Штекер дпкв соединение дпкв фишка дпкв контакты дпкв провода дпкв

Обновлено: 02.05.2024

Как проверить датчик коленвала

Датчик положения коленчатого вала двигателя или сокращенно ДПКВ отслеживает состояние его шкива по двум отсутствующим зубьям. Их специально не разместили, чтобы прибор "чувствовал", как вращается вал. В других случаях используются магниты для меток на валу. Далее информация передается по кабелю в электронный блок управления двигателем для обработки. Это помогает ЭБУ синхронизировать работу коленвала и системы зажигания, обеспечив своевременную подачу искры и впрыск топлива в двигателе. Какие бывают признаки неисправности датчика коленвала и как его проверить, рассмотрим ниже.

Устройство и где находится датчик положения коленвала

Электродатчик играет важную роль в исправной работе силовой установки, поэтому все производители авто размещают его в легкой доступности для проверки и ремонта. ДПКВ расположен с правой стороны двигателя сбоку от маховика в районе блока цилиндров. Искать нужно выше поддона, ближе к стартеру и патрубкам выхода охлаждающей жидкости.

Обычно он крепится одним или двумя болтами (в зависимости от модификации) и имеет небольшой провод с фишкой контакта. Элемент покрыт эластичным полимером, устойчивым к маслам и высоким температурам

Положение датчика относительно метки коленвала

Положение ДПКВ относительно метки

Определение положения вала фиксируется по двум отсутствующим зубьям или выделенному контрольному (зависит от вида маховика). ДПКВ "замечает" это визуально и при помощи электромеханических процессов. Различают три разновидности контроллера.

С датчиком Холла

Работает с магнитом, установленным на маховике. Всякий раз, когда он проходит мимо сенсора, в ДПКВ возбуждается постоянный ток. Это фиксируется синхронизирующим диском, и информация передается в блок управления двигателем.

ДПКВ с датчиклм Холла

ДПКВ с датчиклм Холла

Оптический

Имеет в устройстве светодиод. Работает в паре с приемником. Луч всегда уходит и отражается. Когда свечение прерывается, это означает, что мимо контроллера прошел контрольный зуб. По нему и определяется положение коленчатого вала.

Оптический ДПКВ

Оптический ДПКВ

Индуктивный

Содержит внутри намагниченную катушку, реагирующую на электромагнитное поле. При изменениях показателей регистрируется отметка, означающая конкретное положение шкива на валу.

Индуктивный датчик коленвала

Индуктивный ДПКВ

Последний тип распространен больше всего и устанавливается на все современные автомобили с инжекторной системой впрыска топлива в двигатель. Кроме положения коленвала он способен определять скорость вращения, поэтому более функционален.

Признаки неисправности

Чтобы понять, какие признаки неисправности могут относиться к ДПКВ, рассмотрим коротко его участие в работе двигателя. Несимметричные выступы на коленчатом валу последовательно воздействуют на шатуны, толкая поршни в цилиндрах. Последние сжимают воздух и нагнетаю компрессию. Параллельно ГРМ через ГБЦ подает нужное количество воздуха в цилиндры.

Система управления двигателем "понимает" положение всех участников, исходя из данных ДПКВ (при условии правильной установки привода ГРМ), и открывает форсунки для выпуска бензина. От катушек зажигания подается искра на свечи, и воздушно‐топливная смесь воспламеняется. Двигатель работает ровно и не дергается.

При неисправности датчика коленвала нарушается синхронизация процесса. ЭБУ двигателя не знает, в какой момент подавать бензин, что сказывается на работе ДВС.

Найти причину поломки поможет диагностика, но об этом чуть ниже.

Среди признаков неисправности, указывающих на возможную поломку ДПКВ встречаются:

  • загорание на приборной панели значка Check Engine;
  • потеря динамики автомобиля;
  • нестабильные обороты двигателя;
  • мотор глохнет самопроизвольно;
  • детонация в момент нажатия педали акселератора;
  • двигатель дергается и троит.

При окончательной неисправности датчика коленвала двигатель невозможно завести совсем. Но установить это можно только путем проверки, где диагностика покажет состояние других участников системы зажигания.

Популярные марки:

Способы проверки

Вышеописанные симптомы могут быть признаками неисправности не только датчика коленвала. Такие симптомы относятся также к свечам зажигания, смещенным меткам в узле ГРМ, высоковольтным проводам, катушке зажигания. Здесь важно знать, как проверить контроллер.

Проверка ДПКВ поможет убедиться, что неисправность именно в нем, а не в перескочившем ремне ГРМ или грязной дроссельной заслонке двигателя.

Существует несколько способов диагностики. Поскольку большинство ДПКВ индуктивные, мы рассмотрим проверку именно такого контроллера на валу.

Гаечным ключом

Если двигатель не заводится, а поблизости нет измерительных приборов и СТО, проверку датчика положения можно выполнить гаечным ключом. Для этого способа хорошо иметь второго человека в помощники:

  1. Откройте капот и открутите фиксирующий болт датчика.
  2. Достаньте ДПКВ наружу и очистите его от грязи.
  3. Включите зажигание.
  4. Снимите подушку на втором ряду сидений, чтобы лучше было слышно работу бензонасоса в баке.
  5. Не извлекая фишку контакта, приложите к торцевой части датчика гаечный ключ.
  6. Второй человек должен в этот момент услышать включение бензонасоса.

Такая проверка ключом провоцирует срабатывание индукционной катушки и имитирует прохождение шкива. Если бензонасос включается каждый раз при прикладывании металлического предмета, значит контроллер реагирует на положение вала. Если насос не слышно, то симптом точно укажет на поломку.

Осциллографом

Проверка датчика коленвала осциллографом выполняется двумя способами и дает более точное представление о реакции контроллера на положение вала. В первом случае действие происходит на заглушенном моторе, но при включенном зажигании.

Датчик вынимается со своего места, а к его контактам прикладываются щупы осциллографа. Полярность здесь значения не имеет. Далее перед торцевой частью сенсора проводят металлическим предметом (можно тем же гаечным ключом). Катушка должна сработать на металл, но вместо того, чтобы снимать заднее сиденье и прислушиваться к звуку бензонасоса, реакция будет видна на экране осциллографа.

Проверка ДПКВ

Проверка ДПКВ осцилографом

Более точно выполнить проверку можно на работающем двигателе, подключив осциллограф параллельно выводам ДПКВ. Тогда программа покажет не только реакцию, но и полную картину работы контроллера. На экране отобразится амплитуда электромагнитного поля. Она должна быть с ровными верхними и нижними границами, а также равными разделительными интервалами, указывающими на прохождение контрольного участка. Если таких пауз больше или края осциллограммы не ровные, значит у маховика обломаны или сильно стерты некоторые зубья. Это ведет к некорректной реакции сенсора. Тогда дело не в неисправности датчика коленвала, а в механической части. Потребуется замена венца маховика.

Мультиметром

Проверка датчика коленвала мультиметром выполняется в режиме измерения сопротивления. Для этого ступенчатый переключатель устанавливается в соответствующее положение. ДПКВ извлекается наружу, а щупы мультиметра вставляются в контакты.

Проверка ДПКВ мультиметром

Проверка датчика мультиметром

Большинство датчиков имеет диапазон сопротивления катушки в пределах 500-700 Ом (точнее можно узнать из характеристик конкретной модели и данных производителя). Поэтому прибор нужно установить на верхнее значение в 2000 Ом. Если тестер показывает меньшие значения, значит нарушена изоляция обмотки катушки. Такая неисправность требует замены датчика. Отсутствие показаний на тестере означает, что цепь оборвана и ДПКВ непригоден для эксплуатации.

Кроме сопротивления некоторые мультиметры способны проверять индуктивность. У датчика положения коленчатого вала этот показатель должен быть 200–400 мГн. Сильное отклонение от указанного диапазона доказывает неисправность контроллера.

Диагностическим сканером

Те, кто более профессионально подходят к ремонту своего автомобиля имеют в наборе инструментов диагностический сканер. Он помогает проверить не только датчик, но и другие параметры работы бензинового двигателя. Среди товаров корейского происхождения большой популярностью пользуются сканеры OBD–2 Scan Tool Pro.

Прибор вставляется в штатный разъем авто и связывается с ЭБУ. При помощи ноутбука, телефона или ПК происходит сопряжение по Bluetooth или сети Wi‐Fi. Потребуется специальная программа. На экран выводятся собранные ошибки. Среди кодов неисправностей, относящихся к датчику положения коленвала: Р0336 и Р0335. Проверка сканером заключается в наличие сигнала с датчика положения и способности определять задающую метку для синхронизации последующей работы двигателя.

Проверка омметром

Если под рукой нет мультиметра, но есть омметр, то он тоже подойдет. Потребуется на заглушенном моторе снять электродатчик коленвала и прикоснуться выводами прибора к контактам в разъеме. Рабочие параметры ДПКВ должны находиться в пределах 500–700 Ом. Если сопротивление сильно высокое, значит где‐то есть помехи для прохода электрического тока. В случае слишком низкого показателя нарушена целостность обмотки.

Устранение неисправностей

Проверка может показать неспособность электродатчика зафиксировать состояние коленчатого вала. В таком случае, при подтверждении выхода из строя ДПКВ, понадобится его замена на новый. Но если поломка случилась в пути и до ближайшего автомагазина или станции техобслуживания далеко, можно попробовать найти и устранить неполадки самостоятельно. Иногда проблема кроется не в катушке индукционного устройства, а в контактах.

Чистка от грязи

Например, распространенной проблемой является загрязнение рабочей части смазкой от маховика. Последняя летит на сенсор и покрывает его толстым слоем грязи. Сверху налипает пыль и песок, а также металлическая стружка. Все это создает помехи для работы элемента. В таком случае понадобится выкрутить один или два удерживающих болта, извлечь ДПКВ наружу и хорошо протереть его выступающий после упора корпус. Затем верните прибор назад и попытайтесь завести двигатель снова.

Грязный ДПКВ

Грязный датчик ПКВ

Обрыв контакта

Еще одной распространенной неполадкой бывает обрыв провода. Он случается часто перед фишкой контакта. В этом месте провода изгибаются, что приводит к постепенному преломлению. Визуально нарушение целостности проводника может быть незаметно, поскольку наружная изоляция остается целой.

Для устранения неполадки снимите разъем и потяните контактные штыри легонько на себя. Оборванный выйдет наружу и останется у вас в руках.

Ремонт потребует зачистить изоляцию и связать оголенные концы. Затем участок изолируется (можно использовать кембрик или изоленту). Но эта мера временная и потребует последующей пайки.

Загрязнение контактов

Хотя разъем защищен резиновым уплотнителем, он постепенно теряет эластичность и герметичность. Из‐за этого внутрь проникает влага, пыль. Начинается процесс коррозии. Контакты окисляются и цепь прерывается. В результате исправный ДПКВ перестает определять состояние коленвала и мотор глохнет.

Для решения проблемы попробуйте почистить штифты контактов. Они находятся в углублениях и добраться до них можно тонким надфилем или наждачной бумагой, свернутой в трубочку. Выдуйте собравшуюся внутри пыль, восстановите соединение и попытайтесь запустить мотор.

Связанные проблемы

Если ДПКВ "прозванивается" и нет нарушения в целостности контактов, поломка может быть связана с отсутствующими зубьями на маховике. Электродатчик просто "запутывает" ЭБУ, срабатывая на дополнительные образовавшиеся "метки". Это сможет определить только механик на СТО. Для ремонта понадобится замена венца маховика.

ДМРВ (определяет массовый расход воздуха) тоже влияет на работу ДПКВ и вызывает отклонения в показаниях. Проблема диагностируется в сервисе.

Изгиб маховика "восьмёркой" способен ввести электродатчик коленвала "в заблуждение", и здесь потребуется снятие коробки и замена деформированной детали.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ): неисправности и ремонт

Порция топливной смеси должна подаваться в цилиндр в положении нижней мертвой точки, а искра для воспламенения в верхней мертвой точке, после ее сжатия, соответственно. Чтобы бортовой компьютер мог подать команду бензонасосу, форсункам и системе зажигания, ему необходимо знать местоположение поршней в каждый момент времени.

Самодиагностирующийся ДПКВ датчик

Самодиагностирующийся ДПКВ датчик

Именно эту информацию предоставляет контроллеру датчик ДПКВ в системе электронного впрыска. Датчик коленвала работает в паре с зубчатым колесом, в котором в особой последовательности пропущено несколько зубов.

Датчик ДПКВ в системе электронного распределения впрыска

Поскольку сломанный датчик положения коленчатого вала автоматически делает невозможной дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, а заменить его сможет каждый водитель, об этом приборе следует знать следующую информацию:

  • назначение и конструкция;
  • разновидности и взаимозаменяемость;
  • место установки и диагностика;
  • способ замены собственными силами.

Производители авто обеспечивают удобное расположение ДПКВ, простую конструкцию датчиков и их низкую себестоимость, что позволяет иметь в запасе это полупроводниковое устройство, чтобы произвести экстренное снятие вышедшего из строя датчика, установить новый прибор, подключив его в разъем, точно зная расположение.

Для чего нужен?

В современных дизельных и инжекторных авто работой мотора управляет электронный блок ЭБУ, который также называют ECU, ECM (модуль) или ЭСУД (система). Для нормальной работы в электронных системах используются датчики и исполняющие устройства. С датчиков поступают сигналы, ЭБУ их расшифровывает и анализирует, затем приводит в действие исполняющие устройства, впрыскивающие и воспламеняющие смесь после ее сжатия.

Изменение сигнала ДПКВ в момент прохождения участка с пропущенными зубцами

Изменение сигнала ДПКВ в момент прохождения участка с пропущенными зубцами

Элементы шатунно-поршневой группы связаны между собой шарнирно, поэтому их амплитуды легко вычисляются математически. Таким образом, положение поршня в НМТ и ВМТ компьютер ECU определяет по сигналам, которые передает датчик положения коленчатого вала в комплекте с диском синхронизации.

Назначение датчика коленвала в системе электронного впрыска инжектора

Назначение датчика коленвала в системе электронного впрыска инжектора

Другими словами, без датчика коленвала ЭБУ «ослепнет», топливо будет подаваться из форсунок неэффективно, а воспламенение в камерах сгорания станет хаотичным, поэтому в конкретной модели машины жестко связаны между собой прошивка ЭБУ, тип датчика, размер и формула зубчатого колеса синхронизации.

Как устроен и работает?

Независимо от конструкции датчика принцип работы остается неизменным:

  1. на коленвал надевается диск с зубьями, называемый реперным, задающим или синхронизирующим;
  2. датчик крепится на элементы двигателя или кронштейны таким образом, чтобы его рабочий орган находился перпендикулярно оси вращения вала в 1 мм от наружного диаметра зубчатого венца;
  3. несколько зубьев сточены через определенное количеств полных зубьев в зависимости от прошивки ЭБУ;
  4. сигнал в ДПКВ возникает именно в момент прохождения мимо него участка без зубьев;
  5. поэтому устанавливается диск синхронизации в определенном пространственном положении.

Диск реперный 60-2

Диск реперный 60-2

В конкретных конструкциях мотора реперный диск и ДПКВ может стоять с любой стороны коленвала, однако гораздо важнее для пользователя другие характеристики зубчатого колеса:

  • количество зубьев – 24 шт., 30 шт., 36 шт., 48 шт. или 60 шт;
  • формула расположения зубьев – обычно используются 24/2, 30/3, 36/1 или 36/2, 48/2 и 60/2.

Диск синхронизации 36-2

Диск синхронизации 36-2

Задающий диск с формулой зуба 36-1

Задающий диск с формулой зуба 36-1

В простых формулах, указанных выше, целые зубчики идут подряд, затем пропущен 1 или 2 зуба, тоже подряд.

Синхронизатор ДПКВ 24-2

Синхронизатор ДПКВ 24-2

Существуют сложные формулы, например, 36/6. Где после 16 целых зубьев пропущены 2 штуки, затем идет 1 целый зуб, снова пропущены 2 штуки, далее следуют 13 целых зубьев, снова пропуск из 2 штук.

Диаграмма осциллографа для датчика кленвала с диском синхронизации 36-6

Диаграмма осциллографа для датчика кленвала с диском синхронизации 36-6

При этом наружные диаметры дисков синхронизации и их конструкция не совпадают по умолчанию.

Какие модификации бывают?

Кроме разных вариантов синхронизатора и места его расположения на коленчатом валу производитель на конвейере, а позже и сам пользователь в гараже или на СТО может использовать ДПКВ разной конструкции. Всего существует 3 разновидности датчиков коленвала:

  • Холла – на фишку приходит 3 провода – +12 В либо + 5 В, масса (-) и для подачи сигнала на ЭБУ, необходим источник питания;
  • индуктивный – для подключения используется разъем с 2 контактами, так как ток возбуждается в самом полупроводниковом приборе;
  • оптический – состоит из передатчика со светодиодом и приемника, реагирующего на световой луч в момент прохождения участка без зубчиков мимо него.

Датчик Холла

Датчик Холла

Датчик индуктивный

Датчик индуктивный

Датчик оптический

Датчик оптический

Датчик Холла обладает следующими особенностями:

  • источник тока подает на обмотки напряжение 5 В или 12 В;
  • в катушках создается магнитное поле;
  • пока возле штока проходят полные зубцы, магнитный контур остается в замкнутом положении;
  • при прохождении участка без зубьев контур размыкается, ЭБУ получает соответствующий сигнал об этом.

Датчик Холла в современных авто может использоваться в разных системах:

  • в режиме датчика положения коленвала на некоторых модификациях ВАЗ;
  • в качестве датчика скорости на иномарках;
  • в системах антиблокировки колес ABS – на каждое колесо устанавливается реперный диск и собственный датчик, подключенный в общую цепь.

Датчик Холла в АБС системе

Датчик Холла в АБС системе

Вторым названием прибора, использующего эффект Холла, является датчик фазы. Например, в режиме датчика распределительного вала индуктивный прибор практически бесполезен. Поскольку на малых оборотах он передает слабый сигнал, который компьютеру сложно обрабатывать.

Индуктивный ДПКВ имеет упрощенную конструкцию и не требует подавать питание:

  • подключение производится двумя проводами;
  • магнит внутри прибора создает переменное поле в сердечнике;
  • напряжение электродвижущей силы возрастает в момент прохождения участка без зубьев;
  • снижается возле зубов полного профиля.

Принцип работы индуктивного ДПКВ

Принцип работы индуктивного ДПКВ

Датчик всегда эксплуатируется в режиме ДПКВ, для измерения скорости не пригоден.

Сигнал оптический ДПКВ подает в контроллер ECU при попадании светового луча со светодиода на фотоэлемент, расположенные по разные стороны от реперного колеса, поэтому датчики, устанавливаемые параллельно коленвалу, не всегда удобны в эксплуатации под капотом авто.

Оптический датчик на скутере

Оптический датчик на скутере

Оптические ДПКВ стоят дороже, используются на скутерах и для диагностики, тарирования датчиков Холла и приборов индуктивного типа.

Где расположен?

По назначению ДПКВ сложно определить, где находится датчик в конструкции двигателя:

  • средняя часть вала содержит несколько колен для крепления деталей кривошипно-шатунного механизма;
  • свободными остаются его края;
  • реперная шестерня с пропущенными зубьями расположена возле маховика ДВС ;
  • либо синхронизатор находится на противоположном конце у шкива отбора мощности двигателя, приводящего в движение ремень генератора;
  • реже задающий диск крепится на валу шпонкой непосредственно возле противовеса со стороны фланца.

Конструкция коленвала

Конструкция коленвала

Синхронизатор возле маховика

Синхронизатор возле маховика

Реперный диск возле ремня генератора и ГРМ

Реперный диск возле ремня генератора и ГРМ

Синхронизатор у противовеса коленвала

Синхронизатор у противовеса коленвала

Поскольку реперный диск не входит в зацепление с шестернями, не передает вращение ремням и цепным передачам, он практически никогда не бывает неисправным, даже при длительной эксплуатации. Однако вокруг машины всегда найдутся источники грязи, из- за которых промежутки в местах отсутствующих зубьев могут забиться грязью.

Чтобы восстановить корректную передачу сигналов о положении поршней на коленчатом валу, просто снимите ДПКВ и прочистите этот участок WD-40 или силиконовым аэрозолем.

Что такое имитатор ДПКВ?

В отличие от самого датчика имитатор ДПКВ используется для настройки прошивки ЭБУ при их изготовлении. На этапе эксплуатации приспособление необходимо для тестирования корректной работы времени прохождения импульсов по расчетной таблице.

Имитатор ДПКВ

Имитатор ДПКВ

Для рядового пользователя прибор, имитирующий импульсы датчика коленвала на контроллер, необходим в случае перехода на другой ДПКВ или реперный диск. Например, для прошивок GM ISFI-2S, Микас , МКД-105, Basch, Январь, MotronicR и Корвет М11 по умолчанию принята конфигурация 60-2 с 58 цельными зубьями и двумя пропусками друг за другом. Верхняя мертвая точка поршня при этом соответствует 20 зубу до двойного пропуска при вращении по часовой стрелке.

Установка синхронизатора по 20 зубу до пропуска

Установка синхронизатора по 20 зубу до пропуска

Например, после реставрации коленвала и установки его на место эксплуатации реперный диск должен быть установлен, согласно этим условиям.

Замена датчика ДПКВ

Поскольку ДПКВ считается неремонтируемым «расходником», у начинающего пользователя возникает проблема, как заменить полупроводниковый прибор самостоятельно. В отличие от исполнительных механизмов и регуляторов системы электронного впрыска топлива, датчик подключен к системе самодиагностики бортового компьютера.

То есть, при некорректной передаче сигнала на приборной панели высвечивается ошибка Check Engine, поэтому алгоритм диагностики следующий:

  1. визуальный осмотр и очистка по мере необходимости;
  2. проверка мультиметром и измерение индуктивности;
  3. диагностика осциллографом;
  4. обучение ДПКВ средствами бортовой системы.

Только после этого можно заменить ДПКВ, убедившись в его неисправности. Причем, устанавливать следует датчик, совместимый с прошивкой ЭБУ.

Признаки неисправности

Помимо нарушения динамики движения транспортного средства, признаки неисправности ДПКВ имеют вид:

  • скачущие обороты холостого хода;
  • снижение мощности ДВС и детонации;
  • невозможность запуска или отсутствие искры на свечах зажигания.

Признаки неисправности датчика коленвала

Признаки неисправности датчика коленвала

Перед тем, как снять датчик коленвала, следует проверить целостность проводки, наличие контакта на клеммах АКБ и ДПКВ. Проще всего в домашних условиях замерить сопротивление обмоток катушки и прочистить зубья реперного диска. Остальные способы диагностики более сложные.

Код неисправности и причины

Блок ЭБУ записывает в память ошибки, коды которых можно считать несколькими способами:

  • на экране бортового компьютера;
  • вспышками контрольной лампы Check (только для моторов класса Евро-2);
  • портативным сканером;
  • диагностической программой на планшете или ноутбуке через адаптер.

Обозначаются неисправности ДПКВ кодом ошибки 053, а причинами становятся следующие неисправности:

  • некорректная установка синхронизирующего диска – ВМТ поршня II либо IV цилиндра должна совпадать с прохождением 20 зуба перед выемкой;
  • повреждение зубьев реперного диска – сколы, раковины, каверны искажают сигнал датчика;
  • радиальное биение задающего диска – замена оригинальной деталью с алогичной формулой расположения зубьев;
  • нарушен зазор между зубом диска и датчиком – расстояние регламентируется в пределах 0,5 – 1,2 мм, может потребоваться замена крышки шестерни распредвала;
  • неисправность ЭБУ – проверка состояния контактов не должна выявить неисправностей;
  • неисправность высоковольтной цепи зажигания – сопротивление проводов с наконечниками должно быть меньше 6 кОм, они не должны замыкать на корпус мотора, сопротивление вторичных обмоток катушек зажигания должно быть меньше 13 кОм, в противном случае возможно наведение помех в канал синхронизации;
  • выход из строя датчика – потеря чувствительности, перемагничивание или перепутаны выводы на штекере, замена в любом из указанных случаев;
  • обратная полярность проводов – контакт 2 должен соединяться с клеммой 49, 1 с клеммой 48;
  • короткозамкнутые провода – замер сопротивления 49 – 2 и 48 – 1, пошевелить жгут для выяснения причины КЗ;
  • обрыв оболочки экранирующей жгута/датчика – зажигание отключить, проверить опрессовку и оболочку;
  • замыкание сигнального провода на бортсеть – при включенном зажигании напряжение цепи 2 – 3 и 1 – 3 должно быть около 12 В;
  • обрыв сигнального провода – прозвонить омметром цепи 2 – 49 и 1 – 48 отсоединенного жгута;
  • замыкание сигнального провода на массу – обычно изоляция повреждается крыльчаткой вентилятора, горячими патрубками ДВС, отключить зажигание, проверить сопротивление 48 и 49 цепей на массу, контактов 1 и 2 на корпус мотора;
  • вода внутри колодки/разъема – влага удаляется ватной палочкой, прочищаются токопроводящие элементы;
  • обрыв жгута от штекера – прозвонить каждый провод, если контакты подключены неверно, добавляется ошибка 023, 024 или 054.

Смещение синхронизатора от метки

Смещение синхронизатора от метки

Поломка зуба

Поломка зуба

Зазор рабочих органов ДПКВ

Зазор рабочих органов ДПКВ

Клемма жгута от ДПКВ к ЭБУ

Клемма жгута от ДПКВ к ЭБУ

От высоковольтных проводов зажигания бывают помехи

От высоковольтных проводов зажигания бывают помехи

Обрыв жгута датчика коленвала

Обрыв жгута датчика коленвала

Схема подключения ДПКВ

Схема подключения ДПКВ

Вышеуказанные причины выявляются и устраняются несколькими методами по мере увеличения сложности работ.

Визуальная проверка

Указанные симптомы достаточно точно указывают на неисправность ДПКВ. Проверка традиционно начинается с визуального осмотра, как более легкого в исполнении:

  1. оценивается состояние проводки, колодок и разъемов, схемы подключения;
  2. измеряется зазор между зубом синхронизатора и электродом датчика;
  3. затем стоит демонтировать ДПКВ, вытащив разъем жгута, и открутив единственный; крепежный винт, чтобы оценить состояние зубчатого диска на наличие загрязнений, сколов.

Визуальный осмотр

Визуальный осмотр

Выявленные дефекты устраняются, если визуальный осмотр не принес результатов, необходима аппаратная проверка.

Диагностика тестером

Мультиметр переключается в режим омметра, щупы замыкаются на клеммы 1 и 2, сопротивление должно быть в пределах 300 – 500 Ом. Затем тестер переключается на вольтметр, чтобы прозвонить ДПКВ между этими же выводами. На оборотах 200 мин -1 напряжение исправного датчика будет чуть больше 1 В.

Проверка мультиметром

Проверка мультиметром

При перемагничивании замена ДПКВ производится в обязательном порядке. Проверить полярность можно следующим образом:

  1. вынуть жгут из цепи датчик – ЭБУ;
  2. установить тестер в положении вольтметра постоянного тока;
  3. замкнуть щупы на разъемы 1 (минус) и 2 (плюс);
  4. резко поднести рабочий орган датчика с массивному стальному предмету.

Проверка полярности намагничивания ДПКВ

Проверка полярности намагничивания ДПКВ

Правильная работа датчика возможна при появлении на экране тестера положительного значения напряжения. Если значение отрицательное, полярность нарушена, датчик придется поменять.

Измерение индуктивности

При наличии повышающего трансформатора, мегаомметра, частотомера и тестера производится проверка ДПКВ на индуктивность катушки, величина которой должна укладываться в диапазон 200 – 400 мГн. Методика диагностики следующая:

  • мегаомметром замеряется сопротивление изоляции (должно быть меньше 20 Мом);
  • на катушку подается 500 В.

Индуктивность можно вычислить, как среднее значение нескольких измерений. Для этого следует выполнить действия:

  1. собрать нижеприведенную схему;
  2. подать на разъем катушки 150 В с частотой 80 Гц, записать силу тока;
  3. изменить частоту в 2, 3 и 5 раз больше, записать показания амперметра;
  4. вынуть сердечник и зафиксировать силу тока в последний раз;
  5. для каждого измерения вычислить сопротивление индуктивное X = U/I;
  6. затем индуктивность катушки L = X/6,28 x V, где V – частота тока для каждого измерения;
  7. вывести среднее значение L = L1 + L2 + L3 + L4/4.

Схема для проверки индуктивности катушки

Схема для проверки индуктивности катушки

Если признаки неисправности остались, а в результате всех проверок причина осталась не выявленной, потребуется профессиональный измерительный прибор.

Проверка осциллографом

Диагностика осуществляется осциллографом при выключенном зажигании, но разъем на ЭБУ не отключается. В режиме измерения индуктивности зажимы подключают к А клемме ДПКВ и массе, затем коленвал прокручивается стартером, если зажигание полностью отсутствует.

Результаты проверки осциллографом

Результаты проверки осциллографом

Специалисты СТО имеют подобный инструмент, знают, как проверить на нем датчик коленвала. У домашнего мастера осциллограф отсутствует, ради тестирования его приобретать экономически невыгодно.

Обучение датчика коленвала

Даже на новых авто после пробега 300 – 500 км часто возникает проблема – не гаснущая или периодически загорающаяся ошибка Check на приборной панели. Если диагностика на СТО или своими силами с помощью адаптера и специального ПО (например, Chevrolet Explorer 1.5) диагностирует ошибку, как «Требуется обучение ДПКВ», ее можно устранить силами прошивки ЭБУ:

  • заводится двигатель и запускается программа;
  • разъем подключается к ЭБУ;
  • подтверждается действие «Обучение ДПКВ»;
  • акселератор выжимается до упора, согласно подсказкам;
  • на 4000 оборотах происходит снижение до режима холостого хода;
  • лампочка Чек гаснет;
  • затем цикл может повториться несколько раз, пока программа не сообщит об окончании обучения;
  • зажигание выключается, через 15 секунд включается повторно.

Обучение ДПКВ специальной программой

Обучение ДПКВ специальной программой

Ошибка переходит в таблицу, откуда легко стирается из памяти. После этого ошибка больше не появляется, напряжение сигнала передается датчиком корректно. В принципе, обучение делают по требованию или самостоятельно мастера СТО, производящие ремонт электронной системы впрыска. Занимает работа 10 – 15 минут даже без специального образования.

Взаимозаменяемость ДПКВ

Владелец транспортного средства, в принципе может самостоятельно заменить, как датчик, так и задающий диск, но при этом следует учесть несколько факторов:

  • только совместная работа датчика и реперного диска позволяет отправлять в ЭБУ корректный сигнал;
  • прошивка контроллера может не подойти для диска с другой формулой зубьев или ДПКВ;
  • лучше менять датчик вместе со жгутом.

Внимание: Чтение ошибки ДПКВ не является диагностикой, как и ее стирание из памяти – ремонтом датчика.

Таким образом, запасной ДПКВ должен лежать в бардачке, поскольку двигатель при его поломке обычно не заводится. Диагностика возможна в домашних условиях, однако деталь считается неремонтопригодной.

Разъем датчик коленвала ваз 2110


Современный автомобиль состоит из множества деталей, каждая из которых выполняет свою, присущую ей, важную функцию. Сведения о состоянии мотора и других узлов, передают различные датчики, но датчик коленвала ВАЗ 2110 выполняет работу, несвойственную для данных устройств.
Назначение датчика положения коленвала ВАЗ 2110
Датчик положения коленвала

Если мотор автомобиля 9-й или 10-й серии отказывается заводиться, любой из водителей сразу начинает проверять систему питания и зажигания, а когда дело доходит до обращения в автосервис, там говорят, что вышел из строя ДПКВ (именно так выглядит аббревиатура полного названия датчика). Недоумение автовладельцев развеивается, когда они узнают, что это единственный датчик, без которого мотор работать не будет.

Датчик коленвала ВАЗ 2110, также как и на многих других автомобилях выполняет не контролирующую функцию, а осуществляет синхронизацию фаз впрыска топлива и подачи импульса для воспламенения горючей смеси в камере сгорания. Очевидно, что удаление из конструкции такого важного атрибута приводит к невозможности слаженной работы всех систем.

В своей работе датчик использует принцип электромагнитной индукции, а необходимые «сведения» считывает с зубчатого шкива привода генератора, в непосредственной близости от которого и установлен.
Отсоединяем датчик
Отворачиваем крепление
Вынимаем датчик
Датчик коленвала ваз 2110 – неисправности и их диагностирование
Кронштейн датчика положения коленвала

Учитывая, что роль ДПКВ в работе двигателя очень весома, в случае его неисправности можно ожидать самых разных «сюрпризов». Полностью вышедший из строя датчик однозначно не даст запустить мотор. К иным проявлениям неполадок датчика относятся:

неустойчивая работа мотора на холостом ходу;
снижение мощности;
повышение и понижение количества оборотов коленчатого вала (самопроизвольно);
детонация при увеличении нагрузки;
запуск с перебоями.

Для такого устройства, как датчик коленвала ВАЗ 2110 неисправности сводятся к двум видам:

повреждение обмоток и частей самого датчика;
нарушение целостности провода и качества соединений в цепи.

Сам о себе датчик ПКВ очень прост по конструкции и выходит из строя редко. Ошибка датчика положения коленвала или поломка могут быть вызваны такими причинами, как: заводской брак, механическое повреждение, значительное загрязнение. Первые две причины от водителя не зависят, а за чистотой под капотом автовладелец может проследить.

Кроме того, что моторный отсек всегда находится под действием множества разрушающих факторов, как-то: перепады температуры, летящие с проезжей части мелкие камни и пыль, существенно добавляют проблем места подтекания масла. Если обнаружено, что в каком-либо месте происходит утечка моторного масла, особенно в зоне установки датчика – на корпусе маслонасоса, её необходимо срочно устранять. Контакты соединений проводов датчика всегда должны быть чистыми и защищенными. Изоляция провода не должна иметь повреждений и оголённых жил.
Как проверить, исправен ли датчик коленвала ВАЗ 2110?

Учитывая, что ошибка датчика положения коленвала или полный отказ по признакам очень схожи с множеством иных поломок, следует понимать, как проверить его состояние. Удостовериться в работоспособности ДПКВ можно только, если снять его. Сделать это совсем не сложно, необходимо лишь выполнить такие действия:

выключить зажигание;
снять клеммный разъём с проводом с датчика;
открутить единственный винт, удерживающий датчик на крышке масляного насоса;
снять датчик.

Для проверки необходимо иметь омметр и проверить сопротивление обмоток. Если показания прибора отличаются от необходимых 550-570 Ом, значит, неисправен датчик коленвала. Пытаться ремонтировать его не следует, так как ремонту это устройство не подлежит. Единственный путь выхода из ситуации – замена датчика коленвала ВАЗ 2110. Стоимость ДПКВ невысока, установка не требует много времени и навыков, тем более автомобиль без него всё равно остаётся недвижимым. Если прибор показывает, что сопротивление обмоток датчика находится в норме, значит, поломку следует искать в другом месте.
Как заменить датчик коленвала?

Установка, как и снятие датчика ПКВ, производится быстро и без затруднений. Прежде чем приступить к монтажу, следует очистить место установки от пыли и грязи. Далее производятся простые действия: новый датчик вставляется на штатное место; закручивается крепёжный винт; надевается разъём с проводом. На этом замена датчика коленвала ВАЗ 2110 закончена и можно приступать к запуску мотора.

Ремонт проводки разъема Датчика Положения Коленчатого Вала (ДПКВ) ВАЗ.

Достаточно часто причиной дерганья машины и ее полной остановки является обрыв цепи ДПКВ (ошибка P0335 или P0336)


Обрыв провода чаще всего происходит у основания разъема датчика. Необходимо заменить разъем на новый. В статье рассмотрим, как это сделать наиболее правильно, а так же вы узнаете, как можно отремонтировать старый разъем датчика, если вдруг нет возможности приобрести новый.

Все делалось в помещении, поэтому часть с присоединением восстановленного разъема к автомобильной проводке является демонстрационной, то есть нужно сделать все то же, только не на столе, а на машине).

Отрезаем разъем от проводки автомобиля на расстоянии 3-5 см от разъема. Снимаем пластиковый фиксатор проводов (честно говоря — не особо он мешает проводам ломаться под корень — так что обратно можете его не ставить, если лень станет…)

Проволокой диаметром 0,8 мм (мы использовали кусочек сварочной проволоки от полуавтомата Кемпи) через специальный паз поджимаем фиксирующие упоры контактов (достаточно просто вставить проволоку до упора).


За остатки проводов вытягиваем контакты из разъема. Выходят они довольно туго из-за резиновых уплотнителей. Разжимаем лепестки контактов вокруг резиновых уплотнителей и под корень обламываем старые провода.


Находим пару кусочков провода длиной по 10-15 см., подходящего по сечению и цвету. Не забываем одеть на провода резиновые уплотнители.

Зачищаем концы проводов на 3-4 мм, аккуратно припаиваем к контактам. Мы пользовались 25-ваттным паяльником, припоем ПОС-61 и активным флюсом на основе хлористого цинка.


Зажимаем лепестками контактов резиновые уплотнители, слегка отгибаем фиксаторы контактов….


Вставляем контакты с проводами в разъем до легкого щелчка фиксатора. Одеваем пластмассовый фиксатор проводов на заднюю часть разъема. Разъем восстановлен!


Далее — переходим к машине. Зачищаем провод ДПКВ — не более 5 см. Экран отгибаем назад, белый и зеленый провода зачищаем на 15 мм.


Одеваем на провода разъема термоусадочные трубки и скручиваем соответствующие провода электромонтажной скруткой.


Натягиваем на скрутки термоусадку и нагреваем ее чем под руку попадется — нам попалась зажигалка. Но если у вас под рукой фен — это будет лучше… по крайней мере по фен-шую именно так и положено.


Восстановленные провода слегка скручиваем между собой и обматывает изолентой, начиная от разъема. Изоленту наматываем с нахлестом на предыдущий слой не менее 50%. Результат на картинке ниже — место скрутки достаточно хорошо защищено от попадания влаги и выглядит аккуратно. Остается присоединить разъем к датчику и ОБЯЗАТЕЛЬНО зафиксировать провод ДПКВ на специальном кронштейне на нижнем болте крышки ремня ГРМ.

Конечно, надежность ниже, чем у цельных проводов — но работает подобное соединение годами — испытано. За 5 лет ни одного возврата.

Не только ДПКВ виноват в нарушение запуска автомобиля. В том году просто устал с проблемой датчика коленвала.


Так что же это за Датчик такой?

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) выдает ЭБУ (электронный блок управления двигателем) информацию об угловом положении коленчатого вала и моменте прохождения поршнями 1-го и 4-го цилиндров ВМТ. В случае неисправности датчика возникают проблемы в работе двигателя. Рассмотрим, назначение, проверку и замену ДПКВ.

За что отвечает датчик коленвала

ДПКВ осуществляет синхронизацию фаз впрыска топлива и подачи импульса для воспламенения горючей смеси в камере сгорания. Другими словами, по его показаниям контроллер определяет, когда и в какой цилиндр нужно подавать топливную смесь.


Датчик – индуктивного типа, реагирует на прохождение зубьев задающего диска на шкиве привода генератора вблизи своего сердечника. Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Для синхронизации с ВМТ два зуба из 60 срезаны, образуя впадину. При прохождении впадины мимо датчика в нем генерируется так называемый "опорный" импульс синхронизации.

Признаки неисправности датчик коленвала

Полностью неисправный ДПКВ не даст запустить двигатель. В других случаях неисправности датчика можно выявить по:
— плохой запуск двигателя;
— неустойчивой работа мотора;
— снижение мощности двигателя;
— детонация при увеличении нагрузки.

Где находится датчик коленвала

Он установлен на крышке масляного насоса.


Замена датчика положения коленвала ВАЗ 2110

Чтобы снять датчик положения коленвала потребуется ключ "на 10". Порядок действий:
Выключить зажигание и отсоединить разъем датчика.
Отвернуть болт крепления датчика, используя ключ "на 10".
Снять ДПКВ из кронштейна крышки масляного насоса.




Установка производится в обратной последовательности. Каталожный номер ДПКВ: 2112-3847010.

Как проверить датчик положения коленвала своими руками

Проверка датчика положения коленвала сводится к проверке сопротивления обмоток. Если показания прибора (омметр) отличаются от 550-570 Ом, значит, неисправен датчик коленвала. Если ошибка датчика положения коленвала не исчезла, значит следует очистить датчик от грязи и проверить целостность провода и качества соединений в цепи. Датчик положения коленчатого вала ремонту не подлежит.


Плохой запуск двигателя ВАЗ 2110, 2111, 2112 и перегорание в ЭБУ силового ключа gb10nb37lz

Одной из причин плохого запуска двигателя является перегорание в ЭБУ силового ключа gb10nb37lz. Но почему-то в основном

Ремонт проводки датчика коленвала ВАЗ

Ремонт проводки разъема Датчика Положения Коленчатого Вала (ДПКВ) ВАЗ.

Достаточно часто причиной дерганья машины и ее полной остановки является обрыв цепи ДПКВ (ошибка P0335 или P0336)

IMG_0031

Обрыв провода чаще всего происходит у основания разъема датчика. Необходимо заменить разъем на новый. В статье рассмотрим, как это сделать наиболее правильно, а так же вы узнаете, как можно отремонтировать старый разъем датчика, если вдруг нет возможности приобрести новый.

Все делалось в помещении, поэтому часть с присоединением восстановленного разъема к автомобильной проводке является демонстрационной, то есть нужно сделать все то же, только не на столе, а на машине).

Проволокой диаметром 0,8 мм (мы использовали кусочек сварочной проволоки от полуавтомата Кемпи) через специальный паз поджимаем фиксирующие упоры контактов (достаточно просто вставить проволоку до упора).

IMG_0037-33

За остатки проводов вытягиваем контакты из разъема. Выходят они довольно туго из-за резиновых уплотнителей. Разжимаем лепестки контактов вокруг резиновых уплотнителей и под корень обламываем старые провода.

IMG_0040-36

Находим пару кусочков провода длиной по 10-15 см., подходящего по сечению и цвету. Не забываем одеть на провода резиновые уплотнители.

Зачищаем концы проводов на 3-4 мм, аккуратно припаиваем к контактам. Мы пользовались 25-ваттным паяльником, припоем ПОС-61 и активным флюсом на основе хлористого цинка.

IMG_0041-37

IMG_0042-38_1

Вставляем контакты с проводами в разъем до легкого щелчка фиксатора. Одеваем пластмассовый фиксатор проводов на заднюю часть разъема. Разъем восстановлен!

IMG_0043-39

IMG_0045-41

Одеваем на провода разъема термоусадочные трубки и скручиваем соответствующие провода электромонтажной скруткой.

IMG_0047-43

Читайте также: