Фундаменты судовые под главные механизмы правила и нормы проектирования

Обновлено: 19.05.2024

7. Требования к монтажу конструкций ГОСТ Р 52910-2008

7.1.1. Монтаж конструкций резервуаров должен осуществляться в соответствии с проектами КМ, ППР, требованиями настоящего стандарта (см. раздел 5) и [14], [15]. ППР является основным технологическим документом при монтаже резервуара

7.1.2. Зона монтажной площадки должна быть обустроена в соответствии со строительным генеральным планом и включать в себя площадки для работы и перемещения подъемно-транспортных механизмов, площадки складирования, временные дороги, необходимые помещения и инженерные сети (электроэнергия, вода, средства связи), средства пожаротушения.

7.1.3. При производстве монтажных работ запрещаются ударные воздействия на сварные конструкции из сталей с пределом текучести не более 390 МПа при температуре ниже минус 25 ºC, с пределом текучести более 390 МПа - при температуре ниже 0 ºC.

7.1.4. До начала монтажа резервуара должны быть проведены все работы по устройству основания и фундамента.

7.1.4.1. Приемка основания и фундамента резервуара производится заказчиком при участии представителей строительной организации и монтажника. Приемка основания и фундамента должна оформляться соответствующим актом.

7.1.4.2. Приемка оснований и фундаментов

Принимаемое основание и фундамент должны соответствовать требованиям проектной документации и настоящего стандарта.
Предельные отклонения размеров основания и фундаментов от проектных не должны превышать указанных в таблице 10.

Таблица 10. Предельные отклонения размеров основания и фундамента

Наименование параметра Предельное отклонение, мм, при диаметре резервуара
до 12 м св. 12 до 25 м св. 25 до 40 м св. 40 до 65 м св. 65 до 95 м
Отметка центра основания при плоском 0 . +10 0 . +20 0 . +30 0 . +40 0 . +45
Отметка центра основания при подъеме к центру 0 . +10 0 . +20 0 . +30 0 . +40 0 . +45
Отметка центра основания при уклоне к центру 0 . -5 0 . -10 0 . -15 0 . -20 0 . -20
Отметки поверхности периметра грунтового основания, определяемые под стенкой резервуара (разность отметок смежных точек через каждые 6 м) 10 15 - - -
Отметки поверхности периметра грунтового основания, определяемые под стенкой резервуара (разность отметок любых других точек) 20 25 - - -
Отметки поверхности кольцевого фундамента (гидроизолирующего слоя), определяемые в зоне расположения стенки (разность отметок смежных точек через каждые 6 м) - 15 15 20 20
Отметки поверхности кольцевого фундамента (гидроизолирующего слоя), определяемые в зоне расположения стенки (разность отметок любых других точек) - 25 30 40 50
4. Ширина кольцевого фундамента через каждые 6 м 0 . +50
5. Наружный диаметр кольцевого фундамента, четыре измерения (под углом 45 0) ± 20 ± 20 +30 +40 +50
-20 -30 -30
6. Толщина гидроизолирующего слоя (на основе песка и вяжущих присадок) на поверхности кольцевого фундамента +5
7.1.5. Приемка металлоконструкций резервуара (входной контроль)

7.1.5.1. Приемка металлоконструкций резервуара в монтаж должна проводиться представителями заказчика и монтажника с оформлением акта установленной формы.
К акту приемки металлоконструкций в монтаж должны быть приложены:

  • КМД изготовителя;
  • комплектовочные (отправочные) ведомости;
  • результаты измерений и испытаний при проведении заводского входного контроля металлопроката и сертификаты на сварочные материалы;
  • карты контроля сварных соединений физическими методами.

7.1.5.2. Качество поставленных элементов и узлов металлоконструкций должно соответствовать требованиям технологической документации монтажника, проектной документации КМ, КМД и настоящего стандарта.

7.2. Монтаж конструкций днища

7.2.1. При сборке днища резервуара должна быть обеспечена сохранность основания (фундамента) и гидроизолирующего слоя от воздействия различных монтажных нагрузок.

7.2.2. Порядок и схема монтажа днища резервуара с окрайками должны предусматривать:

  • расположение листов окраек в соответствии с привязочными размерами относительно осей резервуара по КМ и КМД;
  • расположение и сварку элементов центральной части днища в соответствии с КМ и КМД.

7.2.3. Монтаж днища резервуара, не имеющего кольцевой окрайки, должен производиться рулонированными полотнищами или отдельными листами, собираемыми между собой внахлест или встык на остающихся подкладках.
В зоне расположения стенки резервуара нахлесточное соединение должно быть переведено в стыковое на остающейся подкладной полосе. Усиление сварных стыков под стенкой резервуара должно быть удалено заподлицо с основным металлом.

7.2.4. Отклонения размеров и формы смонтированного днища резервуара не должны превышать предельных значений, указанных в таблице 11.

Таблица 11. Предельные отклонения размеров формы днища резервуара.

Наименование параметра Предельное отклонение, мм, при диаметре резервуара Примечание
до 12 м св. 12 до 25 м св. 25 до 40 м св. 40 м
Высота местных выпучин или вмятин на центральной части днища f ≤ 0,1R ≤ 80 - максимальная стрелка вмятины или выпучины на днище, мм; R - радиус вписанной окружности на любом участке вмятины или выпучины, мм. Резкие перегибы и складки не допускаются
Местные отклонения от проектной формы в зонах радиальных монтажных сварных швов кольца окраек (угловатость) +3 Измерения проводят шаблоном на базе 200 мм
Подъем окрайки в зоне сопряжения с центральной частью днища fa ≤ 0,03L fa ≤ 0,04L fa - высота подъема окрайки, мм; L - ширина окрайки, мм
Отметка наружного контура днища.При пустом резервуаре (разность отметок соседних точек на расстоянии 6 м по периметру) 10 15 15 20 -
Отметка наружного контура днища.При пустом резервуаре (разность отметок любых других точек) 20 25 30 40 -
Отметка наружного контура днища. При заполненном водой резервуар (разность отметок соседних точек на расстоянии 6 м по периметру) 20 25 25 30 -
Отметка наружного контура днища. При заполненном водой резервуар (разность отметок любых других точек) 30 35 40 50 -

7.3. Монтаж конструкций стенки

7.3.1. Монтаж стенки резервуара отдельными листами

Стенку резервуара при полистовой сборке монтируют методом наращивания или подращивания.

7.3.1.1. Метод наращивания предусматривает сборку стенки, начиная с 1-го пояса с последующей установкой листов стенки в проектное положение вверх по поясам.
При монтаже стенки резервуара методом наращивания:

  • сборку листов 1-го пояса следует производить с соблюдением допустимых отклонений, указанных в ППР;
  • сборку листов стенки между собой и с листами днища следует производить с применением сборочных приспособлений;
  • вертикальные и горизонтальные стыки стенки собирают с проектными зазорами под сварку.

Устойчивость стенки от ветровых нагрузок при монтаже должна обеспечиваться установкой расчалок и секций временных колец жесткости.

7.3.1.2. Метод подращивания предусматривает сборку стенки резервуара, начиная с верхнего пояса с последующим подъемом собранной и сваренной конструкции специальными подъемными устройствами для сборки нижележащих поясов стенки. При монтаже методом подращивания устойчивость конструкции должна обеспечиваться специальной оснасткой, предусмотренной ППР. Метод подращивания может использоваться также в качестве комбинированного метода при монтаже верхней части стенки из рулонов, а нижних поясов - из отдельных листов.

7.3.2. Монтаж стенки резервуара рулонированными полотнищами

Монтаж стенки резервуара рулонированными полотнищами состоит из следующих основных этапов:

  • подъем рулона стенки в вертикальное положение.

Технология выполнения работ при подъеме рулона должна обеспечивать сохранность полотнища стенки от воздействия монтажных и других нагрузок. Исходное положение рулона перед подъемом в плане следует принимать с учетом проектного положения оси монтажного стыка стенки;

  • разворачивание полотнища стенки.

При разворачивании стенки должна быть обеспечена устойчивость полотнища от воздействия ветровых нагрузок с помощью закрепленных на нем расчалок, опорного или верхнего (для РВСПК) колец жесткости, щитов крыши;

  • формообразование концевых участков полотнища стенки.

Для обеспечения формы монтажного стыка полотнищ необходимо провести формообразование начального и конечного участков полотнищ в соответствии с требованиями 7.3.3. Формообразование проводится на поясах толщиной 8 мм и более;

  • сборка монтажного стыка стенки.

Сборку монтажного стыка выполняют с помощью технологических приспособлений с соблюдением проектных зазоров и разделки кромок в соответствии с требованиями ППР.

7.3.3. Отклонения размеров и формы смонтированной стенки резервуара не должны превышать предельных значений, указанных в таблице 12.

Таблица 12.

Наименование параметра Предельное отклонение, мм, при диаметре резервуара Примечание
до 12 м св. 12 до 25 м св. 25 до 40 м св. 40 м
Внутренний диаметр на уровне 300 мм от днища 0,005R 0,003R 0,002R 0,0015R Измерение в четырех диаметрах под углом 45 0
Высота стенки до 12 м включительно ± 20 Измерение в четырех диаметрах под углом 45 0
Высота стенки св. 12 до 18 м ± 30
Высота стенки св. 18 м< ± 40
Отклонение по вертикали образующих на высоте каждого пояса (H - расстояние от днища до точки измерения) + 1/200Н Измерения проводят не реже чем через каждые 6 м по всему периметру стенки. Измерения проводят в пределах 50 мм ниже горизонтальных швов
Локальные отклонения от проектной формы ± 15 Измерения проводят вертикальной рейкой и горизонтальным шаблоном, выполненным по проектному радиусу стенки
Местные отклонения от проектной формы в зонах монтажных сварных швов (угловатость*) В соответствии с требованиями проекта КМ Измерения проводят шаблоном, выполненным по проектному радиусу

* Угловатость f - стрела прогиба сварного стыкового соединения на базе измерения 500 мм.

7.4. Монтаж стационарных крыш

7.4.1. Для стационарных крыш в зависимости от их конструкции выполняют:

  • монтаж каркасных конических и сферических крыш - с использованием центральной стойки;
  • монтаж сверху, без центральной стойки; применяют для бескаркасных конических и сферических крыш, а также каркасных конических и сферических крыш с раздельными элементами каркаса и настила;
  • монтаж изнутри резервуара, без центральной стойки; применяют для крыш с раздельными элементами каркаса и настила;
  • монтаж каркасных сферических крыш внутри резервуара с последующим ее подъемом в проектное положение.

7.4.2. При разработке технологии монтажа стационарных крыш резервуаров необходимо учитывать монтажные нагрузки на крышу в целом и ее конструктивные элементы. При необходимости должны устанавливаться временные распорки, связи и другие устройства, препятствующие возникновению деформаций.

7.4.3. На резервуарах со сферической каркасной крышей высотные отметки центрального щита, монтажной стойки должны определяться с учетом проектной высоты и строительного подъема, предусмотренных рабочей документацией.

Таблица 13. Предельные отклонения размеров и формы стационарных крыш.

Наименование параметра Предельное отклонение, мм, при диаметре резервуара Примечание
до 12 м св. 12 до 25 м св. 25 до 40 м св. 40 м
Отметка верха конических и сферических крыш ± 30 ± 50 Измерения проводят через центральный патрубок
Разность отметок смежных узлов верха радиальных балок и ферм (в зоне сопряжения со стенкой) 20 -
Разность отметок смежных узлов верха радиальных балок и ферм (в зоне сопряжения с центральным щитом) 10
Разность отметок смежных узлов верха радиальных балок и ферм (в зоне стыковки радиальных балок сферических крыш) 15
Отклонение от проектного радиуса сферических крыш. Просвет между шаблоном и гнутой поверхностью 5,0 Измерения проводят на каждой радиальной балке и ферме

7.5. Монтаж понтонов и плавающих крыш

7.5.1. Понтон или плавающую крышу монтируют на днище резервуара после его сборки и контроля на герметичность.

7.5.2. Предельные отклонения размеров и формы смонтированной плавающей крыши или понтона не должны превышать значений, указанных в таблице 14.

Таблица 14. Предельные отклонения размеров плавающей крыши и понтона.

Наименование параметра Предельное отклонение, мм, при диаметре резервуара Примечание
до 12 м св. 12 до 25 м св. 25 до 40 м св. 40 м
Отметки верхней кромки наружного кольцевого листа (борта) (разность между отметками соседних точек на расстоянии 6 м по периметру) 30 -
Отметки верхней кромки наружного кольцевого листа (борта) (разность между отметками любых других точек) 40
Отклонение наружного кольцевого листа от вертикали на высоту листа ± 10 Измерения проводят не реже чем через каждые 6 м по всему периметру
Отклонение направляющих от вертикали на всю высоту направляющих Н, мм, в радиальном и тангенциальном направлениях 1/1000Н -
Отклонение направляющих от вертикали на всю высоту направляющих Н, мм, в радиальном и тангенциальном направлениях 10 Измерения проводят через каждые 6 м по периметру (положение - понтон на днище)
Зазор между направляющей и патрубком в понтоне или коробке плавающей крыши (положение - понтон на днище) 15 -
Отклонение опорных стоек от вертикали при опирании на них понтона или плавающей крыши 30 -

7.6. Монтаж люков и патрубков

7.6.1. При разметке мест установки в стенке резервуара люков и патрубков должны выполняться требования по допускаемым расстояниям между сварными швами (см. 5.1.5.3).

7.6.2. При установке на резервуаре патрубков и люков необходимо контролировать их расположение на стенке и крыше в соответствии с требованиями таблицы 15.

Таблица 15. Предельные отклонения расположения люков и патрубков в стенке резервуара.

Наименование параметра Предельное отклонение
Люки Патрубки
1. Отметка высоты установки ± 10 мм ± 6 мм
2. Расстояние от наружной поверхности фланца до стенки резервуара ± 10 мм ± 5 мм
3. Поворот главных осей фланца в вертикальной плоскости ± 5 0 ± 5 0

7.7. Контроль качества сборки конструкций

7.7.1. Качество монтажно-сварочных работ обеспечивается операционным контролем с ведением журнала установленной формы.

7.7.2. Журнал операционного контроля монтажно-сварочных работ должен быть документом, определяющим объем и последовательность выполнения основных контрольных операций при проведении монтажных работ.

7.7.3. В процессе работ по монтажу конструкций резервуаров должны оформляться исполнительные схемы замеров с документальным оформлением установленной формы (исполнительная документация).
Исполнительная документация предназначена для контроля качества выполняемых работ, правильного выполнения и оформления измерений, проводимых в процессе строительства, испытаний и сдачи резервуара в эксплуатацию.

7.7.4. При подготовке резервуара к испытаниям на поверхностях элементов конструкций не должно быть вспомогательных элементов, использованных для сборки, монтажа, транспортирования.

7.7.5. На весь период монтажа конструкций резервуара организации, разработавшие проектную документацию, в установленном заказчиком порядке должны осуществлять авторский надзор с ведением журнала авторского надзора.

Фундаменты судовые под главные механизмы правила и нормы проектирования

ФУНДАМЕНТЫ МАШИН С ДИНАМИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИ

Foundations for machines with dynamic loads

Дата введения 2013-01-01

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений им.Н.М.Герсеванова (НИИОСП) ОАО "НИЦ "Строительство"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. N 609 и введен в действие с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

ВНЕСЕНА опечатка (сайт ФАУ "ФЦС" по состоянию на 24.10.2014)

Опечатка внесена изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

Введение

Актуализация настоящих норм проведена НИИОСП им.Н.М.Герсеванова (руководители темы: д-р техн. наук, проф. В.П.Петрухин, канд. техн. наук И.В.Колыбин, д-р техн. наук, проф. В.И.Шейнин; исполнители: д-р техн. наук, проф. Л.Р.Ставницер, кандидаты техн. наук М.Л.Холмянский, В.С.Поляков). В работе использованы предложения А.Е.Бабского, Е.Г.Бабского, И.Н.Масько (СПбАЭП), А.И.Сердобольского (Главгосэкспертиза России), О.М.Финагенова, Б.В.Цейтлина (ВНИИГ им.Б.Е.Веденеева) и других специалистов.

Изменения N 1 к СП 26.13330.2012 разработано авторским коллективом: руководители темы канд. техн. наук И.В.Колыбин, д-р техн. наук, проф. В.И.Шейнин; исполнитель канд. техн. наук М.Л.Холмянский (НИИОСП им.Н.М.Герсеванова).

1 Область применения

1.1 Настоящие нормы распространяются на проектирование фундаментов машин с динамическими нагрузками, в том числе фундаментов: машин с вращающимися частями (включая турбомашины мощностью до 100 МВт), машин с кривошипно-шатунными механизмами, кузнечных молотов, формовочных машин для литейного производства, формовочных машин для производства сборного железобетона, копрового оборудования бойных площадок, дробильного, прокатного, прессового оборудования, мельничных установок, металлорежущих станков и вращающих печей.

Примечание - Далее наряду с термином "фундаменты машин с динамическими нагрузками" используются термины "фундаменты машин" и "фундаменты".

1.2 Настоящие нормы не распространяются на проектирование фундаментов машин в районах со сложными инженерно-геологическими условиями, в сейсмических районах, на подрабатываемых территориях, на предприятиях с систематическим воздействием повышенных (более 50°С) технологических температур, агрессивных сред и в других особых условиях.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 56353-2015 Грунты. Методы лабораторного определения динамических свойств дисперсных грунтов

ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 2695-83* Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия

ГОСТ 8486-86* Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия

СП 20.13330.2011 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"

СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 25.13330.2012 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах"

СП 28.13330.2012 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии"

СП 43.13330.2012 "СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий"

СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"

3 Термины и определения

Термины и определения приведены в приложении А.

4 Общие положения

4.1 Настоящий свод правил основан на приведенных ниже допущениях и предусматривает, что:

исходные данные для проектирования должны собираться в необходимом объеме, регистрироваться и интерпретироваться специалистами, обладающими соответствующей квалификацией и опытом;

проектирование должно выполняться специалистами, имеющими соответствующие квалификацию и опыт;

должны быть обеспечены координация и связь между специалистами по инженерным изысканиям, проектированию, строительству и машиностроению;

должен быть обеспечен соответствующий контроль качества при производстве строительных изделий и выполнении работ на строительной площадке;

строительные работы, установка и наладка оборудования должны выполняться квалифицированным и опытным персоналом, способным обеспечить требования стандартов и технических условий;

используемые материалы и изделия должны удовлетворять требованиям проекта и технических условий;

техническое обслуживание фундаментов машин с динамическими нагрузками и связанных с ними инженерных систем и машин должно обеспечивать их безопасность и рабочее состояние на весь срок эксплуатации;

фундаменты машин с динамическими нагрузками должны использоваться по их назначению в соответствии с проектом.

4.2 Фундаменты машин с динамическими нагрузками должны проектироваться на основе и с учетом:

а) результатов инженерных изысканий для строительства;

б) данных, характеризующих назначение, конструктивные и технологические особенности машин с динамическими нагрузками, а также условия их эксплуатации;

в) нагрузок, действующих на фундаменты машин;

г) окружающей застройки и влияния на нее вновь строящихся и реконструируемых фундаментов машин;

д) экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

4.3 При проектировании фундаментов машин с динамическими нагрузками должны быть предусмотрены решения, обеспечивающие надежность, долговечность и экономичность на всех стадиях строительства и эксплуатации этих фундаментов. Необходимо проводить технико-экономическое сравнение возможных вариантов проектных решений для выбора наиболее экономичного и надежного проектного решения, обеспечивающего наиболее полное использование прочностных и деформационных характеристик грунтов и физико-механических свойств материалов фундаментов и других конструкций.

При разработке проектов производства работ и организации строительства должны выполняться требования по обеспечению надежности конструкций на всех стадиях их возведения.

4.4 Работы по проектированию следует вести в соответствии с техническим заданием на проектирование и необходимыми исходными данными (см. 4.2 и подраздел 5.1).

4.5 При проектировании следует учитывать уровень ответственности зданий и сооружений.

4.6 Инженерные изыскания для строительства должны проводиться в соответствии с СП 47.13330, [1], [2], [3], стандартами и другими нормативными документами по инженерным изысканиям и исследованиям грунтов для строительства, а также требованиями 4.7 и подраздела 5.1.

Наименование грунтов оснований в отчетной документации по результатам инженерных изысканий и в проектной документации следует принимать по ГОСТ 25100.

4.7 Результаты инженерных изысканий должны содержать данные, необходимые для выбора конструктивных решений фундаментов машин с динамическими нагрузками и проведения их расчетов по предельным состояниям с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации) инженерно-геологических условий площадки строительства и свойств грунтов, а также вида и объема инженерных мероприятий, необходимых для ее освоения.

Проектирование без соответствующих результатов инженерных изысканий или при их недостаточности не допускается.

Примечание - В необходимых случаях инженерные изыскания следует предусматривать не только для вновь строящихся или реконструируемых фундаментов машин, но и для окружающей застройки, попадающей в зону их влияния.

4.8 При возведении нового объекта или реконструкции существующего необходимо выполнять прогноз распространения колебаний в грунте от фундаментов машин с целью предотвращения недопустимых колебаний зданий и сооружений.

4.9 При планировании и проведении геотехнического мониторинга вновь возводимых или реконструируемых фундаментов машин необходимо учитывать особенности мониторинга фундаментов машин.

Программа мониторинга фундаментов машин должна включать измерение колебаний машин и их фундаментов, а в необходимых случаях - грунта и окружающих зданий и сооружений. Измерения должны обеспечивать возможность проверки всех требований задания на проектирование к колебаниям, включая требования стандартов безопасности труда в части допустимых уровней вибраций и требования к обеспечению нормальной работы машин, оборудования и приборов, расположенных на фундаменте или вблизи него, конструкций и оснований зданий и сооружений. В программе измерения колебаний необходимо указывать:

периодичность измерений (однократно, после текущего ремонта машины с динамическими нагрузками и т.д.);

контролируемые параметры колебаний фундаментов машин, грунта и окружающих зданий и сооружений и их расчетные значения;

требуемая точность и применяемая методика измерений;

схемы установки датчиков.

При обнаружении нарушения требований по ограничению колебаний должно быть проведено детальное обследование с выявлением причин и разработкой рекомендаций по ремонту машин с динамическими нагрузками, усилению их фундаментов или разработкой других мероприятий. При необходимости следует предусматривать обследование колебаний при их искусственном возбуждении.

4.10 При научно-техническом сопровождении строительства объектов, где запроектированы фундаменты машин с динамическими нагрузками, необходимо включать в состав работ по научно-техническому сопровождению раздел "Фундаменты машин с динамическими нагрузками".

4.11 При геотехнической экспертизе для объектов, где проектируются фундаменты машин с динамическими нагрузками, необходимо предусматривать соответствующий анализ программы и результатов инженерных изысканий, проектной документации на вновь возводимые (реконструируемые) фундаменты машин с динамическими нагрузками.

Фундаменты судовые под главные механизмы правила и нормы проектирования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МЕХАНИЗМЫ И ФУНДАМЕНТЫ СУДОВЫЕ

Допуски присоединительных размеров

Shipboord machines and foundations. Tolerances of mounting dimensions

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 января 1984 г. N 271 срок действия установлен с 01.01.86 до 01.01.96*

* Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 11/12, 1994 год). - Примечание изготовителя базы данных.

в части фундаментов при жестком креплении с 01.01.88

в части амортизирующих элементов с 01.07.88

в части фундаментов при амортизирующем креплении с 01.01.89

Настоящий стандарт распространяется на нецентруемые машины, механизмы и оборудование (далее в тексте - механизмы), соединяемые болтами, винтами, шпильками с фундаментами, а также на фундаменты и амортизирующие элементы под них для кораблей, судов и плавучих средств.

Стандарт не распространяется:

на механизмы и фундаменты с расстоянием между осями отверстий более 1000 мм;

на фундаменты, в которых отверстия для крепежных деталей из-под развертки выполняются путем совместной обработки с механизмом;

на механизмы, имеющие крепления в двух и более плоскостях и фундаменты под них;

на подвижные опоры механизмов и фундаменты под них;

на механизмы, собираемые из двух и более частей на фундаменте, и фундаменты под них;

на механизмы массой до 15 кг и фундаменты под них;

на фундаменты, не представляющие единой конструкции и собираемые на корабле, судне или плавучем средстве из двух и более частей;

на фундаменты из стеклопластиков и других композиционных материалов;

на арматуру, фильтры и фундаменты под них.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Термины и определения допусков расположения - по ГОСТ 24642-81.

1.2. Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей должны устанавливаться или позиционными допусками осей отверстий или предельными отклонениями размеров, координирующих оси отверстий.

При числе отверстий или групп отверстий более двух допуски расположения осей отверстий рекомендуется задавать позиционными допусками.

1.3. Допуски расположения осей отверстий рекомендуется задавать зависимыми, кроме отверстий под винты с потайной и полупотайной головкой.

1.4. Указания по выбору допусков расположения осей отверстий приведены в справочных приложениях 1 и 2.

Примеры указания на чертежах механизмов, фундаментов, амортизирующих элементов, позиционных допусков приведены в справочном приложении 3.

1.5. За величину зазора для прохода крепежной детали принимают зазор, определяемый разностью диаметров сквозного отверстия и крепежной детали и рассчитываемый по номинальным размерам.

2. ДОПУСКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ МЕХАНИЗМОВ

2.1. Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей назначают в зависимости от наименьшего зазора для прохода крепежных деталей в лапе механизма ().

2.2. Позиционные допуски осей отверстий для крепежных деталей в диаметральном выражении следует назначать по ГОСТ 14140-81 не более .

3. ДОПУСКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОСЕЙ ОТВЕРСТИЙ ФУНДАМЕНТОВ

3.1. Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей при жестком креплении механизмов назначаются в зависимости от наименьших зазоров для прохода крепежной детали в лапе механизма и полке фундамента .

Позиционные допуски осей отверстий фундамента при жестком креплении механизмов

Механизмы и фундаменты судовые. Присоединительные размеры

Стандарт распространяется на вновь разрабатываемые механизмы, машины, оборудование, устройства, приборы, аппараты и т.п. (далее по тексту - механизмы) и фундаменты под них, устанавливаемые на кораблях, судах, плавсредствах, изделиях 21 и устанавливает габаритные размеры опорных поверхностей механизмов и фундаментов, а также присоединительные размеры, координирующие отверстия при жестком и амортизирующем креплении механизмов к фундаментам болтами, винтами, шпильками и другими крепежными деталями (далее по тексту - крепежные детали), оси которых расположены параллельно. Стандарт не распространяется: на механизмы массой менее 15 кг; на механизмы с подвижными опорами и фундаменты под них; на фундаменты, в которых отверстия под крепежные детали выполняются путем совместной обработки с механизмами; на фундаменты, не представляющие единой конструкции и собираемые на стапеле; на фундаменты неметаллические. Требования стандарта являются обязательными для предприятий: проектирующих и изготовляющих механизмы для судостроительной промышленности; проектирующих и строящих корабли, суда, плавучие средства и изделия 21; выполняющих монтаж механизмов; осуществляющих надзор за вышеперечисленными работами.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МЕХАНИЗМЫ И ФУНДАМЕНТЫ СУДОВЫЕ

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

ГОСТ 29281-92

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Присоединительные размеры

Shipboard machines and foundations.

ГОСТ
29281-92

Дата введения в проектировании 01.01.93

в производстве 01.07.95

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые механизмы, машины, оборудование, устройства, приборы, аппараты и т.п. (далее по тексту - механизмы) и фундаменты под них, устанавливаемые на кораблях, судах, плавсредствах, изделиях 21 и устанавливает габаритные размеры опорных поверхностей механизмов и фундаментов, а также присоединительные размеры, координирующие отверстия при жестком и амортизирующем креплении механизмов к фундаментам болтами, винтами, шпильками и другими крепежными деталями (далее по тексту - крепежные детали), оси которых расположены параллельно.

Стандарт не распространяется:

на механизмы массой менее 15 кг;

на механизмы с подвижными опорами и фундаменты под них;

на фундаменты, в которых отверстия под крепежные детали выполняются путем совместной обработки с механизмами;

на фундаменты, не представляющие единой конструкции и собираемые на стапеле;

на фундаменты неметаллические.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для предприятий:

проектирующих и изготовляющих механизмы для судостроительной промышленности;

проектирующих и строящих корабли, суда, плавучие средства и изделия 21;

выполняющих монтаж механизмов;

осуществляющих надзор за вышеперечисленными работами.

1 . Габаритные размеры опорных поверхностей механизмов, располагаемых горизонтально, вертикально или наклонно и имеющих прямоугольную форму, следует принимать в соответствии с табл. 1 , ограничивая выбор одним из рядов.

Пределы габаритных размеров опорных поверхностей механизмов:

по длине от 100 до 5000 мм,

по ширине от 90 до 3150 мм.

2 . Присоединительные размеры, координирующие оси смежных отверстий под крепежные детали для механизмов и фундаментов, имеющих прямоугольную форму, следует назначать в соответствии с табл. 2 - 7 (на черт. 1 , 2 - присоединительные размеры: А; А1 - А; А2 - А1; А5 - А4).

Пределы присоединительных размеров, координирующих оси смежных отверстий, от 50 до 1000 мм с шагом 10, 20, 50 и 100 мм.

3 . При назначении присоединительных размеров допускается различное сочетание значений, указанных в табл. 3 - 7 , в пределах каждого диаметра крепежной детали в продольном и поперечном направлениях расположения осей отверстий, а также последующих отверстий относительно смежного.

Нанесение размеров на опорной поверхности механизма (фундамента) при жестком креплении

Нанесение размеров на опорной поверхности механизма (фундамента) при амортизирующем креплении

Нанесение размеров на опорной поверхности механизма (фундамента) круглой формы

Значения D D назначается проектантом конструктивно

4 . Присоединительные размеры для механизмов и фундаментов с амортизирующим креплением, указанные в табл. 2 - 9 , координируют расположение осей группы отверстий под амортизаторы, как изображено на черт. 2 .

5 . Присоединительные размеры амортизаторов следует назначать в соответствии с действующей нормативно-технической документацией на амортизаторы.

6 . Правила координирования осей отверстий - по ГОСТ 23889.

Примеры нанесения присоединительных размеров относительно общей базы приведены на черт. 1 - 3.

7 . Присоединительные и габаритные размеры опорных поверхностей механизмов, имеющих круглую форму, следует определять по данным, приведенным в табл. 8 - 9 и в соответствии с черт. 3 .

8 . Габаритные размеры фундаментов следует назначать на 10 - 20 мм больше габаритных размеров механизмов, исходя из размещения механизма на фундаменте.

9 . Допуски расположения осей отверстий - по ГОСТ 26082 .

10 . Диаметры крепежных деталей - по ГОСТ 1759.0 .

11 . Диаметры сквозных отверстий под крепежные детали - по ГОСТ 11284 .

12 . Буквенные обозначения - по ГОСТ 2.321 .

13 . Зависимость диаметров и количества крепежных деталей от предельно допустимых масс механизмов приведены в справочном приложении.

14 . Допускается в технически обоснованных случаях (требования повышенной ударостойкости, вибро-акустические характеристики) в соответствии с техническим заданием на разработку механизмов применять присоединительные размеры, отличные от данного стандарта.

15 . При проектировании механизмов в техническом задании на разработку и технических условиях на поставку механизмов в разделе «Технические требования» должно быть указано: «Присоединительные размеры - по ГОСТ 29281-92».

Фундаменты судовые под главные механизмы правила и нормы проектирования


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МЕХАНИЗМЫ И ФУНДАМЕНТЫ СУДОВЫЕ

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

ГОСТ 29281-92

КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Присоединительные размеры

Shipboard machines and foundations.

ГОСТ
29281-92

Дата введения в проектировании 01.01.93

в производстве 01.07.95

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые механизмы, машины, оборудование, устройства, приборы, аппараты и т.п. (далее по тексту - механизмы) и фундаменты под них, устанавливаемые на кораблях, судах, плавсредствах, изделиях 21 и устанавливает габаритные размеры опорных поверхностей механизмов и фундаментов, а также присоединительные размеры, координирующие отверстия при жестком и амортизирующем креплении механизмов к фундаментам болтами, винтами, шпильками и другими крепежными деталями (далее по тексту - крепежные детали), оси которых расположены параллельно.

Стандарт не распространяется:

на механизмы массой менее 15 кг;

на механизмы с подвижными опорами и фундаменты под них;

на фундаменты, в которых отверстия под крепежные детали выполняются путем совместной обработки с механизмами;

на фундаменты, не представляющие единой конструкции и собираемые на стапеле;

на фундаменты неметаллические.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для предприятий:

проектирующих и изготовляющих механизмы для судостроительной промышленности;

проектирующих и строящих корабли, суда, плавучие средства и изделия 21;

выполняющих монтаж механизмов;

осуществляющих надзор за вышеперечисленными работами.

1 . Габаритные размеры опорных поверхностей механизмов, располагаемых горизонтально, вертикально или наклонно и имеющих прямоугольную форму, следует принимать в соответствии с табл. 1 , ограничивая выбор одним из рядов.

Пределы габаритных размеров опорных поверхностей механизмов:

по длине от 100 до 5000 мм,

по ширине от 90 до 3150 мм.

2 . Присоединительные размеры, координирующие оси смежных отверстий под крепежные детали для механизмов и фундаментов, имеющих прямоугольную форму, следует назначать в соответствии с табл. 2 - 7 (на черт. 1 , 2 - присоединительные размеры: А; А1 - А; А2 - А1; А5 - А4).

Пределы присоединительных размеров, координирующих оси смежных отверстий, от 50 до 1000 мм с шагом 10, 20, 50 и 100 мм.

3 . При назначении присоединительных размеров допускается различное сочетание значений, указанных в табл. 3 - 7 , в пределах каждого диаметра крепежной детали в продольном и поперечном направлениях расположения осей отверстий, а также последующих отверстий относительно смежного.

Нанесение размеров на опорной поверхности механизма (фундамента) при жестком креплении


Нанесение размеров на опорной поверхности механизма (фундамента) при амортизирующем креплении


Нанесение размеров на опорной поверхности механизма (фундамента) круглой формы


Значения D D назначается проектантом конструктивно

4 . Присоединительные размеры для механизмов и фундаментов с амортизирующим креплением, указанные в табл. 2 - 9 , координируют расположение осей группы отверстий под амортизаторы, как изображено на черт. 2 .

5 . Присоединительные размеры амортизаторов следует назначать в соответствии с действующей нормативно-технической документацией на амортизаторы.

6 . Правила координирования осей отверстий - по ГОСТ 23889.

Примеры нанесения присоединительных размеров относительно общей базы приведены на черт. 1 - 3.

7 . Присоединительные и габаритные размеры опорных поверхностей механизмов, имеющих круглую форму, следует определять по данным, приведенным в табл. 8 - 9 и в соответствии с черт. 3 .

8 . Габаритные размеры фундаментов следует назначать на 10 - 20 мм больше габаритных размеров механизмов, исходя из размещения механизма на фундаменте.

9 . Допуски расположения осей отверстий - по ГОСТ 26082 .

10 . Диаметры крепежных деталей - по ГОСТ 1759.0 .

11 . Диаметры сквозных отверстий под крепежные детали - по ГОСТ 11284 .

12 . Буквенные обозначения - по ГОСТ 2.321 .

13 . Зависимость диаметров и количества крепежных деталей от предельно допустимых масс механизмов приведены в справочном приложении.

14 . Допускается в технически обоснованных случаях (требования повышенной ударостойкости, вибро-акустические характеристики) в соответствии с техническим заданием на разработку механизмов применять присоединительные размеры, отличные от данного стандарта.

15 . При проектировании механизмов в техническом задании на разработку и технических условиях на поставку механизмов в разделе «Технические требования» должно быть указано: «Присоединительные размеры - по ГОСТ 29281-92».

Судовые фрагменты

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Апрель, 24, 2018 2356 0

5 / 5 ( 1 голос )

Добавить комментарий

Избранное

Поперечная остойчивость судна

12693 1 мин.

Август, 24, 2018

Избранное

Методы упрочнения и повышения долговечности деталей

3162 1 мин.

Август, 17, 2019

Избранное

Как устроено судно на воздушной подушке

2893 0 мин.


Сентябрь, 29, 2016

Текст скопирован

Подпишись на нашу рассылку!

Новые видео

Топ 5 самых больших кораблей России

Топ 5 самых больших кораблей России

ТОП 10 кораблей во время шторма

ТОП 10 кораблей во время шторма

10 самых глубоких озер мира

10 самых глубоких озер мира

Популярные записи

Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя

Элементы конструкции корпуса судна

Диаграмма статической остойчивости (ДСО) и ее свойства

Кораблестроение в России

Классификация, характеристики и размеры сухогрузов

Избранные статьи

  • Список избранных статей пуст.

Здесь будут храниться статьи, сохраненные вами в "Избранном". Статьи сохраняются в cookie, поэтому не удаляйте их.

Фундаменты

Фундаменты служат для размещения и крепления машин, котлов, различных установок и устройств и т. д.. Все это оборудование воздействует на фундаменты собственным весом и инерционными силами, возникающими при продольной и поперечной качке судна, а также неуравновешенными усилиями, создающимися при работе механизмов. Фундамент воспринимает эти усилия и передает их на связи корпуса судна. Фундамент дизеля - фундамент главного двигателя - состоит из двух непрерывных продольных балок, которые постепенно переходят в настил второго дна. На верхние кромки продольных балок приварены так называемые опорные горизонтальные полосы, на которые с помощью пригоночных деталей установлен фундамент двигателя и которые связаны друг с другом винтовыми болтами. Продольные балки фундамента и опорные полосы подкреплены на каждом флоре поперечными бра-кетами с поясками между продольными фундаментными балками и кницами на наружных сторонах. Днищевые связи и настил второго дна в районе фундамента машин усилены; под продольными балками фундаментов в большинстве случаев расположены дополнительные стрингеры. На небольших судах с одинарным дном фундамент для главного двигателя, как правило, не устанавливают. Двигатель крепится к опорным листам высоких флоров, форма которых соответствует форме поддона картера.

Фундамент упорного подшипника, который должен воспринимать аксиальный упор гребного винта, тоже прочно соединен с днищем судна. Если упорный подшипник не образует с фундаментом главного двигателя единый узел, то в соответствии с возникающими усилиями упора под упорным подшипником устанавливают дополнительные стрингеры и бракеты. Фундаменты под котлы разделяют на фундаменты под цилиндрические огнетрубные и водотрубные котлы. Водотрубные котлы по конструкции и по форме очень разнообразны, в соответствии с этим их фундаменты также могут иметь самую различную форму. Фундаменты под цилиндрические огнетрубные котлы состоят из двух седлообразных балок, которые подогнаны к форме котла. В продольном направлении они связаны двумя продольными балками с полками. Чтобы предотвратить смещение котла в продольном направлении, на концах котлов установлены стопорные опоры. Анкерные связи на каждой стороне предотвращают скатывание котла с фундамента при бортовой качке. Вспомогательные механизмы, такие как генераторы, тяжелые насосы, компрессоры, также имеют фундаменты, которые отличаются от фундаментов главного двигателя в основном меньшими размерами и более слабой конструкцией, а также формой, которая соответствует станинам этих механизмов.


Фундаменты:

а — фундамент главного двигателя на настиле второго дна; b — фундамент главного двигателя на одинарном дне; с — фундамент для цилиндрического огнетрубного котла; d — фундамент для водотрубного котла; е — фундамент для компрессора

1 — кницы (с полками); 2 — флор; 3 — днищевой стрингер; 4 — вертикальный киль; 5 — поперечные бракеты; 6 — продольные балки; 7 — опорные горизонтальные полосы; 8 — фундамент вспомогательного двигателя; 9 — анкерная связь; 10 — стопор котла; 11 — седельная опора

Читайте также: