Основной источник освещения в домах европейцев

Обновлено: 03.05.2024

Ноу-хау 18 века или как осветить комнату одной свечой?

Как осветить огромные бальные залы или личные дворцовые покои?

Этот вопрос, на удивление, был очень актуален. Несмотря на простоту изготовления и не дефицитные материалы, свечи были в большой цене на протяжении нескольких веков, вплоть до начала 20 века.

Известно, что даже царские покои в Зимнем дворце вплоть до революции освещался свечами.

Зал в Зимнем дворце. Все эти умопомрачительные люстры вмещали в себя десятки даже сотни свечей Зал в Зимнем дворце. Все эти умопомрачительные люстры вмещали в себя десятки даже сотни свечей

И, кстати, при Императорском дворе существовали даже строгие нормы расходования свечей, зависящие от положения того или иного лица. Например, во времена Николая I фрейлине полагалось на день четыре стандартных белых свечи, одна желтая ночная свеча и три сальных. Регламент был и для самих царских особ.

Что уж говорить о более раннем, менее представительном строительстве и освещении его залов.

Посмотрите на кабинет с живописью в Меншиковском дворце, построенном в начале 18 века. Естественное освещение в Петербурге большую часть года крайне скудное, а жить в темноте совсем не хотелось.

Доподлинно не известно, кем были изобретены медные и бронзовые отражатели, но атмосферу того времени они передают до сих пор! Особенно в этом дворце на Васильевском острове - небольшие залы, невысокие потолки и совершенно недворцовая обстановка!

Подсвечники в оконных проемах долгими зимами хоть как-то имитируют отсутствующий солнечный свет Подсвечники в оконных проемах долгими зимами хоть как-то имитируют отсутствующий солнечный свет Каждый подсвечник оснащен собственным отражателем - медным или латунным Каждый подсвечник оснащен собственным отражателем - медным или латунным

Форма и дизайн у отражателя меняются, но назначение остается. Поверхность полируется до блеска так, что бы даже от одной свечи было максимально светло. Простое о=и очень эффективное решение! А еще и декоративно привлекательное!

Отражатель для двух свечей Отражатель для двух свечей

Со временем свечи восковые заменили на электрические, но эффект отражения, конечно, все так же работает!

Будете во этом дворце или где-то еще, обязательно обратите внимание на эту деталь!

Свет в скандинавском интерьере

Сканди сочетает в себе простоту, чистоту и лаконичность линий, любовь к светлому просторному пространству и натуральные материалы. Для Швеции, Дании, Норвегии характерен недостаток естественного солнечного света, так что искусственное освещение — один из важнейших элементов стиля.

Характерные черты стиля

Мода на скандинавский интерьерный стиль пришла в нашу страну вместе с датским понятием «хюгге». По данным соцопросов, датчане — самые счастливые из европейцев, хотя условия их жизни, казалось бы, к счастью не располагают: суровый климат, недостаток солнца, недешевая жизнь, высокие налоги, много работы — почти как у нас.

Но у датчан есть философия жизни под названием хюгге: создание уюта и комфорта простыми и функциональными средствами — как дома, так и на работе.

Немного по-деревенски, немного по-лютерански: светлые тона в интерьере (когда на улице темно и сумрачно, нелогично жить в помещениях с темными стенами и мебелью, это не жизнь, а декорация к спектаклю «Дети подземелья»), обилие натуральных материалов (особенно дерева и текстиля), мягкое теплое освещение, включая источники живого огня (камины, свечи).

Сканди: принципы освещения

Чтобы осветить комнатное или офисное пространство, потребуются:
1. Цветовая температура светового потока — теплый белый спектр (2700-3000К), свет яркий.
2. Разноуровневое (общее, локальное, функциональное) освещение из различных источников.
3. Функциональные, практичные, удобные светильники с дополнительными опциями («умные», поворотные).
4. Простота дизайна, минимализм. Чтобы вписаться в стиль, светильники не должны быть вычурными, усложненной конструкции.
5. Наличие натуральных материалов, использованных в изготовлении ламп — подойдут металлические, деревянные, стеклянные модели. Тканевые абажуры и растительные орнаменты приветствуются.

Виды осветительных приборов для скандинавского интерьера

Какие лампы и люстры можно использовать? Любые, подходящие стилистически и создающие нужную вам атмосферу — уютную, расслабляющую, рабочую.

Потолочные

В скандинавских интерьерах отлично смотрятся люстры простой конструкции, стеклянные, металлические или с деревянными элементами, натуральных оттенков, допустимы геометрические формы и изделия в ретро-стиле.

Также популярна точечная подсветка (встраиваемые или накладные светильники) — их принято группировать по периметру помещения.

Настенные

Сканди предпочитает лаконичные формы — для него отлично подходят дизайнерские геометричные плафоны или «рефлекторы» в стиле индастриал. В гостиной или спальне можно повесить бра с тканевыми абажурами.

Настольные

Для освещения стола используются различные дизайнерские лампы с основанием из натуральных материалов: меди, латуни, жести, дерева, пробки, с абажурами из текстиля. Допустимы и полностью металлические монохромные изделия.

Декоративные

Лампы в виде выполненных из металла фонарей превосходно вписываются в сканди-дизайн — это не просто элегантно, но и практично.

Предпочтительны функциональные модели со стеклянными стенками и дверцей для размещения внутри источника освещения (пучка светодиодных лампочек, свечи). Такие фонари выглядят уместными в любом помещении дома.

Гирлянды

Для оформления сканди-интерьера и создания уютной атмосферы — романтической или волшебно-праздничной — широко используются cotton ball lights. Это тайские гирлянды, состоящие из хлопковых шариков. Если под рукой нет такого варианта, подойдут любые гирлянды — ретро с лампами накаливания, светодиодные.

Источники живого огня

Настоящий камин в квартире — дело дорогостоящее, трудоемкое и порой просто нереальное, но заменить его сможет натуралистичный электрокамин с имитацией кирпичной кладки и углей. Значительно проще разместить в своих домашних интерьерах такую характерную деталь скандинавского интерьера, как свечи. Используются не только восковые изделия традиционных цветов и форм, но и разнообразные крафтовые. Подсвечники к ним подбираются, учитывая общую стилистику и цветовую гамму помещения.

Как освещали жилища в средневековой Европе

Как освещали жилища в средневековой Европе

Многие считают, что средние века были периодом отчаяния, когда разрушались нововведения Римской империи, прекратилось стремление к знаниям и исследованиям. Представляют средневековую Европу в мрачной атмосфере и общем недомогании. Но современные исследования периода Средневековья показали, что в те времена было достаточно оптимизма и прогресса, дома и постройки были ярко окрашены, только со временем они потеряли яркие пигменты. Что очень удивило современных исследователей, в средневековый период было достаточно хорошее освещение. В XIV веке эффективное освещение было доступно не только феодалам, но и беднякам.

Для британских крестьян того времени освещение было обильным, доступным и бесплатным. У них был очень экономичный метод освещения. Они использовали натуральный тростник, которого было достаточно много в дикой природе в большинстве районов Британии. Тростник собирали, как урожай, затем высушивали его, снимая верхний слой. Оставалась только твёрдая сердцевина.

Она и служила элементарным фитилём. Затем сердцевину пропитывали топлёным животным жиром, который тоже был доступен для средневековых крестьян. Животноводством в средневековье занимались низшие классы. Когда жир высыхал, сердцевина становилась легковоспламеняющимся источником света. В средневековом жилище европейского крестьянина было столько источников света, сколько он хотел. Это было легко из-за большого изобилия компонентов, нужных для изготовления таких простых светильников.

Жир в Средневековье использовался не только при изготовлении тростниковых светильников. Он был необходимым ингредиентом для зажигания средневекового света. Жир использовали и при создании средневековых свечей. Обрабатывали коровье, баранье, козье сало.

Его кусочки плавили до жидкого состояния, а потом остужали. При затвердении получалось кремово-белое твёрдое вещество. Из жира крестьяне формировали свечи. Они окунали в расплавленное сало фитиль из шерсти или льна, а затем формировали свечи. После застывания жира на нити, её снова окунали в расплавленную массу. Таким образом поступали несколько раз, пока не была сформирована большая сальная свеча.

Сальные свечи было трудно производить в больших количествах, потому что достаточного количества жира не всегда было под рукой. Для этого нужно было зарезать сразу несколько животных. Поэтому жилища чаще освещались тростниковыми палочками или естественным потоком света от очага. Изготовление сальных свечей было очень затратным процессом, из-за забоя скота.

Также сальные свечи выделяли очень специфический неприятный запах. При сгорании от них образовывалось большое количество дыма и копоти, которой покрывались близлежащие предметы, стены, потолки, драпировки и так далее. Всё вокруг становилось чёрным. И всё же, сальные свечи были невероятно полезным осветительным прибором в мире, где не было электричества и керосина. Сальная свеча горела ярче и дольше, чем тростниковая.

Что касается высшего европейского общества XIV века, то там тоже находились свечи. Но они не были дурно пахнущими и дымящими версиями крестьянских сальных свечей. Знатные люди имели доступ к пчелиному воску. Это был более чистый и эффективный материал для изготовления свечей, но он был и более дорогим. Пчелиный воск был самым ярким горящим материалом Средневековья. Он служил дольше, чем сало и давал более яркий свет. Это было важно для роскошных домов. Такие свечи меньше коптили и не портили интерьер.

Как освещали жилища в средневековой Европе

Также восковые свечи были очень популярны среди священников. Для них они являлись единственной формой освещения, которую разрешала церковь. Духовенство не хотело видеть облик Христа чёрным от копоти от пылающей плоти животных. Свечи из пчелиного воска были яркие и приятные. Их приравнивали к святости, поэтому такие свечи использовались в храмах. Духовенство считало, что пчелиный воск – это природный материал, который производят только рабочие пчёлы, а они, как известно, не спариваются с маткой. По этой причине в средневековых монастырях содержали пчёл.

Свечи из пчелиного воска были довольно дорогой роскошью, которой пользовалась знать и духовенство. Но они и не были редкостью для большинства населения средневековой Британии. Их изготавливали разными методами, имевшими различия в качестве и эффективности. Создание освещения в Средневековье было простым процессом, легко доступным для населения с применением простых ингредиентов.

Помимо свечей в период с IX по XVI век освещение жилищ происходило не только от свечей. Свет исходил от каминов, факелов, фонарей. Фонари изготавливали из дерева, обмотанного пропитанными жиром тряпками. Их вставляли в металлические кронштейны. Также в фонари вставляли свечи в металлической оправе. Но это уже было в более позднем Средневековье. В замках и дворцах свечи устанавливались на специальных металлических конструкциях, которые поднимались на цепях к потолку.

Ещё в поздние средние века существовали масляные лампы, которые устанавливали на столешницах. Они были очень простыми в конструкции у бедняков, а в богатых домах имели сложные геральдические украшения. В средневековой Европе существовали и настенные бра, направленные вверх. Люстры и подсвечники ковали из железа.

Освещали дома в Средневековье специальными масляными светильниками, которые изобрели ещё в греко-римскую эпоху. Они были широко распространены в Восточной Европе, например, Болгарии, России, Волжской Булгарии. Изготавливали сосуды из керамики, а вовнутрь наливали масло, которое горело, давая свет.

Крестьянские дома в Восточной Европе освещали лучиной (тонкими длинными щепочками), которые вставлялись в лучинодержатель и поджигались с одного конца. Под горящим концом устанавливалась специальная ёмкость с водой, чтобы туда падали кусочки горящих угольков. Это делалось во избежание пожара. Лучину приходилось специально строгать. Свечи в Восточной Европе, как и в Западной, тоже были широко распространены.

Кроме жилищ в Средневековье начали освещать и улицы. Первое уличное освещение появилось в Париже в XVI веке. На городских улицах стали устанавливаться фонари, служащие навигационными огнями. Фонари крепили на тросах над улицами или прикрепляли к стенам домов. Их зажигали специальные люди – фонарщики, которыми работали в основном мальчишки-подростки.

Чем освещали помещения и улицы до электричества?

Чем освещали помещения и улицы до электричества?

Как люди жили, когда помещения и города освещались только свечами и масляными лампами? На сколько опасно было такое освещение? Но скучно людям точно не было. В 1735 году была установлена воспламеняемость газа. Доктор Джон Клейтон, рассказал забавные истории членам Королевского общества. Он сообщил им, как при сжигании некоего чёрного вещества, выделился «дух угля». Клейтону удалось собрать его в мочевом пузыре животного. Развлекаясь, друзья подожгли этот «дух».

В Британии такой фокус с поджиганием применил Мёрдок во время вечерних праздников. Таким образом было придумано ночное газовое освещение. Мёрдок очень любил наблюдать за газом. Он придумал, как добывать и хранить угольный газ. В 1792 году его дом в Редуге был полностью освещён таким способом. Через пять лет газовыми фонарями освещались входы в Манчестерские полицейские комиссариаты. Позднее так стали освещаться и их внутренние помещения. Фонари появились и вокруг этих зданий, что немало удивляло горожан. Очень удивляло местных обывателей Бирмингема и освещение вокруг литейного завода Мэтью Боултона.

Люди с давних времён боялись темноты. Она была одним из самых больших их страхов. И когда появилось освещение сатанинских фабрик и заводов, темнота, как страх, потеряла своё господство. Началась промышленная революция того времени. Для промышленников было очень важно, чтобы фабрики работали как можно больше. С искусственным газовым освещением рабочий день сильно увеличился. Первые уличные фонари появились в городах в 1807 году. Они заправлялись газом. Это были 13 фонарей, расположенных вдоль большого магазина Pall Mall в Лондоне. Их придумал немецкий изобретатель Фридрих Винзер.

Чем освещали помещения и улицы до электричества?

Париж тоже не отставал от Лондона. В 1801 году Филиппом Лебоном был продемонстрирован первый газовый фонарь. Аналогичные показы проходили и в США. Первыми в мире наладили производство газовых фонарей в Великобритании в 1812 году. В этот год был открыт первый завод Вестминстерской газовой светло-коксовой компании. Она стала использовать специальные трубы, чтобы осветить Вестминстерский мост во время празднования Нового 1813 года. В Российской империи уличное освещение появилось при Петре I в 1706 году в Санкт-Петербурге. А в Москве его распорядилась установить Анна Иоанновна в 1718 году.

В США первым городом, где использовалось газовое освещение, стал Балтимор. Это событие произошло в 1816 году. В это время Лондон освещали 40 тысяч газовых фонарей. Они делали светлыми в ночное время более 215 миль городских улиц. И это было самое настоящее чудо в истории человечества.

Люди впервые начали ходить в ночное время без опаски, и не оглядываясь на призраки из прошлого. Это, конечно же, стало долгожданным событием. Газ стал первой формой искусственного освещения, более дешёвой и эффективной. Газовый фонарь обеспечивал в 12 раз больше света, чем масляные фонари. Стоимость их была на 75% дешевле.

Начиная с древних времён люди ночью жгли факелы, обмотанные, каким-либо горючим волокном: мхом, паклей и так далее. Они наполняли углубление в камне жиром животных и поджигали его. В Европе сохранились специальные красивые лампы, сделанные из керамики или металла. Они заливались маслом и имели сложные фитили и резервуары. В таких лампах использовалось различное масло: кунжутное, оливковое, рыбий жир, ореховое и другие растительные масла. Какое их них будет использоваться – зависело от места проживания людей. Жители Британии больше предпочитали пользоваться свечами. Ими пользовались и в других европейских странах.

Дома аристократов освещались огромным количеством свечей. Их изготавливали из дорогого пчелиного воска и их более дорогих материалов, например, из воска, добытого из полостей головы кашалота. Простые люди использовали для освещения своих домов недорогие сальные свечи, которые при сгорании выделяли ужасный запах и дым. Они сильно капали, а свет от них был довольно тусклым. Но цена их была намного меньше, чем у восковых. Бедняки свечами почти не пользовались. Они жгли какой-нибудь жир, тростник, лучину. Свет от таких источников был ещё тусклее, чем от сальных свечей, и всё время мерцал.

Но и при таком освещении люди могли выполнять некоторую работу в тёмное время суток. Вечером и ночью аристократы могли хорошо погулять: сходить друг к другу в гости выпить вина. Простые люди занимались при таком освещении домашними делами: мужчины чинили мебель и инвентарь, а женщины плели пряжу, вязали, чинили одежду готовили простую еду.

Часто семья и соседи собирались, чтобы поиграть в игры или послушать занимательные сказки и байки. Люди обменивались сплетнями и новостями. Иногда люди ходили к местному писарю, чтобы составить какое-нибудь письмо или прошение. Спать население тех времён ложилось не позднее 10 часов.

Уличное освещение стало мощным средством экономического и социального контроля. Намного стало меньше уличных беспорядков, проходивших в ночное время в Европе. В XIX веке установление газовых фонарей стало первой целью не только для получения престижа, но и для практического использования. С появлением света на городских улицах начался рассвет эпохи Просвещения.

Это стало равноценным «смерти Бога». Те, кто раньше хотел спрятаться под покровом ночи, имея на то законные или незаконные основания, стали меньше совершать свои дела под покровом ночи. До появления газового освещения улиц единственной защитой граждан был ночной дозор, который хватал всех подозрительных людей без разбора. Когда появились газовые фонари, улучшилась работа полиции. Ночь превратилась в день. Позднее, в 1879 году Томасом Эдисоном была усовершенствована электрическая лампочка, изобретателями которой были признаны 22 человека. В европейских государствах для освещения улиц чаще всего стали применять лампочки Яблочкова. После этого началась эпоха электрического освещения.

Европейский и Американский подходы к освещению

При создании проекта жилого интерьера важным моментом является световое планирование.

Для комфортного проживания в доме или квартире еще до начала ремонта необходимо правильно спроектировать освещение. Все продумать и запланировать нужно заранее, без суеты и спешки.

Существует два вида сценариев освещения, что помогает создать разную атмосферу и добиться совершенно разных эффектов в своем жилище. Удивительно, но расположение светильников задает тон помещению и даже создает определенное настроение. Правильное освещение способно корректировать и зонировать пространство, быть главным акцентом в комнате и многое другое…

Зонирование пространства светом

Итак, в световом планировании есть два принципиально разных подхода к освещению:

европейский и американский .

Оба подхода используют, но по-разному, три основных вида освещения – центральное (основное), местное (зональное) и декоративное. Первый вид отвечает за свет во всей комнате, второй – за определенные места, а третий – за выделение, акцентирование определенных предметов.

Европейский подход

Европейский подход

Европейский подход часто называют традиционным. В помещении обязательна люстра или потолочный светильник рассеянного света, создающий равномерное освещение всего пространства. Этот приём позволяет добиться мягких теней, создающих в комнате ощущение уюта. Такой подход наиболее популярен в России.

Стоит помнить, что в гостиной, например, не нужно создавать лишнюю резкость освещения. Интенсивное, контрастное освещение от люстры или же точечных светильников может испортить интерьерную композицию резкими тенями и излишне подчеркнутыми углами элементов обстановки.

Поэтому стоит обращать внимание на светильники с мягким рассеянным светом. Это могут быть светильники с текстильными или стеклянными матовыми абажурами, отлично подойдут светодиодные светильники силиконовыми или акриловыми рассеивателями, и стоит задуматься об установке диммера.

Светильники с мягким рассенным светом

Также уместны будут источники света, направленные на поверхность потолка. Это поможет сделать потолок более высоким визуально и увеличит пространство комнаты.

Центральное освещение, в данном случае - люстра, несет на себе нагрузку почти всей комнаты. То есть, если мощность светового потока на комнату 300 лм, то 250 из них будут на люстре.

Европейский подход

Различные бра, настольные лампы и торшеры создают зональное разделение комнаты.

Принимая гостей, достаточно использовать только основной источник света или дополнять его при необходимости вторичными. В минуты уединения вполне достаточно одного дополнительного светильника – спота или настольной лампы у дивана и кресла.

Торшеры и бра можно включать во время просмотра телевизора для снижения нагрузки на глаза, т.к. они создадут необходимый контраст.

Точечные потолочные светильники обеспечат мягкое фоновое освещение.

Декоративное освещение используется в европейском сценарии для создания в комнате правильной атмосферы. Влияние различных цветов на психику и эмоциональное состояние человека известно давно. Именно этим явлением можно воспользоваться. Здесь прекрасно подойдет RGB- подсветка, а сценарии управления светом позволят даже настроить изменения цвета в такт музыке.

Использование RGB-подсветки

Американский подход

В американском подходе избегают общего равномерного света в пользу локального местного освещения, позволяющего зонировать пространство. Ведущая роль на локальных светильниках - бра, напольных торшерах, настольных лампах.

Американский подход

Потолочная люстра или подвесной светильник тоже используются, но точечно - над столом, над диванной группой в гостиной и столовой. В этих помещениях собираются члены семьи и гости и тут необходимо яркое освещение. Чаще всего используется светильник большого размера с большим количеством декоративных деталей. В остальных же помещениях достаточно локального освещения.

Таким образом, американский подход «раскидывает» мощность светового потока равномерно по зонам – на местное освещение – торшер в зоне для чтения, настольную лампу - у журнального столика, бра – рядом с зоной ТВ и так далее.

Американский подход

Американский вариант более экономичен в плане потребления электроэнергии, т.к. при отсутствии основного привычного света , вы будете использовать только тот свет, который вам действительно нужен здесь и сейчас.

Он позволяет каждому члену семьи иметь свой уголок в общей комнате.

Однако, с точки зрения психологов, это не способствует сплочению семьи и может, наоборот, создать атмосферу обособленности.

Американский подход больше подходит для квартир-студий, где очень удобно зонировать пространство светом.

6666666.jpg


В жизни нет необходимости придерживаться какого-то одного подхода к освещению (европейского или американского).

Оптимально предусмотреть по несколько вариантов освещения для каждой комнаты и изменять их в зависимости от настроения или ситуации: в зависимости от времени суток (утреннее освещение для пробуждения — холодные или голубоватые оттенки; вечернее освещение для расслабления и отдыха — более теплые оттенки света), от того, чем конкретно вы занимаетесь в данный момент (чтение книги — точечный свет для уединения; просмотр фильма на экране телевизора — подсветка штор или заливающий свет на одной из стен), от настроения (здесь – полная непредсказуемость!)

Рекомендации по расположению светильников

    Желательно предусмотреть расположение светильников разной интенсивности на разных уровнях. Например, если в гостиной комнате объединены несколько зон: столовая, кухня и зона отдыха, то в световую композицию лучше включить парадное верхнее освещение в виде люстры, скрытый свет в виде подсветки по периметру, спрятанной в карнизе, а также точечный свет, настенные бра, торшер.

Освещение столовой

Освещение на кухне

Освещение в спальне

Рабочий кабинет.jpg

Освещение в ванной

Освещение в прихожей

После того как Вы определились с выбранным сценарием (европейским или американским), светильниками и всевозможными композиционными вариантами освещения, необходимо проделать расчет нагрузки, создаваемой вашей светотехнической аппаратурой.

Так как установка скрытой электропроводки, розеток и выключателей, как правило, требует специальных знаний советуем обратиться за помощью к специалистам. Всегда готовы помочь Вам с подбором правильного оборудования и расчетом освещенности, звоните 8 (800) 700-80-91!

Освещение в 19м веке

Photobucket - Video and Image Hosting

В начале разговора об освещении в 19м веке следует упомянуть свечи. Самые дешевые свечи изготавливали из сала, обычно наливая растопленный жир в формы и давая ему остыть. Таким образом, свечи получались одинакового размера, так что их просто было вставлять в подсвечники. Самый же древний способ изготовления этих свечей заключался в том, чтобы периодически окунать лучину в растопленное сало. Но фитиль так же делали из хлопка, конопли или льна. Поскольку на такие свечи шли самые низкокачественные сорта жира, они ужасно коптили и воняли. Жир тает при более низкой температуре, чем воск, и чтобы свеча горела ярко, требовался толстый фитиль, с которого приходилось постоянно снимать нагар. Нагар со свечей снимали особыми щипцами, изобретенными в 16м веке. Чтобы кончики фитиля не упали в расплавленный жир, на щипцах находилась специальная коробочка, куча они и попадали. Поскольку в домах часто гуляли сквозняки, свечи догорали очень быстро - сплошное разорение!

Аристократы использовали свечи из лучших сортов сала, которые стоили дороже тех, какими пользовался простой люд, но дешевле восковых свечей. До 19го века, свечи старались экономить, и лишь богатые могли позволить себе жечь их без счета. Но даже в таких семьях, если вечером не были приглашены гости, сальные свечи употреблялись вместо восковых. Таким образом, вечером в доме темнота была разбавлена лишь редкими участками света, причем наиболее яркий свет шел от камина. Романтика! Наверное, это здорово сплачивало семьи, заставляло их сгрудиться потеснее и слушать, как кто-нибудь читает вслух (один чтец =одна свеча; у каждого по книге=много свечей=мощеная дорога к банкротству). С другой стороны, можно только, представить как портилось от этого зрение.

Даже качественные свечи коптили, значит, от них чернели стены, картины и мебель. Кроме того, жир довольно просто пролить на пол, что значительно усложняло жизнь слугам - ведь им приходилось драить грязные ковры, оттирать копоть с мебели и с потолка. Зато им доставались свечные огарки, которые можно было переплавить в свечу, хотя и низкокачественную.

До 1820 года фитиль как бы сворачивали в трубочку, но 1820м был изобретен плетеный фитиль, который полностью сгорал в пламени. Теперь не нужно было постоянно снимать нагар. Это открытие совпало с изобретением свечей из стеарина, который получают дистилляцией гидролизатов животных жиров. Такие свечи были твердыми и белыми, горели ярко, не дымили и с них не нужно было снимать нагар. Позднее в их состав стали добавлять пальмовое и кокосовое масло.

Помимо сала и стеарина, другими материалами для свечей служили пчелиный воск, парафин, и спермацетовый жир. Пчелиный воск был дорог. Восковые свечи, которые меньше коптили и пахли приятней, зачастую использовали во время торжественных церковных служб или же при королевском дворе. Парафиновые свечи вошли в обширное употребление с 1850х годов, они были относительно недороги и отличались высоким качеством. С развитием китобойной промышленности в конце 18 века произошел настоящий прорыв в изготовлении свечей. Теперь их можно было делать из спермацетового воска, получаемого из спермацетового масла, которое находится в жировой подушке на лбу у кашалота. Как и пчелиный воск, спермацетовый горел без вони, был тверже и не расплывался.

Кроме свечей, для освещения пользовались еще и керосиновыми лампами. Керосин, впервые полученный из угля в 1846 году, вскоре стал одним из основных видов топлива. Но главным видом освещения, который в первую очередь ассоциируется с викторианской эпохой, был, разумеется, газ.

Коммерческое применение газа началось в 1792 году, когда Уильям Мердок впервые использовал природный газ для освещения своего дома в Корнуолле. В 1798 году газом осветили фабрику, в 1803м - театр "Лицей." Газовое освещение распространялось на удивление быстро - к 1816му газ вовсю использовали в Лондоне, а тремя годами спустя, и в других крупных городах. К концу 1840х газовое освещение достигло и деревень. Скорость, с которой распространялось газовое освещение, было чисто британским феноменом. В 1862 году один Лондон потреблял столько же газа, сколько вся территория Германии.

Магазины первыми воспользовались этой новинкой для освещения витрин. Популярным газ был и в театре, хотя здесь он причинял много неудобств. Посетители жаловались на головные боли. Кроме того, температура на балконах порою поднималась до 38 градусов. Многие театры постарались решить эту проблему, установив plafond lumineux, прозрачный потолок, за которым горел газ, освещая помещение, но не выделяя продуктов сгорания. Тем не менее, когда появилось электричество, театры восприняли это новшество с энтузиазмом. Несмотря на распространение газового освещения, некоторые заведения предпочитали полагаться на дневной свет. Например, Британский музей и Национальная галерея в зимний сезон закрывались около 3 - 4х дня.

Поскольку при горении газа расходуется кислород, комнаты требовалось тщательно вентилировать. Кроме того, от газа портились обои, книги, мебель и серебро. Картины советовали вешать на шнурах а не на проволоке, потому что газ разъедал металлы. Фикусы стали такими популярными растениями именно из-за того, что могли выносить душную атмосферу. Викторианцы зачастую ограничивали газовое освещение теми комнатами, где без него нельзя было обойтись. Им освещали коридоры, кухни, детские (дети могли запросто уронить свечи) и, если уж совсем необходимо, спальни. В гостиных старались обходится лампами.

В самом начале своего внедрения, газ стоил 15 шиллингов за кубический метр, но к 1870 году цена упала до 3х шиллингов. Теперь, когда газ был так дешев, его престиж среди аристократии пошел на спад. Чтобы хоть как-нибудь выделится, богатые стали возвращаться к свечам, по крайней мере до прихода электричества, которое было дорого, а значит и престижно.

Photobucket - Video and Image Hosting


Frederick Smallfield, "Ghost Story." Особенно мне здесь кошка нравится.

Photobucket - Video and Image Hosting


Формы для свечей

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting


Щипцы для снятия нагара.

Светлая сторона истории. Чем освещали дома в 19 веке.

Мы уже писали о том, как отапливали дома в 19 веке и как выглядел евроремонт в позапрошлом веке
Сегодня на очереди интересные факты об истории домашнего освещения. Электричества, как понимаете, в начале 19 века не было. И зажигать приходилось свечи, иногда лучины, масляные, керосиновые лампы и их всевозможные вариации.

Как получали огонь.
Для начала разберемся чем зажигали свечи, лампы до того, как придумали спички.
Современный рекламщик придумал бы стишок:
"Прометей всех быстрей,
в доме светлей в два раза быстрей.
Прометей."
Пушкин бы застрелился сам.
В начале 19 века у людей было огниво, кремень и трут. Ударяли огнивом о кремень, получалась искра, трут загорался. Но если вам, современному человеку дать это трио в руки, "сдирежировать" огонь мало у кого получится. Тут нужен навык и талант.

spich-1

Ученые голову думали как облегчить жизнь людям, то и дело изобретая всевозможные химические огнива. Думали как лучше, а получались спички, которые зажигались от прикосновения к серной кислоте, спички со стеклянными головками, которые приходилось раздавливать специальными щипчиками, порой химические огнива были похожи на походные химические лаборатории.

Перед иконой в каждом доме теплилась лампадка, но от нее, конечно, не разрешалось зажигать свечи, тем более подкуривать. Все стало лучше, как только умер Пушкин:) В 1837 году в Петербурге открыли первую фабрику по производству фосфорных спичек. Потом фабрики множились по стране, спички становились доступнее и доступнее. Но. и тут без но не обошлось. Фосфорные спички были вредными и загорались уже при 60 градусах и не всегда запланировано. В 1955 году в Швеции изобрели безопасные спички. Долгое время такие спички называли шведские. Такими мы пользуемся и сейчас. В них фосфор заменили другие горючие вещества.

Что поджигали.
Первыми на ум приходят свечи. Их было несколько видов. Самые дешевые, сальные, пахли настолько отвратительно, что на этот запах запомнился даже людям, чьи окна окна выходили во двор с конюшней и сточной ямой.

Самые дорогие свечи делали из воска. В 30-е годы появились парафиновые свечи, но многим они не нравились из-за грязно-серого цвета и излишней мягкости. Следующее ноу-хау - стеариновые свечи. Высший класс — спермацетовые, их делали из жира из головы кита, как добывали спермацет подробно описывается в Моби Дике.

36123777_Santerr_ZHanBatist

Расходовали свечи экономно. Зажигали всего одну свечу на столе, около которой занимались рукоделием. При гостях зажигали три свечи в канделябрях. И только для балов зажигали люстры. Света от целой люстры было, как от современной лампочки, поэтому часто их вешали между двух с зеркал. Свет многократно отражался и создавалась иллюзия свечения и яркости. На этой картинке отлично видно зеркало за канделябрами.

3012214108a3c18a21e6c5d798c87c30

Про все масляные светильники в вариациях, керосиновых лампах и появлении электрического освещения в следующей серии.

Домашнее освещение в XIX – начале ХХ века

Самым распространенным источником света в XVIII, да и в XIX столетии были свечи: дорогие восковые и дешевые сальные, которые чаще всего использовали в быту. Обязательным дополнением к ним были щипцы для нагара: фитиль не успевал сгорать, а сало быстро оплывало и его приходилось снимать, а фитиль подрезать.


Щипцы для съема нагара со свечей. XVIII век. Из собрания Муромского музея. М-4886.

В Муроме были свои свечные производства, принадлежавшие купцам Жадиным. Их продукция сбывалась не только в Муроме, но поставлялась и в Москву. По воспоминаниям тенора Большого театра П.И. Богатырева (1849-1908) муромские сальные свечи были высокого качества:

«Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском и церковными свечами, а также мылом и знаменитыми в то время муромскими сальными свечами. Они были так крепки, что торговцы зимой на морозе стучали ими одной о другую, и они не трескались и не ломались. Нагара они давали мало и горели ярко» (Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия // Под ред. Ю.Н. Александрова. - М.: издательство "Правда", 1989. С. 102).

Муромские свечи он упомянул даже дважды:

«Воронья улица шла от площади Андроньева монастыря и оканчивалась у заставы. На этой улице были калачные пекарни; лавки, где торговали ситцами, шапками, кушаками, мукой, и в этих же мучных лавках продавали валяную обувь и великолепные сальные муромские свечи — тогда еще ламп в заводе не было».

Правда, использовались такие свечи только в повседневной жизни, освещать ими помещения во время приемов гостей было не принято: при горении они издавали неприятный запах, а если хоть капля жира попадала со свечи на столе на блюдо, угощать им гостей было уже нельзя.

Из животного жира изготавливали также стеариновые и спермацетовые свечи. Делались свечи и из минеральных веществ – парафина и церезина. В 1850-х годах в моде были окрашенные парафиновые свечи. Считалось особым шиком освещать квартиры в праздники розовыми, голубыми, красными свечами.

Лучшими считались восковые свечи, но стоили они очень дорого — до 25 рублей серебром за пуд в конце XIX века, а сальные — в шесть раз дешевле, по 4-5 рублей серебром за пуд. Правда, если учесть, что сгорали они быстро, то выгода получалась менее значительной. А стеариновые свечи стоили от 12 до 15 рублей серебром за пуд.

В домашнем быту до середины XIX века использовали масляные лампы. А с момента регистрации в 1854 году торговой марки «керосин» начали распространяться керосиновые светильники. Сначала керосин поставляли в Россию из Америки, а затем в Баку был построен собственный завод. Изменения в быту были стремительными:

«Мелочный домашний обиход сам собой менялся . сальные свечи с их щипцами для снимания нагоревшей светильни исчезли, будучи побеждены подешевевшими стеариновыми; ламповое дело радикально реформировалось, олеин был вытеснен керосином, и прежние заводные лампы, «карсели», или были сданы в архив, или переделаны; во многих домах, особенно же в магазинах, ввелось газовое освещение; мужчины забыли о сапогах и перешли к ботинкам; травяные веники заменились щетками, и так до бесконечности» (Московская старина. Воспоминания москвичей прошлого столетия // Под ред. Ю.Н. Александрова. - М.: издательство "Правда", 1989. С. 20).

«Карселями» называли лампы с часовым механизмом, изобретенные французом Гийомом Карселем. Механизм равномерно накачивал масло в резервуар и лампа светила слабым, но ровным светом.

Керосиновые лампы были разнообразны по виду и устройству: простые с виду и в виде красивых расписных ваз, снабженные плафонами и рефлекторами, «вертушками» и часовым механизмом для нагнетания керосина. Лампы различаются по количеству «линий», в которых измеряется толщина фитиля и стекла. Одна линия равна одной двенадцатой дюйма (около 2,11 мм).


Керосиновая лампа на фотографии И.П. Мяздрикова. Начало ХХ века. Из собрания Муромского музея

Лампа с шириной фитиля 7 линий (около 18 мм) получила название семилинейная керосиновая лампа или семилинейка.

«В тепло натопленной детской комнате с белыми обоями, усеянными яркими мелкими розовыми цветочками и зелёными ветками и листочками, на полукруглом столе, в простенке между окнами, была зажжена семилинейная лампа, слабо освещавшая большую комнату, благодаря чему в ней царил приятный успокаивающий, уютный полумрак». (Из воспоминаний потомственного почетного гражданина города Мурома Б.В. Жадина).


Керосиновая лампа. Конец XIX - начало ХХ в. Из собрания Муромского музея. М-14101

Яркость света регулировалась подъемом фитиля, но еще в большей степени зависела от качества керосина. В среднем периметр освещенности составлял всего 1-2 метра, а сила света семилинейной керосиновой лампы была около 20-30 свечей.

Свеча или кандела (от лат. candela — свеча) — это единица измерения силы света. Первоначально эталоном служила свеча определенной массы и диаметра.

Прямого соответствия между количеством свечей и электрической мощностью лампы нет, поэтому представить себе яркость керосиновой лампы не так-то легко. Приблизительно она соответствовала 25-30-ваттной лампе накаливания.

Керосиновые лампы требовали ухода: стекло лампы приходилось периодически чистить от копоти, фитиль менять и, конечно, приобретать запас керосина. В 1910-х годах фунт керосина (чуть больше 400 граммов) стоил 4 копейки. В 1919 году цена за фунт керосина дошла до 300 рублей.

Крупнейшими торговцами керосином в России были товарищества бр. Нобель, общества «Мазут» и «Волга». У них приобретали керосин для перепродажи муромские лавочники. Цена пуда керосина в Муроме в 1913 году составляла 1 р. 70 копеек за пуд. С закрытием навигации цена на керосин начинали расти, их завышали местные торговцы, которые распродавали запасенный заранее горючий товар на наливных баржах. Газета «Муромский край» сообщала, что общий сбыт керосина в Муроме за год достиг 100 000 пудов.

Как правило, в комнатах было несколько источников света: настольные и потолочные лампы, настенные бра, подсвечники:

«В вечернее время комната освещалась мягким зеленоватым светом от большой настольной лампы с матовым зелёным абажуром, стоящей на письменном столе, а для работы над рабочим столом висела, спускаясь с потолка другая лампа с непрозрачным абажуром-колпаком, защищающим глаза от света и направляющим свет лишь на поверхность рабочего стола и на место работы» (Из воспоминаний потомственного почетного гражданина города Мурома Б.В. Жадина).

Помещения, освещаемые керосиновыми лампами, требовали проветривания. Сгорая, керосин поглощал кислород и выделял вредные для организма вещества. Когда ради экономии топлива горелку лампы прикручивали, часть керосина, не успевшая сгореть, подвергалась сухой перегонке и комната наполнялась ацетиленом и другими тяжелыми углеводородами, что не способствовало сохранению здоровья.

Постепенно керосиновые лампы совершенствовались – в 1885 году появились калильные сетки, увеличивающие их яркость.

Интересно, что в газокалильных горелках иногда использовалось — электричество! Кто бы мог подумать, что сначала оно играло подчиненную роль. В лампах устанавливали электрические зажигатель и тушитель пламени. Это делалось ради удобства, теперь достаточно было нажать на кнопку включателя, а забираться со спичками под потолок уже не было нужды. Для выключения была предусмотрена отдельная кнопка, ее обычно делали черного цвета в отличие от белой, которая лампу зажигала.

Когда нажимали на белую кнопку, начинал работать электромагнит, который притягивал металлическую пластинку, закрывающую газовую трубку, и открывался выход газа в горелку. Электрический ток давал и искру, поджигающую газ.

Когда нажимали черную кнопку, ток заставлял работать второй электромагнит, который притягивал пластинку обратно и она перекрывала выход газа.

В ХХ веке керосиновые лампы еще долго не выходили из употребления, не смотря на то, что в квартирах уже появились «лампочки Ильича». А в районе они сохранялись и того дольше.

Читайте также: