В цепи заземления искровые промежутки используют
Обновлено: 28.04.2024
Искровые промежутки и роговые разрядники
Для защиты линий и оборудования подстанций от перенапряжений используют следующие устройства:
- искровые промежутки, разрядники и ОПН для защиты отдельных точек на линии;
- тросы и заземления опор на линиях;
- роговые разрядники, трубчатые разрядники на контактной сети;
- разрядники и ОПН на подстанциях;
- в отдельных случаях – конденсаторы для снижения грозовых перенапряжений.
Защитное действие тросов и молниеотводов основано на отводе тока молнии от защищаемого оборудования. Остальные защитные устройства выполняют две функции:
- присоединение защищаемой цепи к заземлителю при воздействии перенапряжения (непосредственная защитная функция);
- отключение защищаемой цепи от заземления при окончании действия перенапряжения, что часто связано с отключением возникшего короткого замыкания в защищаемой цепи.
Искровые промежутки являются самым простым и дешевым устройством защиты от перенапряжений, в настоящее время применяется редко. В сетях напряжением 3..35 кВ могут выполняться в виде рогов, способствующих растягиванию и гашению дуги из-за электродинамических сил и тепловых потоков. В сетях до 35 кВ длина защитного промежутка мала, и для предотвращения замыкания промежутка птицами в заземляющих спусках создаются дополнительные искровые промежутки.
Параметры искровых промежутков приведены в табл. 9.1.
Таблица 9.1 – Параметры искровых промежутков
Параметр | Номинальное напряжение, кВ |
Длина основного промежутка, мм | |
Длина дополнительного промежутка, мм | - |
Амплитуда пробивного напряжения 50 Гц, кВ ампл. | |
Импульсное пробивное напряжение, кВ (для отрицательного импульса) |
Искровые промежутки обладают целым рядом недостатков, основные из которых следующие:
- срабатывание искровых промежутков приводит к короткому замыканию, которое должно отключаться выключателями; при переходном процессе среза напряжения могут возникнуть перенапряжения на продольной изоляции трансформаторов, реакторов и электрических машин;
- большой статистический разброс пробивных напряжений затрудняет координацию изоляции;
- вольт-секундная характеристика искрового промежутка из-за резкой неоднородности поля имеет подъем в области малых времен, соответствующих грозовым перенапряжениям, и защищаемая изоляция может остаться незащищенной (рис. 9.1).
Рисунок 9.1 - Вольт-секундные характеристики изоляции (1) и искрового промежутка с резконеоднородным полем (2)
Достаточно широко применяемые на контактной сети роговые разрядники выполняются либо с одним искровым промежутком, либо с двумя искровыми промежутками (рис. 9.2). Действующие «Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети» требуют применения роговых разрядников с двумя искровыми промежутками.
Рисунок 9.2 - Роговые разрядники, применяемые на контактной сети
Параметры роговых разрядников приведены в табл. 9.2
Таблица 16.3 - Параметры роговых разрядников
Параметр | С одним искр. промежутком | С двумя искровыми промежутками | |
Напряжение к/с, кВ | 3.3 | 3.3 | |
Расстояние, мм | 10..11 | 4,5..5,5 | 40..50 |
Амплитуда пробивного напряжения 50 Гц, кВ ампл. | |||
Импульсное пробивное напряжение, кВ | |||
Наибольший ток, при котором дуга может погаснуть самостоятельно, кА | - | ||
Время гашения дуги, с | 0,25..0,6 | 0,2..0,6 | - |
Способность гашения дуги роговым разрядником сильно зависит от скорости и направления ветра. Дуга гаснет быстрее при направлении ветра перпендикулярно плоскости разрядника.
Текущий ремонт заземлений опор
Проверяют подключение заземления к тяговому рельсу. При двухниточной рельсовой цепи обращают внимание на то, чтобы в пределах одного блок-участка заземления всех опор были присоединены к одной рельсовой нити. При двойном заземлении расстояние между точками подключения проводов к рельсу не должно превышать 200 мм. Между рельсами и опорой контактной сети заземляющий проводник должен быть изолирован от земли, окрашен и хорошо виден. Проверяют состояние полушпалы и крепление к ней заземляющего проводника.
На металлической опоре проверяют подключение заземляющего проводника. Оно должно быть выполнено болтовым соединением. Подключение заземления к основным уголкам опоры не допускается. На железобетонной опоре проверяют подключение заземляющего проводника к спуску провода заземления, проложенному с полевой стороны опоры. Спуск провода должен быть натянут и окрашен. Индивидуальное заземление подключают к тяговому рельсу наглухо или через искровые промежутки.
Групповые заземления.
Проверяют длину L троса группового заземления, расстояние от изолятора или анкеровки до места подключения к тяговому рельсу, марку троса и стрелу его провеса. В качестве примера в табл. 20 приведены данные для троса ПБСМ-70. Общая длина одной секции провода группового заземления из стального троса не должна превышать 300 м, из биметаллического троса — 400 м на дорогах переменного тока и 600 м на дорогах постоянного тока. Натяжение троса должно быть не более 4 кН. Высота подвески троса от уровня земли должна быть не менее 5 м. У изолирующих стыков рельсовой цепи трос группового заземления должен быть секционирован. Проверяют узлы крепления троса на опорах, присоединения заземляющего провода к тросу и тяговому рельсу. Необходимо убедиться в отсутствии уменьшения площади сечения цепи консоль—рельс. Проверяют состояние заземляющих спусков на железобетонной опоре. Групповые заземления должны подключаться на расстоянии 0,5 L к тяговому рельсу или средней точке путевого дроссель-трансформатора двумя заземляющими проводниками либо наглухо, либо через искровые промежутки, либо через диодный заземлитель.
Таблица
Заземление контактной сети и воздушной линии
Перед установкой штангу осматривают. Она должна иметь медный заземляющий трос площадью сечения не менее 50 мм2 для заземления контактной сети и не менее 25 мм2 для заземления ВЛ напряжением ниже 1000 В, а также 6—10 кВ с проводом площадью сечения менее 50 мм2. Обращают внимание на заземляющий трос: обрывы жил, ослабление крепления троса к башмаку или к штанге не допускаются. Проверяют наличие и исправность блокировочного соединения, общее состояние накидного крюка и древка. До наложения заземления заземляющий провод штанги специальным зажимом (башмаком) надежно прикрепляют к тяговому рельсу, вынимают ключ блокировки и собирают штангу. Если заземление на рельс затруднено, разрешается подключать штангу к тросу группового заземления, к металлической опоре или заземляющему спуску опоры. Убеждаются в отсутствии обрыва заземляющего спуска и надежности крепления его к рельсу.
Искровые промежутки и диодные заземлители в цепи заземления шунтируют, устанавливая шунтирующую штангу.
Проверка отсутствия рабочего напряжения и наложение заземления.
Непосредственно перед наложением заземления убеждаются в отсутствии рабочего напряжения в линии. Для этого прикасаются острием крюка переносной заземляющей штанги к токоведущим частям не ближе 1 м от изолятора и по искре определяют наличие или отсутствие рабочего напряжения.
Следует помнить, что отключенные линии могут находиться под наведенным напряжением или под действием емкостных потенциалов. Указанное напряжение, так же как и рабочее, дает при проверке искру. Однако искра в этом случае значительно слабее.
Необходимо следить, чтобы работник не касался заземляющего троса. Проверяют отсутствие напряжения и в резиновых диэлектрических перчатках завешивают первую заземляющую штангу. Не допускается проверять отсутствие напряжения прикосновением острия крюка заземляющей штанги к контактным проводам, тросам в непосредственной близости от изоляторов независимо от их числа. После того как убедятся в отсутствии рабочего напряжения, заземляющую штангу завешивают на токоведущие части контактной сети.
Заземляющий трос и древко штанги располагают таким образом, чтобы они не входили в габарит приближения строений.
Первую заземляющую штангу завешивает лицо с квалификационной группой не ниже III под непосредственным наблюдением руководителя работ. Последующие заземляющие штанги по указанию руководителя работ могут завешивать два электромонтера с квалификационной группой не ниже III, один из которых ведет наблюдение. Разрешается заземлять контактную сеть для осмотра крышевого оборудования э. п. с. электромонтеру с квалификационной группой не ниже III совместно с машинистом локомотива или его помощником.
Наложение переносного заземления на провода ВЛ 6—10 кВ выполняют в строгой последовательности. После присоединения провода заземления к тяговому рельсу завешивают первую заземляющую штангу на нижний провод 1, вторую — на верхний провод 2, ближний к опоре, третью — на верхний провод 3, дальний от опоры с полевой стороны. Снятие заземляющих штанг выполняют в обратной последовательности. Места подключения заземления должны быть зачищены. Заземление ВЛ 6—10 кВ, проводов ДПР, волновода, расположенных на опорах контактной сети, на период работ выполняют на тяговый рельс; заземлять эти провода на искусственный заземлитель не допускается.
В случае заземления провода ВЛ на металлическую опору проверяют целость заземляющего спуска.
ПУТЕКС. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217
2.23.1. Заземление конструкций и устройств контактной сети и совмещенных с нею ВЛ, а также других сооружений и устройств на электрифицированных линиях должны обеспечивать: надежную работу защиты от токов коротких замыканий, электробезопасность обслуживающего персонала и других лиц, нормальное функционирование рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации, ограничения утечки тяговых токов на участках постоянного тока.
Устройства слива, налива и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, принадлежащие организациям федерального железнодорожного транспорта, должны быть защищены от искрообразования на контактной сети и ВЛ в соответствии с Указаниями по проектированию зашиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог.
Металлические опоры контактной сети и конструкции крепления контактной сети и ВЛ на железобетонных и деревянных опорах или неметаллических искусственных сооружениях, а также все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, прожекторные мачты, крыши зданий и гидроколонки), расположенные на расстоянии менее 5 м в плане от проводов и элементов контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены. Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния контактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых возникают опасные наведенные напряжения.
Заземление опор контактной сети и находящихся вблизи нее сооружений осуществляют индивидуальными или групповыми заземляющими проводниками, присоединенными к тяговым рельсам или средним точкам путевых дроссель-трансформаторов (выравнивающих дросселей) непосредственно (глухим присоединением) или через защитные устройства.
В качестве защитных устройств в цепи заземления используют искровые промежутки, диодные заземлители или диодно-искровые заземлители (диодный заземлитель и два запараллеленных искровых промежутка).
На электрифицированных участках постоянного тока металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряжением выше 1000 В на железобетонных опорах заземляют на рельсовую цепь:
через диодный заземлитель — при групповом заземлении опор в анодных и знакопеременных зонах;
через диодно-искровой заземлитель — при групповом заземлении независимо от потенциальной зоны при сопротивлении цепи заземления опор менее 6 Ом на 1 км при подключении к тяговому рельсу и менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель-трансформатора;
наглухо при индивидуальном заземлении, если сопротивление цепи заземления не менее 10 кОм и имеются в отверстиях для закладных деталей изолирующие втулки и под хомутами изолирующие прокладки.
Детали крепления траверсы (кронштейна) ВЛ напряжением выше 1 кВ подключают к заземляющему проводу опоры контактной сети. При подвеске проводов должны соблюдаться требования пункта 2.20 настоящих Правил.
2.23.7. На электрифицированных участках переменного тока металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряжением выше 1000 В на железобетонных опорах заземляют на рельсовую цепь:
через искровой промежуток — при индивидуальном заземлении, если сопротивление опоры менее 100 Ом при подключении заземления к рельсу двухниточной рельсовой цепи менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель-трансформатора;
через искровой промежуток — при групповом заземлении, если сопротивление цепи заземления опор менее 6 Ом на 1 км при подключении к рельсу двухниточной рельсовой цепи и менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель-трансформатора;
Опоры жестких и гибких поперечин с неизолированными от опор поперечными несущими и фиксирующими тросами заземляют только с одной стороны. Если на опоре имеется разрядник или ограничитель перенапряжения (ОПН), то заземление устанавливают на этой опоре. На изолированных гибких поперечинах заземляют обе опоры.
Сооружения и конструкции, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных платформ, переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки или прохода пассажиров, пешеходные и сигнальные мостики), на участках переменного тока заземляют наглухо двойными проводниками.
Металлические и железобетонные опоры питающих линий, расположенных на расстоянии 5 »• и более от путей, заземляют на отсасывающую линию или специально подвешенные провода группового заземления, присоединяемые к тяговой рельсовой цепи при постоянном токе через искровые промежутки, а при переменном токе — без искровых промежутков.
Заземление концевых опор питающих линий, расположенных у тяговых подстанций, на которых установлены разъединители, осуществляют глухим присоединением к внешнему контуру заземления подстанции.
Длина и площадь сечения провода группового заземления должны быть проверены по условиям обеспечения нормальной работы защиты от токов короткого замыкания. При этом у металлических опор, удаленных от места присоединения отсасывающей линии или группового заземления к рельсовой цепи на участках постоянного тока на расстояние более 1 км, а переменного тока — более 0,5 км, должен быть выравнивающий контур, соединенный с опорой двумя проводниками.
2.23.12. Заземляемый рог разрядника, основание ОПН, ручной или моторный привод секционного разъединителя при постоянном токе изолируют от опоры изолирующими прокладками с сопротивлением изоляции не менее 10 кОм и заземляют индивидуально на средний вывод дроссель-трансформатора или тяговый рельс без защитных устройств.
Заземление рогового разрядника и основания ОПН выполняют одиночным проводником с двойным петлевым креплением к рельсу, а приводов секционных разъединителей — двойным проводником.
При подключении заземляющих проводников разрядников и ОПН к рельсовой цепи должны соблюдаться требования, изложенные в подпункте 2.23.16 настоящих Правил.
2.23.13. Оболочка и броня кабеля дистанционного управления секционными разъединителями должны быть изолированы от корпуса привода и конструкций его крепления на опоре. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.
2.23.14. Спуски разрядников и ОПН, установленных на опорах питающих линий или на самостоятельных опорах ВЛ (ДПР) на обходах, расположенных на расстоянии 5 м и более от путей, присоединяют к индивидуальному контуру заземления с сопротивлением не более 3 Ом при постоянном токе и не более 10 Ом при переменном токе.
Заземляемые выводы разрядников и ОПН, устанавливаемых на каждом конце кабельных вставок, соединяют с концевой муфтой (воронкой), броней и оболочкой кабеля и присоединяют на свой заземлитель с сопротивлением не более 10 Ом.
2.23.15. Для групповых заземлений применяют провода ПБСМ-70, АС-70, ПБСА-50/70, С-95 или провода большей площадью сечения.
Провод группового заземления присоединяют к рельсовой цепи по Т- или Г-образной схеме, при этом он секционируется у изолирующих стыков.
Максимальные длины проводов группового заземления указаны в таблице 2.23.1.
Г-образная для опор:
1200 (2x600) 600 (2x300)
600
Максимальное натяжение провода группового заземления не должно превышать 4 кН (400 кгс). Провод группового заземления анкеруют на опоре с изоляцией жестко, без устройства оттяжки, на высоте 4 м от поверхности земли.
Длину провода группового заземления проверяют на режим короткого замыкания расчетным или опытным путем.
2.23.16. Расстояние между местами присоединения к рельсам спусков группового заземления, разрядников и ОПН должно быть не менее 100 м.
Заземляющие спуски заземления присоединяют к средней точке дроссель-трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, но не ближе 200 м от места подключения аппаратуры рельсовой цепи, а в зонах вечной мерзлоты — не ближе 300 м.
К групповым заземлениям не подключают опоры с сопротивлением ниже 100 Ом, роговые разрядники, ОПН, приводы разъединителей, комплектные подстанции, посты секционирования и пункты параллельного соединения.
Индивидуальные заземления на всем протяжении и спуски от провода группового заземления после защитных устройств, а при их отсутствии — от провода группового заземления, выполняют стальным прутком диаметром не менее 12 мм при постоянном токе и 10 мм — при переменном токе, как правило, одинарным. Двойное заземление выполняют в случаях, оговоренных настоящими Правилами.
2.23.19. Заземляющие проводники между опорой и рельсом необходимо изолировать от земли с применением полиэтиленовых трубок или полушпал.
Места присоединения заземляющих проводников к рельсам, путевым дроссель-трансформаторам, выравнивающим дросселям и заземляемым конструкциям должны быть доступны для контроля.
В общедоступных местах заземления не должны препятствовать проходу людей, на платформах заземления прокладывают под низом платформы ИЛИ в желобе, расположенном на ней. Заземляющие проводники под рельсами жестко закрепляют на шпалах или укладывают в асбоцементных или полиэтиленовых трубах, обеспечивая надежную изоляцию от пересекаемых рельсов.
2.23.20. На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники опор и конструкций с контактной сетью на перегонах необходимо присоединять в пределах каждого блок-участка, а при бесстыковых рельсовых цепях в пределах перегона к одной и той же рельсовой нити. При однониточных рельсовых цепях заземляющие проводники подключают только к тяговым нитям этих цепей.
Присоединения заземлений к рельсовым цепям указывают на планах рельсовых цепей, согласованных с дистанцией сигнализации железной
2.23.21. Присоединение к тяговому рельсу проводников защитного и рабочего заземления производят механическим способом без применения сварки — зажимами с крюковым болтом или к средней точке дроссель-трансформатора — соединительными зажимами.
Двойные заземляющие спуски в месте присоединения у рельса должны образовывать петлю, расстояние между ними должно быть не более
Защитные устройства в цепи заземления устанавливают: искровые промежутки — на высоте 0,5 — 1,0 м. диодные (диодно-искровые) заземлители — на высоте 1,7 м, в общедоступных местах — на высоте 2,5 м от уровня земли или платформы.
Прокладываемые по опорам и конструкциям заземляющие проводники на всем протяжении должны обеспечивать непрерывность электрической цепи, каждый заземляющий элемент присоединяют отдельным ответвлением. Запрещается последовательное их включение в заземляющий проводник. На всем протяжении они должны быть доступны для осмотра, оцинкованы или окрашены. На железобетонных опорах они должны находиться с полевой или боковой стороны в натянутом состоянии. Во избежание касания опор спуски крепят к деревянным или полимерным изолирующим прокладкам, закрепленным на опорах.
Разъемные соединения должны быть тщательно зачищены от окислов и надежно закреплены. Сварные соединения должны выполняться в нахлестку длиной, равной шести диаметрам прутка или двойной ширине полосы.
Металлические и железобетонные опоры, установленные на мостах, а также конструкции крепления контактной сети должны быть соединены наглухо с конструкциями металлического моста или с цепью заземления железобетонного моста.
На искусственных сооружениях, где металлическая арматура крепления ВЛ напряжением до 1000 В не имеет дополнительной изоляции, необходимо соединять конструкцию сооружения:
2.23.28. Металлические корпуса постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети заземляют глухим двойным заземляющим проводником, подключенным к средним точкам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов или к тяговому рельсу.
Сопротивление заземления фундамента поста секционирования или пункта параллельного соединения должно быть: при переменном токе — не менее 5 Ом при подключении к средней точке дроссель-трансформатора и 100 Ом — при подключении к рельсу; при постоянном токе — не менее 500 Ом независимо от способа присоединения к рельсовой цепи. При меньшем сопротивлении в цепь заземления включают диодный заземлитель.
2.23.29. Пункты группировки станций стыкования заземляют на тяговую рельсовую цепь так же, как и посты секционирования или пункты параллельного соединения переменного тока. Вокруг пункта группировки сооружают выравнивающий контур, при этом внутренний и выравнивающий контуры соединяют между собой и с заземляющими
проводниками.
Устройство защиты станций стыкования заземляют двумя спусками на внутренний контур пункта группировки и тяговую рельсовую цепь.
2.23.30. Рабочее заземление автотрансформаторных пунктов системы электроснабжения 2x25 кВ выполняют двумя проводниками каждый площадью сечения, рассчитанной на полный ток, подключаемы ми наглухо к средней точке путевого или дополнительного дроссель-трансформатора.
2.23.31. В системе переменного тока с отсасывающими трансформаторами корпус трансформатора и заземляющие спуски его разрядников заземляют наглухо двумя стальными прутками к средней точке путевого дроссель-трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, если сопротивление заземления фундамента трансформатора не менее 5 Ом.
Рабочие перемычки (заземления) обратного провода присоединяют наглухо к средним точкам путевых или дополнительных дроссель-
трансформаторов. Расстояние между точками присоединения должно быть не менее 4 км при чередующейся системе установки отсасывающих трансформаторов.
Экранирующий провод контактной сети 25 кВ присоединяют к средней точке путевого дроссель-трансформатора (выравнивающего дросселя) через два дроссельных стыка на третий, но не чаше 4 км.
У пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением переменного тока рабочее и защитное заземление является общим. Ею подключают к рельсовой цепи путей отстоя глухим присоединением двух проводов каждый площадью сечения, рассчитанной на полный ток.
2.23.34. Заземление шкафов управления пунктов электрообогрева для очистки стрелочных переводов осуществляют на общий контур заземления с питающей его подстанцией. Трансформаторные ящики пункта электрообогрева не заземляют, так как система электропитания должна обеспечивать защитное отключение напряжения.
2.23.35. Детали крепления траверс ВЛ напряжением выше 1000 В на опорах контактной сети подключают к заземляющему проводнику опоры. Отдельно стоящие опоры на обходах на расстоянии менее 5 м от путей заземляют посредством группового заземления на рельсовую цепь, а расположенные на расстоянии 5 м и более — на самостоятельный контур заземления.
2.23.36. Кронштейны и детали крепления линий дистанционного управления, освещения и ВЛ другого назначения напряжением до 0,4 кВ на опорах и конструкциях контактной сети в цепь заземления опор и конструкций не включают. На железобетонных опорах спуск заземления опоры должен быть изолирован от хомута крепления кронштейна ВЛ деревянной или пластмассовой прокладкой или устроен обвод хомута кронштейна.
Отдельно стоящие железобетонные и металлические опоры ВЛ 0,4 кВ на обходах, расположенные на расстоянии 5 м и более от путей, заземляют на самостоятельный контур заземления.
Металлические оболочки сигнальных, силовых, телефонных и других кабелей, не имеющих наружные пластмассовые покрытия или защитные шланги, расположенные на металлических и железобетонных конструкциях, заземленных на рельс, должны быть от них изолированы. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.
Корпуса прожекторов и светильников всех типов, устанавливаемые на опорах контактной сети и жестких поперечинах, а также на самостоятельных опорах, расположенных на расстоянии менее 5 м от путей, крепят на деревянных брусьях (траверсах) и заземляют на участках постоянного тока присоединением к заземленному нулевому проводу. На участках переменного тока корпуса прожекторов и светильников к нулевому проводу не присоединяют и не заземляют.
2.23.40. Кронштейны для подвески на железобетонных опорах контактной сети кабелей ВОЛС без металлических элементов, если над ними нет проводов напряжением выше 0,4 кВ, не заземляют.
Кронштейны для подвески кабелей ВОЛС с металлическими элементами, в том числе бронированные, а также кабелей ВОЛС без металлических элементов, если и над ними имеются провода напряжением выше 0,4 кВ, включают в цепь заземления опоры.
На участках постоянного тока заземленные кронштейны для подвески кабелей ВОЛС должны быть изолированы от опоры изолирующими прокладками сопротивлением не менее 10 кОм.
2.23.41. Заземление секций волноводного провода при переменном токе в контактной сети осуществляют присоединением спусков из стального прутка диаметром не менее 10 мм изолированно от опоры на индивидуальный самостоятельный заземлитель сопротивлением не более 60 Ом или к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов (выравнивающих дросселей) при двухниточных рельсовых цепях, а при однониточных рельсовых цепях к тяговому рельсу. Расстояние между спусками определяют расчетом при проектировании.
КТП, питаемые от ВЛ 10 (6) кВ, проложенных по опорам контактной сети, устанавливают на самостоятельной опоре или фундаменте и заземляют на контур заземления двумя проводами ПБСМ-70 или двумя стальными прутками диаметром не менее 12 мм каждый.
Заземление рамы разъединителя, основания разрядника, ОПН и предохранителя на отдельно стоящей опоре для подключения КТП 10 (6) и 35 кВ осуществляют на контур заземления КТП, а при установке опоры на расстоянии более 10 м от КТП — на самостоятельный контур с сопротивлением заземления не более 10 Ом.
Однофазные КТП 25 кВ, в том числе и подъемно-опускные, предназначенные для питания сигналов автоблокировки, заземляют на дроссель-трансформатор того же пути, что и питаемый ими релейный шкаф. Допускается заземление на самостоятельный контур без подключения к рельсовой цепи.
Трехфазные КТП 25 кВ мощностью выше 25 кВА, предназначенные для питания нетяговых потребителей, заземляют на тяговую рельсовую цепь. Вокруг КГП сооружают выравнивающий контур, к которому присоединяют корпус КТП в двух местах. Сопротивление выравнивающею контура не нормируется.
2.23.46. У КТП 25 кВ, имеющих выравнивающий контур, вторичную обмотку трансформатора, работающего к системе с глухозаземленной нейтралью, заземляют на самостоятельный контур заземления.
При системе с изолированной нейтралью вторичной обмотки выносной контур не требуется.
2.23.47. Заземляющие проводники КТП 25 кВ должны быть двойными из провода ПБСМ-70 или стального прутка диаметром не менее 12 мм каждый. Их подключение осуществляют без установки разъединители в цепи заземления.
При однониточных рельсовых цепях заземляющие проводники присоединяют непосредственно к тяговому рельсу ближайшею пути по обе стороны неизолируюшего стыка, а при двухниточных рельсовых цепях — к среднему выводу путевого дроссель-трансформатора (выравнивающего дросселя).
Непосредственно к тяговому рельсу допускается присоединять заземляющие проводники от КТП мощностью до 25 кВ А.
2.23.48. Разъединители с приводом, разрядники, ОПН и предохранители КТП 25 кВ, а также секционирующие ДПР разъединители при установке их на опоре контактной сети заземляются совместно с заземлением элементов крепления контактной подвески двумя проводниками наглухо на рельсовую цепь.
Использование для этих целей троса группового заземления не допускается.
При размещении указанного оборудования на отдельно стоящей опоре, установленной на расстоянии менее 5 м от пути, заземление выполняют на рельсовую цепь, а если опора находится от КТП на расстоянии менее 10 м — на заземляющий контур КТП.
При несоблюдении этих условий опоры заземляют на самостоятельный контур.
В цепи заземления искровые промежутки используют
Ток утечки будет равен напряжению, делённое на сопротивление, естественно. Сопротивление будет равно замеренному относительно рельса, а напряжение - это потенциал "рельс- земля", который замерил электромеханик по коррозии в ЭЧ. Спросите у него потенциальную диаграмму.
Для опор контактной сети расчётный ток утечки не должен превышать 40 мА. Думается, для железобетонных светофорных стоек - примерно так же.
Но, поскольку в цепи "заземления" присутствует защитное устройство (искровой), и он исправен, то опасность электрокоррозии возникает только в случае неисправности оного.
Ссылайтесь на ЦЭ-191 и ЦЭ-518.
Вполне вероятно, что падение мачт светофоров произошло из-за несвоевременной проверки проверки исправности искровых промежутков.
На мой взгляд следовало бы измерить сопротивление цепи "оснастка светофора - средняя точка ДТ(рельс)" и на него делить падение напряжения, измеренное на искровом промежутке. Если присутствует "ток утечки" то прямое измерение сопротивления омметром участка "оснастка светофора - средняя точка ДТ(рельс)" будет затруднено.:net: Если присутствует "ток утечки" то прямое измерение сопротивления омметром участка "оснастка светофора - средняя точка ДТ(рельс)" будет затруднено.:net:даже если в качестве омметра использовать ИС-10 (измеритель сопротивления заземления)?
Luke добавил 23.05.2015 в 13:53
цифры есть. 10мА - для жб мачты и 2,5мА - для жб фундамента с металлической мачтой
Но, поскольку в цепи "заземления" присутствует защитное устройство (искровой), и он исправен, то опасность электрокоррозии возникает только в случае неисправности оного.Ссылайтесь на ЦЭ-191 и ЦЭ-518. при исправном ИП путь для тока утечки "арматура жб конструкции - земля - рельс" (а следовательно предпосылка для электрокоррозии)! разве не так? в качестве омметра использовать ИС-10 Подобные измерители вполне подойдут.:raD:
Откуда вообще в арматура жб конструкции берётся ток, который желает непременно в рельс убежать? |
с контактной сети через изолятор течет
при понижении сопротивления изолятора до 100 МОм (роса, пыль) ток будет уже четверть ампера
Вот! Откуда эта фраза?
А в тк 12.2.1 написано: "Сопротивление цепи `оснастка светофора -земля` более 10кОм исключает коррозию."
ещё раз подчеркну: рельс и земля - это две большие разницы
Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
В цепи заземления искровые промежутки используют
ГОСТ Р 55602-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АППАРАТЫ КОММУТАЦИОННЫЕ ДЛЯ ЦЕПИ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ И ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Общие технические условия
Switching devices forrailway traction network and power substations earthing. General specifications
Дата введения 2014-06-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТелеКом-Бизнес"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и ТР ТС 002/2011 "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", принятых решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на коммутационные аппараты для цепи заземления тяговой сети и тяговых подстанций железных дорог: искровые промежутки, диодные заземлители опор контактной сети (далее - диодные заземлители), устройства защиты станций стыкования (далее - УЗСС), короткозамыкатели отсасывающей линии тяговой сети (далее - короткозамыкатели) и разрядные устройства.
Примечание - Далее по отношению к объекту стандартизации, если не требуется специальное уточнение, применяется термин "коммутационные аппараты".
Настоящий стандарт не распространяется на порядок выбора и применения указанных выше изделий при проектировании и сооружении электроустановок.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 9.316-2006 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ Р 50571.1-2009 (МЭК 60364-1:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
ГОСТ Р МЭК 60050-195-2005 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.303-91* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9.303-84, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний
ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 1516.2-97 Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции
ГОСТ 1516.3-96 Электрооборудование переменного тока на напряжения от 1 до 750 кВ. Требования к электрической прочности изоляции
ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 16357-83 Разрядники вентильные переменного тока на номинальные напряжения от 3,8 до 600 кВ. Общие технические условия
ГОСТ 17441-84 Соединения контактные электрические. Правила приемки и методы испытаний
ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам
ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. Маркировка
ГОСТ 18986.24-83 Диоды полупроводниковые. Метод измерения пробивного напряжения
ГОСТ 21107.7-75 Приборы газоразрядные. Метод измерения электрических параметров искровых разрядников
ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 17703, ГОСТ 18311, ГОСТ Р 27.002, ГОСТ Р 53685 и ГОСТ Р МЭК 60050-195, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 статическое напряжение пробоя (искрового промежутка): Значение постоянного напряжения, при котором происходит автоматический переход искрового промежутка из непроводящего состояния в проводящее.
3.2 пробивное напряжение (диодного заземлителя): Значение обратного напряжения, приложенного к диодному заземлителю, вызывающее пробой переходов диодов.
3.3 время срабатывания (устройства защиты станции стыкования): Время между моментом превышения напряжением на токоведущих частях, к которым подключено устройство, импульсного напряжения срабатывания, и переходом устройства в проводящее состояние.
3.4 напряжение срабатывания (разрядного устройства): Значение напряжения, приложенного между выводами разрядного устройства, при котором происходит автоматический переход разрядного устройства из непроводящего состояния в проводящее.
3.5 устройство защиты станций стыкования: Коммутационный аппарат, предназначенный для электрического соединения между собой токоведущих частей, нормально находящихся под напряжением выше 1000 В постоянного тока пунктов группировки станций стыкования, и рельса железнодорожного пути при превышении напряжением на токоведущих частях импульсного напряжения срабатывания УЗСС.
4 Классификация
4.1 Изделия, составляющие объект стандартизации настоящего стандарта, классифицируют следующим образом:
Читайте также: