Заземление на арматуру панельного дома

Обновлено: 06.05.2024

Можно ли использовать арматуру как заземление в панельных домах, где нет заземляющего третьего проводника. Для установки, подключения водонагревателя для ванной с использованием УЗО(Диф автомата). Допустимо ли это и где регламентируется в ПУЭ. Помогите разобраться.

Дополнен 11 лет назад

Так скажите мне, почему нельзя, ОБОСНУЙТЕ?!

Дополнен 11 лет назад

Лучший ответ

Строго запрещено всеми нормами и правилами, так же как и соединять к нулевому проводу (соединять ноль с корпусом прибора) без заземления. Ни в коем случае к трубам отопления и воды. Только пруток или шина достаточного сечения и забитая (закопанная) в землю по правилам. Пруток от 8мм, шина толщиной 3-4мм, шириной 30-60мм.

МаратЗнаток (390) 11 лет назад

Где регламентируется, что это запрещено. По точнее можно. Так и я могу что "НЕЛЬЗЯ". А чётко сказано что нельзя и почему.

Nightmare Просветленный (44280) Правила устройства и эксплуатации электроустановок,другие строительные нормы и правила запрещают использовать трубы,арматуру и другие проводящие конструкции как заземление.Заземление должно быть видимым,выполнено в виде прутка или шины и к этому заземлению должны быть привязаны межэтажные щитки,а от них по квартирам в виде заземляющего провода.Зануление без заземления вообще строго запрещено,так как при отгорании или обрыве нулевого провода там будет фаза и практически любой прибор зануленый без заземления буде смертельной ловушкой для человека.Таких случаев было огромное множество,поэтому есть четкие правила и приемы монтажа заземления.

Остальные ответы

Я хоть и не проектировщик и не инженер-электрик, то точно знаю, что нельзя.
Нельзя использовать арматуру как заземление!

какое-то время работал на стройке электромонтажником. Третий провод (заземляющий) в этажном щитке подключается к нулевому, так что фактически получается зануление. Можно подключить заземляющий контакт к нулевому проводу, разницы никакой. к арматуре - нельзя

Источник: Вот сами и удостовертесь.

МаратЗнаток (390) 11 лет назад

выходит так, чтобы мне найти ответ на вопрос, нужно всё прочитать, изучить? А зачем тогда ответы нужны.

Вы требовали обоснование. Теперь требуете разжевать?!

Нельзя. Арматура не соединяется между собой и поэтому не имеет достаточного контакта с груетом, чтоб служить заземляющим проводом.
Но и на рабочий ноль щитка соединять нельзя.
В щитках соединяют между собой 0 и зазамление, если есть КОНТУР ЗАЗЕМЛЕНИЯ вокруг (около) дома. Если же нет контура, то в щитках не будет заземляющего проводника.
Можно в качестве заземления использовать трубы ХОЛОДНОЙ воды (не горячей и не отопления) , поскольку они проложены в земле без теплоизоляции и обеспечивают хороший контакт с землей.
Вот выписка из ПУЭ:

1.7.54. Для заземления электроустановок могут быть использованы искусственные и естественные заземлители. Если при использовании естественных заземлителей сопротивление заземляющих устройств или напряжение прикосновения имеет допустимое значение, а также обеспечиваются нормированные значения напряжения на заземляющем устройстве и допустимые плотности токов в естественных заземлителях, выполнение искусственных заземлителей в электроустановках до 1 кВ не обязательно. Использование естественных заземлителей в качестве элементов заземляющих устройств не должно приводить к их повреждению при протекании по ним токов короткого замыкания или к нарушению работы устройств, с которыми они связаны.

ЧАВВысший разум (171084) 11 лет назад

Про трубы - это слишком! Последнее время наблюдаю, что водопровод в земле прокладывают из пластиковых труб, а вовсе не из металлических, так что не очень-то они заземляют.

Тигр@ Искусственный Интеллект (140111) Здесь да, согласен, забываю ))))) мыслю старыми советскими категориями ))).

К700Мудрец (13472) 3 года назад

Почему это арматура не соединяется? Это же сетка из вертикальных и горизонтальных прутьев, сваренных между собой, и эта сетка сваривается по всему периметру плиты с арматурой соседних плит и фундаментом. Иначе панельный дом не стоял бы.

Если Вам дорога своя жизнь и жизнь близких, не используйте арматуру, трубы газоводоснабжения в качестве заземления. Как и сто лет назад, надо использовать закопанный на глубину не менее 1,5 метра
лист оцинкованного железа или хотя бы забитый в землю на ту же глубину металлический штырь. Ссылки на
ПУЭ не помогут после поражения организма электрическим током.

МаратЗнаток (390) 11 лет назад

Вы все говорите нельзя, а конкретно сказать не можете где именно сказано в каких правилах регламентированно. Неужели нет среди вас грамотных специалистов. Так и я могу отвечать "МОЖНО" И "НЕЛЬЗЯ" И ЗАРАБОТАТЬ БАЛ

Ребристая арматура при забивании разрыхляет грунт около себя, сопротивление при этом УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. Вот поэтому и нельзя. Гладкие уголки и пруты- пожалуйста, арматуру- нет.

Заземление в панельном доме, сомнения..

Решил завести в квартиру заземление (дом панельный, год сдачи 1983, проект к сожалению не знаю). Электрик посоветовал использовать пятак в стене под окном (пластина, под штукатуркой, приваренная к арматуре здания) кухни. Он якобы соединен с арматурой всего здания, а она заземлена. Я не уверен на сколько это правильно. И наверно в домах этого года постойки уже должна быть земля в щитке. Вариант подключения был посоветован потому что щиток далеко от кухни - находится на площадке подъезда. Вопрос: можно ли заземлить на этот пятак?

22.11.2005 в 19:15 23.11.2005 в 13:50

Прежде чем отвечать так беззапеляционно, следует почитать проектную и нормативную документацию. Электрие прав, вся арматура железобетонных зданий действительно заземлена и используется в системе выравнивания потенциалов. Использовать ее вместо заземления вполне допустимо.

23.11.2005 в 13:51

а что до "земли"- то 5ти и 3-х проводные схемы были узаконены, если не ошибаюсь, только с 1997 или 1998 года и то, с массой оговорок

23.11.2005 в 13:59

2kotofey Проектная документация, к сожалению - нашим строителям не указ - и еще неизвестно - присутствует-ли в реале земля на этом куске арамтуры. Да и потом - на кой черт нужна именно земля, а не зануление на щитке - непонятно. Тому электрику - ясно - меньше гемора - лишь бы побыстрее сделать, взять деньги и свалить, а то, что клиент от такого заземления может кони двинуть - ему посрать.

23.11.2005 в 14:55

Электрие прав, вся арматура железобетонных зданий действительно заземлена и используется в системе выравнивания потенциалов. Использовать ее вместо заземления вполне допустимо.

Если я ничего не путаю, то сопротивление между землей и системой выравнивания потенциалов не нормируется (арматура стальная, проводимость у нее так себе). Т.е. потенциал земли на этом пятаке будет до тех пор, пока все оборудование исправно. Как только где-то будет пробой на корпус - потенциал съедет на неизвесную величину вполть до 220. В сад такого электрика.

P.S. Если этот электрик местный (жековский), то лучше за батареи голыми руками в этом доме не хвататься

23.11.2005 в 15:12

2kotofey Прежде чем так безапеляционно советовать другим, почитайте правила - там черным по белому написано что можно, а что нельзя.

2Ярослав77 Забудьте - нет у вас земли, и никогда не будет.
Дай бог, если когда-нибудь сделают реконструкцию ввода и стояков, тогда у вас и появится защитный проводник.
Использовать пятак следует по-назначению, но не для присоедиенняи к нему электрических приборов.

23.11.2005 в 18:04

BigHarry написал :
2kotofey
Проектная документация, к сожалению - нашим строителям не указ - и еще неизвестно - присутствует-ли в реале земля на этом куске арамтуры. Да и потом - на кой черт нужна именно земля, а не зануление на щитке - непонятно. Тому электрику - ясно - меньше гемора - лишь бы побыстрее сделать, взять деньги и свалить, а то, что клиент от такого заземления может кони двинуть - ему посрать.

Не могу не согласиться

23.11.2005 в 18:06

Электрие прав, вся арматура железобетонных зданий действительно заземлена и используется в системе выравнивания потенциалов. Использовать ее вместо заземления вполне допустимо.

Если я ничего не путаю, то сопротивление между землей и системой выравнивания потенциалов не нормируется (арматура стальная, проводимость у нее так себе). Т.е. потенциал земли на этом пятаке будет до тех пор, пока все оборудование исправно. Как только где-то будет пробой на корпус - потенциал съедет на неизвесную величину вполть до 220. В сад такого электрика.

P.S. Если этот электрик местный (жековский), то лучше за батареи голыми руками в этом доме не хвататься

Кирилл, ващето система уравнивания, и защитная земля объединяются на ГЗШ(главной заземляющей шине) в щитовой. Конечно, если все это переделано, то тогда я не прав. Кстати, и ноль на вводе в щитовую объединен с землей. А сопротивление не нормируется-факт

23.11.2005 в 18:07

DMC написал :
2kotofey Прежде чем так безапеляционно советовать другим, почитайте правила - там черным по белому написано что можно, а что нельзя.

2Ярослав77 Забудьте - нет у вас земли, и никогда не будет.
Дай бог, если когда-нибудь сделают реконструкцию ввода и стояков, тогда у вас и появится защитный проводник.
Использовать пятак следует по-назначению, но не для присоедиенняи к нему электрических приборов.

Не согласен. Арматура при строительстве заземляется. Использовать или нет- дело хозяйское. Можно- не значит нужно.

23.11.2005 в 18:09

BigHarry написал :
2kotofey
Проектная документация, к сожалению - нашим строителям не указ - и еще неизвестно - присутствует-ли в реале земля на этом куске арамтуры. Да и потом - на кой черт нужна именно земля, а не зануление на щитке - непонятно. Тому электрику - ясно - меньше гемора - лишь бы побыстрее сделать, взять деньги и свалить, а то, что клиент от такого заземления может кони двинуть - ему посрать.

Проектная документация указ-факт. Но вот исполнительная какая? Вто так правильнее будет сказать. Насчет зануления и заземления-точно электрику гимор не нужен, а отвернуть-завернуть винт проще.

23.11.2005 в 18:44

2kotofey Ну раз несогласны, тогда вот, перечтите пункт из библии 1.7.121 и далее, хотя бы. Но и все это только с разрешения экспллуатирующей организации.

23.11.2005 в 19:12

По поводу согласия-не согласия.
Все очень просто, если посомтреть однолинейную схему ввода, то заземление арматуры тама прорисованно. На самом деле, почему его не использовать? Я могу еще дальше написать из начала библии- "..имеют рекомендательный характер.."

23.11.2005 в 19:52

2kotofey Гммм, ну тогда пойдите к первоисточникам - ГОСТ, и другим. Они обязательны к исполнению.

Библия - это собирательный образ, т.с. для создания общего впечатления о проблеме, все частности расшифровываются именно в первоисточниках, на которые оно ссылается.

Да, арматура там прорисована, но только как часть здания, подключенная к системе уравнивания потенциалов на вводе. И это не означает, что она может быть использована в качестве PE. Трубы тоже заземлены - однако.

23.11.2005 в 20:30

А что если занулиться на корпус подъездного щитка и затем сделать повторное заземление на арматуру? Кстати мне знакомый электрик так и советовал сделать (для страховки на случай обрыва нейтрали). На сколько правыльным будет такое решение?

23.11.2005 в 21:43

_ А чё спорить? Надо просто проверить, есть на этом пятаке земля, или нет. Максимум - такой-же пятак присоединить к земле возле щитка.)))

24.11.2005 в 12:28

2Валена Вот ты так сделай в своем городе, а потом мы вместе посмеемся, вернее смеяться будем мы, а ты, скорее всего будешь где-нибудь загорать или искать денюшку на штраф.

2PVA78 Нельзя. Использование естественных заземлителей, к коим относятся трубопроводы и арматуры зданий в качестве РЕ допускается только с разрешения эксплуатирующей организации.

Вот прийди в жэк к главному инженеру и выскажи свои соображения - ответ опубликуешь здесь.

24.11.2005 в 12:31

В общем-резюме.
Проект проектом, но проверять и проверять надо. Верить на слово-не получится. Согласен полностью. Но с арматурой - стопроцентно. Простоти - приходилось курировать на стройке эти вещи, по крайней мере сейчас делается добросовестно. И еще раз повторюсь- использовать "пятак" этот можно, но на свой страх и риск, если паче чаяния, ты, DMC, прав и вся ета байда не заземлена-будет еще одна очень серьезная проблема.

24.11.2005 в 12:32

DMC написал :
2Валена Вот ты так сделай в своем городе, а потом мы вместе посмеемся, вернее смеяться будем мы, а ты, скорее всего будешь где-нибудь загорать или искать денюшку на штраф.

2PVA78 Нельзя. Использование естественных заземлителей, к коим относятся трубопроводы и арматуры зданий в качестве РЕ допускается только с разрешения эксплуатирующей организации.

Вот прийди в жэк к главному инженеру и выскажи свои соображения - ответ опубликуешь здесь.

И насчет главного инженера-можно не пробовать-стопудняк будет отказ.
Причем не по техническим причинам или иным, а по финансовым.

24.11.2005 в 13:15

Чтобы доказать правильность своей точки зрения на проблему -Защитные проводники (PE-проводники)

1.7.121. В качестве РЕ-проводников в электроустановках напряжением до 1 кВ могут использоваться:
1) специально предусмотренные проводники:
жилы многожильных кабелей;
изолированные или неизолированные провода в общей оболочке с фазными проводами;
стационарно проложенные изолированные или неизолированные проводники;
2) открытые проводящие части электроустановок:
алюминиевые оболочки кабелей;
стальные трубы электропроводок;
металлические оболочки и опорные конструкции шинопроводов и комплектных устройств заводского изготовления.
Металлические короба и лотки электропроводок можно использовать в качестве защитных проводников при условии, что конструкцией коробов и лотков предусмотрено такое использование, о чем имеется указание в документации изготовителя, а их расположение исключает возможность механического повреждения;
3) некоторые сторонние проводящие части:
металлические строительные конструкции зданий и сооружений (фермы, колонны и т. п.);
арматура железобетонных строительных конструкций зданий при условии выполнения требований 1.7.122;
металлические конструкции производственного назначения (подкрановые рельсы, галереи, площадки, шахты лифтов, подъемников, элеваторов, обрамления каналов и т.п.).
опять таки, ПУЭ ред.1.102, МОЖНО еще полазать по ГОСТам

заземление на арматуру

Добрый день!
Дом - 12ти этажная панелька 80-какого-то года. В доме электроплиты. На кв. приходит одна фаза.
Заземления нет. Хочу попытаться сделать заземление.
Есть возможность прикрутить провод к арматурине в стене (Между фазой и арматурой 220в).

Допустимо ли так сделать? Не будет ли это равносильно заземлению на водопроводный стояк (читал что так делать нельзя), если сопротивление между стояком и арматурой примерно 20 Ом.
Все потребители будут проключены через УЗО и, соответственно при утечке потребители будут обесточены.

Спасибо что выслушали

26.03.2008 в 11:03

ka.an написал :
Допустимо ли так сделать?

Нет, конечно же.
Тяните PE от щита, раз дом с электроплитами.

26.03.2008 в 11:21

ВТБ! написал :
Нет, конечно же.
Тяните PE от щита, раз дом с электроплитами.

Даже в качестве временного? Потом естественно сделаю как положено

Чем же так отличаются дома с электроплитами от домов с газом в плане электропитания?

26.03.2008 в 11:50

ka.an написал :
Чем же так отличаются дома с электроплитами от домов с газом в плане электропитания?

Наличием электроплит. В проекте. Прибор класа 1.

26.03.2008 в 11:55

ka.an написал :
Чем же так отличаются дома с электроплитами от домов с газом в плане электропитания?

В них по проекту предусмотрено защитное зануление.
"Специально обученные люди" из эксплуатирующей организации это знают и помнят, поскольку в случае форс-мажора могут понести уголовную ответственность.

А в старых домах с газовыми плитами обычно двухпроводка.
Кто внёс изменения без утверждённого проекта - тот и ответит.

26.03.2008 в 12:42

В домах с электроплитами положено ЗАНУЛЕНИЕ от щитка.

ЗАЗЕМЛЕНИЕ там не предусмотрено.
В панельных домах (особенно многоэтажных) арматура не годиться для заземления.

26.03.2008 в 13:55

ka.an написал :
Дом - 12ти этажная панелька 80-какого-то года. В доме электроплиты. На кв. приходит одна фаза.
Заземления нет. Хочу попытаться сделать заземление.

  • дом с электроплитами без заземления не примет ни одна госкомиссия

ka.an написал :
Есть возможность прикрутить провод к арматурине в стене (Между фазой и арматурой 220в).

-нельзя, если это не проектное решение

ka.an написал :
Даже в качестве временного? Потом естественно сделаю как положено

  • в качестве временного можете сделать отвод (безразрывный, ДО клеммы розетки) от заземляющего провода электроплиты.

ka.an написал :
Чем же так отличаются дома с электроплитами от домов с газом в плане электропитания?

  • обязательным наличием защитного заземления, естественно, которое по правилам тех лет обязательно объединялось с рабочим нулем (по новой трминологии- англоязычной, естественно- PEN)

azus6 написал :
В домах с электроплитами положено ЗАНУЛЕНИЕ от щитка.

ЗАЗЕМЛЕНИЕ там не предусмотрено.
В панельных домах (особенно многоэтажных) арматура не годиться для заземления.

  • Правда? А Вы видели хоть раз заземление-то?Что так уверенно утверждаете?
01.04.2008 в 13:14

Хочу продолжить тему вопросом про зануление. Если я вещаю корпуса электроприборов через провод заземления на рабочий 0, то как можно обезопасить себя от того что какой-нибудь умелец переподключит кабель идущий в мой кв. щиток перепутав фазу и рабочий ноль.
(схема во вложении)

01.04.2008 в 14:01

2ka.an Не провоцируйте на громкие споры, счас опять начнется. Лучше почитайте ранее написанное.

01.04.2008 в 14:15

ka.an написал :
Если я вещаю корпуса электроприборов через провод заземления на рабочий 0, то как можно обезопасить себя от того что какой-нибудь умелец переподключит кабель идущий в мой кв. щиток перепутав фазу и рабочий ноль.

Странный вы человек - готовитесь к суициду, а теперь спрашиваете как себя обезопасить .

01.04.2008 в 20:41

Все проводники, которые находятся ДО шины раздела, называются вовсе не N, а PEN.
К PEN проводникам предьявляются жесткие требования:
расположение в одном щите со всеми ТРЕМЯ фазными проводниками,
сечение не менее 10мм2 по меди,
непрерывность и неразборность,
особые требования при обслуживании эксплуатационщиками.

01.04.2008 в 20:51

ka.an написал :
как можно обезопасить себя от того что какой-нибудь умелец переподключит кабель идущий в мой кв. щиток перепутав фазу и рабочий ноль.

Организационно - вывесить плакат "Я "заземлился" на этот провод, не подключайте его на фазу, люди добрые"
Технически - никак.
Нормативно - такое "заземление" не допускается.

02.04.2008 в 08:03

2Kamikaze Плакат это дело! Да только не поможет в случае повреждения фидера или отгорании нуля на вводе.

02.04.2008 в 08:57

azus6 написал :
В домах с электроплитами положено ЗАНУЛЕНИЕ от щитка.

ЗАЗЕМЛЕНИЕ там не предусмотрено.

  • УУ Вас же газовая плита, как Вы отсутствие заземление не в Вашем доме определили?

ka.an написал :
Если я вещаю корпуса электроприборов через провод заземления на рабочий 0

  • то есть через счетчик, что ли?
  • рабочий ноль через счетчик идет вообще-то.
02.04.2008 в 14:39
  • то есть через счетчик, что ли?
  • рабочий ноль через счетчик идет вообще-то.

ну да, получается через счетчик. когда я тянул кабель из общего коридора кабель проложил 2х жильный. думаю что надо отдельный провод к щитку протянуть для заземления.

02.04.2008 в 16:56
  • УУ Вас же газовая плита, как Вы отсутствие заземление не в Вашем доме определили?

Видимо так же, ка Вы определяете его наличие .

13.01.2014 в 12:50

Солидарен с автором темы.
Есть панельный дом конца 80х. Кваритра на 5м этаже из 9ти. Шитка как такового нет. В квартире, возле входной висит металлический щиток 300х400 или около того на котором висит щетчик и 4е пробки. Если снять щиток, видно сквозное отверстие в стене 200х200 мм или около того, со стороны лестничной клетки закрытое металлической крышкой, на которую установлена кнопка звонка. Так вот, щиток в квартире и вышеупомянутая крышка со стороны лестничной клетки тупо соединены с нулем. Ни какого другого щитка в подъезде нет и в помине. В сквозном отверстии в плите торчит кусок арматуры, Напряжение фаза-ноль 220В, фаза - арматура 218,5В, ноль - арматура - 1,5В. Если между фазой и арматурой включить камин 1 кВт мощности - камин работает. Правда не померял как изменяется при этот напряжение фаза - арматура. От сюда делаю вывод - в арматуре ЕСТЬ ЗЕМЛЯ, причем "хорошая". Возможности проверить сопротивление заземления данной арматуры не вижу, но на основании вышеизложенного считаю, что сопротивление достаточное. Все потребители в квартире будут подключены через УЗО. То есть если техника внутри квартиры станет причиной утечки на землю, и появления потенциала на армакаркасе дома – отшибет УЗО, начну искать че свет в квартире гаснет, найду виноватца, отключу отремонтирую и т.д.

ВНИМАНИЕ ВОПРОС:
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ в квартире, где не было НИ КАКОГО намека на заземление, СДАЛАТЬ зазаемление на данную арматуру? ЧЕМ регламентирован ЗАПРЕТ? Или КАК квартира в которой не было ни какого заземления СТАНЕТ ОПАСНЕЙ от того что появится хоть какое то, пусть и не проектное заземление?

13.01.2014 в 13:02

Не прошло и 6 лет
С автором темы тоже согласен
ПУЭ намекает на возможность заземления на ж/б арматуру (1.7.121-122)

Можно ли использовать арматуру для заземления в квартире?

Скажите, можно ли использовать в качестве заземления арматуру панельного дома типа хрущевка? Если да, будет ли такая защита хорошей? Второй вопрос: к чему можно заземлить стальную ванну кроме щитка? Например к той же арматуре и т.д.?

13 комментариев

Александр (администратор)

А как должна гореть лампа при хорошем заземлении , тускнеет чем от розетки?

Александр (администратор)

Один провод к фазе а другой к арматуре показывает 200-210 v что это значит? Может быть арматура занулена? И не опасно ли заземление к арматуре ведь она может соприкосатса с железным стояком отопления?

Александр (администратор)

А сколько вольт между фазой и нулем? Вы провели ряд проверок и все указывают на плохое заземление. Не понятно, какое заземление может быть опасно арматуре и что что она соприкасается с трубрпроводом? Он тоже в земле проложен.

Между фазой и нулем 220. Все говорят что к арматуре к стоякам нельзя, что в случаи что придёт ток по трубам, итд.к щитку тоже там просто зануление , кудаже можно?

Александр (администратор)

Я проверял у меня при занулении к розетке светодиод горит нормально, а подсоединив к арматуре он горит слабо примерно на половину,будет ли это нормальным заземлением

Александр (администратор)

А скажите почему сама ванна она не заземлена ,но показывает заземление также как и стояк воды,ведь она с ним не соединена сухая и не чиго к ней не приделоно, отделена от всего, как такое может быть.

Александр (администратор)

Если при измерениях, по вашим словам, ванна показывает те же результаты, то ванна не полностью изолирована. Ведь я уверен, что по ее ножками у вас нет диэлектрических ковриков и прочего. Она может быть контактировать с водопроводом, кранами, влажная плитка, бетон и прочее.

Хочу подключить холодильник через реле напряжения в розетку типа зубр,новатек-электо. Есть новое SVENvsp-16pd что нибудь знаете о нем? Какое из них можете посоветовать?

Как сделать безопасное заземление в квартире, если его нет

Если заземления нет в квартире (не предусмотрено застройщиком), а Вы все равно хотите защитить себя от поражения электрическим током, то лучше всего на время подключить устройство защитного отключения (на фото ниже). Всей проблемы данный аппарат, конечно же, не решит, но все же при утечках токах он мгновенно отключит питание обслуживаемого прибора – стиральной машинки, водонагревателя либо группы розеток.

УЗО в щитке

Помимо этого рекомендуем Вам самому заменить электропроводку в квартире на новую – с трехжильным проводом. В будущем, когда в Вашем подъезде придет время сделать заземление, Вы уже будете подготовлены, и все что останется – провести и подсоединить провод PE к соответствующей шине этажного щитка.

Способ №2 – Монтаж собственного контура

Заземляющий контур по схеме треугольник

Нередкие в последнее время случаи, когда жильцы панельных домов решают самостоятельно сделать заземление в хрущевке, для чего организовывают индивидуальный заземляющий контур. Данная идея заключается в том, что от квартиры к подвалу протягивается одножильный провод PE по стоякам. Рядом с домом вбивается не менее трех металлических уголков либо электродов, соединенных между собой пластиной из металла. К готовому защитному треугольнику (предоставлен на схеме ниже) подсоединяется проведенный с этажа провод, другой конец которого закрепляется на корпусе щитка. Все, что остается – соединить заземление квартиры с щитком и, как Вы понимаете, защита от утечки готова!

Обращаем Ваше внимание на то, что делать такое заземление своими руками можно только после согласования этого мероприятия с управляющей компанией. Самопроизвольное принятие этого решения может повлечь за собой множество проблем, т.к. Вы, как ни как, вмешиваетесь в утвержденный проект, и если произойдет какая то авария, не исключено, что крайним окажетесь именно Вы.

Также хотелось бы добавить, что если Вы все же решите сделать собственный контур заземления в квартире, то провод PE должен быть медным, сечением не менее 4 мм.кв. Подойдет такой способ защиты не только для жильцов первого этажа, но и для всех остальных – 4-го либо даже 5-го.

Видео обзор защитной системы:

Технология заземления электропроводки

Опасный вариант защиты

Некоторые горе-электрики решают сделать заземление в квартире, просто соединив третий провод с системой водопровода либо отопления, проходящей по комнате. Ни в коем случае не используйте такой вариант заземляющего контура, т.к. в этом случае картина следующая:

  • происходит пробой тока на корпус электроприбора (бойлера либо стиральной машины в ванной комнате);
  • опасный ток переходит на батареи и стояки горячей/холодной воды не только Вашей квартиры, но и всех соседей, т.к. система единая.
  • жертвой может стать любой, кто в данный момент решит попить воды из-под крана либо просто дотронуться до металлических труб.

Кстати, правилами ПУЭ этот момент оговаривается и также строго запрещается, согласно ПУЭ 1.7.110 (см. Главу 1.7).

Помимо такого способа заземления квартиры, небезопасными считаются и следующие:

  1. Соединение в розетке нуля с заземляющим проводником (так называемое зануление). Если вдруг произойдет обрыв нулевого провода в сети, опасное напряжение перейдет на корпус всех электроприборов, подсоединенных к заземлению квартиры – компьютера, водонагревателя, холодильника и т.д.
  2. Последовательное заземление электроприборов (друг через друга). Если Вы решите сделать такой заземляющий контур, знайте – при возникновении аварии может произойти электромагнитная несовместимость. В результате электроустановки будут создавать помехи и возникнет высокая вероятность того, что заземляющий контур не предотвратит поражение электрическим током.
  3. Подключение к одной клемме шины PE нескольких проводов. На каждую контактную площадку допускается подсоединять по одному проводнику. Пренебрегать этим правилом категорически запрещается.
Рассмотрение вопроса специалистом

Вот и все, что Вы должны знать о том, как сделать заземление в квартире, если его нет. Мы все же настоятельно рекомендуем использовать УЗО, как временный вариант защиты, ну и настаивать на том, чтобы городские власти позаботились о модернизации электропроводки в Вашем доме.

Похожие материалы:

Технология заземления электропроводки

Рассмотрение вопроса специалистом

(28 голосов)

29 комментариев

Только повторное заземление и 5й проводник РЕ от ВРУ во все этажные РШ на корпус.
N шина в этажных РШ изолированная от корпуса.
В противном случае индивидуальный заземляющий контур или УЗО или ДИФ.
Другого не должно быть.
Не берите грех на душу.

Почему лучше не делать заземление из ребристой арматуры - что с ним будет

Как такового запрета на использование ребристой арматуры в качестве заземлителей нет. Главное чтобы заземлители не были окрашены, а их диаметр составлял не менее 16 мм. Материалами изготовления заземлителей может служить черная или оцинкованная сталь, а также медь.

Единственным ограничением на использование ребристой арматуры в качестве заземлителей является её быстрая коррозия в земле. Строительная арматура корродирует, что ухудшает свойства заземлительного контура в целом.

Также, при изготовлении, арматурные прутья закаляют, что приводит к ухудшению распределения тока по поверхности. Однако использовать арматуру для устройства заземлительного контура не запрещено правилами ПУЭ. Более того, раньше именно из арматуры и делали заземление в частных домах.

Что лучше всего использовать для заземлителей

В качестве заземлителей, наилучшим образом себя зарекомендовали стальные и медные штыри, диаметр которых составляет 16 и более мм. Такие штыри забиваются в грунт на определённом расстоянии друг от друга, но не менее чем их длина.

Штырей может быть несколько, здесь все во многом зависит от схемы заземления. Если это «треугольник», одна из самых эффективных систем заземления, то нужны будут три заземлителя, которые забиваются в землю по форме треугольника. Как правило, штыри заглубляют в землю не менее чем на глубину промерзания грунта.

Также для обустройства систем заземления применяют:

  • Металлический уголок;
  • Стальной прут;
  • Трубы.

Плохо подходит для изготовления заземления чугунный металлопрокат. Лучше отказаться от идеи использовать в качестве заземлителей чугунные водопроводные трубы.

Основные компоненты заземления

Итак, вы определились с тем, что в качестве заземлителей будете использовать металлический уголок, прутья или арматуру. Если применяется уголок, то его размеры должны быть не менее чем 50 на 50 мм, а толщина стен составлять минимум 5 мм.

Для соединения трех уголков, которые забиваются в землю по форме треугольника, лучше всего использовать сварку и металлическую полосу шириной 40 мм. Важно соблюсти и определённые правила при монтаже заземлительного контура.

Правила монтажа заземления

Так, от стен дома, заземление должно быть расположено не менее чем на 1 метр. Вообще, заземлительный контур лучше всего располагать в таком месте, где никто не ходит. В случае утечки тока, данное место будет опасным, как для людей, так и животных.

При обустройстве заземления главное выдержать глубину, на которую будут забиваться штыри, и правильное расстояние между ними. Не допускается соединять заземлители друг с другом при помощи болтов.

Резьбовое соединение не способно обеспечить надежного контакта. Уже через год или два, в результате коррозии, контакт может отсутствовать и вовсе, а заземление не выполнять в результате этого своей основной функции.

Заземление в квартире

Как правило в старых домах советской постройки применялась Система TN-C , в которой нулевой защитный и нулевой рабочий проводники, объединены в один PEN проводник, и они совмещены на всем протяжении системы. Узнать такую систему можно по двухжильному кабелю, который проложен по квартире и по четырехжильному в общем щитке.

Если говорить честно, как правильно сделать заземление именно в квартире в старом фонде, то такая система защищает только от короткого замыкания и возрастает вероятность получения удара током. Поэтому говорить о защитном заземлении в данном случае необходимо с некой долей риска. Есть несколько рабочих вариантов, которые снижают риски, но при этом не являются полноценной защитой, и делаются на ваш страх и риск.

Вариант 1 Меняем проводку в квартире на трехжильную L, N, PE, но PE никуда не подключаем. В будущем, когда будет сделано общедомовое заземление, можно будет подключиться. На группы розеток обязательно устанавливаем УЗО на случай попадания фазы на корпус в пределах квартиры. Абсолютной защиты они не гарантируют. Но при повреждении бытовой техники УЗО обесточит линию и не позволит току достичь опасной величины.
Вариант 2 Договариваемся с соседями и управляющей компанией и делаем отдельный контур заземления возле подъезда по принципу как в частном доме. Этот вариант самый безопасный и правильный.
Вариант 3 Ноль оставляем как есть, провод PE берем с магистрального PEN провода. Можно с места, куда он подходит к корпусу этажного щитка. Важно, чтобы наши N и PE были подключены в разных точках. PE – на корпусе, N – на изолированной от корпуса шине, на которую ноли приходит после вводного рубильника или автомата и счетчика. При этом остается большой минус в таком решении. Нуль может отгореть на входе в дом. Вы можете думать, что домов меньше, чем квартир и вероятность возникновения такой проблемы меньше, но это опасность все же есть. Поэтому такое заземление то же не работает на 100%.
Внимание! Не делайте заземляющий провод с контактной точкой на батарее центрального отопления или водоснабжения. Нельзя делать заземление, соединив в розетке нулевой рабочий и нулевой защитный проводники. Это опасно, так как может отгореть рабочий нуль в щитке. После этого на корпусе ваших электроприборов появиться 220В.

В современных многоквартирных домах используется система TN-S , в ней проводники N и PE разделены на всём протяжении от подстанции до потребителя. Эта система самая безопасная и предпочтительная, но применяется только в новых электроустановках из-за высокой стоимости. В большинстве домов сейчас используется система TN-C-S , в которой проводники N и PE после подстанции соединены в один провод PEN, а потом, на вводе в здание, разделены.

В данном случае организовать защитное заземление можно на этапе монтажа электрики используя трехжильные провода, розетки с заземлением и защитную автоматик. При попадании фазы на корпус прибора должен сработать защитный автомат. При касании токоведущих частей должен сработать УЗО.

Для разводки электричества советую выбрать кабель с тремя жилами в двойной изоляции, лучше ВВГ НГ, для розеточных групп сечением 3 на 2.5 для световых групп 3 на 1.5. Один конец провода заводится под свободный болт шины распределительного щита, соединенной с корпусом щита, а второй — на «заземляющий» контакт розетки. Одновременно со сборкой квартирного щитка электрики проверьте подключение заземляющего провода в общем домовом щитке.

Заземление в многоэтажном доме на арматуру, что идет внутри опорных плит возможно? Далеко от щитка тянуться.

1."Домашняя эл. проводка не предусматривает заземление".
2.На арматуру нельзя, хотя она может и контактирует. в принципе. Возможно.. .
У вас еще и водопровод есть, и отопление. И у всех земля. только разная.

И от щитка тоже не надо. Приведете еще одну землю с потенциалом.
В щитке нет защитного нуля, а только рабочий, по которому идет ток!

Единственной мерой безопасности в Вашем доме для квартиры будет установка дифференциального автомата на вводе в квартиру.
И не все можно и нужно. что хочется.

Железобетонная арматура в качестве токоотвода: возможности и ограничения

Железобетонная арматура в качестве токоотвода: возможности и ограничения

В большинстве современных зданий имеются элементы конструкции, выполненные из железобетона. Его металлическая арматура может быть использована в качестве токоотвода, ведь прутья достаточно толстые. Действующие нормы молниезащиты допускают применение железобетонной арматуры в качестве токоотвода, но с нескольким оговорками, сформулированными в достаточно общей форме. Давайте разберёмся, в каких случаях можно смело соединять молниприёмник с арматурой, а в каких случаях от этого лучше воздержаться и сделать отдельные токоотводы.

Соединение прутьев арматуры

Железобетонные конструкции могут производиться либо на месте путем заливки бетона в опалубку на месте (монолитное домостроение), либо на заводе (блочное и панельное домостроение). В любом случае прутья арматуры перед заливкой должны быть механически соединены между собой.

Применяются следующие способы соединения прутьев: - Сварка. Наиболее надёжный способ, характерен для зданий больших размеров. Недостатками являются дороговизна и необходимость использования персонала высокой квалификации.

Соединение прутьев арматуры

Вязка — самый простой и дешевый способ соединения прутов арматуры

- Вязка. Заключается в связывании прутов гибкой проволокой. Наиболее экономичный вариант, широко применяемый в индивидуальном домостроении. Но он подходит только для относительно тонкой арматуры. Применение вязки для прутов толще 16 мм разрешается только в исключительных случаях, когда другие способы неприменимы.
- Муфты. Соединение осуществляется путем запрессовки прутов в соединительную муфту, либо с помощью нанесения резьбовой насечки на прутья и применения резьбовых муфт. Соединять прутья таким образом можно только в одном направлении (как правило, вертикально). В перпендикулярном направлении соединение осуществляется вязкой. Данный способ довольно дорогой в реализации, но зато позволяет обеспечить высокую точность создания внутреннего каркаса без перекосов.

При панельном домостроении некоторые прутья выступают за периметр панели. Эти прутья используются для соединения панелей между собой при помощи сварки.

В блочном домостроении отдельные блоки могут иметь внутреннюю арматуру, но далеко не всегда блоки соединяются посредством сварки, обычно достаточно того, что они положены друг на друга и сцеплены цементным раствором.

Что написано в нормативных документах?

Согласно РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений» п. 2.12 рекомендуется использовать в качестве токоотвода арматуру здания «при условии обеспечения непрерывной электрической связи в соединениях конструкций и арматуры с молниеприёмниками и заземлителями, выполняемых, как правило, сваркой».

Сварка

Самым надёжным способом соединения прутов с точки зрения электрического контакта является сварка

В более позднем документе СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» п. 3.2.2.5 разрешается использовать железобетонную арматуру для токоотвода при соблюдении условия электрической непрерывности. В свою очередь, электрическая непрерывность в п. 3.2.2.5 указанного документа определяется как выполнение следующих условий:

- примерно 50 % соединений вертикальных и горизонтальных стержней выполнены сваркой или имеют жесткую связь (болтовое крепление, вязка проволокой);
- электрическая непрерывность обеспечена между стальной арматурой различных заранее заготовленных бетонных блоков и арматурой бетонных блоков, подготовленных на месте.

Расширение допустимых пределов возможности использования арматуры в качестве токоотвода отражает постсоветскую реальность, когда значительная часть домостроения из железобетона выполняется небольшими фирмами, а не крупными домостроительными комбинатами, ориентирующимися в основном на сварку. Кроме этого, разработчики Инструкции от 2003 г. явно имели в виду возможность использования инновационного по тем временам способа соединения прутьев с помощью муфт.

В то же время, применение СО 153-34.21.122-2003 для случая, когда прутья арматуры соединялись способом, отличным от сварки, потребует от специалистов по молниезащите выяснения подробностей строительства зданий. Для того, чтобы подстраховаться на случай разбирательств в будущем, вам потребуется получить от организации, строившей здание, справку об электрической непрерывности арматуры. Даже для новых зданий получение такого документа — сложная задача. А если молниезащита устанавливается на старое здание, которое подверглось реконструкции, получить официальную информацию по данному вопросу вообще невозможно. Остается только аппелировать к нормам РД 34.21.122-87, действующим до сих пор, и соглашаться на использование арматуры в качестве токопровода только в том случае, если прутья в арматуре соединялись только сваркой.

Электромагнитные воздействия

Для металлических токоотводов, устанавливаемых на здание, как РД 34.21.122-87, так и СО 153-34.21.122-2003 устанавливают правило: токоотводы должны располагаться на внешней стороне строения. Это правило обусловлено в том числе и необходимостью защиты установленной в доме электронной аппаратуры от электромагнитных влияний при попадании молнии. В том случае, если токоотвод проходит внутри здания, создаваемые им электромагнитные волны могут повредить аппаратуру.

Применительно к арматуре в нормативных документах требования обеспечить прохождения тока по стенам нет. Дело в том, что инструкции, в том числе и от 2003 г., создавались исходя из тенденций в архитектуре того времени, когда в здании с железобетонными несущими конструкциями, как правило, и стены делались железобетонными. Теперь же большое распространение получили здания, в которых несущие конструкции выполнены из железобетона, а вот стены сделаны из кирпича, легких пенобетонных блоков или стекол большого размера. При этом несущие конструкции установлены внутри и есть рабочие комнаты, находящиеся между ними и стенами здания. В таких строениях при использовании арматуры ток пойдет внутри здания и создаст описанные выше проблемы.

Таким образом, во избежание электромагнитных влияний при ударе молнии, использовать железобетонную арматуру в качестве токоотвода можно только в том случае, если из железобетона выполнены в том числе и стены здания, либо есть железобетонные несущие конструкции по периметру. Данное требование, к сожалению, не прописано напрямую в нормативных документах и вам придется найти способ обосновать его заказчику.

Читайте также: