Освещение сцены дома культуры

Обновлено: 08.05.2024

Освещение сцены и зала ДК

Добрый вечер! Прошу сразу прощения у тех для кого мои вопросы покажутся глупыми) Делаю проект по освещению сельского дома культуры. Опыта работы в данном вопросе нет. Готовим документы для стадии П по капитальному ремонту ДК.Бюджет не известен, думаю он ограничен, но хочется сделать пусть скромно, но хорошо, в селе тоже люди живут.

Подскажите пожалуйста какой минимум светотехнической аппаратуры должен быть на сцене? Чем посоветуете осветить зрительный зал? сцена где-то 12х10, зал 12х20. Заранее спасибо всем кто откликнется!

Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы

Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.

Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.

Принципы, которым необходимо следовать

Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:

  • световое освещение здесь не является отдельным элементом. Оно служит основой для создания с его помощью визуального образа. Этот образ должен подчеркнуть в наиболее выгодном свете все, что происходит на сцене любого культурного сооружения (актового или концертного зала дома культуры и т.д.);
  • схема, по которой размещается световое оборудование (потолочные лампы, софиты, прожекторы и т.д.), должно учитывать специфику происходящего на подмостках;

Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.

Возможный вариант освещения концертной сцены

Освещение концертной сцены

  • оценка габаритов. Для актового зала, дома культуры и других небольших площадок стоит использовать не очень мощное осветительное оборудование (прожекторы, софиты и т.д.). А вот для огромных залов может создаваться многоуровневая световая система, состоящая из большого количества оборудования;
  • отсутствие монотонности во время представления или концерта. Для того чтобы разнообразить световое сценическое освещение используется разное оборудование. К примеру, софиты, потолочные или настенные прожекторы и т.д. При этом обязательно следует учитывать особенности сцены актового или концертного зала. Благодаря этому принципу получается длительное время удерживать внимание зрителей на происходящем.

Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.

Назначение сценической подсветки

Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:

  • создавать необходимый уровень освещенности;
  • соответствовать требованиям ГОСТа;
  • быть безопасным для людей;
  • иметь простое обслуживание;
  • иметь высокую четкость подсветки, которая при необходимости позволяет рассмотреть даже незначительные детали;
  • потреблять минимум электроэнергии.

Источники света над сценой

Осветительное оборудование сцены

При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:

  • создать качественный и мощный световой поток;
  • формировать необходимую атмосферу, чтобы добиться у публики правильного настроя;

Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.

  • подчеркивать все действия, происходящие на сцене, чтобы они были видны со всех ракурсов и углов;
  • четко подсвечивать различные элементы: декорации, исполнители, оркестр и т.д. При этом само оборудование (прожекторы и софиты) может подсвечивать различные сценические элементы, в зависимости от надобности. К примеру, световой оператор в течение выступления может менять направленность светового потока, который излучают прожекторы.

Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.

Варианты освещения

Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:

  • с помощью одного источника света. Им может быть один мощный прожектор;
  • с помощью нескольких, а то и целой группы, источников света. Обычно в данной ситуации используется разнообразное оборудование (например, прожекторы и софиты).

Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:

  • габариты помещения (актового или концертного зала);

Вариант освещения актового зала

Освещение актового зала

  • предназначение: для проведения концертов, детских утренников, театральных выступлений и т.д.;
  • уровни освещенности, прописанные в регламентирующей документации для данного типа помещения (актового или концертного зала и т.д.);
  • технические характеристики, которые имеет используемое оборудование (софиты, прожекторы и т.д.);
  • мощность используемых источников света. Здесь можно использовать разнообразные источники света: светодиодные, люминесцентные, галогеновые и другие типы лампочек.

Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально

Освещение одним источником света

Одинарный источник освещения

Освещение одним источником света

Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.

Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.

Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.

Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.

Освещение несколькими источниками света

Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).

Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.

Множественные источники света

Освещение несколькими источниками света

Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:

  • передний и задний;
  • верхний и нижний;
  • боковой;
  • сочетающийся.

Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:

  • точечные светильники. Это могут быть софиты, сканеры, прожекторы, приборы полного вращения и прочие;
  • световые панели, куда вмонтированы несколько источников света, которые к тому же имеют возможность давать световой поток в требуемом направлении.

Художественная подсветка

Работа художника по свету

Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.

Подходы к использованию светильников

Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:

  • задействование определенной группы светильников для каждой отдельной сцены;
  • применение одного светового оформления для всех сцен;
  • использование дополнительных групп светильников наряду с основной подсветкой.

Вариант освещения концертного зала

Вариант сценического освещения

Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.

Кого и что необходимо освещать

На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:

  • главных действующих лиц. При наличии нескольких исполнителей, они должны равномерно освещаться, вне зависимости от их перемещения;
  • солирующих исполнителей. Их освещают дополнительной группой осветительных приборов и также «ведут» при изменении места размещения.

Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.

Световое выделение солиста

Подсветка солиста на сцене

Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.

Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.

Варианты схем сценического освещения

Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.

Световое оформление сцены

Схема организации основного освещения сцены

Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:

  • контрсофит для подсветки исполнителя;
  • рампа – для подсветки лица исполнителя;
  • софиты – они размещаются над площадкой, обеспечивая бестеневое освещение;
  • задники – создают фон.

А боковое освещение может организовываться по такой схеме:

Боковое освещение сцены

Схема для бокового освещения

Данная схема реализуется следующим оборудованием:

  • ложа – освещает передний план сцены;
  • портал – освещают глубь сцены;
  • боковые подсветы – дополняют порталы, обеспечивая объемное освещение.

Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.

Заключение

Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.

Описание и особенности театрального освещения сцены

Освещение сцены имеет ряд особенностей. Чтобы сделать его правильно, стоит предварительно изучить тему и понять, какие принципы используются для организации сценического света.

Свет – неотъемлемый атрибут любой сцены.

Основные особенности

Театральное освещение имеет свои отличия и организовывается с учетом нескольких основных принципов, которые всегда неизменны:

  1. Свет не является отдельным элементом, он входит в общий комплекс оформления и нужен для создания образа происходящего. За счет освещение обеспечивается хорошая видимость и акцентируется внимание на отдельных участках сцены или исполнителях.
  2. Система освещения не может быть статичной, она состоит из множества элементов, которые нужно включать или выключать в определенный момент, чтобы играть светом и тенью. Особенно сложно обеспечивать динамику действия, в этом случае от изменения освещения зависит восприятие происходящего.
  3. На сцене дома культуры или любого другого заведения проходят концерты, представления и другие мероприятия. И на каждом из них нужно четко освещать происходящее, поэтому необходимо заранее все продумать и настроить эффекты во время репетиций.
  4. Источники света выполняют различные функции и не могут использоваться всегда. Перед тем, как выбрать тип оборудования, надо продумывать, какие композиции будут создаваться. Лучше делать систему, которая легко трансформируется.
На большой сцене задействуются десятки, а то и сотни светильников.

Неважно, где делается освещение – в театре, на школьной сцене и т.д., надо учитывать динамику действия, чтобы обеспечить нужный эффект. Желательно, чтобы была возможность внесения изменений, так как статичный свет не дает должного эффекта.

Виды освещения

В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.

Одиночный источник света

Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.

С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.

Иногда одиночный источник света может располагаться сверху.

Если человек отойдет вглубь сцены, то освещенность резко снизится.

Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.

Использование нескольких источников света

Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:

  1. Может быть задействовано много оборудования: спереди, сзади, снизу, сверху, по сторонам и т.д.
  2. Используют любые типы освещения. Все зависит от конкретных условий и целей.
  3. Несколько вариантов с каждой стороны, чтобы компонуя разные режимы можно было добиться любого эффекта.
Все источники света нужно объединить в одну систему.

Кстати! Если сцена используется для разных целей, лучше отдавать предпочтение движущемуся оборудованию или светильникам, которые можно отрегулировать как угодно.

Как выбрать угол падения света

От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:

  1. Горизонтальный или плоский – светит прямо и совпадает с тем, как видят сцену зрители из зала. Это фоновое освещение, которое обеспечивает хорошую видимость, чаще всего используется в качестве вспомогательного.
  2. Заднее освещение идет от обратной стороны сцены, может быть как скрытым, так и открытым. Его используют для придания драматизма или выделения силуэтов тех, кто находится на сцене.
  3. Боковой свет чаще всего располагается по сторонам, нередко его скрывают за кулисами. За счет него можно акцентировать внимание на происходящем на сцене.
  4. Верхнее освещение может находиться как на потолке, так и на специальной балке, которая поднимается или опускается. Создает ощущение монументальности, но может дать и давящий эффект.
  5. Рамповый свет исходит из специальной ниши, которая может располагаться как почти под ногами у тех, кто находится на сцене, так и немного впереди них. Больше всего подходит для концертов и эстрадных выступлений, так как выглядит искусственно.

Часто для монтажа освещения ставят металлический каркас.

Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.

Как совмещать разные углы сценического освещения

Подсветка сцены – сложная система, в которой невозможно добиться хорошего эффекта, не совмещая различные углы освещения. При этом нужно помнить целый ряд особенностей:

  1. Чтобы сделать фигуру или объект контрастнее и визуально приблизить к зрителю, нужно выделить их с помощью заднего освещения. При этом можно приглушить основные источники света для наибольшей выразительности. А использование только заднего освещения обеспечит драматический эффект в нужный момент.
  2. Сочетание разных углов при освещении выделяет определенный объект. За счет преобладания яркости того или иного светильника можно менять восприятие зрителей, тут нужно заранее подбирать оптимальное сочетание, понимать, как действует тот или иной вариант.
  3. Чтобы акцентировать внимание на одном объекте и удерживать на нем внимание нужно, чтобы при освещении преобладал только один источник света. Остальные несут вспомогательную функцию, причем уменьшение их интенсивности дает лучший эффект.

В один момент может использоваться сразу несколько вариантов освещения.

Для театральных постановок часто нужно имитировать реальные источники света на сцене – фонари, светильники и т.д. В этом случае подбираются решения, которые не будут слепить зрителей, но при этом обеспечат реалистичность.

Что надо учесть при создании схем сценического освещения

Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:

  1. Лучше отдавать предпочтение динамическому освещению, от статического зрители быстро устают и внимание неизбежно рассеивается.
  2. Для создания драматического эффекта и привлечения внимания можно приглушать свет на короткий период, но злоупотреблять этим не стоит.
  3. За счет заливающего освещения обеспечивается хорошая видимость происходящего на сцене. С помощью направленного света можно акцентировать внимание на нужных объектах, а динамическое освещение обеспечит разнообразные эффекты.
  4. Лучше всего сочетать разные варианты оборудования, чтобы можно было играть светом и за счет этого подчеркивать происходящее на сцене.
Проще всего обеспечивать освещение обучающих и других подобных мероприятий, там не нужны эффекты, главное – хорошая видимость.

Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.

В завершении рекомендуем видео по теме:

Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.

Освещение сцены дома культуры


Освещение, на сегодняшний день, имеет тысячи возможных реализаций: в некоторых случаях это настоящее искусство, требующее огромных усилий и технических дополнений. Освещение сцены дома культуры — достаточно масштабный процесс, осуществить который можно разными способами.

Варианты освещения

Освещение требуемого объекта может быть осуществлено;

  1. На основе одного источника света. Как правило, это один мощный прожектор;
  2. Комплекс источников света. Лучше, если эксплуатируются одновременно прожекторы и софиты;

Какой свет и для какой ситуации лучше использовать?

Это зависит от многих параметров, в числе которых масштаб непосредственно помещения. Например, выбор света для актового зала и концертного будет совершенно разный. Также в параметры этих отличий входят следующие позиции:

  1. Вид мероприятия: концерты, утренники детского характера;
  2. Уже существующее в данном помещении световое оборудование;
  3. Технические параметры, эксплуатируемого оборудования;
  4. Мощность эксплуатируемого оборудования, в зависимости от вида оборудования: светодиодного, люминесцентного, галогеного и других.

Таким образом, выбирая освещение для сцены дома культуры, будьте внимательны к одним позициям.

Свет для сцены и принципы его размещения

Свет для сцены и принципы его размещения

Мы воспользуемся секретами мастеров театральных академий. После прочтения вы поймете, как строить световую картину в зависимости от сюжета и настроения шоу.

Свет помогает обратить внимание зрителей на нужные объекты, черты лица или особенности походки, при этом скрывает то, что в данный момент было бы лишним, неуместным. Можно легко убрать тени или, наоборот, сделать объект более рельефным. Но важно не потерять выразительность, «пересветив» его.

Можно также создавать иллюзии, «обманывая» зрителя, тем, что свет от декоративных фонарей на самом деле также усиливается прожекторами с потолка. Если источника не видно, повышается правдоподобность шоу — используйте это.

beyonce-pevica-mikrofon-scena.jpg

Как выбрать угол падения света

Используется пять основных вариантов расположения и угла наклона светильников по отношению к освещаемой зоне:

Горизонтальный — идет прямо и совпадает с тем, как смотрит зритель.

Задний — подсвечивает объект сзади, может быть спрятан за ним.

Боковой — исходит со стороны, возможно, из-за кулис.

Верхний — расположен на потолке или балке.

Рамповый — исходит снизу, иногда буквально из-под ног объекта или перед ним.

Верхний передний — совмещенный вариант;

Диагональный — уходит в сторону и сверху или снизу.

Теперь разберем каждый угол и попытаемся понять, какое настроение можно им передать.

Плоский свет — это база, такая картинка обычно малоинтересна и служит скорее в качестве служебной.

Задний свет дополняет картину, в чистом виде может произвести излишне пугающее или драматичное впечатление, четко выделяя силуэт.

Свет сбоку смотрится интересно и непривычно, в обычной жизни практически не встречается.

Верхняя засветка будто бы давит, выглядит монументально.

Рамповый считает более концертным вариантом и достаточно искусственно выглядит на постановках.

Верхний передний создает натуральное освещение, помогает зрителю погрузится и поверить в происходящее.

Диагональный образует интересные тени, выражает сакральность или необычность происходящего.

Как совмещать разные углы сценического освещения

Разные углы подсветки раскрывают новые грани объекта или взаимодействуют с образом актера. Можно подобрать драматичный и контрастный прожекторы, расположив их под разными углами для цельного образа. Также разные стороны площадки осветит динамичная светомузыка.

Делайте один источник света главным, остальные пусть вторят ему, дополняя общую световую картину. Так получится более выразительно и без мешанины. Не бойтесь ослабить интенсивность вспомогательных ламп. Главный прожектор может имитировать луну или солнце, либо просто выделять действующее лицо.

Не переборщите с комбинацией углов подсветки, выберите 1-2 приоритетных и определитесь с эмоциональным фоном, который пытаетесь создать. Иногда минимализм скорее сыграет на руку, а избыток только размоет общее впечатление у наблюдателей.

Если делать объекты контрастными, ярко подсвечивая их сзади, то это изменит то, как их воспринимает зрители. Даже отдаленная фигура покажется более близкой, что тоже надо учитывать. попробуйте умышленно задействовать этот эффект для большей выразительности.

Реалистичный свет на сцене — это то, что имитирует уличные фонари, солнечные лучи либо настольные лампы. Это очень важно соблюдать при большинстве постановок, в которых действие происходит в реальном, а не фантастическом мире. Тщательно подбирайте не только углы наклона, но и цветовую температуру источников, чтобы они казались достаточно теплыми и передавали естественные оттенки.

В данном разделе можно вывести несколько базовых правил работы:

Делайте картинку динамичной, иначе зрителю надоест, он начнет утомляться, наблюдая одно и то же настроение со сцены. Действие должно передаваться и подчеркиваться в деталях.

Нет ничего лучше света, чтобы подчеркнуть форму или линии.

Не перебарщивайте с драматичным полумраком, иначе зритель не разглядит нюансов.

Глубокие тени придают контраста и сделают сцену более полной, запоминающейся.

Рекомендуем тренироваться в создании различного настроения с помощью света и делать это постоянно, а не только на реальных перфомансах и шоу. Отточить мастерство можно за пару лет или раньше, но это требует огромного практического опыта.

Вдохновляйтесь чужими работами, фотографиями, клипами и фильмами, всегда обращайте внимания, как связан свет в кадре и настроение, которое передается при просмотре. Старайтесь повторить это самостоятельно. Желательно записывать и сохранять свои наработки, показывать их более опытным коллегам.

Практикуемся в построении освещения

Простейшие упражнения можно повторить даже дома, воспользовавшись любимыми светильниками, торшерами, фонариками и декоративными свечами. Начните экспериментировать, и сразу увидите, что мастерство — это умение обходиться малым, а не только опыт работы с дорогими сетами светотехники и пар прожекторов.

Первое упражнение. Находим угол

Найдите или соорудите сами статичный предмет, который можно подсвечивать с различных положений. Идеально, если это будет кресло или статуя, что-то достаточно масштабное и интересное.

Определитесь с точкой, откуда будет смотреть зритель (в данном случае вы сами).

Расставьте три лампы и поиграйте с их положениями.

Подумайте, какие стороны освещаемого объекта и какие качества выделяет каждый из источников. Попробуйте изменить его восприятие, полностью переставив их.

Также поменяйте яркость или оттенки ламп, эти детали помогут усилить впечатление.

Не забывайте главную идею, один источник должен доминировать в картине. Будет еще лучше, если вы попробуете включить в эксперимент цветные профильные прожекторы или иное RGB сценическое оборудование.

dy0t1tn1qfm.jpg

Второе упражнение. Как рисовать светом

Загляните в блоги, журналы и издания о шоу-тематике. Посмотрите, как выстроена картинка на каждой фотографии, какие светильники и как, с какой целью применил светотехник. Попытайтесь понять общий принцип, который стоял за этим. Какое настроение пытался передать создатель? Что можно изменить или улучшить в имеющейся картинке? Как можно воссоздать похожую атмосферу с помощью той техники, которой располагаете вы? Такие вопросы должны возникать у вас при просмотре любых визуальных материалов. Исходя из этого, подбирайте софиты под конкретную задачу.

Старайтесь найти лучшие и худшие примеры всех типов сценического освещения. Не бойтесь мысленно критиковать даже популярные шоу или площадки — ошибки в оформлении могут допускать все. Также это поможет более широко мыслить.

Третье упражнение. Ищем свет

Обращайте внимание на то, что вас окружает в повседневности. В каких ресторанах или залах наиболее приятно находиться? Где атмосфера приветливая, а где слишком гнетущая? Ведь это все также создается за счет освещения. Где холодный свет ламп приносит контрастности и более строгой атмосферы? Как мелкие лампочки выигрывают перед одним единственным источником?

Постарайтесь запомнить эти нюансы и в дальнейшем перенести их на сценическое действие. Попробуйте передать атмосферу спальни, камерного кабинета, жизнерадостного парка, библиотеки. Это эффективная тренировка, которая поможет сделать постановки правдоподобнее, они запомнятся зрителям. Театральные прожекторы помогут создать реалистичную обстановку, имитируя свет от вывесок или ламп накаливания.

Четвертое упражнение. Работаем с актером

Повторите все, что мы делали в первом упражнении, но прибавьте к этому живую модель, которая может двигаться и также передавать определенное настроение, стиль и колорит. В каком освещении этот человек будет наиболее харизматично смотреться? Какой свет скроет недостатки? Как подчеркнуть силуэт, добавить драмы и дерзости? Как сформировать печальную, спокойную и светлую обстановку при участии этого персонажа?

С этой практикой вам откроется огромное поле для творчества. Каждый человек индивидуален, но общие закономерности оформления вы поймете. Регулируйте все параметры, пока светильники идеально не передадут вашу задумку. Попробуйте ввести ограничения, например, по цвету или дистанции ламп.

5b906cfbcc5c53b71e3ae17842191cf0-4321.jpg

Пятое упражнение. Увеличиваем количество инструментов

Используйте сразу пять базовых углов освещения из тех, что мы упомянули в начале статьи. Теперь перед вами будут стоять более тонкие задачи по передаче нюансов и стилистики, характера ситуации и персонажа в ней.

Сначала просто включите поочередно источники и почувствуйте тот стиль, настроение, которые они помогут сформировать.

Затем сочетайте их, включая по 2-3, но не одновременно. Понаблюдайте, что смотрится наиболее выигрышно, а каких эффектов стоит избегать.

Не забывайте выбрать один доминирующий источник в картине.

Подберите наиболее выигрышное освещение для модели.

Затем резко поменяйте его, кардинально меняя восприятие человека. Попробуйте сделать его подозрительным, злым, стеснительным, опасным.

Затем переходите к другим настроения. Сможете ли вы с помощью имеющегося света сделать его или ее более загадочной? Попробуйте передать другие стороны личности — доброта, смущение, нервозность, уверенность, возбуждение, страх, интерес.

Сфотографируйте наиболее интересные результаты и сравните их между собой. При этом не нужно жестко критиковать или оценивать их, так как это скорее творческая импровизация.

Шестое упражнение. Правдоподобный, натуральный свет на сцену

Используйте яркие источники и расставьте их вокруг модели таким образом, чтобы образовалось минимум теней и картина напоминала полуденное время. Затем поэкспериментируйте и превратите это в лунную ночь. Результат должен получиться максимально естественным. Здесь также все решает один главный излучатель света, остальные лишь поддержат получившийся эффект.

23156.JPG

Седьмое упражнение. Эксперименты с цветным светом

Попробуйте сымитировать следующие ситуации сценическим светом, используя модель, цветные фильтры и RGB заливной свет:

морозный день в лесу;

тропический жаркий полдень;

обстановка строгого кабинета;

ночные неоновые огни;

Вы можете придумать свои локации и ставить себе все новые и новые необычные задачи. Вашей главной целью остается передача эмоций, настроения, всего происходящего, что имеется сценарии.

Восьмое упражнение. Драма

Попробуйте осветить человека в центре комнаты так, чтобы это выражало глубокие эмоциональные состояние — ярость, ненависть, вожделение, страх, нежность, зависть. Вы можете воплотить и оживить все смертные грехи или же воссоздать образы мифологических героев и библейских сюжетов. Попробуйте это упражнение с единомышленниками.

Девятое упражнение. Расширение масштаба

Перенесите результаты предыдущих упражнений на большую площадь — на нескольких человек или участок сцены целиком. Расширяйте освещаемое место, стараясь сохранить ту аутентичную атмосферу, что вы создали путем игры с цветами и количеством источников. Так вы максимально приблизитесь к цели — создать не точечный свет, а оформить всю сцену целиком, повторяя идею или замысел режиссера. Пользуйтесь цветомузыкой для трехмерного эффекта.

При этом избавляйтесь от паразитной засветки или излишне темных участков, не забывайте про динамический диапазон картинки. Вы должны использовать не только свет для сцены, но и тени себе на пользу. Также сцена должна быть живой или готовой ожить, картинка не должна оставаться статичной.

Световая аппаратура для сцены и принципы её размещения

Световая аппаратура для сцены и принципы её размещения

Сценический свет - является важнейшей составляющей любого профессионального шоу – грамотное освещение способно вытянуть даже самое простое представление, и наоборот. Чтобы впечатлить зрителя и выгодно обыграть выступление, независимо от его тематики, требуется учитывать основные правила размещения света.

Все декорации и сценическое пространство освещают только спереди, создавая иллюзию естественного света. Это делается для того, чтобы отделить сцену от зрителя, создавая на ней особую реальность, даже если она проживет только пару часов.

Зритель должен «отсутствовать», а его взгляд – не отвлекаться на слепящие прожектора или бросающиеся в глаза посторонние предметы. Только так он сможет проникнуться происходящим на сцене, а шоу – обрести успех и аплодисменты. При этом свет должен подчеркивать атмосферу, сохраняя все оттенки и краски декораций и костюмов. Это регулируется использованием ламп определенной цветовой температуры. К примеру, холодный свет удачно подчеркнет бледность солистки-балерины, но будет совершенно неуместен в жизнерадостной сцене спектакля.

Фронтальное освещение включает в себя:

1) верхнее, размещенное на фермах, в нишах в потолке или в специальных помещениях;

2) диагональное, находящееся за выступами боковых стен или на оборудованных балконах так, чтобы угол падения света не превышал 40 градусов

3) нижнего, расположенного на краю сцены в рампе (стационарной или переносной).

Рампа – место для приборов направленного света. Они убирают контрастность прочих световых приборов, создавая ровный фон.

Основное освещение в театрах, как это сложилось исторически, составляет огромная многоярусная люстра с хрустальными подвесками. Помимо декоративной, она играет роль главного источника света. Она должна обладать подъемно-опускным механизмом и системой удаленного плавного регулирования яркости. Помимо основного существует аварийное освещение – неотъемлемая часть любого помещения. Оно должно работать независимо, а подсветка выходов, кресел и дорожек – оставаться автономной даже при перебоях с основными источниками энергии.

Сценический свет можно разделить на три группы:

1) заливающий – его образуют прожекторы с широким лучом колорченджеры и прочие светильники;

2) точечный – создается световыми пушками, безлинзовыми PAR или профильными прожекторами.

Схема освещения сцены ДК

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

Артем Абдулов 33 постов

Sergen 12 постов

Vadim 10 постов

fezman777 6 постов

Популярные посты
fezman777

ПУЭ на этот счёт имеет другое мнение. п. 2.1.16: "В одной трубе, рукаве, коробе, пучке, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке запрещается совместная прокладка взаиморе

fezman777

Это меньшее из зол. Вопросы пожарной безопасности и возможной угрозы здоровью важнее.

Vadim

Vadim

1. Авансцена и 1 план. Если необходимо, можно направлять "точечно" в нужные места для локальной подсветки. 2. Авансцена и 1 план. При условии, что Вас не шокируют тени на заднике. На 2-3 и т.д.

Освещение сцены ДК

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Топ авторов темы

Vadim 4 постов

Mill 3 постов

malagamba68 2 постов

valeriialeks 2 постов

Популярные посты

valeriialeks

valeriialeks

Vadim

Vadim

Vadim

Vadim

Читайте также: