Правильный порядок заземления автоцистерны

Обновлено: 21.05.2024

1. Какая нагрузочная способность блок-контакта К в схеме УЗА-2МК04 (220В). Возможно ли его включать непосредственно в цепь управления пускателем эл. двигателя? Или для этой цели лучше использовать промежуточное реле?
(Нагрузочная способность выходного блок-контакта 1А, 220В. Можно использовать в цепь управления пускателем, если его мощность не более 220Вт.)

2.Обеспечивается ли взрывозащищенность блок-контакта К (он является частью электронного блока контроля и расположен внутри обечайки, герметизированной компаундом или для использования данного блок-контакта необходимо задействовать внешние искробезопасные барьеры и цепи?). Т. е. заземляющее устройство УЗА-2МК04 (220В) возможно размещать в непосредственной близости от автоцистерны в зоне класса В-Iг или взрывозащита устройства обеспечивается только для выходных цепей устройства?
(Блок-контакт расположен внутри обечайки герметизированной компаундом, блок-контакт электрически не связан с общей схемой УЗА. Устройство заземления из серии УЗА-2МК возможно размещать в зоне класса В-Iг.)

3. Контакты К1 и К2 являются контактами кнопки "ЗЕМЛЯ" или это контакты электронного блока контроля?
(Контакты К1 и К2 это контакты электронного блока контроля.)

7. Каким образом заземляющее устройство (модель 06) сигнализирует о разряде аккумуляторной батареи источника электропитания?
(Окончания заряда источника питания (УЗА-2МК-06) приводит к отсутствию свечению зеленого светового сигнала (при наличии сопротивления между контактами зажима менее 100Ом), отсутствию функции контроля, и отсутствию самого заземления объекта (автоцистерны).)

8. При выходе из строя автономного источника питания (модель 06) заземляющее устройство подлежит ремонту или заменяется на новое?
(При выходе из строя источника питания его необходимо заменить на исправный источник питания.)

УЗА - устройство заземления автоцистерн: принцп работы

Деаэрирование котловой воды

Устройство заземления автоцистерн: для чего, виды

  • Бензовозы
    • SF3330 AL
      • SF3330_5A_03, 30 м3, 5 отсеков, ССУ 1250
      • SF3330_3A_08, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1150
      • SF3330_5A_14, 30 м3, 5 отсеков, ССУ 1250
      • SF3330_3A_07, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_3A_05, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_3A_04, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_3A_03, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_3A_02, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_3A_01, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_3A_06, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_4A_02, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_4A_03, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1200
      • SF3330_4A_01, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3330_5A_11, 30 м3, 5 отсеков, ССУ 1250
      • SF3330_5A_12, 30 м3, 5 отсеков, ССУ 1250
      • SF3330.4S_110, ССУ 1250, 4 отсека
      • SF3330.4S_113, ССУ 1250, 4 отсека
      • SF3330.3S_109, ССУ 1250, 3 отсека
      • SF3330.3A_101, ССУ 1250, 3 отсека
      • SF3330.4S_108, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3330.4S_103, 29 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3330.4S_102, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3330.4S_101, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3330.4S_100, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250,
      • SF3330.3S_51, ССУ 1250, 3 отсека
      • SF3330.3S_50, ССУ 1250, 3 отсека
      • SF3330.3N, ССУ 1250, 3 отсека
      • SF3330.4S_50, ССУ 1250, 4 отсека
      • SF3330.4S_51, ССУ 1250, 4 отсека
      • SF3330.3S_103, ССУ 1250, 3 отсека
      • SF3330.4S_08, ССУ 1350, 4 отсека
      • SF3330.3S_15, ССУ 1450, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.4S_07, ССУ 1250, 4 отсека
      • SF3330.3S_13, ССУ 1350, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_11, ССУ 1450, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_10, ССУ 1250, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_09, ССУ 1250, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_08, ССУ 1500, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_06, ССУ 1250, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_05, ССУ 1250, 30 м3, 3 отсека
      • SF3330.3S_16, ССУ 1150, 3 отсека
      • SF3330.5S_01, ССУ 1250, 5 отсеков
      • SF3330.4S_03, ССУ 1250, 4 отсека
      • SF3330.5S_03, ССУ 1250, 5 отсеков
      • SF3330.3S_04, ССУ 1150, 30 м3, 3 отсека
      • SF3340.4S_11, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1460
      • SF3340.4S_10, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1460
      • SF3340.4S_09, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1460
      • SF3340.4S_08, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1460
      • SF3340.4S_07, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1450
      • SF3340.4S_06, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1350
      • SF3340.4S_05, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3340.4S_04, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3340.4S_03, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1450
      • SF3340.4S_02, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1450
      • SF3340.4S_01, 40 м3, 4 отсека, ССУ 1250
      • SF3U32
      • SF3U30
      • SF2U14
      • SF3U24
      • SF2U25
      • SF3U27
        • SF3U27_1A_13, 27 м3, ССУ 1250, 1 отсек
        • SF3U27_1A_12, 27 м3, ССУ 1250, 2 отсека
        • SF3U27_1A_11, 27 м3, ССУ 1250, 1 отсек
        • SF3U27_1A_10, 27 м3, ССУ 1250, 1 отсек
        • SF3U27_1A_09, 27 м3, ССУ 1250, 1 отсек
        • SF3U27_1A_08, 27 м3, ССУ 1250, 1 отсек
        • SF3U27_1A_07, 27 м3, ССУ 1250, 1 отсек
        • SF3U27_1A_05, 27 м3, ССУ 1150, 1 отсек
        • SF3U27_1A_01, 27 м3, ССУ 1150, 1 отсек
        • SF3B38
          • SF3B38.1S_15, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1350
          • SF3B38.1S_14, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1450
          • SF3B38.1S_13, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_10, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_09, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_12, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_08, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_11, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_07, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_06, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_05, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_04, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B38.1S_03, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_02, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B38.1S_01, 38 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B30.1S.24 ССУ 1540, 1 отсек
          • SF3B30.1S.23 ССУ 1450, 1 отсек
          • SF3B30.1S.05 ССУ 1430, 1 отсек
          • SF3B30.1S.14 ССУ 1600, 1 отсек
          • SF3B30.1S.15 ССУ 1450, 1 отсек
          • SF3B30.1S.16 ССУ 1450, 1 отсек
          • SF3B30.1S.19 ССУ 1600, 1 отсек
          • SF3B30.1S.18 ССУ 1450, 1 отсек
          • SF3B30.1S.20 ССУ 1450, 1 отсек
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_30
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_29
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_27
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_22
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_21
          • SF3B30.1S ССУ 1350, 1 отсек_17
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_13
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_12
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_11
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_10
          • SF3B30.1S ССУ 1350, 1 отсек_09
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_08
          • SF3B30.1S ССУ 1350, 1 отсек_07
          • SF3B30.1S ССУ 1350, 1 отсек_06
          • SF3B30.1S ССУ 1350, 1 отсек_03
          • SF3B30.1S ССУ 1350, 1 отсек_02
          • SF3B30.1S ССУ 1250, 1 отсек_01
          • SF3B25_1S_13, ССУ 1250, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_12, ССУ 1250, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_04, ССУ 1350, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_05, ССУ 1350, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_06, ССУ 1250, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_07, ССУ 1250, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_08, ССУ 1250, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_09, ССУ 1350, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B25_1S_10, ССУ 1250, 25 м3, 1 отсек
          • SF3B28.1S_74, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_72, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1350
          • SF3B28.1S_71, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_70, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_59, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_65, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_57, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_32, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_41, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
          • SF3B28.1S_03, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B28.1S_05, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
          • SF3B28_1S_76, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_75, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_73, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_68, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_60, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_62, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_61, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_64, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_58, ССУ 1350, 1 отсек
          • SF3B28_1S_56, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_55, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_54, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_53, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_52, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_51, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_50, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_2S_01, ССУ 1250, 2 отсека
          • SF3B28_1S_49, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_48, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_47, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_46, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_45, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_44, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_43, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_42, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_39, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_40, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_07, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_06, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_02, ССУ 1150, 1 отсек
          • SF3B28_1S_22, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_21, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_19, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3B28_1S_09, ССУ 1250, 1 отсек
          • SF3U31
            • SF3U31.1S_11, 31 м3, ССУ 1350
            • SF3U31.1S_08, 31 м3, ССУ 1150
            • SF3U31.1S_07, 31 м3, ССУ 1350
            • SF3U31.1S_03, 31 м3, ССУ 1350
            • SF3U31.1S_04, 31 м3, ССУ 1150
            • SF3U31.1S_05, 31 м3, ССУ 1300
            • SF3U31.1S_06, 31 м3, ССУ 1300
            • SF3U31.1S_02, 31 м3, ССУ 1150
            • SF3U31.2S_01, 31 м3, ССУ 1150
            • SF3U31.1S_01, 31 м3, ССУ 1300
            • SF3U55_3A_02, 55м3, 3 отсека, ССУ 1150
            • SF3U55_3A_01 55м3, 3 отсека, ССУ 1150
            • SF3U55_2A_02 55м3, 2 отсека, ССУ 1250
            • SF3U55_2A_01 55м3, 2 отсека, ССУ 1250
            • SF3U48_3A_23 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_3A_22 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_3A_20 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_19 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_18 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_1A_13 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_1A_11 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_1A_10 ССУ 1250, 1 отсек
            • SF3U48_3A_16 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_24 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_25 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_1A_08 ССУ 1250, 1 отсек
            • SF3U48_1A_09 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_3A_13 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_3A_12 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_17 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_5A_02 ССУ 1150, 5 отсеков
            • SF3U48_1A_12 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_1A_14 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_1A_15 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_3A_01 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_1A_07 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_1A_06 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_1A_04 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U48_1A_03 ССУ 1350, 1 отсек
            • SF3U48_3A_10 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_09 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_08 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_07 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_3A_06 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_4A_01 ССУ 1250, 4 отсека
            • SF3U48_3A_11 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_2A_03 ССУ 1150, 2 отсека
            • SF3U48_1A_05 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_5A_01 ССУ 1250, 5 отсеков
            • SF3U48_3A_05 ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U48_3A_04 ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U48_2A_02 ССУ 1150, 2 отсека
            • SF3U48_1A_02 ССУ 1150, 1 отсек
            • SF3U39.3A_17, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_16, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.5A_04 ССУ 1150, 5 отсеков
            • SF3U39.2A_02, ССУ 1150, 2 отсека
            • SF3U39.3A_14, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.1A_04, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.1A_03, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_12, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_11, ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U39.3A_10, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_09, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.2A_01, ССУ 1150, 2 отсека
            • SF3U39.3A_08, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_07, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_06, ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U39.3A_05, ССУ 1250, 3 отсека
            • SF3U39.3A_04, ССУ 1150, 3 отсека
            • SF3U39.3A_03, ССУ 1350, 3 отсека
            • SF3U39.3A_02, ССУ 1350, 3 отсека
            • SF3U39.5A ССУ 1150, 5 отсеков
            • Газовоз SF3236
            • Газовоз криогенный SF4LNG50
            • Газовоз углекислота SF4C26
            • Газовоз SF1218
            • Пропановоз SF3240
            • SF4030
            • Полуприцеп для перевозки молока SF3025
              • SF3025_1S_01, 25м3, 1 отсек, ССУ1150
              • SF3025_1N_01,25м3, 1 отсек, ССУ1150
              • SF3025_3N_03, 25м3,3 отсека, ссу 1250
              • SF3025_3N_02, 25м3,3 отсека, ссу 1250
              • Полуприцеп для перевозки молока SF3025
              • SF4032.3N_04, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
              • SF4032.1N_04, 32м3, 3 отсека, ССУ 1150
              • SF4032.4N_02, 32м3, 4 отсека, ССУ 1250
              • SF4032.1N_02, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
              • SF4032.1N_01, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
              • SF4032.1N_03, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
              • SF4032.4N_01, 32м3, 4 отсека, ССУ 1250
              • SF4032.3N_01, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
              • Цистерны SF3830
              • Цистерна SF3930
                • SF3930.4N.01, 30 м3, 4 отсека, ССУ 1250
                • SF3930.3N.02, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
                • SF3930.3N.01, 30 м3, 3 отсека, ССУ 1250
                • SF3930.2N.01, 30 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • SF3918_1S_01, 18 м3, 1 отсек, ССУ 1450
                • SF3918_2S_01, 18 м3, 2 отсека, ССУ 1250
                • SF3918_2N_01, 18 м3, 2 отсека, ССУ 1250
                • SF4932.3S_01, 32м3, 3 отсека, ССУ 1150
                • SF4932.5N_01, 32м3, 5 отсеков, ССУ 1150
                • SF4932.4N_02, 32м3, 4 отсека, ССУ 1250
                • SF4932.4N_01, 32м3, 4 отсека, ССУ 1250
                • SF4932.3N_02, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
                • SF4932.3N_01, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
                • SF3928.4N_02, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • SF3928.3N_04, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • SF3928.4N_03, 28 м3, 4 отсека, ССУ 1150
                • SF3928.4N_01, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • SF3928.3N_03, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • SF3928.3N_02, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • SF3928.3N_01, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1250
                • 96487T, 28 м3, 1 отсек, ССУ 1150
                • SF4832_4N_01, 32 м3, 4 отсека, ССУ 1150
                • SF4832_3N, 32 м3, 3 отсека, ССУ 1150
                • SF4832_3N, 32 м3, 3 отсека, ССУ 1250
                • SF4B35
                • SF4334
                • SF4930
                • SF4U55
                • SF4B38
                • SF4030
                • SF4932
                  • SF4932.3S_01, 32м3, 3 отсека, ССУ 1150
                  • SF4932.5N_01, 32м3, 5 отсеков, ССУ 1150
                  • SF4932.4N_02, 32м3, 4 отсека, ССУ 1250
                  • SF4932.4N_01, 32м3, 4 отсека, ССУ 1250
                  • SF4932.3N_02, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
                  • SF4932.3N_01, 32м3, 3 отсека, ССУ 1250
                  • АЦ 465000-20 МАЗ-6317X9
                  • АЦ-465115-12 КАМАЗ 43118
                  • АЦ 465216-17 МАЗ-6312В9
                  • АЦ-465175-17 КАМАЗ 65115
                  • Mercedes Actros RM3318
                  • АЦ 465126 МАЗ 6312B9
                  • АЦ 465126-11 МАЗ-5340В2
                  • АЦ-465175-15 КАМАЗ 65115
                  • АЦ-465175-12 КАМАЗ 65115

                  УЗА - устройство заземления автоцистерн: принцп работы

                  Видео! Как покупают устройства заземления автоцистерн! Производство ЗАО Химко. Смотри!

                  Принцип работы и разновидности устройств для заземления автоцистерн

                  Процесс наполнения топлива в цистерны относится к потенциально опасным, поскольку есть угроза возникновения искрения, способного спровоцировать пожар или взрыв. Искры образуются в результате появления статического электричества. Последнее представляет собой физическое явление, возникающее вследствие трения разнородных веществ, отличных по атомной и молекулярной структуре.

                  Предотвратить столь опасную ситуацию способно заземление автоцистерн, для чего используют специальные устройства заземления (УЗА). Применение заземлительной техники в сфере заправки и эксплуатации цистерн регулируется нормативными документами — о необходимости заземления говорится в пункте 71 НПБ 111-98.


                  Задачи устройства заземления

                  Заземлитель автоцистерн — прибор, позволяющий избежать искрения при работе с горючими материалами. Основная задача устройства — обеспечить в цепи заземления контроль сопротивления, чтобы отвести заряд статического электричества.

                  Особенно интенсивно статические заряды образуются при низком уровне влажности. Влажный воздух отличается высокой электропроводностью, позволяющей зарядам протекать через него. В результате во влажной среде электростатические заряды менее вероятны, а при уровне влажности выше 85 % практически не возникают.

                  Чтобы предотвратить аварийные ситуации, возникшие из-за искрения, на автозаправочных станциях устанавливаются заземлительные контуры. В общий контур интегрируются устройства заземления автоцистерн. УЗА — лишь элемент общей системы, а не замена заземляющей цепи.


                  К задачам устройств защиты автоцистерн относят:

                  1. Мониторинг целостности заземлительного проводника.
                  2. Контроль показателей сопротивления на контактных участках.
                  3. Оповещение работников о повреждении проводника и повышенном сопротивлении. О тревожной ситуации персонал извещается звуковыми и световыми сигналами.
                  4. Автоматическое отключение насосного оборудования при возникновении аварийных ситуаций.

                  Конструкция

                  Конструкция прибора включает индикаторный блок и двухжильный заземлительный кабель. УЗА, предназначенные для питания от внешних источников, дополнительно комплектуются блоком питания с встроенным в схему реле. Все оборудование предлагается во взрывозащищенном исполнении.

                  Индикатор состоит из красного светового диода со 180-градусным обзором и микрочипа-контроллер. Чип отгорожен от внешней среды компаундной заливкой. Отдельные модели индикаторов способны издавать звуковые сигналы.

                  Кабель заземления поставляется с парой одинаковых пружинных зажимов. С помощью фиксирующих устройств кабель монтируется на металлических участках цистерн. Толщина контактных поверхностей на автоцистернах должна составлять от 3 до 30 миллиметров, длина кабеля заземления — от 6 до 100 метров (зависит от модели оборудования).


                  Выпускается два типа приборов — спиральные и с использованием силиконовой оболочки. Различия между типами модификаций состоят в разном аппаратном обеспечении, климатическом исполнении, особенностях конструкции и дизайна.

                  Тип электропитания

                  По способу питания существуют три типа устройств, обеспечивающих безопасность при заправке автоцистерн:

                  1. С автономным питанием. В составе прибора есть встроенный аккумулятор. Такие УЗА применяют как для установки в автоцистерны, так и для интеграции в системы заземления АЗС. В комплектации есть зарядное приспособление.
                  2. Приборы для работы на постоянном токе напряжением 12 – 24 Вольт. Электропитание таких моделей осуществляется из бортовой сети бензовоза. Установка УЗА производится прямо на цистерну. Блок питания с выпрямителем может располагаться на автозаправочной станции.
                  3. Устройства на переменном токе напряжением 220 Вольт. Встраиваются в систему заземления АЗС.

                  Маркировка

                  Все приборы подлежат маркировке с информацией, включающей такие данные:

                  • наименование устройства;
                  • дата изготовления;
                  • заводской номер;
                  • указание на взрывобезопасность (обозначается как Ex);
                  • класс защищенности от взрывов;
                  • товарный знак компании-производителя.

                  При небольших размерах маркировочного шильдика дополнительная информация указывается в сопроводительных документах к прибору.

                  Сюда включаются следующие данные:

                  • изображение знака обращения на территории стран-членов Таможенного Союза;
                  • номер сертификата соответствия и название организации, его выдавшей.


                  Популярные разновидности заземлителей

                  Для защиты автоцистерн используют такие типы устройств:

                  • УЗА 3В;
                  • УЗА 220В;
                  • УЗА-2МК 06;
                  • УЗА 4К.

                  Заземлитель УЗА 3В

                  Прибор УЗА 3В оснащен заземлителем и индикатором, литиевой батареей. Микрочип контроллер с красным световым диодом залит компаундом и размещен под съемным колпачком. Угол обзора диода — 180 градусов. Светодиод монтируется с помощью шпильки.

                  Высокая прочность фиксации достигается за счет использования зубчатых шайб и гаек. Проводник и индикаторный контакт объединяют изолирующей шайбой.

                  Обратите внимание! Питающий элемент устройства с течением времени теряет заряд. Срок эксплуатации батареи определяется от интенсивности ее использования.

                  При непрекращающемся мигании световой диод работает в среднем 650 часов. Вне рабочей нагрузки литиевая батарея практически не теряет заряд и способна функционировать в течение 10 – 12 лет.


                  УЗА 3В хранят в герметичной упаковке при температурах от 50 градусов ниже нуля до 50 градусов выше нуля. Максимально допустимая влажность — 80 %.

                  Заземлитель УЗА 220В

                  Прибор УЗА 220В выпускается в двух комплектациях: с внешним электропитанием, с взрывозащищенным блоком.

                  Оборудование обладает таким функционалом:

                  • заземление автоцистерны;
                  • блокирование подачи топлива при отсутствии заземлительного контура;
                  • индикация показателей.

                  Степень защищенности прибора от воздействия влаги и пыли — IP66. Прогнозируемый срок эксплуатации — 15 лет. Взрывобезопасная модель облачена в стальной корпус. В оборудовании есть два кабельных ввода диаметром 5 и 10 миллиметров.

                  Заземлитель УЗА-2МК 06

                  Устройство сохраняет функциональные возможности при температурах от минус 20 до плюс 40 градусов. Электропитание подается из автономных источников. Прибор снабжен искробезопасными выходами.


                  Объем аккумуляторной батареи — 3 Ампера в час. Напряжение не должно быть выше 6,3 Вольт, а наибольший показатель тока — 0,06 Ампера.

                  Характеристики искробезопасной цепи значительно отличаются. Максимальный уровень напряжения — 6,7 Вольт. Разрешенный ток — 0,015 Ампер. Длина проводника-заземлителя — 6 метров. Прибор рассчитан на 6-летнюю эксплуатацию.

                  Заземлитель УЗА 4К

                  Выпускается в нескольких модификациях, предназначенных для разных условий эксплуатации. Оборудование используется для всех видов легковоспламеняющихся веществ, в том числе бензина, солярки, сжиженного газа.

                  Прибор устраняет эффект, создаваемый статическим разрядом и постоянно контролирует цепь заземления, уровень сопротивления в которой не должен быть выше 90 Ом.


                  Переносное заземление

                  Переносная техника функционирует по такому же принципу, как и стационарное оборудование: проводник соединяют с заземлительным контуром, в результате чего создается электрическая цепочка.

                  В составе мобильных устройств имеются такие составляющие элементы:

                  • схема контроля цепи;
                  • индикатор;
                  • разъемы.

                  Существуют переносные модели как со встроенными, так и с внешними элементами электропитания. При эксплуатации оборудования необходимо уделять внимание режиму температуры и влажности, рекомендованному компанией-производителем.

                  Использование современных заземлительных устройств для автоцистерн позволяет гарантированно защитить потенциально опасные объекты от взрывов и воспламенения горючих веществ. Чтобы техника оставалась исправной, необходимы периодические техосмотры для выявления поломок.

                  Принцип работы и разновидности устройств для заземления автоцистерн

                  Процесс наполнения топлива в цистерны относится к потенциально опасным, поскольку есть угроза возникновения искрения, способного спровоцировать пожар или взрыв. Искры образуются в результате появления статического электричества. Последнее представляет собой физическое явление, возникающее вследствие трения разнородных веществ, отличных по атомной и молекулярной структуре.

                  Предотвратить столь опасную ситуацию способно заземление автоцистерн, для чего используют специальные устройства заземления (УЗА). Применение заземлительной техники в сфере заправки и эксплуатации цистерн регулируется нормативными документами — о необходимости заземления говорится в пункте 71 НПБ 111-98.

                  Устройство для заземления автоцистерн на АЗС

                  Задачи устройства заземления

                  Заземлитель автоцистерн — прибор, позволяющий избежать искрения при работе с горючими материалами. Основная задача устройства — обеспечить в цепи заземления контроль сопротивления, чтобы отвести заряд статического электричества.

                  Особенно интенсивно статические заряды образуются при низком уровне влажности. Влажный воздух отличается высокой электропроводностью, позволяющей зарядам протекать через него. В результате во влажной среде электростатические заряды менее вероятны, а при уровне влажности выше 85 % практически не возникают.

                  Чтобы предотвратить аварийные ситуации, возникшие из-за искрения, на автозаправочных станциях устанавливаются заземлительные контуры. В общий контур интегрируются устройства заземления автоцистерн. УЗА — лишь элемент общей системы, а не замена заземляющей цепи.

                  Подключение бензовоза к заземлению на АЗС

                  К задачам устройств защиты автоцистерн относят:

                  1. Мониторинг целостности заземлительного проводника.
                  2. Контроль показателей сопротивления на контактных участках.
                  3. Оповещение работников о повреждении проводника и повышенном сопротивлении. О тревожной ситуации персонал извещается звуковыми и световыми сигналами.
                  4. Автоматическое отключение насосного оборудования при возникновении аварийных ситуаций.

                  Конструкция

                  Конструкция прибора включает индикаторный блок и двухжильный заземлительный кабель. УЗА, предназначенные для питания от внешних источников, дополнительно комплектуются блоком питания с встроенным в схему реле. Все оборудование предлагается во взрывозащищенном исполнении.

                  Индикатор состоит из красного светового диода со 180-градусным обзором и микрочипа-контроллер. Чип отгорожен от внешней среды компаундной заливкой. Отдельные модели индикаторов способны издавать звуковые сигналы.

                  Кабель заземления поставляется с парой одинаковых пружинных зажимов. С помощью фиксирующих устройств кабель монтируется на металлических участках цистерн. Толщина контактных поверхностей на автоцистернах должна составлять от 3 до 30 миллиметров, длина кабеля заземления — от 6 до 100 метров (зависит от модели оборудования).

                  Схема устройства заземления автоцистерн

                  Выпускается два типа приборов — спиральные и с использованием силиконовой оболочки. Различия между типами модификаций состоят в разном аппаратном обеспечении, климатическом исполнении, особенностях конструкции и дизайна.

                  Тип электропитания

                  По способу питания существуют три типа устройств, обеспечивающих безопасность при заправке автоцистерн:

                  1. С автономным питанием. В составе прибора есть встроенный аккумулятор. Такие УЗА применяют как для установки в автоцистерны, так и для интеграции в системы заземления АЗС. В комплектации есть зарядное приспособление.
                  2. Приборы для работы на постоянном токе напряжением 12 – 24 Вольт. Электропитание таких моделей осуществляется из бортовой сети бензовоза. Установка УЗА производится прямо на цистерну. Блок питания с выпрямителем может располагаться на автозаправочной станции.
                  3. Устройства на переменном токе напряжением 220 Вольт. Встраиваются в систему заземления АЗС.

                  Маркировка

                  Все приборы подлежат маркировке с информацией, включающей такие данные:

                  • наименование устройства;
                  • дата изготовления;
                  • заводской номер;
                  • указание на взрывобезопасность (обозначается как Ex);
                  • класс защищенности от взрывов;
                  • товарный знак компании-производителя.

                  При небольших размерах маркировочного шильдика дополнительная информация указывается в сопроводительных документах к прибору.

                  Сюда включаются следующие данные:

                  Популярные разновидности заземлителей

                  Для защиты автоцистерн используют такие типы устройств:

                  • УЗА 3В;
                  • УЗА 220В;
                  • УЗА-2МК 06;
                  • УЗА 4К.

                  Заземлитель УЗА 3В

                  Прибор УЗА 3В оснащен заземлителем и индикатором, литиевой батареей. Микрочип контроллер с красным световым диодом залит компаундом и размещен под съемным колпачком. Угол обзора диода — 180 градусов. Светодиод монтируется с помощью шпильки.

                  Высокая прочность фиксации достигается за счет использования зубчатых шайб и гаек. Проводник и индикаторный контакт объединяют изолирующей шайбой.

                  Обратите внимание! Питающий элемент устройства с течением времени теряет заряд. Срок эксплуатации батареи определяется от интенсивности ее использования.

                  При непрекращающемся мигании световой диод работает в среднем 650 часов. Вне рабочей нагрузки литиевая батарея практически не теряет заряд и способна функционировать в течение 10 – 12 лет.

                  Комплектация устройства заземления автоцистерн

                  УЗА 3В хранят в герметичной упаковке при температурах от 50 градусов ниже нуля до 50 градусов выше нуля. Максимально допустимая влажность — 80 %.

                  Заземлитель УЗА 220В

                  Прибор УЗА 220В выпускается в двух комплектациях: с внешним электропитанием, с взрывозащищенным блоком.

                  Оборудование обладает таким функционалом:

                  • заземление автоцистерны;
                  • блокирование подачи топлива при отсутствии заземлительного контура;
                  • индикация показателей.

                  Степень защищенности прибора от воздействия влаги и пыли — IP66. Прогнозируемый срок эксплуатации — 15 лет. Взрывобезопасная модель облачена в стальной корпус. В оборудовании есть два кабельных ввода диаметром 5 и 10 миллиметров.

                  Заземлитель УЗА-2МК 06

                  Устройство сохраняет функциональные возможности при температурах от минус 20 до плюс 40 градусов. Электропитание подается из автономных источников. Прибор снабжен искробезопасными выходами.

                  Устройство заземления с автономным источником питания

                  Объем аккумуляторной батареи — 3 Ампера в час. Напряжение не должно быть выше 6,3 Вольт, а наибольший показатель тока — 0,06 Ампера.

                  Характеристики искробезопасной цепи значительно отличаются. Максимальный уровень напряжения — 6,7 Вольт. Разрешенный ток — 0,015 Ампер. Длина проводника-заземлителя — 6 метров. Прибор рассчитан на 6-летнюю эксплуатацию.

                  Заземлитель УЗА 4К

                  Выпускается в нескольких модификациях, предназначенных для разных условий эксплуатации. Оборудование используется для всех видов легковоспламеняющихся веществ, в том числе бензина, солярки, сжиженного газа.

                  Прибор устраняет эффект, создаваемый статическим разрядом и постоянно контролирует цепь заземления, уровень сопротивления в которой не должен быть выше 90 Ом.

                  Устройство заземления автоцистерн УЗА 4К

                  Переносное заземление

                  Переносная техника функционирует по такому же принципу, как и стационарное оборудование: проводник соединяют с заземлительным контуром, в результате чего создается электрическая цепочка.

                  В составе мобильных устройств имеются такие составляющие элементы:

                  • схема контроля цепи;
                  • индикатор;
                  • разъемы.

                  Существуют переносные модели как со встроенными, так и с внешними элементами электропитания. При эксплуатации оборудования необходимо уделять внимание режиму температуры и влажности, рекомендованному компанией-производителем.

                  Использование современных заземлительных устройств для автоцистерн позволяет гарантированно защитить потенциально опасные объекты от взрывов и воспламенения горючих веществ. Чтобы техника оставалась исправной, необходимы периодические техосмотры для выявления поломок.

                  Требования и организация молниезащиты АЗС и резервуаров с горючим

                  Причиной пожара на заправке может стать не только высоковольтный разряд во время грозы, но и человеческий фактор. Всегда существует вероятность взрыва и распространения огня на близлежащие территории и постройки, поэтому так важна молниезащита АЗС. В специальных нормативных документах CО и РД указано, что АЗС относятся к объектам повышенной опасности, которые представляют прямую угрозу для окружающих.

                  Решения по заземлению и молниезащите

                  При устройстве системы защиты от поражения разрядом молнии на автозаправочной станции соблюдаются следующие правила:

                  1. Металлические и неметаллические детали оборудования и трубопроводы представляют собой непрерывную электрическую цепь, которая присоединяется на близком к АЗС расстоянии к контуру заземления минимум в двух местах.
                  2. Сопротивление заземляющего устройства не превышает 100 Ом для статического электричества, и 10 Ом — для устройства молниезащиты.

                  Для действующих заправочных станций обязательна ежегодная процедура проверки. Проводится в сухую погоду перед началом сезона гроз. Проверка включает в себя:

                  • визуальный осмотр внешних элементов системы против поражения молнией;
                  • тестирование срабатывания защиты в цепи с глухой нейтралью;
                  • проверка контуров заземления;
                  • проверка сопротивления изоляции электропроводки и оборудования.

                  При обнаружении неисправности или повреждения частей или корпусов системы молниезащиты на более чем 30% проводится ремонт и замена вышедших из строя элементов.

                  Внешняя молниезащита для АЗС

                  Допустимый уровень защиты от прямого удара во время грозы для каждого автомобильного заправочного предприятия решается в индивидуальном порядке и согласовывается с регулирующими государственными органами. Максимальный уровень ПУМ составляет 0,99. Владелец АЗС при желании может превысить этот показатель по собственному желанию.

                  Молниеприемник монтируется на соседнем к защищаемому здании или на земле. Зона защиты зависит от количества токоотводов и шпилей, которые принимают на себя удар. Часто используются молниеприемники в виде мачт или сетки, расположенной на крыше заправки.

                  Система молниезащиты на автозаправочной станции

                  Количество молниеотводов должно соответствовать следующим требованиям:

                  • по одному на каждый молниеприемник в виде шпиля;
                  • два и более, если используется специальная сетка.

                  Важно! Минимальное расстояние между токоотводами составляет не менее 10 м. Соединение — связками через каждые 20 м по периметру АЗС.

                  Если материал облицовки здания относится к пожароопасным классам, то установка системы молниезащиты проводится на 10 см и более от стены здания. Токоотводы для соединения молниеприемника с заземлителем имеют болтовые стыки. Все элементы внешней молниезащиты окрашиваются в черный цвет.

                  Внутренняя молниезащита для АЗС

                  Помимо внешних элементов применяются конструкции, призванные защитить емкости с нефтью от искрения и возможного возгорания. Они закладываются в проект еще на начальном этапе и включают в себя заземление всех элементов, способных привести к пожару. Для молниезащиты резервуаров нефтепродуктов применяют следующие способы:

                  1. Экранирование. Проводится на пересечении двух зон. Используются металлические элементы здания, арматура в фундаменте, соединения на стенах АЗС. Очень часто для этих целей используют оптоволоконный кабель, которым соединяют все электрооборудование (кассы, видеокамеру и другую технику).
                  2. Установка УЗИП. Это оборудование не допускает прохождения повышенного напряжения на электроприборы. Зонирование и подсчет места расположения УЗИП поводится согласно нормативам, изложенным в СО 153-34.21.122-2003 п. 4.2.

                  Для крупных резервуаров с нефтепродуктами возможно применение сетчатых конструкций защиты и тросовых молниеотводов.

                  Заземление для АЗС

                  Обилие электроприборов на современной автозаправочной станции существенно облегчает работу персонала. Однако они представляют опасность в случае прямого удара молнии, поэтому особое внимание уделяется устройству заземлителей. Согласно специальным требованиям они располагаются на глубине 0,5–0,7 м и не менее 1 м от фундамента защищаемого здания. Сопротивление заземляющего устройства — не более 10 Ом. Глубина закладки и длина электрода определяются с учетом удельного сопротивления почвы и его сезонных изменений (глубины промерзания грунта).

                  Естественными заземлителями могут быть:

                  • металлические и ЖБ конструкции зданий, которые соприкасаются с почвой, в том числе имеющие гидрозащитную оболочку;
                  • трубы водопровода из металла, проходящие под землей;
                  • буровые скважины;
                  • шпунты из металла, используемые в гидрозатворах и водопроводах;
                  • пути железных дорог с перемычкой;
                  • оболочки кабелей, идущих в земле, выполняются из любого металла, кроме алюминия.

                  Важно! Нельзя использовать в качестве заземляющего устройства трубы и коммуникации, по которым транспортируются горючие жидкости, так как это приведет к возгоранию.

                  Пример расчета для АЗС

                  Для того чтобы рассчитать и правильно спроектировать систему молниезащиты и заземления резервуаров с нефтепродуктами на автозаправочной станции, требуются следующие параметры:

                  • длина, ширина и высота здания (АЗС);
                  • расположение бензоколонок и хранилища топлива;
                  • тип грунта и его удельное сопротивление.

                  Из требований ПУЭ-7, п. 1.7.103 и прилагаемых там формул рассчитывается сопротивление заземляющего устройства, количество молниеотводов и зона защиты. После проведения расчетов составляется схема расположения всех необходимых элементов конструкции.

                  Правильное устройство молниезащиты позволит обезопасить периметр АЗС от возгорания, экономических убытков и человеческих жертв.

                  Для чего необходимо заземление на бензовозах и как его выполнить?

                  Каждую неделю мы делимся насущными вопросами о заземлении и молниезащите, ответы на которые помогают проектировщикам и монтажникам решить свои задачи на таких объектах, как промышленные предприятие, жилые здания, а также частные дома. Но электрическое оборудование используют не только в стационарных сооружениях, но и в передвижных объектах, например, специальной технике для перевозки бензина и нефтепродуктов. К ним предъявляются высокие требования по пожаробезопасности и износоустойчивости. Давайте выясним, есть ли требования по заземлению и как оно устроено?

                  Дело в том, что при движении бензина по трубопроводу, а также при езде от трения об стенки цистерны возникает статическое электричество. Это происходит из-за того, что бензин и трубопровод выступают в этом случае диэлектриками, и при взаимодействии образуют электрические заряды, которые могут привести к искрению. Для выравнивания потенциалов и предотвращения опасности пожара необходимо избегать накопления зарядов и отводить их от корпуса машины в землю. Для этих целей используют переносное заземление, которое регламентируется правилами противопожарного режима в Российской Федерации.

                  Заземление бензовоза при сливке-наливке

                  Заземление бензовоза при сливке-наливке

                  Заземление используют в двух вариантах: при перевозке или заправке/сливе:

                  • При перевозке бензина необходимо прикреплять к металлическому корпусу цистерны цепь, которая другим концом должна волочиться по земле, отводя тем самым токи.
                  • При заправке и сливе бензина используют специальное оборудование, которое контролирует процесс заземления и дает разрешение или блокирует разгруз при его нарушении. Как правило, оборудование состоит из индикатора, заземляющего проводника и блок питания со встроенным реле. Принцип работы заключается в подключении заземляющего проводника зажимом одним концом к металлическому корпусу цистерны, а вторым к индикатору. Далее производится измерение сопротивления. В случае допустимых параметров загораются светодиоды на индикаторе и срабатывает механизм реле, дающий доступ к сливу или заправке топливом.

                  Таким образом, для безопасной эксплуатации необходимо использовать средства, которые позволят отвести накопленный заряд в землю и снять статическое электричество. Хотите больше узнать о заземлении? Обращайтесь к нам в Технический центр ZandZ.

                  Правильный порядок заземления автоцистерны

                  На кусте скважин имеется подземная емкость производственных стоков. Для откачивания нефтесодержащих производственных стоков применяется автоцистерна.

                  Какие нормативы регламентируют необходимость и способ заземления данной автоцистерны при откачивании производственных стоков (взрывоопасная смесь)?

                  Необходимо ли использование устройства заземления автоцистерн, имеющее постоянный контроль цепи заземления автоцистерны и подачу светового сигнала, разрешающего откачку?

                  Нижеприведенные нормативы не указывают на необходимость применения устройства заземления автоцистерн:

                  • Правила защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
                    • Глава II-2. Отвод зарядов путем заземления
                      • II-2-11. Автоцистерны, а также танки наливных судов, находящиеся под наливом и сливом сжиженных горючих газов и пожароопасных жидкостей, в течение всего времени заполнения и опорожнения должны быть присоединены к заземляющему устройству.
                      • 6.7 Автотранспортная цистерна должна иметь устройства для отвода статического электричества как при наливе (сливе) продукта, так и в движении. Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
                      • 6.16 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: «При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена».

                      Несмотря на то, что соответствующие требования к проведению операций по закачке нефтесодержащих стоков в емкость автоцистерны не установлены, в связи с возможностью образования разрядов статического электричества заземлять такие автоцистерны рекомендуется (без реализации решения по блокировке процесса наполнения автоцистерны).

                      Несмотря на то, что с учетом данного определения нефтесодержащие стоки к нефтепродуктам отнести нельзя, представляется, что приведенные в запросе нормы соответствующие требования к заземлению автоцистерн устанавливают.

                      Аналогичные требования установлены и более актуальными нормативными документами.

                      В частности, пункт 878 ФНП «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утв. Приказом Ростехнадзора № 534 от 15.12.2020 определено, что стояки для налива автомобильных цистерн должны иметь заземляющие устройства, представляющие собой металлические проводники, электрически присоединенные одним концом к заземлителю, другим к наливному стояку. Они также должны иметь устройство контроля цепи заземления, которое должно срабатывать на отключение насосов в случае разрыва цепи заземления.

                      Корпусы автомобильных или железнодорожных цистерн перед проведением слива и налива должны быть заземлены.

                      Представляется, что данные требования распространяются на операции по сливу-наливу жидкого углеводородного сырья, так как помещено в подразделе «Сливоналивные эстакады».

                      Пунктом 51 ФНП «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. Приказом Ростехнадзора № 529 от 15.12.2020 также установлено, что автомобильные цистерны, стоящие под сливом-наливом на автомобильных наливных станциях, пунктах, должны быть заземлены. При отсутствии замкнутой электрической цепи «заземляющее устройство - автомобильная цистерна» автомобильные сливоналивные станции и пункты должны быть оборудованы блокировкой, исключающей возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов.

                      Пунктом 135 Правил по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов, утв. Приказом Минтруда России № 915н от 16.12.2020 установлено, что присоединяться к заземлителям должны автоцистерны во время операций слива-налива легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов. При этом автоцистерны, стоящие под сливом-наливом, должны быть заземлены с наличием блокировки, исключающей возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов при отсутствии замкнутой электрической цепи "заземляющее устройство - цистерна" (пункт 139 Правил).

                      Таким образом, требования о заземлении, включая блокировку налива, предъявляются к транспортным средствам, задействованным в выполнении операций по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов.

                      Правильный порядок заземления автоцистерны

                      Вопрос по пункту 2.2.30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов".

                      Требуется ли заземление цистерн на эстакадах, где производится только слив нефтепродуктов?

                      Необходимость обязательного заземления железнодорожных цистерн при проведении операций слива и налива нефтепродуктов подтверждается, кроме требования пункта 2.2.30 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», следующими нормативно-правовыми актами:

                      1. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

                      Пункт 716 гласит:

                      «716. Стояки для налива автомобильных или железнодорожных цистерн должны иметь заземляющие устройства, представляющие собой металлические проводники, электрически присоединенные одним концом к заземлителю, другим - к наливному стояку. Они также должны иметь устройство контроля цепи заземления, которое должно срабатывать на отключение насосов в случае разрыва цепи заземления.

                      Корпусы автомобильных или железнодорожных цистерн перед проведением слива и налива должны быть заземлены».

                      2. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

                      Пункт 4.7.21 гласит:

                      «4.7.21. При проектировании сливоналивных эстакад СГГ, ЛВЖ и ГЖ должны предусматриваться, а при проведении сливоналивных операций должны осуществляться меры защиты от атмосферного и статического электричества».

                      3. Правилами технической эксплуатации нефтебаз.

                      Пункт 7.270 гласит:

                      «7.270. Автоцистерны и железнодорожные вагоноцистерны, находящиеся под наливом и сливом нефти и нефтепродуктов, в течение всего времени заполнения и опорожнения должны быть присоединены к заземляющему устройству.

                      Не допускается подсоединение заземляющих проводников к окрашенным и загрязненным металлическим частям цистерн.

                      Открытие люка цистерны и погружение (при верхнем наливе-сливе) в нее наливной трубы (рукава) допускается только после заземления цистерны. Отсоединение заземляющих проводников от цистерны производится после завершения налива или слива нефти и нефтепродуктов, поднятия наливной трубы из горловины цистерны, отсоединения сливного шланга».

                      Читайте также: