Как снять фундамент с учета

Обновлено: 17.05.2024

Снять объект с учета и прекратить права на него - просто

Кадастровая палата по Новосибирской области дает рекомендации относительно того, как снять объект недвижимости с кадастрового учета по причине утраты. Предположим, вы владелец объекта, который снесли или он разрушился в результате чрезвычайного происшествия и не подлежит реконструкции. Однако номинально объект продолжает существовать – сведения о нем по-прежнему имеются в государственном кадастре недвижимости. В этом случае собственнику необходимо обратиться в пункт приема-выдачи документов Кадастровой палаты или центр «Мои документы» (МФЦ) и подать ряд документов: заявление о снятии объекта с кадастрового учета, а также акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта.

Акт обследования составляет кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. Этим документом он подтверждает факт гибели или уничтожения объекта. В случае с помещением кадастровый инженер подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено данное помещение, или же все здание целиком. По закону, чтобы снять с кадастрового учета здание, сооружение или объект незавершенного строительства, с заявлением должен обратиться собственник такого объекта или собственник земельного участка, на котором был расположен объект.

После проведения процедуры снятия объекта с учета гражданину выдается кадастровая выписка об объекте недвижимости, подтверждающая факт прекращения существования объекта. Снятие объекта с кадастрового учета производится бесплатно в срок до 10 рабочих дней.

Только после прекращения права собственности гражданин освобождается от обязанности по уплате налогов за объект.

Несмотря на то, что объект снят с кадастрового учета, права на него в реестре прав не прекращаются автоматически – для этого необходимо обратиться в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права собственности на объект.

Как снять объект недвижимости с кадастрового учета

В случае полного уничтожения, разрушения или гибели объекта недвижимости, в результате которых он полностью утрачивает свое функциональное назначение; уничтожения или разрушения части здания, в результате которого утрачивается существование отдельного помещения; вынесение судебного решения, которое отменяет факт постановки объекта на учет;в результате раздела объекта недвижимости на новые самостоятельные единицы учета – возникает необходимость снять объект недвижимости с кадастрового учета и прекратить право собственности на него.

В противном случае данные об этом объекте недвижимости сохранятся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), а значит – будут переданы специалистами Росреестра в налоговую инспекцию. Чтобы не платить налог за несуществующий объект недвижимости, собственникам нужно снять объект с кадастрового учета и прекратить право собственности на него.

За предыдущий год на территории республики сняты с кадастрового учета и прекращены записи о правах в отношении 52 объектов недвижимости.

Для снятия объекта с кадастрового учета понадобятся следующие документы:

-акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Акт составляется кадастровым инженером по результатам осмотра места. В случае прекращения существования помещения – кадастровый инженер подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;

-судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;

-документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Заявление и необходимые документы можно представить следующими способами:

Процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прекращения права собственности осуществляется бесплатно и подтверждается выпиской из ЕГРН. В реквизите "Статус записи об объекте недвижимости" выписки указывается, что объект снят с кадастрового учета, и дата его снятия.

Как снять с кадастрового учета объекты недвижимости

Снять с кадастрового учета объекты недвижимости можно при их гибели или уничтожении.

Для этого необходимо обратиться в МФЦ на территории субъекта Российской Федерации, где расположен соответствующий объект недвижимости, со следующими документами:

1) заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. Бланк заявления можно скачать заранее на официальном сайте Росреестра или оформить в офисе приема.

3) документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра разрушенного дома. Форма акта обследования и требования к его подготовке утверждены приказом минэкономразвития РФ от 13.12.2010 № 627.

В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется бесплатно в срок не более 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета.

Как снять объект капитального строительства с кадастрового учета

2. Как заполнить заявление о снятии ОКС с кадастрового учета
Независимо от того, как проводится снятие с кадастрового учета, одновременно с госрегистрацией прав или отдельно, вам нужно подготовить одно заявление. Оно оформляется по общим правилам. При этом учитывайте следующие особенности его заполнения:
1) в реквизите 3проставьте знак "V":
- в графе 3.1, если кадастровый учет и госрегистрация проводятся одновременно;
- в графе 3.2, при осуществлении только кадастрового учета;
2) в реквизите 5заявления проставьте знак "V" в графе "снятие с учета".

4. Как подать заявление и документы для снятия ОКС с кадастрового учета
Для снятия ОКС с кадастрового учета как вместе с госрегистрацией, так и без нее установлен единый порядок подачи документов.

Снятие с кадастрового учета подтверждается выпиской из ЕГРН. При этом в реквизите "Статус записи об объекте недвижимости" указывается, что объект снят с кадастрового учета, а также дата его снятия. Выписку выдадут только в случае, если вы указали это в заявлении(ч. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 38 Приложения N 7 к Приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, п. 247 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).

Как снять фундамент с учета

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 40

- Заявитель не согласен с отказом в регистрации права собственности на землю

- Заявитель не согласен с отказом в регистрации (приостановкой регистрации) права (доли в праве) собственности на недвижимость (кроме земли)

- Истец хочет признать право собственности на вновь созданный объект незавершенного строительства

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляются также в случае, если на момент государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства указанных объектов недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2.1. Истечение срока действия договора аренды земельного участка, предоставленного для цели строительства объекта недвижимости, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права на создаваемый на таком земельном участке объект незавершенного строительства, разрешение на строительство которого на момент представления документов для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является действующим.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

4. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. При государственной регистрации права собственности на помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

КонсультантПлюс: примечание.

С 28.10.2021 ч. 6 ст. 40 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ). См. будущую редакцию .

6. Государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

6.1. Государственный кадастровый учет многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нем помещений осуществляется соответственно на основании заявления представителя собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченного на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо лица, осуществившего перепланировку помещений, повлекшую за собой изменение характеристик многоквартирного дома.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

6.2. Если помещения и (или) машино-места в нежилом здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам, государственный кадастровый учет таких здания, сооружения в связи с изменением параметров таких здания, сооружения в результате реконструкции или в связи с произведенными изменениями помещений, если такие изменения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не являются реконструкцией здания, сооружения, осуществляется на основании заявления представителя собственников помещений и (или) машино-мест в таких здании, сооружении, уполномоченного на подачу такого заявления решением общего собрания указанных собственников, если помещения и (или) машино-места в указанных здании, сооружении принадлежат на праве частной собственности нескольким лицам, либо на основании заявления лица, осуществившего соответствующее изменение помещений, при наличии согласия на подачу такого заявления всех собственников помещений и (или) машино-мест в таких здании, сооружении.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7. При снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

7.1. После государственной регистрации права собственности на здание, сооружение допускается снятие с учета всех помещений и (или) машино-мест, расположенных в таких здании, сооружении, на основании заявления собственника здания, сооружения. При этом представление акта обследования, предусмотренного пунктом 7.2 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, не требуется.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7.2. При государственной регистрации права собственности на квартиру орган регистрации прав одновременно снимает с государственного кадастрового учета комнаты в такой квартире и осуществляет государственную регистрацию прекращения прав на комнаты без соответствующего заявления.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

7.3. Если помещения и (или) машино-места в здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам, государственный кадастровый учет таких здания, сооружения в связи с прекращением существования всех расположенных в них помещений и (или) машино-мест осуществляется на основании заявления представителя собственников помещений и (или) машино-мест в соответствующих здании, сооружении, уполномоченного на подачу такого заявления собственниками помещений и (или) машино-мест, об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав в связи с прекращением существования всех данных помещений или машино-мест.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении его были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на здание, сооружение, созданные в результате завершения строительства этого объекта, или на все помещения, машино-места в них без соответствующего заявления.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

9. Для государственной регистрации перехода права на жилое помещение, технико-экономические показатели и параметры которого соответствуют условиям отнесения этого жилого помещения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее - стандартное жилье), на основании договора купли-продажи такого жилого помещения (далее - договор купли-продажи стандартного жилья) также необходима выписка из списка граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, построенного на земельных участках единого института развития в жилищной сфере или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и которыми единый институт развития в жилищной сфере распоряжается по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, переданных в безвозмездное пользование либо аренду для строительства стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, или аренду для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иного жилищного строительства, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Указанная выписка должна содержать сведения о гражданине, который является стороной договора купли-продажи стандартного жилья.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

11. Для государственной регистрации права собственности единого института развития в жилищной сфере на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельных участков единого института развития в жилищной сфере для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории, в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, заключенного в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного пунктом 5 части 4 статьи 16.6-3 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости.

(часть 11 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 506-ФЗ)

12. Для государственной регистрации права собственности арендодателя на жилые и (или) нежилые помещения в объекте недвижимости, созданном в соответствии с договором аренды земельного участка, заключенным в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется подписанный сторонами документ, подтверждающий исполнение ими обязательств по такому договору с учетом соглашения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 10.1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и содержащего описание конкретных жилых и (или) нежилых помещений в указанном объекте недвижимости.

13. При осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:

1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию);

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки).

(часть 13 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)

14. Сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 настоящей статьи, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).

(часть 14 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ)

15. При проведении правовой экспертизы в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи, и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, проверка законности выдачи уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, а также законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (что подтверждается направлением таким органом в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садового дома) государственным регистратором прав не осуществляется.

(часть 15 введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

16. Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлялось в целях реализации договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, за счет средств лица, с которым такой договор заключен, наряду с иными предусмотренными настоящим Федеральным законом документами представляется такой договор и документ, подписанный сторонами такого договора и подтверждающий исполнение ими обязательств по строительству указанных объектов недвижимого имущества.

(часть 16 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 17 ст. 40 вступает в силу с 28.10.2021 (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

17. Если в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрены его строительство, реконструкция этапами, каждый из которых представляет собой соответственно строительство, реконструкцию части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства, то в случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документов в результате ввода в эксплуатацию первого этапа строительства, реконструкции осуществляются государственный кадастровый учет или государственный учет и государственная регистрация прав на здание, сооружение с характеристиками, соответствующими первому этапу строительства. В случае поступления необходимых для государственного кадастрового учета документов в результате ввода в эксплуатацию второго и последующих этапов строительства, реконструкции осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением здания, сооружения, а также государственный кадастровый учет всех созданных помещений и (или) машино-мест. В этом случае в технический план объекта недвижимости вносятся характеристики здания, сооружения, созданных в результате завершения очередного этапа строительства, соответствующие совокупности всех введенных и вводимых в эксплуатацию на момент подготовки технического плана частей объекта недвижимости.

(часть 17 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 18 ст. 40 вступает в силу с 28.10.2021 (ФЗ от 30.04.2021 N 120-ФЗ).

18. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное гидротехническое сооружение на водном объекте осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и документа, устанавливающего право пользования водным объектом (акваторией (частью акватории) водного объекта), на котором расположен такой объект недвижимости, и (или) прилегающим к водному объекту (части акватории водного объекта) земельным участком.

(часть 18 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

19. Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей о государственной регистрации вещных прав на здание, сооружение с одновременной государственной регистрацией вещных прав на помещения, машино-места в таких здании, сооружении не допускается.

Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие с учета объекта незавершенного строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снятие с учета объекта незавершенного строительства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как организации снять с государственного кадастрового учета недвижимость в виде объекта капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2021) ОКС, который прекратил существовать (п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона о госрегистрации недвижимости). Например, если объект снесен или сгорел. Снять с учета нужно также достроенный объект незавершенного строительства, так как он перестал существовать в таком качестве.

Нормативные акты: Снятие с учета объекта незавершенного строительства

"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) Согласно части 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

Снятие с кадастрового учета помещения в здании

Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие с кадастрового учета помещения в здании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Снятие с кадастрового учета помещения в здании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О некоторых особенностях исключения сведений о помещениях, прекративших свое существование, из Единого государственного реестра недвижимости
(Белоглазов А.Е., Аниськина А.И., Белоглазова А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2020, N 1) Учитывая вышеизложенное, предоставленный акт обследования должен быть подготовлен в связи со снятием с государственного кадастрового учета здания, а также всех помещений, находящихся в таком здании.

Нормативные акты: Снятие с кадастрового учета помещения в здании

"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) Согласно части 6 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

Как снять фундамент с учета

Как без суда снять с кадастрового учета несуществующий объект

Нередко бывают такие ситуации, когда пробелы в законодательстве препятствуют гражданам и юридическим лицам, в полной мере осуществлять принадлежащие им права. Например, гражданин приобрел земельный участок, решил построить на нем здание, но оказалось, что, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на данном участке уже расположен объект капитального строительства, вот только собственник объекта право на него не зарегистрировал и фактически объекта на земле уже не существует. Или же собственник недвижимости (юридическое лицо) был ликвидирован или умер (физическое лицо), а права на объект не перешли по наследству к другим лицам.

Естественно, сведения ЕГРН необходимо привести в соответствие с действительностью. Однако до недавнего времени сделать это было не совсем просто.

До 13.07.2020 в соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), подать заявление и пакет документов на снятие объекта капитального строительства с кадастрового учета мог исключительно собственник такого объекта. Но когда у заявителя не имелось правоустанавивающих документов на такой объект, органом регистрации прав принимались решения об отказе в снятии с кадастрового учета. Оставался один путь – обращение в суд с иском о снятии с кадастрового учета спорного объекта.

Однако и в случае обращения в суд возникали проблемы, так как ответчика по такому спору определить сложно и, как правило, истцы указывали в качестве ответчика – орган регистрации прав, что в корне не верно, поскольку Управление не имеет материально – правового интереса на спорный объект недвижимости и не претендует на него, тем самым не нарушает прав истца, – прокомментировали ситуацию в Управлении Росреестра по Республике Адыгея.

Данная проблема была решена с внесением изменений в Закон о регистрации недвижимости. Теперь законодатель предусмотрел подобные ситуации и дополнил ч. 2 ст. 15 Закона новыми пунктами.

Введение данного нормоположения восполнило имеющийся в законодательстве пробел, что позволит участникам гражданского оборота в полной мере реализовать принадлежащие им права без дополнительных судебных тяжб.

Государственная услуга по снятию с кадастрового учета объекта капитального предоставляется бесплатно

Каждый, кто однажды оформлял документы на недвижимость, знает, что регистрации права собственности предшествует постановка объекта на кадастровый учет, и эта процедура многим знакома не понаслышке. Но иногда возникает необходимость прекратить право на объект капитального строительства, например, в связи с гибелью или уничтожением здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в результате сноса, пожара, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации. Эта необходимость в первую очередь обусловлена тем, что до момента регистрации прекращения права на такой объект капитального строительства будут начисляться налоги.

Прекращение права на недвижимость невозможно без соблюдения процедуры снятия с кадастрового учета.

Процедура снятия с кадастрового учета проводится только в случае фактического необратимого прекращения существования объекта недвижимости.

Государственная услуга по снятию с кадастрового учета здания, сооружения или объекта незавершенного строительства предоставляется бесплатно. Для этого нужно подать заявление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости и предъявить необходимые документы. Это может сделать собственник такого объекта, собственник земельного участка, на котором был расположен объект, либо их представитель. Заявления принимаются в офисах приема-выдачи документов филиала или многофункционального центра (МФЦ).

Акт обследования готовит кадастровый инженер на основании документов, подтверждающих прекращение существования объекта капитального строительства. К таким документам могут быть отнесены: решения уполномоченных органов о признании объекта недвижимости ветхим или аварийным, решения собственника недвижимости в случае добровольного сноса, документы уполномоченных органов, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования объекта капитального строительства по причинам, не зависящим от воли собственника.

Неиспользование кадастровым инженером указанных документов при подготовке акта обследования может стать причиной, препятствующей осуществлению кадастровой процедуры.

В случае положительного рассмотрения документов в течение 10 рабочих дней объект недвижимости будет снят с кадастрового учета, а заявитель получит кадастровую выписку.

Снятие с кадастрового учета помещений, расположенных в прекратившем существование здании (сооружении), осуществляется одновременно со снятием с учета такого здания (сооружения). Предоставление дополнительных заявлений в данном случае не требуется. Без заявления осуществляется также снятие с учета объектов капитального строительства по решению суда, а также преобразуемых объектов недвижимости. Например, если в результате реконструкции здания образованы новые, преобразуемое здание будет снято с учета в течение трех рабочих дней с даты регистрации прав на новые объекты недвижимости.

Надеемся, что данная статья поможет правообладателям недвижимости сориентироваться, какие действия предпринять и куда обратиться в случае гибели или уничтожения объектов капитального строительства.

Читайте также: