Базовые идеи составляющие идеологический фундамент социального государства

Обновлено: 19.05.2024

Понятие социального государства: сущность, принципы, основные модели

Понятие «социальное государство»впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890). Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени являются социальными государствами.

Что представляет собой социальное государство как научная категория, какова его сущность как общественного явления? По мнению Х. Байера, «современное социальное государство - это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, притом, что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме».

Более сложные научные схемы выстраивают испанские специалисты по теории социального государства. Так, например, М. А. Гарсия Эррера рассматривает его в контексте отношений между экономикой и политикой, политической властью и рынком, когда капиталистическое развитие экономики сочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределение богатств. При этом фундаментом, лежащим в основании социального государства, является пакт между политическими классовыми организациями с противоречивыми интересами, после заключения которого согласовываются основные документы, радикальным образом затрагивающие форму государства, экономическую структуру и условия жизни граждан. Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные идеи.

Основные принципы социального государства таковы:

1) Для социального государства ключевой является идея социального гражданства и, соответственно, социальных прав. Социальным правам придается тот же правовой статус, что и правам собственности они предоставляются на основе гражданства, а не в зависимости от качества и результатов деятельности.

2) Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

3) В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

4) Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

5) В конституции принцип социального государства проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную.

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности, а не солидарности. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.




Вторая модель социального государства - корпоративная. В ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя в свою очередь является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

И последняя модель социального государства - общественная, в основе которой лежит принцип солидарности. Он означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме.

Таким образом, степень социальности государства не всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Генезис идей социального государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охохонин Евгений Михайлович

Рассматриваются история зарождения идей социального государства и их развитие в трудах выдающихся мыслителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Охохонин Евгений Михайлович

Теория социального государства (основная идея) Проблемы права и нравственности в философии П. И. Новгородцева Право, закон и суд в трудах Карла Маркса Идея личности в правовом государстве в философии права П. И. Новгородцева Об идеях формирования социального государства i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The genesis of the social state ideas

The author covers the history of the origin of the social state ideas and their development in the works of outstanding thinkers

Текст научной работы на тему «Генезис идей социального государства»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

Е. М. Охохонин, адъюнкт Уральского юридического института МВД России

Рассматриваются история заронздения идей социального государства и их развитие в трудах выдающихся мыслителей.

Ключевые слова: генезис, социальное государство, личность.

Современное российское государство характеризуется сложным и противоречивым состоянием. Кардинальное реформирование, охватившее практически все сферы жизнедеятельности российского общества, заметно повлияло на переоценку социальной роли и предназначения государства. В качестве приоритетов провозглашены общечеловеческие ценности: демократия, свобода и равенство, гражданское общество, социально-правовая защищенность личности.

К числу несомненных приоритетов относится и идея социальной государственности, провозглашенная в ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Однако, если для развития демократии, обеспечения политической свободы личности государство уже сформировало определенный фундамент, то констатация факта наличия социального государства в России носит больше характер целеполагания. В связи с этим вполне очевидно, что именно государство, стремящееся стать социальным, должно взять на себя обязанность по устранению социальных проблем, порожденных экономическими преобразованиями.

В свою очередь определенный вклад должна внести и отечественная юридическая наука. Так, теоретико-критическое осмысление феномена, отражаемого в термине «социальное государство», выработка необходимых практических рекомендаций должны помочь воплотить идеи социальной государственности. И начать рассмотрение феномена «социального государства», на наш взгляд, необходимо с истории зарождения данной идеи, т.е.

генезиса, поскольку лишь внимательно изучив и проанализировав в историческом аспекте развитие идей социального государства, можно делать выводы о том, каким должно быть современное государство.

Вся история человечества есть непрерывный поиск путей, как сделать свою жизнь и жизнь своих близких лучше, счастливее1.

В содержательном смысле ряд идей как правовой, так и социальной государственности появился уже в античном мире и в средневековье. Понятие же и первые концепции социальной государственности возникают по мере развития буржуазного общества под влиянием идей социализма. Устанавливаются новые параметры взаимоотношений между государством и человеком, связанные с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению прав человека -экономических, социальных и культурных, в результате чего возникает идея социального государства.

В основе концепции социального государства находится проблема ценности общества и личности, публичного и частного, позднее трансформировавшаяся в противоречие между обществом и государством. Результатом же его разрешения должна стать социальная гармония и справедливость - снятие противоречия и согласование интересов отдельной личности с интересами общества (равновесие между личным и общественным).

Издревле политико-правовой мысли известны три варианта отношений между отдельной человеческой личностью и человеческим обществом относительно социального вопроса. Первый из них исходит из предположения, что отдельная человеческая личность по своей нравственной и духовной цен-

ности выше ценности государства (социальный индивидуализм). Второй являет собой первичность общего интереса по сравнению с частным («социальный универсализм»2, «коммунизм», «социализм»). Третьему типу свойственна одинаковая ценность отдельной личности и государства3. Именно этот третий тип, на наш взгляд, отражает идею социального государства, разрешая социальный вопрос путем гармонизации человека и общества, частного и публичного интереса (общества и государства).

Следует отметить, что первые концепции социального государства были сформулированы на Востоке раньше, чем в Западной Европе. Так, Абуали ибн Сина (Авиценна) в своем труде «Трактат о семейной жизни» писал, что в идеальном государстве все материальные блага распределяются пропорционально, так, чтобы не было слишком богатых и бедных до изнеможения; население обеспечивается всем самым необходимым. Как видим, ученый провозглашает принципы социального равенства и удовлетворения минимальных потребностей каждого.

Другой государственный деятель Низам аль-Мульк считал, что построение процветающего государства возможно лишь при наличии грамотного, образованного общества. Таджикский ученый XIII века Насиридцин Туси в своем произведении «Мораль Насири» приходит к выводу, что несправедливость в распределении богатства можно устранить с помощью внедрения прогрессивных систем налогообложения и перераспределения через государственный бюджет части общественного богатства в пользу беднейших и нуждающихся слоев населения.

В европейской же культуре модели решения социального вопроса, мы считаем, можно найти уже у Пифагора. По учению Пифагора, в основе всего сущего, мира лежит гармония -гармония небесных сфер. То, что в мире называется гармонией, то в государстве проявляется как порядок (согласие), основанное на хороших законах, в хозяйстве - как умение его хорошо вести.

Идею гармонии и равновесия противоположностей можно проследить в сочинениях Аристотеля, Цицерона4, Макиавелли5 и, конечно, в учении о разделении властей Ш. Л. Монтескье6.

Довольно широко идея социальной гармонии единства противоположностей нашла свое выражение в древнекитайской филосо-

фии. Китайские мыслители считали, что любая вещь имеет две стороны. В каждой вещи присутствуют две противоположные силы, положительная и отрицательная, находящиеся в определенном соотношении. Эти два начала должны постоянно соблюдать надлежащую меру (гармонию)7.

Сделаем вывод о том, что еще на ранних стадиях развития человечества людей интересовал вопрос гармонии и единения противоположностей не только в окружающем их мире природы, но и в их отношениях между собой и государством, а также вопрос справедливости.

Большинство исследователей (зарубежных и российских) связывает появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 года и Славной революции 1688 года. Они выступали сторонниками политических консенсусов и договоров в отношениях между индивидами и государством. В свою очередь другой представитель Нового времени Ж. Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богатых и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.

Большой интерес представляют взгляды Гегеля на взаимодействие человека и государства, в которых явно прослеживаются как ло-гически-диалектическая сторона учения Гераклита, так и влияние учений о гармонии древнекитайских мыслителей8.

Гегель замечает, что в современном государстве наличествует совместное сосуществование как интересов отдельной личности, так и целого, т.е. государства. При этом конкретная свобода отдельных личностей отчасти растворена во всеобщности государственного организма, отчасти же личность сама признает и вбирает в себя эту всеобщность, усваивает ее как свое собственное достояние9. Кроме того, немецкий философ говорит, что человек как носитель прав немыслим без обращения к категории всеобщности10, в то же время он отвергает и «грубый номинализм» либералов и консерваторов11.

Также интересен анализ учений о государстве К. Маркса и Ф. Энгельса, поскольку они пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, не-

равенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности12. Как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным воззрениям К. Маркса и Ф. Энгельса, одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю всемирной политикоюридической мысли, составляют ее солидный пласт, также они сыграли значительную роль в расширении и развитии социальной деятельности государства.

Одним из наиболее значимых учений о справедливости, гармонии и единении противоположностей, на наш взгляд, стала концепция социального государства Л. фон Штейна, характеризующего его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что существенным катализатором процесса развития идей социального государства на Западе стало возникновение советского государства, постоянно декларировавшего социальную ориентированность своей политики, пропагандирующего переход к всеобщему бесплатному образованию, всеобщему бесплатному здравоохранению, бесплатному предоставлению жилья, доступность для рядовых граждан ценностей культуры, отдыха, спорта и т.д. И хотя практика реально существующего в те годы социализма далеко не во всем соответствовала принципам законности, демократии и правового государства, трудно отрицать влияние реальных достижений социалистических государств на формирование идей социального государства. Как отмечал Папа Римский Иоанн Павел II, «капитализм изменился в основном благодаря социалистической мысли».

Идея социального государства также была представлена в трудах отечественных дореволюционных ученых: П. И. Новгородце-

ва13, И. А. Ильина14, В. С. Соловьева15, которые высказывали положительное отношение к государству, определяли его назначение содействовать каждому человеку в достижении своих целей. Большинство российских ученых указывало на необходимость помощи со стороны государства для каждого, но при одновременном условии самостоятельности личности. Таким образом, концепция социального государства, сложившаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке, основана на позитивном восприятии государства как активного элемента социальной жизни.

Важным вкладом российских исследователей в теорию социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Так, государственный интерес, по утверждению И. А. Ильина, слагается «из всех духовно-правых интересов всех граждан, причем каждый духовноправый личный интерес оказывается через эту государственную включенность общим и политическим».

Дальнейшее развитие понятия «право на достойное человеческое существование» получило в работах П. И. Новгородцева, который был убежден, что данное право должно быть гарантированно государством. По логике рассуждений П. И. Новгородцева, развитие идеи правового государства превращало его, по сути, в социальное правовое государство. И социальное государство становилось просто следующим этапом развития либерального правового государства.

На основе проведенного исследования мы видим, что в отечественной дореволюционной науке сложилась самостоятельная концепция социального правового государства. Современные отечественные исследователи, на наш взгляд, неоправданно оставляют без внимания данное направление политико-правовой мысли, идеализируя теоретические конструкции западных ученых, но идеи Моля, Штейна и др. работают именно в европейских странах с их многовековой историей частной собственности, ответственной позицией капитала. В России таких традиций нет, поэтому необходимо сформировать свой путь реализации идей социального государства, поскольку нельзя игнорировать тот очевидный факт, что в процессе политического развития России, в том числе в советское время, а также в доре-

волюционный период, выработано много самобытных, национальных форм политических институтов и политических механизмов, показавших свою эффективность в российских условиях. В отечественной дореволюционной науке сложилась самостоятельная концепция законодательного решения социальных проблем. Этот опыт должен быть переосмыслен применительно к современным задачам.

Научная разработка идей социального государства продолжается и сегодня в произведениях современных зарубежных и отечественных юристов, экономистов, политологов, социологов. Видное место в науке занимают труды российских ученых: В. С. Нерсесянца, Л. С. Мамута, М. Ю. Федоровой, А. И. Эки-мова, С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, М. В. Баглая, А. Б. Венгерова, А. В. Васильева, Р. В. Енгибаряна, Л. М. Карапетяна, Д. А. Керимова, А. В. Корнева, Ю. К. Краснова, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, Ю. И. Лей-бо, Г.В. Мальцева, М. Н. Марченко, И. А. Ум-новой, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеева, Д. В. Валового, Н. А. Волгина, Н. Н. Гиценко, С. В. Калашникова, В. А. Каменецкого, Д. Ф. Шавишвили, В. Э. Байкова, К. И. Микульского, Г. А. Николаева, В. Г. Смолькова и др. В их трудах исследуются социальноправовая сущность, признаки и принципы социального государства, его правовые, экономические, политические, социальные и духовно-нравственные предпосылки.

В настоящее время делаются попытки свести к единому знаменателю всю разнородность во взглядах на социальную проблематику. Наступило понимание, что движение лишь в аспекте какой-то группы идей (социально-демократических или либеральных) уже не способствует дальнейшему прогрессу.

В заключении подведем итоги.

Во-первых, базовой идеей стала мысль о взгляде на идею социального государства как на гармонию частного и публичного интереса и достижение справедливости. Экскурс в прошлое позволил нам проследить процесс развития и преломления данных идей в политико-правовых учениях.

Во-вторых, появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные

функции, - государству, которое берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

В-третьих, для воплощения в жизнь идей социального государства, построения эффективной системы реализации социальных функций и управления социальными

процессами необходимо отказаться как от односторонней, чрезмерно идеологизированной ориентации на западные социально-экономические стандарты, так и от

преувеличения уникальности, исключительности российской специфики. Наиболее плодотворным здесь, как нам представляется, будет путь поиска оптимального сочетания социально-экономического опыта зарубежных стран с историческим опытом и

специфическими условиями социальной жизни России.

В-четвертых, нужно определиться с соотношением понятий правового и социального государств. Поддерживая логику рассуждений В. С. Соловьева и П. И. Нов-городцева, видевших особую роль закона в защите прав на достойное человеческое существование, а роль права в выработке общественного согласия, считаем, что социальное государство выступает лишь следующим этапом развития правового государства; точнее, социальное государство - это не только этап развития правового государства, а также этап развития государственно-организованного общества в целом.

В-пятых, поиск оптимальной модели становления и функционирования социального государства - процесс очень сложный, многогранный, длительный, требующий как активизации законодательной деятельности государства по укреплению социальной защищенности, обеспечения соответствующего социального, экономического, политического, духовного климата в стране, так и активной, ответственной позиции граждан в государстве.

1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 507-513.

2 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2002. С. 259.

3 Алексеев H. Н. Идея государства. СПБ., 2001. С. 343.

4 Цицерон. О государстве. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994. С. 32, 33, 49.

5 Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1997. С. 20-121.

6 Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 290-296.

7 Цзы Сы. Чигун-Ю о законах духовной жизни или же учение о принципах середины // Конфуций. М., 2004. С. 351.

8 Rosekranz K. Wissenschalt der logischen Idee, zit., Band I.

9 Гегель Г. В. Ф. Философия права / под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М., 1990. С. 279-286.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Там же. С. 279-280.

11 Там же. С. 269-271.

12 Мамут Л. С. Карл Маркс как теоретик государства. М., 1979. С. 264.

13 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 47.

14 Ильин И. А. Теория права и государства. С. 258.

15 Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия: соч.: в 2 т. М., 1990. Т. I. С. 281-286.

Теории социального государства и социальное право

Социальное государство (государство социальной демократии) – это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

= на научном - как идею и ее развитие в различных концепций,

= на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

= на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

Понятие «социальное государство» было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

- в восстановлении равенства и свободы,

- в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

В 1929 году понятие «социального государства» подхватил немецкий государствовед X. Хеллер, после чего оно распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г. гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель — при помощи социальной политики и права, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства), или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости); См. научные концепции о современных государствах в главе 4 «Государственная власть и государство».

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение — наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком, фундаменте как «правовое государство».

Равенство возможностей и защита социальных прав как основа социального государства


Социальным государством признается то государство, в котором разделение материальных благ производится в соответствии с принципом социальной справедливости. Итогом такого рода деятельности должно стать достижение каждым высокого уровня жизни и ликвидация неравенства. Понятие «социального государства» ввёл впервые в 1850 году Лоренц фон Штейн, который отнес к функциям государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти».

Первым государством, которое начало внедрение различных социальных льгот, стала Германия. Именно там в 1871 году было впервые введено социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. — финансирование медицинской помощи, в 1883 г. — пособия по болезни. Данная практика была положительно воспринята другими европейскими государствами, и уже в 1887 году Австрия переняла этот опыт, как и многие другие страны. В Российской империи создавались школы для малоимущих и детей сирот, а также многие занимались благотворительностью, постепенно проводились социальные реформы во всех областях: образовании, промышленности и т. д.

Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию. Например, в Швеции общий процент снижения бедности составляет уже 77,4 %, что доказывает эффективность их политики в отношении повышения уровня жизни своих граждан. Залог успеха Скандинавских государств в социальной сфере складывается из нескольких составляющих: низкий уровень коррупции, стабильные пенсионные системы, большое количество профсоюзов, высокие пособия по безработице. Также эта группа стран выделяет гораздо больше средств на здравоохранение и образование, чем любые другие в мире.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в частности, со статьей 2, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В статье 19 Конституции закреплено, что все равны перед законом и судом. [1] Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она заключается не только в принятии и совершенствовании нормативно-правовых актов, но и создании государственных программ, главной целью которых является улучшение уровня жизни населения нашей страны. Позднее мы рассмотрим положения ныне действующей программы более подробно, а пока изучим основы социального государства, в частности, равенство возможностей и защиту социальных прав.

Социальное равенство — это одна из основных составляющих социального государства, и заключается оно в том, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, а главное — возможности для реализации своих способностей и достижения своих целей. Разумеется, достичь этого крайне сложно, и на то есть разные причины: финансовое состояние государства, наличие каких-либо полезных ископаемых, развитость инфраструктуры в городах и сельских местностях, уровень развития информационных технологий, уровень медицины и т. д. Не во всех странах эти показатели на достаточно высоком уровне для того, чтобы в кратчайшие сроки улучшить жизнь населения, которое иногда превышает не только сотни тысяч, но и десятки миллионов человек [6].

На территории нашего государства запрещены любые ограничения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Также, в статье 3 Трудового кодекса РФ закреплено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. [3] В статье 136 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплена ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения [4].

Теперь рассмотрим защиту социальных прав как основу социального государства. Она представляет из себя совокупность мероприятий, направленных на обеспечение населения пособиями по безработице, по инвалидности, по случаю потери кормильца, выплатами в случае выхода в декрет или на пенсию, а также на помощь малоимущим, сиротам и другим нуждающимся путевок в санатории или оздоровительные лагеря, а также на предоставление людям с инвалидностью всех необходимым препаратов и протезов, и многое другое. Все эти действия предусмотрены в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Защита социальных прав урегулирована в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в Трудовом кодексе РФ, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и т. д. Рассмотрим некоторые примеры: 1) ст.253 ТК РФ закрепляет перечень работ, на которые нельзя привлекать женщин; 2) ст. 3 ФЗ «Об образовании» — одним из главных принципов является защита каждого от дискриминации в данной сфере; 3) ст.4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» — основополагающими постулатами служат доступность и качество здравоохранения.

Существует также множество международных актов, которые содержат в себе положения о социальных правах и их защите. В первую очередь, нельзя не сказать о Всеобщей декларации прав человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года. В ней содержатся ключевые права и свободы каждого человека на нашей планете, независимо от страны. Также следует упомянуть Конвенцию о правах ребенка, которая подтверждает защиту от всех видов дискриминации и посягательств для детей, и Европейскую социальную хартию, непосредственно закрепляющую право на социальную защиту всех членов общества. Все они созданы для улучшения жизни каждого человека на нашей планете, чтобы никогда не подвергался насилию или посягательству ни один из нас. Так какие же государственные органы ответственны за нарушение наших социальных прав и свобод?

В первую очередь, в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ, Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. [1] Именно у него есть функция надзора за соблюдением всеми органами и должностными лицами наших прав. Для реализации данных полномочий, Президент РФ использует право вето и право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Конституционный суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле [2].

Правительство РФ также выполняет важную роль в защите социальных прав человека и гражданина. Именно нормативно-правовыми актами правительства детализируются основные положения, касающиеся вышеупомянутых прав, и данный вид актов вступает в силу с момента их официального опубликования.

Также существует множество других органов, главной целью работы которых является благополучие населения. Ярким примером является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС). Основной задачей МЧС является выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России [7]. Сотрудники данного ведомства постоянно подвергают свою жизнь опасности ради защиты наших прав на здоровье, медицинскую помощь и благоприятную окружающую среду. Их деятельность помогает сократить количество пострадавших от различных катаклизмов, а также максимально быстро восстановить нормальную обстановку в отдельной местности и на территории страны в целом.

Ранее мы говорили, что действия, связанные с защитой социальных прав закреплены в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Так же детально описаны направления, по которым наше правительство собирается работать для улучшения уровня жизни наших граждан. До 2020 года определены следующие задачи в различных областях:

1) здравоохранение — повысить качество оказываемых медицинских услуг, обеспечение государственных гарантий в данной области и др.;

2) физическая культура и спорт — развитие системы массового физического воспитания и т. д.;

3) образование — обеспечение инновационного характера базового образования и повышение его доступности и др.;

4) культура — обеспечение максимальной доступности для граждан РФ культурных благ и т. д. [8]

Также предусматриваются нововведения и во многих других областях.

В заключение, хочется отметить, что в Российской Федерации имеется достаточная нормативно-правовая база для реформирования нынешней социальной системы, которая является основой социальной безопасности страны. Социальная безопасность — это состояние защищенности личности от нарушения ее законных прав и свобод. Она предусматривает проведение государством определенных мер по защите данных прав, а также развитие социальной структуры и системы жизнеобеспечения. Главной целью, которую следует преследовать для обеспечения социальной безопасности — это охрана конституционных прав и свобод каждого проживающего человека на территории нашей страны, а также уменьшение разницы между бедными и богатыми, и увеличение уровня доступности материальных благ для всех в равной степени. Социальная безопасность — залог стабильности общества. А без этого невозможно существование ни одного государства. В условиях усложнившихся внешнеполитических отношений нашему государству крайне необходима благоприятная атмосфера в обществе, так как социальная нестабильность может не только привести к внутренним конфликтам, которые способны ослабить государство, но и может поспособствовать ухудшению внешних отношений с нашими партнерами на мировой арене. Все это указывает на то, что необходимо двигаться по направлениям, указанным в социальной политике РФ, и стараться как можно скорее создать равные условия жизни для всех граждан нашей страны.

Читайте также: