Фундаментом для научного исследования прежде всего является

Обновлено: 28.04.2024

Проведение научных исследований в современных условиях

Я писал эту статью, работая в государственном предприятии — научно-производственного характера. Данная статья нацелена на обобщение текущего состояния и структуры исследовательских работ РФ, указать слабые стороны и предложить решения по оптимизации организации развития науки в масштабах Государства.

1 Текущее состояние вопроса

1.1 Осуществление научно-исследовательских работ сегодня

Научные исследования являются источником технологий, материалов и механизмов, при помощи которых становится возможным создавать продукты лучшего качества, меньшей стоимости, создавать методы лечения болезней, бороться со стихийными бедствиями и т.д.

Однако заниматься наукой является большой роскошью, так как вероятность получения практического результата из результатов исследований весьма невелика, а стоимость исследований может достигать колоссальных величин в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Таким образом, позволить себе содержать собственные исследовательское подразделение могут лишь немногие коммерческие компании.

Подавляющая часть научных исследований финансируется Государством через различные фонды (РФФИ, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития ОПК и др.).

1.2 Что является научной работой

За все время существования споров по поводу того — является ли математика наукой, является ли наукой литература, история или искусствоведение, было сформулировано множество различных определений термина Наука. С точки зрения авторов данной статьи наиболее логичным является определение К.Поппера, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии:

1) Постановку вопроса;
2) Формулирование теории;
3) Проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего теорию.

Такое определение является функциональным с точки зрения государства, являющегося основным источником финансирования научных работ и требующего максимальной эффективности затраченных средств. Если работа прошла три указанных стадии, то отчет по работе позволяет:

— наглядно увидеть то — на решение какой проблемы направлена исследовательская работа (по пункту «Формулирование вопроса»);
— использовать теорию или аналитическую модель, которая получила подтверждение в ходе проверочного эксперимента (пункты «Формулирование теории» и «Проведение эксперимента»), в других работах и изысканиях, экономя при этом средства на локальные опыты;
— исключать теорию и модель, опровергнутую в ходе подтверждающих экспериментов, при анализе рисков;
— использовать сведения о результатах эксперимента (пункт «Проведение эксперимента») при апробации других теорий и гипотез, экономя средства на проведение дублирующих опытов.

На практике же в наше время финансирование получают научно-исследовательские работы (НИР), в которых и речь может не идти о выдвижении и, уж тем более, о проверки каких-то теорий. Такие НИР могут быть направлены на систематизацию знаний, разработку методик исследований, изучение свойств материалов и особенности технологий. Такие НИР могут иметь принципиально разный характер результатов. Попробуем классифицировать результаты, которые могут нести НИР:

— справочный результат. Когда в результате исследовательской работы были получены данные по конкретным процедурам или материалам. Например, справочным результатом являются значения физико-механических характеристик какого-то материала или характеристики качества детали, полученной при определенных технологических параметрах;
— научный результат. Когда в результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута какая-то теория. Теория может выступать в виде полученной формулы или математические модели, позволяющие получать аналитические результаты с высокой степенью сходимости с реальным экспериментом;
— методический результат. Когда в результате исследований были выведены оптимальные методики проведения исследований, экспериментов, выполнения работ. Оптимальные методики могут вырабатываться как вторичный продукт при разработке рациональных методов подтверждения теории;

1.3 Особенности выполнения исследовательских работ сегодня

Дублирование результатов исследований. В связи с тем, что формирование тематик и направление в разных фондах и агентствах ведется независимо друг от друга, часто возникает дублирование работ. При чем речь идет как о дублировании выполняемых работ, так и о дублировании результатов исследований. Также может встречается дублирование выполняемых работ с работами, выполненными в период существования СССР, когда было произведено большое количество научных работ.

Труднодоступность результатов исследований. Результаты исследований оформляются техническими отчетами, актами и другой отчетной документацией, которая, как правило, хранится в печатном виде на бумаге в архивах заказчика и исполнителя. Для получения того или иного отчета необходимо проводить длительную переписку с исполнителем или заказчиком отчета, но, что важнее — информацию о том, что тот или иной отчет существует в большинстве случаев практически невозможно найти. Научные публикации по результатам исследований в профильных журналах выпускаются не всегда, а накопленное число исследований и широкий спектр различных изданий делает поиск данных, не опубликованных в сети Интернет, невероятно сложным.

Отсутствие регулярного финансирования выполнения поисковых экспериментов. Для создания опытного образца инновационной техники или разработки новой технологии (в т.ч. в рамках ОКР) предприятие исполнитель должно иметь результаты исследований, подтверждающих возможность реализации нового эффекта. Однако и для проведения исследований необходимо финансирование, которое необходимо обосновывать и подкреплять предварительными опытами. Однако научные кафедры ВУЗов, научные институты и исследовательские предприятия не имеют регулярного финансирования для проведения предварительных и поисковых экспериментов, в результате чего темы для выдвижения новых работ приходится черпать из литературы, в т.ч. зарубежной. Следовательно, инициированные подобным образом работы всегда будут позади аналогичных зарубежных разработок.

Низкое взаимодействие между научными предприятиями. Низкое взаимодействие между ВУЗами и научными предприятиями обусловлено тем, что организации воспринимают друг друга не только в качестве конкурентов, но и как потенциальных заказчиков — потребителей научной продукции. Последнее вызвано тем, что научные организации пока что, в подавляющем большинстве, зарабатывают деньги не на результатах научной деятельности, а на ее осуществлении.

Использование в создании новых технологий и решений различных отраслей знаний и наук. Технологии и знания, которые можно было получить, работая только в одном направлении, уже известны и разработаны, о чем можно говорить с большой уверенностью. Сегодня, новые технологии получаются на стыке различных методов и наук, что требует взаимодействия ученых различных областей, тогда как активного трудового взаимодействия между институтами не наблюдается.

2 Условия для повышения эффективности выполнения научных работ

Система проведения и организации научных работ, существующая в наше время в РФ, была заимствована от СССР и с момента образования Российской Федерации не подверглась особым изменениям. На сегодняшний день существуют следующие аспекты модернизации системы выполнения научных работ:

— Повсеместное использование персональных компьютеров и сети Интернет, для доступа к справочной информации;
— Большое количество накопленных научных отчетов, существующих в печатном виде;
— Использование достижений различных отраслей при создании инновационной техники;
— Развитый рынок материалов и услуг, позволяющий реализовать практически любой поисковый эксперимент с небольшими затратами, до открытия полномасштабной НИР.

3 Оптимизация системы научных исследований

Исходя из п.2 можно принять следующие меры по повышению эффективности научных работ:

1) Создание единой формы «Результаты научного исследования», с обязательной публикацией в сети Интернет на специальном портале после выполнения НИР.
2) В техническом задании (ТЗ) на выполнение НИР описывать результат, который должен быть получен в ходе работы.
3) Внедрять оптимизированную структуру организации научно-исследовательских предприятий, основанную на функционировании трех подразделений: подразделения постановки проблем и вопросов, подразделения выдвижения научных теорий/гипотез и подразделения реализации экспериментов (технического подразделения).
4) Периодические выделения средств научным организациям на реализацию поисковых экспериментов.

Ниже опишем подробнее о каждой мере.

3.1 Создание единой формы результата исследования

При наличии большого количества накопленных в советский и постсоветский период научных отчетов, разобщенности фондов и исследовательских организаций, и повсеместном использовании сети интернет, рационально создать единый портал результатов научных исследований для осуществления удобного и быстрого поиска отчетов о выполненных работах, который был бы доступен как сотрудникам научных и исследовательских организаций, так и чиновникам, осуществляющим проверку актуальности той или иной работы.

Как было указано в п.1.2, форму результата научного исследования рациональнее составить по трем пунктам:

1) На решение какой проблемы было направлено исследование;
2) Какая гипотеза была выдвинута;
3) Каким способом гипотеза была проверена.

На каждую проверенную гипотезу должна составляться своя индивидуальная форма (отдельный файл), которая, при этом, дополняется сведениями об авторах исследования и организации, которую представляют авторы, ключевыми словами для быстрого и удобного поиска. При этом система будет позволять оставлять отзывы от других ученых о достоверности того или иного исследования и оценивать рейтинг авторов и организаций. Стоит повторить, что большое значение также будут представлять формы не подтвердившихся теорий, позволяя другим исследователям не идти по ложному пути.

Бланк справочного исследования, в котором проверялась не какая-то гипотеза, а «что мы получим» (свойства, эффект) при заданных параметрах (свойства, режимы, т.д.), должна иметь отличительную форму, отражающую то — количественные или качественные характеристики были получены.

При создании данной системы большую роль будет играть стимулирование пополнения базы данных уже выполненными и сохранившимися в печатном виде отчетами. При этом формулы и модели, не подтвержденные экспериментальным исследованием, не представляют интереса для системы.

Дополнение такой базы исследованиями классиков физики и механики будет нести большое образовательное значение.

3.2 Регламентация результата НИР в ТЗ

Результатом НИР, как правило, является итоговый отчет о научно-исследовательской работе, который, при этом, имеет довольно произвольную форму, и может включать от 20 до 500 и более страниц, что делает анализ такого отчета другими учеными и практиками затруднительным.

Если будет создана единая система формирования результатов НИР, описанная в пункте 3.1., то целесообразно в ТЗ на НИР предъявлять требования к результатам работы согласно стандарту системы в виде:

— Справочный результат в виде определенных в ходе работы характеристик, параметров, свойств заданного объекта или процесса;
— Научный результат в виде результатов проверки комплекса теорий, оговоренных в ТЗ или выдвинутых исполнителем в ходе работы над проблемой (вопросом), сформулированном в ТЗ.

При этом методики исследований и организации работ не корректно ставить конечной целью НИР. Методики и программы должны быть результатом разработки квалифицированных по данному направлению специалистов в рамках организационных работ или работ по стандартизации и систематизации, или же являться побочным продуктом НИР при достижении научного или справочного результата.

Также в ТЗ на НИР, финансируемую государством, описывать обязательность публикации результатов исследований в единой базе.

3.3 Оптимизированная структура научно-исследовательского предприятия

Исходя из рациональности составления научной мысли из трех компонентов вопрос-теория-проверка, можно предложить структуру организации научно-исследовательской организации, состоящую из трех основных подразделений: подразделения поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки.

3.3.1 Подразделение поиска актуальных задач

Данному подразделению должна быть поручена работа по обзору и постоянному мониторингу актуальных задач по заданной отрасли или области деятельности.

Подразделение должно будет выполнять как аналитическую работу, заключающуюся в изучении специальной литературы, статистических исследований, заявок от предприятий на выполнение какой-то разработки, так и творческую работу, заключающуюся в самостоятельном поиске проблем, решение которых может принести коммерческую прибыль и пользу обществу.

Подразделение должно включать людей с аналитическим складом ума с опытом работы в различных областях.

3.3.2 Подразделение постановки теорий

Данное подразделение ответственно за выработку решений и теорий, которые должны давать ответы на поставленные вопросы или предлагать варианты решений озвученных трудностей.

Подразделение должно включать людей с широким кругозором по различным технологиям, а также большими теоретическими знаниями. Сотрудники подразделения должны постоянно изучать научные публикации и статьи.

Двумя основными типами работ, которое должно производить данное подразделение, являются генерация новых теорий или решений, и анализ и проверку выдвинутых решений на предмет дублирования с уже проверенными или на предмет противоречия с уже подтвержденными теориями.

3.3.3 Подразделение экспериментальной проверки

Данное подразделение ответственно за проверку: подтверждение или опровержение поступающих теорий. Подразделение должно включать лаборантов, квалифицированных на работу с имеющимся лабораторным оборудованием, а также мастеров модельного производства и металлообработки, способных изготовить необходимое экспериментальное оборудование или оснастку.

Унификация научно-исследовательских организаций по вышеуказанному принципу будет способствовать их большей кооперации и взаимодействию. Проверка научной теории, сформулированной на одном предприятии, может быть проведена в подразделении экспериментальной проверки другой организации, обладающей необходимым лабораторным оборудованием, по унифицированной заявке.

3.4 Финансирование поисковых экспериментов

Небольшое, но регулярное финансирование научных организаций по статье «Выполнение поисковых экспериментов», выделяемое из собственных фондов предприятия или государством, создаст необходимую почву для реализации экспериментальных идей и предварительной проверки гипотез.

В ходе мало затратных поисковых экспериментов происходит отсев ошибочных гипотез, которые могут быть заложены в заявку на получения финансирования по контракту или гранту; в результате получаемого опыта рождаются новые и оригинальные решения, использующиеся для создания инновационной техники.

Выводы

Для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:

— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: вопрос, в направлении которого была предложена теория, теория или решение, которое предложено и результат проверки теории;
— регламентация результата НИР в ТЗ в части определения какого типа результат должен быть получен: справочный или научный;
— приводить организацию научных предприятий к структуре, включающей три отделения: подразделение поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки;
— производить регулярное финансирование поисковых экспериментов.

V 1 Методология научного исследования

Для специальностей 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит», 036401 «Таможенное дело», направления 080100 «Экономика»: профилей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии»

Дидактические единицы:

V1: Методология научного исследования

V2: Источники информации

V3: Научные работы

V4: Язык и стиль научной работы

V5: Оформление научного исследования

V6: Защита научной работы

V 1 Методология научного исследования

I:

S: Отличительными признаками научного исследования являются:

+ : все перечисленные признаки

I:

S: Основная функция метода:

+ : внутренняя организация и регулирование процесса познания

- : поиск общего у ряда единичных явлений

I:

S: _____________ - это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.

I:

S: _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении.

I:

S: _____________ - это учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

I:

S: Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:

I:

S: В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним НЕ относится:

I:

S: Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним НЕ относится:

- : опытная проверка гипотез и теорий

- : формирование новых научных концепций

+ : заинтересованное отношение к изучаемому предмету

I:

S: К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:

I:

S: Замысел исследования – это…

+ : основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы

- : литературное оформление результатов исследования

- :накопление фактического материала

I:

S: Наука выполняет функции:

+ : гносеологическую и трансформационную

I:

S: При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:

+ : структурный, организационный и функциональный

I:

S: Исходя из результатов деятельности, наука может быть:

- : в виде разработок

+ : фундаментальная, прикладная и в виде разработок

I:

S: Научно-техническая политика в развитии науки может быть:

+ : фронтальная, селективная и ассимиляционная

I:

S: Главными целями научной политики в системе образования являются:

+ : подготовка научно-педагогических кадров

- : совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса

- : совершенствование планирования и финансирования научной деятельности

- : все перечисленные цели

I:

S: Главным источником финансирования научно-исследовательских работ в вузах являются:

I:

S: Основное внимание Министерство образования РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:

I:

S: В системе Министерства образования РФ особое внимание уделяется научно-техническим программам (НТП):

- : федеральным целевым программам

+ : программам Министерства образования России

- : программам других министерств

I:

S: В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:




I:

S: Методика научного исследования представляет собой:

- : систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования

- : систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов

- : совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности

- : способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений

+ : все перечисленные определения

I:

S: Экономический эффект определяется по:

- :фундаментальным и поисковым НИР

+ : прикладным НИР и научным разработкам

I:

S: В формировании научной теории важная роль отводится:

- : индукции и дедукции

- : моделированию и эксперименту

+ : всем перечисленным инструментам

S :Существует ли однозначная точка зрения о времени возникновения науки?

S :В какой период времени наука возникла как непосредственная производительная сила?

- : в период античности

- : с середины XIX в.

+ : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как социальный институт?

- : в период античности

- : с середины XIX в.

- : со второй половины XX.

S :В какой период времени наука возникла как форма общественного сознания?

+ : в период античности

- : с середины XIX в.

- : со второй половины XX.

S :_________ - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

S :В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров?

- : в период античности

+ : с середины XIX в.

- : со второй половины XX.

S :Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …

S :Основу любой науки составляет…

+ : терминология, профессиональная лексика

- : обычный разговорный язык

S : Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

S: Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

S: Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:

S: Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:

S: Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это…

S: Функцией науки в обществе является…

- : создание грамотного, «умного» общества

- : построение эффективной работы социума

+ : описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов

- : создание базы для дальнейших научных исследований

S: Наука как форма общественного сознания возникла в…

S: Наука как социальный институт возникла в…

S: Наука как система подготовки кадров существует с…

+ : середины 19 века

- : середины 18 века

S: Науки о природе называются…

S: Науки об обществе называются…

S: Науки об общих законах развития природы, общества и мышления называются…

S: Науки, занимающиеся решением технологических, инженерных, экономических и иных проблем, называются…

S: Физика, механика, химия, биология относятся к…

S: Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?

S: Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?

S: Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

S: Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?

S: Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?

S: Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.

S: Проблема научного исследования – это…

+ : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : то, что не получается у автора научного исследования

- : источник информации, необходимой для исследования

- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S: Объект научного исследования – это…

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : то, что не получается у автора научного исследования

+ : источник информации, необходимой для исследования

- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S: Предмет научного исследования – это…

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : то, что не получается у автора научного исследования

- : источник информации, необходимой для исследования

+ : более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах предмета

S: Тема научного исследования должна быть…

- : с размытой формулировкой

- : сформулирована в конце исследования

- : сформулирована так, чтобы вы могли обоснованно от нее отступать

S: Цель научного исследования – это…

+ : краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования

- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : источник информации, необходимой для исследования

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

S: Тема научного исследования – это…

+ : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

- : источник информации, необходимой для исследования

- : более конкретный источник информации, необходимой для исследования

S: Гипотеза научного исследования – это…

- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

+ : предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений

- : источник информации, необходимой для исследования

S: Рабочая гипотеза – это…

- : реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию

+ : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

- : уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел

- : то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке

S: Метод научного исследования – это…

- : система последовательных действий, модель исследования

- : предварительные обобщения и выводы

- : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

+ : способ исследования, способ деятельности

S: Методика научного исследования – это…

+ : система последовательных действий, модель исследования

- : предварительные обобщения и выводы

- : временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала

- : способ исследования, способ деятельности

S: _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.

S: Диалектический и метафизический методы относятся к __________________ методам исследования.

S: Методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.

S: Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.

S: Целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление) – это…

S: Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это…

S: Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…

S: Наблюдение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

- : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

- : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

S: Эксперимент как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

+ : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

- : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

S: Сравнение как один из основных эмпирических методов научного исследования – это…

- : активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса

+ : познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)

- : положение, которое в научном исследовании не принимается вне зависимости от того, имеет оно логические доказательства или нет

- : положение, которое в научном исследовании выступает в качестве проблемы

+ : положение, которое принимается без логического доказательства

- : положение, которое принимается исключительно с логическими доказательствами

S: Конструктивистский метод теоретического исследования применяется в…

+ : логико-математических науках и информатике

- : технических и гуманитарных науках

S: Аксиоматический метод теоретического исследования применяется в…

- : логико-математических науках и информатике

- : технических и гуманитарных науках

S: Гипотетико-дедуктивный метод теоретического исследования применяется в…

- : логико-математических науках и информатике

- : технических и гуманитарных науках

S: Прагматический метод теоретического исследования применяется в…

- : логико-математических науках и информатике

+ : технических и гуманитарных науках

S: Абстрагирование как общелогический метод исследования – это…

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Обобщение как общелогический метод исследования – это…

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

+ : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Анализ как общелогический метод исследования – это…

+ : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Синтез как общелогический метод исследования – это…

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта

- : прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+ : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Индукция как общелогический метод исследования – это…

+ : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

- : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Дедукция как общелогический метод исследования – это…

- : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

+ : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

- : метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое

S: Системный подход в научном исследовании – это…

- : совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим

- : использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений

- : разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

+ : совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем

S: Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…

S: Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…

S: Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…

S: Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…

S: Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…

S: Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…

S: Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…

S: Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.

S: При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?

S: При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?

Читайте также: