Асфальтобетон для отмостки тип марка

Обновлено: 13.05.2024

Асфальтобетон для отмостки тип марка

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ДОРОГ, ТРОТУАРОВ, ПЛОЩАДОК РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ (Извлечение из ТР 127-01)

Аннотация:

Дата введения 2002-04-15

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли А.И.Ворониным "04" апреля 2002 г.

Технические рекомендации разработаны для конструкций дорожных одежд, применяемых в районах массовой жилой застройки, запроектированных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и альбома СК 6101-97 "Конструкции дорожных одежд для г.Москвы".

Настоящие рекомендации предлагают использование смесей с модифицированной структурой, упрочненной за счет армирования фибрами наряду с традиционными методами ремонтно-восстановительных работ с применением асфальтобетонных смесей.

Настоящие рекомендации определяют качественные параметры нового материала на основе битумно-эмульсионного вяжущего для Москвы и технологию его применения.

Технические рекомендации, дополняя и развивая основные положения инструкции ВСН 2-94, определяют технические требования к материалам дорожных покрытий в соответствии с вновь введенными в действие нормативными документами, результатами научно-исследовательских работ и определяют область их применения в соответствии с принятой классификацией улично-дорожной сети города

Технические рекомендации распространяются на производство ремонтно-восстановительных работ, бетонных конструкций улиц районного значения, внутриквартальных дорог, в т.ч. при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки и одностадийном, выполненном при комплексном благоустройстве территорий соцкультбыта, у жилых зданий и элитных жилых комплексов.

Асфальтобетонные покрытия, часть 1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий раздел технических рекомендаций распространяется на методы проведения ремонтно-восстановительных работ на внутриквартальных дорогах и тротуарах, а также на отмостках и площадках дворовых территорий, покрытия которых устроены с применением асфальтобетона.

1.2. Рекомендации при проведении ремонтно-восстановительных работ предлагают усиление асфальтобетонного покрытия введением в него конструктивного слоя из геосетки.

2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СОСТАВЫ

Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные смеси уплотняемого типа, выпускаемые по:

Улицы, дороги и проезды местного назначения

- улицы в жилой застройке;

- проезды в кварталах;

- подъезды к жилым объектам;

- тротуары, отмостки, площадки

Примечание. В качестве материалов выравнивающих слоев на внутриквартальных проездах, подъездах к жилым зданиям могут быть использованы пористые и высокопористые крупнозернистые асфальтобетонные смеси.

Примерные составы асфальтобетонных смесей, рекомендуемые для ремонта верхнего слоя покрытия внутриквартальных дорог

Содержание исходных материалов в смеси, % по массе

Щебень фракции 5-20 мм

Битум нефтяной дорожный вязкий

Примерные составы асфальтобетонных смесей, рекомендуемые для ремонта нижнего слоя покрытия внутриквартальных дорог

Содержание исходных материалов в смеси, % по массе

Щебень фракций, мм:

Битум нефтяной дорожный вязкий

Примерные составы литых асфальтобетонных смесей

Содержание исходных материалов, % по массе

Щебень изверженных горных пород фракций 5-20 мм

Битум нефтяной дорожный вязкий

2.3. Литые смеси типа IV - смеси, не содержащие щебня, легко распределяются при укладке вручную, требуют легкого уплотнения. Они могут быть использованы для ремонта покрытий тротуаров, отмосток, хозяйственных площадок. Смеси типа V содержат большое количество щебня мелкой фракции и асфальтового вяжущего, обладают высокой прочностью и используются для текущего ремонта на проезжей части дорог.

2.4. Для повышения прочностных и деформационных качеств асфальтобетонов уплотняемого типа в их состав следует вводить (за счет уменьшения содержания песка - см. табл.2 и 3) отрезки тонких стекловолокон или базальтовых волокон в количестве от 2-4% от массы смеси. Большее содержание фибры соответствует максимально допустимому значению пористости минерального остова асфальтобетона.

2.5. При капитальном ремонте на внутриквартальных дорогах с разрушениями на покрытии, свидетельствующими о значительном трещинообразовании на жестком основании (трещины на покрытии в поперечном направлении к оси дороги или образование сетки трещин), следует применять геосетки из стекловолокна или базальтового волокна, укладываемые на основание под нижний слой покрытия.

2.6. При текущем ремонте на внутриквартальных дорогах геосетки могут быть использованы для усиления покрытия и повышения сдвигоустойчивости асфальтобетона путем укладки их под верхний слой покрытия. Однако это выполнимо при площади ремонтных работ не менее 150-200 м.

2.7. Для восстановления слоев износа асфальтобетонных покрытий внутриквартальных дорог могут быть использованы рационально подобранные эмульсионно-минеральные смеси. Смесь состоит из минерального заполнителя, битумной эмульсии и добавок, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в смесительном бункере специализированной укладочной машины при температуре окружающего воздуха не ниже +10 °С.

2.9. Составы эмульсионно-минеральных смесей следует принимать из условия получения материала с заданными свойствами. Составы эмульсии и зерновой состав минеральной части смеси представлены соответственно в табл.5 и 6.

Каким бывает асфальтобетонное покрытие: виды и характеристики

Асфальтобетонное покрытие, используемое для асфальтирования автомобильных и пешеходных зон, может быть классифицировано по множеству параметров. От вида и состава асфальтобетона будут зависеть его эксплуатационные характеристики, область применения, технология укладки, стоимость укладки асфальта и многое другое.


«Асфальтобетонное покрытие – уплотненный слой или несколько слоев асфальтобетона, уложенные на подготовленное основание. Состав и пропорции компонентов могут отличаться, в зависимости от разновидности асфальтовой смеси»

В большинстве случаев асфальтирование в Москве подразумевает использование строго определенного асфальтобетона, однако а в некоторых случаях подойдет даже вторичный асфальтогранулят (асфальтовая крошка). Стоит обратить внимание, что на качество дорожного полотна влияет не только разновидность используемого асфальта.

Также играет роль дорожное основание, профессионализм дорожников, соблюдение технологии укладки асфальта и многое другое. Однако правильный выбор материала, из которого будет создано асфальтобетонное покрытие – один из самых важных моментов.

Основные виды асфальтобетона


Асфальтобетонное покрытие может отличаться по следующим основным параметрам:

  • 1. По типу заполнителя (составу);
  • 2. По температуре изготовления и укладки;
  • 2.1. по необходимости в уплотнении;
  • 3. По пористости;
  • 4. По зернистости;
  • 5. По типу;
  • 6. По марке.

Классификация асфальтобетона (АБ) проходит не по отдельным параметрам, а по их совокупности. Вышеперечисленные критерии влияют на физико-механические свойства материала, а также на область его применения. Причем это может быть даже в рамках асфальтирования одной и той же территории, потому что при укладке часто используются несколько разновидностей асфальтобетона.

Также обратите внимание, что любая марка асфальта включает в себя сразу несколько подтипов материала с разными физико-механическими характеристиками. Поэтому в одну и ту же марку входят материалы, имеющие различное назначение.

Асфальтобетонное покрытие по составу (типу заполнителя)


В зависимости от типа заполнителя, входящего в состав асфальтобетона, можно выделить следующие виды:

  • 1. Песчаный;
  • 2. Гравийный;
  • 3. Щебеночный и щебеночно-мастичный.

Песчаное асфальтобетонное покрытие чаще всего используется для устройства территорий, на которых не предполагается высоких и интенсивных транспортных нагрузок. В большинстве случаев это пешеходные зоны. Связан данный факт с тем, что песчаный асфальт имеет относительно невысокие эксплуатационные характеристики, однако для пешеходных зон их вполне достаточно. Также песчаный АБ отличается бюджетной стоимостью.

Гравийное асфальтобетонное покрытие на данный момент практически вытеснено щебеночно. В целом, гравийный асфальт использовался для устройства дорог общего пользования и пешеходных зон, так как имеет более высокие эксплуатационные характеристики. Однако для дорог I и II категории следует использовать более качественный материал.

Щебеночное асфальтобетонное покрытие обладает наиболее высокими физико-механическими характеристиками, чем предыдущие 2 варианта. Подходит для асфальтирования дорог любой категории, а также для строительства аэродромов. Для пешеходных зон, разумеется, щебеночный асфальт также может использоваться, однако это может быть неоправданно с экономической точки зрения.

В основе щебеночного АБ используется щебень из твердых горных пород, которые образовывают стойкий каркас покрытия. Также для повышения характеристик материала в состав включают специальные волокнистые добавки, например, целлюлозные волокна, таким образом получая щебеночно-мастичный АБ.

Асфальтобетонное покрытие по температуре укладки (+ необходимости в уплотнении)


К данной классификации принято относить 3 разновидности асфальтовых смесей:

  • 1. Горячие;
  • 2. Холодные;
  • 3. Литые.

Горячий асфальт является основным материалом для строительства автомобильных дорог. Перед укладкой данную смесь разогревают до 110-120°C, а чтобы она не потеряла своих характеристик, температура воздуха при укладке должна быть от +5°C. Горячий АБ отличается достаточно высокими физико-механическими характеристиками, что позволяет создавать качественное асфальтобетонное покрытие. После укладки данная смесь требует уплотнения.

Холодный асфальт используется для ямочного ремонта дорог, а также для асфальтирования небольших территорий. Преимущество данной смеси в том, что ее не нужно разогревать перед укладкой, так как разжижение битума происходит за счет добавления растворителей. Благодаря этому холодный асфальт может использоваться даже при минусовой температуре.

Однако физико-механические характеристики смеси ниже, чем у горячего асфальта, поэтому для строительства дорог холодный АБ не подходит – используется для ямочного ремонта дорог, а также, чтобы создать асфальтобетонное покрытие для пешеходных зон. После укладки смесь требует уплотнения.

Литой асфальт является разновидностью горячего АБ, имея при этом ключевую особенность. Во-первых, физико-механические характеристики данного материала выше, чем у других горячих смесей, а во-вторых, литой асфальт не требует уплотнения. Имея жидкую консистенцию, материал самостоятельно набирает прочность и твердость в процессе остывания, имея остаточную пористость в пределах 2%. При укладке разогревается до 190-230°C.

Асфальтобетонное покрытие по пористости


В данной классификации играет роль остаточная пористость материала, выраженная в процентном соотношении. Выделяется 4 основных категории пористости, для наглядности взгляните на таблицу.

Наименование Процент остаточной пористости
Высокоплотные 1 – 2,5%
Плотные 2,5 – 5%
Пористые 5 – 10%
Высокопористые 10 – 18%

Когда строится асфальтобетонное покрытие, более пористый АБ может использоваться в нижних слоях полотна для обеспечения стойкости к нагрузке. Однако это возможно только при условии, что верхние слои дороги будут покрыты плотным или высокоплотным асфальтом, чтобы обеспечить достаточную прочность и герметичность покрытия, защищая при этом нижний пористый слой.

Асфальтобетонное покрытие по зернистости


Зернистость определяется в зависимости от размера минеральных зерен:

  • 1. Песчаные;
  • 2. Мелкозернистые;
  • 3. Крупнозернистые.

Кроме того, какие именно физико-механические свойства присущи материалу, играет роль и размер его фракций. Камень может быть раздроблен на мелко- и крупнозернистые фракции, а песок по умолчанию будет самой мелкозернистой фракцией.

Песчаные – диаметр фракций до 10 миллиметров. Можно получить лишь с помощью добавления песка в качестве заполнителя или одного из заполнителей. Как упоминалось выше, песчаный асфальт не обладает высокими эксплуатационными характеристиками, однако вполне подойдет, чтобы обустроить асфальтобетонное покрытие для пешеходных зон.

Мелкозернистые – диаметр фракций до 20 миллиметров. В основе может лежать щебень или гравий, при этом горный щебень обеспечит более высокие характеристики. Мелкозернистый асфальт используется, преимущественно, в верхних слоях покрытия, ложась на крупнозернистые смеси. Таким образом обеспечивается максимальная плотность, так как мелкие фракции заполняют пустоты между крупными.

Мелкозернистые смеси обладают высокой прочностью, однако больше подвержены формированию колеи. Эту проблему можно решить путем использования высококачественных составов.

Крупнозернистые – диаметр фракций до 40 миллиметров. В основе может лежать гравий или щебень. Используется в нижних слоях асфальтобетонного покрытия в качестве стабилизирующего слоя, а также обязательно в тандеме с более мелким заполнителем, чтобы обеспечить достаточно высокую плотность.

Асфальтобетонное покрытие по типу смеси


Тип смеси определяется процентным содержанием камня в составе. Также некоторые типы не предусматривают наличия каменных пород, подразумевая их замену на песок.

Данный тип подразумевает использование песка, полученного путем отсева при дроблении горных пород .

Данный тип подразумевает использование песка, полученного путем отсева при дроблении осадочных пород .

Асфальтобетонное покрытие по марке


Как упоминалось выше, каждая марка асфальтобетона включает в себя материалы с разными характеристиками плотности, зернистости, с разным составом и так далее. Поэтому для некоторых случаев больше подходит та или иная марка асфальтобетона, и не нужно везде использовать строго самую высокую.

Марка Описание
I Пористость: высокоплотные, плотные и высокопористые.

В составе могут присутствовать те же основные материалы, однако прочность и стойкость к климатическим условиям, при прочих равных, у II марки будет ниже.

К примеру, песчаный высокопористый асфальтобетон I марки нельзя использовать для укладки на автомобильные дороги. Хотя марка и высокая, песчаный асфальт будет уступать по характеристикам гравийному или щебеночному асфальтобетонному покрытию II марки.

Какую толщину должно иметь асфальтобетонное покрытие


Асфальтобетонное покрытие может иметь различную толщину, в зависимости от назначения асфальтируемой территории. Так, например, для тротуара достаточно одного слоя около 3-4 сантиметров, тогда как на скоростной трассе с высокой нагрузкой толщина асфальтобетона может доходить до 30 сантиметров.

Также важную роль играет то, какой именно асфальт будет использоваться при укладке. При прочих равных, песчаного асфальта потребуется больше, чем щебеночного, так как физико-механические характеристики последнего значительно выше.

Если стоит задача возвести асфальтобетонное покрытие толщиной более одного слоя, то нужно учесть пару нюансов:

  • 1. Каждый слой следует отдельно уплотнить, чтобы добиться максимальной прочности и плотности.
  • 2. Между слоями осуществлять проливку битумными эмульсиями, чтобы повысить адгезию.
  • 3. Асфальтобетонное покрытие, особенно предполагающее высокие нагрузки, может дополнительно армироваться геосеткой между слоями асфальта.

Геосетка между слоями асфальтобетона может существенно усилить характеристики дорожного полотна, а также значительно продлить его срок службы. За счет своих свойств, геосетка укрепляет полотно, а также равномерно распределяет вертикальную нагрузку в горизонтальную плоскость.

Можно ли использовать асфальтовую крошку как асфальтобетонное покрытие


Забегая вперед можно сказать, что некоторые виды асфальтовой крошки обладают достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, благодаря чему могут использоваться для строительства дорог, не предполагающих высокую нагрузку.

«Асфальтовая крошка или асфальтогранулят – измельченный асфальтобетон, снятый с дорожного полотна. В зависимости от того, из какого асфальта и каким способом изготовлена крошка, будет зависеть ее качество»

Другими словами, чем лучше было асфальтобетонное покрытие, из которого произвели крошку, тем выше будут характеристики асфальтогранулята. Поэтому, если будете покупать асфальтовую крошку, обязательно поинтересуйтесь, из какого места был взят исходный материал.

Например, крошка из песчаного асфальта с тротуара будет уступать по качеству грануляту из щебеночного асфальта, взятого с МКАД. Также на эксплуатационные характеристики крошки влияет способ ее изготовления.

Способы производства асфальтовой крошки:

  • 1. Дробление дорожной фрезой в процессе снятия;
  • 2. Дробление в стационарных установках.

Первый способ обеспечивает более высокое качество материала. Дорожная фреза срезает асфальтобетон с дорожного полотна, и сразу же его измельчает (с возможность задать размер фракций). После этого по ленте все той же дорожной фрезы крошка попадает в кузов самосвала, а затем незамедлительно доставляется на объект заказчика для укладки.

Второй способ дает более низкое качество крошки. Крупные куски асфальтобетонного покрытия помещают в специальные установки, которые их дробят (с возможность отсеять определенные фракции). После этого крошка отправляется на хранение. Именно из-за хранения снижаются ее характеристики, однако есть и преимущество – такой асфальтогранулят можно заказать даже зимой.

Выводы


Асфальтобетонное покрытие может классифицироваться по целому перечню параметров, каждый из которых влияет на физико-механические характеристики материала. При этом общее определение качества материала невозможно лишь по одному параметру, следует оценивать его только по совокупности.

Классифицировать асфальтобетонное покрытие, а точнее сам асфальтобетон, можно по 6-7 основным категориям:

  • 1. Заполнитель (состав);
  • 2. Температура изготовления и укладки;
  • 2.1. необходимость в уплотнении;
  • 3. Пористость;
  • 4. Зернистость;
  • 5. Тип;
  • 6. Марка.

От типа заполнителя напрямую зависят эксплуатационные характеристики покрытия. Также определенные заполнители подходят для определенных объектов. Например, песчаный асфальт используется для асфальтирования пешеходных зон, а щебеночно-мастичный АБ подходит для автомобильных дорог самых высоких категорий.

От того, какой способ разжижения битума используется (нагрев или растворители) зависит и качество материала, и требования к технологии укладки. Горячие смеси нужно разогревать, а их укладка возможна только в теплую погоду с поздней весны до ранней осени.

Холодный асфальт может использоваться даже при минусовой температуре, не требует разогрева, однако имеет более низкие физико-механические характеристики, за счет чего используется для пешеходных зон и ямочного ремонта. Также существует литой асфальт, из которого можно создать качественное асфальтобетонное покрытие без необходимости в уплотнении.

Более пористый асфальт подходит для устройства нижних слоев асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетон с низкой пористостью на основе горных пород обладает более высокой прочностью – используется для верхних слоев дорожного полотна.

Зернистость асфальта определяет размер его фракций. Более крупные фракции укладываются в нижних слоях АБ, а мелкие фракции в верхних слоях покрытия, повышая плотность и прочность.

Тип асфальтовых смесей зависит от заполнителя и процентного содержания камня в составе, а марка асфальтобетона определяет комплекс характеристик. Также асфальтобетонное покрытие, не предполагающее высоких и интенсивных нагрузок, можно соорудить из асфальтовой крошки, качество которой будет зависеть от исходного асфальтобетона и способа производства гранулята.

Асфальтовая отмостка


Качественная отмостка способна защитить не только фундамент, но и цоколь от вредного влияния окружающей среди и проникновения влаги. Конструкция имеет форму небольшой дорожки, расположенной по всему периметру дома. Средняя толщина колеблется от 80 до 120 см и примыкает в наружной стороне фундамента. Если отмостка будет сделана правильно, то постройка будет более надежной и долговечной. Кроме основных функций, конструкция выполняет еще и дизайнерские.

отмостка из асфальта вокруг дома

Качественная защита от внешних воздействий

Основные требования к сооружению отмостки

    вокруг дома должна быть минимум на 20 см шире, чем выступ крыши здания. Самый лучший вариант – 1 метр. За счет такого размера передвигаться по отмостке можно вполне свободно и использовать ее вместо дорожки.
  1. Покрытие должно целостным и не прерываться по всему периметру здания, ведь защитить нужно совершенно весь фундамент, а не только его отдельные части.
  2. Толщина отмостки из бетона не должна быть меньше, чем 7 см. Если планируется повышенный уровень эксплуатационной нагрузки, то толщину нужно увеличить до 15 см.
  3. Для того, чтобы фундамент не портился под воздействием влаги, отмостка делается с небольшим уклоном. Минимальный показатель угла составляет 1,5 градуса.
  4. Чем шире будет отмостка вокруг дома, тем надежнее будет защищен фундамент.

Еще одним важным моментом считаются компенсационные швы. Делаются они из виниловой ленты. Иногда можно использовать отрезки ЭППС, толщина которых не должна быть менее 5-10 мм. Размещаются они на стыках фундамента с отмосткой. Особенно эффективной процедура будет в ситуациях, когда не применяется армирование.

Отмостка СНиП

Устройство отмостки обязательно регулируется с помощью специальных нормативных документов. В каждом из них подробно расписаны требования в каждом индивидуальном случае.

отмостка снип

К основным пунктам можно отнести следующие требования:

  • Отмостка должна плотно примыкать к фундаменту по всему периметру здания.
  • Показатель уклона отмостки должен находиться в пределах 1-10%.
  • В тех местах, где нет возможности использовать специальные механизмы, уплотнять основание можно вручную до тех пор, пока исчезнет подвижность используемого материала.
  • Наружная кромка конструкции обязательно должна быть ровной. Максимально допустимый показатель искривлений не должен превышать 10 мм как по вертикали, так и по горизонтали.
  • Конструкции из бетона должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к дорожному покрытию.
  • В бетонномонолитных конструкциях нельзя допускать появление трещин, неровностей и раковин.

Это только небольшой перечень всех тех требований, которые указаны в нормативных документах СНиП. Их обязательно нужно учитывать, чтобы получить максимально прочную конструкцию.

Что такое асфальтобетон

Асфальтобетон – это материал искусственного происхождения, который изготавливается путем смешения органических и минеральных элементов. Все они тщательно смешиваются и затвердевают. В качестве минеральных материалов могут использоваться гравий или щебень.

Асфальтобетон – это незаменимый материал, который позволяет сделать крепкие полы в зданиях промышленного типа, дороги, покрытия аэродромов и прочее. Асфальтобетонная отмостка – это самое лучшее решение для владельцев частных домов.

Преимущества асфальтобетонной отмостки по периметру дома

Материал считается наиболее финансово выгодным и используется для разных целей по всей России. При необходимости его в дальнейшем можно без проблем отремонтировать. Материал и готовая конструкция будут иметь долгий срок эксплуатации.

асфальтобетонная отмостка

Конструкция из асфальтобетона

Отмостка из высококачественного асфальта надежно защитит фундамент и здание от вредного влияния влаги, грибков и прочих неприятностей.

Из чего состоит отмостка

Конструкция, как правило, монтируется из двух основных слоев:

  • Подстилающий;
  • Покрывающий.

С помощью первого слоя нужно создать необходимое уплотнение и основу для покрытия, которое будет использоваться в монтаже конструкции. Чаще для него используется глина. Она играет самую важную роль в отмостке, ведь может хорошо удерживать влагу и не пропускать ее. Подстилающий слой может быть выполнен из песка, щебня или гарцовки.

Наиболее подходящий материал будет выбираться с учетом верхнего слоя. Средняя толщина такой подушки не должна превышать 20 см.

Покрывающий слой выстилается из материала, который не пропускает воду и не размывается в результате чрезмерных осадков. Для верхнего слоя можно использовать плитку или брусчатку, но наиболее прочным станет асфальтобетон. Устройство конструкции практически идентичное во всех случаях, но есть некоторые отличительные особенности в зависимости от используемого материала.

Правильный монтаж асфальтобетонной отмостки

В монтаже нет ничего сложного, достаточно только знать из каких этапов состоит работа. Если сделать все правильно, то дорожка вокруг дома будет иметь долгий срок эксплуатации и сможет полноценно выполнить все свои задачи.

Укладка отмостки из асфальтобетона состоит из следующих этапов, последовательность которых очень важно соблюдать.

  1. Сначала роется траншея, глубина которой не будет превышать 30 см. Почва тщательно утрамбовывается по всему периметру.
  2. На дно выкопанной траншеи укладывается слой песка или глины. Это не даст сыпучим материалам в дальнейшем уходить в почву.
  3. По внешнему периметру траншеи выкладываются специальные бордюрные камни.
  4. На утрамбованный песок или глину высыпается щебень вместе с гравием. Выбирать нужно материалы средней фракции. Толщина слоя не должна превышать 15 см.
  5. Последний слой – асфальт. Толщина составляет 5 см. Его нужно хорошо разровнять и раскатать.

Что понадобится для монтажа конструкции

Важным шагом в строительстве асфальтовой отмостки является правильный расчет всех необходимых материалов, подготовка инструментов.

подготовка цемента

Бетономешалка

Использовать нужно следующее:

  • Бетономешалку или емкость, в которой будет размешиваться раствор из цемента.
  • Вязальная проволока.
  • Арматурные прутья.

Из инструментов понадобятся:

  • Штыковая лопата для рытья траншеи.
  • Совковая лопата, которой будет размешиваться раствор.
  • Длинная линейка, а лучше рулетка.
  • Строительный уровень.

Разметка и земельные работы

Перед строением обязательно нужно разметить территорию. По периметру дома вбиваются специальные колышки на нужном от стены расстоянии. Все они соединяются с помощью крепкой веревки или бечевки.

земельные работы для сооружения отмостки

Подготовка места

Дальше между веревкой и стеной здания копается траншея. Ее глубина будет зависеть от используемых для строительства материалов. Когда траншея будет готова, она обрабатывается специальными гербицидами, чтобы в дальнейшем не начал прорастать сорняк, который может повредить отмостку. Если рядом с будущей конструкцией находятся деревья, то их корни необходимо обрубить.

Не всегда нужно копать траншею. Если вокруг здания земля достаточно мягкая, то ее можно попробовать утрамбовать на нужную глубину. Небольшой глубины для отмостки будет более, чем достаточно.

Монтаж гидроизоляции и водоотведения

По всему периметру конструкции обязательно устанавливаются специальные люки для отвода жидкости. Можно использовать обычную трубу, которая предварительно распиливается вдоль. Уложить ее необходимо в основание, сделанное из бетона. Как сделать правильно гидроизоляцию читайте здесь.

гидроизоляция отмостки

Гидроизоляция

В местах соединения отмостки со стеной нужно сделать качественный компенсационный шов. Его ширина не должна превышать 2 см. Некоторые специалисты советуют засыпать швы песком, но лучшим вариантом станет применение нескольких слоев рубероида или битума.

Если во время строительства фундамента использовалась гидроизоляция, то ее достаточно вывести до уровня конструкции. Нельзя наглухо соединять материалы со стеной, ведь в случае усадки здания, облицовка может начать обсыпаться или трескаться.

Монтаж поребрика или бордюра

На частных территориях используются специальные поребрики, позволяющие отделить отмостку от остальной части двора. В случае использования бордюра, его часть будет уходить под землю. Бордюр можно также класть и в горизонтальном положении, поребрик – только в вертикальном. Вне зависимости от того, какой именно материал будет выбран владельцем дома, оба они называются бортовыми камнями.

поребрик

Как правильно устанавливать поребрик:

  1. Выкапывается траншея и заливается большим количеством воды, затем утрамбовывается.
  2. Глубина траншеи совместно с щебнем и песком должна быть не меньше, чем третья часть высоты используемого поребрика. Благодаря подушке изделие будет прочно держаться в земле.
  3. Края поребрика обязательно смазываются специальным раствором для улучшения показателя укрепления.

бордюр

Как правильно устанавливать бордюры:

  1. На прямых участках бордюр нужно укладывать впритык.
  2. В местах, где присутствуют изгибы, торцы не нужно подрезать. Если же поворот не резкий, а в форме дуги, то изделие из бетона подрезается у основания каждого торца для более плотного прилегания.
  3. Между каменным или пластиковым элементом и траншеей обязательно должен быть маленький зазор, максимум 2-3 см. Туда заливается раствор для закрепления конструкции.

Укладка отмостки из асфальта

В вырытую и уже утрамбованную траншею нужно насыпать 15-сантиметровый слой щебня. Только на него укладывается покрытие из асфальта.

Такой вариант отмостки из асфальтобетона достаточно практичный и прочный. Минусом является то, что он не совсем экологичный и если на улице будет слишком жарко, то начнет выделяться огромное количество опасных для здоровья человека веществ.

Подведем итоги

Отмостка – это очень важная конструкция, которая позволит в несколько раз увеличить срок эксплуатации здания. Если нет достаточно опыта или знаний, чтобы провести все работы самостоятельно, то в таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам, которые все сделают быстро и качественно. Также о том какие виды отмосток существуют можно прочитать в этой статье.

Устройство отмостки по ГОСТу: как сделать правильно

Отмостка является неотемлемой частью фасада здания

Понятие и особенности

Общие требования

Конструкция

Что касается остальных элементов, то в траншею выкладываются песок, гарцовка и щебень. Итоговая конструкция напрямую зависит от ее типа, а в частности, материала верхнего покрытия. В любом случае, средняя толщина подстилающего слоя составляет 20 см.

Покрытие должно обладать целым перечнем свойств, самыми главными из которых являются водонепроницаемость и прочность. То есть оно не должно поддаваться размыву водой. Таким свойством отличаются полутвердые отмостки, для которых используются бетон, асфальт, тротуарные плиты, глина и мелкие булыжники.

Для мягких отмосток материалом покрытия является щебень. Несмотря на то, что он не является гидроизолятором, тем не менее, такие конструкции очень эффективны за счёт водоотвода в нижней части многослойной конструкции.

Ширина покрытия

Выбирая ширину отмостки, необходимо руководствоваться требованиями нормативов СНиП, которые обусловливают следующий алгоритм расчёта этой величины. Ширина ленты равняется ширине карниза плюс как минимум 20 мм. При этом стоит обратить внимание на свойства грунта, если он легко сжимаемый, то минимальная ширина отмостки вокруг строения согласно нормативам составляет как минимум 1,5 м для грунтов I типа или 2 метра на грунтах II типа в соответствии с СНиП 2.02.01-83.

Уклон

В соответствии с нормативами СНиП III-10-75 уклон отмостки составляет 1 %-10%. Делать уклон меньше этой цифры не стоит, поскольку это затруднит стекание воды, особенно при наличии наледи в зимний период. Превышение максимального значения также нежелательно, поскольку это приведет к разрушению кромки полосы.

Технология изготовления бетонной отмостки

Какие виды отмостки дома существуют


Отмостка – важный элемент дома, который помогает защитить фундамент от неблагоприятного влияния внешних факторов. Обустройство такой дорожки займет немного времени, а польза от нее велика: как практичная, так и декоративная. Соорудить такую конструкцию можно собственными силам, предварительно определив, какой тип наиболее подходит для дома.

отмостка вокруг частного дома

Надежная защита основания дома

Что представляет собой отмостка и для чего она нужна

Полоса, сооруженная вокруг дома, называется отмосткой. Она состоит из подземного и надземного слоев.

Такая конструкция предотвращает порчу основания от влияния атмосферных осадков, а также от воздействия грунтовых вод. Правильное сооружение дорожки вокруг дома позволит:

  1. Предотвратить пучение грунта от пропитывания его влагой и промерзания. Такое явление приведет к нежелательному движению, что вызовет растрескивание фундамента и разрушение всего дома.
  2. Правильно распределить нагрузку, которая действует на основание, что также защитит его от растрескивания.
  3. Исключить попадание влаги в цокольную часть, что особо опасно, если имеется подвальное помещение, так как начинается развитие плесени и грибка и ухудшается общая атмосфера в доме, а также это может провоцировать заболевания дыхательных путей.
  4. Получить дополнительное место для передвижения вокруг дома, а при правильном оформлении – еще и отличный декоративный элемент.

Чтобы перечисленные функции выполнялись на должном уровне, важно четко следовать технологии исполнения, которая будет зависеть от выбранной разновидности конструкции.

Главные критерии отмостки (толщина, ширина, уклон)

Согласно нормативной документации, независимо от разновидности дорожки вокруг дома, она должна соответствовать определенным требованиям. ГОСТ и СНиП прописывают самые главные характеристики, которые должны быть присущи конструкции:

  1. Толщина. Здесь выделяют размеры подземного и надземного слоя. Нижние слои могут иметь различные параметры, в зависимости от типа грунта и других особенностей. Так, для нормальных почв достаточно будет 20-30 см, а для пучинистых может потребовать сооружение подземного слоя толщиной в 50 см. Размеры надземной части зависят от типа используемого декоративного покрытия, но должны составлять не менее 5 см.
  2. Ширина. Согласно СНиП, минимальная ширина должна быть 60 см. Стоит отметить, что это не всегда возможно. Оптимальным показателем считается 80 см. При этом важно учесть, что ее размеры должны быть больше, чем свес крыши дома.
  3. Уклон. Организация конструкции под наклоном – обязательное условие, которое позволит обеспечить качественный отвод воды от дома. Угол может варьироваться, в зависимости от типа грунта. Так, для обычных минимальный показатель может составлять 1%, а вот для проседающих типов необходимо сооружать отмостку дома под наклоном не менее 5%. Этот показатель считается оптимальным для всех случаев. Стоит отметить, что нельзя делать дорожку с чрезмерно большим наклоном, так как это может повлечь быстрое разрушение покрытия, а также усложнит передвижение.

Показатели усредненные и могут отличаться в разных ситуациях, к примеру при укладке утеплителя толщина может быть увеличена.

Какие виды отмосток бывают

На сегодня выделяют три основных разновидности придомовых дорожек. Эти виды отмосток имеют свои особенности, которые необходимо учесть при укладке. Конструкции могут отличаться по типу используемого покрытия и быть жесткими, полужесткими и мягкими.

Глиняная отмостка

Глиняные варианты являются одними из самых древних. Этот материал обладает отличными влагоотталкивающими свойствами. Кроме того, будет исключен рост сорняков и их негативное влияние на материалы, используемые при изготовлении.

глиняная отмостка

Из глины

Главным нюансом считается правильный выбор глины, поскольку она не должна содержать каких-либо примесей.

Для обустройства такой дорожки необходимо засыпать глину в траншею и плотно утрамбовать. Сверху засыпается слой щебня и разравнивается. Все слои должны укладываться с наклоном.

Бетонная отмостка

Среди всех разновидностей бетонные отмостки являются самыми популярными. Они отлично защищают от влаги, имеют длительный срок эксплуатации и обладают высокими прочностными характеристиками. Главное – четко следовать технологии, чтобы получить надежное покрытие. Такую конструкцию можно соорудить собственными силами и дополнительно декорировать ее другими материалами.

бетонная отмостка

Из бетона

Для сооружения такой дорожки потребуется уложить подземные пласты, которые включают слой песка, глины, щебня, геотекстиля.

Толщина самого слоя бетона должна быть не менее 5 см. Оптимальным вариантом станет 7-ми сантиметровая бетонная заливка.

При укладке требуется создать компенсационный шов, который исключит разрушение покрытия при температурном расширении. Также можно дополнительно утеплить отмостку из бетона. В качестве теплоизолирующего материала можно применить пенопласт или керамзит.

Отмостка из асфальта и асфальтобетона

Такая отмостка вокруг дома сооружается крайне редко. Чаще их используют в нежилом строительстве. Это связано с тем, что при воздействии высоких температур из покрытия испаряются важные элементы, которые являются связующими. Немаловажным моментом считается и укладка материала.

отмостка из асфальтабетона

Из асфальта

Несмотря на то, что слой асфальта не должен быть толстым, достаточно 3-4 см, для его укладки требуется специальная техника.

Отмостка из брусчатки или тротуарной плитки

Часто для загородного дома выбирают именно такой вид отмосток, так как они отличаются не только высокой надежностью, но и отличными эстетическими качествами. Тротуарную плитку и брусчатку можно вписать абсолютно в любой экстерьер и ландшафт, поскольку материал имеет широкую цветовую палитру.

отмостка из брусчатки

Из тротуарной плитки

Отмостка дома из тротуарной плитки имеет массу достоинств:

  • длительный срок службы;
  • привлекательность;
  • высокая морозостойкость;
  • неподверженность растрескиванию;
  • отличная прочность;
  • ремонтопригодность отдельных элементов;
  • простота укладки.

Из-за высоких качественных характеристик такая отмостка обойдется существенно дороже других вариантов.

Для ее сооружения потребуется в траншею уложить несколько слоев: глину, гидроизоляционный материал, песок, геотекстиль, щебень и снова песок. Поверх этих пластов укладывается брусчатка или плитка.

Мягкая отмостка

Мягкие отмостки вокруг дома пришли из Финляндии, где климатические условия довольно жесткие. Но такие дорожки способны справляться со своими функциями при любых условиях. Гибкая отмостка имеет максимально натуральный вид, при этом подземные слои надежно защищают от влаги.

мягкая отмостка

Мягкая из щебня

Конструкция имеет следующий вид:

  • экструдированный пенополистирол;
  • песок;
  • щебень, в котором располагается дренажная труба;
  • финишное покрытие.

Чаще всего для покрытия используют щебень. На современном рынке представлены сегодня цветные варианты, которые помогут привнести изюминку в ландшафт.

Кроме того, можно просто засыпать отмостку грунтом и создать оригинальный газон на территории.

Что советуют профессионалы

Специалисты рекомендуют подбирать виды отмостки с учетом таких факторов как климатические особенности, тип грунта, а также архитектурные нюансы. Это позволит подобрать такую дорожку, которая будет наиболее эффективной.

Если важна длительная эксплуатация и прочность, то лучше отдать предпочтение монолитным отмосткам для дома. Если требуется произвести устройство максимально быстро и с минимальными затратами, то подойдут полужесткие или гибкие варианты. Профессионалы рекомендуют осуществлять утепление, так как это поможет исключить пучение грунта и продлить срок службы дорожки.

Заключение

Все виды отмосток вокруг дома помогут создать качественную защиту фундамента, но только при условии соблюдения технологии укладки.

Придерживаясь требований СНиП и ГОСТ, прислушиваясь к советам специалистов и используя материалы высокого качества, удастся получить результат, который порадует своей надежностью, долговечностью и эстетичностью.

Читайте также: