Порядок заземления контактной сети работниками дистанции электроснабжения

Обновлено: 14.05.2024

Порядок заземления контактной сети работниками дистанции электроснабжения

Работа со снятием напряжения и заземлением

13.70. Накануне выполнения работ административно-технический персонал подрядной организации, организующий работу и имеющий право выписки нарядов, в рабочее время не позднее 12 часов дня местного времени передает заявку начальнику (старшему электромеханику) подразделения дистанции электроснабжения о характере, месте работы (номер пути, номера опор, перегон, станция, содержание работы), указывает фамилию ответственного руководителя работ, производителя работ, допускающего, лиц, выделенных для проверки отсутствия напряжения и завешивания заземляющих штанг. Заявка должна быть зафиксирована в журнале заявок линейного подразделения подрядной организации. Руководитель подразделения дистанции электроснабжения записывает заявку в журнал заявок.

При наличии единого диспетчерского центра на железной дороге порядок подачи заявок должен быть установлен местной инструкцией.

13.71. Начальник района контактной сети (старший электромеханик) определяет и записывает в журнал заявок объем необходимых отключений коммутационных аппаратов, объекты, места установки заземляющих штанг (технические меры) и сообщает об этом административно-техническому персоналу подрядной организации, который фиксирует перечисленные технические меры в своем журнале заявок.

13.72. При производстве работ по одному наряду двумя или более группами подрядной организации при выписке наряда в каждой группе назначается наблюдающий от подрядной организации. Наблюдающие от подрядной организации в группах работающих находятся в подчинении производителя работ и осуществляют надзор за безопасностью членов бригады, в том числе за электробезопасностью в части контактной сети, ВЛ.

13.73. При выполнении работ с использованием механизмов и грузоподъемных машин, на кабельных линиях, по установке и демонтажу опор контактной сети, при вводе в эксплуатацию вновь вводимых участков контактной сети и ВЛ, при выполнении работ сводной бригадой нескольких подразделений, при выполнении сложных работ выдающий наряд работник подрядной организации должен назначать ответственного руководителя работ. Перечень сложных работ определяет административно-технический персонал подрядной организации в зависимости от уровня подготовки своего персонала.

13.74. Производителю работ, осуществляющим надзор за безопасностью персонала подрядной организации, запрещается:

отлучаться с места работы;

принимать участие в работе;

отвлекаться от надзора за ведением работ;

передавать свои функции другому лицу.

13.75. Допуск к работе персонала подрядной организации производит персонал дистанции электроснабжения.

Для этого работнику из персонала ЭЧ, имеющему право выписки наряда, необходимо выписать наряд на производителя работ (при совмещении прав допускающего) от дистанции электроснабжения. В состав бригады наряда дистанции электроснабжения формы ЭУ-115 на допуск должны быть включены работники подрядной организации, которые несут ответственность за безопасность работ:

ответственный руководитель;

допускающий;

производитель работ;

наблюдающий;

электромонтеры, выделенные для завешивания переносных заземляющих штанг.

13.76. В наряде ЭУ-115 на производителя работ, который выписывает административно-технический персонал подрядной организации, в графе "До начала работ необходимо выполнить следующие переключения, связанные с обеспечением безопасности работ" необходимо указывать, что и где следует включить или отключить. Объем необходимых отключений, определенный начальником (старшим электромехаником) района контактной сети, административно-технический персонал подрядной организации включает в наряд на основании записи из журнала заявок. Графы "Условия выполнения работы. Краткое содержание работы с указанием зоны и места работы", "Установить заземления", "Дополнительные меры" должны быть заполнены в нарядах дистанции электроснабжения и подрядной организации в соответствии с заявленным подрядной организацией и согласованным дистанцией электроснабжения объемом работы.

Снятие напряжения с устройств контактной сети и ВЛ на месте работы, проверку отсутствия напряжения, установку заземлений обеспечивает производитель работ (допускающий) - представитель дистанции электроснабжения. При этом доставку заземляющих штанг в необходимом количестве на место работ должна обеспечить подрядная организация. Ответственность за исправное состояние заземлений несет дистанция электроснабжения. Производитель работ от дистанции электроснабжения должен осмотреть заземления и не использовать неисправные. Для заземления контактной сети на участках постоянного тока и участках переменного тока с двумя контактными проводами следует использовать заземляющие штанги с головкой "ласточкин хвост", на участках переменного тока с одним контактным проводом - с поворотной головкой.

13.77. Выдающий наряд от дистанции электроснабжения проводит инструктаж производителя работ от дистанции электроснабжения об особенностях предстоящей работы по обеспечению электробезопасности в части контактной сети, ВЛ, КЛ и безопасности движения поездов.

Один экземпляр наряда должен находиться у производителя работ от дистанции электроснабжения до полного окончания работы, второй - у лица, выдавшего наряд от дистанции электроснабжения.

13.78. После выполнения переключений и снятия напряжения с контактной сети, ВЛ производитель работ дистанции электроснабжения получает приказ от энергодиспетчера на подготовку места работы и заполняет графу в наряде ЭУ-115 "Оформление ежедневного допуска к работе". После чего он проводит инструктаж производителю работ, допускающему подрядной организацией, электромонтерам, выделенным для проверки отсутствия напряжения и завешивания заземляющих штанг. Работники подрядной организацией расписываются в наряде ЭУ-115 за полученный инструктаж. Проверка отсутствия напряжения, установка первой переносной заземляющей штанги, снятие последней заземляющей штанги производится в присутствии и по команде производителя работ.

После выполнения технических мероприятий производитель работ от дистанции электроснабжения, осуществляющий допуск, расписывается в таблице наряда ЭУ-115 "Рабочее место подготовлено".

Запрещается работникам подрядных организаций производить переключения коммутационных аппаратов на контактной сети, ВЛ, КЛ.

В случае сомнения в правильности подготовки рабочего места работник подрядной организации должен обратиться за разъяснениями к производителю работ от дистанции электроснабжения.

13.79. Завершив подготовку места работы, производитель работ дистанции электроснабжения выдает производителю работ подрядной организацией письменное разрешение на производство работ на специальном бланке (приложение N 12), в котором указывает номер приказа энергодиспетчера, границы места работы, места установки переносных заземлений, время начала и окончания работы. Производитель работ подрядной организацией подписывает разрешение и ставит время на копии, которая остается у представителя дистанции электроснабжения.

Порядок заземления контактной сети работниками дистанции электроснабжения

Правила электробезопасности
для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах

РАЗРАБОТАНЫ А.Н.Бычков (МГУ ПС), Е.Н.Горожанкина (ЦЭ МПС), С.П.Астанин (ЦЭ МПС).

ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ

АТП - автотрансформаторный пункт питания контактной сети на участках 2x25 кВ.

Воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) - сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токоприемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединяются.

ВЛ (КЛ) - воздушная (кабельная) линия электропередачи, включая отпайки.

Волновод - провод, подвешенный по опорам контактной сети или по самостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машинистов локомотивов, водителей дрезин, машинистов самоходных путевых машин, мотовозов, автомотрис с дежурными по станциям и диспетчерами.

ДПР - воздушная линия продольного электроснабжения (два провода-рельс) на участках контактной сети переменного тока.

Дроссель-трансформатор (ДТ) - индуктивная катушка из двух полуобмоток значительного реактивного и малого активного сопротивлений, включаемая в тяговую рельсовую сеть на электрифицированных участках для пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков; одновременно является трансформатором рельсовой цепи (питающим или релейным).

Заземляющий проводник (заземление опоры) - проводник, осуществляющий металлическую связь между заземляемой конструкцией и контуром заземления (рельсом).

Защитное заземление - преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом (рельсовой сетью) металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением.

Знаки безопасности труда - знаки, предназначенные для предупреждения работающих о возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешающие или запрещающие определенные действия работающих.

Изолирующий стык (ИС) - стыковое соединение рельсов железнодорожного пути, электрически изолирующее их друг от друга.

Контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава. Контактная сеть над одним путем - контактная подвеска.

КТП - комплектная трансформаторная подстанция.

Нейтральная вставка - участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями), на котором нормально отсутствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохождении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается электрическая изоляция сопрягаемых участков.

Отсасывающая линия (один из видов рабочего заземления) - провода, присоединяемые к средним точкам дроссель-трансформаторов, обеспечивающие возвращение тягового тока из рельсов на тяговую подстанцию.

Первая помощь - комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего.

ПГП - пункт группировки переключателей контактной сети.

ППП - пункт подготовки к рейсу пассажирских поездов.

ППС - пункт параллельного соединения контактных подвесок.

ПС - пост секционирования контактной сети.

Рабочее заземление - преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом (рельсовой сетью) токоведущих частей электроустановки, по которому постоянно или временно протекает ток рабочего режима данной электроустановки.

К рабочим заземлениям относятся: отсасывающие линии тяговых подстанций постоянного и переменного тока и заземление (отсос) АТП на участках 2x25 кВ; на участках переменного тока - заземляющие провода ПС, ППС, ПГП, ППП, а также КТП, питаемые от системы ДПР; соединения с рельсами групповых заземлений опор и обратных проводов. На участках постоянного тока - заземляющие провода защитного заземления ПС, ППС, ППП, подключаемые к рельсовой цепи, условно относятся также к рабочему заземлению из-за высокой важности этих электроустановок и наличия на их крышках разъединителей, остающихся под напряжением контактной сети при отключении самих электроустановок.

Руководитель работ - ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.

СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка.

Тяговая рельсовая сеть - электрическая непрерывная цепь обратных токов тягового электроснабжения, представляющая собой систему электрически объединенных (последовательно и параллельно) ходовых рельсов электрифицированных путей.

Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (контактная сеть, подвешенные по опорам контактной сети провода ВЛ6, 10, 35 кВ, провода системы ДПР, ВЛ напряжением до 1 кВ; ВЛ 6, 10 кВ, подвешенные на самостоятельных опорах, тяговые и трансформаторные подстанции, ПС, ППС, АТП, ППП, ПГП, КТП и т.д.).

ЭПС - электроподвижной состав.

ЭЧК - район контактной сети.

ЭЧ - дистанция электроснабжения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила электробезопасности устанавливают порядок взаимодействия между различными службами железнодорожного транспорта с целью обеспечения безопасности обслуживающего персонала и обязательны для выполнения всеми работниками железнодорожного транспорта и работниками других ведомств и организаций при производстве работ вблизи контактной сети и воздушных линий МПС, проводов линии ДПР, волноводов, усиливающих, питающих и отсасывающих линий тяговой сети и связанных с ними устройств*.

* В дальнейшем именуемые контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства.

Каждый работник железнодорожного транспорта в случае обнаружения нарушений настоящих Правил или неисправностей устройств контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств, представляющих опасность для людей или движения поездов, обязан принять все возможные меры и немедленно сообщить об этом непосредственному начальнику или энергодиспетчеру.

Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. На вновь электрифицируемых железных дорогах контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства считаются находящимися под напряжением с момента, указанного в письменном извещении, рассылаемом за 10 дней до подачи напряжения начальником отделения железной дороги руководителям предприятий железнодорожного транспорта, о чем последние извещают всех подчиненных им работников под расписку.

1.3. Начальники отделений железных дорог до подачи напряжения в контактную сеть и ВЛ обязаны в границах электрифицированного участка обеспечить:

а) изучение настоящих Правил и проверку знаний их всеми причастными работниками предприятий и организаций, а также проведение необходимого инструктажа в объеме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

б) подготовку поездных диспетчеров и других работников, связанных с обслуживанием устройств электрической тяги, к работе в условиях электрифицированных участков;

в) оповещение населения по имеющейся громкоговорящей связи о сроке подачи напряжения в контактную сеть, а также вывешивание в населенных пунктах в общедоступных местах (перронах, посадочных площадках, переездах и т.д.) и производственных помещениях плакатов и объявлений, предупреждающих об опасности приближения к устройствам контактной сети и ВЛ, находящимся под напряжением;

г) уведомление о сроке подачи напряжения в контактную сеть всех предприятий и организаций отделений железной дороги и нетранспортных предприятий, работники которых могут выполнять служебные обязанности на данном электрифицируемом участке.

1.4. Организация обучения работников и проверка знаний настоящих Правил возлагаются на руководителей предприятий и организаций железнодорожного транспорта и производятся в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС России 04.05.95 г. ЦСР-325.

Проверка знаний настоящих Правил производится при назначении на должность, а также периодически при сдаче экзаменов по охране труда. Перечень работников служб по должностям, которые обязаны знать и которым должны выдаваться настоящие Правила, дан в приложении 1 к настоящим Правилам. Начальники служб железных дорог обеспечивают постоянный контроль за обучением и проверкой знаний настоящих Правил работниками подведомственных предприятий.

1.5. Персонал предприятий железнодорожного транспорта, который по роду своей деятельности может временно находиться на электрифицированных линиях (в порядке разового поручения), например, лица, сопровождающие холодные локомотивы, путевые и другие машины на железнодорожном ходу, а также перевозимые на подвижном составе и т.п., должны быть проинструктированы под расписку по месту постоянной работы о соблюдении требований электробезопасности при нахождении на электрифицированной линии.

Работники, командируемые для временной работы, например, для выполнения путевых, строительных и других работ, по прибытии в организацию (предприятие) проходят инструктаж по электробезопасности с учетом особенностей выполнения работ в месте командировки. Содержание инструктажа определяется инструктирующим лицом в зависимости от характера и сложности работы.

1.6. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными путями, по проекту строительной организацией должны быть установлены предохранительные щиты для ограждения частей контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением. Щиты должны иметь высоту 2 м и выступать по ширине не менее чем на 1 м в каждую сторону от находящихся под напряжением частей. Щиты должны быть металлическими с сеткой в верхней части с размером ячеек не более 2x2 см.

Предохранительные щиты на лестницах пешеходных мостов устанавливаются, когда расстояние от лестницы до находящихся под напряжением частей контактной сети менее 2 м.

В местах прохода над пешеходными мостами питающих и отсасывающих линий контактной сети и ВЛ сверху на мостах устанавливаются сплошные ограждения, верхняя часть которых должна быть полностью или частично металлической. На каждом предохранительном щите дистанцией электроснабжения должен быть укреплен предупреждающий знак безопасности "Осторожно! Электрическое напряжение" (рис.1.1. ССБТ, Цвета сигнальные и знаки безопасности, Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей). Соответствующими подразделениями этот знак безопасности устанавливается или наносится несмываемой черной краской трафаретом также на опорах контактной сети и ВЛ в общедоступных местах, на верхних частях путевых машин, дрезин, автомотрис и локомотивов.

Рис.1.1. Знак безопасности труда "Осторожно! Электрическое напряжение" (фон желтый, кайма и стрела черные)

Осмотр и необходимый ремонт предохранительных щитов во время эксплуатации производится дистанциями электроснабжения.

1.7. Демонтаж и восстановление заземлений при смене рельсов и других работах выполняются исполнителями работ (специально проинструктированными работниками) под наблюдением представителя дистанции электроснабжения, а заземлений напольных устройств СЦБ - под наблюдением электромеханика дистанции сигнализации и связи.

1.8. Для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств и предотвращения несчастных случаев в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением до и свыше 1000 В вдоль них устанавливаются охранные зоны в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии:

Порядок заземления контактной сети работниками дистанции электроснабжения

ИНСТРУКЦИЯ
по обеспечению электробезопасности и временному заземлению
устройств электроснабжения при работах специального подвижного состава
на электрифицированных железных дорогах

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает способы временного заземления контактной сети, воздушных линий электропередачи (далее - ВЛ) и всех других проводов, проложенных по опорам контактной сети, при работах специального подвижного состава, путевых машин (далее - путевых машин) и обеспечения электробезопасности персонала путевого хозяйства при выполнении данных работ.

1.2. Настоящую Инструкцию обязан знать и выполнять персонал дистанций электроснабжения (далее - ЭЧ), а также по кругу своих обязанностей персонал дистанций пути (далее - ПЧ), путевых машинных станций (далее - ПМС).

1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 к работе по обслуживанию электроустановок допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным приемам выполнения работ, прошедшие испытания в квалификационной комиссии и имеющие удостоверение на право производства работ по соответствующей группе электробезопасности (III-V).

Представитель ПЧ или представитель ПМС должен быть обучен Правилам электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах и Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети в объеме III группы по электробезопасности как второе лицо в части проверки отсутствия напряжения на контактной подвеске, установки и снятия переносного заземления на отключенную контактную подвеску.

1.4. Срок обучения представителей ПЧ (ПМС) - 2 недели по программе, разработанной ЭЧ и утвержденной заместителем начальника ПЧ или соответственно заместителем начальника ПМС.

1.5. Первичная проверка знаний у представителей ПЧ или ПМС производится в комиссии ПЧ или в комиссии ПМС в составе заместителя начальника ПЧ (ПМС), ответственного за электрохозяйство ПЧ (ПМС), представителя ЭЧ, инженера по охране труда ПЧ (ПМС), представителя профсоюзного комитета ПЧ (ПМС) с выдачей удостоверения установленного образца.

1.6. Периодическая проверка знаний у представителей ПЧ и ПМС проводится ежегодно в комиссии, указанной в пункте 1.5 настоящей Инструкции.

1.7. При нахождении на работе представитель ПЧ и представитель ПМС должны иметь при себе удостоверение о праве проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, быть одетыми в спецодежду и спецобувь, иметь защитную каску и сигнальный жилет.

1.8. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) - сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел). Изолирующее сопряжение выполняется так, что при проходе токоприемника электроподвижного состава сопрягаемые участки электрически соединяются;

волновод - провод, подвешенный по опорам контактной сети или по самостоятельным опорам для обеспечения двусторонней радиосвязи машинистов локомотивов, водителей дрезин, машинистов самоходных путевых машин, мотовозов, автомотрис с дежурными по железнодорожным станциям и диспетчерами;

группа - группа по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки;

защитное заземление - заземление частей электроустановки с целью обеспечения электробезопасности;

зона работы - участок контактной сети, ВЛ (а также устройства, связанные с ними), ограниченный опорами, воздушными стрелками, секционными изоляторами, имеющими номера, указанные в наряде-допуске формы ЭУ-115 (далее - наряде) или распоряжении на производство работ;

инструктаж - доведение до персонала содержания основных требований к организации безопасного труда и соблюдению правил безопасности при выполнении работ с разбором на рабочих местах допущенных ранее или возможных ошибок инструктируемых;

контактная сеть - совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемнику электроподвижного состава;

нейтральная вставка - участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями), на котором нормально отсутствует напряжение. Нейтральная вставка выполняется так, что при прохождении токоприемников электроподвижного состава обеспечивается электрическая изоляция сопрягаемых участков;

отсасывающая линия - отсос (один из видов рабочего заземления) - это провода, присоединяемые к средним точкам дроссель-трансформаторов, обеспечивающие возвращение тягового тока из рельсов на тяговую подстанцию;

рабочее заземление - заземление какой-либо точки токоведущих частей электроустановки, необходимое для обеспечения работы электроустановки. К рабочим заземлениям относятся: отсасывающие линии тяговых подстанций постоянного и переменного тока и заземление (отсос) автотрансформаторного пункта (далее - АТП) на участках 2х25 кВ; на участках переменного тока - заземляющие проводники поста секционирования (далее - ПС), пункта параллельного соединения контактных подвесок (далее - ППС КП), пункта группировки переключателей (далее - ПГП), пунктов подготовки к рейсу пассажирских поездов с электрическим отоплением (далее - ППП), а также комплектных трансформаторных подстанций (далее - КТП), запитанные от системы два провода-рельс (далее - ДПР); соединения с рельсами групповых заземлений опор и обратных проводов. На участках постоянного тока заземляющие проводники защитного заземления ПС, ППС КП, ППП, подключаемые к рельсовой цепи, относятся также к рабочему заземлению;

специальный подвижной состав - несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу: специальный самоходный подвижной состав - мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов и доставки работников предприятий МПС России к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме; специальный несамоходный подвижной состав - железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда;

шунтирующая перемычка - приспособление из гибкого провода с зажимами по концам, предназначенное для надежного электрического (металлического) соединения разнопотенциальных элементов (частей).

II. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В ЧАСТИ
КОНТАКТНОЙ СЕТИ И ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ РАБОТНИКОВ
ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПУТЕВЫЕ МАШИНЫ

2.1. Напряжение в контактной сети и ВЛ должно быть снято и контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства заземлены на весь период путевых работ в следующих случаях: при необходимости приближения персонала по условиям производства путевых работ к находящимся под рабочим или наведенным напряжением к неогражденным частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м; при одновременном разрыве обеих рельсовых нитей пути (сплошная смена рельсов, капитальный ремонт пути и другие работы), когда временная продольная перемычка не установлена и нарушается цепь протекания по рельсам обратного тягового тока; при необходимости отключения от рельсов заземлений опор контактной сети и других устройств (релейных шкафов, светофоров) на длине фронта работ более 200 м при подъемке пути, очистке балластного слоя, срезке обочины и других подобных работах, выполняемых путевыми машинами.

2.2. Работы со снятием напряжения и заземлением контактной сети производятся в установленном порядке в соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог.

Организационными мероприятиями по обеспечению безопасности работающих со снятием напряжения и заземлением контактной сети и ВЛ являются: выдача наряда, выдача разрешения на подготовку места работы (приказ энергодиспетчера (далее - ЭЧЦ), целевой инструктаж, допуск к работе, надзор во время работы, оформление перерывов в работе, переходов на другое рабочее место, окончание работы. В каждом ЭЧ должны быть разработаны образцы нарядов по обеспечению электробезопасности при производстве работ ПЧ или ПМС с применением путевых машин на железнодорожных станциях (далее - станциях), перегонах, в зонах изолирующих сопряжений, в местах раздела фаз.

2.3. Подготовка рабочего места для выполнения путевых работ производится по наряду, выданному на представителя ЭЧ, являющегося работником района контактной сети (далее - ЭЧК), не ниже IV группы по электробезопасности. Вторым лицом при установке или снятии заземляющей штанги может быть представитель ПЧ или представитель ПМС (не ниже III группы по злектробезопасности).

Для переноски штанг, присоединения и отсоединения их от рельсов и для других подсобных работ, связанных с демонтажем и восстановлением заземлений опор контактной сети при путевых работах, временным заземлением опор контактной сети посредством дополнительного троса длиной не более 200 м, должны выделяться работники подразделения, выполняющего путевые работы. Для этих целей в ПМС и ПЧ выделяются монтеры пути, которые проходят первичный инструктаж в районе контактной сети в объеме I группы по электробезопасности. Перед началом работы представитель ЭЧ проводит инструктаже указанными монтерами пути непосредственно на рабочем месте.

Зажим заземляющей штанги, по команде представителя ЭЧ, можно присоединять или отсоединять от рельса (опоры, заземляющего спуска опоры), если штанга лежит на земле.

Работники пути доставляют на место работ заземляющие штанги и убирают их после окончания работ.

2.4. Представитель ЭЧ является ответственным за электробезопасность в части контактной сети и ВЛ. Он осуществляет надзор за выполнением работающими указанных требований по электробезопасности (исключая надзор за электроустановками путевых машин и механизмов).

Представитель ЭЧ перед установкой заземляющих штанг на отключенную контактную подвеску в соответствии с требованиями наряда должен указать точные границы участка, с которого снято напряжение, проинструктировать представителя ПЧ или представителя ПМС о порядке, месте установки заземляющих штанг, их количестве и обязанностях указанного представителя.

Представитель ПЧ или представитель ПМС совместно с представителем ЭЧ отвечают за сохранность установленных заземляющих штанг, наличие крепления штанг к рельсам.

2.5. Техническими мероприятиями, обеспечивающими безопасность работающих при выполнении работ со снятием напряжения и заземлением контактной сети, являются: закрытие путей перегонов и станций для движения поездов и ограждение места работ, снятие рабочего напряжения и принятие мер против самопроизвольной или ошибочной подачи его на место работ, проверка отсутствия напряжения, наложение заземлений, освещение места работ в темное время суток.

2.6. Руководитель путевых работ от ПЧ или от ПМС должен не менее чем за сутки до начала работ дать заявку с указанием даты, характера работы и точных границ места производства работ, указать фамилию представителя ПЧ или представителя ПМС в следующие адреса: ЭЧК, ЭЧЦ, ЭЧ, дистанция сигнализации и связи (далее - ШЧ), диспетчер ШЧ, поездной диспетчер (далее - ДНЦ), начальники станций, ограничивающих фронт работ (далее - ДС).

2.7. На основании этой заявки начальник ЭЧК или старший электромеханик дает ЭЧЦ заявку на снятие напряжения с контактной сети и других проводов в установленном порядке.

2.8. ЭЧЦ производит снятие напряжения с контактной сети и других проводов, подвешенных по опорам ремонтируемого пути.

2.9. Проверка отсутствия напряжения на отключенной контактной сети и ВЛ производится в диэлектрических перчатках представителем ЭЧ (производителем работ), на которого выписан наряд.

Проверка отсутствия напряжения на контактной сети осуществляется "на искру" касанием острием крюка заземляющей штанги, присоединенной предварительно к тяговому рельсу, токоведущих частей не ближе 1 м от изолятора, касание контактного провода и несущего троса не разрешается. После успешной проверки отсутствия напряжения штанга завешивается на трубу или уголок фиксатора, на нижний фиксирующий трос жесткой или гибкой поперечины.

2.10. Наложение переносных заземлений производится в два лица. Установку заземляющих штанг производит представитель ЭЧ под наблюдением представителя ПЧ или представителя ПМС.

III. ВРЕМЕННОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ УСТРОЙСТВ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ПРИ РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

3.1. При работе путевых машин, для которых требуется отключать от рельсов заземляющие провода опор на длине фронта работ более 200 м, но во время своей работы не нарушающих целость тяговой рельсовой цепи, напряжение с контактной сети и всех других проводов, подвешенных на опорах контактной сети ремонтируемого пути, должно быть снято и все провода заземлены (рисунок 1).

Заземление контактной сети и воздушной линии

Подготовка переносной заземляющей штанги. Перед установкой штангу осматривают. Она должна иметь медный заземляющий трос площадью сечения не менее 50 мм 2 для заземления контактной сети и не менее 25 мм 2 для заземления ВЛ напряжением ниже 1000 В, а также 6-10 кВ с проводом площадью сечения менее 50 мм 2 . Обращают внимание на заземляющий трос: обрывы жил, ослабление крепления троса к башмаку или к штанге не допускаются. Проверяют наличие и исправность блоки ровочного соединения, общее состояние накидного крюка и древка. До наложения заземления заземляющий провод штанги специальным зажимом (башмаком) надежно прикрепляют к тяговому рельсу, вынимают ключ блокировки и собирают штангу. Если заземление на рельс затруднено, разрешается подключать штангу к тросу группового заземления, к металлической опоре или заземляющему спуску опоры. Убеждаются в отсутствии обрыва заземляющего спуска и надежности крепления его к рельсу.

Искровые промежутки и диодные зазем-лители в цепи заземления шунтируют, устанавливая шунтирующую штангу.


Проверка отсутствия рабочего напряжения и наложение заземления. Непосред-ственно перед наложением заземления убеждаются в отсутствии рабочего напряжения в линии. Для этого прикасаются острием крюка переносной заземляющей штанги к токоведущим частям не ближе 1 м от изолятора и по искре определяют наличие или отсутствие рабочего напряжения.

Следует помнить, что отключенные линии могут находиться под наведенным напряжением или под действием емкостных потенциалов. Указанное напряжение, так же как и рабочее, дает при проверке искру. Однако искра в этом случае значительно слабее.

Необходимо следить, чтобы работник не касался заземляющего троса. Проверяют отсутствие напряжения и в резиновых диэлектрических перчатках завешивают первую заземляющую штангу. Не допускается проверять отсутствие напряжения прикосновением острия крюка заземляющей штанги к контактным проводам, тросам в непосредственной близости от изоляторов независимо от их числа. После того как убедятся в отсутствии рабочего напряжения, заземляющую штангу завешивают на токоведущие части контактной сети.

Заземляющий трос и древко штанги располагают таким образом, чтобы они не входили в габарит приближения строений.

Первую заземляющую штангу завешивает лицо с квалификационной группой не ниже III под непосредственным наблюдением руководителя работ. Последующие заземляющие штанги по указанию руководителя работ могут завешивать два электромонтера с квалификационной группой не ниже III, один из которых ведет наблюдение. Разрешается заземлять контактную сеть для осмотра крышевого оборудования э. п. с. электромонтеру с квалификационной группой не ниже III совместно с машинистом локомотива или его помощником.



Наложение переносного заземления на провода ВЛ 6-10 кВ выполняют в строгой последовательности. После присоединения провода заземления к тяговому рельсу завешивают первую заземляющую штангу на нижний провод 1, вторую - на верхний провод 2, ближний к опоре, третью - на верхний провод 3, дальний от опоры с полевой стороны. Снятие заземляющих штанг выполняют в обратной последовательности. Места подключения заземления должны быть зачищены. Заземление ВЛ 6-10 кВ, проводов ДПР, волновода, расположенных на опорах контактной сети, на период работ выполняют на тяговый рельс; заземлять эти провода на искусственный заземлитель не допускается.

В случае заземления провода ВЛ на металлическую опору проверяют целость заземляющего спуска.

Заземление места работ. Работу на фидерных и секционных разъединителях со снятием напряжения с контактной сети и заземлением выполняют при установке двух заземляющих штанг. На весь период работ разъединитель шунтируют медным тросом площадью сечения не менее 50 мм 2 с креплением его к шлейфам болтовыми зажимами. Шунт устанавливают только после заземления обеих ветвей при включенном положении разъединителя.

Аналогично устанавливают заземления при работах на секционных разъединителях без снятия напряжения с контактной сети с отключением шлейфов, подсоединенных через изоляторы. Для работ на секционном изоляторе со снятием напряжения с контактной сети переносные заземляющие штанги устанавливают с обеих сторон с обязательным предварительным включением шунтирующих разъединителей. При отсутствии разъединителя на каждую ветвь устанавливают две заземляющие штанги. При работах с нарушением целости проводов (разрыв без установки шунта) устанавливают двойные заземления с обеих сторон от места разрыва на расстоянии не более 100 м от него. В случае работ по замене проводов заменя-



емые и монтируемые провода дополнительно заземляют на концах участка. Заземления должны находиться в пределах одного блок-участка и присоединяться к одному и тому же тяговому рельсу. При работах на воздушных питающих линиях контактной сети, когда соединение их с рельсом затруднено, линию заземляют на отсасывающий провод. В таких случаях предварительно соединяют шунтирующими перемычками площадью сечения не менее 50 мм 2 металлические опоры и конструкции крепления на железобетонных и деревянных опорах с проводами отсасывающих линий. Если отсасыва ющий провод проходит в другом месте, воздушные линии заземляют на специальный трос группового заземления. При работах в пределах одной фидерной зоны заземляющие штанги должны быть установлены с обеих сторон от места работ в пределах видимости для работающих на контактной сети постоянного тока не далее 300 м, а на контактной сети переменного тока - с расстоянием между штангами не более 200 м. В зоне работы каждой бригады должно быть установлено необходимое число заземляющих штанг. В процессе работы руководитель работ должен периодически контролировать со-



стояние переносных заземляющих штанг. На участке переменного тока отключенные питающие линии и дополнительные провода заземляют переносными заземляющими штангами. Расстояние между ними должно быть не более 100 м. Допускается контактную сеть отключать и заземлять секционным разъединителем с заземляющим ножом.

При работах с автодрезины со снятием напряжения с контактной сети допускается наложение одного заземления на контактную сеть заземляющей штангой, присоединенной к тяговому рельсу, и другого заземления - к металлической раме автодрезины. В этом случае выделяют электромонтера с квалификационной группой не ниже III для наблюдения за состоянием заземляющей штанги (подключение к тяговому рельсу, наличие габарита для подвижного состава). В случае нарушения заземления контактной сети сигналист должен доложить руководителю работ. Перед наложением заземления с автодрезины проверяют состояние и закрепление провода заземляющей штанги. Наконечник должен быть закреплен опрессовкой, шайба и болт должны быть приварены к раме по всему контуру прилегания. Место выхода провода заземляющей штанги из зажима требует постоянного внимания.

Заземление контактной сети и воздушной линии

Подготовка переносной заземляющей штанги

Перед установкой штангу осматривают. Она должна иметь медный заземляющий трос площадью сечения не менее 50 мм2 для заземления контактной сети и не менее 25 мм2 для заземления ВЛ напряжением ниже 1000 В, а также 6—10 кВ с проводом площадью сечения менее 50 мм2. Обращают внимание на заземляющий трос: обрывы жил, ослабление крепления троса к башмаку или к штанге не допускаются. Проверяют наличие и исправность блокировочного соединения, общее состояние накидного крюка и древка. До наложения заземления заземляющий провод штанги специальным зажимом (башмаком) надежно прикрепляют к тяговому рельсу, вынимают ключ блокировки и собирают штангу. Если заземление на рельс затруднено, разрешается подключать штангу к тросу группового заземления, к металлической опоре или заземляющему спуску опоры. Убеждаются в отсутствии обрыва заземляющего спуска и надежности крепления его к рельсу.

Искровые промежутки и диодные заземлители в цепи заземления шунтируют, устанавливая шунтирующую штангу.

Проверка отсутствия рабочего напряжения и наложение заземления.

Непосредственно перед наложением заземления убеждаются в отсутствии рабочего напряжения в линии. Для этого прикасаются острием крюка переносной заземляющей штанги к токоведущим частям не ближе 1 м от изолятора и по искре определяют наличие или отсутствие рабочего напряжения.
Следует помнить, что отключенные линии могут находиться под наведенным напряжением или под действием емкостных потенциалов. Указанное напряжение, так же как и рабочее, дает при проверке искру. Однако искра в этом случае значительно слабее.
Необходимо следить, чтобы работник не касался заземляющего троса. Проверяют отсутствие напряжения и в резиновых диэлектрических перчатках завешивают первую заземляющую штангу. Не допускается проверять отсутствие напряжения прикосновением острия крюка заземляющей штанги к контактным проводам, тросам в непосредственной близости от изоляторов независимо от их числа. После того как убедятся в отсутствии рабочего напряжения, заземляющую штангу завешивают на токоведущие части контактной сети.
Заземляющий трос и древко штанги располагают таким образом, чтобы они не входили в габарит приближения строений.

Первую заземляющую штангу завешивает лицо с квалификационной группой не ниже III под непосредственным наблюдением руководителя работ. Последующие заземляющие штанги по указанию руководителя работ могут завешивать два электромонтера с квалификационной группой не ниже III, один из которых ведет наблюдение. Разрешается заземлять контактную сеть для осмотра крышевого оборудования э. п. с. электромонтеру с квалификационной группой не ниже III совместно с машинистом локомотива или его помощником.

Наложение переносного заземления на провода ВЛ 6—10 кВ выполняют в строгой последовательности. После присоединения провода заземления к тяговому рельсу завешивают первую заземляющую штангу на нижний провод 1, вторую — на верхний провод 2, ближний к опоре, третью — на верхний провод 3, дальний от опоры с полевой стороны. Снятие заземляющих штанг выполняют в обратной последовательности. Места подключения заземления должны быть зачищены. Заземление ВЛ 6—10 кВ, проводов ДПР, волновода, расположенных на опорах контактной сети, на период работ выполняют на тяговый рельс; заземлять эти провода на искусственный заземлитель не допускается.
В случае заземления провода ВЛ на металлическую опору проверяют целость заземляющего спуска.

Порядок заземления контактной сети работниками дистанции электроснабжения

Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс

Произошли изменения в документах на контроле
Нажмите для просмотра

Найти 0 из 0 фрагментов

Справка Оглавление Редакции

Справка к документу

Оглавление

Свернуть всё

Развернуть

Сравнить редакции

Отметьте 2 редакции, чтобы сравнить их

Подтверждающие документы

Поиск похожих судебных актов по упоминанию норм

Чтобы найти похожие акты, отметьте важные для Вас нормы (лучше не более 3-х) и нажмите "Найти".
Система подберет судебные решения с одновременным упоминанием всех выбранных норм.

Читайте также: