Фундаментом социального прогресса выступает

Обновлено: 03.05.2024

Вспомогательные материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Вспомогательные материалы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию .

ТЕМА 6. Понятие общественного прогресса.

1.Прогресс и регресс.

Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Двумя основными противоположными линиями общественного развития считаются прогресс и регресс.

Прогресс (от лат. «движение вперёд, успех») - одна из двух основных линий развития общества, при которой позитивные сдвиги перевешивают негативные и происходит поступательное движение общества от низших форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс (от лат. «движение назад») – одна из двух основных линий развития общества, при которой негативные сдвиги перевешивают позитивные, происходит обратное движение общества от более высоких форм общественной организации к более низким и упрощённым.

2.Критерии (примеры) общественного прогресса:

В технике и технологиях:

1.Введение в строй нового оборудования для добычи нефти.

2.Строительство мусороперерабатывающих заводов вместо заводов по сжиганию мусора.

3.Расширение и использование энергии солнечных и ветряных электростанций.

4.Создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него.

5.Создание средств вооружённого нападения дальнего действия.

6.Строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах.

Гуманизация общественных отношений:

1.Запрет на применение смертной казни как вида уголовного наказания.

2.Введение юридической ответственности за жестокое обращение с животными.

3.Расширение спектра уголовных санкций, не предусматривающих лишения свободы.

3.Противоречивость прогресса:

1.Прогресс охватывает не все сферы общества одновременно.

2.Прогресс в одной сфере человеческих отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой.

3.Прогресс приводит к неоднозначным последствиям.

Примеры, иллюстрирующие противоречивость прогресса:

1.Египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей.

2.Прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды.

3.Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - всё это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

4.Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан.

5.Развитие орудий труда, технологические революции – яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы земли.

6.Удобства городской жизни сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязнённым воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т.д.

7.Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное оружие массового уничтожения. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда человека, но повлекло за собой новые болезни, связанные с непрерывной длительной работой у дисплея.

Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос, а можно ли вообще говорить о движении человечества вперёд. Поэтому особый смысл имеет обоснование критериев общественного прогресса.

4.Проблема негативных последствий прогресса:

Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему.

В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз «СМС-зависимость».

5.Теории общественного развития:

Прогресс возможен только для отдельного человека, но не для истории.

Существует извечная проблема: как совместить столь различные взгляды?

Очевидно, что критерием общественного прогресса может являться мера свободы , которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития её потенциальных возможностей . Таким образом, степень прогрессивности того или иного развития следует оценивать по степени «человечности» общественного устройства, по уровню гуманизации общества.

1.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер

2)успехов в освоении космического пространства

3)отмирания обычая кровной мести

4)учения о разделении властей

2.В страну А. вторглись кочевники, разорив города, сёла, разрушив сложные ирригационные системы земледелия. На долгие годы пришли в запустение торговые центры, сместились торговые пути.

Какая форма общественных отношений может быть проиллюстрирована приведённым примером?

3.С помощью такого критерия как гуманизация общественных отношений можно проиллюстрировать прогрессивный характер

1)использования информационных технологий в школьном образовании

2)освоения нового способа добычи нефти на морском шельфе

3)смягчения уголовного законодательства, введение санкций, не связанных с лишением человека свободы

4)проведения исследований в области создания органических веществ с заранее заданными свойствами

4.К факторам, подтверждающим противоречивость прогресса, учёные относят

1)отсутствие подъёмов и спадов, линейное развитие

2)положительные и отрицательные последствия прогрессивных сдвигов

3)положительные изменения во всех сферах общественной жизни

4)медленное поступательное развитие всех сфер общественной жизни

5.Прогрессивный характер какого из перечисленных социальных явлений основан на успехах науки и техники?

1)введение всеобщей воинской повинности

2)реформирование системы государственной службы

3)использование обществом энергосберегающих технологий

4)окончание холодной войны

6.Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о

4)не имеющем направления процессе

Задание. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны (+)

2.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Общественный прогресс - сложное и противоречивое явление, его результаты неоднозначны.

Б. Интегрирующим критерием общественного прогресса выступает упрочение и развитие нравственных основ общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.С помощью такого критерия как гуманизация общественных отношений можно проиллюстрировать прогрессивный характер

1)проведения исследований в области создания органических веществ с заранее заданными свойствами

2)введения нового поколения микропроцессорных технологий

3)отказа от смертной казни как меры наказания за особо тяжкие преступления

4)запуск нового модуля Международной космической станции (МКС)

4.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире.

Б. Наиболее очевидны проявления общественного прогресса в сфере материального производства.

1) верно только А

2) верно только Б (+)

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о прогрессивном развитии общества?

А.Социальный прогресс - переход к более совершенным формам развития общества.

Б.Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении истории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А.Общественный прогресс возможен только в области техники и технологии, не затрагивая сферу духовности, нравственных устоев.

Б.Общественный прогресс представляет собой совокупность всех поступательных изменения в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________(1) прогресса французские просветители видели в развитии человеческого _________(2), в распространении ________(3). Столь оптимистический взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической _________(4) к другой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________(5), рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом _________(6), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному».

Задание. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Исторический _________(1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные _________(2), являющиеся неотъемлемой его сущностью:___________(3) людей (индивидов, социальных групп), продукты человеческой ___________(4) (материальные, духовные), суждения, высказывания (теории, идеи, концепции). Его основу составляют ___________(5), то есть те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и ___________(6)».

Укажите все верные суждения об общественном прогрессе, его критериях и формах. Обведите их номера.
1) Свойством прогресса является его противоречивость, новые явления,
открытия могут иметь не только положительные, но и негативные,
разрушительные последствия.
2) Один из критериев прогресса – утверждение в обществе
гуманистических ценностей, прав и свобод человека.
3) Формой общественного прогресса, характеризующейся органичностью,
преемственностью развития, является социальная революция.
4) Реформа направлена на поступательное развитие общества, проводится
по инициативе властей и затрагивает отдельные стороны жизни людей.
5) Проявлением прогресса можно считать разрушение прежних
социальных институтов и структур

SilentChild

Прочитай стихотворение и выскажи свое отношение к словам автора. Для человека мысль-венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим приз … накам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живет не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

проверка судом завещание на действительность это? ​

Помогите пожалуйста. 1. Дорога из города А в город Б занимает 6,5 часа на поезде, стоимость билета 1700 руб., на самолёте 2,5 часа и 3400 руб. Алекса … ндр зарабатывает 240 руб. в час, Егор 320, Борис 615. Какой вид транспорта выберут товарищи? 2. На строительство гостиницы потрачено 70 млн рублей, для завершения стройки необходимо ещё 45 млн рублей. Экономисты прогнозируют ухудшение ситуации в гостиничном бизнесе и размер дохода в 30 млн рублей. Нужно ли заканчивать строительство? Почему?

Фундаментом социально прогресса выступает

Учебник. Обществознание. 8 класс. А.И. Кравченко. § 4. Социальный прогресс и развитие общества. (ТЕЗИСЫ).


§ 4. Социальный прогресс и развитие общества.

Каждая фаза в эволюции человечества называется исторической эпохой.

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ.

Закон ускорения исторического времени.

Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Суть его в том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Дольше всего существовал первобытный строй — несколько сот тысяч лет.

Интересные факты.

Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные.

  • В современном мире поток информации удваивается каждые 20 месяцев
  • История человечества, начиная с кроманьонца до человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет.
  • 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги.
  • При электрическом освещении живет лишь пятое поколение.
  • Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.

Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло:

  • для бумаги — 1000 лет;
  • паровой машины — 80 лет;
  • телефона — 50 лет;
  • самолета — 20;
  • транзисторной техники — 3 года;
  • волновых передач — 20 лет; лазеров -полгода;
  • факсов — всего 3 месяца.

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялся по мере приближения к современному обществу.

  • Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс.
  • Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры.
  • Около 8 — 10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
  • Приблизительно б тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы.
  • 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и атомного оружия.
Закон неравномерного развития народов и наций.

Нации и народы развиваются неравномерно. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

Пути развития общества.

Если ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, принято говорить о прогрессе .

Если ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе.

Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

Социальный прогресс включает в себя составные части:

  • экономический прогресс (повышение производительности труда, высокое развитие экономики, улучшение уровня жизни людей и др.),
  • технический прогресс (развитие науки и техники, вытеснение ручных орудий машинами, уступающими место автоматизированным комплексам и т.п.),
  • культурный прогресс (из толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство, а позже массовая культура; наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем изящные искусства; расширение духовных связей между странами и народами и др.)

Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.


Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Если прогресс — глобальный процесс, сопровождающий движение человечества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный, или частный, процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло порой задерживаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским , второй — революционным.

РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Виды реформ.

Социальные реформы.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы). Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения.

Экономические реформы.

Примеры:

  • переход экономики на рыночные отношения,
  • приватизация,
  • закон о банкротстве предприятий,
  • новая налоговая система и др.

Политические реформы.

Примеры:

  • изменение конституции,
  • изменение формы голосования на выборах,
  • расширение гражданских прав и свобод,
  • переход от монархии к республике и др.

Употребляется также выражение « законодательные реформы », но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.

По влиянию на пути развития общества выделяют реформы:
  • прогрессивные – способствуют развитию вперёд;
  • регрессивными – ухудшают положение в обществе, препятствуют движению вперёд (например, введение цензуры в печати).

Реформы затрагивают не все, а каждую в отдельности страну, поскольку это внутреннее дело государства.

Реформы всегда проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.

РЕВОЛЮЦИЯ.

Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.


Пример.

Октябрьская революция 1917 г. (или Октябрьский переворот).

Революция 1917 года проводилась с такой целью свержения Временного правительства, установление власти большевиков, изменения всех сфер общества: в результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, расстреляны большинство священников, ликвидированы свобода вероисповедания и многое другое – то есть были измены основы существующего строя.

Виды революций по продолжительности:

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция , представлявшая собой качественный скачок от собирательства к земледелию.

Второй глобальный процесс — промышленная революция XVIII—XIX веков . Она привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).

Кратковременной была Октябрьская революция (произошла в ночь с 25 на 26 октября 1917 года — по старому стилю).

Фундаментом социально прогресса выступает

8.7. Основные формы и направления социального развития

Рис. 27. Основные формы социального развития

Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.

Вторым глобальным процессом называют промышленную революцию ХYIII- Х1Х веков. Она также сыграла большую роль в истории человечества, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран: уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные рамки, провозглашены равные гражданские права. С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

Глобальные революции затрагивают все сферы общества и множество стран, поэтому требуют много времени. Однако они всегда приводят к качественному изменению жизни общества.

Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 года, охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия. В ней буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, отстающей в развитии.

Фундаментом социального прогресса является

Учебник. Обществознание. 8 класс. А.И. Кравченко. § 4. Социальный прогресс и развитие общества. (ТЕЗИСЫ).


§ 4. Социальный прогресс и развитие общества.

Каждая фаза в эволюции человечества называется исторической эпохой.

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ.

Закон ускорения исторического времени.

Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Суть его в том, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, доиндустриальное общество протяжённее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Дольше всего существовал первобытный строй — несколько сот тысяч лет.

Интересные факты.

Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные.

  • В современном мире поток информации удваивается каждые 20 месяцев
  • История человечества, начиная с кроманьонца до человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет.
  • 1 200 поколений жили в пещерах, 240 — в условиях существования письменности, 22 — имели напечатанные книги.
  • При электрическом освещении живет лишь пятое поколение.
  • Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.

Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло:

  • для бумаги — 1000 лет;
  • паровой машины — 80 лет;
  • телефона — 50 лет;
  • самолета — 20;
  • транзисторной техники — 3 года;
  • волновых передач — 20 лет; лазеров -полгода;
  • факсов — всего 3 месяца.

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялся по мере приближения к современному обществу.

  • Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс.
  • Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры.
  • Около 8 — 10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
  • Приблизительно б тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы.
  • 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и атомного оружия.
Закон неравномерного развития народов и наций.

Нации и народы развиваются неравномерно. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

Пути развития общества.

Если ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, принято говорить о прогрессе .

Если ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе.

Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история.


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

Социальный прогресс включает в себя составные части:

  • экономический прогресс (повышение производительности труда, высокое развитие экономики, улучшение уровня жизни людей и др.),
  • технический прогресс (развитие науки и техники, вытеснение ручных орудий машинами, уступающими место автоматизированным комплексам и т.п.),
  • культурный прогресс (из толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство, а позже массовая культура; наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем изящные искусства; расширение духовных связей между странами и народами и др.)

Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.


Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Если прогресс — глобальный процесс, сопровождающий движение человечества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный, или частный, процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло порой задерживаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским , второй — революционным.

РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

Виды реформ.

Социальные реформы.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы). Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения.

Экономические реформы.

Примеры:

  • переход экономики на рыночные отношения,
  • приватизация,
  • закон о банкротстве предприятий,
  • новая налоговая система и др.

Политические реформы.

Примеры:

  • изменение конституции,
  • изменение формы голосования на выборах,
  • расширение гражданских прав и свобод,
  • переход от монархии к республике и др.

Употребляется также выражение « законодательные реформы », но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.

По влиянию на пути развития общества выделяют реформы:
  • прогрессивные – способствуют развитию вперёд;
  • регрессивными – ухудшают положение в обществе, препятствуют движению вперёд (например, введение цензуры в печати).

Реформы затрагивают не все, а каждую в отдельности страну, поскольку это внутреннее дело государства.

Реформы всегда проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населения.

РЕВОЛЮЦИЯ.

Революция — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.


Пример.

Октябрьская революция 1917 г. (или Октябрьский переворот).

Революция 1917 года проводилась с такой целью свержения Временного правительства, установление власти большевиков, изменения всех сфер общества: в результате были уничтожены частная собственность, городская и сельская буржуазия, расстреляны большинство священников, ликвидированы свобода вероисповедания и многое другое – то есть были измены основы существующего строя.

Виды революций по продолжительности:

Самым длительным процессом в истории человечества была так называемая неолитическая революция , представлявшая собой качественный скачок от собирательства к земледелию.

Второй глобальный процесс — промышленная революция XVIII—XIX веков . Она привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством).

Кратковременной была Октябрьская революция (произошла в ночь с 25 на 26 октября 1917 года — по старому стилю).

§ 4. Социальный прогресс и развитие общества

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялся по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8 — 10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно б тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и атомного оружия.

Другой закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, но при этом не утратили традиционные ценности, самобытные, существовавшие ранее народные обычаи и нравы.

Закон ускорения истории — это еще не все, что необходимо знать о развитии общества. В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, принято говорить о прогрессе. В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история.

Она убеждает нас в том, что нет ни одного общества, где орудия труда не совершенствовались бы, а, напротив, ухудшались. Чем они современнее, тем выше производительность труда и в промышленности, и в сельском хозяйстве, тем больше людей можно прокормить на одной и той же площади. Повышение эффективности земледелия позволяет отвлечь значительную часть населения для занятия ремеслом, культурой, наукой, политикой. Расширяются торговые и культурные связи между людьми. Появляется совершенно новый тип территориальной организации — города. Возникнув как торговые центры, они постепенно превращаются в очаги культурной, научной и религиозной жизни.

Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, уступающими место автоматизированным комплексам. Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется первоначально светское искусство (салонная культура), а позже массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура, а затем изящные искусства. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. Традиционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеарных, состоящих из двух поколений: родителей и их детей.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя, как свои составные части, экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса выступает технический прогресс. По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.


Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он характеризуется отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню. Если прогресс — глобальный процесс, сопровождающий движение человечества на всем протяжении исторического времени, то регресс — локальный, или частный, процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Никогда еще человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперед могло порой задерживаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным.


Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивают интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам — образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

1. Социальный прогресс

Общество является динамической системой, которая находится в постоянном развитии. Общество эволюционирует.

Эволюция общества — это его функциональное состояние, т. е. существование, изменение и развитие его составных частей.

Одни элементы деградируют, отмирают, другие, наоборот, совершенствуются, появляются новые элементы. Таким образом, речь идёт о таком понятии, как социальное развитие.

Социальное развитие — это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальное развитие имеет несколько признаков:

  • необратимость,
  • направленность,
  • закономерность.

Обрати внимание!

Результатом развития общества является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В тех случаях, когда речь идёт о позитивных изменениях в развитии общества, о движении вперёд, принято говорить о социальном прогрессе.

Социальный прогресс — это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, от состояния дикости к состоянию цивилизации, что выражается в более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Большинство обществ развивается прогрессивно. Об этом свидетельствует история. Поэтому мы можем говорить о глобальном, всемирном, историческом социальном прогрессе .

Социальный прогресс имеет три основных направления:

1) экономический прогресс , то есть поступательное развитие всей экономической системы, каждого её элемента (производительных сил, технологий производства, хозяйственных механизмов).

Примером экономического прогресса служит переход от собирательства к земледелию, от натурального хозяйства к товарному, от земледелия к промышленности.

Экономический прогресс — это основа социального прогресса, так как от уровня развития экономики зависят все остальные стороны жизни: социальная, духовная, национальная и т. д.

Различают два основных типа экономического развития — экстенсивный и интенсивный .

  • При экстенсивном типеэкономический рост достигается путём количественного прироста всех элементов производительных сил, прежде всего факторов производства. Основными факторами экономического развития экстенсивного типа являются рост объёма инвестиций (вложений), увеличение численности работников и объёмов сырья, материалов и др. В этом случае производительность труда и эффективность остаются неизменными. Это медленное экономическое развитие.
  • При интенсивном типе экономического прогресса увеличение масштабов выпуска продукции достигается путём качественного совершенствования всей системы производительных сил, прежде всего личных и вещных факторов производства. К основным факторам экономического развития интенсивного типа относятся внедрение новой техники и технологии и повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников и их предпринимательских способностей. Это быстрое качественное развитие.

2) Технический прогресс — это, прежде всего, развитие техники, технологий, например, замена ручного труда машинным, введение нанотехнологий на этапе современного развития общества, информатизация и компьютеризация всех сторон жизни общества. Технический прогресс невозможен без научных открытий и достижений, которые лежат в его основе. Поэтому принято говорить о научно-техническом прогрессе (НТП).

3) Культурный прогресс связан с изменениями в области культуры: искусства, образования, религии, морали. Например, на смену первобытным религиозным верованиям приходят национальные и затем мировые религии, от наскальных рисунков люди постепенно перешли к изящным видам искусства.

И наконец, в тех случаях, когда речь идёт о негативных изменениях в развитии общества, о движении назад, принято говорить о социальном регрессе.

Регресс — это отступление общества с завоёванных позиций, возвращение к предшествующему уровню жизни общества.

Регресс, в отличие от социального прогресса, который имеет глобальную, всемирную характеристику, является локальным процессом, охватывающим отдельные стороны жизни или отдельные общества.

3. Критерии социального прогресса

Прогресс — развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Но как определить, является ли общество или какая-либо его сторона прогрессивной? Можно ли утверждать, что что-то развивается хорошо или плохо, прогрессивно или регрессивно, без доказательств, только основываясь на личной, субъективной оценке? Конечно, нельзя.

Социальное развитие и общественный прогресс могут быть строго оценены только на основе объективных показателей. Для этого существуют и используются строгие объективные критерии, или показатели прогресса .

Учёные, изучающие общество и его развитие, выдвигали различные критерии общественного прогресса. Общепризнанными считаются следующие критерии:

  1. уровень знаний и развития человеческого разума.
  2. Совершенствование нравственности, норм морали.
  3. Развитие производительных сил, в том числе самого человека.
  4. Развитие техники и науки.
  5. Степень интеграции общества (объединения людей в единое целое).
  6. Степень дифференциации общества (разделение людей на слои).
  7. Социально-политические свободы и права личности.
  8. Средняя продолжительность и уровень жизни.

Чем выше эти критерии, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Обрати внимание!

Критерии обязательно должны быть универсальными, то есть работать вне зависимости от стран, идей, уровня развития. Все критерии должны быть связаны с человеком и его деятельностью.

9. Противоречивость социального прогресса

Вначале необходимо обратиться к понятию «социальный прогресс».

Социальный прогресс — это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно-технические, политико-правовые, нравственно-этические.

Но при этом мы должны понимать, что данное понятие не может быть применимо ко всем обществам в мире или ко всем областям (направлениям) общественной жизни. Поэтому существует такое понятие, как «относительность социального прогресса».

Относительность общественного прогресса — понятие общественного прогресса неприменимо к некоторым областям общественной жизни.

в мире до сих пор, несмотря на то, что общий прогресс направлен на формирование информационного общества, существуют первобытные традиционные африканские племена, не знающие даже письменности.

Кроме того, следует учитывать, что прогресс в одной области, в одном направлении может одновременно привести к регрессу в другом направлении. В этом случае речь идёт о понятии «противоречивость социального прогресса».

Противоречивость социального прогресса заключается в одновременном существовании как позитивных, так и негативных последствий.

Читайте также: