Экономическим фундаментом стратегии социальной политики является

Обновлено: 14.05.2024

Экономическая и социальная политика России

Сущность и принципы социально-экономической политики России

Ход истории доказывает, что чем более развитой является национальная экономика, тем сильнее она испытывает необходимость в активной социально-экономической политике. В конце XX – начале XXI века сформировался новый уклад, в ключевом направлении которого явно прослеживаются признаки новой социальной и экономической культуры - общества с глобальной информационной экономикой, новой интернациональной культурой, можно сказать, «реальности в виртуальности».

Определение 1

Социальная политика – система проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизни населения (социальных групп). Также социальная политика – сфера исследования вопросов, относящихся к такой политике, в том числе, исторических, экономических, политических, правовых и социологических аспектов, анализ причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

В роли субъектов социальной политики выступают: государство, надгосударственные образования, отдельные административные образования, предприятия и организации (в том числе, ТНК).

Основной формой реализации социальной политики становится оказание социальных услуг. В качестве объекта получения социальных услуг выступают как отдельные социальные группы, так и все население в целом.

Стратегией социальной политики на определенном историческом этапе является генеральное решение системы социальных проблем. Главные приоритеты социальной политики:

  1. Условия жизни и развития человека от рождения до старости;
  2. Культивация института семьи, приоритетное внимание на матерей;
  3. Гарантия экономической безопасности, защита прав и свобод человека, закрепленных в Конституции;
  4. Обеспечение эффективной защищенности граждан, охрана здоровья, культуры, обеспечение жильем, улучшение демографической ситуации.

Принципы социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В ходе разработки и внедрения социальной политики всегда возникает вопрос о социальных приоритетах, то есть задачах, признаваемых обществом наиболее срочными и требующими незамедлительного решения. В социальной политике к социальным задачам относятся (рис.2).

Задачи социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Задачи социальной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правовым обеспечением социальной политики в России является Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, ГК РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», ФЗ «О государственной социальной помощи», ФЗ «О социальной защите инвалидов». Статья 114 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в государстве единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Социальная защита населения России должна происходить в двух направлениях – это защита нетрудоспособных граждан и защита экономически активной части населения страны.

«Стратегия 2020» - концепция социально-экономического развития России

На данном этапе Россия следует принятой стратегии – «Стратегия 2020». «Стратегия 2020» является общепринятым названием обновленного варианта социально-экономического развития Российской Федерации вплоть до 2020 года, то есть в долгосрочном периоде. Данная концепция стратегического развития по ключевым направлениям (экономическом, социальном, инновационном и т.д.) по заказу российского правительства в 2011 году.

«Стратегия 2020» является приоритетным направлением движения России в перспективе выхода на устойчивую траекторию сбалансированного роста не только в экономическом направлении, но, что существенно, в переходе на модель новой социальной политики. Очевидно, что перспективная социальная политика не сможет обойтись без достаточно высокого темпа макроэкономического развития – как минимум 5% в год. «Стратегия 2020» в данном случае, предлагает задействовать факторы конкурентоспособности, недоиспользованные в предыдущем периоде (в том числе качество человеческого капитала и потенциал научного капитала).

Поэтапная ориентация на снижение уровня инфляции, новые бюджетные правила, целенаправленные усилия по устранению институциональных барьеров, оздоровление делового климата в государстве и максимальные устремления в сфере диверсификации российского экспорта и остальные усилия, должны позволить взять российскому По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Конкурентоспособность России подробнее государству ориентацию на постиндустриальную экономику. Можно обозначить «Стратегию 2020» как новую модель роста, направленную на гарантированный рост макроэкономической и социальной стабильности, совершенствования делового климата и подъема инвестиционной заинтересованности и стимулирования инноваций, в целях перевода на модель устойчивого роста.

«Стратегия 2020» оказывает влияние на показатели НД и ЛД. НД – национальный доход, часть стоимости национального продукта, которая остается после возмещения истраченных ресурсов производства и обобщающий показатель макроэкономического развития государства. ЛД – это личный доход работника (единицы трудоспособного населения), в совокупности складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей (прочие доходы, в том числе дивиденды, проценты, рента и т.п.). КДР 2 была разработана в 2011 году. С этого момента динамика личного дохода, конкретно рост реальной заработной платы, претерпевают различные изменения. Например, в 2012 году рост реальной заработной платы ускорился до 8,4% (в сравнении с 2011 годом). На эту положительную динамику повлиял, в первую очередь, рост оплаты труда военнослужащих и работников сектора образования и медицины. В 2014, 2015 – 2016 гг. динамика реально располагаемых доходов претерпевает неравномерное, но стабильное снижение (рис. 3).

Динамика реальных располагаемых денежных доходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

По статистическим данным НД на душу населения Россия на 2015 год занимает 57-е место и показатели 13220 долларов. В 2010 году до внедрения концепции «Стратегия 2020» данный показатель составлял – 9900 и Россия находилась на 67 месте. Источник: Рейтинг стран и территорий по размеру валового национального дохода на душу населения /World Development Indicators: Gross National Income per Capita 2015.

Социально-экономическая политика как одна из важнейших задач государства

Социальная ориентация национальной экономики – это серьезная государственная задача, в основании которой располагается деятельность, направленная на социальную защиту населения, включая все слои общества. Важнейшим направлением для решения этой задачи становится регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, соответственно увеличение национального дохода.

Без сомнения, одним из важнейших инструментов регулирования развития социальной сферы является бюджет. В процессе осуществления государством определенных функций, возникает необходимость образования бюджетных ресурсов. В этом случае, имеется в виду финансирование затрат на целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение жизнедеятельности населения в масштабах государства.

Задачи, цели и технологии социальной политики должны основываться на достоверной информации, собираемой, анализируемой и систематизированной. Поскольку социальная политика – это управленческое решение в определенных масштабах, как региональных, так и национальных, то в процесс технологии должны входить два этапа:

  1. Разработка социально-экономической политики;
  2. Реализация социально-экономической политики.

Для реализации социально-экономической политики чрезвычайно важным аспектом становится соответствующий механизм финансирования и контроля, то есть четкая система получения обратной связи.

В основе разработки находятся следующие принципы:

  • Обоснованность – расчетное обеспечение целей, направлений и задач социальной политики;
  • Реалистичность – ориентация социальной политики на все проблемы одновременно.
Замечание 1

В практическом применении очень важно учитывать конкретизацию социальной политики в общем механизме социальных и экономических программ и социально-экономического планирования. Также любые действия должны быть результативны, то есть социальная политика должна давать результаты через определенный период времени.

В случае отсутствия конкретных результатов, практически всегда имеются две причины – необоснованность и не реалистичность социально-экономической политики.

Цели и стратегии экономической политики

Цели экономической политики и их эволюция. Факторы, определяющие цели экономической политики

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена наша деятельность.

Значимость целей для государства невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования экономической деятельности, цели лежат в основе построения взаимоотношений между государством и его гражданами, на целях базируется система стимулирования развития частного сектора в экономике, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов работы как правительства, так и других институтов власти, осуществляющих государственную политику.

Определение цели – это конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей.

Для характеристики конкретных целей используются определенные количественные параметры, причем для этих параметров экспертами рекомендованы предельные значения, выход за которые является нежелательным, угрожающим для экономики. Эти индикаторы называются порогами экономической безопасности.

В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.

Экономическая стратегия — это выбранный государством курс экономической политики, рассчитанный на продолжительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей экономики, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, имеющих место в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

Экономическая тактика — это совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития экономики.

Центральное место в разработке экономической политики занимает процесс определения целей. Они должны отражать общенациональные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную материальную базу и четкую экономическую концепцию.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся:

  • сокращение темпов инфляции;
  • снижение уровня безработицы;
  • увеличение объема ВВП;
  • рост реальных доходов населения.

Устойчивый экономический рост как цель экономической политики. Экономический рост и экономическое развитие. Проблема качества экономического роста

Устойчивый экономический рост – одна из целей макроэкономического развития. Что же такое экономический рост, от чего он зависит, каковы последствия экономического роста?

В широком смысле слова экономический рост означает поступательное прогрессивное развитие экономики, способность экономики производить из года в год все больше товаров и услуг. Графически экономический рост может быть представлен как сдвиг кривой производственных возможностей вправо и вверх.

Рост количества и качества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, совершенствование технологий расширяют производственные возможности общества, т.е. создают условия для увеличения объема национального производства.

В узком смысле слова под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов ВНП.

Экономический рост измеряется двумя основными показателями:

  • темпами роста реального ВНП в абсолютном выражении;
  • темпами роста его объема на душу населения за определенный срок.

В 70–80-х годах прирост национального дохода СССР лишь на 20–30% обеспечивался за счет интенсивных факторов, что свидетельствовало о преимущественно экстенсивном типе экономического роста.

При характеристике экономического роста имеют значения не просто величина годового прироста, но и наполнение этого прироста. Можно увеличивать объемы производства, наращивая выпуск военной или низкокачественной продукции. В этом случае, хотя темпы роста возрастают, уровень жизни населения не меняется. В то же время повышение качества, расширение ассортимента продукции при тех же или даже снижающихся объемах производства будет означать повышение уровня жизни. Это говорит о качестве экономического роста.

Все факторы, влияющие на экономический рост, могут быть объединены в три группы:

  • факторы предложения;
  • факторы совокупного спроса;
  • факторы распределения ресурсов.

Рассмотрим подробнее воздействие на экономический рост факторов предложения (природные, трудовые, капитальные ресурсы, применяемые технологии).

Трудовые ресурсы. Увеличение численности занятых, продолжительности рабочего времени, повышение производительности труда на основе роста профессиональной подготовки и квалификации работников – все это способствует росту ВНП.

Природные ресурсы (земля). Этот фактор при всей его значимости не является определяющим для характеристики современного экономического роста. Можно привести множество примеров стран, располагающих ограниченным природным потенциалом, но добивающихся высоких темпов роста (Япония, страны Юго-Восточной Азии).

Капитал в его физическом выражении (здания, машины, оборудование) является наряду с трудом важнейшим условием экономического роста. Количественный и качественный рост капитала, связанный с НТП, позволяет совершенствовать производство. Внедрение новых технологий, новых видов материалов и оборудования повышает производительность труда, увеличивает объем производства.

Зависимость между объемом производства и основными факторами предложения, влияющими на него, описывается неоклассической моделью экономического роста, в основе которой лежит производственная функция, характеризующая вклад каждого фактора в объем производства. Наиболее известна двухфакторная производственная функция Кобба–Дугласа.

Наряду с неоклассическими моделями экономического роста существуют кейнсианские модели, в которых первостепенное значение для экономического роста придается факторам совокупного спроса: потреблению, инвестициям, государственным расходам. При этом особое внимание уделяется инвестициям, их доле в совокупных расходах, темпам роста инвестиций, их эффективности и структуре: отраслевой, воспроизводственной, технологической и т.п.

Наконец, на экономический рост влияет механизм распределения ресурсов – централизованное, планомерно организованное распределение или рыночное. В свою очередь механизм распределения определяется существующей экономической системой. Таким образом, экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной мере от внеэкономических, политических факторов, определяющих выбор той или иной экономической системы.

Проблемы экономического роста приобрели в современных условиях особую остроту в связи с возникновением противоречий между безудержным расширением производства и истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Встал вопрос целесообразности высоких темпов экономического роста. Приходит понятие устойчивого экономического роста. В современных условиях сформировалось принципиально новое представление о желаемых темпах. Речь идет о новом качестве экономического роста, которое предполагает:

  • рост производства преимущественно за счет интенсивных факторов развития, достижений современной НТР;
  • ориентацию на производство конечной продукции, на удовлетворение потребительских нужд населения;
  • замедление темпов роста и их межстрановое выравнивание;
  • сочетание экономического роста со структурной перестройкой производства.

Темпы экономического роста во многом зависят от структуры народного хозяйства (соотношения доли отдельных отраслей в общем объеме производства). Страны со структурой экономики, соответствующей современному этапу НТП, в которой высок удельный вес передовых, наукоемких производств, отраслей инфраструктуры, сферы услуг, обеспечивают необходимое качество экономического роста. Напротив, страны, специализирующиеся на развитии топливно-сырьевых отраслей, обрекают себя на экономическую зависимость, наносят ущерб среде обитания, не могут обеспечить необходимое качество экономического роста.

Макроэкономическая стабилизация как цель экономической политики. Баланс между экономическим ростом и макроэкономической стабилизацией

Макроэкономическая стабилизация и ее суть заключается в преодолении макроэкономической нестабильности (несбалансированности). Макроэкономическая нестабильность или несбалансированность состоит в колебании объема национального продукта, уровня цен, занятости и отсутствия условий для стабильного роста объема ВВП. В традиционной рыночной экономике колебания этих величин имеет в основном циклический характер. Поэтому макроэкономическая стабилизация сводится к сокращению амплитуды указанных отклонений и уменьшению глубины спада. Общие черты макроэкономической стабилизации носят универсальный характер. Однако в странах с транзитивной экономикой они приобретают специфическую окраску.

Специфика макроэкономической стабилизации в переходном обществе состоит в формировании новой системы экономических отношений и не сводится к определенному удачному набору экономических мер в целях сбалансирования определенного количества экономических показателей. Макроэкономическая стабилизация в переходной экономике имеет не функциональный, а трансформационный характер.

Градуалистская модель макроэкономической стабилизации часто связывается со структурно-производственной стабилизацией. В чистом виде вариант структурно-производственной стабилизации еще не применялся ни в одной стране и может считаться не апробированным. Однако некоторые его элементы использовались экономикой Китая и Японии.

Экономическая стабилизация обеспечивается преимущественно методами финансовой и денежно-кредитной политики.

Конкурентоспособность экономики как цель экономической политики. Конкурентные преимущества национальной экономики и факторы, их определяющие

В современной экономической литературе используется рейтинговый, факторный и макроэкономический подходы к определению национальной конкурентоспособности.

Сегодня главными препятствиями на пути обеспечения конкурентоспособности экономики в глобальной среде являются:

  • узость внутреннего рынка;
  • фискальная направленность налоговой политики;
  • отсутствие стимулов инновационно-инвестиционной деятельности;
  • распространение коррупции;
  • недееспособность системы государственного управления в рамках обеспечения и защиты конкурентных преимуществ отечественных товаропроизводителей.

Конкурентные преимущества в значительной степени приобретаются путем предоставления льгот, дотаций из государственного бюджета, за счет дешевой рабочей силы, пониженного курса национальной валюты, прямого или скрытого субсидирования отраслей, получения теневых доходов, эффективной эксплуатации природных и экономических ресурсов.

Анализ рейтингов отдельных стран по индексу глобальной конкурентоспособности свидетельствует о том, что самую высокую позицию занимают высокоразвитые страны с высокими технологиями и инновациями, развитой инфраструктурой и бизнес-культурой, компетентным макроэкономическим управлением, качественными институтами власти, эффективной судебной системой.

Необходимо четко различать национальную конкурентоспособность как единое, органическое целое и конкурентоспособность отдельных корпораций и фирм. Национальная конкурентоспособность определяется непосредственно наличием в стране экономического и научно-технического потенциала, конкурентоспособных отраслей, производств. Отсюда следует, что повышение конкурентоспособности национального хозяйства в целом требует создания соответствующих социально-экономических, правовых и организационных условий, включая формирование конкурентоспособных систем корпоративного и государственного управления.

В современных условиях из трех групп факторов формирования конкурентных преимуществ (ресурсных, операционных, стратегических) наиболее важны стратегические. Поэтому определенная и последовательная реализация приоритетов долгосрочного развития национальной экономики является одним из наиболее важных факторов повышения ее глобальной конкурентоспособности. Здесь прежде всего при разработке концепции стратегического развития страны следует учитывать информационно-технологические, финансово-экономические и социальные факторы.

Рост благосостояния населения и социальная гармонизация общества как цель экономической политики государства

В соотношении частного спроса инвестиционной и потребительской направленности решающая роль, безусловно, должна отводиться последнему.
Значительное увеличение потребительского спроса как важнейший компонент нацеленной на экономический рост социальной политики государства предполагает ускоренный рост денежных доходов населения (заработная плата, прибыль, рента, роялти, трансферты). Кроме того, требуется обеспечить законодательную защиту интересов наемных работников как более слабой (по сравнению с работодателями) стороны социально-трудовых отношений, установить приемлемый, устраивающий обе стороны уровень минимальной оплаты труда, проводить активную политику занятости и т.д.

Принцип комплексности при формировании модели благосостояния заключается в том, что необходимо сочетать эволюционную преемственность самой общественно-экономической системы в исторической ретроспективе, двойственность природы экономического исследования (теоретическая и эмпирическая составляющие), региональную специфику в формировании социальных стандартов потребления и образа жизни, а также необходимость формирования соответствия институций и организаций для достижения поставленных целей благосостояния.

Социальная политика государства

Социальная политика — особый аспект внутренней полити­ки, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концен­трированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интере­сов людей в области социальных отношений и условий их жизне­деятельности.

Социальные отношения возникают и развиваются между людь­ми в процессе их общения между собой.

Это общение приобретает различные формы:

а) между социальными группами;

б) между клас­сами;

в) между нациями;

г) внутри социальных групп, классов и наций;

д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и ду­ховные блага, сферы деятельности, необходимые для их существо­вания и развития.

Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, на­циям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.

Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.

Социальная политика в узком смысле - система государствен­ных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, кото­рые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоя­тельств и не могут своими силами улучшить собственное поло­жение.

Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и мас­штабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качест­ве потребительной силы общества, субъекта потребностей и по­требления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Осо­бое значение для развития общества имеет диалектическая взаи­мосвязь между экономической и социальной политикой.

Она на­ходит свое конкретное появление в следующих двух моментах:

а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регу­лирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосо­стояния;

б) социальная политика связана с воздействием на отно­шения между людьми по использованию ими материальных и ду­ховных благ, т.е. по использованию условий жизни и всесторонне­го совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости.

Таким образом, то, что для одной по­литики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:

- во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;

- во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке);

- в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни;

- в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;




- в-пятых,на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.

Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:

- во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;

- во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;

- в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

B социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных направлений, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2. Политика в сфере общественного благосостояния.

3. По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости.

4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.

Ме­роприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы:

а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики;

б) в области оплаты труда в бюджетной сфере.

В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы га­рантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тариф­ных договоров и соглашений между работодателями и работника­ми на всех уровнях социального партнерства; осуществление регу­лирующего воздействия государства на оплату труда руководите­лей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.

Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработ­ной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обе­их сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспо­собного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда на­емных работников активно используются: налоги, механизм соци­ального партнерства и система договоренностей между предпри­нимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за наруше­ния трудового законодательства.

Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает:

а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;

б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет:

а) объем и структуру доходов семьи;

б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния;

в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

Во-первых, постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе :

а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера;

б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;

в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника;

г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Во-вторых, развитие си­стемы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).

В-третьих, обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нрав­ственное и социальное развитие.

Политика в отношении отраслей социальной инфраструкту­ры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

- создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;

- своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хо­зяйственной системы страны;

- приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы;

- расшире­ние жилищного строительства; совершенствование коммуналь­ного хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

Стратегия развития Российской Федерации в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Пред­лагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из имеющихся у государства ресурсов и возможностей.

Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятель­ности государства и других институтов, согласно которому вы­шестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны по­могать последним в поддержании их самостоятельности и ответ­ственности.

Суб­сидиарная модель государства означает: доступность и бесплат­ность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.

Современные стратегические цели социальной политики Рос­сийской Федерации:

1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в пла­нируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего про­дукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государст­венного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств в используе­мом ВВП.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Читайте также: