Экономическим фундаментом стратегии социальной политики является
Обновлено: 14.05.2024
Экономическая и социальная политика России
Сущность и принципы социально-экономической политики России
Ход истории доказывает, что чем более развитой является национальная экономика, тем сильнее она испытывает необходимость в активной социально-экономической политике. В конце XX – начале XXI века сформировался новый уклад, в ключевом направлении которого явно прослеживаются признаки новой социальной и экономической культуры - общества с глобальной информационной экономикой, новой интернациональной культурой, можно сказать, «реальности в виртуальности».
Определение 1Социальная политика – система проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни населения (социальных групп). Также социальная политика – сфера исследования вопросов, относящихся к такой политике, в том числе, исторических, экономических, политических, правовых и социологических аспектов, анализ причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
В роли субъектов социальной политики выступают: государство, надгосударственные образования, отдельные административные образования, предприятия и организации (в том числе, ТНК).
Основной формой реализации социальной политики становится оказание социальных услуг. В качестве объекта получения социальных услуг выступают как отдельные социальные группы, так и все население в целом.
Стратегией социальной политики на определенном историческом этапе является генеральное решение системы социальных проблем. Главные приоритеты социальной политики:
- Условия жизни и развития человека от рождения до старости;
- Культивация института семьи, приоритетное внимание на матерей;
- Гарантия экономической безопасности, защита прав и свобод человека, закрепленных в Конституции;
- Обеспечение эффективной защищенности граждан, охрана здоровья, культуры, обеспечение жильем, улучшение демографической ситуации.
Рисунок 1. Принципы социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимостьВ ходе разработки и внедрения социальной политики всегда возникает вопрос о социальных приоритетах, то есть задачах, признаваемых обществом наиболее срочными и требующими незамедлительного решения. В социальной политике к социальным задачам относятся (рис.2).
Рисунок 2. Задачи социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правовым обеспечением социальной политики в России является Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ГК РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», ФЗ «О государственной социальной помощи», ФЗ «О социальной защите инвалидов». Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в государстве единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Социальная защита населения России должна происходить в двух направлениях – это защита нетрудоспособных граждан и защита экономически активной части населения страны.
«Стратегия 2020» - концепция социально-экономического развития России
На данном этапе Россия следует принятой стратегии – «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» является общепринятым названием обновленного варианта социально-экономического развития Российской Федерации вплоть до 2020 года, то есть в долгосрочном периоде. Данная концепция стратегического развития по ключевым направлениям (экономическом, социальном, инновационном и т.д.) по заказу российского правительства в 2011 году.
«Стратегия 2020» является приоритетным направлением движения России в перспективе выхода на устойчивую траекторию сбалансированного роста не только в экономическом направлении, но, что существенно, в переходе на модель новой социальной политики. Очевидно, что перспективная социальная политика не сможет обойтись без достаточно высокого темпа макроэкономического развития – как минимум 5% в год. «Стратегия 2020» в данном случае, предлагает задействовать факторы конкурентоспособности, недоиспользованные в предыдущем периоде (в том числе качество человеческого капитала и потенциал научного капитала).
Поэтапная ориентация на снижение уровня инфляции, новые бюджетные правила, целенаправленные усилия по устранению институциональных барьеров, оздоровление делового климата в государстве и максимальные устремления в сфере диверсификации российского экспорта и остальные усилия, должны позволить взять российскому По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конкурентоспособность России подробнее государству ориентацию на постиндустриальную экономику. Можно обозначить «Стратегию 2020» как новую модель роста, направленную на гарантированный рост макроэкономической и социальной стабильности, совершенствования делового климата и подъема инвестиционной заинтересованности и стимулирования инноваций, в целях перевода на модель устойчивого роста.
«Стратегия 2020» оказывает влияние на показатели НД и ЛД. НД – национальный доход, часть стоимости национального продукта, которая остается после возмещения истраченных ресурсов производства и обобщающий показатель макроэкономического развития государства. ЛД – это личный доход работника (единицы трудоспособного населения), в совокупности складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей (прочие доходы, в том числе дивиденды, проценты, рента и т.п.). КДР 2 была разработана в 2011 году. С этого момента динамика личного дохода, конкретно рост реальной заработной платы, претерпевают различные изменения. Например, в 2012 году рост реальной заработной платы ускорился до 8,4% (в сравнении с 2011 годом). На эту положительную динамику повлиял, в первую очередь, рост оплаты труда военнослужащих и работников сектора образования и медицины. В 2014, 2015 – 2016 гг. динамика реально располагаемых доходов претерпевает неравномерное, но стабильное снижение (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По статистическим данным НД на душу населения Россия на 2015 год занимает 57-е место и показатели 13220 долларов. В 2010 году до внедрения концепции «Стратегия 2020» данный показатель составлял – 9900 и Россия находилась на 67 месте. Источник: Рейтинг стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения /World Development Indicators: Gross National Income per Capita 2015.
Социально-экономическая политика как одна из важнейших задач государства
Социальная ориентация национальной экономики – это серьезная государственная задача, в основании которой располагается деятельность, направленная на социальную защиту населения, включая все слои общества. Важнейшим направлением для решения этой задачи становится регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, соответственно увеличение национального дохода.
Без сомнения, одним из важнейших инструментов регулирования развития социальной сферы является бюджет. В процессе осуществления государством определенных функций, возникает необходимость образования бюджетных ресурсов. В этом случае, имеется в виду финансирование затрат на целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение жизнедеятельности населения в масштабах государства.
Задачи, цели и технологии социальной политики должны основываться на достоверной информации, собираемой, анализируемой и систематизированной. Поскольку социальная политика – это управленческое решение в определенных масштабах, как региональных, так и национальных, то в процесс технологии должны входить два этапа:
- Разработка социально-экономической политики;
- Реализация социально-экономической политики.
Для реализации социально-экономической политики чрезвычайно важным аспектом становится соответствующий механизм финансирования и контроля, то есть четкая система получения обратной связи.
В основе разработки находятся следующие принципы:
- Обоснованность – расчетное обеспечение целей, направлений и задач социальной политики;
- Реалистичность – ориентация социальной политики на все проблемы одновременно.
В практическом применении очень важно учитывать конкретизацию социальной политики в общем механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования. Также любые действия должны быть результативны, то есть социальная политика должна давать результаты через определенный период времени.
В случае отсутствия конкретных результатов, практически всегда имеются две причины – необоснованность и не реалистичность социально-экономической политики.
Цели и стратегии экономической политики
Цели экономической политики и их эволюция. Факторы, определяющие цели экономической политики
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена наша деятельность.
Значимость целей для государства невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования экономической деятельности, цели лежат в основе построения взаимоотношений между государством и его гражданами, на целях базируется система стимулирования развития частного сектора в экономике, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов работы как правительства, так и других институтов власти, осуществляющих государственную политику.
Определение цели – это конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей.
Для характеристики конкретных целей используются определенные количественные параметры, причем для этих параметров экспертами рекомендованы предельные значения, выход за которые является нежелательным, угрожающим для экономики. Эти индикаторы называются порогами экономической безопасности.
В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.
Экономическая стратегия — это выбранный государством курс экономической политики, рассчитанный на продолжительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей экономики, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, имеющих место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.
Экономическая тактика — это совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития экономики.
Центральное место в разработке экономической политики занимает процесс определения целей. Они должны отражать общенациональные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную материальную базу и четкую экономическую концепцию.
Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся:
- сокращение темпов инфляции;
- снижение уровня безработицы;
- увеличение объема ВВП;
- рост реальных доходов населения.
Устойчивый экономический рост как цель экономической политики. Экономический рост и экономическое развитие. Проблема качества экономического роста
Устойчивый экономический рост – одна из целей макроэкономического развития. Что же такое экономический рост, от чего он зависит, каковы последствия экономического роста?
В широком смысле слова экономический рост означает поступательное прогрессивное развитие экономики, способность экономики производить из года в год все больше товаров и услуг. Графически экономический рост может быть представлен как сдвиг кривой производственных возможностей вправо и вверх.
Рост количества и качества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, совершенствование технологий расширяют производственные возможности общества, т.е. создают условия для увеличения объема национального производства.
В узком смысле слова под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов ВНП.
Экономический рост измеряется двумя основными показателями:
- темпами роста реального ВНП в абсолютном выражении;
- темпами роста его объема на душу населения за определенный срок.
В 70–80-х годах прирост национального дохода СССР лишь на 20–30% обеспечивался за счет интенсивных факторов, что свидетельствовало о преимущественно экстенсивном типе экономического роста.
При характеристике экономического роста имеют значения не просто величина годового прироста, но и наполнение этого прироста. Можно увеличивать объемы производства, наращивая выпуск военной или низкокачественной продукции. В этом случае, хотя темпы роста возрастают, уровень жизни населения не меняется. В то же время повышение качества, расширение ассортимента продукции при тех же или даже снижающихся объемах производства будет означать повышение уровня жизни. Это говорит о качестве экономического роста.
Все факторы, влияющие на экономический рост, могут быть объединены в три группы:
- факторы предложения;
- факторы совокупного спроса;
- факторы распределения ресурсов.
Рассмотрим подробнее воздействие на экономический рост факторов предложения (природные, трудовые, капитальные ресурсы, применяемые технологии).
Трудовые ресурсы. Увеличение численности занятых, продолжительности рабочего времени, повышение производительности труда на основе роста профессиональной подготовки и квалификации работников – все это способствует росту ВНП.
Природные ресурсы (земля). Этот фактор при всей его значимости не является определяющим для характеристики современного экономического роста. Можно привести множество примеров стран, располагающих ограниченным природным потенциалом, но добивающихся высоких темпов роста (Япония, страны Юго-Восточной Азии).
Капитал в его физическом выражении (здания, машины, оборудование) является наряду с трудом важнейшим условием экономического роста. Количественный и качественный рост капитала, связанный с НТП, позволяет совершенствовать производство. Внедрение новых технологий, новых видов материалов и оборудования повышает производительность труда, увеличивает объем производства.
Зависимость между объемом производства и основными факторами предложения, влияющими на него, описывается неоклассической моделью экономического роста, в основе которой лежит производственная функция, характеризующая вклад каждого фактора в объем производства. Наиболее известна двухфакторная производственная функция Кобба–Дугласа.
Наряду с неоклассическими моделями экономического роста существуют кейнсианские модели, в которых первостепенное значение для экономического роста придается факторам совокупного спроса: потреблению, инвестициям, государственным расходам. При этом особое внимание уделяется инвестициям, их доле в совокупных расходах, темпам роста инвестиций, их эффективности и структуре: отраслевой, воспроизводственной, технологической и т.п.
Наконец, на экономический рост влияет механизм распределения ресурсов – централизованное, планомерно организованное распределение или рыночное. В свою очередь механизм распределения определяется существующей экономической системой. Таким образом, экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной мере от внеэкономических, политических факторов, определяющих выбор той или иной экономической системы.
Проблемы экономического роста приобрели в современных условиях особую остроту в связи с возникновением противоречий между безудержным расширением производства и истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Встал вопрос целесообразности высоких темпов экономического роста. Приходит понятие устойчивого экономического роста. В современных условиях сформировалось принципиально новое представление о желаемых темпах. Речь идет о новом качестве экономического роста, которое предполагает:
- рост производства преимущественно за счет интенсивных факторов развития, достижений современной НТР;
- ориентацию на производство конечной продукции, на удовлетворение потребительских нужд населения;
- замедление темпов роста и их межстрановое выравнивание;
- сочетание экономического роста со структурной перестройкой производства.
Темпы экономического роста во многом зависят от структуры народного хозяйства (соотношения доли отдельных отраслей в общем объеме производства). Страны со структурой экономики, соответствующей современному этапу НТП, в которой высок удельный вес передовых, наукоемких производств, отраслей инфраструктуры, сферы услуг, обеспечивают необходимое качество экономического роста. Напротив, страны, специализирующиеся на развитии топливно-сырьевых отраслей, обрекают себя на экономическую зависимость, наносят ущерб среде обитания, не могут обеспечить необходимое качество экономического роста.
Макроэкономическая стабилизация как цель экономической политики. Баланс между экономическим ростом и макроэкономической стабилизацией
Макроэкономическая стабилизация и ее суть заключается в преодолении макроэкономической нестабильности (несбалансированности). Макроэкономическая нестабильность или несбалансированность состоит в колебании объема национального продукта, уровня цен, занятости и отсутствия условий для стабильного роста объема ВВП. В традиционной рыночной экономике колебания этих величин имеет в основном циклический характер. Поэтому макроэкономическая стабилизация сводится к сокращению амплитуды указанных отклонений и уменьшению глубины спада. Общие черты макроэкономической стабилизации носят универсальный характер. Однако в странах с транзитивной экономикой они приобретают специфическую окраску.
Специфика макроэкономической стабилизации в переходном обществе состоит в формировании новой системы экономических отношений и не сводится к определенному удачному набору экономических мер в целях сбалансирования определенного количества экономических показателей. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике имеет не функциональный, а трансформационный характер.
Градуалистская модель макроэкономической стабилизации часто связывается со структурно-производственной стабилизацией. В чистом виде вариант структурно-производственной стабилизации еще не применялся ни в одной стране и может считаться не апробированным. Однако некоторые его элементы использовались экономикой Китая и Японии.
Экономическая стабилизация обеспечивается преимущественно методами финансовой и денежно-кредитной политики.
Конкурентоспособность экономики как цель экономической политики. Конкурентные преимущества национальной экономики и факторы, их определяющие
В современной экономической литературе используется рейтинговый, факторный и макроэкономический подходы к определению национальной конкурентоспособности.
Сегодня главными препятствиями на пути обеспечения конкурентоспособности экономики в глобальной среде являются:
- узость внутреннего рынка;
- фискальная направленность налоговой политики;
- отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности;
- распространение коррупции;
- недееспособность системы государственного управления в рамках обеспечения и защиты конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей.
Конкурентные преимущества в значительной степени приобретаются путем предоставления льгот, дотаций из государственного бюджета, за счет дешевой рабочей силы, пониженного курса национальной валюты, прямого или скрытого субсидирования отраслей, получения теневых доходов, эффективной эксплуатации природных и экономических ресурсов.
Анализ рейтингов отдельных стран по индексу глобальной конкурентоспособности свидетельствует о том, что самую высокую позицию занимают высокоразвитые страны с высокими технологиями и инновациями, развитой инфраструктурой и бизнес-культурой, компетентным макроэкономическим управлением, качественными институтами власти, эффективной судебной системой.
Необходимо четко различать национальную конкурентоспособность как единое, органическое целое и конкурентоспособность отдельных корпораций и фирм. Национальная конкурентоспособность определяется непосредственно наличием в стране экономического и научно-технического потенциала, конкурентоспособных отраслей, производств. Отсюда следует, что повышение конкурентоспособности национального хозяйства в целом требует создания соответствующих социально-экономических, правовых и организационных условий, включая формирование конкурентоспособных систем корпоративного и государственного управления.
В современных условиях из трех групп факторов формирования конкурентных преимуществ (ресурсных, операционных, стратегических) наиболее важны стратегические. Поэтому определенная и последовательная реализация приоритетов долгосрочного развития национальной экономики является одним из наиболее важных факторов повышения ее глобальной конкурентоспособности. Здесь прежде всего при разработке концепции стратегического развития страны следует учитывать информационно-технологические, финансово-экономические и социальные факторы.
Рост благосостояния населения и социальная гармонизация общества как цель экономической политики государства
В соотношении частного спроса инвестиционной и потребительской направленности решающая роль, безусловно, должна отводиться последнему.
Значительное увеличение потребительского спроса как важнейший компонент нацеленной на экономический рост социальной политики государства предполагает ускоренный рост денежных доходов населения (заработная плата, прибыль, рента, роялти, трансферты). Кроме того, требуется обеспечить законодательную защиту интересов наемных работников как более слабой (по сравнению с работодателями) стороны социально-трудовых отношений, установить приемлемый, устраивающий обе стороны уровень минимальной оплаты труда, проводить активную политику занятости и т.д.
Принцип комплексности при формировании модели благосостояния заключается в том, что необходимо сочетать эволюционную преемственность самой общественно-экономической системы в исторической ретроспективе, двойственность природы экономического исследования (теоретическая и эмпирическая составляющие), региональную специфику в формировании социальных стандартов потребления и образа жизни, а также необходимость формирования соответствия институций и организаций для достижения поставленных целей благосостояния.
Социальная политика государства
Социальная политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой.
Это общение приобретает различные формы:
а) между социальными группами;
б) между классами;
в) между нациями;
г) внутри социальных групп, классов и наций;
д) между семьями и внутри них.
Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития.
Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.
Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.
Социальная политика в узком смысле - система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение.
Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и масштабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.
Все виды политики государства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой.
Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах:
а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния;
б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости.
Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой — исходным пунктом.
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:
- во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;
- во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке);
- в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
- в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;
- в-пятых,на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Социальная политика государства в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:
- во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;
- во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;
- в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.
B социальной политике государства выделяется несколько чрезвычайно важных направлений, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе.
К ним относятся:
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.
2. Политика в сфере общественного благосостояния.
3. Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости.
4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.
Мероприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы:
а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики;
б) в области оплаты труда в бюджетной сфере.
В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.
Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.
В процессе государственного регулирования оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.
Политика в сфере общественного благосостояния предусматривает:
а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;
б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.
3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест.
Данное направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.
Указанная роль проявляется в том, что экономическая политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).
Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет:
а) объем и структуру доходов семьи;
б) количество и состав социально незащищенных групп населения;
в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.
Политика по поддержке социально незащищенных групп населения предусматривает:
Во-первых, постоянное совершенствование пенсионной системы на основе :
а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;
б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;
в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;
г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.
Во-вторых, развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).
В-третьих, обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:
- создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;
- своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны;
- приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и культуры, укрепление их материально-технической базы;
- расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства.
Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.
Стратегия развития Российской Федерации в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Предлагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из имеющихся у государства ресурсов и возможностей.
Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятельности государства и других институтов, согласно которому вышестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны помогать последним в поддержании их самостоятельности и ответственности.
Субсидиарная модель государства означает: доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.
В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.
Современные стратегические цели социальной политики Российской Федерации:
1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;
4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;
6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.
Стратегия и приоритеты социальной политики
Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
К задачам социальной политики относятся:
· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.
Читайте также: