Способы и правила измерения расстояний от провода до земли

Обновлено: 14.05.2024

Проведение периодических проверок, измерений и испытаний воздушных линий электропередачи

Проведение периодических проверок, измерений и испытаний воздушных линий электропередачи, находящихся в эксплуатации.

Нормы проверок и испытаний воздушных линий электропередачи.

Воздушные линии электропередачи, находящиеся в эксплуатации, подвергаются периодическим проверкам и испытаниям после капитального ремонта и в межремонтный период.

Капитальные ремонты воздушных линий производятся в сроки, устанавливаемые системой ППР, а также по указаниям, приведенным в п.п. контроль изоляторов, контроль соединений проводов и определение степени загнивания деталей деревянных опор (ниже).

Объем проверок и испытаний, предусмотренных ПЭЭП, включает следующие работы

  1. Проверка габаритов и регулировки проводов и тросов.
  2. Контроль изоляторов.
  3. Контроль соединений проводов.
  4. Измерение сопротивления заземления опор и тросов, а также повторных заземлений нулевого провода.
  5. Проверка правильности установки опор.
  6. Внешние измерения.
  7. Проверка тяжения в оттяжках опор.
  8. Определение степени загнивания деталей деревянных опор.
  9. Проверка срабатывания защиты линии до 1000В с заземленной нейтралью.

Проверка габаритов и разрегулировки проводов и тросов.

Проводится в межремонтный период.

Измерение стрел провеса проводов и тросов, расстояний между проводами и габаритов до земли и пересекаемых объектов производится по мере необходимости при подозрении о несоблюдении нормативных значений.

Фактическая стрела провеса проводов и тросов не должна отличаться от проектной величины более чем на ±5% при условии соблюдения габаритов до земли и пересекаемых объектов.

Разрегулировка проводов любой фазы по отношению к другой фазе (на линиях с совместной подвеской - между проводами различных линий), а также разрегулировка тросов допускается не более чем на 10% проектного значения стрелы провеса провода (троса).

Расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли и до различных инженерных сооружений в местах сближения с ними должны быть не менее установленных в табл 1- 13.

Таблица 1. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ до поверхности земли в ненаселенной и труднодоступной местности

Характеристика местности Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
до 110 150 220 330 500
Ненаселенная местность 6 6,5 7 7,5 8
Труднодоступная местность 5 5,5 6 6,5 7
Недоступные склоны гор, скалы, утесы и т.п. 3 3,5 4 4,5 5
Районы тундры степей с почвами, непригодным для земледелия, и пустынь 6 6 6,5 6,5 7

Таблица 2. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ до поверхности земли, зданий и сооружений на наклонной местности

Условия работы ВЛ Участок, сооружение Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
Нормальный режим До поверхности земли 7 7 7,5 8 8 8
До зданий или сооружений 3 4 4 5 6 -
Обрыв провода в соседнем пролете До поверхности земли 4,5 4,5 5 5,5 6 -

Таблица 3. Наименьшее расстояние между проводами или между проводами и тросами пересекающихся ВЛ на металлических и железобетонных опорах, а также на деревянных опорах при наличии грозозащитных устройств

Длина пролета ВЛ, м Наименьшее расстояние, м, при расстоянии от места пересечения до ближайшей опоры ВЛ, м
30 50 70 100 120 150
При пересечении ВЛ 500-330 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 5 5 5 5,5 - -
300 5 5 5,5 6 6,5 7
450 5 5,5 6 7 7,5 8
При пересечении ВЛ 200-150 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 4 4 4 4 - -
300 4 4 4 4,5 5 5,5
450 4 4 5 5 6,5 7
При пересечении ВЛ 110-20 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 200 3 3 3 4 - -
300 3 3 4 4,5 5
При пересечении ВЛ 10 кВ между собой и с ВЛ более низкого напряжения
До 100 2 2 - - - -
150 2 2,5 2,5 - - -

Таблица 4. Наименьшее расстояние по горизонтали между ВЛ

Участки ВЛ и расстояния Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
до 20 35 110 150 220 350 500
Участки нестесненной трассы, между осями ВЛУчастки стесненной трассы и подходы к подстанциям:- между крайними проводами в неотклоненном положении- от отклоненных проводов одной ВЛ до опор другой ВЛ Высота наиболее высокой опоры*
2,52 44 54 65 76 108 1510

*При сближении ВЛ 500 кВ между собой и с ВЛ более низких напряжений - высота наиболее высокой опоры, но не менее 50м.

Таблица 5. Наименьшее расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов ЛС и РС

Расчетный режим ВЛ Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
до 10 20 35 110 150 220 330 500
Нормальный:а) ВЛ на деревянных опорахпри наличии грозозащитныхустройств, а также на металических и железобетонных опорах 2 3 3 3 4 4 5 5
б) ВЛ на деревянных опорахпри отсутствии грозозащитных устройств 4 4 5 5 6 6 7 7
Обрыв проводов в смежныхпролетах на ВЛ с подвеснойизоляцией. 1 1 1 1 1,5 2 2,5 3,5

Т а б л и ц а 6. Наименьшее расстояние при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами

Пересечение или сближение Наименьшее расстояние, м при напряжении ВЛ, кВ
до 20 35-110 150 220 330 500
При пересечении
Для неэлектрифицированных железныхдорог от привода до головки рельса в нормальном режиме ВЛ по вертикали:- железных дорог широкой колеи общего и необщего пользования1 и узкой колеи общего пользования 7,5 7,5 8 8,5 9 9,5
- железных дорог узкой колеи необщего пользования 6 6,5 7,0 7,5 8 8,5
От провода до головки рельса при обрывепровода ВЛ в смежном пролете по вертикали:
- железных дорог широкой колеи 6 6 6,5 6,5 7
- железных дорог узкой колеи 4,5 4,5 5 5 5,5
Для электрифицированных или подлежащих электрификации железобетонных доpoг от провода ВЛ до наивысшего провода или несущего троса Как при пересечении ВЛ между собой в соответствиис табл. 4
в нормальном режиме по вертикали
То же, но при обрыве провода в соседнем пролете 1 1 2 2 2,5 3,5
При сближении
Для неэлектрифицированных железныхдорог на участках стесненной трассы ототклоненного провода ВЛ до габарита приближения строений по горизонтали 1,5 2,5 2,5 2,5 3,5 4,5
Для электрифицированных или подлежащихэлектрификации железных дорог на стесненных участках трасс от крайнего провода ВЛ до крайнего провода. подвешенного с полевой строны опоры контактной сети, по горизонтали Как при сближении ВЛ между собой в соответствии стабл 4
То же, но при отсутствии проводов с полевой стороны опор контактной сети Как при сближении ВЛ с сооружениями в соответствии с табл. 4

Таблица 7. Наименьшее расстояние при пересечении и сближении ВЛ с автомобильными дорогами

Пересечение или сближение Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
до 20 35-110 150 220 330 500
Расстояние по вертикали:
а) от провода до полотна дороги:- в нормальном режиме ВЛ 7 7 7,5 8 8,5 9
- при обрыве провода в соседнемпролете 5 5 5,5 5,5 6 -
б) от провода до транспортныхсредств в нормальном режима ВЛ 2,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5
Расстояние по горизонтали:
а) от основания опоры до бровкиземляного полотна дороги при пересечении Высота опоры
б) то же, но при параллельном следовании Высота опоры плюс 5 м
в) то же, но на участках стесненной трассы от любой части опоры до подошвы насыпи дороги или до наружной бровки кювета:
- при пересечении дорог категории I и II 5 5 5 5 10 10
- при пересечении дорог остальных категорий 1,5 2,5 2,5 2,5 5 5
г) при параллельном следовании от крайнего провода при неотклоненном положении до бровки земляного полотна дороги. 2 4 5 6 8 10

Таблица 8. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ при пересечении и сближении с троллейбусными и трамвайными линиями

Пересечение или сближение Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
до 110 150-220 330 500
Расстояния по вертикали от проводов ВЛ:
а) при пересечении с троллейбусной линией (в нормальном режиме);
- до высшей отметки проезжей части 11 12 13 13
- до проводов контактной сети или несущих тросов 3 4 5 5
б) при пересечении с трамвайной линией (в нормальном режиме):
- до головки рельса 9,5 10,5 1 1,5 1 1,5
- до проводов контактной сети или несущих тросов 3 4 5 5
в) при обрыве провода ВЛ в соседнем пролете до проводов или несущих тросов троллейбусной или трамвайной линии 1 2 2,5
Расстояние по горизонтали при сближении от отклоненных проводов ВЛ до опор троллейбусных и трамвайных контактных сетей 3 4 5 5

Таблица 9. Наименьшее расстояние от провода ВЛ до поверхности воды, габарита судов и сплава

Расстояние Наименьшее расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ
до 110 150 220 330 500
До наибольшего уровня высоких вод судоходных рек, каналов и т.п. при высшей температуре 6 6,5 7 7,5 8
До габаритов судов или сплава при наибольшем уровне высоких вод и высшей температуре 2 2,5 3 3,5 4
До наибольшего уровня высоких вод несудоходных рек, каналов и т.п. при температуре плюс 15°С 3 3,5 4 4,5 5
До уровня льда несудоходных рек, каналов ит.п. при температуре минус 5°С при наличиигололеда. 6 6,5 7 7,5 8

Таблица 10. Наименьшее допустимое расстояние между проводами ВЛ с подвесными изоляторами при горизонтальном расположении проводов

Напряжение ВЛ, кВ Наименьшее расстояние между проводами, м, при стрелах провеса, м
3 4 5 6 8 12 16
35110150220330500 2,53,03,5--- 2,53,253,5--- 2,753,53,754,25-- 2,753,53,754,55,57,0 3,03,754,04,755,757,25 3,254,04,55,06,07,5 3,754,54,755,56,58,0

Таблица 11. Наименьшее расстояние между фазами ВЛ на опоре

Расчетное условие Наименьшее расстояние между фазами, см, при напряжении ВЛ, кВ
до 10 20 35 110 150 220 330 500
Грозовые перенапряжения 20 45 50 135 175 250 310 400
Внутренние перенапряжения 22 33 44 100 140 200 280 420
Рабочее напряжение - 15 20 45 60 95 140 200

Таблица 12. Наименьшее расстояние между проводами ВЛ со штыревыми изоляторами

Напряжение ВЛ, кВ Толщина стенки гололеда, мм Наименьшее расстояние между проводами, м, при стреле п повеса, м
до 1,5 2 2,5 3 3,5 4
6-10 5101520 и более 0,60,80,951,1 0,70,91,11,3 0,751,01,251,4 0,81,11,351,5 0,851,21,451,63 0,901,251,551,75
20 5101520 и более 0,70,91,11,2 0,81,01,21,4 0,851,11,351,5 0,91,21,451,65 1,01,551,8 1,01,41,651,9
35 51015 0,851,051,2 0,91,21,35 1,01,251,5 1,051,41,6 1,11,451,7 1,21,51,8
20 и более 1,35 1,5 1,65 1,8 1,9 2,0

Таблица 13. Наименьшее допустимое изоляционное расстояние по воздуху от токоведущих до заземленных частей ВЛ

Расчетное условие Наименьшее изоляционное расстояние, см, при напряжении ВЛ, кВ
Грозовые напряжения дляизоляторов:
- штыревых 15 25 35 - - - - -
- подвесных 20 35 40 100 130 180 260 320
Внутренние перенапряжения 10 15 30 80 110 160 215 300
Рабочее напряжения - 7 10 25 35 55 80 115
Обеспечение безопасногоподъема на опору - - 150 150 200 250 350 450

Изоляционное расстояние по воздуху между проводами петель (шлейфов) и телом опоры, а также расстояния на опоре между проводами ВЛ в местах их пересечения меж ду собой при трапепозиции, ответвлениях и переходе с одного расположения проводов на другое могут отличаться от проектных размеров не более чем минус 10%.

Контроль изоляторов.

Проводится при капитальном и текущем ремонтах.

Контроль фарфоровых изоляторов производится не реже 1 раза в 6 лет.

Контроль состояния опорных и подвесных изоляторов из закаленного стекла, а также изоляторов всех типов для подвески молниезащитного троса осуществляется визуально при осмотрах линии. Необходимость проверки стержневых изоляторов определяется местными инструкциями.

Контроль соединений проводов.

Проводится при капитальном ремонте и в межремонтный период.

При эксплуатации состояния проводов и тросов и их соединений определяется визуально при осмотрах воздушных линий. Электрические измерения болтовых соединений воздушных линий перенапряжением 35 кВ и выше производятся 1 раз в 6 лет. Электрические измерения соединений проводов, выполненных сваркой, скруткой, обжатием и опрессованием, а также соединений тросов всех типов при осмотрах ВЛ выполнять не требуется. При обрыве не проводе или тросе нескольких жил должны быть проведены ремонтные работы.

После капитального ремонта ВЛ соединения проводов должны удовлетворять требованиям приведенным ниже.

  • геометрические размеры (длина и диаметр спрессованной части) должны соответствовать значениям, указанным в инструкции по монтажу соединительных зажимов данного типа;
  • на поверхности соединителя или зажима не должно быть трещин, следов значительной коррозии и механических повреждений;
  • величина падения напряжения или сопротивления на участке соединения (соединителя) должна не более чем в 1,2 раза превышать падение напряжения или сопротивление на участке провода то же длины (испытание проводятся выборочно на 5-10% соединителей);
  • кривизна опрессованного соединителя должна быть не более 3% его длины;
  • стальной сердечник опрессованного соединителя должен быть расположен симметрично относительного его корпуса по всей длине.
  • не должно быть пережога наружного повива или нарушения сварки при перегибе соединенных проводов;
  • усадочная раковина в месте сварки не должна иметь глубину более 1/3 диаметра провода, а для сталеалюминиевых проводов сечением 150-600 мм 2 - более 6 мм;
  • величина падения напряжения или сопротивления не должна превышать более чем в 1,2 раза паление напряжения и сопротивления на участок провода той же длины.
  • соединительные болтовые зажимы должны строго соответствовать мерами монтируемых проводов;
  • падение напряжения или сопротивление на участке болтового соединения проводов воздушной линии напряжением 35 кВ и выше должно не более чем в 2 раза превышать падение напряжения или сопротивление на участке целого провода той же длины.

Болтовые соединения, измерение параметров которых дали неудовлетворительные результаты, должны пройти ревизию.

Способы измерений падения напряжения и сопротивления соединений проводов приведены в п.21.2.3.

Опрессованные и сварные соединения, не удовлетворяющие указанным требованиям, должны быть забракованы и вырезаны, а соединение проводов выполнено вновь.

Высота опор воздушных линий электропередачи


GeekBrains

Высота опор воздушных линий электропередачи

Высота опор зависит от стрелы провеса провода, расстояния от провода до поверхности земли, типа опоры и т. п. Высоту опоры при горизонтальном расположении проводов на линиях без защитных тросов (рис. 1) определяют следующие величины:

1. Требуемое расстояние hг провода от земли (габарит приближения провода к земле).

Провода «воздушных линий должны быть подвешены на такой высоте, чтобы от низших их точек до поверхности земли оставалось расстояние, обеспечивающее безопасность движения. Под проводами могут не только проходить люди, но и проезжать автомобили, груженные громоздкими предметами, высокие сельскохозяйственные машины, краны и т. п. На них не должно произойти электрического разряда с провода линии.

Высота опоры

Рис. 1. Высота опоры

Наименьшие допускаемые расстояния от проводов до земли и некоторых инженерных сооружений приведены в табл. 1.

Таблица 1. Габариты приближения проводов к земле и инженерным сооружениям

Характеристики местностей и пересечений Напряжения линий, кВ
ниже 1 кВ 1 - 20 35 - 110 220
Ненаселенная местность, часто посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин. Расстояние до земли, м 5 6 6 7
Населенные местности и территории промышленных предприятий. Расстояния до земли, м 6 7 7 8
При пересечениях железных дорог постоянного пользования. Расстояние до головки рельсов, м 7,5 7,5 7,5 8,5
При пересечениях автогужевых дорог. Расстояние до полотна дороги, м 6 7 7 8

Приведенные расстояния должны быть выдержаны при нормальных режимах работы линий. В некоторых случаях для линий с подвесными изоляторами нужно произвести проверку расстояний, получающихся при обрыве одного из проводов.

При трассировке воздушных линий поперечные профили снимаются только в пересеченных местностях. Продольные профили трассы линий, по которым производится проектная расстановка опор, вычерчиваются в масштабе по вертикали 1 : 200 - 1 : 500. Неточности съемки и чертежей могут привести к расстояниям проводов над землей при сооружении линий, меньшим предписываемых «Правилами устройства электроустановк».

3. Габаритная стрела провеса провода f г, при которой расстояние от провода до земли или инженерного сооружения получается наименьшим.

Габаритная стрела провеса провода при определении высоты опоры может быть при:

1) высшей температуре окружающего воздуха и нагрузке провода только собственным весом, отсутствии ветра;

Большая из этих стрел провеса провода и берется при определении высоты опоры.

При проверке приближения провода к земле и инженерным сооружениям в аварийном режиме работы линии, принимается обрыв провода в том пролете, который в контрольном пролете дает наибольшую стрелу провеса провода. Например, при пересечении линии связи воздушной линией с промежуточными опорами обрыв принимается происшедшим в пролете соседнем с пересекающим.

В аварийных режимах работы линий электропередачи допускаемые расстояния от проводов до земли и некоторых инженерных сооружений установлены меньшими, чем при нормальных режимах работы линий.

ВЛ 110 кВ

Когда пересекаемый объект - автострада, линия связи и т. д. - находится не в середине пролета (рис. 2), а расположена ближе к одной из опор, при определении (высоты опоры следует принять во внимание не только наибольшую стрелу провеса провода f нб, но и стрелы провеса f1 и f2 над пересекаемыми объектами.


Рис. 2 . Высота опоры с треугольным расположением проводов.

5. Размер b - расстояние от нижнего обреза траверсы до ее оси, зависящее от конструкции опоры.

6. Размер а - расстояние от оси траверсы до вершины опоры, определяемое конструкцией опоры.

Полная высота опоры Н = h1 +а.

Высота опоры с треугольным расположением проводов

Рис. 3. Высота опоры с треугольным расположением проводов

При расположении проводов, например, в вершинах треугольника (рис. 3 ) высота h 1 оси нижней траверсы над землей определяется так же, как было указана выше. Положение верхней траверсы находится увеличением h 1 на расстояние D, (принятое между проводами разных фаз.

Наличие защитных тросов увеличивает высоту опор. Добавляется необходимое расстояние от верхнего провода до троса.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Конструктивные параметры воздушных линий электропередачи


GeekBrains

Конструктивные параметры воздушных линий электропередачи

Основные конструктивные параметры воздушной линии (ВЛ) - это длина пролета, стрела провеса проводов, расстояние от проводов до земли, до покрытия пересекаемых линией дорог и других инженерных сооружений (габарит).

Длиной промежуточного пролета называют расстояние вдоль линии, между двумя смежными промежуточными опорами. Длина пролета ВЛ-0,4 кВ колеблется в пределах 30 - 50 м и зависит от типов опор, марки, сечения проводов, а также климатических условий района.

Стрелой провеса проводов называют расстояние по вертикали между воображаемой прямой линией, соединяющей точки крепления проводов на двух смежных опорах и низшей точкой их провеса в пролете. Стрела провеса зависит от тех же факторов, что и длина пролета.

Габаритом ВЛ называют наименьшее расстояние по вертикали от проводов до поверхности земли, рек, озер, линий связи, шоссейных и железных дорог и т.п. Габарит ВЛ регламентируется ПУЭ и зависит от напряжения и посещения местности людьми.

Для обеспечения нормальной работы и безопасного обслуживания ВЛ расстояния от них до различных сооружений должны соответствовать нормам, установленным ПУЭ. Так, расстояние от проводов до поверхности земли по вертикали при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 6м в населенной местности, расстояние от проводов до земли может быть уменьшено в труднодоступный местности до 3,5 м и в недоступной местности до 1 м. Расстояние 4 по горизонтали от проводов ВЛ до балконов, терасс, окон зданий должно составлять не менее 1,5 м, а до глухих стен не менее 1 м. Прохождение ВЛ над зданиями не допускается.

Трасса ВЛ может проходить по лесным массивам и зеленым насаждениям. Расстояние по горизонтали от проводов до кроны деревьев и кустов при наибольшей стреле провеса должно быть не менее 1 м.

Габариты ВЛ 0,4 - 10 кВ

Габариты ВЛ 0,4 - 10 кВ

Конструктивные параметры воздушных линий электропередачи

Опоры ВЛ должны быть расположены от трубопроводов на расстоянии не менее 1 м, от колодцев подземной канализации и водозаборных колонок - не менее 2 м, от бензоколонок не менее 1 м, от силовых кабелей - 0,5-1 м.

Пересечение ВЛ судоходных рек правилами не рекомендуется. При пересечении несудоходных и замерзающих небольших рек и каналов расстояние 4 от проводов ВЛ до наивысшего уровня воды должно быть не менее 2 м, а от поверхности льда не менее 6 м. Расстояние по горизонтали от опоры ВЛ до воды должно быть не менее высоты опоры ЛЭП.

Угол пересечения ВЛ с улицами, площадями, а также с различными сооружениями не нормируется. Пересечения ВЛ до 1 кВ между собой рекомендуется выполнять на перекрестных опорах, а не в пролетах.

Пересечения ВЛ с воздушными линиями связи и сигнализации должны выполняться только в пролете линии, причем провода ВЛ должны располагаться выше.

Расстояние между верхним проводом линии связи и нижним ВЛ должно быть не менее 1,25 м. Особые требования предъявляют к проводам ВЛ в пролете пересечения: они должны быть многопроволочные, сечением не менее 25 мм2 (стальные и сталеалюминиевые) или 35 мм2 (алюминиевые) и закреплены на опорах двойным креплением. Опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения с линиями связи I и II классов, должны быть анкерными; при пересечении с линиями связи других классов допускаются промежуточные опоры (деревянные должны иметь железобетонные приставки).

При пересечении подземных кабельных линий связи и сигнализации опоры ВЛ должны располагаться на возможно большем расстоянии от кабеля (но не менее 1 м между заземлением опоры и кабелем в стесненных условиях).

Конструктивные параметры воздушных линий электропередачи

Сближение ВЛ с воздушными линиями связи допускается на расстояние не менее 2 м, а в стесненных условиях - не менее 1,5 м. Во всех остальных случаях это расстояние принимают не менее высоты наибольшей опоры ВЛ или линии связи.

При пересечении не электрофицированных магистральных железных дорог общего пользования, переходные опоры ВЛ должны быть анкерными; подъездные железнодорожные пути допускается пересекать ВЛ на промежуточных (кроме деревянных) под углом не менее 40 град. и по возможности близким к 90 град. Электрифицированные железные дороги должны пересекаться кабельной вставкой в ВЛ.

Пересечение ВЛ автомобильных дорог I категории должно выполняться на анкерных опорах, остальные дороги разрешается пересекать на промежуточных опорах. Сечение проводов ВЛ, проходящих над автомобильными дорогами, должно быть не менее 25 (сталеалюминиевых и стальных) и 35 мм2 (алюминиевых). Наименьшее расстояние от проводов ВЛ до полотна автодороги должно быть не менее 7 м. При переходе через трамвайные и троллейбусные линии наименьшее расстояние от проводов ВЛ до поверхности земли должны быть не менее 8 м.

На рисунке показана схема анкерного пролета ВЛ и пролета пересечения с железной дорогой.


Расстояние по вертикали от проводов линии до поверхности земли в ненаселенной местности при нормальном режиме работы должно быть не менее 6 м для ВЛ до 110 кВ, 6,5; 7; 7,5; 8 м соответственно для ВЛ 150, 220, 330, 500 кВ.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Проверка габаритов и стрелы провеса проводов и тросов

Стрела провеса — это расстояние по вертикали в промежуточном пролете ВЛ между проводом (тросом) и прямой линией, соединяющей точки его подвеса.
Стрелы провеса проводов и тросов, габариты линии до земли или пересекаемых объектов измеряют при приемке линии в эксплуатацию для проверки правильности монтажа, и в процессе эксплуатации, а в дальнейшем по мере необходимости: при появлении новых пересечений или сооружений, при переустройстве имеющихся переходов или пересекаемых объектов (замена опор, проводов, изоляторов, арматуры), а также при наклонах опор или изменениях их конструкций при ремонтных и реконструктивных работах, вытяжке проводов, проскальзывании проводов в подвесных и натяжных болтовых зажимах, изменения длины гирлянд при замене дефектных изоляторов и перекосе траверс и др.
Габариты линий могут измениться в результате прокладки под проводами дорог, сооружения линий электропередачи.
Если строительство таких сооружений не было согласовано с эксплуатирующей организацией, то габариты могут оказаться недостаточными, возникнет угроза безопасности для посторонних лиц и снизится надёжность работы линии. Строгой периодичности измерения стрел провеса габаритов не установлено и эти измерения должны производиться по мере необходимости, определяемой в результате периодических осмотров.
Измерения, как правило, производят без отключения линии при помощи угломерных приборов или изолирующих штанг и капронового или сухого хлопчатобумажного каната. Для измерений на отключенных линиях могут быть использованы дополнительно обычные рулетки или веревки. В качестве угломерных приборов могут быть использованы теодолиты, нивелиры, а также более простые, но достаточно точные для данных измерений оптические приборы, карманные высотомеры и т.п.
При измерениях следует фиксировать температуру воздуха. Полученные при измерениях фактические значения путем расчетов или с помощью специальных таблиц приводятся к температуре, при которой получаются наибольшие стрелы провеса, которые сопоставляются с проектными данными и допусками, приведенными в нормативно-технической документации.
Фактическая стрела провеса проводов и тросов не должна отличаться от расчетной более чем на 5%. Разрегулировка проводов любой фазы по отношению к другой, а также разрегулировка тросов допускается не более чем на 10% проектного значения при условии соблюдения необходимого расстояния до земли и пересекаемых объектов. Расстояния от проводов ВЛ до земли и до различных пересекаемых объектов в местах сближения с ним должна быть не менее определённых в нормативах .
Проверка габаритов в местах пересечения линии с другими сооружениями является обязательной во всех случаях реконструкции и ремонта линии со сменой или переустройством опор, при замене проводов, возвышении каких-либо сооружений под линией и других работах, вызванных изменениями габаритов.
Способы измерения габаритов и стрелы провеса проводов и тросов ВЛ. Измерение габарита линии с помощью капронового каната ведут в такой последовательности. На опору, не доходя 2 м до уровня изолирующих подвесок, поднимается электромонтер и устанавливает блок бесконечного каната. Затем по этому канату он поднимает изолирующую штангу и в специальном чехле ролик с измерительным капроновым канатом. С помощью штанги ролик устанавливают на проводе, второй конец капронового каната держит второй электромонтер, находящийся на земле. После установки ролик с помощью капронового каната вторым электромонтером передвигается до места измерения габарита. По отметкам на канате определяется расстояние от ролика (проводов) до поверхности земли (рис.). После измерения ролик возвращается к опоре и снимается первым электромонтером с помощью изолирующей штанги.

Измерение габарита ВЛ с помощью капронового каната 1 — ролик; 2 — отметки; 3 — капроновый канат

Так как эти работы выполняются под напряжением, к работе допускаются только специально обученные лица. Запрещается производство работ в сырую погоду.
Наиболее точным и простым способом измерения габарита является непосредственное измерение под напряжением с помощью специальной испытанной в соответствии с нормами изолирующей штанги. Один электромонтер в месте измерения одним концом штанги касается провода, другой электромонтер замеряет расстояние от нижнего конца штанги до поверхности земли (дороги, железнодорожного полотна и др.). Сумма длины штанги и измеренного расстояния определяют габарит. Габарит в месте пересечения двух линий определяется разностью габаритов каждой линии.
Для измерения стрелы провеса с помощью штанги определяют габарит линии и расстояние от места крепления провода к изолятору или гирлянд до поверхности земли. Разница между измеренными величинами равна значению стрелы провеса (при прохождении трассы по ровной местности).
Простым и удобным прибором для измерения стрелы провеса или габарита провода до земли (рис. 2. 12.24) является приспособление для определения высоты элементов ПОВЭ (карманный высотомер).
Прибор представляет собой плоскую коробку, имеющую форму равностороннего треугольника. В основание треугольника вставлено стекло, на котором нанесены две риски. В вершине треугольника имеются два отверстия, через которые производится визирование.

Карманный высотомер типа ВК-1 ( ПОВЭ)

Для определения высоты измеряемого объекта (высоты дерева под проводами, высоты опоры или подвески провода на опоре) наблюдатель удаляется от него, держа приспособление отверстиями у глаз, на такое расстояние, при котором риски на стекле совпадают: верхняя — с вершиной объекта, нижняя — с его основанием; затем измеряется рулеткой расстояние от объекта до наблюдателя, искомая высота равняется половине этого расстояния.
Для определения высоты провода над землей под проводом в месте измерения забивается колышек. Затем наблюдатель удаляется от линии в направлении, перпендикулярном к ней, держа приспособление отверстиями у глаз на расстояние, при котором риски совпадают, верхняя — с проводом, нижняя — с основание колышка. Измеряется расстояние от наблюдателя до колышка. Габарит провода в месте измерения равен половине этого расстояния.
Для определения стрелы провеса провода измеряется сначала высота подвески провода на опоре, как указано выше, затем наименьший габарит над землей и находят их разность.
Погрешность измерений ПОВЭ при высоте объектов или габаритов до 50 м не превышает 4%, что является допустимым.
Измерение стрелы провеса проводов (тросов) может быть выполнено путем глазомерного визирования (с помощью двух визирующих реек следующим способом.




Крючок-СпЭ. крепить шурупами

Устройства для визирования стрел провеса проводов
а — на ВЛ со штыревыми изоляторами, б — на ВЛ с подвесными изоляторами, в — на ровном профиле, г — в наклонном пролете
1 — стойка металлической опоры; 2 — окуляр; 3 — рейка с уровнем.
4 — струбцина для крепления; 5 — стрела провеса
На стояках двух смежных опор закрепляют по одной рейке на расстоянии по вертикали от точки крепления провода, равном расчетному значению стрелы провеса провода (определяемому по монтажным таблицам) в проверяемом пролете при данной температуре. Если низшая точка провисания провода находится выше или ниже прямой линии, соединяющей обе визирные рейки, провод смонтирован с отклонением от заданного тяжения (соответственно с перетяжкой или недотяжкой). Для определения фактической стрелы провеса обе рейки перемещают вверх или вниз до положения, когда низшая точка провода совпадет с прямой, соединяющей обе рейки. Значение стрелы провеса определяется как среднее арифметическое расстояние по вертикали от точек подвеса провода до каждой рейки, сравнением полученных данных со значением стрелы провеса по монтажным кривым или таблицам, определяется отклонение от требуемого значения.
Наиболее точно стрелы провеса могут быть измерены с помощью теодолита, однако использование этого метода измерений требует специально обученного персонала. Для измерения габарита теодолит устанавливают на расстоянии 50. 60 м от линии, так чтобы расстояния от прибора до вертикальных проекций низшей точки провода и точки подвеса провода на опоре (R1 и R2) были примерно одинаковы (рис. 26). Эти расстояния тщательно измеряют с помощью рулетки или с помощью теодолита и рейки.
Вертикальная визирующая ось теодолита направляется на точку провода на опоре и производится отсчет превышения этой точки над горизонтальной осью прибора (угол р). Аналогично производится отсчет превышения низшей точки провода над горизонтальной осью прибора (угол а). По полученным отсчётам определяется стрела провеса провода как разность подсчитанных значений.
Расстояния от проводов до зданий и сооружений, расположенных вблизи BЛ, должны измеряться от проекции крайнего провода при наибольшем его расчетном отклонении до ближайших выступающих частей этих зданий и сооружений.
Все измерения не разрешается производить при скорости ветра более 10 м/с. Результаты измерений габаритов проводов записывают в специальную ведомость.

Способы измерения габаритов и стрел провеса проводов.

Стрелу провеса измеряют в основном с помощью двух реек, тео­долита и карманного высотомера.

При измерении стрелы провеса с помощью двух реек, элек­тромонтеры по одному располагаются на двух опорах и устанав

ивают визирные рейки. По команде одного из монтеров или производителя работ обе рейки перемещают до такого положения, при котором низшая точка провода совпадает с прямой линией, соединяющей обе визирные рейки. Расстояние от места крепле­ния провода до одной из реек составляет стрелу провеса. Пра­вильное определение стрелы провеса достигается при одинаковом расстоянии обеих реек до мест крепления провода.

Для измерения габарита и стрелы провеса с помощью тео­долита последний устанавливают на некотором расстоянии от оси ВЛ, определяют расстояние от места установки теодолита до про­екции провода на поверхность земли и измеряют угол ф между горизонталью и воображаемой линией, между трубкой теодолита и проводом.

Габарит определяют по формуле

где I — расстояние от места установки теодолита до проекции провода; ф — измеренный угол; h — высота расположения опти­ческой трубки теодолита.

Для определения габарита линии используется также кар­манный высотомер массой 120—150 г. Высотомер представляет собой коробку, в одно из оснований которой вставлено стекло с нанесенными на нем двумя рисками. Для измерения габарита под проводом устанавливают колышек и отходят на такое расстояние, чтобы при визировании одна риска на стекле прибора совпала с проводом, а другая — с вершиной колышка. Затем измеряют рас­стояние от места установки прибора до колышка и высоту ко­лышка. Полученное расстояние делят на коэффициент высотоме­ра (обычно он равен 2), прибавляют высоту колышка и получают габарит линии электропередачи.

Регулировка стрел провеса проводов и тросов.Перед нача­лом работ расчетами определяют длину вставки (или вырезки), необходимую для регулировки стрелы провеса. После отключения линии и подготовки рабочего места на опорах устанавливают рас-каточные ролики, на которые из поддерживающих зажимов пе­рекладывают провод по всему анкерному пролету. На одной из анкерных опор провод расцепляется и опускается на землю с по­мощью такелажных приспособлений и тяговых механизмов. По­сле этого в одном из пролетов с помощью соединителей произво­дят вырезку, либо вставку провода. Марка провода вставки должна быть идентична марке провода линии. Затем провод вновь натягивают и крепят к анкерной опоре, а на промежуточ­ных опорах перекладывают провода с роликов в поддерживающие зажимы.

Внеочередные (специальные) осмотры ВЛ электропередачи производят при возникновении условий, которые могут вызвать повреждения линий, а также после автоматических отключений, даже если работа линии не нарушена.

К условиям, вызывающим повреждения, относятся: голо-ледно-изморозевые отложения, сильный туман, моросящий дождь или мокрый снег, пожары на трассе, сильный ветер, вскрытие рек и наступление ледохода.

Цель осмотров при гололедно-изморозевых отложениях — наблюдение за скоростью гололедообразования и размерами голо­ледных отложений для организации их своевременной плавки.

При интенсивном тумане, моросящем дожде или мокром снеге осматриваются участки ВЛ, подверженные интенсивному загрязнению. При увлажнении слоя загрязнения возрастает ток утечки по поверхности изолятора, что может привести к пере­крытию изоляции. Опасность перекрытия может быть определена по силе потрескивания и характеру поверхностных разрядов.

При пожарах на трассе ВЛ следует принять необходимые меры, чтобы не допустить приближения огня к опорам. В случае больших лесных и торфяных пожаров персонал обязан опреде­лить их характер, скорость движения огня и направление его распространения, состояние опор линий и сообщить об этом сво­ему руководителю.

При сильном ветре и морозах возможны повреждения, ко­торые (если не принять соответствующие меры) могут привести к аварии (сильный наклон опоры, перемещение проводов в зажи­мах, разрегулировка проводов). Для осмотров в этих случаях ре­комендуется применять вертолеты, самолеты и специальную тех­нику.

Весной, при вскрытии рек и наступлении ледохода и поло­водья, организуется специальное наблюдение. В зависимости от результатов наблюдений принимают меры для защиты опор от повреждений (защита фундаментов, подрыв ледяных заторов и др.).

Целью внеочередных обходов после автоматического от­ключения линии является определение места и причины ее от­ключения, необходимости и объема ремонтных работ.

П, К, М. Измерение расстояний от проводов и тросов

Производится измерение расстояний от проводов и грозозащитных тросов до поверхности земли, до различных объектов и сооружений в местах сближений и пересечений, между проводами разных линий при совместной подвеске проводов.

Измеренные расстояния должны удовлетворять требованиям ПУЭ.

Измерения производятся после воздействия на ВЛ предельных токовых нагрузок, механических нагрузок и температуре окружающего воздуха выше расчетных значений, а также периодически не реже 1 раза в 6 лет на пересечениях и сближениях.

При капитальном ремонте измерения производятся после замены, перемонтажа или перетяжки проводов (их участков).

П, М. Контроль стрел провеса, расстояний до элементов ВЛ

Производится измерение стрел провеса проводов и грозозащитных тросов, расстояний от них до элементов опор и между проводами.

Фактическая стрела провеса не должна отличаться от предусмотренной проектом более чем на 5% при условии соответствия нормативным значениям расстояний до земли и пересекаемых объектов.

Расстояние по воздуху между проводом и телом опоры, между проводами на транспозиционной опоре и на ответвлениях не должны быть меньше чем на 10% от предусмотренных проектом. Разница стрел провеса между проводами разных фаз и между проводами различных ВЛ при совместной подвеске не должна превышать 10% от проектного значения стрелы провеса.

При определении разрегулировки проводов расщепленной фазы угол разворота фазы не должен превышать 10° от положения, предусмотренного проектом ВЛ, или разность стрел провеса проводов фазы не должна превышать 20% расстояния между проводами фазы на ВЛ 330 (220)-500 кВ и 10% - на ВЛ 750 кВ.

Периодичность измерений — не реже 1 раза в 6 лет: на ВЛ 6-20 кВ в 1-2% пролетов, на ВЛ 35-220 кВ в 3-5%, на ВЛ 330-750 кВ в 1% пролетов.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

М. Контроль сечения проводов и грозозащитных тросов.

Измеряется площадь сечения проводов и грозозащитных тросов, изменившаяся вследствие обрыва отдельных проволок.

Допустимое уменьшение площади сечения проводов и грозозащитных тросов принимается в соответствии с ТИ ВЛ 35-800 кВ.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

П, К, М. Контроль соединений проводов и грозозащитных тросов

Габариты ВЛ: длина пролета, расстояния до объектов, стрела провеса, проведение замеров

Воздушные линии электропередач – это электроустановка, которая используется для передачи и распределения электрической энергии по проводам различного сечения. Последние закрепляются на изоляторах, которые прикрепляются к траверсам или к специальной арматуре на опорах. При проектировании и монтаже важно соблюдать габариты ВЛ, куда включается длина пролетов, расстояния от объектов, стрела провеса.

Содержание

Габариты ВЛ

Габариты ВЛ 0,4 кВ

Основным документом, в котором прописываются требования к габаритам, является «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). В этой нормативной документации предоставляется отдельная глава, которая посвящается рассматриваемому вопросу. Разберем основные моменты по заданному направлению.

Определения

Габариты ВЛ – это предельно допустимые расстояния от проводов до поверхности земли и различных объектов, сооружений и устройств. Соблюдение этих требований обеспечивает правильное и безопасное использование электроустановки для передачи и распределения электроэнергии. В понятие включается:

  1. Высота подвеса – расстояние от места крепления проводов на изоляторе до земли. Габаритом над землей называется величина от низшей точки пролета до земли.
  2. Стрела провеса – это разница от подвеса ЛЭП и проводов в наименьшей точке (посередине пролета) до земли. Величина зависит от температуры воздуха, пролета, марки опор.
  3. Существует понятие габарит при пересечении и сближении. Это величины, которые регламентируют длину по вертикали до поверхности дорог, рек, пересекаемых ВЛ, а также наименьшие величины до объектов и строений.

Длина промежуточного пролета – это величина между смежными опорами. Для ВЛ 0,4 кВ этот показатель составляет 30-50 метров в зависимости от сечения, климата, типов опор.

Допустимые величины по ПУЭ

ПУЭ

Габариты ВЛ зависят от нескольких факторов, в том числе от напряжения линии, от проходимости в городе или на пересеченной местности, по используемым материала. Рассмотрим различные примеры далее:

  • Для ВЛ 0,4 кВ согласно ПУЭ следующие – до земли не менее 6 метров. Ответвление ввода через дорогу обязано сопровождаться высотой не менее 3,5 м. От проводов на фронтоне до земли величина составляет не меньше 2,75 метра. При пересечении с железной дорогой, трамвайной или троллейбусной линией не менее 7,5 м, до других проводов не менее 1,5 м. Стрела провеса для линии до 1000 В при пролете 35-45 метров последняя не превышает 1,2 метра.
  • Габариты ВЛ 10 кВ регламентируются ПУЭ. Минимальное расстояние до земли составляет не менее 7 м. При пересечении с железной дорогой, трамвайной или троллейбусной линией не менее 9,5 м, до провода не менее 3 метров. Стрела провеса ВЛ 10 киловольт не превышает 1,5 м.

Строительство ВЛ любого напряжения над зданиями не допускается. При совместной подвеске разного напряжения между фазами соблюдается расстояние не менее 1,2 метра.

Расчет габаритов основывается на «Правилах устройства электроснабжения». Этот нормативный документ лег в основу типовых проектов по каждому типу опор ВЛ 0,4-10 кВ. Расчет осуществляется с учетом климатических особенностей. В ПУЭ представлена формула, определяющая стрелу провеса провода для ВЛ от 35 киловольт и выше.

Проведение замеров габаритов

Теодолит для замеров габаритов ВЛ

Наиболее точный, безопасный и эффективный способ определения расстояния основан на использовании оптических приборов. Этот вариант позволяет получить информацию без отключения ВЛ электропередач. Для реализации поставленной задачи подходит теодолит, высотомер или другие изделия схожего назначения. Процесс поэтапный, на первой стадии оценивается высота подвеса линии. На второй делается замер до низшей точки провисания провода, а также в местах пересечения с дорогами или объектами.

Стрела провеса провода ВЛ определяется математически. Величина меняется в зависимости от температуры наружного воздуха. Если ЛЭП не введена в эксплуатацию оценка производится с применением штанги или каната с метками. Помните, что неправильно выбранные величины становятся причиной появления несчастных случаев, «схлестов» и обрывов.

Читайте также: