Светильник над доской в школе нормы

Обновлено: 28.04.2024

Освещение детских садов и школ

Освещенность детских дошкольных учреждений и школ является очень важным звеном организации учебного процесса. Правильно рассчитанное и грамотно организованное освещение создает в помещении комфортные условия, стимулирует работу учащихся и повышает эффективность обучения. Чтобы освещение игровых комнат и учебных классов положительно влияло на результаты работы учеников и гарантировало детям здоровое зрение, при его обустройстве необходимо соблюдать требования, заложенные в государственных нормативных документах.

Содержание

Нормы освещенности в детских садах и школах

В комнатах, где постоянно находятся дети, где они учатся, выполняют определенные задачи, связанные с концентрацией внимания, должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, которые не навредят органам зрения и предотвратят усталость глаз.

Грамотно обустроена система освещения в детских учреждениях должна быть прежде всего безопасной. Электроснабжение и распределительную сеть наружного освещения на территории учреждений следует осуществлять кабельными линиями. Здесь используют только стойкие к распространению пламени электрические провода и кабели. Не применяет провода, отличающиеся интенсивной дымообразующей способностью, а также те, что обладают высокой токсичностью продуктов горения. В проекте оборудования помещений светом мелочей нет.

Нормы освещенности для школ и детсадов (по требованиям ГСН B.2.2-4: 2018 и ГСН В.2.2-3: 2018)
Наименование помещения Освещение эксплуатационное Е екс , лк Индекс цветопередачи R a , не менее
Классы, комнаты преподавателей 300 80
Кабинеты, лаборатории и кабинеты труда 500 80
Спортзалы, общие бассейны 300 80
Столовая 200 80
Игровые и групповые комнаты в детском саду 300 80

Полную версию показателей освещенности можно посмотреть в таблице, размещенной в конце статьи.

По требованиям ГСН B.2.2-4: 2018 Заведения дошкольного образования и ГСН В.2.2-3: 2018 Учебные заведения. Здания и сооружения, в детских садах и школах используют несколько видов освещения:

  • рабочее – оборудуют во всех помещениях;
  • эвакуационное – должно быть в холле и коридоре, у шкафов или вешалок, где дети раздеваются, на кухнях, в прачечных и на лестничных клетках;
  • аварийное – устанавливают на дежурных пожарных постах, в электрощитовых и тепловых пунктах;
  • дежурное – в спальнях детских садов и яслей-садов, а также в палатах приемно-карантинного отделения домов ребенка;
  • ремонтное – в технических подвалах и тепловых пунктах.

Аварийное, эвакуационное и дежурное освещение

Аварийное освещение необходимо для того, чтобы сориентироваться в здании при возникновении чрезвычайной ситуации и найти выход из помещения при пожаре. Аварийные светильники имеют свой источник питания, оно независимое от тока для рабочего света. Индекс передачи цвета аварийных светильников R a должен быть равен 40, показатели ниже 40 использовать не рекомендую. Монтаж и структура аварийного освещения имеет несколько вариантов: оно может соединяться с дежурным или включаться после сигнала, который поступит от автоматики. Установку и монтаж аварийных светильников контролируют пожарные организации.

Эвакуационное освещение – это подвид аварийного. Светильниками для эвакуационного освещения оборудуют пути эвакуации и зоны повышенной опасности. Для специализированных устройств есть особые требования. Светильники для эвакуации должны обеспечивать работу не менее 1 ч. Они должны включаться через 5 секунд после обесточивания рабочего освещения, обеспечивая при этом 50% освещенности по нормам. Через 60 секунд эвакуационные устройства должны выдавать 100% освещенности.

Устройства эвакуационного назначения устанавливают:

  • возле всех эвакуационных выходов;
  • в коридорах различной ширины и проходах, которые указаны на плане эвакуации;
  • на лестнице;
  • там, где пересекаются проходы и коридоры;
  • возле каждого выхода из здания.

Для школ и детских садов важно правильно установить светильники дежурного освещения. Их монтируют над дверью на высоте не менее 2,2 м от уровня пола. Допускается монтаж низковольтных светильников (36 В) на высоте 0,3 м от пола. В спальнях детсадов над дверью должны быть установлены световые указатели «Выход» на высоте не менее 2,2 м от пола. Эти устройства должны быть подключены к сети эвакуационного освещения.

Одна из особенностей детских учреждений – использование бактерицидных ламп. Их применяют в бассейнах, медицинских кабинетах, залах для музыкальных и физкультурных занятий. Эти источники не учитывают при обустройстве общего рабочего освещения.

Эвакуационные источники света и нормы для них

При оборудовании эвакуационного освещения в дошкольных учреждениях и школах используют:

    ;
  • люминесцентные ДС;
  • разрядные лампы высокого давления;
  • световые указатели.

При работе в нормальном режиме световые указатели должны иметь независимый источник питания от основного освещения. Когда включается аварийный режим, осветительные приборы должны переключаться на питание от аккумуляторной батареи.

Освещение путей эвакуации шириной до 2 м требует светового потока не менее 1 лк. Для зон повышенной опасности нужно 15 лк – это 10% от нормы рабочего освещения. Для лестничных маршей в зданиях, где находятся дети дошкольного возраста, нужно 5 лк.

Рабочее освещение в школе и детском саду: основные показатели

Не меньшего внимания, чем аварийное и эвакуационное, требует повседневное рабочее освещение. От его качества и соответствия нормам зависит здоровье детей. У детей зрение формируется, поэтому неправильный и недостаточный свет негативно влияет на его состояние. Статистика очень неутешительная – каждый четвертый выпускник имеет проблемы со зрением. Зрение ребенка напрямую зависит от количества светильников, их расположения, направленности светового потока, мощности источников света, оттенка свечения.

Все учебно-воспитательные заведения четко соблюдают требования, заложенные в Государственных строительных нормах Украины В.2.5-28: 2018 «Естественное и искусственное освещение».

Параметры, регламентируемые для каждого типа помещений в школах и детсадах:

  • эксплуатационная освещенность Е екс – минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности. Самые высокие показатели 750 лк нужны в изостудиях художественных школ. В библиотеках за столами в читальном зале, в учебных мастерских, лабораториях, в классах для рисования и вечернего обучения Е екс должно быть 500 лк. Для лестниц, коридоров, актовых залов, столовых – 200 лм и менее;
  • равномерность освещенности U 0 – отношение минимальной к средней должно соответствовать показателю 0,6, на лестнице, в актовых залах, коридорах и вестибюлях – 0,4, в изостудиях – 0,7;
  • объединенный показатель дискомфорта URG (Unified Glare Rating) – это международная единица оценки дискомфортной блескости, что приводит к неприятным ощущениям от неравномерного распределения яркости. Показатель является безразмерной величиной от 10 до 30, которую можно приближенно вычислить по соответствующей формуле. Зависит от места установки светильников, их яркости, других факторов. ГСН рекомендует URG для классов – 19, для бассейнов и столовых – 22, для коридоров и лестниц – 25;
  • общий индекс цветопередачи R a – это способность источника света правильно передавать цвета предметов, которые он освещает. Этот показатель должен быть не менее 80. Если индекс цветопередачи будет ниже, то оттенки освещенных объектов будут выглядеть неестественно;
  • коэффициент пульсации освещенности К п в классах и мастерских может быть не более 15%, в актовых залах, столовых и спортзалах – до 20%, для других помещений школы и детсады рекомендован К п – 10%.

Для классов, оборудованных персональными компьютерами или мониторами, при выборе осветительных приборов нужно обращать внимание на их значение яркости и яркость мониторов.

Освещение в деталях: особые рекомендации

В классах и кабинетах рекомендуют обустраивать уровень освещенности 300-500 лк. Для чтения и письма на рабочих местах идеально подойдет показатель 400 лк, а для освещения школьной доски, чтобы детям на последних партах было все видно, – 500 лк. Доску оборудуют локальной подсветкой. Основные требования к светильникам, которые освещают доску:

  • их световой поток должен обеспечивать отличный обзор текста и графики из любой точки класса;
  • отсутствие эффекта ослепления;
  • должны просто подключаться к электросети;
  • для люминесцентных моделей – минимальный уровень шума.

Светильники рекомендуют устанавливать выше верхнего края доски на 30-40 см и на 60 см в сторону перед доской. Используют люминесцентные или светодиодные подвесные светильники.

Для школьных помещений, где не требуются напряжения зрения и концентрация внимания, – вестибюли, актовые залы, коридоры и столовая – достаточно применять освещение 150-200 лк.

Для освещения спортзалов и актовых залов используют люминесцентные или светодиодные светильники, которые размещают на потолке. Если их света не хватает, применяют прожекторы, их устанавливают в углах залов.

В столовых используют накладные, подвесные и встраиваемые светильники. Главная задача – обеспечить комфорт при потреблении пищи. Помещение, где находятся слепые дети или ученики с недостаточным зрением, необходимо обустраивать комбинированной системой искусственного освещения. Суммарный уровень освещенности в учебных классах от общего и местного освещения для детей с нарушением зрения должен быть не менее 1000 лк. Для каждого рабочего места ребенка с проблемным зрением нужен светильник местного освещения. Это может быть настольная лампа с устойчивой основой или модель на струбцине, чтобы ребенок случайно не сбросил ее с парты или стола. Уровень освещенности в игровых помещениях для таких детей должен быть не менее 600 лк.

Цветовая температура источников света

Эксперты и световые дизайнеры единодушны в вопросе цветовой температуры. В учебных классах должно быть нейтральный белый свет, в игровых комнатах и ​​зонах отдыха – теплый белый свет с температурой 2700-3000 К.

Для общего и местного освещения школьных коридоров, музыкальных и спортивных залов можно устанавливать источники света с цветовой температурой от 2400 до 6800 К. Интенсивность УФ облучения со спектральным диапазоном 320-400 нм не должен превышать 0,03 Вт/кв. м. Нельзя использовать источники света с длиной волны менее 320 нм.

Общее и локальное освещение в школах и садах: расчет

В дошкольных учреждениях и школах применяют два типа рабочего искусственного освещения – общее и локальное. Очень часто их комбинируют. Например, для общего используют растровые накладные светильники с люминесцентными лампами, а для локальной подсветки доски – настенный поворотный спот.

Специалисты рекомендуют использовать энергоэффективные источники света, которые характеризуются оптимальной светоотдачей и большим сроком службы.

Правильный уровень освещенности школьного класса можно рассчитать, используя несколько способов. Самый простой – по формуле – X х Y х Z, где:

Y – площадь помещения (кв. м);

X – уровень освещенности (лк);

Z – коэффициент высоты потолка.

Если потолок от 2,5 м до 2,7 м, то коэффициент – 1, если высота до 3 м – коэффициент 1,2, если от 3 до 3,5 м – то 1,5, от 3,5 м до 4, 5 м – 2.

Рассчитаем уровень освещенности класса. Площадь помещения – 50 кв. м, высота потолков – 3 м. Нормативные требования – 300 лк. Подставляем данные – 300 х 50 х 1,2 = 18000 лм. Эта величина позволит подобрать нужные источники света. На каждой лампочке указано силу светового потока в люменах.

Какие лампочки можно подобрать для класса?
Подробнее

Для общей системы освещения класса можно установить 4 растровых светильники с 4-мя люминесцентными лампами мощностью 18 Вт, продуцирующие световой поток по 1200 лм. Эти 12 ламп дают освещенность 14400 лм. Эффективным дополнительным светом, формирующим поток 3600 лм, станут несколько поворотных настенных спотов, установленных над доской, или подвесной линейный светильник, который тоже монтируют над доской и столом учителя. Индекс цветопередачи ламп должен быть не менее 80 R a . Стены и потолок класса должны быть окрашены в светлые цвета.

Для правильного расчета рекомендуем воспользоваться калькулятором, который находится на нашем сайте. Более точные показатели можно получить, применив сложную формулу. Подробнее об алгоритме расчета освещенности можно узнать из статьи в нашем блоге.

Светодиодные светильники для школ и садиков

На смену энергозатратным люминесцентным лампам, гудящим и мерцающим при работе, постепенно приходят экономичные светодиодные. ЛЕД источники света характеризуются:

  • долгим сроком службы – от 25 000 ч;
  • высоким качеством работы;
  • существенным снижением энергозатрат;
  • отсутствием мерцания;
  • различными оттенками свечения (холодный, нейтральный, теплый);
  • стильным современным дизайном.

LED светильники для школ и детсадов обеспечивают отличную освещенность помещений, где находятся детей. От света диодов глаза в течение учебного дня не устают. При выборе светодиодных моделей обязательно учитывают мощность, светоотдачу, цветовую температуру осветительных приборов, а также место монтажа. Линейные ЛЕД лампы устанавливают в линейные или растровые потолочные светильники. Также они могут работать в локальных осветительных устройствах у школьной доски.

Модели с температурой от 3000 до 4000 К применяют в стандартных классах. Светильники для кабинетов рисования, черчения и информатики должны иметь световую температуру не менее 5000 К.

Особенно популярны в школах и садиках ЛЕД панели. Это очень выгодная альтернатива люминесцентным линейным и растровым светильникам. Производители предлагают встраиваемые и накладные модели светодиодных панелей с различными оттенками свечения – холодным, нейтральным, теплым. Осветительные приборы имеют разные размеры и форму – квадратную, круглую, прямоугольную. Для различных помещений могут подобрать приборы нужной мощности. От компактных моделей на 3-4 Вт до больших мощных панелей на 50-70 Вт. О преимуществах ЛЕД панелей можно больше узнать из нашего видео.

Выбрать светодиодные осветительные устройства, которые идеально подойдут для школы, довольно просто – в сети магазинов Brille представлен широкий выбор различных моделей и их модификаций.

Как выбрать светильник для школы

При выборе светильников для школы прежде всего нужно опираться на требования СанПиН для учебных заведений. В них регламентируются нормы освещенности для помещений разного назначения. Если говорить кратко:

  • в классе на уровне парты она должна достигать 500 лк;
  • в мастерской – 300 лк;
  • в спортзале и актовом зале – 200 лк на уровне пола.

Как выбрать светильник для школы

Почему для школы лучше выбирать LED-светильники

Гигиенические нормы освещения требуют, чтобы уровень пульсации света не превышал 5%! Этому показателю наилучшим образом соответствуют светодиодные источники света! Они обладают множеством преимуществ перед лампами других типов:

  • не мерцают,
  • не издают шума,
  • потребляют меньше электроэнергии, создавая больший световой поток,
  • мгновенно достигают максимального уровня свечения,
  • практически не теряют яркости с течением времени,
  • имеют наибольший срок службы (от 50 000 часов),
  • не содержат опасных веществ.

Какими бывают светильники по видам и назначению

Классификация

По способу монтажа

любые типы потолков

коридоры, зоны отдыха

учебные и компьютерные классы

По степени защиты

Применение вторичной оптики

матовые или прозрачные рассеиватели

равномерное распределение света, устранение бликов

направление светового потока

Создадим здоровую рабочую атмосферу в учебном классе с помощью правильного освещения

Светильники в классе нужно подобрать и расположить так, чтобы на каждой парте освещенность составляла 500 лк. Чаще всего для освещения учебных аудиторий используются лед-светильники мощностью 36 – 56 Вт. Но для точного подбора нужно провести светотехнический расчет.

Настроиться на усвоение учебного материала помогает правильно подобранная цветовая температура. Наиболее подходящее для таких целей значение – 4000 К. Слишком высокая температура спровоцирует повышенную возбудимость, а слишком низкая – замедление реакций.

Дополнительно нужно обратить внимание на индекс цветопередачи. Он должен быть не менее 80 Ra, чтобы у школьников не нарушалось восприятие цветов.

Особенности освещения остальных помещений

В коридорах и на лестницах допускается уровень освещенности 100-150 лк. Поэтому здесь можно установить менее мощные светильники.

При освещении спортзала нужно учитывать высоту потолков и возможность попадания в светильник спортивного снаряда. Поэтому здесь нужны светильники с более мощным и узким световым потоком, а также с защитной металлической решеткой.

При подборе осветительных приборов в душевые и бассейн обратите внимание на показатель IP. Вторая цифра в нем указывает на уровень защищенности внутренних элементов светильника от влаги. Чем она больше, тем выше степень защиты.

В зонах отдыха и в столовой достаточно освещенности порядка 200 лк. При этом цветовой спектр можно сместить в сторону более теплого – 3000 К.

Учесть все факторы при подборе освещения в школу не просто, но от этого зависит здоровье детей и их настроенность на учебу. Доверьте решение этого вопроса нашим инженерам.

Мы учтем все нюансы освещения и поможем снизить затраты на закупку светильников!

Освещение школьных классов и учебных аудиторий

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.


Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %. Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02

Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.

1. Требования к световой среде

Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.

1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий


1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам


2. Параметры световой среды: описание и способы определения

Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.

2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.

Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности.

Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску.

В вузах отдельного требования к освещенности доски нет.

Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.


Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux

Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2].
Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6:

.
2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром.

Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %. Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам.

Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).


Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].

Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.

2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением. Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].


Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К

CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra.

(Добавлено 2021.04.28) В соответствии с п. 26 ПП РФ от 24 декабря 2020 г. № 2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» Общий индекс цветопередачи светильников со светодиодами должен составлять не менее 90 для светильников, применяемых в целях освещения в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95. Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии.

Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.

2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т. д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по нарушениям сна.

Теплый (т. е. с желтым оттенком) свет цветовой температуры 2700 или 3000 К допускается, но нравится не всем, так как кажется недостаточно ярким. Теплый свет целесообразно использовать вечером, но утром и днем при недостаточном уровне естественного освещения провоцирует сонливость и снижение работоспособности.

Не все предпочитают выраженно теплый или холодный свет. Нейтральный белый свет без синего или желтого оттенка с цветовой температурой 4000 К — обоснованный компромисс, устраивающий большинство. Это значение указывалось в рекомендациях гигиенистов, на основе которых составлялись нормативные документы. Свет этой цветовой температуры чаще других используют в общественных помещениях.

4000 К — типовое округленное значение, которому по ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» соответствует диапазон 3710…4260 К. Этот допуск обоснован естественным разбросом параметров источников и разницей температуры света, идущего от светильника под разными углами. Поэтому если в паспорте указано 4000 К, а прямой замер спектрометром показывает, к примеру, 4100 К — несоответствия нет. Для сравнения с нормативом необходимо округлить значение КЦТ 4100 К до 4000 К и уже округленное значение должно соответствовать условию «не выше 4000 К».

Необходимо отметить, что требование к цветовой температуре не выше 4000 К устанавливается только для светодиодных светильников письмом Роспотребнадзора № 01/11157-12-32. Для люминесцентных светильников таких ограничений закон не устанавливает.

Так как устанавливается не конкретное значение цветовой температуры, а диапазон, возможно использование осветительных приборов с автоматически изменяемой цветовой температурой в течение суток.

2.5. Условный защитный угол светодиодных светильников не менее 90° означает запрет потолочных светильников, в которых видны не закрытые рассеивателем светодиоды.


Рис. 5. Слева направо: рассеиватель из матового пластика; из прозрачного пластика с призматическим тиснением; из прозрачного пластика с тиснением «колотый лед»

Рассеиватели из прозрачного пластика с тиснением в виде призм, «колотого льда», шагрени и пр. в некоторых случаях недостаточно снижают неприятную яркость светодиодов. Потолочные светильники с такими рассеивателями светят преимущественно под себя, в результате чего свет в помещении идет сверху вниз, создавая тягостное впечатление «как в колодце».

Рассеиватели из светорассеивающего пластика — матовые (диффузные, опаловые или молочные), обеспечивают больший зрительный комфорт, равномернее освещают рабочие поверхности и лучше освещают вертикальные поверхности. При выборе нового оборудования целесообразно выбирать матовые рассеиватели.

2.6. Габаритная яркость светодиодных светильников не выше 5000 кд/м 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м 2 , если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.


Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.


Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

О возможности использования светодиодных светильников в школах и вузах указано в письмах Роспотребнадзора № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и № 01/6110-17-32 от 17.05.2017 «О возможности использования светодиодного освещения».

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

3.3. Сертификация

Наличие таких документов означает, что светильник не «ударит током» и что работа светильников в здании не помешает работе чувствительной к сетевым помехам техники.

С 2021 года вступает в силу технический регламент ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств», по которому устанавливаются обязательные требования светоотдачи (энергоэффективности), качества света (индекс цветопередачи) и ряд других эксплуатационных параметров. Сертификация по данным требованиям будет производиться на основании протоколов испытаний в фотометрических лабораториях.

Также есть добровольные (необязательные) формы сертификатов и заключений, подтверждающих что светильники «пахнут», «звучат» или «стимулируют развитие микрофлоры». К качеству, безопасности или эффективности освещения эти бумаги отношения не имеют.

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

Чтобы параметры световой среды в классе соответствовали установленным законом требованиям и не поступало обоснованных жалоб на «плохое освещение», светильник должен соответствовать следующим условиям:

  1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
  2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
  3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
  4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
  5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
  6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м 2 .
  7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.

Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

3.5. Необходимое количество светильников

При установке новых светильников на места старых «один в один» освещенность не уменьшится, если световой поток новых светильников не ниже светового потока старых.

Если количество светильников меняется, необходимое количество новых светильников для достижения освещенности на партах не менее 400 лк можно определить по методике из п. 2.1.
Важное значение имеет эффективность, или световая отдача, светильника. Нельзя добиваться нужной освещенности, используя большое количество низкоэффективных светильников. В проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 32498—20хх «Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» приводится требование к удельной установленной мощности ω, равной отношению суммарной мощности светильников в помещении P к его площади S:


В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м 2 , а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м 2 .

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:


где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.


Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы, благодарности и список литературы
Авторы

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

Освещение в образовательных учреждениях

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок - темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Читайте также: