Дошкольный возраст это фундамент

Обновлено: 27.04.2024

Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период от рождения ребенка до его поступления в школу.

Детство как феномен жизни человека

Феномен – явление, которое представляется в чувственном созерцании.

Замечание 1

Феномен дошкольного детства – это одна из стадий жизненного цикла человека, во время которой происходит развитие организма, его основных функций, осуществляется социализация личности ребенка.

Под социализацией понимают усвоение ребенком системы знаний, норм и правил, формирование конкретной модели поведения, то есть всего того, что позволяет ребенку быть полноценным членом современного общества.

Именно в период дошкольного детства осуществляется формирование первичных представлений об окружающем мире. Данные представления являются фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

В дошкольном возрасте происходит стремительное психическое и физическое развитие ребенка, формирование первоначальных психических и физических качеств, которые необходимы каждому человеку для полноценной жизнедеятельности, и которые делают его человеком.

Помимо формирования качеств и свойств психики, у дошкольника формируется общая модель характера и поведения, его отношение к окружающей действительности. Кроме того, происходит формирование «заделов» на будущее, выражающихся в психологических новообразованиях, достигаемых к концу дошкольного возраста.

В период дошкольного возраста обучение и воспитание ориентированы на формирование и развитие у ребенка всех необходимых психических качеств и мировоззрения.

Замечание 2

Таким образом, дошкольное детство – это уникальный (феноменальный) период становления личности ребенка, формирования фундаментальной основы, необходимой для дальнейшего успешного развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Детство как специфичная субкультура

Определение 2

Субкультура – это часть культуры общества, которая имеет свои отличительные специфические характеристики, систему ценностей, жизненные ориентации и способы поведения.

Исходя из того, что дошкольное детство имеет все указанные компоненты, то можно утверждать, что это субкультура жизненного периода каждого человека.

Мир детей имеет свои традиции, культуру и особенности, которые передаются из поколения в поколение. Основной функцией детской субкультуры является освоение и понимание детьми окружающего мира. Именно поэтому способы и принципы освоение передаются из поколения в поколение.

Основные формы детской субкультуры:

  • разнообразные народные игры (подвижные, хороводные, состязательные и т.д.);
  • детский фольклор, представленный считалками, дразнилками, сказками, загадками и т.д.;
  • своеобразный детский кодекс (право старшинства, знаки собственности, право на использование конкретного места и т.д.);
  • детские юмористические анекдоты, потешки, розыгрыши, поддевки и т.п.;
  • своеобразная детская магия, мифотворчество (фантастические истории, выдуманные небылицы, «колдовство», «гадание» и т.д.);
  • детская философии (рассуждение на жизненные темы, вопросы взрослому, которые практически всегда начинаются «почему… ?» и т.д.);
  • детское словотворчество, такое как языковые перевертыши, неологизмы и этимология;
  • специфические эстетические представления детей: рисунки, лепка, плетение веночков, составление букетиков, «секретики» и т.д.
  • наделение взрослых и сверстников разнообразными прозвищами;
  • детские религиозные представления (детские обряды и молитвы).

Таким образом, детская субкультура – это своего рода пространство, в котором ребенок накапливает собственный жизненный и социальный опыт, овладевает навыками коммуникации и взаимодействия с окружающими.

Познание мира взрослых и мира сверстников дает ребенку возможность приобщиться к ценностям других людей, понять свои интересы и предпочтения, сформировать индивидуальную систему ценностей.

В детской субкультуре, иногда в довольно жесткой форме, происходит подчинение ребенка установленным нормам и правилам поведения, овладение данными правилами, формирование навыками управления собственным поведением. Кроме того, благодаря общению с другими детьми, каждый ребенок усваивает одну из важнейших личностных категорий – половую принадлежность. Гендерные различия в детской субкультуре весьма значительно, девочки и мальчики «живут» по своим правилам, а также и взаимодействуют друг с другом по установленным правилам и нормам.

Замечание 3

Таким образом, в детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт детей, принимаются возрастные нормы и правила поведения, исследуются границы дозволенного, дети учатся решать свои проблемы, оказывать влияние на окружающих, познают мир, окружающих и самих себя.

Реальность детства в современной культуре

В настоящее время реальность такова, что возникает проблема кризисного положения детей в современном обществе. Социальное и культурное общество, в котором живет, растет и развивается ребенок сильно искажено и деформировано такими явлениями как социальное сиротство, неблагополучные и малоимущие семьи и т.д. Решение данных проблем находится в стадии своего рассмотрения и обсуждения. Однако взрослым нужно действовать как можно скорее, так как данные явления негативно сказываются на развитии подрастающего поколения, которое является будущим нашей страны.

В области педагогики, проблемы сохранения феномена дошкольного детства и использование его самоценности, достигается посредством внедрения гуманистической модели образования. Гуманизация воспитания и обучения направлена на формирование и развитие полноценной, духовной, культурной и социально активной личности.

Современное общество наконец-то начало понимать то пагубное влияние на детей, которое оказывается со стороны СМИ. В данном направлении ведется мощнейшая работа по пропаганде здорового образа жизни, развития эстетического вкуса, нравственности и т.д., через разнообразные источники СМИ. То есть СМИ переходит в союзники, путем создания различных детско-юношеских программ, направленных на воспитание полноценной и всесторонне развитой личности.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического развития детей

На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь изучать и применять традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей дошкольников, а также имеющихся в ДОУ условий выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. Повышаю качество образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Представляю детям и родителям информационные материалы, компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки в процессе образовательной деятельности, праздниках и развлечениях.

Грамотное использование мультимедийных презентаций позволяет мне существенно повысить мотивацию детей к обучению, в доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно - образному мышлению детей дошкольного возраста. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение компьютерных слайдов, презентаций, клипов, звуковых эффектов в процессе образовательной деятельности детей имеет следующие достоинства: возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, стимулирует познавательную активность детей.

В образовательном процессе мною используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации образовательной деятельности, представленных в цифровой форме: презентации, видеофрагменты, аудиофайлы, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием темы.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Стараюсь активно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности:

- в процессе образовательной деятельности составляю и оформляю календарные и перспективные планы;

- использую информационно-методическую поддержку в виде электронных ресурсов во время подготовки к ООД, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий;

- в сетевых сообществах педагогов размещаю свои материалы, делюсь педагогическим опытом;

- участвую в дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах;

Применение компьютерных технологий помогает мне постоянно повышать свой профессиональный уровень, проявлять творческие способности. Владение ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.

Таким образом, благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться результативным, эффективным, целостным, системным, современным.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В дошкольном образовательном учреждении существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

В воспитательно-образовательный процесс внедряю следующие виды здоровьесберегающих технологий:
технологии стимулирования и сохранения здоровья- это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.
К данным технологиям относятся:
- подвижные игры: проводятся ежедневно как часть ООД на прогулке, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка.
- пальчиковая гимнастика проводится во время ООД, систематические упражнения пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию движений рук, превращают процесс обучения в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию;
- дыхательная гимнастика осуществляется в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Наряду с дыхательной гимнастикой проводится звуковая гимнастика, целью которой является научить детей дышать через нос и подготовить к их более сложным дыхательным упражнениям. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
- гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога;
- физкультминутки проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
- релаксационные упражнения способствуют снятию внутреннего мышечного напряжения, помогают детям успокоиться, тем самым привести их нервную систему и психику в нормальное состояния покоя; Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения..
- гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, воспитания правильной осанки, обширное умывание;
- игровой час осуществляется в свободное время, организуется незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Технологии обучения здоровому образу жизни. Цель этих технологий- становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Данный вид технологий включает в себя:
- ООД образовательные области: «Физическая культура». Занятия проводятся в игровой форме, носят интегрированный характер. Детям даются представления об индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Стихи обыгрывающиеся движениями, их можно использования в различной обстановке и в любое время.
- Коррекционные технологии направлены на обеспечение психического и социального здоровья ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение эмоционального благополучия дошкольника.
Это такие технологии как:
- песочнотерапия является одной из форм психического развития , этот процесс отличается простотой манипуляций, кратковременностью существования создаваемых образов. . Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений.
- технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя ,развития дыхательных путей. Музыка - это лекарство, которое дети слушают. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

1.Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

2.Правильная организация прогулок и их длительность.

-Соблюдение сезонной одежды.

-Облегченная одежда в детском саду.

Реализация этих технологий осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого ребенком. На территории детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. В помещении оборудован спортивный зал детскими тренажёрами , обручами, мячами , скакалками и т.д.

Физкультурно-оздоровительная работа позволяет мне привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям, а также учитывать запросы родителей.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка

Статья. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Статья. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

В соответствии с периодизацией:

Младенческий возраст (0 – 1 года);

Ранний детский возраст (1 – 3 года);

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста. Часть 2 1.3.1. Сензитивный период развития речи Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 4–5-го года жизни» Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного.

Родительское собрание в младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет и ознакомление с режимными моментами» Повестка дня: 1. Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. 2 Информирование о ФГОС ДО. 3. Выбор родительского комитета. 4. Ответы на.

Возрастные и индивидуальные особенности физического развития детей 3–7 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИИ У ДЕТЕЙ 3-ГО Г. ЖИЗНИ. На 3-м г. жизни характерный для первых двух лет интенсивный темп физического развития.


Возрастные особенности психического развития детей от 2-х до 3-х лет На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих.

Консультация «Возрастные особенности развития детей 4–5 лет в средней группе» Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые.

Возрастные особенности развития детей раннего возраста . В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития.

Возрастные особенности развития внимания ребёнка Возрастные особенности развития внимания Возрастные особенности развития внимания Внимание – это выборочное и сосредоточенное направление.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.

Дошкольный возраст - это фундамент общего развития ребенка.

Дошкольный возраст - это фундамент общего развития ребенка., изображение №1

У педагога в детском саду ответственная миссия – организовать образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенку было интересно, а полученная информация хорошо усвоилась в полном объеме

Важно учитывать особенности детского организма. В этом возрасте дети, как правило, неусидчивы, им трудно сосредоточиться. Как же увлечь ребенка?

Одним из действенных методов является игра. В игровой форме у детей формируются положительные ассоциации с процессом обучения.

Ребенок учится соблюдению правил игры, развивая волю. Ему необходимо помнить эти правила, осознанно выстраивая свое поведение в соответствии с ними. В процессе игры тренировка воли происходит с удовольствием, что делает процесс обучения более успешным.

В современном мире для воспитателей существует огромное количество инструментария, с помощью которого образовательный процесс превращается в увлекательное приключение для детей.

Основные рекомендации для организации занятий в детском саду

- продолжительность занятия 10-15 минут

- разбор новой темы один раз в неделю

- используйте наглядные пособия

- повторение изученного материала с родителями

В образовательно-воспитательном процессе необходимо давать не только теоретические знания, но и применять их на практике.

Например, можно провести игру-инсценировку, где проигрывается конфликтная ситуация и ее благоприятное решение.

Изучение физических явлений, можно провести в виде демонстрации опыта.

Дошкольный возраст - это фундамент общего развития ребенка., изображение №2

Дети в дошкольном возрасте очень уязвимы. Для них крайне важно иметь эмоциональную связь со взрослым, который является для них авторитетом. Поэтому работа педагога с детьми станет более эффективной, если доверие и психологический комфорт будут основой педагогического взаимодействия.

Дошкольный возраст как фундамент построения воспитательной деятельности

Дошкольный возраст – это период развития ребенка в диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках принято выделять три периода:

  • младший дошкольник – 3-4 года;
  • средний дошкольник – 4-5 лет;
  • старший дошкольник – 5-7 лет.

Дошкольное образование является фундаментом всей системы образования, так как именно в этот период идет закладка основ личности, определяющих характер будущего развития ребенка. В дошкольном возрасте должны быть созданы условия для максимального комфортного раскрытия его индивидуального возрастного потенциала. А для этого должны быть созданы условия для развития функционально грамотной личности, то есть человека, который может решить любую жизненную задачу, использовав для этого приобретенные на протяжении всей свой жизни знания, умения и навыки.

Ребенку должно быть предоставлено право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть собственный потенциал и поверить в себя, научиться быть успешным в выполняемой деятельности. Все это облегчает ребенку переход из детского сада в школу, сохраняет и развивает интерес к познанию в рамках обучения в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе, так же, как эмоциональная и психологическая готовность, неоходима для успешной учебы в школе, успешного взаимодействия с одноклассниками и взрослыми. Для этого в стенах ДОУ необходимо реализовывать программу по подготовке воспитанников к школе. Создание подобной программы обусловлено социальным запросом родителей и школы.

Подготовка детей к школе

Программа подготовки детей к школе отличается тем, что основная ее задача – формировать потребность ребенка в познании, что представляет необходимое условие полноценного развития ребенка и играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Включение в программу игр, направленных на укрепление психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направлены на развитие интеллекта и не используются в основных образовательных программах, что также может считаться отличительной чертой программы по подготовке к школе. Цель такой программы – развить познавательные способности детей, интеллект, творчество в решении поставленных задач, развить речевую деятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Цель всей системы дошкольного образования – создать условия, в которых будет максимально раскрываться индивидуальный возрастной потенциал каждого ребенка. Должны быть созданы условия для развития функционально грамотной личности, то есть человека, который может решить любую жизненную задачу, или проблему, с использованием для этого приобретаемых на протяжении всей жизни знаний, умений и навыков и при этом оставаясь человеком.

В системе дошкольного образования на протяжении долгого времени ребенка рассматривали в качестве носителя набора знаний, умений и навыков. И педагоги и воспитатели должны перестроить собственный образ мышления, так как они часто не понимают, что дошкольное образование, в первую очередь, представляет сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.

Дошкольное образование – начальное звено системы непрерывного образования, обеспечивающее формирование здоровой и развитой детской личности, пробуждающее тягу к учению, подготавливающее к систематическому обучению. Дошкольное образование осуществляется в дошкольных учреждения и семье, до достижения ребенком возраста 6-7 лет.

Основным направлением дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой и свободной личности, которая желает учиться.

В условиях детских садов имеет смысл использование ИКТ в разных видах образовательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебном процессе ДОУ – актуальная тенденция современной системы образования. Это связано с тем, что использование ИКТ на занятии способствует экономии времени на занятии, позволяя ребенку работать в индивидуальном темпе, а педагогу дает возможность работать дифференцировано и индивидуально, с возможностью оперативного контроля и оценки результатов обучения.

Обычно информационные технологии рассматриваются с трех точек зрения, а именно, в качестве:

  • предмета изучения;
  • средства обучения;
  • инструмента автоматизации учебной деятельности.

Использование ИКТ на занятии открывает для педагога массу возможностей: компьютер перенимает на себя функцию контроля знаний, помогая экономить время на занятии, богато иллюстрирует материал, трудные для понимания и запоминания моменты демонстрирует в динамике, помогает повторить те моменты, которые взвали затруднения, дифференцирует урок в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников.

ИКТ может применяться следующими путями:

  • в подготовке раздаточного материала;
  • как мультимедийное сопровождение непосредственно образовательной деятельности;
  • компьютерное тестирование и пр.

Психологами отмечено, что современные дети воспринимают информацию с экраном компьютеров и мониторов существенно лучше, по сравнению с печатной книжной информацией. В связи с этим в процессе обучения отмечается повышение интереса воспитанников к занятиям, на которых используют ИКТ.

При организации непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ, необходимо учитывать уровень подготовленности группы, методическую цель занятия, готовность детей к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, регламентирующие возможность использования компьютера в учебном процессе, учитывая возрастные особенности учащихся.

Дошкольное образование, в качестве составной части общего образования, играет важную роль, так как именно в этот период идет выявление качеств и особенностей детей, обеспечиваются условия их развития, и осуществляется широкомасштабная программа подготовки ребенка к школьному обучению.

К тому же, период дошкольного детства – важный этап воспитания личности. Именно в этот период идет закладка моральных основ поведения, культурных ценностей, привитие семейных традиций, именно на все это будет наслаиваться дальнейшее воспитание в школе, формируя полноценную личность взрослого человека.

Читайте также: