Народное искусство фундамент на котором выросло здание мировой художественной задание по русскому

Обновлено: 02.05.2024

Авторская программа по истории и изобразительному искусству "Чудо-роспись"

“Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев - от них идут ручейки,
которые питают истоки творческой мысли, чем больше уверенности в движениях
детских рук, тем тоньше взаимосвязь руки с органами труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума”.
В.А. Сухомлинский.

С каждым годом всё больше и больше растет интерес к декоративно-прикладному искусству, в том числе, к искусству народному. Народное искусство – это фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений и оказывает большое воздействие на детей, на воспитание у них любви к природе, людям, искусству, и конечно, для развития технических, композиционных умений и навыков, художественных вкусов, эстетических взглядов и чувств. Очень важно побудить желание творить прекрасное в повседневной жизни, бережно относится к своему творчеству и своим вещам, уметь их украсить.

Нас всюду окружают вещи и нам трудно сейчас представить, как на заре человечества человек обходился без вещей. Как только человек научился делать вещи, он научился их украшать. Из самого простого материала - дерева, создавались истинные произведения декоративно-прикладного искусства: прялки, ковши, пиалы, ложки, корзины, музыкальные инструменты, мебель. Изделия из древесины украшались резьбой, но чаще всего расписывались.

Искусство росписи по дереву имеет многовековую традицию. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития. Издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или другие изделия не для собственных нужд, а для рынка. Так возникли народные, художественные промыслы – особая форма декоративно-прикладного искусства. В борьбе с конкуренцией, многие промыслы постепенно приходили в упадок.

Изучение творчества мастеров народных промыслов необходимо. Проблема в том, что ручной труд уходит в прошлое, однако именно он составляет основу декоративно-прикладного искусства, поэтому очень важно развивать умения, навыки по изготовлению изделий с элементами ручного труда. “Золотые” руки мастера-модельера, мастера-кондитера, мастера-дизайнера и других мастеров самых разных профессий ценятся, и со временем будут цениться ещё более.

С целью развития интереса обучающихся к народному творчеству, изучению традиций росписи русских мастеров была разработана программа “Чудо-роспись”. Значимость программы состоит в важности сохранения культуры и традиций росписи по дереву.

Новизна программы в том, что обучение и воспитание строится во взаимосвязи нескольких видов изобразительного искусства: рисунка, живописи, декоративно – прикладного искусства, а также истории народных промыслов.

Особый акцент в программе сделан на изучение обучающимися народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца, Жостова, Палеха, Полховского – Майдана, уделяется внимание искусству сибирской росписи при изучении тем: “Украшение жилища сибиряков”, “Внутреннее убранство дома”, “Сибирская домовая роспись” и др. Например, яркая монументальная роспись сибирской избы воспринимается естественной рядом с насыщенным до предела цветом народного костюма, росписью вещей из дерева и т.д.

В программе предусмотрены задания по росписи сюжетных композиций. Это рисование палехских композиций “Зима-зимушка”, “За околицей”, “Гарцующие кони”, “Шла девица за водой”, “Посиделки на Покров”, “Колядки”, “Сватовство” и др. Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов.

На занятиях обучающиеся знакомятся с творчеством художников народных промыслов, с произведениями мастеров, отражающих жизнь, быт, народные традиции.

Это рисунки художников Гусарова Н.Н. и Литвиенко С.Н., росписи по дереву художника Куркина Александра Михайловича и других. Обучающиеся рассматривают репродукции произведений художников, изучают особенности каждой росписи и их элементы, самостоятельно выполняют лаковые работы по дереву, составляют эскизы композиций.

  • развитие познавательного интереса обучающихся к народному искусству, через практическую деятельность, изучение основных этапов развития народных промыслов.
  • воспитание гражданственности, любви и уважения к культуре и традициям декоративно-прикладного искусства России и Прибайкалья.
  • ознакомить обучающихся с основами декоративно-прикладной работы, искусством росписи по дереву;
  • способствовать приобретению обучающимися практического опыта: самостоятельного выполнения росписей, выполнения художественно – декоративных работ определенной сложности;
  • создать предпосылки для дальнейшего образования и самообразования обучающихся.

Учитывая, что данная программа предназначается для детей разного возраста, при изложении теоретического материала используется разнообразный иллюстративный материал: репродукции с картин художников, фотографии, материалы периодической печати, видеофильмы, слайды, альбомы с росписями, журналы, книги, образцы изделий и др.

Программа отличается практической направленностью, так как основное количество часов отводится практической деятельности, самостоятельному составлению обучающимися композиций. Это росписи панно, разделочных досок, простых предметов быта, моделей одежды, эскизы украшения пирожных, тортов, эскизы интерьеров с элементами народных росписей. Кроме того, в программе предусмотрены задания по рисунку и живописи. Так в палехской, городецкой и гжельской росписях не обойтись без рисования сценок с изображением людей, животных, птиц. Чтобы лучше изучить особенности формы животных, отведено время на рисование животных, птиц, человека, натюрмортов из овощей, фруктов, букетов цветов и др. Предусмотрены уроки на пленэре (на открытом воздухе, в парке, сквере).

Основная форма внеурочных занятий – форма “открытых дверей”. Дети не исключаются, если даже они не занимались очень длительное время, интерес и желание заниматься могут к ним вернуться. Главное – создать условия для самореализации ребёнка, для развития его задатков и способностей, поддержать его творческую активность, дать возможность почувствовать радость от собственного труда.

Народное искусство фундамент на котором выросло здание мировой художественной задание по русскому

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе, и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) дома́ (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории несохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»

Расставим знаки препинания.

Суздальский сущ. музей деревянного зодчества (1) — настоящий сущ. городок , (2) прич. оборот построенный без единого гвоздя . Из дерева здесь всё: (3) ложки и лавки в избе, и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы, (4) церковь, (5) дома́, (6) амбары и бани (7) — всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории несохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал: (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»

1) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.

Народное искусство фундамент на котором выросло здание мировой художественной задание по русскому

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фундаментом, на котором выросло уникальное в своём роде декоративно-прикладное искусство Урала — крупнейшей горнорудной и металлургической базы страны, — стала промышленность.

2) Главное богатство Урала — минеральные ресурсы, благодаря которым в этом регионе развито промышленное производство чугунных изделий.

3) На сегодняшний день Урал является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны, именно здесь располагаются основные предприятия отрасли.

4) Уральские камнерезные изделия являются уникальной разновидностью русского декоративно-прикладного искусства.

5) Промышленность Урала, давно ставшего крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны, является фундаментом, на котором выросло уникальное декоративно-прикладное искусство этого региона.

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на

Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но сто­ять на месте про­пус­ка во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово (со­че­та­ние слов).

(1)Глав­ным бо­гат­ством Урала были и яв­ля­ют­ся, без­услов­но, его ми­не­раль­ные ре­сур­сы: этот ре­ги­он из­дав­на яв­ля­ет­ся круп­ней­шей гор­но­руд­ной и ме­тал­лур­ги­че­ской базой стра­ны. (2)<…> не­уди­ви­тель­но, что фун­да­мен­том, на ко­то­ром вы­рос­ло де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ство тер­ри­то­рии, стала имен­но про­мыш­лен­ность. (3)В част­но­сти, ураль­ские кам­не­рез­ные из­де­лия яв­ля­ют­ся уни­каль­ной раз­но­вид­но­стью рус­ско­го ис­кус­ства, а об­ра­бот­ка мра­мо­ра и про­из­вод­ство чу­гун­ных пред­ме­тов до­маш­не­го оби­хо­да раз­рос­лись до про­мыш­лен­ных мас­шта­бов.

(1)Глав­ным бо­гат­ством Урала были и яв­ля­ют­ся, без­услов­но, его ми­не­раль­ные ре­сур­сы: этот ре­ги­он из­давна яв­ля­ет­ся круп­ней­шей гор­но­руд­ной и ме­тал­лур­ги­че­ской базой стра­ны. (2)<ПО­ЭТО­МУ> не­уди­ви­тель­но, что фун­да­мен­том, на ко­то­ром вы­рос­ло де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ство тер­ри­то­рии, стала имен­но про­мыш­лен­ность.

Вопросы по литературе 5 класс учебник Чертов, Ипполитова, Трубина часть 1страница 6-26

Живопись, музыка, театр, литература, балет, хореография, скульптура, цирковое искусство, кино. Все эти виды искусства объединяет то, что авторы выражают себя через свои произведения, свои мысли, идеи. Любое произведение передаёт зрителю настроение, главную мысль автора. У каждого вида искусства свои инструменты и средства для достижения цели.

2. Почему литературу называют искусством слова?

Потому что с помощью слов в литературном произведении автор передает не только объективную информацию о мире, но и свои чувства, переживания, эмоции, характеры главных героев, красоту природы. Используя слова, он способен вызвать в читателе то же настроение, которое испытывает сам. Читая написанные им строки, мы видим мир его глазами - это и есть искусство слова.

3. Найдите описания берёзы в энциклопедическом словаре и в художественном произведении. Используя материал вступительной статьи, сравните научное и художественное описания.

Следуя сухому казенному научному описанию, березу считают листопадным деревом, распространенным на большей территории Северного полушария.

Скучно, согласитесь. Но увидев однажды березу на бескрайних просторах нашей родины, можно увидеть нечто другое. Светлая и добрая красавица, символ невинности, весны и духовной чистоты у славянских народов. Издавна люди приходили к дереву со своими бедами и горестями, находя покой и утешение под раскидистой кроной. Добрая душа березы отвечает заботой о человеке, являясь поэтической музой поэтов, писателей и художников.

4. В каком из прочитанных вами художественных произведений нарисован образ будущего? Так ли вы представляете картину будущего? Немного пофантазируйте, попытайтесь нарисовать свою картину.

Это было в книге метро 2033.

Когда человечество по своей глупости прожгло последние ресурсы. И теперь оно проживает оставшееся время в подземных туннелях метро.

5. Внеклассное чтение. В каких из прочитанных вами литературных произведений представлен образ известного исторического события? Что нового вы узнали об этом событии благодаря его художественному изображению?

Вот, лично мне известно одно такое произведение. Называется оно "Капитанская дочка". Жанр данного произведения — исторический роман. Действия в этом произведении происходят в момент восстания Емельяна Пугачева (оно закончилось для него поражением), а это достаточно известно историческое событие. Этот роман был впервые опубликован в 1836 году, за год до смерти его великого автора — Пушкина.

Индивидуальные задания

1. Найдите в толковом словаре значения слова «образ». Какие из этих значений имеют непосредственное отношение к художественному образу? Чтобы выполнить это задание, можно использовать материалы рубрики «Мир в слове», помещённой после раздела «Мифология».

В искусстве - Обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. В художественном произведении - Тип, характер.

2. Опыт исследования. Какие образы делают приведённый ниже фрагмент художественной выразительной картиной?

Из мифов Древней Греции

Вопросы и задания

1. Почему мифы называют одним из основных источников литературы как искусства слова?

Потому что от тех времён, когда создавались мифы, других источников (для того же народа) не осталось.

2. Чем объясняется наличие разных вариантов одного и того же мифа? Приведите примеры из учебника и собственные примеры на основе знакомства с дополнительной литературой.

У разных людей может быть совершенно разное восприятие одного и того же явления, отсюда и различные трактовки того или иного мифа.

3. Почему в мифах разных народов присутствуют общие темы и образы?

Вообще мифы — это представление людей об устройстве мира. Люди не знали, как наступает зима, почему молния бьёт. Они это пытались объяснить богами. Зевс - бог молний. Посейдон - бог моря. Люди не могли объяснить поэтому весь мир представлял богов только давал им свои название. Например, в Египте Бог солнца — это Ра, а вот у славян, это Яр.

4. Попытайтесь доказать, используя примеры из прочитанных мифов, что в мифологии науки, ремёсла и разные виды творчества были самым тесным образом связаны.

Боюсь, это не так уж очевидно. Это можно было бы доказать тем, что наукам, ремёслам и "разным видам творчества" (т. е., надо полагать, искусства) покровительствовали одни и те же боги. Попробуем. В античной культуре: Афина (она же Минерва) - богиня мудрости, но и непревзойденная ткачиха. Гефест-Вулкан - божественный мастер-кузнец и оружейник, но и скульптор (изготовил золотых дев, которые ему помогали), и ювелир-дизайнер (см. сцену изготовления щита для Ахилла). Гермес-Меркурий - покровитель торговли и счета (а с ними математики и науки вообще), он же создатель первой кифары и изобретатель искусства игры на ней. В Индии: Вач-Сарасвати, супруга Брахмы, - покровительница наук и поэзии, изображается играющей на вИне (струнный инструмент). И все же в целом таких примеров не очень-то много, хотя фигура божественного мастера есть почти в каждой мифологии.

5. Какое отражение в древнегреческой мифологии нашла мысль об огромной силе воздействия искусства на человека? Приведите примеры из прочитанных вами мифов.

6. Подготовьте рассказ об одном из героев древнегреческой мифологии. Включите в этот рассказ описание портрета героя.

Богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов.

После того как Геру, ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Крон, мать Геры Рея отнесла ее на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Громовержец Зевс увидел ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля-Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило Зевса и Геру.

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и ее муж Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

Прекрасна великая Гера. Из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, спокойным величием горят ее очи. Боги чтят Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и советуется с ней. Но не редки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит жене наказаниями. Умолкает Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как сковал ее Зевс золотыми цепями, повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни, и подверг бичеванию.

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется перед ней, великой царицей Олимпа.

7. Опыт исследования. Познакомьтесь с вариантами продолжения мифа об Орфее. Какова судьба певца? Как в мифологии изображаются люди искусства?

Чаще всего люди искусства в мифологии изображаются в виде музыкантов, певцов. Аполлон был богом искусства. Были музы.

Индивидуальные задания

1. Поиск информации. Используя энциклопедические словари, подберите фрагменты описаний мифов, посвящённых происхождению мира и Вселенной. Что общего в этих мифах и чем они отличаются друг от друга?

2. Внеклассное чтение. Познакомьтесь с мифом о состязании Пана с Аполлоном. Почему победа была присуждена Аполлону? Какой герой славянской мифологии, как и Пан, связан с народным творчеством, игрой на простой пастушеской свирели? Что вам известно об этом герое?

Перун – бог грома и молний, сын Сварога. Он занимал лидирующее положение в славянском пантеоне второго круга. Со временем Перун стал покровителем князя и его дружины. Внешне Перун похож на немолодого мужчину крепкого телосложения с седыми волосами и темно-золотыми усами и бородой. Одет Перун в доспехи золотистого цвета, а вооружен он палицей и топором, но атаковать врагов божество предпочитает не в ближнем бою, а стреляя в них своими молниями. Перуна часто представляли верхом на огненном коне или в колеснице, так же запряженной огненными лошадьми.

Капище Перуна - Перун - Божества - Славянская мифология

Капища в честь Перуна всегда устраивались на возвышенностях, причем выбиралось самое высокое место в округе. Идолы изготавливались преимущественно из дуба — это могучее дерево было символом Перуна. Иногда встречались места поклонения Перуну, устроенные вокруг растущего на холме дуба, считалось, что так Перун сам обозначает наилучшее место. В подобных местах не ставилось дополнительных идолов, а дуб, расположенный на возвышенности, почитался как идол. В качестве жертвы богу грома приносили быков, причем их убивали непосредственно на капище, перерезая горло, и когда кровь переставала течь, тушу закапывали тут же в землю.

Перун – бог-громовержец, он способен вызывать сильнейшие грозы и метать молнии. Обладает Перун и огромной физической силой, которой выделяется не только среди людей, но и среди остальных богов. Как и его братья, Перун — превосходный маг: он способен менять свой облик по собственному желанию, умеет летать и создавать призрачных существ, которые исчезают, когда перестает действовать магия.

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну, и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

4. Объясните происхождение одного из следующих выражений: «ариаднина нить», «ахиллесова пята», «муки Тантала», «колесо Фортуны». С какими мифами связаны эти выражения? В каких ситуациях уместно их использование?

Ахиллесова пята-Слабость греческого воина Ахиллеса его смерть была в его пяте(пятке) единственное место в которое его можно было убить

Муки Тантала-Тантал изнемогает от голода и жажды не в силах дотянуться ни до воды, ни до плодов на дереве

Ариаднина нить-Ариадна дочь царя Миноса решила спасти юноши Тесея и дала ему клубок ниток так как собственноручно выбраться из лабиринта было почти невозможно Тесей убил минотавра и вернулся с помощью нити Ариадны домой

Колесо Фортуны-Форту́на древнеримская богиня удачи По сторонам колеса изображены два антропоморфных существа: одно символизирует благополучие и направлено вверх, другое символизирует бедность и катится вниз.

Вопросы и задания

1. Что такое фольклор? Каково происхождение слова «фольклор»?

Фольклор — это устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение. Например, это песни, сказания. былины, частушки и т.д.

Это слово в 1846 году ввел английский ученый Уильям Томс.

2. Чем отличаются произведения фольклора от произведений литературы?

Конечно между фольклором и литературой имеются отличия. Основное конечно, это стадиальное, т. е. временное. Фольклор появился после возникновения речи, а литература позже — после появления письменности. Автором фольклора является народ, когда у литературного произведения автор известен, это конкретный человек (писатель, поэт и др.).

3. Какие фольклорные жанры вам известны? Приведите примеры произведений разных фольклорных жанров.

Частушки, народные песни, пословицы, поговорки, былины, потешки, народные сказки

4. Какие произведения относят к малым фольклорным жанрам?

Малые жанры фольклора – это небольшие по объему произведения устного народного творчества. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, прибаутки, считалки, потешки. Большая часть жанров иногда определяется как детский фольклор, так как используются в игровой деятельности.

5. Как связаны пословицы с народной жизнью? Покажите на конкретных примерах: «Лягушки кричат — пора сеять»; «Комары толкутся — к хорошей погоде».

Очень много есть пословиц, которые связаны с народной жизнью, тем более с полевым трудом, предвкушеньем счастья и так далее. Народ создавал эти пословицы неспроста, а только опираясь на свой мудрый опыт жизни.

6. Прочитайте пословицы. Поясните, к каким случаям в жизни они могут быть применены:

«В камень стрелять — только стрелы терять».

«Глупа та птица, которой своё гнездо не мило».

«Цыплят по осени считают».

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

7. Вспомните, чем различаются пословицы и поговорки. Заполните таблицу, используя приведённые ниже примеры.

Пословицы несут в себе поучение, мудрость , оставленную нашими предками

Поговорка же, как фразеологизм, просто может разнообразит речь, помочь точнее описать ситуацию

Пословицы:
Не из храброго десятка
После дождичка в четверг
Чужими руками жар загребать
Семь верст до небес
Нашла коса на камень

Пословицы:
Делу - время , потехе - час
Друзья познаются в беде

8. Поиск информации. Найдите в толковом словаре определения фольклорных жанров: небылиц, считалок, колыбельных песен, заговоров, скороговорок, дразнилок. Приведите их примеры.

Презентация к уроку изобразительное искусство "Народное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное искусство-фундамент на котором выросло здание мировой художественной культуры. Игрушки-одно из старых промыслов Руси (дымковские игрушки,матрёшка).Искусство и коснулось одежды,например Вологодское кружево-вид русского кружева,плетённого на коклюшках.Декоративная роспись: Хохломы,Гжель,Жостовская роспиь описана в работе русских умельцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительное искусство "Народное искусство" »

Народное искусство Подготовила учитель начальных классов Мисакова Светлана Ниязовна МБОУСОШ №57(г.Ульяновск)

Подготовила учитель начальных классов Мисакова Светлана Ниязовна

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Матрёшка— русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.

Вятское кружево — один из народных промыслов, развитых в Кировской области, и являющийсяеё визитной карточкой. Вятское кружево плетётся на коклюшках.

Центр этого промысла находится в городе Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами (Вологдой, Ельцом, Михайловым).

Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Искусство Гжель - это производство и украшение керамики, фарфора, керамических изделий и украшений. С исторической точки зрения Гжель - это район, который состоит из 27 деревень и носящий название Гжельский Куст. Расположен в 60 километрах от Москвы. Увидеть большинство деревень можно, проехав по железнодорожной линии направления Москва — Муром — Казань.

Возник в Великом Устюге в конце XVIII столетия и развивался в семейном кругу, переходя от отца к сыну.

Изделия в большом количестве вывозились на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, на ярмарки сибирских городов, а также в Персию, Турцию, Среднюю Азию, Китай.

Известны фамилии мастеров: Насоновский, братья Иван и Никблай Старковские, Савватий и Николай Цыбасовы. Оставили свои фамильные вещи мастера Панов, Булатов, Торлов. Шкатулки работы династии Волковых выставлены в музеях Великого Устюга и других музеях России, включая Этнографический музей Санкт-Петербурга. В настоящее время производство шкатулок в Великом Устюге прекратилось.

Народное искусство фундамент на котором выросло здание мировой художественной задание по русскому

--> FISHKINET 16 самых красивых видов народного искусства России

16 самых красивых видов народного искусства России

Оренбургский пуховый платок


Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры

Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.

Народное искусство. Ансамбль русской народной песни, XXI век

Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.

Народное искусство. Азербайджанский ковер, XIX век

Виды народного искусства

Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.

Народное искусство. Африканские маски, XXI век

Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:

  • фольклор или устное народное творчество;
  • материальное или декоративно-прикладное искусство.

Основными формами фольклора являются:

  • песни;
  • танцы;
  • сказки;
  • легенды;
  • мифы;
  • былины;
  • эпос;
  • частушки;
  • анекдоты;
  • стихи.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.

Народное искусство. Китайская резьба по кости, XXI век

К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:

  • плетение; ;
  • резьба; ;
  • вышивание; .

Народное искусство. Майоликовская керамика, XXI век

История народного искусства

История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.

Народное искусство. Молдавский народный танец, XXI век

В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.

Народное искусство. Поделки, сплетенные из бересты, XXI век

В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.

Народное искусство. Узбекская ручная чеканка, XXI век

Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.

Народное искусство. Украинская вышитая сорочка, XXI век

Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.

Народное искусство. Хохломская роспись, XXI век

Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.

Народное искусство. Голландские деревянные башмаки, XVII век

Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.

Читайте также: