Фундаментом экономических наук является

Обновлено: 18.05.2024

Экономическая теория и другие экономические науки

Экономическая теория служит общим фундаментом для целого ряда экономических наук, классификация которых представлена на рис. 1.2. Экономические науки подразделяются на:

· конкретные (экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика предприятий и др.), посвященные углубленному изучению особенностей функционирования отдельных секторов экономики;

· функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент и т. п.), специализирующиеся на детальном анализе важнейших процессов в хозяйстве;

· информационно-аналитические (статистика, экономическое моделирование и др.), занятые совершенствованием методов сбора и обработки экономической информации;

· исторические (история народного хозяйства, история экономических учений).

Рис. 1.2. Место экономической теории в системе экономических наук

Для экономических наук экономическая теория является общим теоретическим и методологическим основанием, т. е. выступает как фундаментальная наука. Это означает, что все прочие экономические науки черпают из теории свои базовые понятия. Так, экономика торговли не занимается определением сущности категории «цена», а берет ее в готовом виде из теории и исследует более конкретные аспекты этого понятия, например, особенности ценообразования в розничной торговле.

Кроме того, экономическая теория обеспечивает связь прочих экономических дисциплин друг с другом. Так, теория маркетинга сама по себе не занимается проблемами инфляции, кризисов и т. п. Однако приемы и методы маркетинга в условиях глубоких экономических кризисов отличаются от способов маркетинга, используемых в стабильной экономической ситуации. Чтобы разработать стратегию антикризисного или антиинфляционного маркетинга, специальная экономическая дисциплина черпает знания о сущности, динамике, формах протекания, длительности потрясений из экономической теории.

Вместе с тем все экономические дисциплины оказывают обратное воздействие на экономическую теорию, обогащая ее сведениями о развитии отдельных секторов экономики, о происходящих процессах, разрабатывают новые методы исследования, предоставляют новые статистические и исторические факты.

Главные направления современной экономической мысли

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены ши­роким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономиче­скую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господство­вало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и великая депрессия показали невозможность путем свободной конкурен­ции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические про­блемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в эконо­мику. В 70—80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, нео­классическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».

Современная политическая экономия, известная под названием «эконо­мике», имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

В 1902 г. курс «экономике» впервые начал читать в Кембриджском уни­верситете А. Маршалл (1842—1924), он сменил курс политической эконо мии классической школы Дж.С. Милля. В 1890 г. вышла книга А. Мар­шалла «Принципы экономике», название которой у нас переведено как «Принципы политической экономии», и здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином «экономике» подразумевал политическую экономию.

Появление термина «экономике» не случайно. Во-первых, это объясня­ется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во- вторых, имелись и более глубокие причины. Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несосто­ятельность государственного вмешательства в экономику, и А. Маршалл, приветствовавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не огра­ничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отраже­ние в новом термине, где исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Наиболее популярным сегодня считается учеб­ник П. Самуэльсона «Экономикс», который впервые был опубликован в 1948 г. и выдержал 13 изданий, где автор подчеркивает, что «экономиче­ская теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управ­ления предприятием, но имеет специфический предмет»2.

Таким образом, экономике и политическая экономия в англо-амери- канской литературе рассматриваются как синонимы.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин «экономике» рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания этой науки требовала не только чрезмерная идеологи­зация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим про­блемам, но и практика хозяйствования административно-командной си­стемы.

При более внимательном изучении курса «экономике» можно отме­тить, что это — многозначное понятие, характеризующее:

1. специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне;

2. науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марк­систской политической экономией, имеющей более абстрактный харак­тер;

3. цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, вклю­чающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Это служит основанием для некоторых политэкономов России и сегод­ня разграничивать предмет политической экономии и экономике.

В действительности современное изменение названия учебной дисци­плины «политическая экономия» на «общую экономическую теорию» не означает отказ от политической экономии как науки. Некоторые это не­верно представляют, объясняя изменение тем, что «политическая эконо­мия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманоло- гию»1. Проявление другой крайности — желание во что бы то ни стало сохранить термин «политическая экономия». Хотя в пользу этой позиции есть достаточно серьезная аргументация, ошибочно воспринимать изме­нение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция тер­минов «экономика», «политическая экономия», «экономике» и «общая экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но по существу они являются названием одной и той же постоянно развиваю­щейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйство­вания на различных уровнях взаимосвязи и взаимозависимости. Меняют­ся акценты, подходы, но наука остается той же — наукой об экономиче­ской жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в том числе и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, в ходе которых происхо­дит пересмотр базовых теоретических понятий.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста А. Маршалла.

Альфред Маршалл (1842—1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Д.М. Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом XIX в. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, это — равноправ­ные элементы механизма рыночного ценообразования. А. Маршалл ис­пользовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, кото­рые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Неоклассическое направление экономической науки представлено со­временными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установле­нию высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (род. в 1912) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации ис­пользовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономи­ческие потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара.

Неолиберализм — теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо частное предпри­нимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление мак­симально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяй­ственной деятельности.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 — 1973) и его блестящий ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992).

По мнению Л. Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просущество­вать не может, ибо цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. «Ре­гулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственно разумная экономическая политика — либерализм; абсолют­ными основаниями цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Главными работами Л. Мизеса явля­ются «Либерализм», «Человеческие действия: трактат об экономике», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др.

Фридрих фон Хайек, по происхождению — немецкий, а по месту деятельности — английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В своей книге «Дорога к рабству» доказывает, что всякий отказ от экономической свободы, от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуа­тации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи госу­дарственной экономики обречены на полный провал и губительны по своей природе.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государ­ственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897—1977) соз­дал собственную теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходи­мость свободных цен, свободной конкуренции, равновесие спроса и пред­ложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность его развития. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которо­го является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через из­менение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравно­мерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кри­зисы. Дж.М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был англий­ским ученым-экономистом. В течение нескольких десятилетий он внес ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX в. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным по­сле А. Смита и К. Маркса. В его главном произведении — «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программы государственного регулирования экономики. Эта теория получила широ­кое распространение и приобрела многочисленных сторонников (У. Беве- ридж, С. Харрис, А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер и многие другие), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигант­ского уровня обобществления производства, чтобы с помощью государ­ственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функциониро­вания экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообусловленности со­вокупных показателей — национального дохода, инвестиций, потребле­ния, сбережений и др. Дж. Кейнса объявили «спасителем капитализма», а его теорию — «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсена­ла классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской тео­рии воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной ключе­вой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффектив­ного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипли­катора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

Неокейнсианцы, к числу которых относится, в частности, английский экономист Джоан Робинсон (1903—1983), исходят из необходимости бо лее полного учета факторов нестационарности, динамики экономических процессов.

Джоан Робинсон — одна из самых известных в мире женщин-эконо­мистов, автор теории несовершенной конкуренции. В своей книге «Эко­номика несовершенной конкуренции» (1933) показала, что в реальной действительности имеет место несовершенная конкуренция, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершен­ной конкуренции, получают больше прибыли, а потребитель терпит убыт­ки. Это приводит к застойным явлениям в экономике, порождает спад производства и безработицу.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж.М. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складывают­ся под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпо­рация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устой­чивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилие мо­нополий, пороки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные негативные черты «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.).

Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Ве­блен), социально-правовой (Джон Р. Коммонс), провозгласивший осно­вой экономического развития юридические отношения, конъюнктурове- дение (Уэсли К. Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Американский экономист Торстейн Веблен (1857—1929) прославился книгой «Теория праздного класса» (1899), в которой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он счи­тал, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результа­те эволюции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а низшие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем что потребление в современном обществе становится средством повы­шения социального статуса, количество товаров при высоких ценах бу­дет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к на­живе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить кон­куренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызвали по отношению к нему почти личную враждебность. При жизни ему были закрыты дороги к академическим постам и почестям в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными. По образному выраже­нию одного из известных экономистов, «Вебленов костюм носится хо­рошо и мало устарел».

В этом направлении исключительное место занимает проблема пре­образования, трансформации современного общества. Сторонники ин- ституционализма полагают, что научно-технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной обществен­ной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, су­периндустриальному или «неоиндустриальному» (т.е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позво­лила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды).

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации тех­нических факторов, большим вниманием к человеку, социальным про­блемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма — не только в утвержде­нии возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволю­ции, исходят из того, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конверген­ции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического социума, где человек, наконец, займет подо­бающее ему главное, определяющее место.

До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное от­ношение к западной экономической мысли второй половины XIX и всего XX вв. как к чему-то глубоко ошибочному, вульгарному, пригодному лишь для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономи­ческие законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественно разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, ибо все устаревшее в экономической теории быстро от­мирает, но еще не умерло окончательно. Все это приводит к существен ным изменениям в понимании задач, предмета исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках которых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.

Основы фундаментальной экономической науки

Аннотация. В статье на основе применения в единстве актуальных методов анализа: целостности, стратегирования, синергии, триалектики, а также философско-хозяйственного, воспроизводственного, институционально-эволюционного методов - отражены конституирующие основы фундаментальной экономической науки. Эти основы даны, в контексте двух осовременных учений Аристотеля: 1) учения об ойкономике-домострое-экономике (общественно-полезном хозяйстве в гармонии с душой и природой, этической экономикой), а также почти тысячелетней практики домостроительства в Ромейской Державе (т.н. Византийской империи) и 2) учения о доморазорительстве - хрематистике (науке о делании денег). Эти основы позиционируются также сквозь призму двух актуальных учений И.Т. Посошкова: 1) учения о невещественном богатстве - правде и 2) учения о вещественном богатстве. Философия хозяйства как ядро фундаментальной экономической науки, начал высшей экономии вместе с концепцией геотриона и вышеназванными учениями позволяет дать конструкцию законных истинных созидательных (конституирующих) основ фундаментальной экономической науки, приблизиться к осмыслению аристотелевской справедливой цены, стоимости и в целом - системы жизнедеятельности человека и человечества.

Ключевые слова : философия хозяйства; наука, геотрион; конституирующие основы фундаментальной экономической (домостроительной) науки; домостроительство и доморазорительство; поиск новой парадигмы экономической теории и хозяйственного развития; Ломоносовский поиск истины; глобализация, инноватизация, технологизация, информатизация, сетеизация, цифровизация, виртуализация как современные метатренды-тенденции; справедливая цена, стоимость; два осовремененных учения Аристотеля: учение об ойкономике-домострое-экономике и учение о хрематистике; два актуальных учения И.Т. Посошкова: учение о невещественном богатстве - правде и учение о вещественном богатстве; хрематистика - финансономика; ростовщичество.

Современная фундаментальная «экономическая наука» , - к которой относятся политическая экономия и новая политическая экономия, а также экономикс (рус. пер. - экономическая теория и/или экономика), институциональная экономика, история экономических учений и история экономики, - находится в кризисе. В настоящее время хозяйственная практика и современная фундаментальная «экономическая наука» явно расходятся между собой: практика идет сама по себе, современная «экономическая наука» - сама по себе. А как обстоят дела с экономической политикой? Известно, что есть обратная связь между этими тремя частями хозяйственной жизнедеятельности: хозяйственной практикой, экономической наукой и экономической политикой. Есть ещё в этой триаде и связующее их звено - это философия хозяйства . Однако это глубочайшее мировоззренческое научное знание - размышление сегодня ещё не преподаётся в качестве учебной дисциплины в вузах, хотя время философии хозяйства пришло давно. Она служит ядром теории хозяйства [6] и основ философии хозяйства .

Наше время - период великих трансформаций. В современных условиях глобализации, инноватизации, технологизации, информатизации, сетеизации, цифровизации, виртуализации как современных метатрендов, тенденций развития хозяйственного пространства, экономики и общества, а также глобализирующегося оцифровывающегося рынка, появления облачного рынка и облачных технологий, гибридных войн, философия хозяйства упреждает, успевает осмыслить все эти феномены, вычленить тренды - тенденции, ответить на эти вызовы современности. Адекватная этим трендам - тенденциям, вызовам времени и пространства, феноменам фундаментальная экономическая наука - высшая экономия - должна ещё сформироваться окончательно. Пока есть отдельные авторские курсы. В настоящее время нет и принятого к преподаванию учебника, адекватного реалиям, хотя Ю.М. Осипов написал и учебник «Теорию хозяйства (начала высшей экономии)» в трех томах, и примерную учебную программу «Курса философии хозяйства», и сам «Курс философии хозяйства».

С 1990-х гг. по настоящее время в рамках двух «экономических культур»: политической экономии вкупе с новой политической экономией и экономикс - экономической теорией вкупе с взаимодополняющей его институциональной экономикой - идет поиск новой парадигмы фундаментальной экономической науки и хозяйственного развития. Поиск новой парадигмы связан с тем, что ни марксизм, ни неоклассика (мейнстрим) как две прежние парадигмы, зародившиеся ещё в 1870-х гг. на Западе, не соответствуют статусу научной парадигмы в Ломоносовском смысле слова. Во-первых, они не выдержали проверки хозяйственной практикой и в исторических и в новых вышеназванных условиях; во-вторых, не объясняют адекватно происходящие процессы, в настоящее время довольствуются экономической практикой «от пузыря до пузыря» согласно обзору ведущих американских журналов в посткризисный период; в- третьих, не выполняют прогностическую функцию (проглядели финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. и не знают, как выйти из его «второй волны»), в - четвертых, являются заказными в припципе, а не строго научными парадигмами, целью которых является обслуживание экономических интересов господствующего класса, элиты в экономике и в обществе в тот или иной период, а не Ломоносовский поиск истины . К тому же и марксизм и неоклассика берут своё начало с классической английской буржуазной политической экономии А. Смита и Д. Рикардо , которая является отражением интересов капитала , воспроизводства индивидуального и общественного капитала, и тоже - заказной со стороны соответственно Ост-Индской компании и Н. Ротшильда.

Неслучайно на Экономическом совете при Президенте РФ 25 мая 2016 г. В.В. Путин констатировал, что все решения по поводу нашего сложного экономического положения страны должны приниматься не на основе каких-либо экономических теорий и идеологий, а посредством прежде всего прагматических решений, «идей и инициатив» вместе с «механизмами их реализации». Президент России сказал: «Прошу всех в ходе наших встреч максимально уйти от идеологических предпочтений, не замыкаться в рамках тех или иных теоретических концепций построения, а руководствоваться прагматическими подходами, сосредоточиться на выработке реалистичных и объективных решений; и в этой связи хотел бы подчеркнуть: любые идеи и инициативы должны выдвигаться вместе с практическими механизмами их реализации, которые будем рассматривать и которые в будущем должны лечь в основу программных документов органов государственной власти» [15].

Чем может помочь сегодня реальной экономике России, находящейся в сложном кризисном положении, и Экономическому совету при Президенте РФ фундаментальная «экономическая наука», которая сама находится в кризисе? Есть ли такая научная экономическая школа, способная создать новую фундаментальную экономическую науку? - Есть. Обладает ли она конструктивными идеями вместе с практическими механизмами их реализации? - Обладает. Какими именно? Что такое конституирующие основы фундаментальной экономической науки?- Автор пытается дать ответы на эти сложнейшие вопросы на основе проведённого анализа. Они представляют собой новизну данной статьи, придают ей практическую и теоретическую актуальность.

Автор статьи применила неиспользуемый в единстве в фундаментальной экономической науке набор актуальных методов анализа: целостности, стратегирования, синергии, триалектики, а также философско-хозяйственный, воспроизводственный, институционально-эволюционный методы. Еще - и дедукцию. Такой синтезированный методологический подход позволил увидеть конституирующие основы фундаментальной экономической науки даже без математики, поскольку в философии хозяйства с Софией можно решать дифференциальные и интегральные уравнения вербально, получая лучший, а то и оптимальный результат.

Эти основы новой фундаментальной экономической науки даны в контексте двух осовременных учений Аристотеля: 1) учения об ойкономике-домострое (общественно-полезном хозяйстве в гармонии с душой и природой, этической экономикой) и, главное, практики Ромейской Державы - Римской Империи Константинопольского периода (т.н. Византийской империи) и хозяйства Государства Российского до 1917 г., 2) учения о хрематистике (науке о делании денег) [1, 394-395], а также философии хозяйства С.Н. Булгакова [2]. Кстати, у истоков ФХ стоит Аристотель Стагирит.

Конституирующие основы новой фундаментальной экономической (в контексте домостроя и домостроительства, а не хрематистики) науки определяются и сквозь призму двух актуальных учений первого по существу экономиста в мировой и отечественной экономической науке И.Т. Посошкова: 1) учения о невещественном богатстве - правде и 2) учения о вещественном богатстве [8, 14], а также современнейшей философии хозяйства , у начал которой находится Ю.М. Осипов и его научная школа, и концепции геотриона Н.Д. Матрусова .

Такое новое, не использованное никем ранее, теоретико-методологическое решение актуальнейшей проблемы помогает дать конструкцию законных истинных основ фундаментальной экономической науки и приблизиться к осмыслению аристотелевской справедливой цены, стоимости и в целом - системы жизнедеятельности человека и человечества.

I. Ойкономика (русская калька этого слова - домострой) Второго Рима и хрематистика: историко-экономические уроки для ХХI в.

Две исторические п рактики имперских хозяйств: 1) Ромейской Державы - Римской Империи Константинопольского периода (т.н. Византийской империи - условное принятое многими учеными понятие по определению академика С.П. Карпова) - Второго Рима и 2) Государства Российского - Третьего Рима до 1917 г. - показали на деле реальность экономического развития по пути ойкономики -домостроя в течение более 1000 лет, а не хрематистики, указанных в работе Аристотеля «Никомахова этика», «Политика» [1]. Проблема развития хозяйства Государства Российского по пути ойкономики - домостроя исследована автором и представлена в монографии [12, 110-367].

Со времени основания II Рима (Константинополя или Царьграда) - второй столицы Римской Империи - секуляризированные граждане и квазиученые продолжали уничижительно называть его Византией по названию деревни, на месте которой он расположился, а Римскую Империю ( лат. - Imperium Romanum, Romania, греч. - Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία) - Византийской империей. Этим нарушалась целостность концепции единой Римской Империи с переносимыми Императорами столицами (Римом, Константинополем и впоследствии Москвой).

Римская Империя со столицей в Константинополе - II Рим имеет свою особенную институциональную трёхмерную матрицу :

Во-первых, с точки зрения политики Римская Империя (IV-XV вв.) - это феномен христианской империи, а с XI в. - православной, с монархическим государственным строем, а не республики; это конституирующая модель государства или общества, при которой государством являлись верноподданные государя, а государство и общество отождествлялись. Как правило, императорская власть передавалась в рамках царствующей династии. Однако, императором мог стать любой человек при условии легитимизации своего положения посредством вхождения в правящую династию (через брак, усыновление, братотворение и др.).

Во-вторых, с точки зрения экономики, это реальный пример ойкономики - конституирующей универсальной перспективной экономической системы - домостроя, всегда воспроизводящегося как новый домострой, как системы жизнедеятельности человека и общества, общественно-полезного хозяйства, связанного с производством благ, продаваемых по справедливой цене , и обезпечением безопасности, в принципе живой хозяйственный организм, функционирующий в гармонии с душой и природой, имеющей этические рамки.

В-третьих, с точки зрения идеологии, государственной религией христианизированной Римской Империи было христианство, а с XI в. - православие. Эта государственная идеология была сопряжена с адекватным хозяйственным механизмом её реализации в Империи ромеев (Византии - условно), результатом чего были справедливые цены, их строительство и воспроизводство.

Таким образом, институциональная матрица II Рима может быть позиционирована как целостность православно - христианской религиозной идеологии, эллинской культуры, в том числе и традиции хозяйствования, а также римского права и государственного строительства. Как подчеркивал Г.А. Острогорский, «римская государственность, греческая культура и христианская вера суть главные источники византийского развития», «без любого из этих трёх элементов сущность Византии (условное понятие - доп. вслед за С.П. Карповым Т.Н. Юдиной) немыслима» [7, 64].

Задачей автора статьи является лишь историко-экономический анализ, философско-хозяйственное осмысление практической ойкономики (домостроя), а также доморазорительства - хрематистики (финансомики), явившейся одной из причин падения христианизированной Римской Империи, сквозь призму XXI в., а не всей матрицы Ромейской Державы Константинопольского периода, т.н. Византийской империи.

Прежде всего будем позиционировать Римский домострой (условно названный «византийским» [10]) как производное от православно-христианского вероучения. В Римской Империи константинопольского периода формировалась и развивалась экономика «византийской» цивилизации - ойкономика, по-русски домострой, и домостроительство с наличием инородных элементов хрематистики (ростовщичества), которые распространяли генуэзские купцы и иудеи, жившие там.

Домостроительство предстает как целенаправленное созидание целостной, эффективной с точки зрения самодостаточности и справедливости, экономической безопасности и конкурентоспособности системы общественного хозяйства, способной обезпечить гармоничное включение всех членов и ячеек общества в реализацию совместного хозяйства с учетом неоднородности и разнообразия социума, а также присущих ему социо-культурно-хозяйственных традиций и инноваций. В православном домострое Второго Рима труд, собственность и богатство объединены, а в иноверных т.н. западно-европейских экономиках разъединены.

В отечественной и иностранной светской научной литературе экономическая концепция «византийского» домостроя целостно до сих пор не разработана. Поверхностное исследование экономики Римской Империи, начатое на западе Финлеем и Герцбергом, продолжено Брентано в его работе «Народное хозяйство Византии» (1924). Оригинальный труд С.П. Шестакова «Византiйскiй типъ Домостроя и черты сходства его съ Домостроемъ Сильвестра» (1901) дает, с одной стороны, свод правил хозяйствования, с другой стороны, сравнительный анализ домостроев, западных, русского и восточных [10].

Историки-византинисты (Г.А. Острогорский, С.П. Карпов и др.) в своих многочисленных трудах описывают экономику Римской Империи, однако не определяют ее как ойкономику-домострой-экономику-нехрематистику [11, 110-111]. Хрематистика - разрушительная и потому тупиковая «экономическая» анти-система - доморазорительство с целью наживы - хремы, основанное на делании денег, на ростовщичестве, паразитизме. В настоящее время В.Ю. Катасонов разоблачению хрематистики посвятил много своих трудов (за семь последних лет он написал около 40 работ по этой тематике), из которых фундаментальной является его работа «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» [4, 39]

«Византийский» домострой в контексте «народного хозяйства» Римской Империи - это прежде всего производное от православно-христианского вероучения. В экономике этой Римской Империи были свои принципы, инструменты, институты, механизмы хозяйствования : справедливые цены; стабильность принципов ойкономики-домостроя-экономики-нехрематистики, обезпечивавших стабильность экономического развития; примат производства над торговлей; высокий уровень производства (в отдельные периоды он достигал 85-90% всего объема производства Евразии, кроме Индии и Китая); стабильность финансовой системы и изобилие денежной массы с золотым солидом - безантом; прибыль - не главная цель производства; отрицание сверхприбыли; решение военных задач в целях безопасности Римской Империи - Ромейской Державы.

Действительно, Римская Империя - это хозяйственное пространство, где стабильными были прежде всего принципы (справедливости, соборности, хозяйственного самоуправления, самодостаточности), а не сама экономика (ойкономика-домострой), в которой было много товаров и денег. Это обилие товаров и денег являлось причиной частых военных вторжений с целью ограбления этой православной Империи со стороны католического Запада и исламского Востока.

С точки зрения периодизации по Г.А. Острогорскому оздоровление, а затем и расцвет «византийского» домостроя охватывает IX-XI вв. - это период стабильности развития, когда соблюдались его институциональные принципы, основанные на духовных трудах великих кападдокийцев, а также Святителя Иоанна Златоуста. Для «византийского» домостроя это время стало наиболее успешным в противостоянии этически инородной хрематистике с ростовщичеством.

С XI в. начался печальный период идеологической трансформации христианизированной Римской Империи. Полиэтническая православная Империя постепенно превращалась в моноэтническое греческое царство. В сознании имперцев произошел глубинный сдвиг в сфере целеполагания: подвиг собирания народов в Небесную Веру был подменен на служение земным узко-корыстным «национальным интересам» - хреме (наживе, добываемой путём ростовщичества).

После окончательного падения Второго Рима в 1453 г. закончился период институционально-организованного противоборства домостроительных идей и сил ростовщически-паразитической антисистеме - хрематистике с её «вирусом» - ростовщичеством. В дальнейшем великое служение православного Домостроительства было по праву преемственности воспринято Московским Царством - Третьим Римом. По сути наше российское европейство является византийским.

II. Ростовщичество как суть хрематистики, раковая опухоль на теле ойкономики-домостроя-экономики

Модель познания ростовщичества по В.Ю Катасонову [4; 119-121; 111-115;], дополненная автором статьи, такова:

Экономическая теория

Содержание

Функции и методы

Методы экономической теории:

Функции экономической теории:

История

Основная статья: История экономических учений

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

Эквиваленты экономической теории

В отечественной и зарубежной литературе широко распространены несколько синонимических названий экономической теории, имеющих разную степень точности и грамматической корректности: «политическая экономия», «экономика», «экономикс», «каталлактика».

Основные элементы

Основными элементами экономической теории, на которых основана любая экономическая теория, являются три типа утверждений: утверждения о целях, утверждения об ограничениях, налагаемых на возможности, и утверждения о вариантах выбора.

Утверждения о целях

Цель есть нечто такое, чего люди желают достичь. Менеджер фирмы может иметь целью получение наибольшей возможной прибыли. Потребитель может стремиться к получению наибольшего возможного материального удовлетворения на данный доход. Люди в любой ситуации могут смешивать то, что они преследуют узко-«экономические» цели с приверженностью к ценностям семьи, социальной ответственностью и так далее. Такие понятия как «цель», «намерение» и «предпочтение» по существу взаимозаменяемы.

Утверждения об ограничениях

Утверждение о вариантах выбора

Заключительным компонентом экономической теории является утверждение о наиболее вероятном выборе, который будет сделан исходя из определённых целей и ограничений, налагаемых на возможности. Например, варианты выбора, которые лежат в основе закона спроса рассматривают потребителей как людей, имеющих целью получение наибольшего возможного удовлетворения при наличии ограничений, накладываемых на их возможности величиной их бюджета, ассортиментом предлагаемых товаров и ценами этих товаров. Исходя из этих целей и ограничений, закон спроса констатирует, что, по всей вероятности, люди предпочтут увеличить свои покупки данного товара, когда цена на него снизится при наличии того, что все остальные условия остались прежними (при прочих равных условиях).

Экономическая теория и рациональность

Хотя все экономические теории содержат три типа утверждений, тем не менее удачная теория представляет собой нечто большее, чем простой перечень утверждений. Её элементы должны образовывать некое согласованное целое. Понимание структуры экономической теории было бы неполным без обсуждения ключевого допущения, которое служит для того, чтобы связать все три элемента теории в единое целое. Суть этого допущения состоит в том, что люди выбирают наилучший путь к достижению своих целей, исходя из ограничений, с которыми они сталкиваются, то есть люди ведут себя рационально.

Рациональность означает целесообразную деятельность, направленную на достижение цели, исходя из заданных ограничений и наличных возможностей. Понятие рациональности тесно связано с определением экономической теории, в формате проблемы выбора наилучшего способа использования ограниченных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Утверждение о том, что одни способы использования ограниченных ресурсов лучше других, и что именно эти лучшие способы люди, как правило, и имеют тенденцию выбирать, точно отражает сущность рациональности.

Допущение о рациональности, представляет собой орудие для оформления структуры теорий, относящихся к тому, как люди делают выбор. Затем экономисты вносят дополнения в специфику структуры этих теорий, уточняя, как ведут себя люди в различных ситуациях. Теория рационального выбора является одним из механизмов развития экономической теории.

Читайте также: