Розетка для резьбы по дереву как сделать чертеж

Обновлено: 14.05.2024

Эскизы для геометрической резьбы и примеры работ

На канале неоднократно заходила речь о резьбе по дереву. Я хочу сегодня поговорить и о приемах самой резьбы, и поделиться своей коллекцией эскизов для ручной резьбы по дереву и кости.

Резьба мастера Б.Борисова, Москва Резьба мастера Б.Борисова, Москва

Сразу хочу сказать, что в этом посте будут в первую очередь представлены узоры для так называемой геометрической резьбы - то есть сравнительно простых повторяющихся элементов, которые вырезаются стамесками, резцами и/или ножом.

Пример разметки полосы с частично и полностью вырезанными элементами узора (мастер Б.Борисов, Москва) Пример разметки полосы с частично и полностью вырезанными элементами узора (мастер Б.Борисов, Москва)

Эти рисунки могут использоваться для заполнения поля - например, украшения филенки на дверце шкафа - или в виде полосы. Ниже приведены примеры разметки и вырезания розеток.

На следующих фото не показан процесс разметки, но понять, что к чему, не так сложно. Основные линии разметки - это прямые линии и части окружности, делящие базовую окружность розетки на отдельные части. Кто хочет вспомнить, как вообще делится окружность, может обратиться к курсу школьной геометрии или начертательной геометрии за первый курс обычного ВУЗа :)

Вот здесь процесс разметки частично виден - окружность была изначально разбита на 16 частей, потом на 32, далее от малой окружности в центре проводились прямые к точкам на внешней окружности. Далее дугами обозначалось положение вырезаемых элементов. Если кому-то будет интересно, могу сделать чертеж поэтапно (сразу говорю, резьба не моя, у меня так аккуратно пока не получается).

Часть разметки даже не обязательно выполнять - достаточно сразу подобрать стамеску/резак нужной конфигурации.

Как начертить розетку для резьбы по дереву

Ниже приводятся методы деления ок­ружностей на различное количество равных частей. Освоив их, вы можете самостоя­тельно создавать 10-ки собственных розеток.

От того, сделаете вы тот либо другой эле­мент выпуклым либо углубленным, зави­сит очень почти все. Время от времени разница бывает поразительной: просто не верится, что в базе настолько различных розеток лежит один узор.

  • Поставьте иглу в точку 2 и, не меняя раствора циркуля, отметьте точки Б и В.
  • Проведите полосы от точки 1 к точкам А, Б и В. Эти полосы поделят окружность на три равные части.
  • Если вы соедините линиями Ас, Б, Б с В и В с А, то получите равносторонний треугольник.

Поделить окружность на три равные части можно при помощи транспортира сделав на ней отметки через каждые 120 градусов.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Чтоб отыскать точки А иБ, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3 и начертите фото резьба художественная по дереву недлинные дуги, пересекаю­щиеся за пределами окружности.

Поделить окружность на четыре равные части можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 90 градусов.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Чтоб отыскать точки АиБ, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3
  • При помощи линейки соедините точки А иБ. Сделайте отметку на окружности в точке В.
  • Уменьшите раствор циркуля до перво­исходного и поставьте его иглу в точку 2. Отметьте на окружности точки Г и Д.
  • Проведите линию, соединяющую точ­ки Ги Д. В месте ее скрещения с крути­кальной линией отметьте точку Е.
  • Поставьте иглу циркуля в точку Е, а грифель &mdash фото резьбы по дереву ручной работы; в точку В. Проведите дугу до скрещения с вертикальной линией. В месте скрещения отметьте точку Ж.
  • Поставьте иглу циркуля в точку В, а грифель — в точку Ж. Не меняя раство­ра циркуля, разделите окружность на 5 равных частей.

Поделить окружность на 5 равных частей можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 72 градуса.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Не меняя раствора циркуля, поставьте его иглу в точку 2 и отметьте точки 3 и 7 либо просто начертите дугу от точки 3
  • Поставьте иглу циркуля в точку 3 и отметьте точку 4 либо просто начертите дугу от точки фото узоров для резьбы по дереву 4 до точки 2.
  • Продолжайте ставить иглу циркуля в каждую новейшую полученную вами точку, пока не окончите викинг резьба по дереву построение шестиконечной розетки.

Поделить окружность на 6 равных частей можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 60 градусов.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Не меняя раствора циркуля, поставьте его иглу в точку 2 и начертите недлинные дуги, пересекающие окружность в точках А и Б.
  • Проведите линию, соединяющую точ­ки А и Б. В месте ее скрещения с крути­кальной линией отметьте точку В.
  • Поставьте иглу циркуля в точку В, а грифель — в точку Б. Не меняя раствора циркуля, разделите окружность на семь равных частей.

Поделить окружность на семь равных частей можно при помощи транспортира, сделав на ней отметки через каждые 51,5 градуса.

  • Проведите вертикальную линию.
  • Поставьте иглу циркуля в точку 1 и опишите окружность.
  • Чтоб отыскать точки AиБ, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3 и начертите недлинные дуги, пересекаю­щиеся за пределами окружности.
  • Проведите линию, соединяющую точ­ки А и Б. В местах ее скрещения с окружностью отметьте точки 4 и 5.
  • Произвольно уменьшите раствор циркуля, поставьте его иглу по очереди в точки 2, 3, 4 и 5 и проведите корот­кие дуги, пересекающиеся вне окруж­ности винтообразная резьба дереву.
  • Полосы, соединяющие точки В и Е, Г и Д, А и Б, делят окружность на восемь равных частей.
  • Начертите две перпендикулярные друг дружке полосы — горизонтальную и крути­кальную (красноватые полосы на рисунке).
  • Поставьте иглу циркуля в точку их скрещения и начертите четыре окруж­ности. Радиус первой окружности — при­мерно 7 мм, 2-ой — 22 мм, третьей — 45 мм, четвертой — 80 мм.
  • Разделите внешнюю (четвертую) окружность на 12 равных частей (голубые отметки на рисунке).
  • Перенесите отметки на вторую и третью окружности (зеленоватые отметки на рисунке).
    • Разделите окружность на 6 равных частей, а потом проведите линию, соеди­няющую фото наличников из резьбы по дереву точки 2 и 3.
    • Чтоб отыскать точки А и Б, произвольно повысьте раствор циркуля. Поставьте иглу циркуля по очереди в точки 2 и 3 и начертите недлинные дуги, пересекаю­щиеся за пределами окружности.
    • Уменьшите раствор циркуля до перво­исходного и разделите окружность на двенадцать равных частей, начиная от точки А.

    До того как делать чертеж на древесной породе, потренируйтесь на бумаге. Для вас понадо­бится циркуль с грифелем М либо 2М, лекало с набором окружностей во сне резьба по дереву и круглые лекала. Поперечник розетки равен пример­но 19 см.

    • Начертите лепестки меж третьей и 2-ой окружностями (красноватые лепестки на рисунке). Это можно сделать с помо­щью круглого лекала поперечником 3,8 см.
    • Разделите на двенадцать частей пер­вую, самую небольшую окружность. Направьте внимание, отметки на ней рас­положены строго меж осями отметок на других окружностях.
    • Начертите лепестки меж фото резьба по дереву художественная 2-ой и первой окружностями при помощи круг­лого лекала (карие лепестки на рисунке). Всего в розетке должно полу­читься 36 лепестков.
    • При помощи линейки найдите центр лепестка первого (наружного) ряда. Поставьте иглу циркуля в центр окруж­ностей. Проведите через найденную точ­ку новейшую, чуть приметную окружность (синяя пунктирная линия на рисунке). Таким же образом проведите окружность в следующем ряду лепестков.
    • В центре каждого лепестка начерти­те ромб. Чтобы размеры ромбов были одинаковыми, делайте циркулем витой резьбы на дереве вспомогательные отметки внутри лепе­стков.
    • Отметьте центры дуг между лепестка­ми первого ряда. Они расположены на одной оси с лепестками третьего ряда (красная пунктирная линия на рисунке).
    • Из отмеченных точек проведите внеш­ние дуги (желтые дуги на рисунке). Обра­тите внимание, из одной точки нужно провести две дуги. Расстояние между ними должно быть равно 2 мм. В этом случае оптимальные радиусы дуг 30 и 32 мм.
    • Далее начертите лепестки, отмечен­ные на рисунке красными стрелками. Воспользуйтесь для этого круглым лека­лом. Диаметр лекала выбирайте на свое усмотрение.
    • Наконец, начертите лепестки, отме­ченные на рисунке синими стрелками. Эти лепестки должны быть немного меньше предыдущих.
    • Теперь, когда с черчением поконче­но, можно приступать к резьбе. Эта розетка фигурная резьба по дереву инструмент замечательно выглядит как покры­тая, так и не покрытая морилкой.
    • Помните, розетки из пересекающих­ся окружностей можно вырезать разными способами, и результаты при всем этом тоже будут разными.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву — разновидность декоративно-прикладного искусства, получившая в свое время широкое распространение и особую популярность на территориях современной России. Практически в каждом регионе страны сформировались свои традиции вырезания орнаментов, узоров, фигурок людей и животных на деревянных поверхностях. Древесина вообще относится к излюбленным материалам русского человека. Возможно «корни» этой любви уходят глубоко в историю и теряются где-то во временах языческих верований, когда любым природным объектам придавался сакральный смысл, а деревья вообще считались «родом», то есть прародителем сущего, олицетворением матушки-природы. Как бы то ни было, а древесина действительно очень «теплый», уютный, домашний материал, который к тому же еще и экологически безопасен. На данный момент существует масса способов обработки дерева, но традиционная резьба располагается на ступень выше любых «промышленных» техник. Вырезая орнаменты, картины, фигурки, мастера вкладывают в свои работы душу. Как отдавать частичку себя создаваемому изделию, мы научить не сможем, зато познакомим с азами работы с деревом, которые пригодятся любому начинающему резчику.

    История зарождения и развития

    Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.

    Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

    А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

    Резьба по дереву для начинающих

    Виды резьбы

    Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:

    • Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
    • Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
    • Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
    • Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
    • Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
    • Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
    • Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
      Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.

    Резьба по дереву для начинающих

    Где может применяться

    Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

    Резьба по дереву для начинающих

    Выбор материала для работы

    При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

    • Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
    • Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
    • Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.

    Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.

    Резьба по дереву для начинающих

    Базовые инструменты для ремесла

    Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

    • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
    • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
    • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
    • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
    • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
    • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
    • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

    А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

    Резьба по дереву для начинающих

    Виды стамесок

    В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

    • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
    • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
    • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
    • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
    • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

    У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

    Резьба по дереву для начинающих

    Меры предосторожности при работе

    Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

    • Рабочая поверхность должна быть устойчивой. У профессиональных резчиков для этих целей есть специальные верстаки. Начинающие часто работают за обычными столами, которые могут раскачиваться.
    • Резать нужно только от себя. По такому же правилу поджигают спички.
    • Освещение в помещении должно быть направлено на рабочую поверхность. На стол не должны падать тени. В противном случае работать придется очень близко от детали, что чревато повреждением не только пальцев в случае эксцесса.
    • Заготовки, которые обрабатываются, необходимо закреплять с помощью специальных крепежных деталей.
    • При заточке инструментов обязательно используют защитные очки. После процесса нельзя проверять остроту лезвия на пальцах. Для этого подойдет любой ненужный брусок.
    • Аккуратность — залог успешной работы. Каждый инструмент должен лежать на своем месте (желательно в специальных органайзерах). Таким образом, мастер исключит риск падения стамески или ножа на пол с последующим повреждением ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. Иначе может возникнуть непреодолимое желание сделать это во время процессы вырезания. Одно неловкое движение во время работы с электроинструментов может вылиться в катастрофу.
    • При работе с электроинструментом нужно обращать внимание на провода. Нельзя давать им скручиваться, ведь в таких «клубках» легко запутаться.

    Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.

    Резьба по дереву для начинающих

    Мастер-класс геометрической резьбы

    Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

    Технология и последовательность геометрической резьбы

    В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:

    • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
    • Работа над композицией с использованием ножей.
    • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

    После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

    Резьба по дереву для начинающих

    Необходимые инструменты

    Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

    • Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
    • Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).

    Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.

    Создание эскиза узора

    Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.

    Резьба по дереву для начинающих

    Вырезаем узоры

    Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.

    Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.

    Во время процесса резки легко проверить остроту ножа. Если стружка тянется сплошной «лентой», значит, инструмент заточен хорошо. Если она крошится и отпадает кусками, то нож не годится для резки. Даже острые инструменты во время работы нужно периодически обтачивать. Для этих целей используют кусок натуральной кожи, на который наносят небольшое количество любой полировальной пасты на основе оксида хрома.

    Резьба по дереву для начинающих

    Шлифовка и пропитка готового изделия

    Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.

    Резьба по дереву для начинающих

    Мастер-класс формочки для печатного печенья

    Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Вырезаем таблички

    Таблички, как правило, имеют неправильную форму. Контуры изделия подчеркивают изгибы букв, поэтому с заготовкой придется повозиться, выпиливая лишние фрагменты в определенных местах. Буквы можно нарисовать от руки с использованием карандаша и линейки, или скачать уже готовую надпись с интернета. Изготавливать таблички очень просто, поэтому вариант идеален для начинающих резчиков. Для работы достаточно ножа-косячка и богородского набора «Татьянка». После вырезания табличку шлифуют и покрывают морилкой. Когда состав высохнет, углубления дополнительно подчеркивают вторым слоем. Надписи на табличках для бани дополняют облаками, дубовыми или березовыми листиками, ковшами, тазиками с вениками. Для улицы используют красивый, ровный шрифт и аккуратные завитушки по контуру, так как здесь рисунки будут неуместны. Таким же способом можно изготовить оригинальную вывеску для торговой лавки или пивной, к примеру.

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Резьба по дереву для начинающих

    Заключение

    Один именитый скульптор когда-то сказал, что композиция — самое сложное в искусстве. Общих правил для ее составления не существует. Постигнуть алгоритм построения композиции и выработать в себе тонкий художественный вкус можно только наблюдая за природой. Нет ничего более совершенного, чем естественная система элементов. Этот совет применим не только для скульпторов, архитекторов или художников, но и для резчиков по дереву. Сначала во время обучения новички используют готовые рисунки, чтобы набить руку и приобрести навыки, необходимые для создания качественных работ. Однако в дальнейшем каждый пытается делать робкие шаги на поприще художника, где одного мастерства недостаточно. Потребуется умение тонко чувствовать баланс в композиции, которое вырабатывается годами. Только научившись комбинировать мастерство и художественный вкус, резчик имеет право называться мастером, создающим изделия «с душой».

    Геометрическая резьба розетки

    Завершающая, седьмая, фигура в нашей азбуке — «розетка». Она же является и наиболее сложной, потому что требует большей сосредоточенности и аккуратности, чем при выполнении других фигур.

    Об аккуратности надо заботиться не только при резьбе, но и при нанесении рисунка любой фигуры на заготовку, для чего следует пользоваться остро отточенным карандашом и линейкой.

    Для изображения «розетки», кроме линейки и карандаша, вам еще понадобится циркуль, С его помощью снимите размер радиуса большого круга «розетки», выполненной на шаблоне «Азбука резьбы» (рис. 17), и перенесите его на заготовку. Вычертите большой круг. После этого таким же образом получите круг малый (рис. 30, а). Теперь вам необходимо провести деление большого круга на 16 частей. Проведите через центр осевые линии — горизонтальную и вертикальную. Вы получите точки A, В, С, D. Еще четыре точки находят с помощью угольника с углами 45°.


    Измерьте расстояние от точки А до В. Оно составит 30 мм, Поделите 30 на 4. Вы получите размер 7,5 мм. С помощью линейки сделайте раствор циркуля 7,5 мм и продолжите деление круга на 16 частей (рис. 30, б). Соедините противоположные точки на круге отрезками, проходящими через центр (рис. 30, в).

    Теперь, тренируя глазомер, найдите визуально — «на глаз» — середину между двумя сосед­ними линиями на малом круге и поставьте точки (рис. 30, г). Проведите короткие отрезки, соединяющие точки большого и малого круга так, как показано на рис. 30, д.

    И последнее, что осталось сделать для получения «розетки», это соединить все точки малого круга с центром (рис. 30, е).

    Теперь посмотрите внимательно на рис. 31. Вы видите, что «розетка» состоит из «пирамид». Только здесь они имеют вытянутые вершины, а основания нижних треугольников немного закруглены (нижний треугольник помечен цифрой 3). Следовательно, и резать «розетку» необходимо по правилам резания «пирамиды», то есть, учитывая направления слоев древесины.


    Если считать, что вы расположили «розетку», так, что горизонтальная ось ее совпадает с направлением слоев (направления слоев изображены на рис. 16), то резать отдельные треугольники необходимо так, как показано на рис. 32. В противном случае гарантированы сколы вершин у треугольников и вы не получите «розетки» высокого качества.

    А теперь запомните два важных правила:

    1. Никогда не трогайте при наколке или подрезке центр круга. Он является эвеном, связывающим луга между собой. Разрушив его, вы разрушите всю «розетку», и она будет выглядеть неряшливо выполненной. Поэтому останавливайте нож, не доводя 1 мм до центра круга.

    2. При наколке сложных фигур, состоящих из нескольких треугольников, надо правильно определить точку втыкания ножа, а это всегда вершина треугольника. Именно треугольника, а не фигуры. Поэтому в центр круга «розетки» нож втыкать не надо.

    Еще раз внимательно прочитайте все, что касается розетки, и приступайте к резанию.

    Подводя итог первому уроку, хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на подготовку инструмента к работе. От него будут зависеть ваши дальнейшие успехи. Поэтому следите за тем, чтобы карандаш был всегда остро отточен, циркуль — исправен, линейка не имела дефектов. Особое внимание уделите основному инструменту резчика — ножу. Нож-косяк должен быть всегда острым как бритва. Храните его в футляре и используйте только для резьбы по дереву.

    И особенно будьте внимательны к правилам техники безопасности. Если вы постоянно будете следить за тем, чтобы предплечье вашей руки, держащей нож, имело опору, а не висело в воздухе, и чтобы при резании работала кисть, то возможность порезов будет полностью исключена.

    Художественная резьба по дереву для начинающих

    узор для резьбы

    Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

    узор для резьбы

    Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

    Виды резьбы и техники

    Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

    Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

    Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

    Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

    • контурная;
    • трехгранно-выемчатая;
    • ногтевая или скобчатая.

    Для исполнения потребуется:

    • доска из липы;
    • нож-косяк;
    • линейка и карандаш.

    На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

    орнамент для резьбы

    Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

    Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

    Резные наличники

    Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

    • безопасности работы;
    • организации рабочего пространства;
    • подготовки инструмента.

    Рабочее место резчика

    Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

    Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

    рабочее место

    Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

    Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

    Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

    Требования к инструменту

    Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

    инструмент для резьбы

    Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

    В арсенале мастера всегда находится:

    • пила;
    • ручная дрель или коловорот;
    • рубанок;
    • стамески полукруглые и плоские;
    • ножи разных размеров;
    • небольшой топор.

    Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

    Резные деревянные стулья

    Для работы с деревом подойдет любая пила, у которой крупные зубцы. Это может быть ножовка, лучковая пила или лобзик. Хорошо, если есть пилы разных размеров и видов. Новичку стоит следить за состоянием полотна. Оно должно быть всегда хорошо натянуто и заточено. Кроме того, не стоит забывать о разводке.

    пила для резьбы

    Основным инструментом для резьбы считают стамеску. Это справедливо. У резчика должен быть набор стамесок разной толщины и формы. Опыт показывает, что на первых порах достаточно иметь 3 плоские стамески:

    полукруглые стамески

    То же самое можно сказать и о полукруглых стамесках.
    Важнейшим моментом является правильная заточка и состояние режущей кромки. Точить стамески нужно часто. Иногда рекомендуют делать это перед началом работы, но чаще всего стамески готовят заранее. Нельзя допускать работу тупым инструментом. Это опасно. Ненаточенная стамеска чаще срывается, и можно получить серьезную травму.

    Резьба в этом случае будет некрасивой, и работа будет идти долго и трудно. Для заточки стамесок можно использовать точильный станок, наждачную бумагу и кусок натуральной кожи с полировальной пастой для доводки лезвия.

    Когда начинается творчество

    резьба по дереву

    Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.

    В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.

    Читайте также: