Требования к светильникам в образовательных учреждениях пожарная безопасность

Обновлено: 27.04.2024

Пожарная безопасность школы в 2021 году

Пожарная безопасность школы предусматривает разработку документов, приобретение и поддержание в надлежащем состоянии средств пожаротушения, установка систем сигнализации и оповещения, проведение инструктажей, другие мероприятия. Ответственность за разработку и соблюдение мер противопожарной защиты возлагается на директора образовательного учреждения, его заместителей. Так как школы относятся к группе высокого пожарного риска, плановая проверка МЧС в них проходит 1 раз в 2 года.

Читайте в статье, что нужно сделать для обеспечения пожарной безопасности в школе, какие документы, технические средства и мероприятия нужны для защиты образовательного учреждения, как подготовится к проверкам МЧС.

Содержание

Особенности обеспечения пожарной безопасности в школах

В школах осуществляется процесс обучения детей, проводится множество дополнительных образовательных мероприятий и программ. Даже в небольших городах и поселках школы ежедневно посещают сотни детей, десятки педагогов. Для крупных образовательных учреждений в больших городах общее количество учеников и персонала может составлять тысячи человек. Это влечет повышенные риски на случай возможных пожаров:

  • в каждой школе есть множество классов и вспомогательных помещений, из которых придется быстро эвакуировать персонал и учеников;
  • ввиду возраста детей и особенностей их развития, при экстренной эвакуации они могут оказаться полностью беспомощны, что вызовет дополнительные сложности;
  • опасность может представлять даже задымление помещений и коридоров, так как дети сложнее ориентируются в пространстве, могут растеряться в чрезвычайных ситуациях;
  • дети могут сами стать причиной пожаров, поскольку невозможно на 100% контролировать их поведение и действия.

Школы изначально проектируются с учетом повышенных пожарных рисков. Чтобы снизить их, выбираются безопасные планировочные и конструктивные решения, разрабатываются системы сигнализации, оповещения и управления эвакуацией. Для здания подбираются конструкции и материалы, обладающие огнезащитными свойствами. Отделка стен, потолков и школ осуществляется только материалами, прошедшими пожарную сертификацию.

Одним из обязательных документов по пожарной безопасности в школах является план эвакуации.

Одним из обязательных документов по пожарной безопасности в школах является план эвакуации.

Не менее важны мероприятия, которые обязано обеспечить руководство школы. Разрабатываются документы по пожарной безопасности, в том числе инструкции, правила, планы эвакуации. С персоналом и детьми регулярно проводятся теоретические и практически занятия, а педагоги и обслуживающие сотрудники обязательно проходят инструктажи. Контроль за обеспечением мер пож. безопасности осуществляет госпожнадзор МЧС.

Комментарий эксперта. В школах может быть потенциально опасное электрооборудование, станки для производственных мастерских, иные аналогичные предметы. Их нужно подбирать с учетом безопасности детей и персонала. Для помещений, где размещено указанное оборудование, предусматриваются дополнительные меры защиты. Чтобы обеспечить полноценную защиту образовательного учреждения от пожаров, успешно пройти проверки МЧС, воспользуйтесь услугами компании Смарт Вэй.

Пожарная безопасность школы. Вопросы эксперту.

Константин М.

Константин М. Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет. Задать вопрос Вопрос эксперту Можно ли привлекать к проверке документов и состояния пожарной безопасности школы независимых экспертов?

Константин М.

Да, можно. Расходы, связанные с оказанием услуг по пожарной безопасности, всегда закладываются в сметах образовательных учреждений. Зависит ли пожарная безопасность школы от численности сотрудников и обучающихся?

Константин М.

Да, зависит. От численности персонала и детей зависит категория пожарной риска. По ней определяется перечень мер по пожарной безопасности. Как часто проводятся плановые проверки МЧС для школ?

Константин М.

Периодичность плановых инспекций МЧС в образовательных учреждениях может составлять 1 раз в 2 или 3 года. Это зависит от категории пожарного риска, к которой отнесена школа. Как обеспечить пожарную безопасность школы на стадии проектирования и строительства?

Константин М.

Для этого в проектной документации заполняется специальный раздел по мерам пожарной безопасности. Его проверят в ходе экспертизы проекта, при вводе объекта в эксплуатацию.

Категория пожарного риска для школ

Вся недвижимость и организации классифицируются по категориям пожарных рисков, от чрезвычайно высокого до низкого. По категориям определяется периодичность плановых инспекций пожнадзора, выбираются меры и технические средства защиты. Согласно Постановлению № 290, начальные и средние школы отнесены к категории объектов высокого риска. Это означает, что при несоблюдении обязательных требований защиты в образовательном учреждении могут возникнуть негативные последствия высокой степени тяжести.

Категория высокого риска устанавливает для школ с любой численностью учеников и персонала. В ряде случаев допускается снижение категории на одну ступень. Например, это возможно, если в учреждении не было пожаров за последние 5 лет, либо плановые проверки МЧС или независимые пож аудиты подтвердили полное соответствие параметрам защиты.

№ п/п Основные понятия в сфере пожарной безопасности Описание
1 Пожарная безопасность Состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
2 Противопожарный режим Совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты.
3 Первичные меры пожарной безопасности Реализация на объекте или предприятии норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
4 Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) Оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые независимым экспертом в области оценки пожарного риска
5 Эксперт в области оценки пожарного риска Должностное лицо, аттестованное МЧС, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимого аудита пож. безопасности, подписания заключения о независимой оценке пожарного риска

Кто отвечает за пожарную безопасность в школе

Полную ответственность за состояние пожарной безопасности в школе несет ее руководитель (директор). Именно он обязан утверждать все документы в сфере противопожарной защиты, контролировать выполнение мероприятий и работоспособность технических средств. Приказами директора может возлагаться персональная ответственность за обеспечение пожбезопасности на заместителей, других сотрудников организации.

Даже при возложении персональной ответственности директор не может устраниться от контроля за состоянием пожбезопасности. При выявлении недостатков, предписания и штрафные санкции могут назначить как руководителю школы, так и персонально ответственным лицам.

В школах обязательно делаются информационные стенды с плакатами и схемами по пожарной безопасности для детей.

В школах обязательно делаются информационные стенды с плакатами и схемами по пожарной безопасности для детей.

Нормативные акты для обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях

Чтобы обеспечить надлежащую защиту начальной или средней школы, нужно руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Закон № 69-ФЗ (скачать);
  • Закон № 123-ФЗ (скачать);
  • Постановление Правительства РФ № 390 (скачать);
  • Приказ МЧС № 645 (скачать);
  • Приказ Гособразования СССР № 541 (скачать).

Отдельно отметим необходимость соблюдения Приказа Гособразования СССР № 541. Хотя этот документ действует с 1989 года, он все еще актуален для обеспечения правил пож. безопасности в образовательных учреждениях. Последние правки в этот акт были внесены в 2006 году, поэтому его обязаны применять руководители школ.

Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях

1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.

2. Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.

Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т.к. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению. (Федеральный Закон № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).

2. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.

3. Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.

Необходимо следить, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом, а на стене ближайшего строения был указательный знак гидранта с цифрами, обозначающими координаты расположения гидранта относительно строения.

Меры пожарной безопасности в кабинетах физики,

химии и производственных мастерских

Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п.

Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.

В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.

После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с всегда закрытой плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания.

Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещается.

В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.

Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.

В лабораториях и других подобных помещениях допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостях (ГЖ) в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставлять жидкости в помещения следует в закрытой безопасной таре.

Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне огнеопасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички, случайной искры от обувных набоек, наждака. Поэтому данными жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся самостоятельно заправлять ими нагревательные приборы.

Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства пожаротушения, например, такие, как порошковый, воздушно-пенный, хладоновый огнетушители, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность таких лабораторий и мастерских должны быть компетентные специалисты.

Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

Для демонстрации учебных фильмов в школах в основном используются видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, но в некоторых школах все еще эксплуатируются киноустановки.

Демонстрация фильмов на широкопленочной аппаратуре в зданиях школы может быть разрешена только из киноаппаратной, оборудованной в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом негорючие перекрытия и не менее двух выходов. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, проведение в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

Показ учебных кинофильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс, кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился в противоположной стороне от выхода. Выход из помещения, где производится показ фильма, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

В помещении, где проводится показ кинофильма, электропроводка должна соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок. Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

В зале для кинопоказа стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

В классе, в зале во время показа кинофильма, спектакля, проведения праздничного вечера, дискотеки должен обязательно присутствовать преподаватель или воспитатель, который несет ответственность за пожарную безопасность. В это время ни в коем случае нельзя закрывать на замок эвакуационные выходы из помещения.

Порядок эвакуации из образовательных учреждений

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.

Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.

В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми.

На плане наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания.

Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.

Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:

- подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;

- объявить порядок, направление движения и место сбора;

- в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;

- собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);

- оказать, при необходимости, первую помощь;

- проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.

Допускается, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, закрывать запасные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.

При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещение, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация СО предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.

Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.

Требования к светильникам в образовательных учреждениях пожарная безопасность

в образовательных учреждениях N 11, 2012

Основные положения пожарной безопасности в образовательных учреждениях

1. Общие положения

1.2. Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных, производственных и других видов специальных работ и занятий в образовательных учреждениях, определяются соответствующими межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности и иными действующими нормативными актами в области пожарной безопасности.

1.3. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут:

- в образовательных учреждениях в целом - их руководители либо лица, их замещающие;

- в структурных подразделениях образовательного учреждения - их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя образовательного учреждения);

- руководители инженерно-технических служб образовательных учреждений в пределах их компетенции;

- при выполнении в образовательном учреждении работ по договору подрядными (субподрядными) организациями - руководители этих организаций. При этом в обязательном порядке должен осуществляться контроль со стороны должностного лица образовательного учреждения, ответственного за пожарную безопасность.

1.4. Руководители образовательных учреждений обязаны:

- обеспечить выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области пожарной безопасности;

- обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора;

- назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность территории, зданий (сооружений), помещений, структурных подразделений (отделов, кабинетов, кафедр и т.д.), а также за исправность и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты (ТСППЗ), вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, систем противопожарного водоснабжения, средств связи, оповещения и первичных средств пожаротушения;

- обеспечить обслуживание и своевременный ремонт вышеуказанных систем и устройств;

- установить в образовательном учреждении строгий противопожарный режим в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), обеспечить его соблюдение всеми работниками учреждения, учащимися и посетителями;

- организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины (далее - ДПД) и пожарно-технической комиссии (далее - ПТК), обеспечить их работу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

- создать в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами систему обучения требованиям пожарной безопасности работников образовательного учреждения, прохождения ими противопожарных инструктажей, утвердив своим приказом программу пожарно-технического минимума (далее - ПТМ) и противопожарного инструктажа, порядок и сроки их прохождения;

- обеспечить разработку и утверждение плана эвакуации людей при пожаре (далее - планы эвакуации людей), проводить в каждом полугодии практические тренировки по его отработке;

- организовать разработку памяток для работников, учащихся, посетителей и инструкций по пожарной безопасности исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и деятельности структурных подразделений образовательного учреждения;

- обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при проведении в зданиях образовательных учреждений каких-либо массовых мероприятий;

- обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в организациях с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий в случае возникновения пожара;

- в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами организовать обеспечение образовательного учреждения необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, знаками пожарной безопасности;

- осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендаторами (при их наличии);

- не реже одного раза в полугодие организовывать проверки противопожарного состояния территории, зданий, сооружений и структурных подразделений образовательного учреждения с составлением акта и принимать меры к устранению выявленных недостатков;

- приказом по учреждению определить порядок проведения огневых и строительно-монтажных работ;

- не допускать проведения работ сторонними организациями без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях образовательного учреждения;

- привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

1.5. Лица, ответственные за противопожарное состояние структурных подразделений образовательного учреждения, обязаны:

- обеспечивать соблюдение в структурных подразделениях (участках) работниками и учащимися противопожарного режима;

- знать потенциальную пожарную опасность применяемых в учебно-воспитательном или производственных процессах веществ и материалов и обеспечить их применение и хранение согласно утвержденным требованиям;

- разрабатывать и представлять на утверждение руководителю образовательного учреждения инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей при пожаре (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении);

- организовывать обучение работников требованиям пожарной безопасности на своем участке (в структурном подразделении);

- не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

- осуществлять повседневный контроль за соблюдением подчиненными работниками требований пожарной безопасности;

- знать правила пользования имеющимися ТСППЗ, пожарной техникой, пожарным оборудованием, первичными средствами пожаротушения, средствами связи и обеспечивать их исправность и работоспособность. Об обнаруженных нарушениях противопожарных требований и неисправностях пожарной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения) и принимать меры к их устранению;

- не допускать проведения огневых работ, выполняемых без наряда-допуска и выполнения нормативно-правовых требований пожарной безопасности при проведении огневых работ;

- обеспечивать по окончании рабочего дня осмотр и проведение уборки рабочих мест и помещений, отключение электроэнергии, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям эксплуатации должны работать круглосуточно;

- немедленно доводить до руководителя образовательного учреждения (структурного подразделения) сведения о возникновении аварийных ситуаций, способных привести к взрыву, пожару, а также создающих угрозу жизни и здоровью людей, и принимать необходимые меры по обеспечению эвакуации людей, остановке оборудования и недопущению возникновения пожара;

- не допускать загромождения противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями (устраивать в разрывах стоянки автотранспорта, хранить какие-либо материалы, инвентарь и оборудование), путей эвакуации, проездов, подъездов к зданиям, сооружениям, источникам противопожарного водоснабжения и пожарным лестницам, подступов к месту установки пожарной аварийно-спасательной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения;

- контролировать исправное состояние оборудования, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, молниезащиты, заземляющих устройств защиты электродвигателей и другого оборудования, принимать меры для немедленного устранения имеющихся неисправностей.

1.6. Лица, ответственные за электрохозяйство образовательного учреждения, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами* обязаны:

* Основными нормативными документами по электробезопасности являются Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163) и приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей". В них приведены требования к персоналу, эксплуатирующему электроустановки, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.

- обеспечить организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратов защиты и электросетей, а также своевременное устранение выявленных нарушений;

- осуществлять контроль за правильностью выбора и применения кабелей, проводов, аппаратов защиты, двигателей, светильников и другого электрооборудования;

- систематически контролировать состояние электрооборудования с целью предупреждения возникновения в них аварийных режимов работы.

1.7. Каждый работник образовательного учреждения обязан:

- знать и выполнять требования общей инструкции о мерах пожарной безопасности для образовательного учреждения и инструкции о мерах пожарной безопасности на рабочем месте;

- уметь применять имеющиеся в образовательном учреждении средства пожаротушения.

1.8. Ответственный дежурный по образовательному учреждению с круглосуточным пребыванием людей обязан:

- контролировать выполнение противопожарного режима в образовательном учреждении;

- периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима;

- знать количество (по списку) находящихся в образовательном учреждении людей, знать места их размещения и ежедневно сообщать в пожарную аварийно-спасательную службу сведения о количестве людей, находящихся в каждом здании учреждения;

- иметь на рабочем месте комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию, индивидуальное средство защиты органов дыхания и ручной электрический фонарь;

- проверить наличие и состояние ТСППЗ, первичных средств пожаротушения, средств связи, дежурного и аварийного освещения, путей эвакуации и эвакуационных выходов.

1.9. В каждом образовательном учреждении должны быть разработаны:

- общая инструкция о мерах пожарной безопасности;

- инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях и на отдельные помещения;

- планы эвакуации людей;

- документация по эксплуатации ТСППЗ;

- инструкции и другие эксплуатационные технические документы, содержащие требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения.

1.10. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается руководителем образовательного учреждения и должна определять требования:

- к содержанию территории, в том числе дорог и подъездов к зданиям и сооружениям;

- к содержанию зданий, помещений, сооружений и обеспечению безопасности людей при пожаре;

- к противопожарному режиму и обязанности всех работающих в образовательном учреждении по его выполнению;

- к организации и допуску к выполнению работ подрядными (субподрядными) организациями в образовательных учреждениях;

- к содержанию водоисточников, средств пожаротушения, пожарной сигнализации и связи, а также порядок вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и другие организационные вопросы;

- ответственность за состояние пожарной безопасности.

1.11. Инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях разрабатываются руководителями этих подразделений (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении), утверждаются руководителем образовательного учреждения и должны содержать:

- специфические противопожарные мероприятия для технологических и иных процессов, несоблюдение которых может привести к пожару;

- меры пожарной безопасности при эксплуатации оборудования, при подготовке к пуску их в эксплуатацию и после ремонта;

- порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов в помещениях структурного подразделения (лаборатории, мастерской, складе);

- режим применения аппаратов с открытым огнем;

- порядок сбора, хранения и удаления из помещения горючих материалов, содержания бытовых помещений, хранения санитарной и специальной одежды;

- порядок содержания имеющихся средств пожаротушения и распределение обязанностей по надзору за их техническим состоянием;

- действия работников при возникновении пожара, способ вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и членов ДПД;

- порядок остановки оборудования, отключения вентиляции, основные указания по применению средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, порядок осмотра помещений перед их закрытием.

1.12. Разрабатываемые в образовательном учреждении инструкции по пожарной безопасности и другие эксплуатационные технические документы должны основываться на действующих правилах, инструкциях и иных нормативных актах и находиться в соответствующих структурных подразделениях.

1.13. Инструкции должны периодически пересматриваться на основании противопожарного состояния образовательного учреждения и соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления, при смене руководителя, но не реже одного раза в 3 года.

1.14. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.

1.15. Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах.

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Подборка наиболее важных документов по запросу Пожарная безопасность в образовательных учреждениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Инструкция о пожарной безопасности в образовательной организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Методические рекомендации по организации административно-общественного контроля за состоянием охраны труда и пожарной безопасности в высшем медицинском образовательном учреждении
("Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", 2019, N 2)

Судебная практика: Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 41 "Охрана здоровья обучающихся" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Принимая решение о возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, суд в порядке частей 3, 6 статьи 28, части 1 статьи 41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" исходил из того, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности в образовательном учреждении об аварийном эвакуационном освещении на путях эвакуации нарушают права несовершеннолетних воспитанников данного учреждения, а также иных лиц, находящихся в нем, создает угрозу безопасности их жизни и здоровью.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 28 "Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Установив, что органами прокуратуры при проведении проверки выявлено несоответствие образовательного учреждения требованиям законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, что способствует созданию угрозы жизни и здоровью детей и персонала и эксплуатации здания учреждения, суд правомерно обязал по мере финансирования устранить нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, обоснованно исходя из того, что в нарушение статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ответчики - учредитель образовательного учреждения и общеобразовательная школа не исполнили возложенную на них обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности и пожарной безопасности здания образовательного учреждения, защиты права воспитанников учреждения на охрану их жизни и здоровья.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Актуальные организационно-правовые аспекты оказания первой помощи в образовательных учреждениях
(Соленов Ю.А.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2020, N 8) Кроме того, полученные знания и навыки по оказанию первой помощи должны закрепляться и совершенствоваться в ходе учений и тренировок в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. В образовательном учреждении ежегодно проводятся командно-штабные учения (штабные тренировки), объектовые тренировки, в ходе которых МЧС России рекомендует наряду с другими вопросами отрабатывать и действия, связанные с оказанием первой помощи в различных условиях обстановки [5].

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Сложные вопросы проверок работников работодателем"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) - пожарную безопасность в образовательных учреждениях, объектах культуры;

Нормативные акты: Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479
(ред. от 21.05.2021)
"Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" V. Научные и образовательные организации

Требования к светильникам в образовательных учреждениях пожарная безопасность

Пожарная безопасность в образовательных учреждениях, объектах культуры

СП 455.1311500.2020

"СП 455.1311500.2020. Свод правил. Блок начальных классов с дошкольным отделением в составе общеобразовательных организаций. Требования пожарной безопасности"

(утв. Приказом МЧС России от 10.01.2020 N 5)

Приказ Минкультуры РФ от 12.01.2009 N 3

"Об утверждении "Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации"

Читайте также: