Церковь покрова на нерли фундамент

Обновлено: 04.05.2024

yuri_shap2015

Предлагаю Вашему вниманию совершить небольшое путешествие в центр Русской и Славянской культуры и архитектуры, которым является Владимиро-Суздальская Земля. Вместе изучить историю, а также повнимательнее рассмотреть несколько похожих по архитектурному стилю Храмов, которые находятся во Владимирской области. Все они – древнейшие Церкви. По официальным данным им почти 900. Лет!
Рассмотрим официальные данные, на примере которых я покажу Вам как «сочиняется» история, как историки не принимают во внимание факты, как на одно и то же событие имеются совершенно разные версии, порой полностью противоположные, которые совершенно не смущают историков. И судя по всему все они считаются вполне себе официальными.
Как столпы официальной истории, например Татищев, сочиняли нашу с Вами историю, и подумаем, можно ли им в этом, после таких мифов доверять.
Покажу Вам, как не революционеры, не атеисты, не богоборцы, зачищают нашу историю. А простые скромные интеллигентные образованные люди – историки, это делают. Хотя судя по их действиям, богоборчество и атеизм многим из них тоже не чуждо.
Начнем с самого интересного, на мой взгляд: Церковь Покрова на Нерли, в Боголюбово Владимирской области.


Вот так она выглядит сейчас. А вот так летом в 2016-м году:


Официальная дата постройки этого Храма – 1164-1165 годы. Построен за ОДИН ГОД. В строительстве принимали участие иностранные зодчие «со всего мира». (Куда же без них. ), хотя все три храма относят к «Школе Владимирско-суздальских» Зодчих. (Школа наша, но строители со всего мира, ну да.. ну да…) Кроме того, по одной из версий, из камня, привезенного из ПОБЕЖДЕННОЙ Боголюбским БУЛГАРИИ, побежденной им, напомню в том же 1164-м году…)



(Производственные сложности нужного камня СТРОГО ПО ПРОЕКТУ, логистика нескольких тысяч тонн вверх по рекам, для историков явно не являются проблемой)
Прежде чем давать свои комментарии, предлагаю несколько ссылок на официальных историков:

Не поленитесь, прочитайте. Там не так многа букафф, но это позволит более критично отнестись к тому что будет далее, и сможет включить вашу аналитику и сравнивать мифы и возможную реальность.

Далее я укажу самые «странные странности» у мифториков, и процитирую их отдельно:
«…1 августа 1164 года во время похода на волжских булгар от имевшихся в русском войске икон Спаса, Владимирской Богоматери и Креста неожиданно начали исходить лучи огненного света. По преданию, в честь этого события князь Владимирский Андрей Боголюбский решил построить храм.
По другой версии, поводом для постройки послужила гибель сына князя Андрея Изяслава во время похода на Волжскую Булгарию…"
Т.е. достоверно не знают, но именно «поэтому»….. Неплохой такой разброс версий, да?

«Храм был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, что в то время было довольно необычным для Руси. Он должен был указывать на особое покровительство Богородицы Владимирской земле….
Из другого источника:
«Как было сказано выше, церковь была названа в честь Покрова, что достаточно странно. Дело в том, что этот праздник зародился именно на Руси, не в Византии, при чем первые иконы, подтверждающие это появились в 14 – 15 веках, в то время как церковь была учреждена в честь этого праздника в 12 веке…..

Ну плюс минус 200-300 лет.. не принципиально же, да. В Византии Иконы, посвященные этому Празднику (а значит и сам Праздник, что логично), появились только в 14-15 веке… (т.е. когда точно, даже Церковные историки не знают?)

Но при этом у Историков еще одна история про название:
«….Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей,…
(В 10-м веке. Т.е за 200 лет до указываемых событий. )

«… который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял….. Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы (в другой версии во время похода) от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово."
Т.е. версий у историков даже не две…. А больше.



«Согласно историку Татищеву, для постройки церкви были приглашены европейские мастера. Как утверждал Василий Никитич, император Римской империи и Андрей Боголюбский были друзьями. (. ) Поэтому Фридрих Барбаросса прислал ему своих мастеров….»
(Ну а чооо? Звонит значит Андрей Юрьич другу своему, и говорит, Фридрих Фридрихевич, дарагой мой друг, я тут решил церковь построить, на бережку, у тебя там мастеров нет, имеющих опыт строительства ПРАВОСЛАВНЫХ Храмов? Да таких, кто с камнем белым может работать?» Фридрих ему: «Ну прям таки с опытом православных Храмов нет, токо католических в стиле Готика… Но это же найн проблем, даш им там памошников, они быстро научатся… Завтра прям самолетом и отправим, в Шереметьево, а далее на тройке варанных, от Масквы за пару дней будут… Токо бы инструмент в багаж пропустили…»
И никого не смущает, что для такого рода обмен письмами того времени займет не один месяц. Не говоря уже про приезд гастрабайтеров из Германской Священной Римской империи… И при этом построили за год…..

Дальше:
«…Интересные факты. Когда смотришь на Церковь Покрова на Нерли, кажется, будто она была построена с учетом окружающей обстановки, настолько хорошо она в нее вписывается. Однако это не так – по мнению археологов в самом начале выглядела она совершенно иначе.


Как именно - вот версии историков:


«…Также стало известно, что холм, на котором располагается церковь, не природный, а воздвигнут человеком. Все дело в том, что весной, когда реки разливаются, полая вода в этом месте поднимается на 3 метра. Чтобы воздвигнуть церковь необходимо было создать фундамент из камней, плит с водостоками. Таким образом под землей находится еще 5 метров церкви, которые не видно.»
И еще:
«…До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров….»
ЯТЬ с ПОЛОВИНОЙ МЕТРОВ ПОД ЗЕМЛЕЙ.
И все это построено за один год. Окружающая обстановка, в которой он хорошо вписан, – это голое поле. До ближайших построек почти полтора км.
Вот тут немного нужно подумать:
Как и зачем построили. Фундамент нынешний это 5,5 метров под землей. Из них 3,7 метра, это стена… ЗАЧЕМ. Какая функция у этой стены – несущие свойства только у фундамента! Почти два метра, фундамента из булыжников, вполне достаточно. Или же после изменения русел окружающих рек засыпали эти три метра, чтобы как то сохранить хоть что то? Или это было насыпано не людьми, а природой, и пришлось облагораживать уже то что осталось?
И главное – если русло реки не менялось, уровень реки не менялся… То ГЛАВНЫЙ ВОПРОС - каждый из Вас, наверное знает что такое ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ. В данном месте они думаю даже без разливов реки, на пару метров уже есть… А на 5,5 метра?
Для постройки этого Храма нужно было бы выкопать котлован метров 20 на 20 и углубиться на 5,5 метра. Грунтовая вода тут же этот котлован превратила бы в озеро…
Это сейчас можно изолировать шпунтом Ларсена весь периметр, воду откачать, а раньше.
В воде по шею что ли строители стояли? Или воду ведрами деревянными черпали.
Или же русло и уровень воды в реках были другими? Значительно ниже?
Нет ответа у историков.



Я думаю все же и уровень воды был ниже, и русло было другим. Иначе в этом месте ничего не построить….

«….1784 (т.е. спустя 620 лет после строительства. ) был решающим для храма. В этом году он мог полностью исчезнуть. (думаю даже знаю от чего, и это не то о чем говорят историки) Настоятель Боголюбского монастыря намеревался разобрать церковь, чтобы из полученного материала воздвигнуть врата. (Нормальный настоятель, да? Разобрать Храм. на «врата», он точно в курсе что такое Церковные каноны, святость, намоленность и т.д. Походу он в черной кожанке ходил, и с наганом в большой кобуре, и алым бантом на груди)) Однако подрядчик не согласился на предлагаемою цену и церковь уцелела…. (Слава Подрядчикам. )
Опять этот самый период, 1780-е годы. Когда столько всего на Руси интересного произошло….
«…О прочности стен ходят легенды. Говорят, материал привезли из Поволжья. После победы Боголюбского над булгарами их обязали поставлять сюда белый камень. По другой версии, известняк добывали в подмосковном селе Мячково. Чтобы сделать камень гладким, рабочие наносили по 1 тыс. ударов резцов с каждой стороны…»





Ну да… Булгары везли камень против течения Волги, против течения Оки. Против течения Клязьмы…. И выглядят камни, как ПИЛЕННЫЕ. Там нет никаких «ударов резцом»…, а те которые есть - следы от сбивания (а не реконструкции), внутреннего убранства Храма.
«….в 1877 году церковь стали ремонтировать, да так, что пострадали все картины и фрески — их сбили. Снаружи храм оббили железными стяжками, и кое-где белокаменные барельефы заменили гипсовыми…»
«….До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации….»
Неплохая реставрация? Взяли и сбили все фрески и роспись….Что было на этих фресках, и какое было убранство? а это уже время когда во всю использовалась фотография, и Проскудин-Горский кстати посещал эти места, историков почему то вообще не интересует, фото до «реставрации» нет.
А вот последствия. такой, РЕСТАВРАЦИИ


Ну и напоследок. Чтобы никто ничего не вздумал копать, или изучать, и не дай Бог чего то найти, что не соответствует официальным мифам….
«….Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО….»
Кто бы сомневался. Все что не успели за предыдущие столетия зачистить или разрушить, теперь строго-настрого охраняется. ЮНЕСКО. А это значит, что если вдруг кто то захочет изучить, покопать, или взять пробы, должны будут просить на это разрешение у МЕЖДУНАРОДНОЙ организации. Думаю какой будет ответ, очевидно каждому?




То что с ним не все так просто, мы можем убедиться прямо сейчас:
В качестве доказательства, есть одно ОФИЦИАЛЬНОЕ фото. Оно находится на стенде в Боголюбском Монастыре. Можно найти его и в интернете, в разделе старых фото Владимира. И это не фотомонтаж… Как эта фотография проскочила цензуру, я не понимаю. Но она очень интересна.

Если вы прочитали официальные истории об этом храме, вы нигде не встретили информацию от историков, ни научных, ни церковных, что этот Храм (Скит) был частью БОЛЬШОГО КОМПЛЕКСА СОСТОЯЩЕГО ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦЕРКВЕЙ. Именно так! Да, был Холм, да была галерея, да теперь есть рядом маленькая церквушка… Но не более того…
А вот теперь смотрим на фото конца 19-го века…. Периоде той самой «неудачной реставрации"… Когда сбили фрески. И что мы видим?


В интернете удалось найти еще одну эту очень похожую фотографию:


Ну как Вам.
Рядом с обсуждаемым Храмом, в конце 19-го века, находилась еще одна церковь, явно построенная не в 19-м веке. Т.к. в этот период строится огромный Храм в Монастыре, самим Тоном. И церковь рядом с Покровской - я бы сказал даже БОЛЬШЕ чем Покрова на Нерли. С большой Колокольней. И это не та, маленькая постройка, что есть сейчас:


На фотографии 19-го века, Мы очень хорошо видим рядом с этой церковью, достаточно БОЛЬШОЙ ХРАМ.
О котором, повторюсь, историки почему-то скромненько молчат…. Что это был за Храм? Когда был построен? Или действительно Скит? (Как указано на стенде?)
Станно? Не правда ли?

И что, получается что в 19-м веке, в поле было мало одного Храма. Нужно было рядом построить еще один? Гораздо больше этого? Ну тогда когда и кто и зачем его построил? А потом почему то и его зачистить. Причем зачистить так, чтобы его следов не осталось не только рядом с данным храмом, но и в письменных источниках? И о котором не знает никто, ни Татищев, ни другие историки.
Он там для чего был построен? Если не для проведения служб в месте, где УЖЕ ОДНОГО БЫЛО ПРОСТО НЕДОСТАТОЧНО?! Поэтому построили и второй. Поэтому, значит, территория ВОКРУГ этого места была совсем недавно застроена домами, большим количеством домов, тут жили люди, рядом с которыми и был построен Храм!
ГЛАВНЫЙ ВОПРОСЫ: КУДА,КОГДА И ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ОНИ ОТСЮДА ИСЧЕЗЛИ.
Нет, серьезно? Так разве бывает. Историки не заметили рядом Храма который гораздо больше, и ничего об этом не сказали? И После этого я должен поверить всему этому бреду что там написан про 900 лет жизни Храма, построенного из материала, срок жизни которого в нашем климате, любой честный строитель назовет лет 400, максимум 500, и то при идеальных условиях.
В общем, думаю этой информации и этих вопросов достаточно, чтобы усомниться в официальной версии историков, по этому замечательному месту.
А какая правда? Думаю ответив на все заданные вопросы, честно, не оглядываясь на исторические мифы, каждый думающий сам может найти эту правду…

Церковь Покрова на Нерли

Из всех храмов, построенных в Древней Руси, одним из самых известных в мире, стала совсем небольшая церковь, расположенная на слиянии рек Клязьмы и Нерли, посвящённая празднику Покрова Богородицы. По преданию, её повелел построить князь Андрей Боголюбский (ок.1111-1174 гг.) в память о своём погибшем сыне Изяславе (1147-1165 гг.).

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря: « Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства ». Что же сделало этот храм таким знаменитым? Прежде всего - его удивительный гармоничный облик.

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова возвышается над берегом, на холме, поросшем травой и деревьями. Образ её удваивается в отражении небольшой речки Нерль. Здание будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма.

Вроде ничего особенного, но… Стройный силуэт, весь словно устремлённый вверх, высокий барабан с луковичной главой, которые по высоте, почти равны основному объему храма и ненавязчиво украшающая прясла белокаменная резьба…

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом нежной девушки-невесты (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря) и называют «белой лебёдушкой», «поэмой, запечатлённой в камне».

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Исследователи искусства и культуры единодушно соглашаются, что во всей русской храмовой архитектуре, вероятно, нет памятника более лиричного.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создаёт тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворённой и летящей ввысь музыке или песне, - пишет Н.Н. Воронин. - Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими».
Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Однако, таким ли, действительно, был этот храм, когда его построили? Данные археологии говорят о том, что облик его был совсем иным. Начнём с того, что холм, на котором он стоит и, который, так естественно, возвышается над рекой, был создан специально, чтобы церковь не пострадала во время весенних разливов рек и половодий. Этот своеобразный рукотворный пьедестал для храма, по приказу князя Андрея, был весь покрыт белокаменными плитами, а также снабжён водостоками и лестничными пролётами, «сбегающими» к пристани, устроенной у подножия холма.

Фундамент церкви уходил в землю на глубину 5,3 м! Основной объём храма, который кажется нам сегодня таким совершенным и самодостаточным, был некогда обнесён галереями-гульбищами, высотой до пяти с половиной метров. Иной была и главка Покровской церкви – не луковичной, как сегодня, а шлемовидной, с деревянным покрытием, напоминающем «чешуйки».

Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция. Церковь Покрова на Нерли. Реконструкция.

Получается, современный облик храма, такой гармоничный, цельный и законченный, - лишь малая часть былого великолепия. Можно только представить, как выглядело это место когда-то: над водой один над другим поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. И вот перед нами уже не лиричная изящная постройка, какой она представляется нам сегодня, а величественный, нарядный и торжественный княжеский храм.

Кроме того, современные исследователи предполагают, что церковь являлась лишь частью построек, окружавшего её монастыря.

Церковь Покрова на Нерли и монастырские постройки. Реконструкция. Церковь Покрова на Нерли и монастырские постройки. Реконструкция.

Таким образом, церковь Покрова на Нерли можно с полным правом назвать «дважды шедевром», так как одинаково прекрасны и её первоначальный вид и сегодняшний.

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Однако именно современный облик церкви Покрова на Нерли, принёс ей всемирную славу. Чудесный и поэтичный, он привлекает множество туристов. Приведём слова историка культуры Льва Любимова, писавшего об этом шедевре следующее: « Водная гладь, заливные луга и, словно башня, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконической красоте… ».

Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы автора о мировой культуре в полном каталоге статей.

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций:

Загадки храма Покрова на Нерли, с.Боголюбово

Эту церковь, за её лаконичную красоту, называют одной из самых красивых церквей России. Расположена она в 6 км от Владимира. Издалека она кажется простой и ничем не отличается от других, но при приближении понимаешь, что детали её декора можно разглядывать часами.

К Покрову на Нерли мы ездили в рамках выходного дня Владимир-Гусь Хрустальный. Шли мы пешком от Боголюбского монастыря, но за рассказами экскурсовода, дошли очень быстро.

На самом деле про эту церковь известно не так много, да и много противоречий и загадок связано с ней. Про них я и хочу рассказать кратко.

Про историю Церкви Покрова на Нерли постройки точно известно только, что построена она при при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера. Но это не точно, известно только, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Но точных данных кто именно строили Покров на Нерли нет.

Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства.

Это первый известный в мире храм, посвященный празднику Покрова Божией матери.

Праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.

Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли.

Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями.

Один из вариантов первоначального вида храма. Авторская графическая реконструкция Николая Воронина Один из вариантов первоначального вида храма. Авторская графическая реконструкция Николая Воронина

Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Больше всего в этом храме поражает его фасадный декор, который сохранился практически в первоначальном виде.

Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов. Главная его составляющая — это барельефы.

На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида , который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.

Лев

Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.

Голубь

По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц.

Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма? Еще одна загадка.

Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу.

Грифон, несущий лань

Еще одно интересное изображение — грифон, несущий лань . В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.

Место расположения храма вызывает тоже вопросы. Первый: почему на Нерли, если она находиться в отдалении, а храм стоит на берегу пруда, но оказывается этот пруд - это фрагмент старого русла реки.

А второй вопрос: почему Андрей Боголюбский решил построить храм именно в этом месте. Ведь совсем недалеко стоял его монастырь-крепость, где он жил со своей дружиной.

Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.

Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария (историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне Камы, существовавшее с X по XIII век) — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.

Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Но подтверждения этой версии пока нет. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.

Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.

Т.к. к храму мы смогли придти только вечером, то внутрь нам попасть не удалось, но даже прогулки вокруг Покрова на Нерли достаточно, чтобы восхититься работой мастеров.

Спасибо что дочитали статью.

Подписывайтесь на мой канал , будет много интересных маршрутов, увлекательных мест и удивительных историй. Давай те путешествовать интересно!

Покрова на Нерли – духовные ворота Владимиро-Суздальской земли

А пока насладимся прекрасным видом. Сверху – прозрачная синь небесных просторов, у подножья – мерцающие отблески водной глади, снизу – примерно пять метров прочного камня, вокруг – спокойное и неторопливое течение времени. А сама церковь – это портал, ворота истории, которые позволят нам сегодня перенестись более чем на 800 лет назад, чтобы раскрыть смысл появления этой уникальной постройки на владимирской земле. А ведь это чудо сотворил человек! Безусловно, не без помощи Божией…


Зачем князю Андрею Боголюбскому понадобилось строить в чистом поле храм, кто и в каких традициях его возводил, что означает белокаменная резьба на фасаде церкви и как выглядят граффити, нацарапанные на стенах, расскажет и покажет народный гид Алексей Валентинович в очередном выпуске программы «Точка на карте».

Врата торговые и идеологические

Это факт вполне оправдывает строительство весьма дорогостоящего храма в столь необычном месте. Фактически он стал торговыми воротами Владимиро-Суздальской земли. Отсюда суда брали курс на резиденцию князя. Таким образом, Покрова на Нерли становилась своеобразной визитной карточкой, первой постройкой, которая встречала прибывающих купцов и путешественников. Более того, есть мнение, что здание церкви, которая по всем признакам напоминает небольшую крепость, было таможенным пунктом. Он и осуществлял функции надзора над торговлей.

Существует еще одна версия: храм был построен по велению князя Андрея якобы «за один сезон» в знак памяти о его сыне Изяславе Андреевиче, который погиб в юном возрасте в походе против Волжской Булгарии в 1165 году. Указанный факт упоминается в тексте «Жития князя Андрея Боголюбского» (1702 год), однако это не отрицает и утилитарной версии, связанной с торговлей. Также в «Житии…» сказано, что вместе с церковью был основан и Усть-Нерлинский монастырь.


Курс на европейскую цивилизацию

Андрей Боголюбский был сильным и независимым политическим деятелем. Он задумал создать на владимирской земле государство, не просто равное Киеву, но превосходящее Киев. И это желание отразилось в том, кем именно и как была построена церковь на заливном лугу.

В середине XII века для возведения храма был приглашен итальянский архитектор, который воплотил в своем создании все лучшие достижения европейской цивилизации того времени. А князь Андрей этим выбором недвусмысленно показал свой политический курс.


Для большей прочности храм изнутри был перетянут дубовыми связями, о существовании которых можно догадаться по сохранившимся квадратным углублениям в стенах. А вот манера строительства соответствовала римской традиции: храм возвели из белого камня, что было более свойственно Западной Европе, отделка здания также выполнена на европейский манер.


Рукотворный холм – полет средневековой инженерной мысли

Но самая невероятная конструкция в структуре храма не столь очевидна. Именно благодаря ей Покрова на Нерли простояла восемь веков и дошла до наших дней в целости и сохранности. Холм, на котором она стоит, рукотворный. Более того, это сложная инженерное сооружение, созданное с изрядной дальновидностью.

Почвы пойменного луга весьма подвижны, поэтому постройка на неукрепленном фундаменте да еще в низине быстро бы разрушилась. Кроме того, на лугу бывают сильные разливы, перед которыми храму было бы просто не устоять.

Чтобы этого избежать, в месте постройки вырыли глубокие рвы, которые заполнили огромными речными булыжниками. Считается, что фундамент оставили в таком виде примерно на год, чтобы он осел (эта версия как раз противоречит мнению, что церковь была построена в один сезон). Далее на булыжник уложили тесаный известняк, получилось возвышение квадратной формы, которое просто засыпали землей. Вот так и получился рукотворный холм, который изначально был облицован белым камнем.


Ваше высочество

Подчеркнем, что для моления князя в храме было обустроено специальное место. Попасть на него можно было, поднявшись с галерей. До наших дней на южной (внешней) стене церкви Покрова на Нерли сохранился дверной проем, через который можно было попасть внутрь.



Вид на алтарь с хоров

Ангелы со звериными ликами

До сих пор открыт вопрос о толковании символики белокаменной резьбы на церкви Покрова на Нерли. Здесь выделяются несколько сюжетов: царь Давид, сидящий на троне; грифон, «когтящий лань» и так называемые женские маски. Что все это значит? Если подходить к этому вопросу в русле средневековой православной традиции, то объяснения весьма логичны. В центре на верхнем ярусе фасада выделяется фигура царя Давида, сидящего на троне. Это библейский образ символизирует Бога. Не случайно именно на уровне барельефа с Давидом было расположено место моления самого Андрея Боголюбского. Этот факт указывал на божественное происхождение княжеской власти.


А что же означает популярный сюжет «грифон, когтящий лань»? Считается, что именно так в средние века изображали ангелов, несущих души праведников в рай. Учитывая место расположения этих барельефов (рядом с царем Давидом, в раю), это объяснение вполне убедительно.


Грифон, когтящий лань


Вероятно, это тоже ангелы, раз они находятся так близко к куполу, где некогда был нарисован образ Христа. Да, в куполе были росписи, которые окончательно сбили примерно 150 лет назад. Здесь было изображение Спасителя, сидящего на херувимах.


А это так называемые женские маски, украшающие фасад здания. Почему-то их называют женскими, хотя не исключено, что это тоже ангельские лики, ведь зона фасада, где они расположены, – это и есть символический рай.


Народные граффити

Как мы уже говорили, живописное убранство храма не сохранилось, однако на каменных стенах можно найти рисунки и надписи, оставленные прихожанами в разные столетия. Об этом мало кто знает, но благодаря нашему осведомленному гиду мы их рассмотрели. Вот здесь, к примеру, изображена сама церковь Покрова на Нерли. Граффити относится предположительно к XII веку, то есть оно появилось в глубокой древности.



А вот тут выцарапаны кони, бегущие по заливному лугу (изображение реконструировано). Рядом надпись, которую можно перевести так: «Константин, подкуй коней!». Вероятно, это шуточное обращение одного пастуха к другому. И почему-то способом передачи послания была выбрана стена древнего храма. Граффити относится к XV столетию.


Есть и еще. При желании можно все внимательно рассмотреть. Вот этот рисунок встретился нам на верхнем ярусе храма.


Граффити на хорах

Легенды о подземных ходах

Еще одна забавная история. Многие слышали о подземных ходах, которые якобы ведут от Покрова на Нерли до Боголюбово или даже до Владимира. Это не более чем легенды. И их появление связано с недавно проводимыми раскопками у южной стены храма. В XVII веке в церкви были вырыты подвалы, которые и были обнаружены в ходе этих раскопок. Местные жители приняли дыры в земле за подземные ходы. А дальше эта история, как водится, обрастала все новыми и новыми таинственными подробностями.


В окрестностях чудесной церкви Покрова на Нерли красиво в любое время года, в любую погоду. И даже если ты не раз здесь бывал, сюда тянет снова и снова. Возможно, потому, что рядом с этим изящным храмом наполняешься энергией, светом и верой в самое лучшее. Андрей Боголюбский задумывал свое творение не только как торговые, но и как духовные ворота Владимиро-Суздальской Руси. Белокаменная церковь Покрова Богородицы должна была стать (и стала!) символом ее богатства, величия и высокого уровня культурного развития. Это князь хотел показать всему миру. И сейчас, спустя восемь веков, каждый из нас может воспользоваться этими воротами и совершить увлекательное и важное путешествие к своим духовным корням, к истокам родной истории, в полной мере ощутив себя ее частью.

P.S. Осталось добавить, что церковь Покрова на Нерли несколько раз намеревались разобрать, но она устояла. О том, как храм хотели перенести в село Новое и почему не получилось, мы писали здесь.

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Храм Покрова на Нерли: мифы и факты


Покровский храм на Нерли в обиходном сознании — чуть ли не один из символов России. Его лаконичные очертания над речной гладью легко вспомнит каждый. И кажется, что известно об этом храме всё… Да только история, по обыкновению, таит в себе много неожиданностей.

Храм Покрова на Нерли, реконструкция первоначального вида по Н.Н.Воронину

Храм Покрова на Нерли, реконструкция первоначального вида по Н.Н. Воронину

Летописи и даты

Прежде всего, неизвестен точный год строительства знаменитой церкви. Традиционная датировка её 1165 или 1165–1167 годами опирается на очень поздний источник — «Житие Андрея Боголюбского» XVIII века, где сказано: «Cего же лета [1165] сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде… Cей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяше…более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устье реки Нерли… оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Откуда автор этого памятника так точно узнал обстоятельства постройки храма спустя шесть веков — непонятно.

Другую датировку предлагает единственный сохранивший память о строительстве храма летописный источник — Владимирский летописец XVI века, где под 1158 годом сказано: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». Однако и четыреста лет спустя достоверно судить о строительстве храма в Древней Руси было тяжеловато.

Таким образом, единственное, что можно утверждать с большей или меньшей степенью вероятности — какой бы ни была точная дата закладки храма, столь сложное сооружение едва ли было построено за один сезон.

Внешний облик

img1451

Ещё большая неожиданность подстерегает того, кто пытается рассуждать о нынешнем облике Покрова на Нерли как «совершенном». Дело в том, что в древности храм выглядел совсем не так, как сейчас.

Ещё в XIX веке раскопки открыли в земле окружающего его холма некие утраченные архитектурные детали. После исследований середины XX столетия стало окончательно ясно: некогда облик церкви не был столь лаконичным. С трёх сторон её окружала галерея, имевшая на крыше открытое гульбище. Основания этого сооружения сохранились в земле на расстоянии 2,5 метров от нынешних внешних стен. С одной из сторон открытая галерея сменялась сплошной стеной, скрывавшей вход на хоры.

По-видимому, под влиянием осадков открытая галерея со временем разрушилась. Нынешнее же впечатление законченности храма сложилось благодаря обычаю древнерусских мастеров начисто отделывать даже те стены, которые потом оказывались загорожены пристройками.

Иным, более вытянутым, шлемовидным по форме, судя по всему, был в древности и купол.

Особенности посвящения

Своеобразную загадку скрывает в себе и первоначальное посвящение храма. Дело в том, что все дошедшие до нас ранние источники упоминают церковь на Нерли не как Покровскую, но как Богородичную.

Более того, Покров как особый праздник, установленный в честь чуда Богородицы, произошедшего во Влахерне, сохранился только в русском месяцеслове, и время его возникновения определяют обычно как довольно позднее.

Самые ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV–XV векам. В целом же установление праздника принято связывать именно с Андреем Боголюбским и… строительством Покрова на Нерли.

Возможно, однако, что князь, весьма почитавший Пресвятую Богородицу, которой он посвятил также главный собор Владимира — Успенский и надвратную церковь Ризоположения, при основании этого храма имел в виду совсем другие события.

Дело в том, что в росписях барабана Покровской церкви в XIX веке были обнаружены фигуры, определённые реставраторами как изображения мучеников Маккавеев и их матери Соломонии. Такая подробность росписи позволяет соотнести храм на Нерли с другим праздником — Изнесением древа Креста Господня, отмечаемым 1 (14 августа), как и память свв. Маккавеев.

Версию о таком посвящении подтверждает и нахождение в окрестностях храма на Нерли большого белокаменного креста XII века.

В то же время дата 1 (14) августа отмечена в святцах ещё одним чудом. Непосредственно связанным с жизнью Андрея Боголюбского.

Таким образом, храм, росписи которого были связаны с 1 августа, изначально мог сочетать в себе традиции почитания различных святынь и покровителей — Креста и Пресвятой Богородицы. На «крестное» посвящение храма косвенно указывает и его близость к воде.

Позднее связь воды и богородичного посвящения церкви могла напомнить владимирцам о чуде Ризы Богородицы во Влахерне. Однако это напоминание о событиях 860 года, когда Константинополь был чудесно спасён именно от нападения русичей, на русской почве могло восприниматься как не совсем комплиментарное.

В итоге идея о связи храма с заступничеством Богородицы приобрела, по всей видимости, вид почитания другого влахернского чуда — праздника Покрова. Что же самого храма, то он, по предположениям исследователей, мог стать Покровским даже без специального переименования.

При написании материала использована статья Т. П. Тимофеевой, С. М. Новаковской-Бухман Церковь Покрова на Нерли.

Читайте также: