Концепция бытия фундамент философской картины мира

Обновлено: 17.05.2024

КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ КАК ФУНДАМЕНТ ФИЛОСОФСКОЙ КАРТИНЫ МИРА. МАТЕРИЯ. БЫТИЕ

Философы говорят, что форма дает бытие вещи. Сказать так будет неточным. Ведь нет никакой вещи, которой форма давала бы бытие, раз без формы вещь ничто. Не вещь принимает свое бытие от формы -- иначе она была бы до того, как ей быть, -- но “форма дает бытие вещи” значит: форма есть само бытие у всякой существующей вещи, так что данность вещи есть сама дающая бытие форма. Но абсолютная форма бытия есть бог, и апостол свидетельствует здесь об этом: раз все бытие всего дано от Отца, а бытие дается формой, то, значит, бог, дающий бытие всему, есть само бытие вещи, -- то бог, дающий само бытие, справедливо именуется обычно дарителем форм. Соответственно, бог не форма земли, воды, эфира или чего бы то ни было другого, а абсолютная форма формы земли или воздуха. Земля поэтому ни бог, ни что-то другое, но она есть земля, и воздух есть воздух, и эфир -- эфир, и человек -- человек, каждое сообразно своей форме: форма любой вещи есть нисхождение от универсальной формы, так что форма земли есть ее формы, а не чего-то другого, и так далее.

Когда мы говорим о бытии и только, о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, -- а не в каком-либо ином единстве, -- они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или не общих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо, как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам общее бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах. Состоят ли эти различия в том, что одни вещи белы, другие черны, одни одушевлены, другие неодушевленны, одни принадлежат, скажем, к посюстороннего миру, другие к потустороннему, -- обо всем этом мы не можем заключать только на основании того, что всем вещам в равной мере приписывается одно лишь свойство существования.

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать прежде, чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.

Человек, скорее самим бытием “брошен” в истину бытия, чтобы, экзистируя, таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия, сущее явилось как бы сущее, каково оно есть. Явится ли оно и как явится, войдут ли в просвет бытия, будут ли присутствовать, или отсутствовать Бог и боги, история и природа и как именно присутствовать, решает не человек. Явление сущего покоится в историческом событии бытия. Для человека, однако, остается вопрос, сбудется ли он, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому событию; ибо соразмерно последнему он призван, как экзистирующий хранить истину бытия. Человек -- пастух бытия. Только к этому подбирается мысль в “Бытии и времени”, когда экстатическое существование осмысливается там как забота.

Но бытие -- что такое бытие? Оно есть Оно само. Испытать и высказать это должно научиться будущее мышление. “Бытие” -- это не Бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, будь то ангел или бог. Бытие -- это ближайшее. Однако ближайшее останется для человека самым далеким. Человек всегда уже заранее держится, прежде всего, за сущее и только за него. Представляя сущее как сущее, мысль, конечно, вступает в отношение к бытию, но мыслит по-настоящему всегда только сущее как таковое и как раз никогда -- бытие как таковое. “Проблема бытия” вечно остается вопросом о сущем. Проблема бытия -- пока вовсе не то, что означает это коварное обозначение: не вопрос о Бытии. Философия даже там, где она, как у Декарта и Канта, становится “критической”, неизменно впадает в колею метафизического представления. Она мыслит от сущего и в ориентации на сущее, проходя через момент обращенности к бытию. Ибо всякое отталкивание от сущего и всякое возвращение к нему заранее всегда уже стоит в свете бытия.

Просвет бытия метафизике ведом, однако, либо только как взор пребывающего в “виде” (“идее”), либо -- в критической философии -- как то, что рассматривается в кругозоре представления: исходящего от субъективности. Это значит: истина бытия в качестве его просвета остается для метафизики потаенной вместе с тем не порок метафизики, а от нее самой закрытое и все же ей завещанное сокровище ее подлинного богатства. Сам просвет есть бытие. Именно он внутри бытийной истории метафизики только и делает возможным то явление, благодаря которому присутствующее затрагивает присутствующего при нем человека, так что сам человек впервые оказывается способен своим вниманием прикоснуться к бытию (Аристотель. Метафизика IX). Всякое рассмотрение уже только тянется за этим явлением. Второе препоручает себя первому, когда внимание превращается в представление перед собой, в “восприятие” предмета “мыслящей вещью как “субъектом” всякой “достоверности.

Каким бы образом не брались истолковать сущее, или как дух в смысле спиритуализма, или как материю и силу в смысле материализма, или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное возвращение того же, всякий раз сущее как сущее является в свете бытия. Бытие в некой потаенности пришло. Приносит ли бытие, как оно с собой приносит такую непотаенность, открывает ли бытие, как оно с собой приносит такую непотаенность, открывает ли, как Оно открывает себя в метафизике и в качестве метафизики остается скрытым. Бытие в своем высвечивающем существе, то есть в своей истине не продумывается. И все-таки в своих ответах на свой вопрос о сущем как таковом метафизика говорит из незамеченной открытости бытия. Истина бытия может быть, поэтому называется почвой, на которой держится метафизика как корень дерева философии, из которой она питается.

Туда бытию в целом, тянет нас в нашей ностальгии. Наше бытие есть это притяжение. Мы всегда уже, так или иначе, направились к тому целому или, лучше, мы на пути к нему. Но “нас тянет” -- это значит нас одновременно что-то неким образом “тащит назад, мы пребываем в некоей оттягивающей тяготе. Мы на пути к этому “в целом”. Мы сами же и есть переход, “ни то, ни другое”. Что такое это наше колебание между “ни то -- ни то”? Ни одно, ни равным образом другое, вечное, пожалуй, и все-таки нет, и, однако же”. Что такое этот непокой неизменного отказа? Мы называем это конечностью. -- Мы спрашиваем: что это такое -- конечность?

Конечность не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. Если мы хотим стать тем, что мы есть, мы не можем отбросить эту конечность или обмануть себя на ее счет, но должны ее сохранить. Ее соблюдение -- сокровеннейший процесс нашего конечного бытия, то есть нашей сокровеннейшей обращенности к концу.

Материя

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Когда человек ставит себе цель отыскать единообразную материю как некоторое первоначало всего, то он поступает таким же образом, как если бы вместо вишен и груш захотел съесть плод вообще. Но это тоже абстракция. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует “безликой” материи. Материя - это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Бытие

Бытием -- философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть, может пониматься как одно, т. к. термин «бытие» часто используют для обозначения мира сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие как целого, в отличие от мышления, которое ему противостоит. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия -- небытие и ничто. Существенные философские проблемы -- соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

Концепция бытия - фундамент философской картины мира

В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выявление сущности бытия. Она была одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. И до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии - онтология - продолжает оставаться важнейшим направлением философии.

Ныне в мировой философии нет единой точки зрения на бытие. Это объяснимо: сущность бытия выступает через проявления отдельных предметов и процессов, которые раскрывают все новые свои качества. Различная интерпретация этих качеств приводит к различным толкованиям бытия.

Концепция бытия - фундамент философской картины мира

Философский разговор о природе бытия носит предельно абстрактный характер, ибо речь идет о восхождении к предельной обобщенности анализа окружающего мира. Но какое дело до столь высоких философских абстракций рядовому инженеру, командиру, офицеру-химику?

Оказывается, что в предложениях самого обыденного, повседневного языка в неявном виде уже содержатся не только вопросы подобного рода, но и определенные выводы по ним. К примеру, употребляя глагол “быть” при разговоре о конкретных вещах, мы уже ведем речь о своеобразных “бытийственных” отношениях. Утверждая, химическое и бактериологическое оружие (есть) оружие массового поражения, мы рассматриваем оружие, прежде всего с точки зрения его существования, его бытия.

Идея бытия в философии.Проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием философствования. Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий их мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как его обозначить или назвать.

Учением о бытии выступает онтология (греч. “ontos” - сущее и “logos” - учение). Онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной запад­ноевропейской философии распространено понятие “новая онтология”, под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). В одной из его поэм бытие представлено в виде самого большого шарообразного “футляра” или “оболочки”, вмещающего и ограничивающего все, что есть в мире. Ничего другого, кроме однородного и совершенно неподвижного бытия, нет:

Оно безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель

Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство

Оставаясь тем же самым, в том же самом месте, оно покоится само

Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие идей противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления, выражающие подобие, тень подлинного бытия.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. До Аристотеля бытие мыслилось как абстрактная сущность, которую практически трудно было познать из-за отсутствия образа, в котором она могла бы предстать перед человеком. Впервые бытие предстает как единство материи и формы.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, охватывающая всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Бытие по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание при таком понимании бытия получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

Из повседневного человеческого опыта может быть сделан по крайней мере один вывод:мир существует здесь и теперь. Тогда философом могут быть поставлены вопросы:




* Если мир существует здесь, существует ли он везде?

* Если мир существует сейчас, существовал ли он всегда?

Однако существует и другое, близкое к обыденному, понимание бытия, ко­торое обусловлено временным преходящим существованием челове­ка и получает соответствующее отражение в его сознании. Это позиция бытия временного, конечного, преходящего. Именно так оно воспринимается человеком в обыденном понимании. Вместе с тем философы, различающиеся по этим позициям, вынуждены решать сходные проблемы относительно других философских аспектов бытия.

Основные аспекты философского понимания бытия.Предметом философского исследования является бытие в его универсальном аспекте как извечно существующее, непреходящее и вечное. Поэтому первый аспект проблемы бытия заключается в осмыслении противоречивого единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ, в понимании того, каким образом конечные в пространстве и во времени предметы, процессы и явления формируют бесконечный и вечный мир?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Четвертый аспект проблемы бытия состоит в том, что бытие окружающего мира не должно рассматриваться как некий однородный и равномерно разлитый в пространстве “кисель”. Бытие включает в себя самые разнородные классы существующих объектов, и на этом основании могут быть выделены важнейшие виды бытия. Их философское исследование важно и потому, что различные формы бытия по-разному влияют на человеческую деятельность. Одно дело для химика иметь в качестве исходного материала сырье, данное природой, и совсем другое - выполнить задачу по получению материалов с заданными свойствами.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

· бытие предметов и процессов природы (природное, материальное, предметно-вещественное бытие);

· бытие духовных явлений, или бытие различных форм общественного и индивидуального сознания; его нередко обозначают как мир духовно-социо-культурного;

· бытие социальных явлений (общественное бытие).

Могут быть выделены и иные критерии классификации бытия: с точки зрения возникновения - актуальное бытие и потенци­альное бытие, по атри­бутам материи (пространство и время как “пространственное бытие” и “временное бытие”), по формам движения материи (химическое, биологическое и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бы­тие), по критерию всеобщности - всеобщее и единичное (применительно к человеку - индивидуальное).

Имеются и более конкретные формы (иногда их называют “виды”) бытия. Например, бытие техники, которое в известной мере выступает результатом взаимодействия иных форм бытия. В самом деле, материальная основа техники подчиняется природным законам. Первоначально она формируется как идея в системе бытия духовного и лишь потом через цепь проектно-конструкторских разработок материализуется в своей вещественной основе. Служит же техника для реализации социальных потребностей, тем самым выступая элементом бытия социального.

Иногда термин “бытие” применяется в узком значении, часто совпадая с “мате­рией” и даже “природной и социальной реальностью”. Философы гово­рят о “бытии” как определяющем “сознание”; “сознание” порождено “бытием” и отражает “бытие”.

Всё дальнейшее изучение курса философии по сути дела и является осмыслением перечисленных аспектов проблемы бытия. Итак, категория бытия объединяет самые разные предметы, процессы и явления по одному признаку – быть, существовать. С этой точки зрения окружающий нас мир может быть обозначен как бытийствующий.

Проблема единства мира.Из осмысления предыдущего аспекта проблемы бытия вытекает и другаяфилософская проблема - проблема единства бытийствующего мира, формулируемая в вопросе: бытийствующий мир един, или таких миров много? В истории философии сформировалось три основных подхода к ответу на этот вопрос.

Плюрализм исходит из того, что существует множество относительно независимых друг от друга миров, каждый из которых порожден собственным “семенем”. Древнегреческий философ Анаксагор в качестве таких первичных семян вещей рассматривал гомеомерии, а немецкий философ Лейбниц- монады, или идеальные сущности вещей и процессов.

Дуализмразделяет бытие надва равноправных и относительно независимых мира - мир материальный и мир идеальный. Каждый из них порожден собственной основой и составляет равноправную с другим миром субстанцию бытия. Наиболее последовательно позицию дуализма в философии проводил выдающийся французский мыслитель Р. Декарт.

Концепция монизма исходит из единого первоначала мира и занимается поисками единой субстанции(лат.substantia - сущность, то, что лежит в основе),т.е. первоосновы всего существующего. В зависимости от того, какая субстанция рассматривается в качестве основы единства мира, выделяется несколько типов монизма.

Материалистический монизм исходит из материального единства мира, а в качестве субстанции бытия рас­сматривает материю. Такую позицию занимали древнегреческий философ Демокрит, классик немецкой философии Л. Фейербах, основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеалистический монизм в качестве субстанции мира рассматривает дух, материю, которые в процессе своего развития и порождают все богатство явлений бытия. На такой точке зрения стоял основоположник объективного идеализма Платон, великий немецкий философ Гегель. У Д. Беркли и Д. Юма в качестве основы бытия выступают ощущения (“мир есть совокупность моих ощущений”), у Шопенгауэра - представление (“мир - мое представление”).

В процессе философского осмысления естествознания появляются новые разновидности монизма, не являющиеся классическими. Так, известный английский философ Б. Рассел (1872 - 1970), осмысливая результаты революции в физике на рубеже XIX - XX вв., пришел к выводу, что первооснову мира составляет энергия. Его монизм может быть назван энергетическим. Информационным можно назвать монизм отечественного академика А.Н. Яковлева(р. 1923), утверждающего, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться в качестве первоосновы мира; такой первоосновой, с его точки зрения, является информация.[2]

Концепция Бытия — фундамент философской картины мира

Цели и задачи: определить суть проблемы онтологии, обозначить основные концепции в решении проблемы бытия, выявить специфику материалистического и идеалистического подхода в решении проблемы бытия.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категориябытия. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие — это самое широ­кое, а значит и самое абстрактное понятие. Отдел философской науки, занимающийся проблемами Бытия, называется онтологией.

Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности? Вопрос о соотношении бытия и становления вводит такие онтологические категории, как возможность, действительность и необходимость. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реальность». Действительность — это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. Необходимость — это переход из области возможного в область действительного. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия — виртуальной реальности.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка) — это то, из чего все сделано. Понятие субстрат, по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции.

Субстанция (от лат. substatia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия кон­кретных вещей, событий, явления и процессов, посредством кото­рых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы. Под субстанцией он понимал то, что существует само в себе и представляется само через себя. В философии Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом, с другой. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество — природа. Примерно в это же время Дж. Беркли категорически отрицал возможность существования материальной субстанции. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком либо другом месте, поэтому, делает вывод Дж. Беркли, она не существует нигде. В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом.

Вопрос об единстве и многообразии мира породил три возможных варианта его решения. Самое распространенное учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называетсямонизмом. Монизму противостоитдуа­лизм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо рав­ноценные два начала. Если же речь идет о нескольких началах (больше двух), то мы имеем дело с плюрализмом.




В решении проблемы Бытия также можно выделить материалистический подход, трактующий Бытие как очевидную и объективную реальность, и идеалистический, опирающийся на понятие трансцендентного, божественного, творящего.

Еще одной дихотомической парой категорий Бытия являются понятия детерминизма и индетерминизма.

Детерминизм (от лат. determinare — «определять», «отделять») — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Повседневный опыт убеждает, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII—XVIII в.в. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности (Б. Спиноза, П. Лаплас). Одно из следствий механистического детерминизма фатализм — учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественной.

Индетерминизм — онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями. Например, Д. Юм сводил причинность к привычке человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с интеллектом, разумом, мышлением, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира

Бытие как философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания человека, раздел философии, пути его исследования, современные тенденции. Понятие и критерии материального бытия. Предпосылки создания картины мира.

Подобные документы

11. Основы философии

Возникновение и развитие культуры. Проблема бытия. Специфика философского знания. Научная картина мира. Бытие как основная категория философской картины мира. Философская антропология. Сильная и слабая гносеологические версии науки. Формы познания.

учебное пособие, добавлен 14.06.2012

12. Формы, уровни, характерные черты бытия

Древнегреческая философия о категории бытия. Фиксация убеждений человека о существовании окружающего его мира. Бытие как интегральная характеристика. Существование мира физических состояний и материального мира независимо от сознания и воли человека.

презентация, добавлен 15.12.2015

13. Бытие как философская категория

Философский смысл бытия. Экзистенциальные истоки проблемы бытия как единства мира. Поиски вещественных первоначал в античности. Бытие как "чистая" мысль: начало онтологии. Тема бытия в европейской культуре. Отождествление бытия с физической природой.

контрольная работа, добавлен 10.08.2013

14. Бытие как философская категория

Исследование бытия как философской категории. Характеристика и отличительные черты основных видов бытия. Рассмотрение главных видов бытия. Изучение разумности человека как частица мира, бытие природы. Выявление специфических особенностей существования.

презентация, добавлен 03.06.2020

15. Проблема бытия в философии

Философские споры о сущности и вечности бытия. Идея о непреходящем существовании природы. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Отличие предметно-вещного мира культуры от природных вещей. Философская, естественнонаучная и религиозная картины мира.

контрольная работа, добавлен 10.04.2013

16. Научная и философская картины мира

Анализ целостной системы представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Воззрения новой научной картины мира в общем виде. Формы движения материи на разных этапах истории философской мысли. Особенность постижения категории бытия.

реферат, добавлен 24.05.2015

17. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира

Понятие "картина мира". Принципиальные различия религиозной, научной и философской картины мира. Религиозный опыт человечества, представление о дуалистичности бытия. Теоцентризм средних веков. Формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения.

лекция, добавлен 03.11.2011

18. Учение о бытии

Формы бытия, их взаимодействие. Понятие субстанции. Самоорганизация бытия: идеи синергетики. Понятия материального и идеального. Монистические и плюралистические концепции бытия. Научные, философские и религиозные картины мира. Пространство и время.

реферат, добавлен 26.09.2018

19. Бытие как смысл существования

Категория бытия в философии. Периоды в трактовке бытия: мифологическое истолкование, натуралистическая онтология, философия И. Канта. Анализ философии бытия древних философов: Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля и др. Бытие человека и бытие мира.

реферат, добавлен 12.11.2017

20. Философская картина мира. Учение о бытии

Ознакомление с понятием и спецификой отражения картины мира. Определение сущности онтологии как философской категории в работах Парменида, Гераклита, Платона. Характеристика форм бытия девственной и рукотворной природы, человека, социального и духовного.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира

Бытие как философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания человека, раздел философии, пути его исследования, современные тенденции. Понятие и критерии материального бытия. Предпосылки создания картины мира.

Подобные документы

1. Бытие, как смысл существования

Характеристика бытия, которое является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием. Отличия бытия человека и бытия мира.

реферат, добавлен 14.12.2010

2. Категория бытия в философии

Понятие бытия как философской категории, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием. Мифологическое истолкование бытия. Диалектика у Гераклита.

реферат, добавлен 01.12.2016

3. Бытие человека в мире вещей

Бытие как философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Духовные истоки и традиции осмысления проблем бытия в мире вещей. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием.

реферат, добавлен 11.04.2019

4. Научная картина социального мира как экспликация метафизических оснований бытия

Понятие и специфика философской "картины мира". Исходный смысл проблемы бытия, иррациональное (интуитивное) постижение бытия. Определение категория материального и идеального. Философское учение о материи и современная научная картина социального мира.

реферат, добавлен 10.05.2010

5. Проблемы бытия

Бытие как философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному. Особенности учения о субстанциях, их неопределенный статус. Сущность учения о материи и формах ее движения.

реферат, добавлен 08.12.2016

6. Проблема бытия в философии

Абстрактность философских понятий. Изучение понятия "бытие". Философские споры о сущности и вечности бытия. Рассмотрение философской, естественнонаучной и религиозной (или мистической) картины мира. Основные формы бытия. Философская проблема единства мира

контрольная работа, добавлен 07.04.2014

7. Концепция бытия в различных философских учениях

Концепция бытия фундаментальной философской картины мира. Взгляды на эту проблему досократиков. Осмысление бытия человека в ряде учений. Сциентизм и антисциентизм. Философская антропология. Биологическая школа и психологическая школа в учениях о человеке.

реферат, добавлен 23.11.2011

8. Философская, религиозная и научная картина мира

Философская картина мира и её элементы. Модели бытия, сформированные в рамках философской картины мира. Религиозный опыт человечества и образ Бога - основа религиозной картины мира. Основные элементы научной картины мира и обесчеловеченная реальность.

реферат, добавлен 14.01.2014

9. Понятие бытия и материи

Проблема бытия в античной философии. Формирование философской картины мира. Основные формы бытия и их взаимоотношения. Историческое развитие философского понимания материи и ее движения. Структура материального мира. Сущность пространства и времени.

контрольная работа, добавлен 24.11.2010

10. Проблема бытия мира и человека

Философия Фалеса и его учеников. Бытие человека по Платону. Развитие философской картины мира в рамках метафизического, механического материализма. Объективно-идеалистическая философия Гегеля. Формирование научной картины мира Исааком Ньютоном.

Читайте также: