможностями, его духовного и физического развития, социализации и интеграции в обществе.

Цель такого подхода - не собирание фактов из разных областей человеческих знаний, а определение соотносимости теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер.

Важнейшими, имеющие определяющие значение ля людей с каким-либо нарушениями и для формирования теории АФК, являются следующие опорные концепции:

·во-первых, утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья; нет ни чего дороже, чем жизнь человека, приоритета человека как высшей ценности образования и культуры;

·во-вторых, понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство;

·в-третьих, признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п.;

·в-четвертых, признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувства справедливости, сострадания, милосердия;

·в-пятых, способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности, в том числе ФК.

2.2 Цели и задачи адаптивной физической культуры

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК - максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся - лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа - образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи - наиболее традиционные для ФК.

2.3 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

Исходя из потребностей лиц с отклонение в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) АФК.

Адаптивное физическое воспитание (образование) - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к АФК.

Адаптивный спорт - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Адаптивная двигательная реакция - компонент (вид) АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная физическая реабилитация - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребность индивида с отклонении в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК - компонент (вид) АФК, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Экстремальные виды двигательной активности - компонент (вид) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с отклонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

2.4 Функции адаптивной физической культуры

Все функции АФК реализуются через деятельность: движение - двигательные действия (физические упражнения) - двигательная активность - двигательная (физкультурная) деятельность, в основе которой лежат деятельностные способности занимающихся, полученные ими от природы, но ограниченные влиянием той или иной патологии. Деятельность в сфере АФК столь разнообразна, что выходит далеко за рамки непосредственных занятий ФУ, где осуществляются педагогические функции, и вступает в различные социальные отношения с другими институтами, общественными явлениями и процессами, формирующие социальные функции.

Во избежание разномасштабности рассмотрения функций в АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей и реализуемые в процессе занятий ФУ, и социальные как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (учреждениями соцзащиты, специального образования, медико-психолого-педагогической помощи, родителями и др.). При этом выбраны не все известные функции, а лишь те, которые имеют приоритетное значение данной категории лиц.

Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека как методологический фундамент афк

Чужой компьютер

Теория и организация АФК ЗФО 3 курс ФКДО.

Теория и организация АФК ЗФО 3 курс ФКДО.

вернуться к странице

Mrs Ugene

.
Mrs Ugene запись закреплена

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Никита Иммель


Никита Иммель

Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека как методологический фундамент афк

Чужой компьютер

4 курс ФК Л/А и ТиОАФК

4 курс ФК Л/А и ТиОАФК

вернуться к странице

Mrs Ugene

.
Mrs Ugene запись закреплена

Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека как методологический фундамент афк

Чужой компьютер

Просмотр темы 4

Темы к экзамену по АФК

DELETED

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.
1. Адаптивная физическая культура в системе высшего среднего профессионального образования.
2. Возможности интеграции основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами по другим направлениям и специальностям высшей и средней школы.
3. Перечислите основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины, валеологии, профилактической медицины и других отраслей знания и практической деятельности человека.
4. Проиллюстрируйте пространство проблем адаптивной физической культуры с помощью декартовой системы координат.
5. Охарактеризуйте понятия “культура”, “физическая культура”, “адаптивная физическая культура”, “реабилитация”, “социализация”, “образ жизни”, “социальная интеграция”.
6. Аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья - “инвалидизма”, “социальной полезности инвалидов”, “личностно-ориентированная”.
7. Раскройте концепцию журнала “Адаптивная физическая культура”.
8. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.
9. Коррекционные задачи - основные задачи адаптивной физической культуры. Возможности коррекции сенсорных систем, интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, речи с помощью физических упражнений.
10. Задачи компенсации функций пораженного органа или деятельности какой-либо системы. Их решение в адаптивной физической культуре.
11. Профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений средствами и методами адаптивной физической культуры.
12. Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивной физической культуре.
13. Дайте краткую характеристику основным видам адаптивной физической культуры (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация).
14. Отличительные особенности художественно-музыкальных видов адаптивной физической культуры.
15. Экстремальные виды адаптивной физической культуры. Потребности человека, которые они удовлетворяют.
16. Классификация инвалидов по тяжести дефекта и нозологическим группам.
17. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
18. Индивидуальная образовательная “траектория” студента факультета адаптивной физической культуры.
19. Требования к личностным качествам и к квалификации педагога - специалиста по адаптивной физической культуре.
20. Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом. Основные этапы.
21. Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране. Основные этапы.
22. Спортсмены России в мировом спортивном движении инвалидов.
23. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом. Государственные и общественные организации.
24. Организация адаптивного физического воспитания в России.
25. Организация адаптивного спорта в России.
26. Организация адаптивной двигательной рекреации в России. Международный опыт.
27. Организация физической реабилитации в России.
28. Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации.
29. Основные теории социализации (ролевая, критическая, теория коммуникации и др.).
30. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции и повышении уровня качества жизни инвалидов.
31. Всестороннее воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры.
32. Умственное (интеллектуальное) воспитание на занятиях по адаптивной физической культуре.
33. Нравственное воспитание на занятиях по адаптивной физической культуре.
34. Эстетическое воспитание на занятиях по адаптивной физической культуре.
35. Экологическое воспитание и адаптивная физическая культура.
36. Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека - как методологический фундамент адаптивной физической культуры.
37. Гуманистическая психология и социально-психологические закономерности жизнедеятельности человека как методологическая осн

Нравится Показать список оценивших

DELETED

37. Гуманистическая психология и социально-психологические закономерности жизнедеятельности человека как методологическая основа адаптивной физической культуры.
38. Раскройте содержание важнейших педагогических функций адаптивной физической культуры.
39. Социальные функции адаптивной физической культуры. Характеристика.
40. Опишите социальные принципы адаптивной физической культуры. Приведите примеры их реализации.
41. Особенности применения общеметодических принципов в адаптивной физической культуре.
42. Специальнометодические принципы адаптивной физической культуры.
43. Средства адаптивной физической культуры. Характеристика основных групп.
44. Методы, адаптивной физической культуры, используемые в комплексной реабилитации.
45. Методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельности в адаптивной физической культуре.
46. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
47. Методы развития физических качеств и способностей. Особенности применения в адаптивной физической культуре.
48. Сходство и различия процессов обучения в различных видах адаптивной физической культуры.
49. Основное требование к процессу обучения в адаптивной физической культуре.
50. Основные теоретические концепции “безошибочного” обучения.
51. Структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.
52. Классификация приемов физической помощи и страховки занимающихся.
53. Особенности формирования ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно-перцептивного обучения у инвалидов различных нозологических групп.
54. Классификация тренажеров, применяемых для обучения физическим упражнениям в адаптивной физической культуре.
55. Основные закономерности развития физических качеств и способностей.
56. Педагогические принципы развития физических способностей.
57. Две стратегических линии развития физических способностей - “укрепление слабого звена” и “навстречу природе”. Их использование в различных видах адаптивной физической культуры.
58. Физическая нагрузка и отдых - структурные основы развития и совершенствования индивидуальных физических способностей инвалида.
59. Развитие и совершенствование силовых способностей у инвалидов различных нозологических групп.
60. Развитие и совершенствование скоростных способностей у инвалидов различных нозологических групп.
61. Развитие и совершенствование координационных способностей у инвалидов различных нозологических групп.
62. Развитие и совершенствование выносливости у инвалидов различных нозологических групп.
63. Развитие и совершенствование гибкости у инвалидов различных нозологических групп.
64. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов - основная предпосылка планирования в адаптивной физической культуре.
65. Виды планирования в адаптивной физической культуре (перспективное, этапное, текущее).
66. Особенности текущего, этапного и циклового контроля в адаптивной физической культуре.
67. Жизненно и профессионально важные умения и навыки - основные целевые объекты моторного обучения и средства адаптивного физического воспитания.
68. Тандотерапия как средство и метод адаптивного физического воспитания.
69. Формирование и совершенствование мелкой моторики - важный компонент содержания адаптивного физического воспитания.
70. Ведущие функции и принципы адаптивного физического воспитания.
71. Главная цель, основные задачи адаптивной двигательной рекреации, ее ведущие функции и принципы.
72. Средства адаптивной двигательной рекреации.
73. Организованные и самодеятельные формы проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации.
75. Особенности методики адаптивной двигательной рекреации различных социально-демографических групп населения.
76. Главная цель, основные задачи адаптивного спорта.
77. Ведущие функции и принципы адаптивного спорта.
78. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.
79. Принципы спортивно-медицинской классификации спортсменов-паралимпийцев.

Нравится Показать список оценивших

DELETED

80. Основные виды адаптивного спорта, входящие в программы летних и зимних Паралимпийских игр.
81. Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады.
82. Виды адаптивного спорта, применяемые в Специальных Олимпиадах.
83. Правило формирования “дивизионов” - важнейшее условие реализации философии Специального Олимпийского движения.
84. Процедура награждения участвующих в соревнованиях игр Специальной Олимпиады.
85. Основные программы Специального Олимпийского движения: “Специальная Олимпиада”, “Объединенный спорт”, “Тренировка двигательной активности”. Их характеристика.
86. Программа Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга. Интеграция адаптивного спорта и специального искусства.
87. История Всемирных (Олимпийских) игр глухих.
88. Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте.
89. Гуманистически ориентированные модели адаптивного спорта. Программа Спартианских игр.
90. Нормативно-правовые основы деятельности учреждений адаптивной физической культуры и спорта в России.
91. Главная цель и основные задачи художественно-музыкальных видов адаптивной физической культуры, их ведущие функции и принципы.
92. Главная цель и основные задачи экстремальных видов адаптивной физической культуры, их ведущие функции и принципы.
93. Основные средства и отличительные черты методики художественно-музыкальных видов адаптивной физической культуры.
94. Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры.
95. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

Методологические аспекты адаптивной физической культуры.

Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. [1]

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».

Максимальное развитие с помощью средств, методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека. Поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающие их. Достаточно вспомнить такие имена как Тамерлан, Алексей Маресьев, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни.

Адаптивная двигательная реабилитация заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации и на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих дальнейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок, акупунктура и т.п.).

I . Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов.

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. [2]

Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»; практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе перемещений на дорогах и транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.

Большое положительное влияние занятия физической культурой и спортом оказывают на родителей, имеющих детей-инвалидов. Родители, у которых дети-инвалиды занимаются физической культурой и спортом, получают возможность гордиться ими и активнее участвовать в процессе социальной адаптации своих детей.

Вся система физической культуры и спорта разбивается на 4 подсистемы:

- спорта высших достижений.

Цели и задачи физической культуры и спора для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-компенсаторная направленность пронизывает весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания и спорта. Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекция акта дыхания, походки, осанки и т.д.).

Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т.д.). Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе предполагает, прежде всего, помощь естественного процесса формирования возрастных моторных функций. Необходимо формировать те двигательные умения и навыки, которые инвалид не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.

С учетом особенностей инвалидов становится ясным, какое большое значение имеют педагогический и медицинский контроль в процессе их занятий физическими упражнениями и спортом. Методы медико-педагогического контроля остаются теми же, что и при занятиях здоровых лиц, но частота и систематичность их применения должна быть выражена значительно больше, чем при работе со здоровыми.

II . Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов.

В физическом воспитании должны широко использоваться все средства этой системы, хотя в то же время они должны быть разработаны, и применяться в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами для той или иной группы инвалидов.

По преимущественному проявлению двигательных качеств:

а) упражнения силового характера; б) упражнения скоростного характера;

в) упражнения скоростно-силового характера; г) упражнения для развития общей и специальной выносливости; д) упражнения для развития гибкости;

е) упражнения для развития ловкости.

По характеру двигательной деятельности:

а) упражнения циклического и ациклического характера; б) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.

По видовому признаку:

а) гимнастические упражнения; б) плавание; в) спортивные и подвижные игры; г) туризм и экскурсии; д) элементы атлетической гимнастики; е) элементы легкой атлетики; ж) элементы лыжного спорта; з) элементы гребного спорта;

и) элементы велоспорта и др.

Основными формами физической культуры инвалидов являются:

Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, коррекционные занятия и др). Самостоятельные занятия физическими упражнениями необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности. Специальные коррекционные занятия включают в себе комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.). Различают коррекцию активную (общеукрепляющие упражнения) и пассивную (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.).

Организационные групповые занятия физической культурой и спортом

(лечебная физкультура и коррекционные занятия). ЛФК – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную), а с другой восстанавливающим и тренирующим эффектом.

Спорт инвалидов (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).

В физическом воспитании инвалидов необходимо выполнять два методических подхода при организации занятий. Первый подход определяет организационные моменты занятия или спортивной тренировки и характеризует состав занимающегося контингента. При занятиях могут быть использованы организационные методы:

1) Индивидуальный – с одним занимающимся, является наиболее эффективным. 2) Групповой, когда тренер работает с группой 10-15 человек.

Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:

Метод строго регламентированного упражнения, определяющих применение конкретных, строго направленных упражнений в каждом занятии.

Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии.

Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на занятиях, а также как вариант повышения эмоционального тонуса.

Процесс воспитания двигательных способностей – обучение и воспитание двигательных действий (навыков) базируются на системе методических принципов. Принцип доступности - от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Принцип наглядности - создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Принцип систематичности - на занятиях достаточно эффективно осваивать навыки, а также от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, темп выполнения. Принцип прочности - весь процесс занятий следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно.

III . Организация проведения занятий оздоровительным спортом для инвалидов.

В 1997г. в Ленинграде впервые была создана Федерация по физической культуре спорту. Вслед за этим подобные федерации возникли в других городах. В 1993г. создается Федерация физической культуры спорта инвалидов в России, в 1995г. в Москве, в 2008г.- Федерация физической культуры спорта инвалидов по ЯНАО. Основной целью создания таких федераций является организация и объединение учреждений.

Главными задачами являются использования средств физической культуры и спорта в социальной, физической и психологической реабилитации; привлечение инвалидов к регулярным учебно-тренировочным занятиям по месту учебы и жительства.

В настоящее время оздоровительная физкультурно-спортивная работа ведется среди 5 групп: с дефектами органов зрения, слуха, поражения опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Создаются общественные клубы, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Пример тому клуб общения, для людей с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» по ЯНАО в г. Надым.

Читайте также: