Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры эссе

Обновлено: 02.05.2024

Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры аргументы

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899-1968). В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

Ценности как основа типологии культур

Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Все части такой интегрированной культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.

Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей три типа культур:

Необходимо отметить, что за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать следующие признаки:

· Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют и те и другие признаки.

· Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы: жажда славы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны для телесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

· Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные варианты: поиск средств и среды их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления жизненных проблем.

Комплекс этих признаков в различных модификациях образует различные типы культуры.

Ценность – фундамент культуры

Всё значимо и значительно в трудах мыслителя Питирима Александровича Сорокина. Особое место в них занимает концепция социальной и культурной динамики, которую он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества.
Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает своё влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П.А.Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Он подчёркивает в своей четырёхтомной монографии “Социальная и культурная динамика“ (1937–1942): “Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра” [11, 427]. Питирим Александрович Сорокин отмечает, что “войны и революции не исчезнут, а, напротив, достигнут в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях, что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.” [11, 427]. Кризис западного общества, по мнению П.А.Сорокина, это не просто неурядицы в обществе, а это серьёзное явление, потому что затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий” [11, 429].

Читать еще: Какой стороной к утеплителю ложится пароизоляция изонит в на полу?

Давая характеристику всякой великой культуры, П.А.Сорокин отмечает, что культура – это единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают главную ценность. П.А.Сорокин подчёркивает, что именно ценность является фундаментом всякой культуры. “Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают её основополагающие принципы, её главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации”, – обращает наше внимание П.А.Сорокин [11, 429]. Для культуры Запада средних веков главной ценностью был Бог. Именно поэтому всё в жизни общества соизмерялось с данным понятием этой главной ценности. “Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной” [11, 430]. Но ничто не стоит на месте, всё течёт, всё изменяется. Так с конца XII века появляются ростки нового в культуре западного общества: объективная реальность и её смысл чувственны. Только то, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем, и воспринимаем через наши органы чувств), – реально и имеет смысл. На основе этого создаётся новая культура в XIII–XIV веках. П.А.Сорокин подчёркивает, что “объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической” [11, 431]. Но процесс на этом не останавливается. С XVI века данный принцип в культуре становится доминирующим. “Таким образом, – отмечает П.А.Сорокин, – возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и “соответствующей этому миру”. Она может быть названа чувственной.

Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл её сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве, в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей” [11, 431]. Рассматривая далее состояние западного общества П.А.Сорокин обращает наше внимание на то, что “теперешние наши трудности происходят от разрушения чувственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII века и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры. В течение этих веков она вписала наиболее яркие страницы человеческой истории. Однако ни одна из конечных форм, ни чувственная, ни идеациональная, не вечна. Рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступившей нынче в период своего заката. Таков масштаб сегодняшнего кризиса. Однако это не означает полного исчезновения западной культуры и общества, но тем не менее предвещает одну из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни” [11, 435].

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин)

Раздел первый. Сущность и предназначение культуры

Глава 2. Основные школы и концепции культурологии

Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции в США, Питирим Александрович Сорокин (1899—1968). В методологическом плане концепция П. А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П. А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, он оценивал этот кризис не как «Закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

Читать еще: Как правильно крепить пароизоляцию в ванной комнате?

В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. По Сорокину, культура в самом широком смысле этого слова, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т. д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Каждая из таких культурных сверхсистем, по словам Сорокина, «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и должного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением» (Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics. — N.Y. 1937-1941. Vol. 1. P. 67).

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. А. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

В соответствии с характером доминирующей ценности П. А. Сорокин делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический и чувственный.

Идеациональная система культуры базируется на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит прежде всего средневековую европейскую культуру. В этой культуре, по его словам, «господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления поддерживали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям» (Сорокин П. Социодинамика культуры // Человек.

Цивилизация. Общество. — М., 1902. С. 430). К этому же типу, на его взгляд, следует отнести культуру Брахманской Индии, Буддийскую и Лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI века до н. э.

Идеалистическую систему культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточную между идеациональной и чувственной, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. «Ее основной посылкой, — пишет Сорокин, — было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональные аспекты, плюс рациональный, и наконец, сенсорный аспект, образуя собой единство этого бесконечного многообразия» (Там же. С. 431). К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII—XIV столетия, а также древнегреческую культуру V—IV вв. до н. э.

Современный тип культуры П. Сорокин называет чувственной культурой. Она основывается и объединяется вокруг доминирующего принципа: объективная действительность и смысл ее чувственны. «Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств — реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего, или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это эквивалент нереального, несуществующего» (Там же. С. 430). Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигло своего апогея к середине XX века. Эта культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. >

Нынешняя «чувственная» культура, считал Сорокин, обречена на закат, поскольку именно она повинна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Этот вывод основывается на том, что «ни одна из форм культуры не беспредельна в своих возможностях, они всегда ограничены. В противном случае было бы не несколько форм одной культуры, а единая, абсолютная, включающая в себя все формы. Когда созидательные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности реализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными»» (Там же. С. 433). П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.

Ценность – фундамент культуры

Всё значимо и значительно в трудах мыслителя Питирима Александровича Сорокина. Особое место в них занимает концепция социальной и культурной динамики, которую он рассматривает применительно ко всем важнейшим аспектам жизни и культуры западного общества.
Человек, живя в обществе, является неотъемлемой его частью. Человек и общество взаимосвязаны, они оказывают воздействие друг на друга. Всё то, что происходит с обществом, оказывает своё влияние на человека. Рассматривая всё происходящее в обществе в динамике, П.А.Сорокин на основе обширных доказательств констатирует кризис всех важнейших аспектов жизни, уклада и культуры западного общества. Он подчёркивает в своей четырёхтомной монографии “Социальная и культурная динамика“ (1937–1942): “Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра” [11, 427]. Питирим Александрович Сорокин отмечает, что “войны и революции не исчезнут, а, напротив, достигнут в ХХ веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях, что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.” [11, 427]. Кризис западного общества, по мнению П.А.Сорокина, это не просто неурядицы в обществе, а это серьёзное явление, потому что затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество. Это – “кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырёх столетий” [11, 429].

Читать еще: Сколько будет стоить залить фундамент под дом 9 на 9

Давая характеристику всякой великой культуры, П.А.Сорокин отмечает, что культура – это единство, все составляющие части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают главную ценность. П.А.Сорокин подчёркивает, что именно ценность является фундаментом всякой культуры. “Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, её философии и религии, этики и права, её основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части её нравов и обычаев, её образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают её основополагающие принципы, её главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации”, – обращает наше внимание П.А.Сорокин [11, 429]. Для культуры Запада средних веков главной ценностью был Бог. Именно поэтому всё в жизни общества соизмерялось с данным понятием этой главной ценности. “Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной” [11, 430]. Но ничто не стоит на месте, всё течёт, всё изменяется. Так с конца XII века появляются ростки нового в культуре западного общества: объективная реальность и её смысл чувственны. Только то, что мы воспринимаем органами чувств (видим, слышим, осязаем, и воспринимаем через наши органы чувств), – реально и имеет смысл. На основе этого создаётся новая культура в XIII–XIV веках. П.А.Сорокин подчёркивает, что “объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна; она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической” [11, 431]. Но процесс на этом не останавливается. С XVI века данный принцип в культуре становится доминирующим. “Таким образом, – отмечает П.А.Сорокин, – возникла современная форма нашей культуры – культуры сенсорной, эмпирической, светской и “соответствующей этому миру”. Она может быть названа чувственной.

Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл её сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех её основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве, в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей” [11, 431]. Рассматривая далее состояние западного общества П.А.Сорокин обращает наше внимание на то, что “теперешние наши трудности происходят от разрушения чувственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII века и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры. В течение этих веков она вписала наиболее яркие страницы человеческой истории. Однако ни одна из конечных форм, ни чувственная, ни идеациональная, не вечна. Рано или поздно ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступившей нынче в период своего заката. Таков масштаб сегодняшнего кризиса. Однако это не означает полного исчезновения западной культуры и общества, но тем не менее предвещает одну из величайших революций в нашей культурной и социальной жизни” [11, 435].


«Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры» (П.Сорокин) (ЕГЭ обществознание)

Смысл данного высказывания заключается в том, что базисом культуры являются духовные и материальные ценности человека. Именно на них строится культура того или иного общества на определенном этапе своего развития.

Данная тема действительно актуальна, так как в современном мире именно культура является основополагающим элементом в духовной сфере общества.

Что касается меня, то я поддерживаю точку зрения автора. Ценности человека могут появляться в различных сферах его жизни, помогая социализироваться, общаться, узнавать новое и развиваться. Их наличие порождает духовную культуру человека.

Обратимся теоретическому смыслу высказывания. Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей человека.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру - учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Ценности – это предметы или явления, имеющие для человека определенную значимость. Культура имеет ряд функций, например таких как: коммуникативная, познавательная, гуманистическая и социализирующая. В настоящее время принято различать такие типы культуры как: элитарная, народная, массовая и экранная. Каждая из них имеет под собой определенные ценности. Так, например ценностями народной культуры будут являться народные песни и танцы, которые передаются из поколения в поколение, то есть выполняют функцию передачи накопленного опыта.

Для подтверждения правильности данного высказывания приведем аргументы. Из курса истории России можно привести пример появления элитарной культуры. Она имеет свое начало в 19 веке и считается культурой «для избранных», так как данный вид культуры был присущ людям высшей знати, стремившейся выделиться среди обычных людей. Она отражает ценности стремления людей наслаждаться и пользоваться только тем, что присуще их социальному статусу.

Также примером того, что именно ценности являются началом культуры является появление субкультур. Как известно, субкультуры отличаются от других социальных групп правилами поведения, стилем одежды и языком (жаргоном). Но источником появления такой группы будут являться специфичные ценности, отличающиеся от других сообществ. Так, например, первоначальной ценностью и появлением молодежной субкультуры «Хиппи» является объявление протеста всему общества, сопровождающиеся бездельем и бродяжничеством.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно ценности людей действительно являются фундаментом культуры и развития духовности в обществе.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

/id55549
Обновлено: 2019-05-10 Опубликовал(а): KaterCar

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Место и роль философии в культуре

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Департамент социологии, истории и философии

по дисциплине «Философия» на тему:

«Место и роль философии в культуре»

Москва-2020

Философия относится к одному из основных типов мировоззрения, она появилась в роли ответа на постоянную человеческую потребность увеличивать свой кругозор и мировосприятие. Любознательность людей со временем переходит в мыслительную нужду постоянного увеличения и расширения знаний о нашем мире, человеческий интеллект все время старается понять и постичь этот мир в разных ракурсах, которые, к примеру, невозможно получить всякого рода опытами, все время интеллект стремится к познанию мира как целой реальности, которую, в любом случае необходимо учитывать, при создании моральных норм поведения. Наука просто не в силах дать такое необъяснимое знание, религия принуждает человека к соблюдению определенных норм поведения, которые почти всегда основываются на вере в сверхъестественное, и, вероятно, исключительно философия может дать человеку целостную картину мира, и помочь осмыслить собственное назначение в этом мире. Философия является областью психологической человеческой деятельности, в ее основании заложена критическая рефлексия над этой психологической, философской деятельностью, а также над ее формой и целью, ну и в конце концов познания человека как элемента культуры.

Особое значение философии в культуре, человеческой жизни и жизни общества демонстрируется в функциях философии. Учитывая то, что философия является развитой системой теоретических знаний, она прежде всего выполняет мировоззренческую функцию. Задача философии, прежде всего, в формировании целостной картины мира и человеческого бытия в нем. В этом и проявляется ведущая функция философии в пределах всей ее истории. Данная функция становится значимой при обсуждении всякого рода вопросов в пределах всех направлений философии.

Мировоззрение и философия объединяются постановкой и решением проблем людей в разных ее направлениях. Мировоззрение содержит разные сведения о человеке, взятые из разных источников, к примеру, из религий, науки, житейского знания и многое другое. Философия предполагает решение этой проблемы в общей форме, она отвечает на основные вопросы, такие как: что есть человек, какого его место в мире и для чего он живет.

15 стр., 7372 слов

Русская философия XIX века

. с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща самобытность. Русская философия возникает в . русской философии относится к середине 19 в., когда, с одной стороны, происходит широкое знакомство с западной культурой и философией, . русской философии был поиск и обоснование особого места и роли России в . выражение в системах русской философии. К ним относятся: онтологизм (рассмотрение мира не в его .

Рассматривая миссию философии, необходимо заметить, что она включает в себя методологическую функцию. Она формирует основополагающие принципы познания для всех частных наук. К примеру, это принцип единства и развития мира, принцип бесконечности познания, принцип свободы творчества человека, а также много другое. Эти подходы осуществляются в разных формах познания, а также в практической деятельности.

Для понимания взаимосвязи философии и культуры необходимо понимать начальный, основополагающий тезис, а именно, что культура, во всех ее проявлениях и формах является полностью детищем человека, многообразных видов его деятельности в групповых, личностных, и, конечно же общественных рамках. В этой объективной реальности показаны многочисленные методы и результаты работы человека.

Человек улучшает и обрабатывает значимые природные и социальные правила творческой деятельности, раскрывающиеся в философии, а также свою собственную природу, интеллект, нравственность и эстетику. Именно так культура позиционирует себя как один из способов функционирования личностных сущностных сил.

[Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной и идеальной деятельности. Он итожится двояко: результатом и выступает видимое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разнообразных товаров, услуг и информации, и не зримое, скрытое, но особой ценности внутреннее богатство человеческой личности.] [1]

Примеры похожих учебных работ

Человек в мире технологической культуры

. др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Глава 4 Человек в мире технологической культуры Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это .

Реферат по философии человек и культура

. эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура. Выработанная философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определённую систему .

Философия как концентрированное выражение духовной культуры

. тесно связано с понятием культуры. 1.3 Понятие термина «культура». Философия как выражение культуры Так что же такое культура? Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Для философии характерно рассмотрение культуры в ее общих чертах, .

Век техники: добро и зло. 20 век человек в мире и мир человека

. ясностью показала оборотную сторону развития науки и техники для человечества. Так наука в XX веке стала слугой двух господ — добра и зла, жизни и смерти. Энергия атома была использована для .

Человек в мире культуры

. приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, име­нуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления. 2. Человек как субъект и объект культуры. Каждый человек уже с .

Организационные и правовые основы предпринимательской деятельности в сфере культуры

. работы Из этой цели вытекают следующие задачи: изучить специфику предпринимательской деятельности в сфере искусств; рассмотреть особенности менеджмента как организационной основы предпринимательской деятельности в сфере культуры и искусств; раскрыть .

Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры

Но для освоения теоретического наследия ученого предстоит сделать еще очень многое.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, нравы и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

17 стр., 8268 слов

Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности

. ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности . ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой .

За исходные пункты в описании типа культуры П.А. Сорокин предлагал принимать четыре признака.

Возможен и противоположный способ восприятия реальности, когда преимущество отдается материальному бытию, которое окружает людей и воспринимается органами чувств. Среда обитания формирует их потребности и ценности.

Наконец, третий вариант понимания реальности представляет собой уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют те и другие признаки.

2. Природа потребностей и целей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность; их удовлетворение необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен только физическим миром, у него имеются духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы, власти, денег, популярности, познания. Бывают и смешанные телесно-духовные потребности. На основе конкретных предпочтений тех или иных потребностей и целей строятся системы ценностей, типичные для разных культур.

Степень и потребностей человека может сделать его счастливым и способствовать развитию или,наоборот,привести к опустошению и потере смысла жизни?">формы удовлетворения потребностей., Способы удовлетворения потребностей.

Комплекс указанных признаков в разных модификациях образует различные типы культур.

Он характерен для буддистской и ламаистской культур, греческой культуры VIII-VI вв. до н.э., культур Брахманской Индии и европейского Средневековья.

Главными ценностями культуры этого типа являются ценности религии; они интегрируют все ее сферы. Потребности и цели имеют преимущественно духовный характер, степень их удовлетворения максимальна, а осуществление происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей.

Реальность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда растворяется в бесконечной божественной реальности. Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, жития Святых духовных Отцов и реформаторов, христианских апостолов.

6 стр., 2835 слов

Именно ценность служит основой фундаментом каждой культуры

. Именно ценность служит основой и фундаментом каждой культуры сочинение эссе 7. Ценность как основополагающий принцип культуры (П. А. Сорокин) Раздел первый. Сущность и предназначение культуры Глава 2. Основные школы и концепции культурологии Своеобразную концепцию культуры развивал крупнейший русский социолог и .

Закат средневековой культуры заключался в постепенном вытеснении этого главного принципа. Он начался в Европе в конце XII в. с выдвижением новых ценностей и утверждением чувственного типа культуры.

22 стр., 10575 слов

Правовая культура общества

. ], которые отмечают особенности развития права в Республики Казахстан, его влияние на правовую культуру и правовое сознание казахстанского общества. Но все же вопрос об особенностях развития права . правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности. Ценность .

Чувственные формы культуры питали изобразительные искусства индийских и скифских племен, искусство времен Среднего и Нового Царств в Египте; они были характерны для последних периодов крито-микенской и греко-римской цивилизаций, датируемых III-IV вв. В Европе чувственный тип культуры доминирует с XV-XVI столетий и достигает абсолютного расцвета в XIX в.

Ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется ложью. Рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму и нигилизму, а общество погружается в пучину морального, интеллектуального и культурного хаоса. Такое состояние не может продолжаться долго: общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей.

Этот тип сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культур в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции.

В нем нет крайностей идеационального или чувственного стилей культуры, материальные и духовные ценности сбалансированы, при этом преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть благородные черты.

2 стр., 960 слов

Роль культуры в жизни общества (2)

. культуры можно отнести следующее: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.Сорокин). 4. Какую роль играет культура в жизни общества? . жизни, здоровья, любви и дружбы признается на протяжении всего существования человечества. Некоторые выводы: 1. Культура является ядром, основой, «душой» общества. .

П.А. Сорокин изучал три основных типа, или стиля, в истории мировой культуры в течение целого ряда лет. Он был чрезвычайно увлечен этой работой. Ученый отмечал, что выявленные им черты культурных типов были результатом качественного и количественного анализа древних и современных картин и скульптур, литературы, музыки, архитектурных памятников, философских трактатов и научных открытий. На этой основе он с социологической точностью построил множество графиков, диаграмм, отражающих тенденции исторического развития культур.

Внешние факторы могут замедлять или ускорять процессы жизнедеятельности культуры, ослаблять или усиливать ее свойства, препятствовать или способствовать реализации ее возможностей. Но они не способны заставить систему проявить то, чем она потенциально не обладает, стать тем, чем она не может стать, произвести то, чего она не может сделать.

История предъявляет человечеству ультиматум: погибнуть от собственных рук или подняться на более высокий моральный уровень. Многочисленные конфликты становятся все более опасными и разрушительными. Их нельзя предотвратить ни силой оружия, ни сменой политических режимов, ни подъемом образования. За два тысячелетия человечество пережило 967 войн и 1629 внутренних смут, и в каждой войне использовались все более смертоносные средства, а масштаб потерь постоянно возрастал. Эти зловещие факты заставляют пересматривать стратегию политических курсов и человеческих отношений.

Незабываемый урок катастроф XX в. убедительно показывает, что только накопление и распространение энергии неэгоистической любви могут предотвратить будущие самоубийственные войны, установить гармоничное устройство в человеческом универсуме, утверждает П.А. Сорокин. Именно поэтому ученые должны начать всестороннее исследование феномена любви как важнейшего источника созидательной энергии человечества.

В данной сфере, казалось бы, столь всем известной и понятной, обнаруживается немало проблем. Неопределенность имеет сам термин любви как энергии; нет какой-либо единицы для ее измерения; неясно, применимы ли к ней физические законы, например закон сохранения энергии. П.А. Сорокин отмечает, что научное исследование лишь начато, но в будущем эта область привлечет многих.

Из разнообразия форм существования энергии любви он выделяет три аспекта: космический, биологический и психологический.

Эгоцентричный Эрос

Исследователь предлагает пять базисных величин для измерения качественного и количественного многообразия конкретных феноменов любви. Он не претендует на законченность такого подхода, считая его лишь возможным для эмпирического исследования и описания:

Эти параметры позволяют проследить возрастание или уменьшение любви в человеке, группе или обществе.

Примеры похожих учебных работ

Культура как система ценностей

. системы, оно порождает многообразие аксиологических интерпретаций мира культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей . связи культура привлекает к себе внимание как источник нововведений. Культурология, рассматривая культуру как средство .

. анализа изучения систематизировать знания о понятии и предпосылках изучения культуры речи. 3. Рассмотреть сущность и специфику проблем культуры речи в современном обществе. 4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, .

Сочинения | Сочинения 9 класс. Вечные ценности в жизни героев романа А.С. Пушкина .

. без колебания готов пожертвовать собой. Подтверждением этому служит дуэль. В «Евгении Онегине» нравственные ценности «спасают» тех героев романа, которые ими обладают. Так, над житейской обыденностью и .

Культура и общечеловеческие ценности

. изготовивших его, он не стал бы предметом культуры. Культура — это неотъемлемая сторона жизни общества, она . строительным материалом для нового, величественного здания культуры. Новая культура является продолжением закономерного развития тех запасов .

Виртуальная культура как социокультурный феномен общества постмодерна

. знаков и практически исчерпывается ею. Применительно к виртуальной культуре общества постмодерна можно говорить о том, что . силу специфики пространственной организации виртуальной реальности в виртуальной культуре формируется другая логика мышления: .

Проблемы языковой культуры в современном российском обществе

. тот объем и качество информации. 5. Какими науками изучается язык культуры? В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Трудно представить себе ее анализ без привлечения данных логики, .

Читайте также: