В цепи заземления искровые промежутки используют

Обновлено: 28.04.2024

Искровые промежутки и роговые разрядники

Для защиты линий и оборудования подстанций от перенапряжений используют следующие устройства:

- искровые промежутки, разрядники и ОПН для защиты отдельных точек на линии;

- тросы и заземления опор на линиях;

- роговые разрядники, трубчатые разрядники на контактной сети;

- разрядники и ОПН на подстанциях;

- в отдельных случаях – конденсаторы для снижения грозовых перенапряжений.

Защитное действие тросов и молниеотводов основано на отводе тока молнии от защищаемого оборудования. Остальные защитные устройства выполняют две функции:

- присоединение защищаемой цепи к заземлителю при воздействии перенапряжения (непосредственная защитная функция);

- отключение защищаемой цепи от заземления при окончании действия перенапряжения, что часто связано с отключением возникшего короткого замыкания в защищаемой цепи.

Искровые промежутки являются самым простым и дешевым устройством защиты от перенапряжений, в настоящее время применяется редко. В сетях напряжением 3..35 кВ могут выполняться в виде рогов, способствующих растягиванию и гашению дуги из-за электродинамических сил и тепловых потоков. В сетях до 35 кВ длина защитного промежутка мала, и для предотвращения замыкания промежутка птицами в заземляющих спусках создаются дополнительные искровые промежутки.

Параметры искровых промежутков приведены в табл. 9.1.

Таблица 9.1 – Параметры искровых промежутков

Параметр Номинальное напряжение, кВ
Длина основного промежутка, мм
Длина дополнительного промежутка, мм -
Амплитуда пробивного напряжения 50 Гц, кВ ампл.
Импульсное пробивное напряжение, кВ (для отрицательного импульса)

Искровые промежутки обладают целым рядом недостатков, основные из которых следующие:

- срабатывание искровых промежутков приводит к короткому замыканию, которое должно отключаться выключателями; при переходном процессе среза напряжения могут возникнуть перенапряжения на продольной изоляции трансформаторов, реакторов и электрических машин;

- большой статистический разброс пробивных напряжений затрудняет координацию изоляции;

- вольт-секундная характеристика искрового промежутка из-за резкой неоднородности поля имеет подъем в области малых времен, соответствующих грозовым перенапряжениям, и защищаемая изоляция может остаться незащищенной (рис. 9.1).

Рисунок 9.1 - Вольт-секундные характеристики изоляции (1) и искрового промежутка с резконеоднородным полем (2)

Достаточно широко применяемые на контактной сети роговые разрядники выполняются либо с одним искровым промежутком, либо с двумя искровыми промежутками (рис. 9.2). Действующие «Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети» требуют применения роговых разрядников с двумя искровыми промежутками.

Рисунок 9.2 - Роговые разрядники, применяемые на контактной сети

Параметры роговых разрядников приведены в табл. 9.2

Таблица 16.3 - Параметры роговых разрядников

Параметр С одним искр. промежутком С двумя искровыми промежутками
Напряжение к/с, кВ 3.3 3.3
Расстояние, мм 10..11 4,5..5,5 40..50
Амплитуда пробивного напряжения 50 Гц, кВ ампл.
Импульсное пробивное напряжение, кВ
Наибольший ток, при котором дуга может погаснуть самостоятельно, кА -
Время гашения дуги, с 0,25..0,6 0,2..0,6 -

Способность гашения дуги роговым разрядником сильно зависит от скорости и направления ветра. Дуга гаснет быстрее при направлении ветра перпендикулярно плоскости разрядника.

Текущий ремонт заземлений опор

Проверяют подключение заземления к тяговому рельсу. При двухниточной рельсовой цепи обращают внимание на то, чтобы в пределах одного блок-участка заземления всех опор были присоединены к одной рельсовой нити. При двойном заземлении расстояние между точками подключения проводов к рельсу не должно превышать 200 мм. Между рельсами и опорой контактной сети заземляющий проводник должен быть изолирован от земли, окрашен и хорошо виден. Проверяют состояние полушпалы и крепление к ней заземляющего проводника.
На металлической опоре проверяют подключение заземляющего проводника. Оно должно быть выполнено болтовым соединением. Подключение заземления к основным уголкам опоры не допускается. На железобетонной опоре проверяют подключение заземляющего проводника к спуску провода заземления, проложенному с полевой стороны опоры. Спуск провода должен быть натянут и окрашен. Индивидуальное заземление подключают к тяговому рельсу наглухо или через искровые промежутки.

Проверка и ремонт индивидуальных заземлений

Групповые заземления.

Проверяют длину L троса группового заземления, расстояние от изолятора или анкеровки до места подключения к тяговому рельсу, марку троса и стрелу его провеса. В качестве примера в табл. 20 приведены данные для троса ПБСМ-70. Общая длина одной секции провода группового заземления из стального троса не должна превышать 300 м, из биметаллического троса — 400 м на дорогах переменного тока и 600 м на дорогах постоянного тока. Натяжение троса должно быть не более 4 кН. Высота подвески троса от уровня земли должна быть не менее 5 м. У изолирующих стыков рельсовой цепи трос группового заземления должен быть секционирован. Проверяют узлы крепления троса на опорах, присоединения заземляющего провода к тросу и тяговому рельсу. Необходимо убедиться в отсутствии уменьшения площади сечения цепи консоль—рельс. Проверяют состояние заземляющих спусков на железобетонной опоре. Групповые заземления должны подключаться на расстоянии 0,5 L к тяговому рельсу или средней точке путевого дроссель-трансформатора двумя заземляющими проводниками либо наглухо, либо через искровые промежутки, либо через диодный заземлитель.

Групповые заземления


Таблица

Заземление контактной сети и воздушной линии

Подготовка переносной заземляющей штанги

Перед установкой штангу осматривают. Она должна иметь медный заземляющий трос площадью сечения не менее 50 мм2 для заземления контактной сети и не менее 25 мм2 для заземления ВЛ напряжением ниже 1000 В, а также 6—10 кВ с проводом площадью сечения менее 50 мм2. Обращают внимание на заземляющий трос: обрывы жил, ослабление крепления троса к башмаку или к штанге не допускаются. Проверяют наличие и исправность блокировочного соединения, общее состояние накидного крюка и древка. До наложения заземления заземляющий провод штанги специальным зажимом (башмаком) надежно прикрепляют к тяговому рельсу, вынимают ключ блокировки и собирают штангу. Если заземление на рельс затруднено, разрешается подключать штангу к тросу группового заземления, к металлической опоре или заземляющему спуску опоры. Убеждаются в отсутствии обрыва заземляющего спуска и надежности крепления его к рельсу.

Искровые промежутки и диодные заземлители в цепи заземления шунтируют, устанавливая шунтирующую штангу.

Проверка отсутствия рабочего напряжения и наложение заземления.

Непосредственно перед наложением заземления убеждаются в отсутствии рабочего напряжения в линии. Для этого прикасаются острием крюка переносной заземляющей штанги к токоведущим частям не ближе 1 м от изолятора и по искре определяют наличие или отсутствие рабочего напряжения.
Следует помнить, что отключенные линии могут находиться под наведенным напряжением или под действием емкостных потенциалов. Указанное напряжение, так же как и рабочее, дает при проверке искру. Однако искра в этом случае значительно слабее.
Необходимо следить, чтобы работник не касался заземляющего троса. Проверяют отсутствие напряжения и в резиновых диэлектрических перчатках завешивают первую заземляющую штангу. Не допускается проверять отсутствие напряжения прикосновением острия крюка заземляющей штанги к контактным проводам, тросам в непосредственной близости от изоляторов независимо от их числа. После того как убедятся в отсутствии рабочего напряжения, заземляющую штангу завешивают на токоведущие части контактной сети.
Заземляющий трос и древко штанги располагают таким образом, чтобы они не входили в габарит приближения строений.

Первую заземляющую штангу завешивает лицо с квалификационной группой не ниже III под непосредственным наблюдением руководителя работ. Последующие заземляющие штанги по указанию руководителя работ могут завешивать два электромонтера с квалификационной группой не ниже III, один из которых ведет наблюдение. Разрешается заземлять контактную сеть для осмотра крышевого оборудования э. п. с. электромонтеру с квалификационной группой не ниже III совместно с машинистом локомотива или его помощником.

Наложение переносного заземления на провода ВЛ 6—10 кВ выполняют в строгой последовательности. После присоединения провода заземления к тяговому рельсу завешивают первую заземляющую штангу на нижний провод 1, вторую — на верхний провод 2, ближний к опоре, третью — на верхний провод 3, дальний от опоры с полевой стороны. Снятие заземляющих штанг выполняют в обратной последовательности. Места подключения заземления должны быть зачищены. Заземление ВЛ 6—10 кВ, проводов ДПР, волновода, расположенных на опорах контактной сети, на период работ выполняют на тяговый рельс; заземлять эти провода на искусственный заземлитель не допускается.
В случае заземления провода ВЛ на металлическую опору проверяют целость заземляющего спуска.

ПУТЕКС. Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217

2.23.1. Заземление конструкций и устройств контактной сети и совмещенных с нею ВЛ, а также других сооружений и устройств на электри­фицированных линиях должны обеспечивать: надежную работу защиты от токов коротких замыканий, электробезопасность обслуживающего персонала и других лиц, нормальное функционирование рельсовых це­пей автоблокировки и электрической централизации, ограничения утеч­ки тяговых токов на участках постоянного тока.


  1. Устройства слива, налива и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, принадлежащие организациям федерального же­лезнодорожного транспорта, должны быть защищены от искрообразования на контактной сети и ВЛ в соответствии с Указаниями по проектированию зашиты от искрообразования на сооружениях с лег­ковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог.

  2. Металлические опоры контактной сети и конструкции крепле­ния контактной сети и ВЛ на железобетонных и деревянных опорах или неметаллических искусственных сооружениях, а также все металличес­кие конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, прожекторные мачты, крыши зданий и гидроколонки), распо­ложенные на расстоянии менее 5 м в плане от проводов и элементов контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземле­ны. Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния кон­тактной сети переменного тока металлические сооружения, на которых возникают опасные наведенные напряжения.

  3. Заземление опор контактной сети и находящихся вблизи нее со­оружений осуществляют индивидуальными или групповыми заземляющими проводниками, присоединенными к тяговым рельсам или средним точ­кам путевых дроссель-трансформаторов (выравнивающих дросселей) непосредственно (глухим присоединением) или через защитные устройства.

  4. В качестве защитных устройств в цепи заземления использу­ют искровые промежутки, диодные заземлители или диодно-искровые заземлители (диодный заземлитель и два запараллеленных искровых промежутка).

  5. На электрифицированных участках постоянного тока металли­ческие опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряже­нием выше 1000 В на железобетонных опорах заземляют на рельсовую цепь:

через диодный заземлитель — при групповом заземлении опор в анод­ных и знакопеременных зонах;

через диодно-искровой заземлитель — при групповом заземлении независимо от потенциальной зоны при сопротивлении цепи зазем­ления опор менее 6 Ом на 1 км при подключении к тяговому рельсу и менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель-трансфор­матора;

наглухо при индивидуальном заземлении, если сопротивление цепи заземления не менее 10 кОм и имеются в отверстиях для закладных дета­лей изолирующие втулки и под хомутами изолирующие прокладки.

Детали крепления траверсы (кронштейна) ВЛ напряжением выше 1 кВ подключают к заземляющему проводу опоры контактной сети. При подвеске проводов должны соблюдаться требования пункта 2.20 на­стоящих Правил.

2.23.7. На электрифицированных участках переменного тока металли­ческие опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряже­нием выше 1000 В на железобетонных опорах заземляют на рельсовую цепь:

через искровой промежуток — при индивидуальном заземлении, если сопротивление опоры менее 100 Ом при подключении заземления к рельсу двухниточной рельсовой цепи менее 5 Ом — при подключении к сред­ней точке дроссель-трансформатора;

через искровой промежуток — при групповом заземлении, если со­противление цепи заземления опор менее 6 Ом на 1 км при подключе­нии к рельсу двухниточной рельсовой цепи и менее 5 Ом — при подклю­чении к средней точке дроссель-трансформатора;


  1. Опоры жестких и гибких поперечин с неизолированными от опор поперечными несущими и фиксирующими тросами заземляют толь­ко с одной стороны. Если на опоре имеется разрядник или ограничитель перенапряжения (ОПН), то заземление устанавливают на этой опоре. На изолированных гибких поперечинах заземляют обе опоры.

  2. Сооружения и конструкции, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных платформ, переезды и переходы на уровне же­лезнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки или прохода пассажиров, пешеходные и сигнальные мостики), на участках переменного тока заземляют наглухо двойными проводниками.

  1. Металлические и железобетонные опоры питающих линий, расположенных на расстоянии 5 »• и более от путей, заземляют на отса­сывающую линию или специально подвешенные провода группового за­земления, присоединяемые к тяговой рельсовой цепи при постоянном токе через искровые промежутки, а при переменном токе — без искро­вых промежутков.

  2. Заземление концевых опор питающих линий, расположенных у тяговых подстанций, на которых установлены разъединители, осуще­ствляют глухим присоединением к внешнему контуру заземления под­станции.

Длина и площадь сечения провода группового заземления должны быть проверены по условиям обеспечения нормальной работы защиты от то­ков короткого замыкания. При этом у металлических опор, удаленных от места присоединения отсасывающей линии или группового заземления к рельсовой цепи на участках постоянного тока на расстояние более 1 км, а переменного тока — более 0,5 км, должен быть выравнивающий контур, соединенный с опорой двумя проводниками.

2.23.12. Заземляемый рог разрядника, основание ОПН, ручной или моторный привод секционного разъединителя при постоянном токе изо­лируют от опоры изолирующими прокладками с сопротивлением изоля­ции не менее 10 кОм и заземляют индивидуально на средний вывод дрос­сель-трансформатора или тяговый рельс без защитных устройств.

Заземление рогового разрядника и основания ОПН выполняют оди­ночным проводником с двойным петлевым креплением к рельсу, а при­водов секционных разъединителей — двойным проводником.

При подключении заземляющих проводников разрядников и ОПН к рельсовой цепи должны соблюдаться требования, изложенные в под­пункте 2.23.16 настоящих Правил.

2.23.13. Оболочка и броня кабеля дистанционного управления секци­онными разъединителями должны быть изолированы от корпуса приво­да и конструкций его крепления на опоре. Сопротивление изоляции дол­жно быть не менее 10 кОм.

2.23.14. Спуски разрядников и ОПН, установленных на опорах питаю­щих линий или на самостоятельных опорах ВЛ (ДПР) на обходах, рас­положенных на расстоянии 5 м и более от путей, присоединяют к инди­видуальному контуру заземления с сопротивлением не более 3 Ом при постоянном токе и не более 10 Ом при переменном токе.

Заземляемые выводы разрядников и ОПН, устанавливаемых на каж­дом конце кабельных вставок, соединяют с концевой муфтой (ворон­кой), броней и оболочкой кабеля и присоединяют на свой заземлитель с сопротивлением не более 10 Ом.

2.23.15. Для групповых заземлений применяют провода ПБСМ-70, АС-70, ПБСА-50/70, С-95 или провода большей площадью сечения.

Провод группового заземления присоединяют к рельсовой цепи по Т- или Г-образной схеме, при этом он секционируется у изолирующих стыков.

Максимальные длины проводов группового заземления указаны в таб­лице 2.23.1.

Г-образная для опор:

1200 (2x600) 600 (2x300)
600

Максимальное натяжение провода группового заземления не должно превышать 4 кН (400 кгс). Провод группового заземления анкеруют на опоре с изоляцией жестко, без устройства оттяжки, на высоте 4 м от поверхности земли.

Длину провода группового заземления проверяют на режим короткого замыкания расчетным или опытным путем.

2.23.16. Расстояние между местами присоединения к рельсам спусков группового заземления, разрядников и ОПН должно быть не менее 100 м.

Заземляющие спуски заземления присоединяют к средней точке дрос­сель-трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, но не ближе 200 м от места подключения аппаратуры рельсовой цепи, а в зонах веч­ной мерзлоты — не ближе 300 м.


  1. К групповым заземлениям не подключают опоры с сопротив­лением ниже 100 Ом, роговые разрядники, ОПН, приводы разъедини­телей, комплектные подстанции, посты секционирования и пункты па­раллельного соединения.

  2. Индивидуальные заземления на всем протяжении и спуски от провода группового заземления после защитных устройств, а при их от­сутствии — от провода группового заземления, выполняют стальным прутком диаметром не менее 12 мм при постоянном токе и 10 мм — при переменном токе, как правило, одинарным. Двойное заземление выпол­няют в случаях, оговоренных настоящими Правилами.

2.23.19. Заземляющие проводники между опорой и рельсом необходи­мо изолировать от земли с применением полиэтиленовых трубок или полушпал.

Места присоединения заземляющих проводников к рельсам, путевым дроссель-трансформаторам, выравнивающим дросселям и заземляемым конструкциям должны быть доступны для контроля.

В общедоступных местах заземления не должны препятствовать прохо­ду людей, на платформах заземления прокладывают под низом платфор­мы ИЛИ в желобе, расположенном на ней. Заземляющие проводники под рельсами жестко закрепляют на шпалах или укладывают в асбоцемент­ных или полиэтиленовых трубах, обеспечивая надежную изоляцию от пересекаемых рельсов.

2.23.20. На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники опор и конструкций с контактной се­тью на перегонах необходимо присоединять в пределах каждого блок-участка, а при бесстыковых рельсовых цепях в пределах перегона к од­ной и той же рельсовой нити. При однониточных рельсовых цепях зазем­ляющие проводники подключают только к тяговым нитям этих цепей.

Присоединения заземлений к рельсовым цепям указывают на планах рельсовых цепей, согласованных с дистанцией сигнализации железной

2.23.21. Присоединение к тяговому рельсу проводников защитного и рабочего заземления производят механическим способом без примене­ния сварки — зажимами с крюковым болтом или к средней точке дроссель-трансформатора — соединительными зажимами.

Двойные заземляющие спуски в месте присоединения у рельса долж­ны образовывать петлю, расстояние между ними должно быть не более


  1. Защитные устройства в цепи заземления устанавливают: ис­кровые промежутки — на высоте 0,5 — 1,0 м. диодные (диодно-искровые) заземлители — на высоте 1,7 м, в общедоступных местах — на вы­соте 2,5 м от уровня земли или платформы.

  2. Прокладываемые по опорам и конструкциям заземляющие проводники на всем протяжении должны обеспечивать непрерывность электрической цепи, каждый заземляющий элемент присоединяют от­дельным ответвлением. Запрещается последовательное их включение в заземляющий проводник. На всем протяжении они должны быть доступ­ны для осмотра, оцинкованы или окрашены. На железобетонных опорах они должны находиться с полевой или боковой стороны в натянутом состоянии. Во избежание касания опор спуски крепят к деревянным или полимерным изолирующим прокладкам, закрепленным на опорах.

  3. Разъемные соединения должны быть тщательно зачищены от окислов и надежно закреплены. Сварные соединения должны выполняться в нахлестку длиной, равной шести диаметрам прутка или двойной ши­рине полосы.

  1. Металлические и железобетонные опоры, установленные на мостах, а также конструкции крепления контактной сети должны быть соединены наглухо с конструкциями металлического моста или с цепью заземления железобетонного моста.

  2. На искусственных сооружениях, где металлическая арматура крепления ВЛ напряжением до 1000 В не имеет дополнительной изоля­ции, необходимо соединять конструкцию сооружения:

2.23.28. Металлические корпуса постов секционирования и пунктов параллельного соединения контактной сети заземляют глухим двойным заземляющим проводником, подключенным к средним точкам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов или к тяговому рельсу.

Сопротивление заземления фундамента поста секционирования или пункта параллельного соединения должно быть: при переменном токе — не менее 5 Ом при подключении к средней точке дроссель-транс­форматора и 100 Ом — при подключении к рельсу; при постоянном токе — не менее 500 Ом независимо от способа присоединения к рель­совой цепи. При меньшем сопротивлении в цепь заземления включают диодный заземлитель.

2.23.29. Пункты группировки станций стыкования заземляют на тя­говую рельсовую цепь так же, как и посты секционирования или пунк­ты параллельного соединения переменного тока. Вокруг пункта груп­пировки сооружают выравнивающий контур, при этом внутренний и выравнивающий контуры соединяют между собой и с заземляющими
проводниками.

Устройство защиты станций стыкования заземляют двумя спусками на внутренний контур пункта группировки и тяговую рельсовую цепь.

2.23.30. Рабочее заземление автотрансформаторных пунктов систе­мы электроснабжения 2x25 кВ выполняют двумя проводниками каж­дый площадью сечения, рассчитанной на полный ток, подключаемы­ ми наглухо к средней точке путевого или дополнительного дроссель-трансформатора.

2.23.31. В системе переменного тока с отсасывающими трансформато­рами корпус трансформатора и заземляющие спуски его разрядников заземляют наглухо двумя стальными прутками к средней точке путевого дроссель-трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, если сопротивление заземления фундамента трансформатора не менее 5 Ом.

Рабочие перемычки (заземления) обратного провода присоединя­ют наглухо к средним точкам путевых или дополнительных дроссель-

трансформаторов. Расстояние между точками присоединения должно быть не менее 4 км при чередующейся системе установки отсасываю­щих трансформаторов.


  1. Экранирующий провод контактной сети 25 кВ присоединяют к средней точке путевого дроссель-трансформатора (выравнивающего дрос­селя) через два дроссельных стыка на третий, но не чаше 4 км.

  2. У пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением переменного тока рабочее и защитное заземление является общим. Ею подключают к рельсовой цепи путей отстоя глухим присое­динением двух проводов каждый площадью сечения, рассчитанной на полный ток.

2.23.34. Заземление шкафов управления пунктов электрообогрева для очистки стрелочных переводов осуществляют на общий контур заземле­ния с питающей его подстанцией. Трансформаторные ящики пункта электрообогрева не заземляют, так как система электропитания должна обес­печивать защитное отключение напряжения.

2.23.35. Детали крепления траверс ВЛ напряжением выше 1000 В на опорах контактной сети подключают к заземляющему проводнику опоры. Отдель­но стоящие опоры на обходах на расстоянии менее 5 м от путей заземляют посредством группового заземления на рельсовую цепь, а расположенные на расстоянии 5 м и более — на самостоятельный контур заземления.

2.23.36. Кронштейны и детали крепления линий дистанционного управ­ления, освещения и ВЛ другого назначения напряжением до 0,4 кВ на опо­рах и конструкциях контактной сети в цепь заземления опор и конструкций не включают. На железобетонных опорах спуск заземления опоры должен быть изолирован от хомута крепления кронштейна ВЛ деревянной или пла­стмассовой прокладкой или устроен обвод хомута кронштейна.


  1. Отдельно стоящие железобетонные и металлические опоры ВЛ 0,4 кВ на обходах, расположенные на расстоянии 5 м и более от пу­тей, заземляют на самостоятельный контур заземления.

  2. Металлические оболочки сигнальных, силовых, телефонных и других кабелей, не имеющих наружные пластмассовые покрытия или защитные шланги, расположенные на металлических и железобетонных конструкциях, заземленных на рельс, должны быть от них изолированы. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.

  3. Корпуса прожекторов и светильников всех типов, устанавли­ваемые на опорах контактной сети и жестких поперечинах, а также на самостоятельных опорах, расположенных на расстоянии менее 5 м от путей, крепят на деревянных брусьях (траверсах) и заземляют на участ­ках постоянного тока присоединением к заземленному нулевому прово­ду. На участках переменного тока корпуса прожекторов и светильников к нулевому проводу не присоединяют и не заземляют.

2.23.40. Кронштейны для подвески на железобетонных опорах контак­тной сети кабелей ВОЛС без металлических элементов, если над ними нет проводов напряжением выше 0,4 кВ, не заземляют.

Кронштейны для подвески кабелей ВОЛС с металлическими элемен­тами, в том числе бронированные, а также кабелей ВОЛС без металли­ческих элементов, если и над ними имеются провода напряжением выше 0,4 кВ, включают в цепь заземления опоры.

На участках постоянного тока заземленные кронштейны для подвески кабелей ВОЛС должны быть изолированы от опоры изолирующими про­кладками сопротивлением не менее 10 кОм.

2.23.41. Заземление секций волноводного провода при переменном токе в контактной сети осуществляют присоединением спусков из стального прутка диаметром не менее 10 мм изолированно от опоры на индивиду­альный самостоятельный заземлитель сопротивлением не более 60 Ом или к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов (выравнивающих дросселей) при двухниточных рельсовых цепях, а при однониточных рельсовых цепях к тяговому рельсу. Расстояние между спусками оп­ределяют расчетом при проектировании.


  1. КТП, питаемые от ВЛ 10 (6) кВ, проложенных по опорам контактной сети, устанавливают на самостоятельной опоре или фунда­менте и заземляют на контур заземления двумя проводами ПБСМ-70 или двумя стальными прутками диаметром не менее 12 мм каждый.

  2. Заземление рамы разъединителя, основания разрядника, ОПН и предохранителя на отдельно стоящей опоре для подключения КТП 10 (6) и 35 кВ осуществляют на контур заземления КТП, а при установке опоры на расстоянии более 10 м от КТП — на самостоятель­ный контур с сопротивлением заземления не более 10 Ом.

  1. Однофазные КТП 25 кВ, в том числе и подъемно-опускные, предназначенные для питания сигналов автоблокировки, заземляют на дроссель-трансформатор того же пути, что и питаемый ими релейный шкаф. Допускается заземление на самостоятельный контур без подклю­чения к рельсовой цепи.

  2. Трехфазные КТП 25 кВ мощностью выше 25 кВА, предназна­ченные для питания нетяговых потребителей, заземляют на тяговую рельсовую цепь. Вокруг КГП сооружают выравнивающий контур, к которо­му присоединяют корпус КТП в двух местах. Сопротивление выравни­вающею контура не нормируется.

2.23.46. У КТП 25 кВ, имеющих выравнивающий контур, вторичную обмотку трансформатора, работающего к системе с глухозаземленной нейтралью, заземляют на самостоятельный контур заземления.

При системе с изолированной нейтралью вторичной обмотки вынос­ной контур не требуется.

2.23.47. Заземляющие проводники КТП 25 кВ должны быть двойными из провода ПБСМ-70 или стального прутка диаметром не менее 12 мм каждый. Их подключение осуществляют без установки разъединители в цепи заземления.

При однониточных рельсовых цепях заземляющие проводники присо­единяют непосредственно к тяговому рельсу ближайшею пути по обе стороны неизолируюшего стыка, а при двухниточных рельсовых цепях — к среднему выводу путевого дроссель-трансформатора (выравниваю­щего дросселя).

Непосредственно к тяговому рельсу допускается присоединять зазем­ляющие проводники от КТП мощностью до 25 кВ А.

2.23.48. Разъединители с приводом, разрядники, ОПН и предохрани­тели КТП 25 кВ, а также секционирующие ДПР разъединители при ус­тановке их на опоре контактной сети заземляются совместно с заземле­нием элементов крепления контактной подвески двумя проводниками наглухо на рельсовую цепь.

Использование для этих целей троса группового заземления не допус­кается.

При размещении указанного оборудования на отдельно стоящей опо­ре, установленной на расстоянии менее 5 м от пути, заземление выпол­няют на рельсовую цепь, а если опора находится от КТП на расстоянии менее 10 м — на заземляющий контур КТП.

При несоблюдении этих условий опоры заземляют на самостоятель­ный контур.

В цепи заземления искровые промежутки используют

Ток утечки будет равен напряжению, делённое на сопротивление, естественно. Сопротивление будет равно замеренному относительно рельса, а напряжение - это потенциал "рельс- земля", который замерил электромеханик по коррозии в ЭЧ. Спросите у него потенциальную диаграмму.

Для опор контактной сети расчётный ток утечки не должен превышать 40 мА. Думается, для железобетонных светофорных стоек - примерно так же.

Но, поскольку в цепи "заземления" присутствует защитное устройство (искровой), и он исправен, то опасность электрокоррозии возникает только в случае неисправности оного.
Ссылайтесь на ЦЭ-191 и ЦЭ-518.

Вполне вероятно, что падение мачт светофоров произошло из-за несвоевременной проверки проверки исправности искровых промежутков.

На мой взгляд следовало бы измерить сопротивление цепи "оснастка светофора - средняя точка ДТ(рельс)" и на него делить падение напряжения, измеренное на искровом промежутке. Если присутствует "ток утечки" то прямое измерение сопротивления омметром участка "оснастка светофора - средняя точка ДТ(рельс)" будет затруднено.:net: Если присутствует "ток утечки" то прямое измерение сопротивления омметром участка "оснастка светофора - средняя точка ДТ(рельс)" будет затруднено.:net:

даже если в качестве омметра использовать ИС-10 (измеритель сопротивления заземления)?

Luke добавил 23.05.2015 в 13:53

Для опор контактной сети расчётный ток утечки не должен превышать 40 мА. Думается, для железобетонных светофорных стоек - примерно так же.

цифры есть. 10мА - для жб мачты и 2,5мА - для жб фундамента с металлической мачтой

Но, поскольку в цепи "заземления" присутствует защитное устройство (искровой), и он исправен, то опасность электрокоррозии возникает только в случае неисправности оного.
Ссылайтесь на ЦЭ-191 и ЦЭ-518. при исправном ИП путь для тока утечки "арматура жб конструкции - земля - рельс" (а следовательно предпосылка для электрокоррозии)! разве не так? в качестве омметра использовать ИС-10 Подобные измерители вполне подойдут.:raD:
Откуда вообще в арматура жб конструкции берётся ток, который желает непременно в рельс убежать?

с контактной сети через изолятор течет


при понижении сопротивления изолятора до 100 МОм (роса, пыль) ток будет уже четверть ампера

Тяговый ток течёт как по рельсам так и по земле. Из за разности потенциалов рельс-земля течёт ток рельс- заземление- светофор- земля, или наоборот. Тяговый ток течёт как по рельсам так и по земле. Из за разности потенциалов рельс-земля течёт ток рельс- заземление- светофор- земля, или наоборот. если ИП исправен то рельс-заземление-светофор не потечет, течет рельс - земля - светофор Замечу, что опасность электрокоррозии блуждающими токами при электрификации на переменном токе будет примерно в 300 раз меньше, нежели на постоянном. Поэтому при сопротивлении "рельс - устройство" более 10 кОм считается, что опасностью электрокоррозии в этом случае можно пренебречь и устройство можно заземлять на тяговый рельс (или среднюю точку ДТР) наглухо. при сопротивлении "рельс - устройство" более 10 кОм считается, что опасностью электрокоррозии в этом случае можно пренебречь

Вот! Откуда эта фраза?
А в тк 12.2.1 написано: "Сопротивление цепи `оснастка светофора -земля` более 10кОм исключает коррозию."


ещё раз подчеркну: рельс и земля - это две большие разницы

Powered by vBulletin® Version 3.8.1
Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

В цепи заземления искровые промежутки используют


ГОСТ Р 55602-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТЫ КОММУТАЦИОННЫЕ ДЛЯ ЦЕПИ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ И ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Общие технические условия

Switching devices forrailway traction network and power substations earthing. General specifications

Дата введения 2014-06-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТелеКом-Бизнес"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и ТР ТС 002/2011 "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", принятых решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на коммутационные аппараты для цепи заземления тяговой сети и тяговых подстанций железных дорог: искровые промежутки, диодные заземлители опор контактной сети (далее - диодные заземлители), устройства защиты станций стыкования (далее - УЗСС), короткозамыкатели отсасывающей линии тяговой сети (далее - короткозамыкатели) и разрядные устройства.

Примечание - Далее по отношению к объекту стандартизации, если не требуется специальное уточнение, применяется термин "коммутационные аппараты".

Настоящий стандарт не распространяется на порядок выбора и применения указанных выше изделий при проектировании и сооружении электроустановок.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 9.316-2006 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ Р 50571.1-2009 (МЭК 60364-1:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 1. Основные положения, оценка общих характеристик, термины и определения

ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

ГОСТ Р МЭК 60050-195-2005 Заземление и защита от поражения электрическим током. Термины и определения

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.303-91* Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9.303-84, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.3-75 Система стандартов безопасности труда. Электротехнические устройства на напряжение свыше 1000 В. Требования безопасности

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 27.003-90 Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1516.2-97 Электрооборудование и электроустановки переменного тока на напряжение 3 кВ и выше. Общие методы испытаний электрической прочности изоляции

ГОСТ 1516.3-96 Электрооборудование переменного тока на напряжения от 1 до 750 кВ. Требования к электрической прочности изоляции

ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 16357-83 Разрядники вентильные переменного тока на номинальные напряжения от 3,8 до 600 кВ. Общие технические условия

ГОСТ 17441-84 Соединения контактные электрические. Правила приемки и методы испытаний

ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 17516.1-90 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. Маркировка

ГОСТ 18986.24-83 Диоды полупроводниковые. Метод измерения пробивного напряжения

ГОСТ 21107.7-75 Приборы газоразрядные. Метод измерения электрических параметров искровых разрядников

ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 17703, ГОСТ 18311, ГОСТ Р 27.002, ГОСТ Р 53685 и ГОСТ Р МЭК 60050-195, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 статическое напряжение пробоя (искрового промежутка): Значение постоянного напряжения, при котором происходит автоматический переход искрового промежутка из непроводящего состояния в проводящее.

3.2 пробивное напряжение (диодного заземлителя): Значение обратного напряжения, приложенного к диодному заземлителю, вызывающее пробой переходов диодов.

3.3 время срабатывания (устройства защиты станции стыкования): Время между моментом превышения напряжением на токоведущих частях, к которым подключено устройство, импульсного напряжения срабатывания, и переходом устройства в проводящее состояние.

3.4 напряжение срабатывания (разрядного устройства): Значение напряжения, приложенного между выводами разрядного устройства, при котором происходит автоматический переход разрядного устройства из непроводящего состояния в проводящее.

3.5 устройство защиты станций стыкования: Коммутационный аппарат, предназначенный для электрического соединения между собой токоведущих частей, нормально находящихся под напряжением выше 1000 В постоянного тока пунктов группировки станций стыкования, и рельса железнодорожного пути при превышении напряжением на токоведущих частях импульсного напряжения срабатывания УЗСС.

4 Классификация

4.1 Изделия, составляющие объект стандартизации настоящего стандарта, классифицируют следующим образом:

Читайте также: