Фундамент лахта центра рекорд

Обновлено: 19.05.2024

Российские здания-рекордсмены! Лахта Центр.

Россия славится множеством рекордов. Наша страна занимает первое в мире место по размеру территории. Сибирская тайга - самый большой лес на Земле. Байкал - самое глубокое озеро на нашей планете.

Так же имеются у нас и здания, гордо носящие звание "самые-самые", установившие различные мировые рекорды, занесенные в Книгу рекордов Гиннесса.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональный комплекс, расположенный в Санкт-Петербурге - Лахта Центр !

Фотография из открытых источников. Фотография из открытых источников.

17 августа 2012 года было получено разрешение на строительство первого этапа общественно-делового комплекса Лахта Центр, включающего высотное здание и прилегающую часть. С октября 2012 года начались работы по строительству комплекса.

Еще не начав строиться, Лахта Центр претендовал на звание "самого-самого". Данный проект уникален с точки зрения инженерно-технических решений. Высота и вес башни диктовали особые требования к фундаменту здания.

Уже на начальном этапе строительства комплекса, был установлен новый мировой рекорд непрерывного бетонирования, попавший в Книгу рекордов Гиннеса.

Заливка нижней плиты фундамента высотного здания, начавшаяся 27 февраля 2015 года в 20:00 , успешно закончилась 1 марта в 21:20 .

Российский небоскреб попал в Книгу рекордов Гиннеса

В 2015 году Лахта Центр попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Нижняя плита коробчатого фундамента башни Лахта Центра. Площадь — 5700 кв. м. Толщина — 3600мм, материалы — арматура, сталь А500, бетон — В60 Нижняя плита коробчатого фундамента башни Лахта Центра. Площадь — 5700 кв. м. Толщина — 3600мм, материалы — арматура, сталь А500, бетон — В60
За нижнюю фундаментную плиту петербургский небоскреб Лахта Центр был держателем мирового рекорда на самую объемную непрерывную заливку бетона – 19 624 кубометра за 49 часов.

Полтора года спустя, в 2016-ом, достижение превзошли в Эмиратах – у них на 169 кубов больше и на 4 часа быстрее.

Российский рекорд был побит. Высотное строительство не стоит на месте, и это прекрасно. Тем не менее, плит, подобных нашей и дубайской, в мире пока что – пересчитать на пальцах.

Итак, двадцать тысяч кубометров за двое суток. Как это удалось? Один из секретов скорости – СУБ, самоуплотняющийся бетон. Посмотрим, что это такое.

Классический случай выглядит так: в бетонном разливе стоят рабочие и с помощью вибраторов уплотняют смесь.

Усердный строитель меняет вибраторы и скорость колебаний – в его руках качество конструкции. Процесс долгий и очень трудоемкий. Усердный строитель меняет вибраторы и скорость колебаний – в его руках качество конструкции. Процесс долгий и очень трудоемкий.

СУБ уплотняется сам. На этом можно поставить точку. Но все же продолжим – есть еще более веские причины «за».

Безальтерантивный субчик

Причина № 1 — швы

Скорость укладки нужна, конечно, не рекордов ради. В бетонировании есть понятие «холодный шов» — граница между схватившимся и свежезалитым растворами. Это – будущее слабое место. Рвется по шву – это не только о ткани.

Холодные швы. Иллюстрация из книги Self-Compacting Concrete by Geert De Schutter, Peter J.M. Bartos, Peter Domone & John Gibbs Холодные швы. Иллюстрация из книги Self-Compacting Concrete by Geert De Schutter, Peter J.M. Bartos, Peter Domone & John Gibbs
Причина № 2 – объем конструкции

Предположим, отвибрировать первый слой удалось быстро, менее чем за 5 часов, требуемых для образования шва. Заливка продолжается. Через некоторое время бетонный «пруд» достигает глубины 1 метр. Идти с вибратором вброд не получится – теперь точно надо ждать, пока смесь застынет. Возвращаемся к причине № 1.

Крупный объем Крупный объем
Причина № 3 – арматура

Все конструкции Лахта Центра густо армированы. В нижней плите –15 соосно расположенных сеток. Работать с вибрационной установкой в таких условиях – решительно никакой возможности.

Армирование нижней плиты коробчатого фундамента башни «Лахта центра» Армирование нижней плиты коробчатого фундамента башни «Лахта центра»

Как работает суб

СУБ уплотняется под воздействием собственного веса. Он, как вязкая жидкость, заполняет даже самую густоармированную форму.

Механизм работы обеспечивает добавление суперпластификаторов – частицы поликарбоксилатов окружают поверхность цементных зерен и сообщают им отрицательный заряд. Зерна отталкиваются друга от друга, раствор движется без всякой вибрации.

Поведение СУБ на заливке плиты — смесь нежно окутывает арматуру Поведение СУБ на заливке плиты — смесь нежно окутывает арматуру

Насколько подвижен СУБ, можно понять из сравнения.

Есть такой тест – в мерный конус заливают смесь, переворачивают, снимают и замеряют, насколько осел или растекся конус. Показатель так и называется ОК – осадка конуса. ОК для высокопрочных и высокоподвижных бетонов – 22-24 см. У СУБ, который использовался в Лахте, конус не «садился», а растекался с диаметром распылыва 60-65 см!

Тест на растекание конуса Тест на растекание конуса

Конечно, такая «волшебная» смесь требует и точного расчета, и первоклассных компонентов.

Например, СУБ, больше чем другие бетоны, зависит от формы и размера фракций. Если крупный заполнитель имеет сплюснутую форму частиц, они будут создавать заторы в бетонной «реке». В остальном смесь может быть идеальной – и все равно, как надо уже не получится.

Несущая конструкция фундамента

27 марта 2015 года судья Книги рекордов Гиннесса вручил руководителям АО МФК «Лахта Центр» - компании, реализующей проект, сертификат об установлении нового рекорда непрерывного бетонирования.

Предыдущие зафиксированные рекорды:

  • 16208,6 м³ Wilshire Grand Center (США) в Лос-Анжелесе, 15-16 февраля 2014 года;
  • 14000,0 м³ Башня «Восток» комплекса «Федерация» в Москве, 21-24 февраля 2006 года.

Александр Бобков, исполнительный директор АО «МФК «Лахта центр»: «В 2018 году мы должны завершить строительство не только самого высокого здания в Европе, но возвести комплекс, который будет отвечать самым высоким требованиям по надежности и технологичности на десятилетия вперед. Успешно проведенной рекордной заливке предшествовали месяцы расчетов и испытаний, отработки логистических схем и систем контроля. В результате беспрецедентная операция была проведена без сбоев и накладок. Главная несущая конструкция небоскреба набирает прочность и готовится принимать нагрузку от надземных этажей, которые появятся уже в этом году».

Надежное основание для высотного здания

Высота 462 метра и вес 670 тысяч тонн диктуют особые требования к фундаменту здания. На 264 сваи диаметром 2 м и длиной 65 м, заглубленных в грунт на 82 метра, опирается коробчатый фундамент. Он состоит из двух мощных конструкций. Верхняя плита высотой 2 м, нижняя – 3,6 м, больше, чем высота стандартного этажа. Жесткость конструкции обеспечивают центральное ядро, дополнительное перекрытие и траверсы (диафрагмы жесткости).

Самая мощная и сложная в изготовлении конструкция фундамента высотного здания – нижняя плита. Она имеет форму равностороннего пятиугольника площадью 5670 кв. метров.

Беспрецедентную прочность плиты обеспечивают 15 уровней сеток из арматуры диаметром 32 мм. Для армирования только нижней плиты фундамента башни «Лахта Центра» потребовалось 9,6 тысячи тонн металла, поставленных с металлопрокатных заводов всей России. Для сравнения – примерно столько ушло на строительство Эйфелевой башни.

Инженеры комплекса будут контролировать качество, напряжения и деформации железобетонных конструкций во время дальнейшего строительства и эксплуатации здания. С этой целью в теле плиты размещены 330 датчиков для обеспечения точных замеров.

Для справки:

«Лахта Центр» – многофункциональный общественно-деловой комплекс, ядром которого станет штаб-квартира группы компаний Газпром. Помимо офисов, в новом комплексе разместятся детский научно-образовательный центр «Мир науки», выставочные пространства, планетарий, медицинский центр, многофункциональный зал для проведения конгрессов, конференций, театральных постановок, музыкальных и костюмированных представлений, киноцентр и спортивный центр и еще целый ряд общедоступных сервисов, включая отделение банка, магазины, рестораны, кафе и т. д. Общая площадь зданий и сооружений составит 400 000 м2. Строительство комплекса планируется закончить в 2018 году.

Фундамент небоскрёба


В 2015 году были произведены уникальные операции по непрерывному единовременному бетонированию плит фундамента небоскреба. По объему непрерывно залитого бетона в нижную плиту (19 624 м3) был зафиксирован новый мировой рекорд.

Фундамент башни Лахта Центр создан по традиционным для высотного строительства технологиям, приспособленным к петербургским грунтам. С момента основания Санкт-Петербурга применялось много разных технологий борьбы с зыбкими или неустойчивыми грунтами.

Небоскреб Лахта Центр имеет высоту 462 м и состоит из 87 надземных и 3-х подземных этажей. Подземные этажи в плане имеют форму равностороннего пятиугольника с длиной каждой стороны 57.5 м.




Подземные этажи башни конструктивно образуют коробчатый фундамент, который выполняет функцию равномерного распределения нагрузки с ядра башни на свайное основание.




Чтобы сделать коробчатый фундамент буквально в воде, ведь залив совсем рядом - уровень грунтовых вод составляет полметра, надо было создать защищенное пространство. Поэтому по всему периметру здания возвели из железобетона «стену в грунте» на глубину около 30 м. Она изолировала весь котлован, водопритоки при откопке и работе не мешали. Впоследствии «стена в грунте» послужит дополнительной защитой подземной части здания от грунтовых вод.




В качестве основания для фундамента используются буронабивные сваи. Это 264 бетонные сваи диаметром два метра и глубиной бурения 72 и 82 метра.




На сваях лежит фундаментная «коробка», состоящая из нижней плиты толщиной 3,6 м, верхней плиты толщиной 2,0 м, центрального ядра жесткости диаметром 28,5 м и 10-ти вертикальных диафрагм жесткости. Совместную работу нижней и верхней плит коробчатого фундамента обеспечивают диафрагмы жесткости, расходящиеся от ядра здания в радиальном направлении.




Бетон в нижней и верхней плитах класса по прочности на сжатие В60, марки по водонепроницаемости W8, марки по морозостойкости F150. Бетон в диафрагмах жесткости и стенах ядра в пределах коробчатого фундамента класса по прочности на сжатие В80, марки по водонепроницаемости и по морозостойкости - W8 и F150.

Свайное основание


264 сваи, опираясь на прочные грунты несут основную нагрузку высотного здания «Лахта центра». Буровые установки проходят под землей расстояние равное двадцати пяти этажам.



Технологические этапы при сооружении буронабивных свай.



Основание будущей башни (свайное поле и фундамент) обустраивается внутри отмеченного пятиугольника.



Схема свайного пол под высотное здание. В центре отмечены сваи большей глубины.



Подготовка площадки для выполнения работ по устройству свайного основания. Уклон площадки по всем направлением должен быть не более 0,5%.



Бурение скважин производится с помощью буровых станков. Проектное количество скважин только под фундамент высотного здания - 264 шт.



Одновременно на площадке работают несколько буровых установок BAUER BG40.



Глубина скважины составляет 82 м. Диаметр: 2 метра.



Бурение первых 30 метров скважины производится с применением обсадной трубы, которая защищает забой от осыпания грунта и проникновение воды.



Качество забоя готовой скважины исследуют с помощью управляемой видеокамеры. Скважина готова к установке арматурного каркаса и бетонированию.



Между зачисткой забоя скважины и началом бетонирования скважины, включая все промежуточные работы по установке арматурного каркаса, бетонолитных труб и окончательной подготовкой к бетонированию, должно пройти не более 8 часов.



Арматурный металлический каркас для сваи. Для изготовления каркаса применяется арматура (диаметр 32 мм) и закладные из стали.



Основа каркаса делается в заводских условиях, на площадке каркас усиливается дополнительной арматурой.



Арматурный каркас перед опусканием в скважину проходит проверку качества и надежности.



Погружение первой секции арматурного каркаса в проектное положение.



Опущенная секция каркаса закрепляется над скважиной. Через несколько минут к нему будет пристыкована следующая секция и продолжится погружение всей конструкции. Общая высота каркаса сваи – 65 метров (+ 17 метров монтажная секция).



Следующий этап – это бетонирование столба. Бетонирование буронабивных свай выполняется бетонной смесью методом ВПТ (вертикально-перемещающихся труб).



Перед бетонированием контролируется подвижность бетонной смеси и температура. Температура бетонной смеси перед укладкой в конструкцию — не ниже +5°С в зимний период и не выше +25°С



Бетонолитная труба Ф235мм устанавливается в скважину. На верх бетонолитной трубы устанавливается приёмная воронка объёмом около 1м З .



Низ бетонолитной трубы не доходит до дна забоя на 20—30 см. Подача бетонной смеси в приёмную воронку осуществляется непосредственно из автобетоносмесителя.



Верхнюю часть скважины, там где будет котлован, засыпают гравием, для удобства дальнейшем откопки.



По окончанию бетонирования столба из скважины извлекаются обсадные и бетонолитные трубы, которые промываются водой для предотвращения образования на них цементного камня. Свая принимается по акту.



Применение технологии буронабивных свай позволяет проводить работы без сильного шума, свойственного обычным сваебойным установкам.

Испытания показали: запас несущей способности свай в фундаменте «Лахта центра» в два с половиной раза превышает проектные нормативы.

Фундамент «Лахта центра» вошёл в Книгу рекордов Гинесса


Торжественная церемония вручения состоялась в административном здании, расположенном непосредственно на стройплощадке «Лахта центра». Официальному мероприятию предшествовала небольшая экскурсия, в ходе которой судья Книги рекордов Гинесса и журналисты смогли сами оценить масштаб будущего объекта. Директор по строительству «Лахта центра» Елена Морозова – по утверждениям зарубежных подрядчиков проекта, единственная в мире женщина, руководящая возведением небоскрёба – рассказала гостям стройки о технических особенностях уникального здания.

Нынешний рекорд станет первым шагом для дальнейшего роста – сказал исполнительный директор МФК «Лахта центр» Александр Бобков на последовавшей за экскурсией церемонии вручения сертификата Книги рекордов Гинесса. Руководство комплекса уверено, что в ходе строительства будет достигнут ещё не один «внутренний» рекорд. Это неудивительно для проекта, в котором нет практически ни одного типового решения. Каждый небоскрёб уникален, а использование стандартных технологий и подходов при строительстве самого северного небоскрёба на планете тем более невозможно.

Логистика процесса, как рассказал Александр Бобков, также была выверена до мелочей. Бетоновозы совершили в целом около 2500 рейсов, при этом на самой площадке располагалось 15 пунктов регулировки транспортных потоков. При транспортировке бетона от заводов на стройплощадку, по словам исполнительного директора МФК «Лахта центр», не было никаких пробок, движение не перекрывалось, и большинство жителей муниципального образования Лахта-Ольгино узнали о завершении рекордной заливки фундаментной плиты «Лахта центра» только из новостей.

Дальнейшие планы и сроки строительства «Лахта центра» весьма чётки и строги. К концу 2015 года, как заявил Александр Бобков, планируется дойти до 10 этажа башни и 4 этажа прилегающего многофункционального здания. В 2018 году строители введут в эксплуатацию четыре объекта: собственно небоскрёб, многофункциональное здание с крытым двором, стилобат с двухэтажным подземным паркингом и «парящую арку» - безопорное сооружение, расположенное над главным входом в комплекс. Разумеется, не обошлось без вопроса о стоимости будущего сооружения. Александр Бобков ответил, что говорить о конкретных цифрах можно будет только осенью.

Интерес журналистов вызвала также тема текущей оптимизации проекта. По словам Александра Бобкова, в процессе строительства любого крупного объекта всегда возникают идеи по его оптимизации, и «Лахта центр» – не исключение. Так, например, инвестором была поставлена дополнительная задача по расширению офисных пространств. Её решили, отказавшись от размещения в здании гостиницы. Александр Бобков особо подчеркнул, что ни одному из запланированных социальных объектов не пришлось «потесниться», уступая место дополнительным офисам. Другой пример оптимизации в «Лахта центре» - строительство собственной котельной, благодаря которому теплообеспечение объекта не ляжет дополнительной нагрузкой на Северо-Западную ТЭЦ.

Вопрос о высоте объекта обсуждался неоднократно, однако на церемонии вручения сертификата Книги рекордов Гинесса журналисты задали и его. «Высота «Лахта центра» - это вопрос амбиции» - заявил в ответ Александр Бобков. Штаб-квартира компании мирового масштаба, которая много делает для России и репутации страны за рубежом, не должна быть типовым зданием, добавила Елена Морозова. Кроме того, высотное здание, как показывает российский и мировой опыт – это всегда вызов строителям, прорыв в технологиях, а также своеобразный центр притяжения и символ, который надолго запоминается всем, кто приезжает его увидеть. Так, например, по итогам одной из конференций, посвящённых высотному строительству, эксперты выяснили, что наиболее узнаваемым символом Лондона всё чаще становится не знаменитый «Биг Бен», а небоскрёб «Мэри Экс», известный также под прозвищем «Огурец». Руководство «Лахта центра» уверено, что новое высотное здание с обзорной площадкой также станет запоминающейся достопримечательностью. «В Петербурге есть необходимость кажды двадцать лет строить объект, на фоне котоого хочется сфотографироваться», - заметил Александр Бобков.

Сейчас на стройплощадке «Лахта центра» завершено устройство фундамента прилегающего к башне многофункционального здания, "стены в грунте" по контуру фундамента и свайного основания башни. На данный момент ведется строительство коробчатого фундамента. Комплекс планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В фундамент «Лахта центра» залили рекордный объём бетона


Опыт непрерывной заливки огромных объёмов бетона в основание зданий есть и в России. Так, например, самая большая непрерывная заливка бетона в нашей стране была произведена в 2007 году при строительстве башни «А» делового комплекса «Федерация» в Москва Сити. Объем плиты составил 14 000 кубометров бетона, процедура длилась непрерывно в течение 84 часов. Кроме того, среди российских рекордов значится заливка 1 714,5 кубических метров в фундамент склада Богучанского алюминиевого завода в 2012 году и непрерывная заливка 865 кубометров в фундамент белгородского торгово-развлекательного центра "ГриНН" в 2010 году.

Нижняя плита – самая мощная и сложная в изготовлении часть фундамента основного здания «Лахта центра». Она имеет форму равностороннего пятиугольника площадью 5 670 квадратных метров.

Беспрецедентной работе по заливке фундамента башни предшествовала тщательная подготовка. Прилегающее к небоскрёбу здание, где будут расположены основные социальные объекты комплекса, стало своего рода «полигоном» для отработки сложнейшей технологии непрерывного бетонирования. Работы по заливке фундамента будущего здания, где разместится детский центр «Мир науки», планетарий, многофункциональный зал-трансформер и многое другое, велись в восемь этапов с 12 декабря по 15 февраля. При этом на стройплощадке одновременно находилось более 50 автомиксеров-бетоновозов, каждый из которых проходил тщательный контроль качества в принимающей лаборатории.

После подготовки и отработки всех тонкостей технологии строители приступили к созданию нижней плиты самого небоскрёба. Нагрузка в 670 000 тонн – именно столько будет весить башня «Лахта центра» - предъявляет особые требования к надёжности фундамента. Прочность нижней плиты обеспечивается пятнадцатью уровнями сеток из арматуры сечением 32 мм. В целом для её армирования понадобилось столько же металла, сколько ушло на строительство Эйфелевой башни – 9 200 тонн. В теле плиты расположены 330 датчиков, позволяющих инженерам контролировать качество конструкции, монолитность и однородность бетона во время дальнейшего строительства и эксплуатации здания. Поставку бетона для заливки конструкции обеспечивали 13 бетонных заводов Санкт-Петербурга. В целом миксеры с бетоном совершили 2 540 рейсов. В среднем на строительную площадку заезжал один бетоновоз в минуту.

«Рекордные объемы, лучшие технологии и нестандартные решения – это повседневная реальность для любой стройки «Газпрома», и «Лахта центр» - не исключение, - заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, - Уже в этом году мы увидим первые этажи нового здания, а в 2018 году комплекс откроет двери не только для сотрудников группы «Газпром», но и для всех петербуржцев и гостей города!». Перед началом работ Алексей Миллер лично дал старт подаче бетона в несущую конструкцию.

Коробчатый фундамент «Лахта центра» опирается на 264 сваи диаметром 2 м и длиной 65 м, заглубленных в грунт на 85 метров. Сам он состоит из двух мощных конструкций – верхней и нижней плит. Высота верхней плиты составляет 2 м., нижней – 3,6 м, это больше, чем высота стандартного этажа. Жесткость конструкции обеспечивают центральное ядро, дополнительное перекрытие и траверсы.

Конструкция коробчатого фундамента давно известна строителям небоскрёбов и проверена годами. «В чистом виде» она используется при возведении высотных зданий на площадках с плотным глинистым грунтом, как, например, в Москве или Чикаго. Однако в условиях, схожих с лахтинскими, строители используют комбинированный вариант, при котором плитное или коробчатое основание покоится на сваях, достигающих плотных слоёв грунта. Такая конструкция весьма распространена: к примеру, фундамент корейского супернебоскрёба Lotte Jamsil Super Tower состоит из 6,5-метровой плиты, опирающейся на грунтовый массив, укрепленный бетонными сваями.

Масштабные работы по заливке нижней плиты фундамента «Лахта центра» выполняет генеральный подрядчик строительства, компания Renaissance Construction. Разработку рабочей документации – Samsung S&T Corporation. Технадзор осуществляет компания AECOM. Проект комплекса разработан ЗАО «Горпроект». Научно-техническое сопровождение осуществляют ЦНТС «Строительство» и НИИОСП им. Н.М. Герсеванова.

Напомним: строительство многофункционального комплекса «Лахта центр» планируется завершить в 2018 году. Сейчас на стройплощадке продолжаются работы нулевого цикла: завершено устройство фундамента прилегающего к башне многофункционального здания, "стены в грунте" по контуру фундамента и свайного основания башни. На данный момент ведется строительство коробчатого фундамента.

Ядром будущего высотного комплекса станет штаб-квартира компаний группы «Газпром». Однако под офисы планируется отвести только часть внутреннего пространства «Лахта центра». Остальной объём займут разнообразные социальные объекты, такие как детский научно-образовательный центр «Мир науки», выставочные пространства, планетарий, медицинский центр, многофункциональный зал для проведения конгрессов, конференций, театральных постановок, музыкальных и костюмированных представлений, киноцентр и спортивный центр и еще целый ряд общедоступных сервисов, включая отделение банка, магазины, рестораны, кафе и многое другое. Общая площадь зданий и сооружений составит 400 000 квадратных метров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

masterok


Начало всей истории положил проект комплекса «Охта-центр», или «Газпром-сити». Комплекс с 396-метровым небоскребом планировалось опять-таки привязать к Неве — он должен был возвышаться на мысе, который образуют Нева и впадающая в нее речка Охта. На противоположной стороне Невы — знаменитый Смольный институт, бывший в свое время штабом большевиков, а ныне служащий резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Проект тогда наделал немало шума, в основном невосторженного. Стеклянная игла небоскреба радикально дисгармонировала с архитектурным стилем питерского центра, создавая при этом новую высотную доминанту, спорящую со шпилями Адмиралтейства и Петропавловского собора. Такое вмешательство в исторический малоэтажный городской ландшафт многим показалось кощунственным.

В конце концов «Охта-центр» стал «Лахта-центром»: строительство газпромовского небоскреба, теперь уже высотой 462 м, было перенесено на северный берег Финского залива. Здесь нет поблизости городской застройки, а до исторического центра целых 9 км, так что «игла» больше не будет вторгаться в узнаваемые очертания старого Питера. Комплекс из высотного здания, вспомогательного корпуса и обширной рекреационной территории планируется завершить в 2018 году, и тогда…

Есть ли практический смысл в сооружении подобных высоких зданий там, где вроде отсутствует дефицит земли? Конечно, в Лахте нет тесноты американских даунтаунов, однако не всегда архитектура призвана выполнять утилитарную функцию. Иногда ее задача — создание символов, объектов притяжения. Исторически такими центрами притяжения становились храмы, которые должны были возвышаться над окружающей застройкой. Никакого другого смысла, кроме символического, в этом не было. Когда появились лифты, и города принялись стремительно расти, то лидерами, доминантами стали высотные здания. «Лахта-центр» будет встречать идущие в Санкт-Петербург круизные лайнеры и паромы подобно статуе Свободы в Нью-Йоркской бухте, он станет новым символом города, и именно в этом его главная эстетическая задача. Так считают авторы проекта.



Даже те, кто не силен в географии, наверняка помнят: город, построенный в дельте, опирается на рыхлые, пропитанные водой грунты. У всех на памяти разорванная плывуном почти на десятилетие ветка петербургского метро. В отличие от хрестоматийного Манхэттена, который есть по сути голая скала, в районе Петербурга гранитный щит залегает ниже 200 м, и опереть на него здание малореально. Как же здесь строить небоскреб? Оказывается, с точки зрения геотехники — науки о грунтах — каких-то чудовищных сложностей в этом случае не возникает. В малайзийском Куала-Лумпуре, где строились два супернебоскреба-близнеца, ситуация была и того хуже: здания стоят на 120-метровых сваях. Конечно, опереться на скальный грунт в Лахте слишком сложно — для этого понадобились бы сваи беспрецедентной в мировой практике длины, так что приходится использовать такие, которые держат здание за счет силы трения. Верхние слои грунта весьма рыхлые, но уже ниже 30 м начинаются достаточно твердые вендские глины, и в них сваи держатся надежно.

Традиционная конструкция фундамента небоскреба — массив свай, на который опирается мощная плита. В принципе, нечто подобное сделано и в Лахте, однако фундамент питерского небоскреба будет иметь свои особенности. Он представляет собой коробчатую конструкцию, зарытую в землю на глубину 17 м. Таким образом, здание окажется как бы «утопленным» в грунте, что послужит более равномерному распределению веса конструкции и поможет избежать в будущем сильной осадки небоскреба.

Внешняя граница фундамента — стена в грунте (в плане — правильный пятиугольник, или пентагон). Она не является опорным элементом, но защищает силовую часть фундамента от давления грунта, и главное — от просачивания грунтовых вод. Внутри стены в грунте роют котлован, а чтобы стена не обрушилась, ее поэтапно укрепляют четырьмя находящимися друг над другом железобетонными конструкциями — так называемыми распорными дисками. Когда котлован готов, обнажаются оголовки предварительно установленных свай. Свай 264, а длина самых мощных из них составляет 82 м. На дне котлована заливают опирающуюся на оголовки бетонную плиту, а уже на ней монтируют арматуру для главной несущей конструкции — нижней плиты фундамента. У проектировщиков не было дефицита места, и потому они смогли опереть здание на значительный по площади фундамент, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.


Фото 2.


Фото 3.

Трагедия башен ВТЦ в Нью-Йорке, а особенно жуткая картина их обрушения, настолько отчетливо врезалась в память каждого из нас, что вопрос «а что будет, если. » возникает вполне естественно, коль скоро речь заходит о новом высотном сооружении. Тут следует вспомнить, что основным заказчиком комплекса выступает «Газпром», и можно сказать, что это здание имеет для нашей экономики стратегическое значение.

Именно поэтому была поставлена задача обеспечить высочайшие стандарты безопасности. В принципе, небоскреб будет построен по известной схеме: цилиндрическое железобетонное ядро, перекрытия, колонны по внешнему контуру. Примерно такую же конструкцию имели и башни ВТЦ. Это были крепкие здания, рассчитанные на удар «Боинга-747», однако разрушение одних силовых конструкций внешнего контура привело к прогрессирующему разрушению других, получился эффект домино, и в результате небоскребы обрушились. Высотное здание «Лахта-центра» спроектировано таким образом, что может держаться на одном ядре. Можно взорвать все десять колонн, идущих по внешнему контуру, но даже тогда небоскреб устоит. Это настоящая крепость, которая, по расчетам архитекторов, должна пережить многие десятилетия.

Устойчивости конструкции служит особая схема перераспределения нагрузки внешнего контура здания на ядро. Через каждые 16 этажей от железобетонного ядра отходят десять мощных консолей — своего рода висячих фундаментов, на которые будет дополнительно опираться секция здания. Таких аутригерных уровней в небоскребе предусмотрено четыре.

В итоге «Лахта-центр» будет иметь уникальный среди зданий подобного рода запас прочности, значительно превышающий установленные международные стандарты.

Нежелание экономить на безопасности отнюдь не означает, что идея повышения эффективности сооружения и снижения эксплуатационных расходов вовсе чужда авторам проекта. Напротив, «Газпрому», учитывая, что он строит здание «для себя», весьма важно сохранить приверженность современным технологиям энергосбережения, особенно в условиях неласкового питерского климата. Например, здание получит двойной фасад, то есть между двумя нитками остекления будет изолирующий слой воздуха. В системе отопления применят такие высокоэкономичные устройства, как инфракрасные излучатели. Кроме того, накапливаемое в здании тепло от работающих компьютеров и прочей оргтехники будет отводиться, а затем использоваться в системе отопления. Свои особенности имеет система кондиционирования — в ее основе не обычная схема отвода тепла из помещения наружу, а размещенные под землей аккумуляторы холода, которые за ночь смогут вырабатывать до 1000 т льда, а затем в дневное время отдавать его холод помещениям. Также повсеместно получат распространение датчики присутствия, которые, когда в помещении никого нет, станут отключать осветительные приборы.

Но будет ли здание обитаемым от нижних этажей до самой верхней точки? Высотные сооружения, возводимые в чисто коммерческих целях, зачастую обитаемы снизу доверху, и там нет никаких «излишеств». Однако, если речь идет о символе, будь то здание МГУ на Воробьевых горах в Москве или Бурдж-Халифа в Дубаи, значительную часть их высоты составляет необитаемый шпиль, призванный придать сооружению эстетическую завершенность. При том, что высота небоскреба «Лахта-центра» составит 462 м, все обитаемые этажи окажутся ниже отметки 400 м. Всё, что выше — это архитектурный элемент, который поможет зданию выполнять функцию городского ориентира и украшения морских ворот Санкт-Петербурга.

Небоскреб в Лахте получит винтообразный облик, то есть его фасады будет отличать довольно сложная и асимметричная поверхность. Особенно интересно использование холодногнутого стекла, позволяющего сделать остекление абсолютно гладким. Вкупе с двойным фасадом это даст необычные оптические эффекты — например, отражение облаков, как бы поднимающихся по диагонали по стене здания.


Фото 4.

Строительство делового и общественного центра в Лахте — это не только попытка повернуть Санкт-Петербург к морю «человеческим лицом», но и стремление следовать центробежной тенденции в современном градостроительстве. Новые бизнес-парки создаются вдали от плотной городской застройки, здесь большие территории, здесь нет проблем с парковкой. Поток машин к «Лахта-центру» будет всегда находиться в противофазе с потоком, который утром движется в центр города, а вечером устремляется к окраинам и пригородам. Так будет частично разгружен исторический центр Петербурга, а деловая активность в «Лахта-центре», напротив, активизируется. Разумеется, доступность «Лахта-центра» будет обеспечена не только для автомобилистов, но и для тех, кто пользуется общественным транспортом: комплекс свяжет с центром города линия метро.

Однако назначение «Лахта-центра» выходит далеко за пределы задачи обеспечения города дополнительными офисными площадями. В небоскребе и во вспомогательном корпусе проектом предусмотрены не только деловые помещения, но большой Центр занимательной науки для детей, конференц-залы, выставочные пространства, спортивный и медицинский комплексы, кафе, рестораны, магазины и даже ультрасовременный планетарий. Обширная прилегающая территория разместит скверы, парки, прогулочные дорожки и амфитеатр с видом на Финский залив.

Можно сказать, что история «Лахта-центра» связана не только с градостроительством и архитектурой. Ведь так получилось, что столкновение интересов крупной национальной корпорации и чаяний гражданского общества Северной столицы по поводу «Охта-центра» привело не к торжеству одной стороны в ущерб другой, а к новому качеству и к новому этапу развития Санкт-Петербурга.


Фото 5.

Строительство высотного здания в районе дельты полноводной реки — задача сложная, но не невозможная. Верхние слои грунта обладают плывунными свойствами, однако на глубине 30 м залегают так называемые вендские глины, которые по твердости сравнимы с природным камнем. В связи с этим появилась возможность заменить щелевые фундаменты буронабивными сваями, которые будут удерживать здание не за счет опоры на скалу, а за счет силы трения. Сваи, самые мощные из которых достигают длины 82 м, не забивают, а устанавливают. Такие сваи называются буронабивными: сначала бурят скважину, затем в нее опускают обсадную трубу (чтобы стенки скважины не осыпались), внутрь трубы устанавливают арматуру, а затем заливают бетон.


Фото 6.


Фото 7.


Фото 8.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 36.


Фото 37.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.


Фото 41.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.


Фото 47.


Фото 48.

Читайте также: