Фундамент под колонны подкрановых путей

Обновлено: 17.05.2024

Колонны.

Для устройства каркасов одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий применяют железобетонные и стальные колонны. Железобетонные колоны одноэтажных промышленных зданий могут быть с консолями и без них (если нет мостовых кранов). По расположению в плане их подразделяют на колонны средних и крайних рядов. В зависимости от поперечного сечения колонны бывают прямоугольные, таврового профиля и двухветвевые. Размеры поперечного сечения зависят от величины действующих нагрузок. Применяют такие унифицированные размеры сечений колонн: 400х400, 400х600, 400х800, 500х500, 500х600 и 500х800 мм - для прямоугольных; 400х600, 400х800 мм - для тавровых и 400х1000, 500х1300, 500х1400, 500х1500, 600х1400, 600х1900 и 600х2400 мм для двухветвевых. Колонны могут состоять из нескольких частей, которые собирают на строительной площадке.

Колонны с консолями состоят из надкрановой и подкрановой ветвей. Сечение надкранових ветвей чаще всего квадратное или прямоугольное: 400х400 или 500х500 мм. Кроме основных колонн для устройства фахверков используют фахверковые колонны. Их устанавливают вдоль здания при шаге крайних колонн 12 м и длине панелей стен 6 м, а также в торцах зданий. Для устройства каркасов многоэтажных зданий используют железобетонные колонны высотой на один, два и три этажа. Сечение колонн 400х400 и 400х600 мм . Соединение ригелей с колоннами может быть консольным и безконсольным. Стыки колонн устраивают на 600-1000 мм выше перекрытия.

Основные типы железобетонных колонн одноэтажных промышленных зданий

а) прямоугольного сечения для зданий без мостовых кранов при шаге 6м;

б) прямоугольного сечения для зданий без мостовых кранов при шаге 12м;

в) двухветвевые для зданий без мостовых кранов;

г) прямоугольного сечения для зданий с мостовыми кранами

д) двутаврового сечения для зданий с мостовыми кранами

е) двухветвевые для зданий с мостовыми кранами

1 - закладочная деталь для крепления несущей конструкции покрытия;

2 и 3 - то же, подкрановой балки;

4 - то же, стеновых панелей

Стальные колонны одноэтажных зданий могут иметь постоянное по высоте и переменное сечение. В свою очередь, колонны с переменным сечением могут иметь подкрановую часть сплошного и сквозного сечения. Сквозные колонны подразделяют на колонны с ветвями, соединенными связями, и колонны раздельные, которые состоят из независимо работающих шатровой и подкрановой ветвей. Колонны постоянного сечения используют в случае применении кранов грузоподъемностью до 20 т и высоте здания до 9,6 м. В случае, когда колонны в основном работают на центральное сжатие, применяют колонны сплошного сечения. Для изготовления сплошных колонн используют широкополочный прокатный или сплошной двутавр, а для сквозных колонн можно использовать двутавры, швеллеры и уголки. Раздельные колонны устраивают в зданиях с тяжелыми мостовыми кранами (125 т и больше). В нижней части колонн для соединения с фундаментами предусматривают стальные базы (башмаки). Базы к фундаментам крепят анкерными болтами, которые закладывают в фундамент при их изготовлении. Нижнюю опорную часть колонны вместе с базой покрывают бетоном.

Жесткость и устойчивость зданий достигаются установкой системы вертикальных и горизонтальных связей. Так, для снижения и перераспределения усилий, которые возникают в элементах каркаса от температурных и других влияний, здание разделяют на температурные блоки и в середине каждого блока устраивают вертикальные связи между колоннами: при шаге колонн 6 м - крестовые; при шаге колонн 12 м - портальные. Связи выполняют из уголков или швеллеров и приваривают к закладным частям колонн. Для обеспечения работы мостовых кранов на консоли колонн монтируют подкрановые балки, на которые укладывают рельсы. Подкрановые балки обеспечивают также дополнительную пространственную жесткость здания. Они могут быть железобетонные и стальные.

Фундамент для подкранового пути


Колонны (опоры) для подкранового пути опорного крана бывают железобетонные или стальные. Обычно расстояние между колоннами делают 6м, реже 12м.

Подкрановая балка опирается на консоль (стульчик).

  • У железобетонной колонн консоль (стульчик) уже изготовлен,
  • У стальных колонн стульчик или приваривается к колонне или подкрановая балка опирается на саму колонну.


При установке опорного крана в здании, не имеющем стульчиков на железобетонной колонне – стульчики крепятся с помощью стального каркаса, установленного по всей высоте колонны.


Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.

Некоторые варианты подкрановых конструкций опорных кранов.


При установке опорного крана в здании, не имеющем стульчиков на железобетонной колонне – стульчики крепятся с помощью стального каркаса, установленного по всей высоте колонны.


Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.


Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.

Крепление подкрановой балки к консоли колоны.

  1. колонна;
  2. закладная деталь в колонне;
  3. крепежная деталь;
  4. закладная деталь балки;
  5. подкрановая балка;
  6. болты;
  7. опорный стальной лист консоли колонны;
  8. закладная деталь балки.


Крепление рельса к подкрановой балке.




Тупиковые упоры должны обеспечивать гашение остаточной скорости крана и предотвращение схода крана с рельсовых путей в аварийных ситуациях (наезд на упоры с включенным механизмом передвижения крана). После аварийного наезда упоры должны подвергаться полному техническому освидетельствованию, о чем делается запись в паспорте тупиковых упоров.

На комплект упоров (4 шт) должен быть паспорт с указанием завода-изготовителя, заводских номеров, года выпуска и типов кранов, для которых рекомендуется применять упоры данной конструкции.

В зависимости от конструкции крана могут применяться тупиковые упоры ударного или безударного типа.

Технические характеристики рельсов и квадратов.


Технические характеристики рельсов и квадратов.

Скручивание рельса не допускается. Рельсы считают скрученными, если при замере на контрольном стеллаже они имеют по концам зазоры между подошвой рельса и стеллажом (по диагонали) более 1.5мм.

Снип устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов опоры стационарных кранов

3. Размещение кранов на объекте. Правила привязки рельсовых путей.

Установка башенных стреловых и других кранов для СМР должна предусматривать:

1) соответствие кранов по условиям СМР (высота, грузоподъемность, вылет стрелы);

2) обеспечение безопасных расстояний от сетей ЛЭП, пешеходов, транспорта и выемок;

3) условия безопасной работы неск. кранов на одном пути, парал.путях в одной раб.зоне;

4) мероприятия по безопасному производству работ в месте установки кранов (ограждения строительной площадки, монтажная зона крановых путей).

5) условия установки кр. Вблизи откосов котлованов

6) перечень грузопод. приспособл. и граф.изобр. строповки.

СНиП 111-4-80 “Техника безопасности в строительстве”, СНиП 3.08.01-85 “Механизация строительного производства. Рельсовые пути БК.” Гост 12.01.13-78 “Стр-во. Электробезопасность.” ПБ “Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.”Снипы «организация стр-ва», «безопасность труда в стр-ва», МДС «механизация стр-ва», ГОСТ Р «наземные рельсовые крановые пути», СП «решения по охране труда и безопасности в ПОС и ППР»

Привязки строительных машин.

Привязка производится для определения возможности монтажа (или других видов работ) выбранным механизмам и безопасных условий производства работ.

1) определяют расчетные параметры и подбор крана.

2) горизонтальная привязка крана:

а) поперечная; б) продольная.

3) расчет зон действий крана.

4) ограничение зон действия крана.

1. Выбор крана производится на основании технико-экономических показателей.

Горизонтальная привязка крана:

а) поперечная-определения расстояния оси движения крана относительно строящегося здания. Минимальное расстояние от оси движения крана до строящегося здания определяется выражением: В=Гпов+lбез;

Где: В – минимальное расстояние от оси движения крана до наружной грани сооружения; Гпов – радиус поворотной платформы механизма (или другой выступающей части крана (паспортные данные)); lбез – мин. допустимое расстояние выступающей части крана до габарита строения, штабеля, забора и т.д., принимают 0,7м для высоты до 2м и 0,4м для высоты более 2м.

Рельсовые пути башенных кранов устраиваются в соответствии с требованиями СНиП 3.08.01-85.

Наименьше допустимое расстояние от основания откосов до ближайшей опоры крана регламентируется: “Правила устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов”, СНиП 111-4-80. При устройстве подкранового пути у неукрепленного котлована, траншеи и другой выемки глубиной h наибольшее расстояние по горизон­тали от основания откоса (края для котлована) до нижнего края балласт­ной призмы 1бдолжно соответствовать:

Для песчаных и супесчаных грунтов lб> 1,5h+ 0,4, для глинистых и суглинистых грунтов lб> h+ 0,4. Для уточнения расстояния от края балластной призмы до оси рель­са может быть использована формула = (hб+ 0,05) m + 0,2 + 0,51шп, где h6 высота слоя балласта, м, зависящая от вида балласта и типа крана; т – уклон боковых сторон балластной призмы, м; 1шп длина шпалы, м.

Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов.

Для определения крайних стоянок крана последовательно производят за­сечки на оси передвижения крана в следующем порядке:

• из крайних углов внешнего габарита здания со стороны, противо­положной башенному крану, – раствором циркуля, соответствую­щим максимальному рабочему вылету стрелы крана;

• из середины внутреннего контура здания – раствором циркуля, со­ответствующим минимальному вылету стрелы крана;

• из центра тяжести наиболее тяжелых элементов – раствором цир­куля, соответствующим определенному вылету стрелы согласно грузовой характеристике крана.

Крайние засечки определяют положение центра крана в крайнем положении и показывают расположение самых тяжелых эле­ментов.

По найденным крайним стоянкам крана опре­деляют длину подкрановых путей:

Определяемую длину подкрановых путей корректируют в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена, т. е. 6,25 м. Минимально допустимая длина подкрановых путей согласно правилам Госгортехнадзо-ра составляет два звена (25 м). Таким образом, принятая длина путей должна удовлетворять следующему условию: Ln.п = 6, 25пзв> 25 м, где пзв количество полузвеньев.

В случае необходимости установки крана на одном звене, т. е. на приколе, звено должно быть уложено на жестком основании, исключаю­щем просадку подкрановых путей. Таким основанием могут служить сборные фундаментные блоки или специальные сборные конструкции.

Привязку ограждений подкрановых путей производят исходя из необходимости соблюдения безопасного расстояния между конструкция­ми крана и ограждением.

Расстояние от оси ближнего к ограждению рельса до ограждения lп.п. определяют по формуле

Крайние стоянки башенного крана должны быть привязаны к осям здания и обозначены на СГП и местности хорошо видимыми крановщику и стропальщикам ориентирами

Снип устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов опоры стационарных кранов


Понятие подъемного сооружения и рельсового кранового пути

Подъемное сооружение : Совокупность технических устройств, оборудования и строительных конструкций, обеспечивающих подъем и перемещение груза и (или) людей на определенном производственном объекте в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины.

Примечания:

  • Технические устройства:
    грузоподъемные машины, опорные крепления башенных кранов к строительным сооружениям, съемные грузозахватные приспособления, грузовая тара, в том числе специальная металлургическая тара, подвесные люльки для транспортировки людей кранами, изначально непредназначенными для этой цели.
  • Оборудование:
    рельсовые пути грузоподъемных машин;
    механизмы и элементы реконструкции (модернизации) грузоподъемных машин, улучшающие (увеличивающие, расширяющие) показатели назначения грузоподъемной машины и не являющиеся их постоянной составной частью;
    выносные площадки для грузов, устанавливаемые в проемах строящихся сооружений;
    навешиваемые на полувагоны площадки для стропальщиков;
    предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого краном на строительной площадке;
  • Строительные конструкции:
    подкрановые строительные конструкции, в том числе подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы, фундаменты для приставных башенных кранов и прикордонных крановых путей причалов; опорные элементы (полушпалы, ростверки и т.п.) для наземных крановых путей;
    лестницы и площадки для доступа к надземным рельсовым путям и грузоподъемным кранам, передвигающихся по этим путям;
    эстакады для работы стропальщиков в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и колесных транспортных средств;
    предохранительные устройства (сетки, экраны) для защиты людей от возможного падения частей груза, перемещаемого мостовым краном или автоматически (полуавтоматически) управляемой талью и монорельсовой тележкой на промышленных предприятиях;
    подготовленные и спланированные площадки для свободностоящих грузоподъемных машин;
    устройства токоподвода и заземления к грузоподъемным машинам постоянного базирования.

Основными документами, определяющими компоновку подъемного сооружения на ОПО, тип (марку, модель) грузоподъемной машины, перечень иных технических устройств, оборудования и строительных конструкций, соответствие установки грузоподъемной машины требованиям ФНП «Правила эксплуатации опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» и возможность ее безопасной работы (в зависимости от типа грузоподъемной машины), помимо документов, подтверждающих работоспособное состояние средств, входящих в состав подъемного сооружения, являются:

  • технологический регламент (проект производства работ с использованием подъемного сооружения или технологическая карта погрузочно-разгрузочных работ), с которым ознакомлены специалисты и персонал, занятые в процессе подъема и перемещения грузов на ОПО;
  • проект установки грузоподъемного крана постоянного базирования, предназначенного для осуществления погрузочно-разгрузочных работ или работ связанных с обслуживанием основного технологического процесса в неизменяющихся производственных условиях;
  • проект рельсового кранового пути и исполнительная документация по его устройству (для грузоподъемных машин на рельсовом ходу);
  • паспорт грузоподъемной машины, имеющий запись, внесенную специалистом эксплуатирующей организации о проведении освидетельствования, соответствии подъемного сооружения технологическому регламенту,включающую разрешение о пуске в работу. В случае перестановки мобильных грузоподъемных машин – вахтенный журнал с аналогичной записью.

Определения понятия «рельсовый крановый путь», используемые в период с 1969 по 2018 годы.

№ п/п Определение понятия Источник
1. Рельсовый крановый путь – конструкция, предназначенная для перемещения по ней грузоподъемных кранов ПУБЭГК, 1969г., Приложение 1, п.2.26
2. Рельсовый крановый путь — инженерное сооружение для передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу РД 10-117-95, Приложение 2
3. Рельсовый крановый путь – устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу

* С инженерной точки зрения рельсовый крановый путь это, безусловно, строительная конструкция, однако разработчик ТУ 16-22.24-2018 применил ключевое слово оборудование, руководствуясь пунктом 3 ФНП “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”, который относит рельсовые пути (для опорных и подвесных подъемных сооружений, передвигающихся по рельсам) к оборудованию, используемому совместно с подъемными сооружениями.

Устройство подкрановых путей и особенности их эксплуатации

Подкрановые пути под кран нужны для того, чтобы грузоподъемные краны могли передвигаться по промышленной или строительной площадке. От того, насколько правильно проложены рельсы, зависит срок службы, а также безаварийная работа крана.


Все пути для кранов можно разделить на следующие группы:

Надземные необходимы для эксплуатации мостовых кранов, перемещения кран-балок и других грузоподъемных конструкций спецназначения, которые эксплуатируются на внешних эстакадах или в цехах промышленных предприятий. Для монтажа таких путей используются подкрановые балки, их производят из железобетона или стали. В процессе строительства их прикрепляют к консолям несущих опор.

Пути надземного вида можно разделить на следующие разновидности:


К первым кран подвешивают, а во втором случае он на них опирается. Если предприятие только начинает свою работу, то в новых цехах оно может устанавливать конструкции любого типа. Но при реконструкции старых зданий нужно учитывать, что не все они могут выдержать нагрузку, которую будут оказывать на них подвесные системы. В этом случае нужно разработать проект, сделать расчеты.

Предприятие может выбрать устройство наземных путей. Их прокладывают как по улице, так и внутри помещений. Они предназначены для передвижения козловых кранов, консольных грузоподъемных механизмов и полукозловых устройств. Такие пути предназначены и для перемещения напольных тележек.

К строительству предъявляются жесткие требования.

Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, под него достаточно сделать шпально-балластное основание. Например, так делают пути под легкий козловой кран. Для перемещения тяжелой грузоподъемной техники, например мостового устройства, под пути делают фундамент. Затем на него укладывают железобетонную основу, используют при монтаже балки.

Устройство

Бесперебойная работа крана зависит от того, насколько правильно было выполнено устройство подкрановых путей. Полотно, по которому будут проложены рельсы, можно укладывать только после завершения земляных работ на строительной площадке.

Если необходимо сделать пути под открытым небом, сначала нужно проложить водопровод, провести канализацию, закончить подключение к газовой магистрали. Необходимо обратить внимание на то, что от площадки, по которой будут проходить рельсы, должны быть отведены ливневые воды.

После этого следует обратиться в организацию, сотрудники которой подготовят проект. Специалистами должна быть рассчитана длина подкрановых путей и их ширина. Затем можно приступать к его реализации.


На каждом этапе строительства следует жестко контролировать качество работы. Например, если строительство происходит в зимний период, в пазухах должен оставаться лед или снег. Необходимо следить за тем, чтобы был использован только талый грунт. Его, как и слой гравия, который используется для формирования насыпи, необходимо хорошо утрамбовать. Это позволит в дальнейшем избежать промоин, трещин и просадок. Необходимо помнить, что такие дефекты могут привести к падению крана.

Основание под кран грузоподъемностью до 80 тонн должно быть прочным. Под него можно насыпать грунтовую подушку, сверху сделать насыпь из песка. Она дешевле щебеночной, но срок ее эксплуатации не превышает 1 года.

Предприятия часто используют в производстве краны, грузоподъемность которых превышает 80 тонн. Пути под них сооружают в соответствии со следующими требованиями:

  1. Балласт делают из щебня, размер фракций которого составляет 2-7 см.
  2. Шпалы укладывают на балластный слой. Расстояние между ними должно составлять 25-45 см.

Для изготовления шпал используются сосна. Это прочный материал, но все изделия должны быть дополнительно обработаны. Их ошкуривают и покрывают антисептиком. Под краны большой грузоподъемности укладывают не деревянные шпалы, а железобетонные. Для того чтобы уложить на подушку, их берут клещами или передвигают тросовыми петлями.

Укладывая рельсы, нужно следить за расстоянием между ними. Оно должно быть одинаковым. Разрешен допуск в одну или в другую сторону, но не более 5 мм. Направляющие укладывают таким образом, чтобы они проходили параллельно центральной оси путей. Сначала к шпалам пришивают первую нитку рельсов, после этого переходят ко второй. Монтаж осуществляется по шаблонам.


Необходимо следить за тем, чтобы рельсы были уложены строго параллельно друг другу, ведь отклонения вызовут перегрузку механизма, который отвечает за движение крана. Ходовая будет изнашиваться быстрее, кран потребует ремонта. При сильном износе возможна авария, тогда грузоподъемный механизм может полностью выйти из строя.

Выполняя монтаж, необходимо следить за тем, чтобы рельсы не изгибались «змейкой». Такое расположение приводит к возникновению качки при движении крана. Забивая костыли, нужно обращать внимание на то, чтобы они не только удерживали рельсы на месте, но и прижимали их к основанию.

При большой нагрузке и поперечном перемещении шпалы могут расколоться. Чтобы этого не произошло, не следует забивать костыли на одной прямой. Для стыковки рельсов используют накладки, их притягивают болтами.

При монтаже путей нужно обращать внимание на горизонтальность, ее проверяют нивелиром. Если его нет, прибор можно заменить уровнем. Когда работы будут закончены, пути необходимо обкатать. Это делают путем перемещения башенных кранов, их прокатывают туда-сюда по путям. После завершения обкатки просевшие шпалы подбивают.

После завершения работ на концах путей устанавливают упоры. Они нужны для того, чтобы ограничить передвижение крана. При движении он должен останавливаться не ближе 1 метра от тупика.

Монтаж

Если необходимо выполнить монтаж подкрановых путей под открытым небом, следует начать с обращения в организацию, которая имеет лицензию, выданную Ростехнадзором. Перейдя на портал федеральной службы, можно проверить, имеет ли фирма разрешение.

Сначала специалистами разрабатывается схема монтажа, после этого приступают к работам на площадке. С нее снимают плодородный слой земли, доходя до слоя глины. После этого делают водоотвод, отсыпают подушку. Сверху насыпают слой щебня. Технология монтажа должна строго соблюдаться, тогда пути под кран прослужат долго.


Важно правильно выполнить расчет фундамента под кран. Выполняя работу, нужно ориентироваться на стандарт ГОСТ. При создании подвесных путей важно учесть размеры балки, на которой будет зафиксирован рельс. Они зависят от того, какие грузы нужно переносить. Чаще всего используются двутавровые балки из металла. Ширина их полки должна быть не менее 20 см, высота балок — от 60 см и более.

Разрабатывая проект, нужно ориентироваться на то, какие технические характеристики имеют грузоподъемные машины. Предприятия могут использовать узкоколейные рельсы, например Р-24, а также специзделия, предназначенные для перемещения крановых механизмов. Это модель железнодорожных рельс КР-70.

Если организация приобрела кран небольшой грузоподъемности, то рельсы можно сделать из металлопроката. Для этого используют изделия квадратного сечения 5×5 см или 6×6 см.

Следует правильно выполнять крепление крановых рельсов к подкрановым балам. Квадратные рельсы приваривают, фиксируя к подкрановой балке. Если приобретены рельсы Р-24, их тоже можно приварить, но для этого должны быть использованы крепежи. К-70 можно монтировать только при помощи болтовых соединений. Этот способ потребует больших финансовых затрат, но длительный срок службы путей беспечен.

Занимаясь монтажными работами, необходимо ориентироваться на ГОСТ 4121-96. Следует учитывать нормативы Р 53866-2010. В этих документах перечислены основные требования, которые предъявляют к рельсам.

Обслуживание

После нескольких лет эксплуатации характеристики путей могут отклониться от нормы. Необходимо учитывать, что дефекты оказывают влияние на работоспособность крана, ведь они усиливают износ элементов. В результате возникает вероятность аварии.

Для того чтобы предупредить негативное развитие ситуации, выполняют техническое обслуживание. Специалисты проверяют качество болтовых соединений, особое внимание уделяется состоянию тупиковых упоров. В ходе работ проверяют болтовые соединения.

Осмотру подвергают рельсы. Их отклонение не должно превышать то, которое указано в документах по эксплуатации. После завершения осмотра специалисты включают рекомендации по обслуживанию в отчет.

Ремонт

Ремонтные работы выполняют при повреждении рельсов или их износе. Обнаружить неполадки можно, проведя комплексное обследование. При необходимости рабочими может быть сделана рихтовка подкрановых путей, ее осуществляют по высоте, а также по осям.

Специалисты меняют детали, которые подверглись большему износу, регулируют стыки. Если есть необходимость, проводится реставрация земляного полотна, осуществляется замена электрического оборудования, выполняется нивелировка подкрановых путей.

Если вышла из строя электрика, сотрудники организации, имеющей лицензию Ростехнадзора, сделают заземление подкрановых конструкций.

Комплекс работ может быть расширен, ведь после диагностики может оказаться, что рельсы не в допуске. В этом случае их необходимо заменить. Сначала разрабатывают новый проект, а затем начинается процедура, которая аналогична первичному монтажу. Неполадки поможет выявить съемка подкрановых путей.


Правильно сделанные рельсы прослужат не менее 25 лет, но в некоторых случаях возможен более ранний демонтаж из-за возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, это может произойти при размыве насыпи из-за паводка. Рельсы могут быть деформированы в результате падения крана или груза. Ремонт подкрановых путей должны выполнять специалисты.

Как посчитать фундамент под колонны подкрановых путей

Как посчитать фундамент под колонны подкрановых путей

В помещении устанавливают опорную кран балку если:

  • ферменные конструкции недостаточно прочные;
  • нет перекрытий конструкции;
  • не хватает высоты подьема крана (за счет низких потолков).


Путь опорного крана состоит из:

Колонны (опоры) для подкранового пути опорного крана бывают железобетонные или стальные. Обычно расстояние между колоннами делают 6м, реже 12м.

Подкрановая балка опирается на консоль (стульчик).

  • У железобетонной колонн консоль (стульчик) уже изготовлен,
  • У стальных колонн стульчик или приваривается к колонне или подкрановая балка опирается на саму колонну.


При установке опорного крана в здании, не имеющем стульчиков на железобетонной колонне – стульчики крепятся с помощью стального каркаса, установленного по всей высоте колонны.


Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.

Некоторые варианты подкрановых конструкций опорных кранов.


При установке опорного крана в здании, не имеющем стульчиков на железобетонной колонне – стульчики крепятся с помощью стального каркаса, установленного по всей высоте колонны.


Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.


Если колонны не имеют достаточной прочности для установки крана, то устанавливают отдельно стоящие колонны (со своим фундаментом) и на них монтируют подкрановые пути, без привязки к имеющимся конструкциям здания.

Крепление подкрановой балки к консоли колоны.

  1. колонна;
  2. закладная деталь в колонне;
  3. крепежная деталь;
  4. закладная деталь балки;
  5. подкрановая балка;
  6. болты;
  7. опорный стальной лист консоли колонны;
  8. закладная деталь балки.


Крепление рельса к подкрановой балке.




Тупиковые упоры должны обеспечивать гашение остаточной скорости крана и предотвращение схода крана с рельсовых путей в аварийных ситуациях (наезд на упоры с включенным механизмом передвижения крана). После аварийного наезда упоры должны подвергаться полному техническому освидетельствованию, о чем делается запись в паспорте тупиковых упоров.

На комплект упоров (4 шт) должен быть паспорт с указанием завода-изготовителя, заводских номеров, года выпуска и типов кранов, для которых рекомендуется применять упоры данной конструкции.

В зависимости от конструкции крана могут применяться тупиковые упоры ударного или безударного типа.

Технические характеристики рельсов и квадратов.


Технические характеристики рельсов и квадратов.

Скручивание рельса не допускается. Рельсы считают скрученными, если при замере на контрольном стеллаже они имеют по концам зазоры между подошвой рельса и стеллажом (по диагонали) более 1.5мм.

Благодарю за помощь! Вот тех.задание, пришедшее от заказчика.

Расчет подкранового пути, нужен совет

Доброго времени суток.
Столкнулся с проблемой расчета подкрановых путей, схема следуйщая: вдоль цеха идет 2 ряда колонн с шагом, скажем, 5м и высотой 5м, пролет 10м. На колонны опираеться подкрановый путь для кран-балки в виде (опять же условно) двутавра с приваренным к нему рельсом. Сложность возникла в методике расчета самой колонны. На что ее считать? Изгиб поперечный, продольный, осевое давление? Пока для себя вывел 3 варианта решения, они довольно абстрактные, но, как говориться, лучше чем ничего:

1. Считаю пока так, поскольку для перестраховки получаеться самый большой запас.
Рассматриваем систему как плоскую раму: 2 стойки и ригель, по середине которого стоит кран (грузоподъемность к примеру 10т)
Если отсечь половину системы (и соответственно нагрузка уменьшиться вдвое) то выходит простая схема:

Получим консольную балку L=5м, нагруженную поперечной изгибающей силой T, что решаеться просто.

Товарищи, подскажите хорошее решение не влезая в дебри высшей математики, застрял на этом вопросе. Перечитал много учебников по кранам, сопромату и архитектуре, только после того как ничего похожего не нашел решил обратиться к форуму, так что не взыщите.

4.3. Расчет подкрановой части колонны.

Размеры сечения подкрановой части колонны (для принятого при компоновке типа опалубки 4) b = 400 мм, h = 700 мм.


Назначаю для продольной арматуры ,


тогда .

Комбинации расчетных усилий приняты из табл. 2.6 и приведены в табл. 3.3 (усилия уменьшены вдвое).

Комбинации усилий для подкрановой части колонны

Величины усилий в комбинациях



Усилия от всех нагрузок без учета крановых и ветровых:

Усилия от продолжительных нагрузок:

При наличии знакопеременных моментов армирование подкрановой части колонны также принимаем симметричным. Подбор арматуры выпол­ним для комбинации Nтаx.

Расчет в плоскости изгиба. Расчетная длина подкрановой части в плоскости изгиба при учете крановых нагру­зок ибез их учета. При минимальной гибко­стинеобходимо учитывать влияние прогиба на несу­щую способность колонны.


Устанавливаем коэффициент условий работы бетона :



Находим условную критическую силу Nсr и коэффициент η:


1. ;


;


= 0,1·700 = 70 мм, тогда коэффициент = 1.

В первом приближении принимаем μ = 0,005 .

Условная критическая сила



5. Коэффициент увеличения начального эксцентриситета

η=1 / (1-N / Ncr)=1 / (1-940,6 / 14697,1)=1,068

6. Расчетный эксцентриситет продольной силы

7. Вспомогательные коэффициенты:


;




Требуемая площадь сечения продольной арматуры


т.е. арматуру принимаем по конструктивному минимуму:


.


Принимаем по 3Ø16 А-III () у коротких граней подкрановой части колонны. У широких граней предусматриваем по 1Ø12 А-Ш с тем, чтобы расстояния между продольными стержнями не превышали 400 мм.

Тогда получаю , что незначительно отличается от предварительно принятого, следовательно, расчет можно не уточнять.


Принимаем по 3Ø16 А-III () у коротких граней подкрановой части колонны. У широких граней предусматриваем по 1Ø12 А-Ш с тем, чтобы расстояния между продольными стержнями не превышали 400 мм.

Расчет из плоскости изгиба. Расчетная длина подкрановой части из плоскости изгиба . Так как гибкость из плоскости = 5,16 / 0,4 = 10,9 меньше минимальной гибкости в плоско­сти изгиба = 11,1, расчет из плоскости изгиба можно не выполнять.

Фундамент под колонны подкрановых путей

ГОСТ Р 56944-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пути рельсовые крановые надземные.

Общие технические условия

Cranes. Overhead crane railways. General specifications

Дата введения 2017-04-01

1 РАЗРАБОТАН Московским архитектурным институтом (Государственная академия) (МАРХИ), МГТУ им.Н.Э.Баумана, Акционерным обществом "РАТТЕ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Надземные рельсовые крановые предназначены для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, электрических и ручных передвижных талей.

До последнего времени в Российской Федерации не существовало национальных стандартов, устанавливающих параметры и размеры надземных рельсовых путей крановых, требований к их конструкциям и устройству, специфике обслуживания и ремонта, а также необходимых требований к надежности данного оборудования.

Настоящий стандарт ликвидирует имеющийся пробел в нормативных документах на указанный тип подъемных сооружений и способствует повышению надежности и безопасности эксплуатации современного грузоподъемного оборудования, для которого они предназначены.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на надземные рельсовые крановые пути (далее - надземные рельсовые пути), предназначенные для передвижения во время эксплуатации внутри цехов и на эстакадах грузоподъемных мостовых кранов (включая опорные и подвесные), полукозловых и полупортальных кранов, передвижных консольных кранов, монорельсовых грузовых тележек, а также электрических и ручных талей (далее - кранов).

Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению, монтажу, ремонту и безопасной эксплуатации указанных надземных рельсовых путей, а также требования по обеспечению безопасности при эксплуатации кранов на надземных рельсовых путях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51685 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 4016 Болты с шестигранной головкой. Класс точности С

ГОСТ Р ИСО 8765 Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В

ГОСТ 12.4.107 Система стандартов безопасности труда. Строительство. Канаты страховочные. Технические условия

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 2591 Прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный. Сортамент

ГОСТ 4121 Рельсы крановые. Технические условия

ГОСТ 5915 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7173 Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры

ГОСТ 8239 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8240 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 11371 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 11530 Болты для рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 11532 Гайки для болтов рельсовых стыков. Технические условия

ГОСТ 13015 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 15526 Гайки шестигранные класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 19115 Шайбы пружинные путевые. Технические условия

ГОСТ 19127 Накладки двухголовые к рельсам типа Р43. Конструкция и размеры

ГОСТ 19281 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия.

ГОСТ 19425 Балки двутавровые и швеллеры стальные специальные. Сортамент.

ГОСТ 20372 Балки стропильные и подстропильные железобетонные. Технические условия.

ГОСТ 24741 Узел крепления крановых рельсов к стальным подкрановым балкам. Технические условия

ГОСТ 25546 Краны грузоподъемные. Режимы работы

ГОСТ 28648 Колеса крановые. Технические условия

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33184 Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи. Технические условия

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1, [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 верхнее строение рельсового пути кранового: Совокупность элементов конструкции пути, установленных на подкрановые строительные конструкции (или подвешенных к ним), воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на подкрановые строительные конструкции.

3.2 заземление: Преднамеренное электрическое соединение рельсовых нитей надземного рельсового пути с заземляющим устройством.

3.3 заземляющее устройство: Совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

3.4 заземлитель: Проводник (электрод) или совокупность металлических соединенных между собой проводников (электродов), находящихся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом.

3.5 заземляющий проводник: Проводник, соединяющий заземляемые части рельсовых нитей кранового пути с заземлителем.

3.6 естественный заземлитель: Находящиеся в соприкосновении с землей или ее эквивалентом электропроводящие части коммуникаций, зданий и сооружений производственного или иного назначения, используемые для целей заземления.

3.7 монорельс: Рельсовый путь крановый с одним рельсом, предназначенный для передвижения электрических талей, тележек с ручной тягой (кошек) или самоходных грузовых тележек, снабженных механизмом подъема груза. На монорельсе могут устанавливаться пересечения, стрелки, поворотные круги и стыковочные устройства для перехода тележек на кран-балки.

3.8 копир: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой штырь, предназначенный для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при наезде или съезде с него.

3.9 надземный рельсовый путь крановый: Рельсовый путь крановый, опирающийся на подкрановые строительные конструкции или подвешенный к ним.

3.10 опорные элементы: Элементы, воспринимающие крановые нагрузки от рельсов и передающие их на строительные конструкции.

3.11 отключающая линейка: Разновидность отключающего устройства, представляющего собой пластину, начало и окончание которой выполнено в виде наклонных плоскостей, и предназначенную для воздействия на поворотный рычаг концевого выключателя при его наезде или съезде с нее.

3.12 отключающее устройство: Устройство, обеспечивающее воздействие на ограничитель передвижения крана для предотвращения его перемещения за пределы рабочей зоны.

3.13 подкрановые строительные конструкции: Строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового пути кранового, восприятия нагрузок от подъемного сооружения в процессе эксплуатации и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса сооружения.

3.14 промежуточные скрепления: Устройства, обеспечивающие соединение рельсов со строительными конструкциями.

3.15 путевое оборудование: Устройства (тупиковые упоры, отключающие устройства, страховочные канаты, знаки безопасности и др.), обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъемного крана.

3.16 рельсовая нить: Непрерывный ряд рельсов, примыкающих концами друг к другу, воспринимающих и передающих крановые нагрузки от колес крана на опорные элементы пути.

3.17 рельс: Стальная горячекатаная балка единого специального профиля или имеющая составной профиль, состоящий из частей, скрепленных с применением крепежных элементов или сваркой.

3.18 рихтовка: Комплекс мероприятий, проведение которых необходимо для приведения положения рельсовых нитей (с заданной погрешностью) в проектное планово-высотное положение.

3.19 старогодные рельсы: Отремонтированные или годные к эксплуатации рельсы, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

3.20 стык: Разъемное или неразъемное (сварное) место соединения конца предыдущего рельса с началом последующего в одной рельсовой нити.

3.21 тупиковый упор: Устройство, предназначенное для гашения скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе отключающего устройства или тормозов механизма передвижения крана.

4 Обозначения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

- нагрузка, направленная вдоль надземного рельсового пути и вызываемая наездом крана на тупиковый упор, кН;

- скорость передвижения крана в момент наезда на тупиковый упор, принимаемая равной половине номинальной, м/с;

Крановая эстакада:колонны "качаются" в поперечном направлении от монтажных нагрузок. В чем причина: ошибки проекта или монтажа?

в плоскости (по наихудшему положению крана по линиям влияния):
Мx=34.6т*м (3 и 7 м – привязки колес)
Qx=1.668*8.3=13.86т
проверка: (расчет Лиры)
Мx=34.6т*м
Qx=17.43т (т.к. на опоре была задана нагрузка без учета фактического приложения давления колес крана )

из плоскости
Мx=1.4т*м (3 и 7 м – привязки колес)
Qy=0.7т
проверка: (пространственный расчет Лиры)
Мy=1.46т*м
Qy=0.7т
проверка: из плоскости (расчет Лиры):
My=0.35/8.3*34.6=1.46т*м
Qy =0.35/8.3*13.86=0.6т

Читайте также: