Требования к светодиодным светильникам для образовательных учреждений

Обновлено: 04.05.2024

Требования к светодиодным светильникам для образовательных учреждений

ГОСТ Р 54350-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Светотехнические требования и методы испытаний

Light devices. Light requirements and test methods

Дата введения 2016-01-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на осветительные приборы (светильники и/или прожекторы) внутреннего и наружного освещения, предназначенные для работы в сетях переменного или постоянного тока напряжением до 1000 В включительно.

Стандарт устанавливает классификацию, светотехнические требования и методы испытаний осветительных приборов (ОП) с электрическими источниками света.

Стандарт не распространяется на ОП:

- для транспортных средств (автомобильных, железнодорожных, авиационных, морских);

- устанавливаемые на строительных и дорожных машинах;

- для рудников и шахт;

- с индивидуальными источниками питания;

- специальные медицинские, театральные, для фото-, кино- и телесъемок.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.023 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений световых величин непрерывного и импульсного излучения

ГОСТ 8.332 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения

ГОСТ 16962.1 Изделия электротехнические. Методы испытаний на устойчивость к климатическим внешним воздействующим факторам

ГОСТ Р 54814-2011/IEC/TS 62504:2011 Светодиоды и светодиодные модули для общего освещения. Термины и определения

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55702 Источники света электрические. Методы измерений электрических и световых параметров

ГОСТ Р 56228 Освещение искусственное. Термины и определения

ГОСТ Р 56231-2014/IEC/PAS 62722-2-1:2011 Светильники. Часть 2-1. Частные требования к характеристикам светильников со светодиодными источниками света

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, ГОСТ Р 54814, ГОСТ Р 56228, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 светильник утилитарного наружного освещения: Светильник для освещения магистралей, дорог, улиц, велосипедных дорожек, тротуаров и пешеходных зон.

3.2 светильник наружного функционально-декоративного освещения: Светильник наружного освещения, совмещающий функции утилитарного и декоративно-ландшафтного освещения.

3.3 гониофотометр: Прибор для измерения пространственного распределения силы света ОП или источника света (ИС), состоящий из поворотного устройства и фотоприемника.

3.4 ближняя зона: Область пространства, центр которой совмещен с фотометрическим центром измеряемого ОП или ИС, в пределах которой не выполняется закон обратных квадратов с заданной погрешностью.

3.5 гониофотометр ближней зоны: Гониофотометр, в котором в качестве фотоприемника используют цифровой яркомер, позволяющий получать распределения силы света ОП или ИС по измерениям распределения яркости в ближней зоне.

3.6 цифровой яркомер: Измерительный оптико-электронный прибор с ПЗС матрицей для получения распределения яркости на изображении измеряемого поля.

3.7 фотоэлектрический яркомер: Прибор для измерения яркости измеряемого поля на основе преобразования видимого излучения в электрический ток.

цветовая температура T, К: Температура излучателя Планка (черного тела), при которой его излучение имеет ту же цветность, что и излучение рассматриваемого объекта

Примечание - Цветовая температура ИС определяется точкой, соответствующей его цветности на линии черного тела, нанесенной на цветовом графике международной комиссии по освещению (МКО).

коррелированная цветовая температура, К; КЦТ: Температура излучателя Планка (черного тела), имеющего координаты цветности, наиболее близкие к координатам цветности, соответствующим спектральному распределению рассматриваемого объекта

3.10 коэффициент полезного действия ОП R; КПД: Величина, определяемая отношением светового потока ОП к суммарному световому потоку установленных в нем ИС.

1 За суммарный световой поток ИС принимают сумму световых потоков каждого ИС, которые они создают независимо друг от друга вне осветительной арматуры при питании от устройства управления ОП, в положении и при температуре окружающей среды, оговоренных в стандартах или технических условиях на отдельные группы или типы этих ИС.

2 Характеристику не применяют для ОП, у которых оптическая система и ИС представляют собой единое целое, например лампы-светильника, неразборного ОП со светодиодами.

4 Маркировка


- символ, подтверждающий соответствие ОП требованиям настоящего стандарта. Форма и размеры символа приведены в приложении А;

- значение КЦТ для ОП, поставляемых с ИС.

Пример - 4500 К.

5 Классификация

5.1 Общая классификация светильников

5.1.1 Светильники подразделяют по классам светораспределения в зависимости от доли светового потока в нижнюю полусферу в соответствии с таблицей 1 и по типу кривой силы света в одной или нескольких характерных меридиональных плоскостях в нижней и/или верхней полусферах, в зависимости от коэффициента формы кривой силы света - К, в соответствии с таблицей 2 и рисунком 1.

Примечание - Здесь и далее под характерными плоскостями понимают плоскости, кривой силы света в которых в наибольшей степени характеризует светораспределение светильника. К ним относят плоскости симметрии распределения силы света, а также плоскости, содержащие направление максимума силы света.

Допускается классификация светильников только по классу светораспределения, если указание формы кривой силы света нецелесообразно, например, для светильников местного освещения, светильников для жилых помещений, декоративных светильников и т.п.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2020 г. N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения"

В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее - требования).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением:

а) подпункта "б" пункта 19, пунктов 23, 24, 28 и 29 требований, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 июля 2021 г.;

б) пункта 31 требований, утвержденных настоящим постановлением, который применяется:

в отношении светильников со светодиодами для наружного освещения - с 1 апреля 2021 г.;

в отношении светильников со светодиодами для внутреннего освещения промышленных объектов - с 1 июля 2021 г.;

в отношении светодиодных ламп и прочих светильников со светодиодами - с 1 октября 2021 г.

3. Настоящее постановление утрачивает силу по истечении 24 месяцев с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств" (ТР ЕАЭС 048/2019), но не позднее 1 января 2026 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2020 г. N 2255

Требования
к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения

I. Основные положения

1. Настоящий документ устанавливает требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения (далее - требования).

Настоящие требования не распространяются:

а) на декоративно-художественное освещение и архитектурную подсветку;

б) на иллюминацию и освещение рекламных конструкций;

в) на аварийное и эвакуационное освещение;

г) на освещение для специальных применений и военной техники.

2. Для целей настоящих требований используются следующие понятия:

"диффузный рассеиватель" - светопрозрачный элемент из матового материала, при применении которого в осветительном приборе перераспределение излучения происходит преимущественно путем диффузного отражения и (или) пропускания света;

"защитное стекло" - светопрозрачная часть оболочки осветительного прибора, при применении которой в осветительном приборе не рассеивается свет диффузно и не происходит влияния на визуально воспринимаемую яркость источника света;

"зеркально-отражающая оптическая система" - отражающая оптическая система, в которой отражение происходит преимущественно на основе явления зеркального отражения света;

"индекс цветопередачи" - мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света при определенных условиях наблюдения (с учетом хроматической адаптации наблюдателя);

"источник света" - устройство, излучающее свет в результате преобразования электрической энергии;

"коррелированная цветовая температура" - температура излучателя Планка (черного тела), имеющего значения координат цветности, наиболее близкие к значениям координат цветности, соответствующим спектральному распределению излучения рассматриваемого объекта;

"коэффициент мощности" - комплексный показатель, характеризующий линейные и нелинейные искажения формы тока и напряжения в электросети, обусловленные влиянием нагрузки;

"коэффициент пульсации светового потока" - критерий оценки относительной глубины колебаний светового потока источника света при питании его переменным током;

"кривая силы света " - график и соответствующий ему тип зависимости силы света светового потока источника света или осветительного прибора от меридиональных и экваториальных углов, получаемый сечением его фотометрического тела плоскостью или поверхностью;

"лампа направленного света" - лампа, колба которой имеет особую форму, содержит отражающие или преломляющие свет части для перераспределения или концентрации света;


"лампа ненаправленного света" - источник, излучающий свет внутри больших, вплоть до 4, телесных углов, не имеющий специальных оптических элементов для перераспределения света;

"лампа общего назначения" - лампа, применяемая для целей общего освещения помещений;

"люминесцентная лампа" - ртутная лампа низкого давления, в которой свет излучает один или несколько слоев люминофора, возбуждаемых ультрафиолетовым излучением разряда;

"малогабаритный встраиваемый светильник (даунлайт)" - концентрирующий свет небольшой светильник, как правило, встраиваемый в потолок;

"нитевидная (филаментная) светодиодная лампа" - лампа, состоящая из светодиодных источников света в виде светящихся нитей, без вторичной оптики и прозрачной или матовой (молочной) колбы (возможно применение колб различного цвета, например опаловых колб);

"номинальное значение" - количественное значение параметра, заявленное производителем;

"нормированное значение" - количественное значение параметра при заданных рабочих условиях (если не указано иное, все требования соответствуют нормированным значениям);

"осветительное устройство" - прибор, предназначенный для освещения и содержащий один или несколько электрических источников света и осветительную арматуру;

"призматический рассеиватель" - светопрозрачный элемент из прозрачного материала, преломляющий и диффузно рассеивающий проходящий через него свет от источника света благодаря неровной поверхности с тиснением (например, в виде призм, полусфер, "колотого льда" и т.д.) и снижающий визуально воспринимаемую яркость закрытого им источника света;

"прожектор" - осветительный прибор, концентрирующий излучение источников света с помощью элементов оптической системы (зеркал и (или) линз) в направлении, как правило, оптической оси с ограниченным углом излучения и, как правило, имеющий приспособления для изменения направления светового пучка (лиру), а в ряде случаев и его угловых размеров (фокусирующее устройство);


"светильник" - осветительный прибор, перераспределяющий излучение источников света внутри больших, вплоть до 4, телесных углов;

"светильник для наружного утилитарного освещения" - светильник, предназначенный для освещения магистралей, дорог, улиц, площадей в темное время суток;

"светильник для освещения пешеходных пространств" - светильник, предназначенный для освещения тротуаров, парков, скверов, садов и других территорий с пешеходным движением;

"светильник общего назначения " - светильник, предназначенный для общего освещения помещений и открытых пространств без акцентирующих эффектов и создания локального освещения;

"светильник с открытым выходным отверстием" - светильник, выходное окно которого не перекрыто рассеивателем, защитным стеклом, светоотражающей решеткой и др.;

"светильник со светодиодами" - светильник, в котором в качестве источников света используются светодиодные лампы или модули;

"светодиодная лампа" - устройство, которое не может быть разобрано без неизбежного повреждения, включающее в себя светодиодный источник света и любые дополнительные элементы, необходимые для зажигания и стабильной работы источника света;

"световая отдача" - величина, определяемая отношением светового потока источника света или осветительного прибора к потребляемой им электрической мощности и характеризующая энергетическую эффективность источника света или осветительного прибора;

"электрическая лампа" - источник оптического излучения, создаваемого в результате преобразования электрической энергии.

II. Требования к энергетической эффективности ламп общего назначения

3. Требования к энергетической эффективности ламп общего назначения устанавливаются в зависимости от типа ламп и их номинальной мощности.

4. К люминесцентным лампам со встроенным пускорегулирующим аппаратом (далее - компактные люминесцентные лампы) и светодиодным лампам устанавливаются следующие требования:


а) минимальные нормированные значения световой отдачи () компактных люминесцентных ламп ненаправленного света с общим индексом цветопередачи менее 90:

Номинальная мощность лампы, Вт


, лм/Вт


б) компактные люминесцентные лампы ненаправленного света с общим индексом цветопередачи не менее 90 должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте "а" настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9;


в) минимальные нормированные значения световой отдачи () светодиодных ламп ненаправленного света:

Номинальная мощность лампы, Вт


, лм/Вт


одноцокольные филаментные с коррелированной цветовой температурой Т ц 5000 K


Минимальные нормированные значения световой отдачи () линейных двухцокольных светодиодных ламп ненаправленного света составляют 100 лм/Вт.


Минимальные нормированные значения световой отдачи () одноцокольных светодиодных ламп ненаправленного света (кроме филаментных) составляют 95 лм/Вт;


г) светодиодные одноцокольные и линейные двухцокольные лампы с коррелированной цветовой температурой менее 3000 К должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте "в" настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,7.


Нитевидные (филаментные) светодиодные лампы с опаловыми и молочными колбами должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте "в" настоящего пункта, умноженным на коэффициенты 0,9 и 0,8 соответственно.


Светодиодные лампы с индексом цветопередачи не менее 90 должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте "в" настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9.


Светодиодные лампы со встроенным устройством регулирования светового потока должны соответствовать минимальным нормированным значениям световой отдачи (), указанным в подпункте "в" настоящего пункта, умноженным на коэффициент 0,9;


д) минимальные нормированные значения световой отдачи () компактных люминесцентных ламп направленного света и светодиодных ламп направленного света:

Номинальная мощность лампы, Вт


, лм/Вт

Требования к светодиодным светильникам для образовательных учреждений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 октября 2019 г. “Вниманию потребителя: Освещение в образовательных учреждениях”


Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 октября 2019 г. “Вниманию потребителя: Освещение в образовательных учреждениях”

7 октября 2019

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению" предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок - темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Обзор документа

Приведен обзор требований СанПиН к освещению в школах.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение. Двустороннее боковое естественное освещение возможно в кабинетах труда, актовых и спортивных залах.

Отсутствие инсоляции допускается в кабинетах информатики, актовых и спортивных залах, помещениях пищеблока, административно-хозяйственных помещениях.

Шторы и жалюзи не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника. Нельзя использовать шторы и жалюзи из ПВХ.

Для сохранения уровня естественной освещенности нельзя закрашивать оконные стекла и расставлять на подоконниках цветы.

Согласно СанПиН цветы размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см или подвесных кашпо в простенках между окнами.

"Школьные" СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Допускается ли использовать светодиодные светильники в образовательных организациях?

В общеобразовательных организациях допускается применение светодиодных светильников в качестве основного освещения помещений.

Вучебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами(раздел VII СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» п. 7.2.2.).Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения (п. 7.2.3. СанПиН 2.4.2.2821-10). В учебных помещениях следует применять систему общего освещения.

2.Какие требования предъявляются к размещению светильников с люминесцентными лампами и со светодиодами?

3.Какие требования предъявляются к источникам света?

Световые приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения прямого излучения.Осветительные установки, независимо от используемых источников света и световых приборов, должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению.

4.Допускается ли использование светильников со светодиодами в учреждениях дошкольного и профессионально-технического образования?

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.Однако замена ламп накаливания на новые источники света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований к общему искусственному освещению.

ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Освещение в образовательных учреждениях

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Искусственное освещение

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок - темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Об использовании светодиодных ламп в образовательных учреждениях

В рамках исполнения Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд.

В качестве альтернативы люминесцентному освещению все шире используется светодиодные лампы. Преимущество светодиодного светильника – низкое энергопотребление, долгий срок службы от 30000 до 50000 и более часов, простота установки, низкая температура корпуса, зачастую – небольшие габариты.

С целью определения возможности применения светодиодного освещения и светодиодных светильников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения РАМН ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при участии сотрудников других заинтересованных научных учреждений были проведены исследования психофизического воздействия светодиодного освещения и светодиодных светильников на организм человека.

Проведенные исследования показали возможность применения светодиодного освещения и светодиодных светильников в жилых и общественных зданиях.

В связи с этим в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях возможно обеспечение гигиенических норм освещенности путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе при соблюдении следующих условий:

1. При использовании в системе общего освещения условной защитный угол светильников со светодиодами должен быть не менее 90 о .

Указанный параметр по аналогии с лампами накаливания предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп, обеспечивающим эффективное рассеивание.

2. Габаритная яркость не должна превышать 5000кд/м 2 .

3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников должна составлять не более 5:1.

4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого цвета не должна превышать 4000 о К.

5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт.

В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенных для установки общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация:

- величина габаритной яркости;

- неравномерность яркости по выходному отверстию светильника;

- величина цветовой температуры.

Если информация, изложенная в паспорте и на лампах не соответствует изложенным требованиям или отсутствует, использование их не допускается.

Обращаем внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на необходимость своевременности, полноты и достоверности осуществления производственного контроля за выполнением требований, предъявляемых к общему, местному и комбинированному освещению в помещениях и в учебном процессе.

Читайте также: