Что составляет фундамент профессионализма

Обновлено: 18.05.2024

Что такое профессиональная ценность? Три составляющих фундамента

Помните старую бизнес-байку про сломавшийся паровой генератор? Производство стоит, никто не может починить сложную машину, наконец приходит специалист, который сначала внимательно слушает двигатель, а потом куда-то тюкает молоточком, после чего все начинает работать.

Мастер выставляет счет на 1000 фунтов и на вопрос, почему один удар молотком стоит так дорого, отвечает следующее: один фунт за удар, 999 фунтов — за знание, куда ударить.

Вот это знание — куда ударить — и есть та самая профессиональная ценность, главная часть фундамента, на котором можно построить подходящий вам формат самореализации — с нужной степенью свободы, с подходящим вариантом монетизации.

Этот фундамент я называю востребованностью, и у него есть три составляющие.

ПЕРВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ: ВАШ ГЛАВНЫЙ БАГАЖ — НАКОПЛЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Выгорев, мы его часто обесцениваем и считаем, что он ничего не стоит, никуда не применим и все придется начинать с нуля. Но представьте: вы с багажом сели не на тот поезд — разве это означает, что нужно выбросить чемоданы? Тем более ваш опыт неоднороден.

Что внутри?

Знания и навыки, применимые только в специфическом формате (специфические навыки): знание конкретных инструментов, конкретных функций на определенных должностях, знание политики отдельных компаний, в которых вы работали, знание конкретных продуктов и процессов. Как правило, эта часть капитала быстро сгорает, как только вы покидаете работодателя.

А. Отраслевые навыки: знание сферы в целом — например, финансы, логистика, образование, информационные технологии и пр. На данный момент вы находитесь в определенной нише внутри какой-то отрасли, уже играете на определенном поле и заработали очки в этой игре.

B. Универсальные навыки: переговоры, управление проектами и людьми, умение писать, выступать, преподавать, быть наставником, запускать продукт, рассчитывать бизнес-модель и т.

C. Персональные навыки (аутентичность): ваш подход к задачам, ваш стиль коммуникации, ваш способ генерировать идеи и находить выходы из проблем, ваш образ, ваша харизма — все то, что невозможно скопировать.

Когда Катя решила, что программирование больше не для нее, она имела в виду только самый первый пункт этого списка, только малую часть своего багажа — свои задачи в своей последней роли. Но она не осознавала этого, и все пошло под откос. Это частая ловушка — помните о ней.

Задача профессионала — становиться ценнее. Как не пропустить момент роста и не остановиться в своем развитии, чтобы наша ценность не перестала расти?

Лучший проверочный вопрос, который стоит себе задать: «В чем я прирос на этой неделе / в этом месяце / квартале?»

Что вы узнали нового? В чем стали лучше разбираться? Что усилили, что попробовали? Если вести трекинг этого развития, застоя не произойдет даже во времена неопределенности.

А теперь важный вопрос: кто отвечает за вашу ценность? Работодатель? Нет, рулите только вы сами, речь о вашей индивидуальной траектории.

Второй важный вопрос: всегда ли требуется потратить долгие годы, чтобы стать ценным? Зависит от области. Стать профессионалом в науке, медицине или психологии намного сложнее, чем во флористике, маркетинге или кулинарии. Я сейчас говорю о некоем пороге, когда становится возможным решать задачи профессии с ожидаемым уровнем качества. Годовой поварской курс дает возможность назвать себя поваром и работать на кухне ресторана. Но если вы пошли изучать психологию, абсолютно невозможно стать профессионалом за такое короткое время: психологом вы себя назовете только через несколько лет.

Но профессионализм не работает сам по себе. Дипломы, знания и опыт могут лежать мертвым грузом, если нет второго компонента востребованности.

ВТОРАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ: СВЯЗКА С РЕАЛЬНОСТЬЮ

Если про востребованность я знала всегда, то вторую составляющую я осознала неожиданно и считаю, что это была лучшая подсказка на самом старте моего нового витка.

Дело было восемь лет назад в Лондоне, куда я приехала на семинар, причем для нас это были времена большой финансовой неопределенности, когда ты едешь учиться, но при этом не можешь позволить себе отель (спасибо, что есть друзья) и нормальный обед (сэндвичи тоже вариант). На семинаре надо было выполнить упражнение в паре, и моим партнером оказался Джон, который работал со стартапами. Нам нужно было ответить на вопрос, какой у нас сейчас самый большой challenge (вызов), и услышать, был ли у партнера подобный опыт и как он его преодолел.

Я решила не строить из себя преуспевающего профессионала и призналась, что сейчас самый большой вопрос — это вопрос денег. Как проложить к ним путь, со всем моим багажом?

Джон выслушал меня и сказал: если есть багаж, с этим все просто. Есть прямой путь. Solve a problem.

Решать проблему? Что, так просто? Но чем больше я об этом думала, тем четче видела связь. Если вы накопили профессиональную ценность: знания, навыки, опыт, но непонятно, куда их применить, то все это станет мертвым профессиональным грузом.

Если благодаря профессионализму вы научились решать проблемы или задачи, актуальные для других, у вас появилась вторая составляющая востребованности — связка с потребностями внешнего мира.

Настя это сделала. Она нашла проблему, которую ей хотелось решать, — железодефицитная анемия. Она была к ней профессионально подготовлена и извлекла ее не из своей головы, а из практики. И все получилось.

ТРЕТЬЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ: РЕПУТАЦИЯ

Старое доброе слово «репутация» лучше отражает суть третьей составляющей, чем «профессиональный бренд», как мы его привыкли воспринимать, — результат продуманных коммуникаций и пиар-технологий.

«Репутация» не равно «известность» и «лицо с обложки». Иногда это известность в настолько узких кругах, что, пока не начнете тщательно искать, не найдете информации о профессионале. Два психолога, которых я чаще всего рекомендую, не имеют даже приличного сайта, но запись к ним заполнена на месяц вперед. Всех специалистов, к которым я обращаюсь и которых очень ценю, я узнала не через раскрученность, рассылку или рекламу. Я находила их по рекомендациям.

Репутация прирастает с каждой решенной задачей, с каждым «спасибо», с каждым достигнутым результатом, и я не могу представить, как ею можно управлять напрямую. «Когда у вас спросят о хорошем дизайнере, расскажете обо мне?» — это не работает. О вас не расскажут, если не захотят.

Я даже рискну предположить, что если бренд профессионала построен не на репутации, а просто на пиар-технологиях, то рано или поздно случится коллапс.

Профессиональное становление: понятие, позиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криса Владимир Борисович

В статье рассматриваются основные определенна понятия «профессиональное становление», обозначены вопросы, касающиеся содержания, цепей и этапов профессионального становления как процесса формирования у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криса Владимир Борисович

Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста Социокультурная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления специалиста Концепция: психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы Профессиональное становление личности в медицине: теоретико-методологические основы психологического анализа Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development: notions, positions

In this article main definitions of the notion «Professional development» are considered and the issues dealing with contents, goals and phases of the professional development as a process of formation of a system of the socialprofessional qualities of the nascent experts are being accentuated.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление: понятие, позиции»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378 147 В. Б. КРИСА

Омский государственный педагогический университет

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПОЗИЦИИ_____________________________

В статье рассматриваются основные определения понятия «профессиональное становление», обозначены вопросы, касающиеся содержания, целей и этапов профессионального становления как процесса формирования у будущих специалистов системы социальнопрофессиональных качеств.

В настоящее время проблема профессионального становления приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса во многом зависят качество специалиста и уровень сформированных у него профессиональных компетенций.

В современном общепринятом научном понимании «становление» выражает непрерывный переход, превращение вещей и явлений из одного в другое. Чаще всего «становление» характеризуется в неразрывной связи с такими понятиями, как «развитие» и «формирование», нередко их употребляют как синонимы. Именно в сопоставлении с категориями «развитие» и «формирование» может быть выявлена сущность «становления». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего постоянного и последовательного количественного и качественного изменения. Обычно это понятие употребляется для обозначения поступательного движения, перехода от одною состояния к другому. Формирование — это процесс, имеющий заданный конечный результат. Становление же,

согласно философии Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, является отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.

Как правило, термин «становление» употребляется в трех значениях:

1. Как синоним категории «развитие».

2. Как выражение процесса создания предпосылок, элеме!ггов предмета, возникающего на их основе.

3. Как характеристика начальною этапа ужо возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему (7, с. 73 — 74].

В психолого-педагогической литературе широко используется понятие «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают «профессиональное становление» с различных позиций.

Большое количество исследований посвящено выявлению роли мотивов в овладении профессией.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ИМ (49) 2008

М. И. Дьяченко и Л. И. Кандыбович отмечают, что в процессе профессионального становления «мотивы служат основой развитая конкретно профессиональной направленности, выражающейся в стремлении хорошо выполнить свои деловые обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом. основой усилива-ющегося чувства ответственности и желания добиться успеха в работе» (2, с. 247). Они предлагают понимать под профессиональным становлением процесс, идущий от выбора профессии, через профессиональное обучение к практической работе, основой которого является мотивация. Однако в процессе профессионального становления важным условием его эффективности является не только направленное изменение мотивационно смысловой стороны отношения к профессии, но и овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками и связанной с этим эмоциональной уверенностью в себе, в своих деятельностных возможностях 11 1].

Исследуя процесс профессионального становления, К. М.Левитан представляет его как умение решать ряд профессионально значимых задач. Например, для учителя — это познавательные, морально-нравственные и коммуникативные задачи, в результате освоения которых будущий учитель постепенно овладевает необходимым комплексом деловых и нравственных качеств [5]. То есть овладеть знаниями и умениями для профессионального становления явно недостаточно, необходимо уметь решать задачи, которые порождаются в процессе профессиональной деятельности.

Определяя профессиональное становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности человека, направленной на самосовершенствование и самоосу-ществление 3. Ф. Зеер, подчеркивает, «гго становление при этом обязательно предполагает потребность в разви тии и саморазвитии, возможности и реальности ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении (3|. Процесс профессиональною становления не бывает завершен и требует от профессионала постоянною самосовершенствования, получения новых знаний, осваивания новых технологий и т. п.

В настоящее время профессионал должен иметь представление о своей профессии по всей совокупности се социальных связей, знать требования, которые предъявляются к ней и ее представителям, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, быть мобильным в решении круга профессиональных задач с учетом меняющихся социальных условий. «Всенеобходимыепрофессиональные знания, умения и навыки, нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности формируются в процессе профессионализации личности» 110, с. 258|. То есть проблема становления профессионала — это, еще и проблема личностною и социального развития будущего специалиста как субъекта социального действия.

Е. В. Чарина предлагает профессионализацию понимать как многогранный процесс, включающий несколько компонентов: получение знаний, умений 2 и навыков, освоение средств труда — это операци-

< опальная сторона профессионального становления; ° выбор профессиональной позиции, путей самореали-

< зации, выбор и реализация ценностей — это лич-5 ностное становление в период профессионализации;

включение в профессиональное сообщество, усвоение норм и ценностей данной социальной группы, обще-

ние в рамках решения профессиональных задач — социализация в процессе профессионализации.

В результате изучения различных источников детерминируются несколько групп определений профессионализации: педагогические; социологические (деятельностные); социологические (стратификационные), социально-экономические. Чаще всего под профессионализацией понимается специальная профессиональная подготовка субъекта к будущей профессиональной деятельности, т.е. профессиональное образование. Таким образом, очевидно, что профессионализация—это процесс становления профессионала, который включает в себя выбор человеком профессии с учетом всех собственных возможностей и способностей, освоениеправили норм профессии;формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Все определения профессионального становления подводят к тому, что оно представляет собой процесс овладения необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, способствует адаптации в профессиональной среде, а также становлению и развитию профессионализма. Профессионализация личности в широком плане предполагает два взаимосвязанных компонента:

1. Психологический аспект, то есть становление профессионального самосознания, развитие личностных качеств индивида;

2. Социальный аспект, то есть формирование профессиональных знаний, умений, навыков, усвоение социально-профессиональных норм.

Психологический аспекта профессионального становления, раскрывает различные его стороны. Психологи считают, что успешная профессионализация зависит от личности специалиста, а именно от следующих личностных образований: смысл профессии для специалиста; отношение к другим людям; отношение к себе. Специалист проходит три формы профессионального становления: индивидную (стремление к сохранению усвоенных форм действий), личностную (способность человека к преобразованию старых способов и средств деятельности, стремление к новым смыслам) и индивидно-личностную (кризис, относительно короткий этап, в результате которого человек либо возвращается к индивидной форме, либо переходит к личностной форме регуляции, но всегда возникает ценностная система) [9].

Успешное профессионально-личностное становление определяется объективными и субъективными, внутренними и внешними условиями. Т. П. Демидова для характерис тики психологического аспекта определяет следующие субъективные и внутренние условия. К субъективным она относит потребность в получении профессионального образования, наличие познавательной мотивации и потребности в достижениях, а также самоорганизация, трудолюбие, совпадение смысла жизни и профессиональной деятельности. К внутренним условиям автор относит совокупность представлений, установок и стереотипов о профессии; осознание необходимости выбранной профессии в обществе, ее престижность и возможность быть успешным в профессии (1).

Социальный аспект профессионализации раскрывается в тех составляющих, которые Т. П. Демидова определяет как объективные и внешние. К объективным условиям она относит наличие современного научно-методического и информационно-технического оснащения в вузе, компетентных специалистов. К внешним — востребованность профессий на рынке

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

труда и требования общества к конкретным профессиям; соотношение данной профессии с другими; изменение духовных ценностей в обществе, что ведет к переструктурированию профессиональной деятельности.

Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление — это «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

А. В. Цвык определяет социальный аспект профессиональной социализации как процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру, объективно и субъективно готовится для профессиональной деятельности.

Рассматривая профессиональное становление как длительный процесс развития с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя впрофессиональнойдеятельности, исследователи ТВ.Кудрявцев и Н.В. Кузьмина выделяют четыре этапа профессионального становления, такие как:

—формирование профессиональных намерений;

—частичная или полная реализация личности в профессиональном труде [4].

Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке с тудента. Поскольку она задает тон тому, насколько активно и эффективно будет протекать реализация личности в профессиональном труде. Например, важнейшей задачей профессионального образования студентов может быть задача сформировать «. постоянно растущую потребность в расширении и углублении знаний и их реализацию во все более широкой сфере специальной и выходящей за ее пределы деятельности» |8, с. 7]. Решение данной задачи даст возможность будущему специалисту быть мобильным, осуществлять творческую профессиональную деятельность, непрерывно самообучаться и т.д.

«Вторичная профессионализация представляет собой становление и развитие профессионализма

личности в ходе трудовой деятельности на основе накопления и использования профессионального опыта, профессиональной активности человека и широкого мировоззренческого подхода к решению профессиональных задач» 110, с. 260]. Изучение вопроса становления профессионализма в период трудовой деятельности не входит в рамки нашего исследования, поэтому мы остановимся только на этапе первичной профессионализации.

Ядром первичной профессионализации, ее центральным компонентом и главнейшим этапом является профессиональное обучение, получение конкретной специальности в вузе или другом профессиональном образовательном учреждении.

Профессиональное образование является системой социокультурных, воспитывающих и развивающих воздействий на человека, направленных на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности. По мнению А Н.Лей-бовича, профессиональное образование —эго процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и навыками по конкретным профессиям и специальностям [6, с.3|.

Большинство исследователей (Т. П. Демидова, К. М.Левитан, А. Н.Лейбович, Д. И. Фельдштейн,

В. А. Цвык и др.) едины в том, что профессиональное образование преследует следующие цели:

1. Создание условий для овладейия профессиональной деятельностью.

2. Воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, состояние окружающей среды и т.д.

3. Обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности.

Главной целью профессионального обучения является приобретение определенных знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного типа профессиональной деятельности. Однако получение специальности не исчерпывает содержание этого этапа профессионализации. Процесс профессиональной подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Социологические исследования позволяют констатировать, что запрос работодателей, сделанный из различных секторов рынка, к системе профессионального обучения имеет общие положения: умение работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, готовность менять профиль деятельности в зависимости от изменения в стратегии развития предприятия, технологиях и т.п., умение самостоятельно работать с информацией, умение принимать решения.

1. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся. - М.: МПСИ.2006. - 112 с.

2-Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Мн.:Харвест, 2001. - 573 с.

З.Зоер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., пер., доп. - М.: Академический проект. Екатеринбург, 2003. — 336 с.

4. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. -1998. - №5. - С. 59-68.

5.Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. — Саратов: ИСГУ. 1990. - 168 с.

6.Лейбович А.Н. Структура и содержание Государственного стандарта профессионального образования. - М.: Высшая школа, 1994. — 280 с.

7.Современная философия: словарь и хрестоматия; авт.-сост. Л.В. Жаров, Е.В, Золотухина, В.П. Кохановский и др.: отв. ред

В.П. Кохановский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

в.Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. - М.: Изд-во МОДЭК, 2005 - 12 с.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М.: МПСИ, 2005. — 560 с.

10. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник РУДН, серия Социология. - 2003. - №4-5. -

П. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А.. 2000. — 349 с.

КРИСА Владимир Борисович, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства.

Статья поступила в редакцию 31.05.08 © В. Б. Криса

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема ориентации студентов на профессиональные ценности в контексте общей проблемы развития высшей школы. Ключевым моментом в статье актуализируется идея проектирования маркетинговой образовательной стратеги* по ориентации студентов на профессиональные ценности.

Подчеркивая историчность социокультурных аксиологических ориентиров, актуальных для системы подготовки специалистов в вуза, З.И.Равкин отмечает: «Они всегда принадлежат конкретной эпохе, но обладают способностью на новом витке исторического движения обретать новый смысл, вс тупать в контакт с ценностями последующего периода» (9, с. 87). Ценностные ориен тации обусловливают избирательную активнос ть индивида как субъектную. Каждый выбор человека — это «внутреннее ценностное строительство» (3, с. 326 — 340). По мнению Э.Фромма, наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результат социокультурного процесса, который творит людей. Убеждения и ценности не даны личности в готовом виде, не приняты ею от общества пассивно, а являются результатом усилий и интеллектуальных достижений в процессе бесконечного жизненного экспериментирования. Именно поэтому необходимо создание такой системы подготовки специалистов с высшим образованием, которая ориен* I тировала бы студентов на такие группы ценностей,

при наличии которых будущие специалисты могли бы отказаться от социальной маски и предъявить свои подлинные потребности.

Это особенно важно учи тывать в системе высшего образования, результаты деятельности которой будут определять социально-экономическое развитие страны и каждого человека в отдельности.

Отличительной особенностью социокультурных процессов, происходящих в обществе, является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве незыблемых постулатов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в их «полезности», значимости. Д. А Леонтьев целиком подтверждает наше убеждение втом, что в современном обществе «Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникающей на почве перелома ценностной основы, смысловою голодания и вывиха мировоззрения» (5, с. 24 — 28). Утрачивая перу в старые ценности, человек теряет объекты для своей проекции вовне. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для нею чуждым и даже враждебным.

Кризис социокультурных, смыслообразующих жизненных и профессиональных ценностей ведет к кризису личности. В результате этого происходит деформация самосознания человека, отчуждение личности от собственной истории, утрата смысла бытия, интереса к профессиональной деятельности, т.е. перспектив будущею и ответственности. Это обуславливает отсутствие ориентиров в социокультурных

Индивидуальный ресурс профессионального развития как основа становления профессионализма

Профессиональное становление человека тесно связано с вопросом о потенциалах и ресурсах его психического развития. В краткой форме изложим свое видение этой проблемы.

1. Профессионализм рассматривается нами как свойство людей выполнять сложную (профессиональную) деятельность с высокой эффективностью и качеством при самых разнообразных условиях [1]. Выполнение деятельности в сложных и неблагоприятных условиях требует привлечения имеющихся у человека ресурсов, направленных как на компенсацию неблагоприятных факторов среды, так и на получение положительного результата.

Между ресурсами и резервами человека существует связь. Возможно возникновение конфликтов между условиями деятельности и возможностями человека по ее выполнению. Психика человека, являющаяся регулятором, обеспечивающим адекватное использование ресурсов, – определяет приоритетность того или иного мотива на данный промежуток времени. Соответственно, идет мобилизация и перераспределение ресурсов. При повышенной активизации объем используемых ресурсов может возрастать за счет резервов организма.

2. Существует некоторая совокупность потенциальных свойств человека, которая обеспечивает возможность успешного освоения профессии, эффективную профессиональную деятельность и развитие личности профессионала. Эту совокупность свойств была обозначена нами как индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) [2] Человек, по Б.Г. Ананьеву это и индивид, и личность, и субъект труда, и индивидуальность. Поэтому ИРПР следует рассматривать как системное качество, характеризующее человека-профессионала (как индивида, личность, субъекта деятельности и жизни и интегральную индивидуальность) при взаимодействии его с социальной и профессиональной средой [3].

Необходимо «развести» понятия потенциала и ресурса, зачастую используемых в психологии как синонимы неактуализированных (пока) возможностей. Понятие «потенциал» (от лат. potential – сила, мощь) ориентированное на оценку возможностей личности, близко по смыслу к понятию энергии в физических науках. Под ресурсом (от франц. ressource – вспомогательное средство) понимают совокупность ценностей и запасов, которые при необходимости могут быть использованы. «Потенциал личности» можно рассматривать как метафору «энергии» сжатой пружины, которая, высвобождаясь, будет «двигать» развитие личности – в направлении наименьшего сопротивления. Ресурс же – приобретенные человеком запасы (ценности), определяющих характеристики «пружины». Это подобно тому, как заряженный аккумулятор имеет определенное напряжение (разность потенциалов), но его емкость (ресурс работы) под нагрузкой зависит и от его устройства, и от «тренирующих циклов». Кроме того, накопленный ресурс (ценности, мировоззрение) задает и вектор «выброса» энергии.

3. Становление (как категория бытия) представляет собой актуализацию того, что уже в той или иной форме существует. Соответственно, становление индивидуального профессионализма предполагает наличие у человека в потенциале свойств, которые обеспечивают возможность овладение профессией и выполнение профессиональной деятельности. К таковым относится совокупность профессионально-важных качеств (ПВК), находящихся в динамической взаимосвязи (образующих динамичную структуру). К их числу следует относить не только индивидуально-типологические свойства, но и определенные свойства личности.

Системообразующая характеристика личности – ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования. Ценности как базальные, иначе – первичные (по Б.Г. Ананьеву) свойства личности, формируют ее установки, склонности и характер. В свою очередь, профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок и ценностей (Е. Бордин, И. Дарли, Т. Хаген, Дж. Холланд и др.). Таким образом, ИРПР, в основе которого находятся ценности, является детерминирующим фактором развития личности, определяющим не только энергетику, но и направленность ее развития.

4. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит развитие личности деятеля. Однако, как признает Л.И. Анциферова (1982 г.), не всякая деятельность является условием прогрессивного развития личности. Профессиональное развитие – это процесс, возникающий при несовпадении наличных возможностей у человека и требований профессии, как реакция на разрешение возникшего противоречия. С другой стороны, сама профессионализация (как процесс профессионального становления), да и последующая профессиональная деятельность требует наличия определенных личностных качеств человека, а также внутренних возможностей их развития. Как показала Е.М. Борисова (1981 г.), по мере профессионализации интересы человека начинают проникать во все сферы его жизнедеятельности. А значит, жизненные ценности и установки все более влияют на деятельность.

5. В общем случае развитие есть закономерный процесс изменения объекта при взаимодействии его с действительностью. Развитие есть форма существования материи и происходит оно вне зависимости от воли и сознания; процесс развития объекта не содержит в себе направления его изменений. В процессе профессионализации происходит изменение первоначальной структуры ПВК человека. Становление профессионализма как развитие (изменение) индивидуально-психологических, личностных и субъектных свойств человека сопровождается выработкой им индивидуального стиля, проявляющегося в деятельности, общении, восприятии мира и отношении к нему. Отношение к профессиональной действительности опосредовано всей жизненной философией, мировоззрением человека, его жизненными принципами. Вырабатываемый стиль обеспечивает индивидуальный способ адаптации человека в профессии и в социуме, но не обязательно соответствует сложившемся в обществе требованиям к качеству выполняемой деятельности и к личности специалиста.

6. Профессиональное становление – это и совершенствование, и деформации («искривления»), и даже деструкции. Профессионально-деструктивной считают деятельность, направленную на получение вредного для общества результата или, по Г.В. Суходольскому (2008 г.), «антирезультата». Здесь имеет место уже не профессиональная некомпетентность, а проявление «антипрофессионализма». Это тот случай, когда специалист обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями и опытом, но ориентируется на деструктивные ценности. Им движет деструктивная направленность (эгоцентризм, стяжательство и др.); он ставит деструктивные цели, а для их достижения использует деструктивные средства [4].

Для оценки профессионализма применяют критерий продуктивности, идентичности и зрелости (Ю.П. Поваренков, 2002 г.). Ранее ними было показано, что профессиональная идентификация человека происходит путем соотнесения внутренних (психических) моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная идентичность требует принятия человеком идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых членами профессионального сообщества. При отсутствии такового имеет место профессиональный маргинализм человека (Е.П. Ермолаева, 2001 г.). В критерий профессиональной зрелости входит самооценка, в структуре которой выделяют (А.А. Реан, 2002 г.) операционально-деятельностный и личностный аспекты. Последний аспект выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца.

Силой, детерминирующей развитие личности, по В. Франклу, является обретение смысла жизни. Соответственно, «силовое поле» для профессионального развития личности определяется внутренним потенциалом (ресурсом) смыслообразующих ценностей, определяющих жизнь человека. В качестве ядра личностных смыслов выступает «Я-концепция», рассогласование в которой между эталоном «Я-идеальное» и актуализированным образом «Я-реальное» задает направление («вектор») профессионального развития личности. Любой из возможных путей разрешения противоречия между смыслом жизни и смыслом профессиональной деятельности, противостояние профессиональным деформациям и деструкциям при сохранении прогрессивной (восходящей) линии личностного развития возможно лишь при наличии у человека необходимых внутренних ресурсов.

7. Профессионализация как становление специалиста в данной профессии предполагает определенную индивидуализированную траекторию, закономерные этапы, описанные различными исследователями (Е.А. Климов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер и др.). Анализ опубликованных данных и собственные исследования приводят к необходимости понимания того, что существуют причины недостижения частью специалистов вершин профессионализма (мастерства, «акме»). Следует признать, что не бывает «средних» профессионалов, средним может быть только специалист (как носитель нормативно заданных «операционально-функциональных свойств», обеспечивающих более или менее успешное выполнение профессиональных задач) [5]. Профессионал, являющийся Мастер своего дела – это выраженная индивидуальность, которая характеризует становление особой, субъективной реальности (по В.И. Слободчикову, 1994 г.), олицетворение творческого саморазвития личности.

8. Профессионализм не исключает человечности; профессия – это сфера, где человек концентрирует свои общечеловеческие свойства. Идеал (по П. Блонскому), когда профессия дает личное удовлетворение и личное совершенствование. Если профессия перестает ставить человека в ситуации, требующие разрешения противоречий между условиями деятельности и актуальными возможностями человека, то он должен сам ставить перед собой задачи, находить новые смыслы для дальнейшего своего развития не только как профессионала, но и как субъекта собственной жизни. Именно тогда возникает возможность для саморазвития личности профессионала. Источником саморазвития являются ИРПР, он определяет вектор развития личности – максимальную реализацию ее потенциалов. Саморазвитие предстает собой способ постижения и достижения человечности специалиста. Активная жизненная позиция является важнейшей составляющей ИРПР, способствующая не только успешной профессиональной адаптации, но развитию личности профессионала и достижения профессионализма.

Список литературы

  1. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена: Психолого-педагогические науки. 2005. Вып. 6. № 5 (12). С. 30-43.
  2. Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования. 2006. № 6. С. 56-60.
  3. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. Воронеж: Научная книга. 260 с.
  4. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы отклонений психического здоровья специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 5. С. 56-61.
  5. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. – Харьков: Гуманитарный Центр. 2011. 296 с.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Читайте также: