Можно ли оформить фундамент как дом

Обновлено: 19.05.2024

Владею участком земли площадью 5 га с разрешенным видом использования для ведения КФХ. Занимаюсь пчеловодством. Подлежат ли обязательной регистрации нежилые объекты недвижимости, предназначенные для обслуживания моего хозяйства (пчельник, мшаник, склад для ульев)? Нужно ли разрешение администрации на возведение новых объектов?

Ольга Сотникова Консультаций: 12

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительном кодексо РФ.

Согласно ч. 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

- строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

То есть, если мы хотим построить гараж, который будет служить непосредственно для хранения автомобиля, и на его площадях не будет вестись какая-либо предпринимательская деятельность (кафе, магазины, ремонт автомобилей и т.д), а также решили построить дачный домик для отдыха на своем земельном участке предоставленном для садоводства, нам разрешение на строительство не нужно получать;

- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Не относятся к объектам капитального строительства следующие объекты.

1. Временные постройки - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадет необходимость в их использовании.

В качестве временных построек, как правило, применяются инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа) заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передвижения. С технической (конструктивной) точки зрения временная постройка может ничем не отличаться от объекта капитального строительства. Временная постройка может быть сооружена на капитальном фундаменте, с капитальными, например, кирпичными стенами и перекрытиями из железобетонных плит.

Отличительным признаком временной постройки от объекта капитального строительства является их различный правовой статус. Объект капитального строительства строится на длительный срок, как правило, бессрочный. А временная постройка строится на четко ограниченный срок, как правило, не превышающий трех – пяти лет. Иногда временные постройки строят на срок до 15 лет.

2. Некапитальные нестационарные сооружения — сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.

Это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера.

3. Временные постройки на лесных участках. Арендаторы и пользователи лесных участков имеют право на возведение временных построек в следующих случаях:

-при заготовке: недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений;

- при использовании лесов: для ведения охотничьего хозяйства; сельского хозяйства; для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

- для осуществления рекреационной деятельности.

К таким временным постройкам относятся изгороди, навесы, сушилки, грибоварни, улья и пасеки, склады для ульев и другие временные постройки.

Обязательно ли ставить фундамент для здания на кадастровый учет?


С.А. Токмина,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Организация собственными силами подготовила фундамент для здания.

На фундамент может легко монтироваться (демонтироваться) каркасное модульное здание.

Нужно ли ставить фундамент на кадастровый учет?

Какие будут штрафы, если фундамент не ставить на кадастровый учет?

ОТВЕТ

Обязанности ставить фундамент на кадастровый учет законом не предусмотрена. Действующим законодательством не установлена ответственность в виде штрафов за отсутствие государственной регистрации (кадастрового учета) построенного объекта незавершенного строительства (фундамента). Если организация не зарегистрирует свое право собственности и не поставит на кадастровый учет данный фундамент, она не сможет осуществлять с ним сделки.

Однако за строительство без разрешения организация может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафов от 500 000 до 1 000 000 рублей.

ОБОСНОВАНИЕ

Здание или строение можно отнести к недвижимости, только если у него есть прочная связь с землей (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Фундамент – это конструктивный элемент, который обеспечивает прочную связь с землей, причем только когда он действительно соответствует этой цели. Так, заглубленный фундамент - это признак объекта недвижимости (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 N Ф04-1405/2019). А незаглубленный фундамент не позволяет считать строение недвижимостью (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.12.2018 N Ф09-8133/18). Сооружение, смонтированное из металлоконструкции, установленное на свайный фундамент, является объектом недвижимого имущества (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2010 по делу N А15-2439/2009).

Объект незавершенного строительства признается недвижимым имуществом, если на нем осуществлены работы, результат которых неразрывно связан с землей, в частности заложен фундамент (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.11.2017 N Ф04-4278/2017 по делу N А75-1347/2017).

Объект незавершенного строительства признается объектом капитального строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Действующим законодательством не установлена ответственность за отсутствие государственной регистрации (кадастрового учета) построенного объекта незавершенного строительства (фундамента).

Вместе с тем, правовыми последствиями отсутствия госрегистрации будет являться невозможность распоряжения собственником данного фундамента. Так, без регистрации права собственности и кадастрового учета собственник не вправе совершать сделки с данным имуществом (продать, заложить и т.д.).

Однако следует заметить, что незаконно возведенный фундамент (без разрешения на строительство) подлежит сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями построившим его лицом или за его счет, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладателем земельного участка, на котором возведен объект (или за его счет) (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

Кроме того, строительство капитального объекта без разрешения влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в виде наложение административного штрафа на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 50 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 500000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.


С.А. Токмина,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Порядок оформления прав на садовые дома

В России изменён порядок строительства и реконструкции индивидуальных жилых домов и садовых домов. С 4 августа 2018 года введён единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах.

С 4 августа 2018 года для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населённого пункта (ЛПХ), получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов индивидуального жилищного строительства, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также – об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов больше не требуется.

Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).

Законом предусмотрены переходные положения.

До 01.03.2019 в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускается осуществлять кадастровый учёт и государственную регистрацию прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства. Поэтому, чтобы садовые, жилые дома, созданные на садовых, дачных участках, не стали самовольными постройками, собственники в праве до 1 марта 2019 года оформить права собственности на такие объекты без уведомительного порядка.

Рассмотрим две ситуации: когда садовый дом на садовом земельном участке уже построен, и когда его строительство начато и ещё не окончено.

В случае если садовый дом уже построен, то собственник вправе до 1 марта 2019 года оформить права собственности на такой садовый дом на основании правоустанавливающего документа на земельный участок и технического плана, подготовленного на основании декларации объекта недвижимости.

Для подготовки технического плана необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства договора подряда на выполнение кадастровых работ. Сроки выполнения кадастровых работ устанавливаются данным договором подряда по соглашению сторон.

В результате кадастровых работ обеспечивается подготовка технического плана, необходимого для осуществления органом регистрации прав постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав объекта недвижимости. После изготовления и получения на руки технического плана в электронной форме (на диске) необходимо обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданный садовый дом.

Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав подается застройщиком (правообладателем садового или дачного участка). Сделать это можно несколькими способами: лично – через МФЦ, в форме электронных документов через интернет – портал госуслуг, заказным письмом с уведомлением по почте, в последнем случае заявление должно быть нотариально удостоверено. Государственная регистрация займет 12 рабочих дней, а государственная пошлина составит 350 рублей.

–заявление о кадастровом учете и государственной регистрации прав на садовый дом;

–технический план, подготовленный в электронной форме, записанный на диске;

–документ об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей;

–заявление о государственной регистрации прав на земельный участок

–правоустанавливающий документ на земельный участок;

–документ об оплате государственной пошлины в размере 350 рублей.

1) фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика (правообладателя земельного участка), реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) кадастровый номер земельного участка, адрес или описание местоположения земельного участка;

3) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

4) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства;

5) сведения о планируемых параметрах садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

6) сведения о том, что объект недвижимости не предназначен для раздела на самостоятельные объекты;

7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

8) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

После завершения строительства застройщик уведомляет об этом орган местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 55 вышеназванного кодекса. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

1) технический план объекта садового дома;

2) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

Оформить права на такие хозяйственные постройки как бани, сараи, гаражи, созданные на садовых участках, на основании документов на землю и технических планов таких объектов, без уведомительного порядка возможно и после 1 марта 2019 года.

Новый уведомительный порядок для оформления прав на гаражи и хозяйственные постройки (бани, сараи) не распространяется.

Впрочем, не на все строения требуется оформление прав. Проще сказать какие объекты регистрировать не нужно. Это постройки, перенос которых возможен без ущерба для самого объекта, как правило, такие объекты возведены без фундамента (временные постройки). Описанные временные постройки не являются объектами недвижимого имущества, и в отношении них не требуется государственная регистрация прав.

В отношении проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (межевания земельного участка) необходимо знать следующее. Ни Законом о регистрации, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН.

Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также не установлены какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.

Таким образом, данные процедуры межевания осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков и сроками не ограничиваются.

Вместе с тем, Управление рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

Можно ли фундамент оформить как недострой?

Фундамент можно зарегистрировать как не недострой? Что для этого Нужно и каких размеров минимальных он должен быть.

13 июня 2019, 05:48 , Александр, г. Смоленск Ответы юристов Василий Шишкин Юрист, г. Москва 7.6 рейтинг Общаться в чате

Добрый день, Александр! Вы не указали какой объект у ВАс, я привожу ИЖС.

Первое. Пригласить кадастрового инженера для составления технического плана объекта. Услуга платная. Кадастровый инженер укажет в плане основные характеристики объекта, степень готовности объекта в процентах. Обратите внимание, что для составления технического плана кадастровый инженер потребует от вас разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Без этого документа план не подготовят. Вы же не стали строить без разрешения администрации? Помните, сначала разрешение, и только потом стройка.

Втрое. Постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности. После того как технический план готов, можно обратиться за оформлением прав. Обращаемся в любой офис МФЦ. Предоставляем техплан (в электронном виде на диске), правоустанавливающие документы на земельный участок, заполняем заявление. Заявление подаем сразу на постановку на кадастровый учет и на регистрацию права, такое возможно в рамках единой процедуры. Оплачиваем госпошлину.

Третье. Получаем готовые документы на объект незавершенного строительства. В результате учетно-регистрационных действий вы получите выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В ней будут отражены характеристики объекта, его кадастровый номер, а также сведения о правах. Сейчас выписка из ЕГРН является единственным правоудостоверяющим документом на объект недвижимости.

Обратите внимание, что у вас должны быть права на земельный участок.

Как оформить дом, только при наличии фундамента?

ЗАЛИЛИ ФУНДАМЕНТ, МОЖНО ЛИ ПРИ НАЛИЧИИ ФУНДАМЕНТА ОФОРМИТЬ ДОМ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОКА СУЩЕСТВУЕТ ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ?

01 июня 2016, 14:08 , ВАЛЕНТИНА, г. Москва Ответы юристов Анна Проворова Юрист, г. Москва Общаться в чате

Валентина, добрый день.

Вам нужно сделать техплан дома, а пока нет стен, Вы его не сделаете, поэтому можете зарегистрировать, как не завершенное строительство.

Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества

Нужно ли оформлять постройки без фундамента, построенные на земле в собственности?

В соответствии ФЗ- № 218 от 13.07.2015 г. О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ государственной регистрации подлежат объекты капитального строительства Постройки таковыми не являются.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).

Пристройка «в законе» – нюансы оформления по действующему регламенту

Одним из достоинств частного дома является возможность изменения его площади в случае возникновения подобной необходимости. Случается, что с расширением семьи, а это не только рождение детей, но и объединение со старшим поколением или подобное, в доме начинает катастрофически не хватать места. Купить или построить новый есть возможность далеко не у всех, тогда пристроить к уже имеющемуся помещение или помещения значительно проще. Что касается технических вопросов, каждый сам решает, какую технологию и материалы использовать при строительстве пристройки. А вот законодательство – одно для всех, как и алгоритм оформления необходимых документов. Рассмотрим основные аспекты легализации пристраиваемой конструкции.

Содержание:
  • Что такое пристройка и нужно ли ее оформлять
  • Оформление некапитальной пристройки
  • Алгоритм действий по легализации пристройки до начала строительства
  • Как узаконить уже существующую пристройку

Фото коллаж пристройки к дому разных видов

Что попадает под понятие пристройки и нужно ли оформлять эти конструкции документально

По действующему Градостроительному кодексу РФ пристраивание к дому какой-либо конструкции, не входящей в изначальные архитектурные планы и влекущее изменение его исходных ключевых характеристик (площадь, объем) является реконструкцией. А реконструкция дома находится в юрисдикции государственных надзорных органов и регулируется не только Градостроительным кодексом, но и другими нормативно-правовыми актами. Пристройки подразделяются на капитальные и некапитальные.

Капитальная пристройка – жилое или техническое помещение, с одной или более общими с домом стенами, любой площади, для строительства которого задействуется дополнительная земля. Количество этажей пристройки может совпадать с этажностью дома, а может и не совпадать, обычно, в меньшую сторону.

Фото капитальная деревянная пристройка

Некапитальная пристройка – второстепенная, нежилая конструкция, не требующая капитального фундамента и меняющая параметры дома незначительно. Это может быть крыльцо, балкон, открытая терраса или веранда, навес и подобное.

Фото некапитальная пристройка, крыльцо

И капитальные и некапитальные пристройки должны быть оформлены документально, но алгоритм процесса значительно отличается.

Как оформить некапитальную пристройку

Кардинальных изменений в конструктиве дома из-за некапитальных пристроек не возникает, они не создают опасности для самих жильцов, не нарушают нормативные расстояния и никак не могут ущемить права соседей, поэтому и разрешение на их возведение не требуется. Собственно, сейчас оно не требуется вообще, но с 1 марта этого года в обиход ввели уведомление, которое подается в органы местного самоуправления перед началом строительства. Вот только местные власти могут, как согласовать стройку, так и выдать отказ и, по сути, смысл не изменился. Если речь о некапитальных пристройках и уведомление муниципалам подавать не нужно, но по окончанию строительства их необходимо оформлять через БТИ.

  • Предоставить правоустанавливающие документы на участок и дом.
  • Написать заявление о внесении изменений в техническую документацию.

В идеале на место выедет комиссия, чтобы удостовериться в параметрах пристройки, по результатам осмотра выдадут акт об окончании переустройства. Оформлять некапитальный пристрой можно как сразу после постройки, так и спустя время, штрафы и санкции за просрочку не предусмотрены. Оставить вообще без оформления теоретически можно, но нецелесообразно – неизвестно как изменится законодательство, лучше иметь на руках весь пакет документов.

Легализация капитальной пристройки до начала строительства

Можно долго перебирать точные формулировки, но любая капитальная пристройка, даже если это будет нежилое помещение, но с общей с домом стеной – реконструкция и должна быть согласована до начала строительства, а не после.


Appolo10 Участник FORUMHOUSE

…Рекомендую сначала рассмотреть юридическую сторону вопроса. Для осуществления «реконструкции» (пристройки), надо сделать проект и получить от местных властей «разрешение на реконструкцию». Если этого не сделать, то получится «самострой», с этим явлением гос-во борется, причем с каждым годом все сильнее.

И хотя разрешение для ИЖС сначала упразднили, а после заменили уведомлением/согласованием, от перемены мест слагаемых сумма не меняется – уведомление о планируемой реконструкции обязательный, а не рекомендованный этап.

Фото коллаж на тему разрешения на строительство

ГрК РФ Статья 51.1. Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального строительства или жилого дома (действует с 04.08.2018, ФЗ № 340)

«1. В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве)…».

Как показывает практика, сегодня возможна и удаленная подача уведомления через личный кабинет портала Государственных услуг. Форма заполняется в электронном виде и подается в соответствующем разделе.

Фото раздел разрешение на строительство на портале госуслуги

Форма уведомления типовая и утверждена органами исполнительной власти, при заполнении потребуется внести следующие сведения.

  • ФИО, место жительства заявителя, а также реквизиты паспорта (либо иного документа, удостоверяющего личность).
  • Кадастровый номер участка (если он есть), его адрес или описание местоположения.
  • На каком основании возникло право на участок.
  • Если долевая собственность, перечисляются данные и о других владельцах.
  • О виде разрешенного использования участка (ВРИ).
  • О виде разрешенного использования объекта капитального строительства (ОКС), жилой или садовый дом.
  • Цель подачи уведомления (бланк один, только указывается не строительство, а реконструкция).
  • О параметрах планируемой пристройки, в том числе, об отступах от границ участка.
  • Графическое изображение расположения планируемой пристройки на участке (с указанием габаритов и расстояний до границ).
  • О том, что в дальнейшем пристройка не будет вынесена в отдельный объект капитального строительства (то есть, дом не поделят на самостоятельные части).
  • Почтовый адрес и электронная почта (при наличии) для обратной связи.
  • Способ, которым заявитель хочет получить ответ.

К уведомлению прилагаются документы на землю, если она еще не регистрировалась в ЕГРН. Если дом находится в границах объекта исторического поселения, потребуется приложить текстовое описание фасадов и графическое изображение. В течение семи рабочих дней (двадцати для исторических поселений) с момента поступления уведомления, местные власти должны провести проверку и либо согласовать реконструкцию, либо отказать в согласовании. При получении согласия можно приступать к строительству, по окончанию которого комиссия от местных властей должна будет принять объект и выдать заключение о соответствии. В реальности же обычно достаточно уведомить местные власти о завершении реконструкции, предоставить техплан и госпошлину за регистрацию. А заявление на регистрацию в Росреестр в течение тех же семи дней подадут сами муниципалы.

Во втором случае придется получать согласие через суд. Если же обойтись без уведомления и построиться на свой страх и риск, можно получить самострой со всеми вытекающими, а это минимум, приведение в соответствие, а максимум – снос.

Фото снос самовольной постройки


ИМХО Участник FORUMHOUSE

Любой «передел, приводящий к увеличению площади» – это реконструкция. «Узаконивать» в итоге вам придется не пристройку, а заново весь дом в измененных координатах. Но без прохождения квеста «уведоми-согласуй» вы рискуете обрести самострой.

Если пристройка никак не задевает права соседей или соседи из тех, с кем можно договориться, то вполне реально жить с таким самостроем десятилетиями. Но вот продать, подарить или завещать нелегально реконструированный дом не получится. Да, в планах власть имущих продление дачной амнистии, но речь в ней будет идти об уже построенных или реконструированных домах. А не о пристройках, возводимых в режиме реального времени в обход действующего законодательства.

Как узаконить уже существующую капитальную пристройку

На данный момент легализовать самострой можно только через суд, при условии, что строительство велось в соответствии с ВРИ, строительными нормативами и в допустимых границах. Для этого владельцу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, ответчиком будет выступать муниципалитет. Если решение в пользу истца, останется только оплатить госпошлину и зарегистрировать изменения. Но и отказы не редкость, особенно, если нарушения все же имеют место быть. А отказ влечет за собой не только снос самостроя, но и выплату штрафа.

Вывод

Исконно наша традиция, надеяться на «авось»:

  • продавать не придется;
  • соседи хорошие;
  • все так живут, и ничего и подобное;

в ситуации с пристройками может стать причиной серьезных проблем. Стоит потратить время и силы на оформление пристройки, будь она капитальная или некапитальная, чтобы сэкономить куда больше этих ресурсов в будущем.

В тему: из б/у морского контейнера получился домик-банька – удобства, опять же, в каркасной пристройке. Преобразить обычную бытовку можно не только внутренними усовершенствованиями, но и за счет пристроенной террасы. В видео – о рубленой бане, ставшей банным комплексом.

Шесть летних домиков на сваях со всеми коммуникациями и удобствами на берегу моря используются сезонно, для отдыхающих. Назначение земли - туристическое обслуживание. Администрация хочет получать налог со строений, но форму регистрации предложить не может. В какой форме я могу их зарегистрировать, чтобы сохранить возможность продолжать сезонный бизнес? Или я могу продолжать их использовать без регистрации, если приемлемой формы регистрации не существует?

Григорий Арутюнян Консультаций: 640

Судя по тому, что автора вопроса интересует только «приемлемая форма регистрации» шести летних домиков на сваях на берегу моря, будем исходить из того, что вопросы застройки водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (ст. 105 Земельного кодекса РФ и ст. 65 Водного кодекса РФ), а также вопросы землепользования решены.

Итак, следует выяснить, что из себя представляет дом на сваях.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ:

- объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10);

- некапитальные строения, сооружения – строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.1),

- строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (п. 13),

- объект индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в Градостроительном кодексе РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства Градостроительным кодексом РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ (п. 39).

Понятия «фундамент жилого дома свайный, столбчатый каменный, бетонный, железобетонный», например, содержатся в Правилах проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2019 № 1082.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что «дом на сваях» – это капитальное строение, объект индивидуального жилищного строительства («жилой дом» и «индивидуальный жилой дом»), который имеет свайный фундамент, посредством которого прочно связан с землей, и имеет конструктивные характеристики, которые не позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба, и, следовательно, является недвижимой вещью (имуществом), право собственности и другие вещные права на которое в силу закона подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости.

Покупка участка с недостроенным (неоформленным) домом

Есть участок земли (категория: для ведения личного подсобного хозяйства), на котором строится дом, начало строительства – 2017 год. На строительство было получено разрешение. На данный момент дом не достроен, никак не оформлен, к нему подведено электричество (на столбе висит счетчик), газ введен в дом (счетчик подключен). Я хочу приобрести этот дом, но так как он не оформлен, то продавец хочет продавать все это как земельный участок. Можно ли приобрести дом в таком статусе, как дом регистрировать, как переоформлять подключение газа и электричества?

Наталия Булахова Консультаций: 148

В данной ситуации покупатель приобретает только один объект недвижимости – земельный участок с фактической самовольной постройкой на нем, предварительно не оформленной на имя продавца. Такая схема сделки существенно увеличивает правовые риски покупателя, а именно:

1. Жилой дом не будет являться предметом вашей сделки, а, соответственно, никаких обязанностей по его передаче вам у продавца после государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок не возникает.

2. Пункт 1 ст. 130 ГК РФ относит земельные участки и объекты незавершенного строительства к самостоятельным объектам гражданских прав, не определяя их в качестве единого имущественного комплекса.

Подпункт 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закрепляет принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Пункт 4 ст. 35 ЗК РФ устанавливает запрет на отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений, принадлежащих одному лицу.

3. Как показывает сложившаяся судебная практика, суды, как правило, выносят решения, что заключение договора купли-продажи земельного участка, предметом которых является только земельный участок без указания в договоре на отчуждение находящегося на нем объекта недвижимости, нарушает требования закона (п. 4 ст. 35 ЗК РФ), что в силу ст. 168 ГК РФ влечет за собой недействительность заключенной сделки, как несоответствующей требованиям закона.

4. Признание недействительности такой сделки осуществляется в судебном порядке по иску одной из сторон сделки или иного заинтересованного лица (например, супруги продавца).

При этом покупатель не признается добросовестным приобретателем участка, поскольку, приобретая в собственность земельный участок без указания дома, покупатель не проявил должной степени осмотрительности и не предпринял всех разумных мер для выяснения правомочий продавца по отчуждению земельного участка вместе с находящимся на нем строением, при покупке земельного участка не мог не видеть возведенный на нем дом.

7. Обычно нежелание продавца регистрировать строение на земельном участке связано с его уходом от уплаты налога на доходы или с информацией, которая скрывается от покупателя (например, будут проблемы с регистрацией жилого дома, планируются споры по разделу совместно нажитого имущества с возможными требованиями со стороны супруги продавца компенсировать стоимость строительных материалов, потраченных на строительство дома, есть заинтересованность продавца в дальнейшем своем банкротстве и таким образом имущество выводится из банкротной массы).

Добавлю, что в настоящее время продавец земельного участка может достаточно быстро оформить жилой дом на свое имя перед его продажей по упрощенной схеме, получившей название «дачная амнистия». Срок действия этой программы до настоящего времени несколько раз продлевался и сейчас установлен до 1 марта 2026 г. (Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона „О государственной регистрации недвижимости“ и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Данным законом вносятся изменения в ч. 12 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», на основании которых допускается осуществление государственной регистрации прав на жилой дом, возведенный на земельном участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС) и для ведения личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта) в упрощенном порядке.

В Росреестр требуется предоставить технический план и декларацию, составленную собственником. Наличие уведомлений о планируемом строительстве и его окончании не требуется (как и ранее выданных разрешений на строительство). Следует учесть, что жилой дом должен обязательно соответствовать параметрам объекта ИЖС, закрепленным в Градостроительном кодексе РФ.

У будущего собственника после покупки земельного участка также есть право в упрощенном порядке «дачной амнистии» зарегистрировать дом, если по своим характеристикам жилой дом будет соответствовать всем необходимым градостроительным и иным параметрам.

По вопросу переоформления подключения газа к дому.

На практике распространен вариант, когда процесс газификации строения начинается еще до того, как достроится и будет оформлен дом.

Вот основные стадии газификации нового объекта:

1) получение технических условий (ТУ);

2) разработка проекта (при этом должны быть оформлены и поданы два проекта: в одном отображается система газоснабжения дома, не оконченного строительством, во втором – газоснабжение достроенного жилья);

3) проведение монтажа газопроводного оборудования;

4) непосредственное подключение лицензированной организацией. После установления газопровода и оборудования новый объект газификации должен быть принят специальной комиссией. Только после подключения и первичного пуска газа газораспределительная организация выдает заявителю акт о подключении (технологическом присоединении). Кроме этого, у продавца должны быть заключены договор поставки газа и договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО).

Как указано автором вопроса, «газ введен в дом, счетчик подключен», следовательно, все вышеперечисленные стадии газификации здания продавец уже прошел, а здание готово более чем на 70% (данное требование является обязательным при газификации не оконченного строительством дома).

Итак, что нужно будет сделать покупателю для переоформления объекта газификации:

1. В связи со сменой собственника все документы по ранее присоединенному объекту газификации потребуются для переоформления подключенного объекта к сетям газораспределения. Поэтому перед сделкой обязательно надо ознакомиться и получить от продавца весь пакет документов, подтверждающих проведенные им проектные, строительные и монтажные работы по газификации, техпаспорт прибора учета, заключенный акт о подключении, подтверждающий факт принятия комиссией объекта газификации, чтобы исключить самостоятельную несанкционированную прокладку продавцом газопровода или врезку в уличный газопровод, а также провести проверку на наличие неисправностей прибора учета газа и проверку пломбы, установленной на нем поставщиком газа, на отсутствие повреждений.

Следует иметь в виду, что после переоформления земельного участка на ваше имя, вся ответственность по газификации частного объекта по исполнению всех установленных требований, а также ответственность за ранее незаконные действия продавца будет возложена на нового собственника.

2. Если установлен прибор учета газа, то для его переоформления необходимо будет предъявить технический паспорт и показания на текущую дату, документы, подтверждающие дату опломбирования приборов учета, организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, документы, подтверждающие состав внутридомового газового оборудования на соответствие входящего в него оборудования нормативным требованиям, предъявляемым к этому оборудованию (техпаспорта, сертификаты соответствия и т.д.).

3. Для переоформления объекта к сетям газораспределения новый собственник земельного участка к своему заявлению о переоформлении прилагает документы, перечисленные в п. 125 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314. Весь порядок переоформления регламентирован гл. IX вышеуказанных правил подключения.

4. Также предоставленный новым собственником проект газоснабжения достроенного жилья должен соответствовать введенным с 6 июня 2019 г. новым Правилам проектирования систем газопотребления жилых зданий (СП 402.1325800.2018 Здания жилые. Правила проектирования систем газопотребления, утвержденный приказом Минстроя России от 05.12.2018 № 789/пр).

5. Кроме этого, новый собственник будет обязан заключить два договора: договор поставки природного газа и договор ВДГО, отсутствие которого является основанием для приостановления услуги газоснабжения абоненту. Порядок заключения договоров регламентируется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

Читайте также: