Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения но не реже

Обновлено: 17.05.2024

Коэффициенты запаса и сроки чистки светильников

В производственных зданиях без фонарей при устройстве системы одного общего освещения в помещениях с постоянным пребыванием работающих нормы освещенности, приведенные в табл. 251, повышаются на одну ступень по шкале освещенностей, если их повышение не предусматривается по другим причинам.

Освещенность от общего освещения как при одном общем, так и при комбинированном освещении не должна приниматься менее 160 лк при люминесцентных лампах и менее 75 лк при лампах накаливания во всех помещениях производственных зданий без фонарей, кроме помещений, в которых производятся работы, отнесенные по условиям освещенности к V и IV разрядам, а также в лестничных клетках, коридорах, гардеробных, вестибюлях, уборных, умывальных и душевых.

В табл. 251 приведены лишь основные положения, необходимые для рационального проектирования освещения.

При проектировании же освещения необходимо соблюдать все требования Правил устройства электроустановок (изд. 1964 г.), СИ 203-62 Госстроя СССР и главы СНиПа «Искусственное освещение».

На фиг. 49 приведены кривые изменения светового потока ламп в зависимости от срока их службы, а на фиг. 50 — кривые снижения освещенности от запыления и загрязнения светильников производственной пылью.



Фиг. 49. Снижение светового потока ламп в процессе эксплуатации.

Гигиенические требования к освещению в учебных классах

Обязательными требованиями к искусственному освещению помещений образовательных организаций изложены в пункте 7.2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно данному документу во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных кабинетах следует применять систему общего освещения. Она обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется размещать светильники выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону пространства перед доской.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателям дискомфорности (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 ед. При этом не следует использовать в одном помещении люминесцентные и лампы и лампы накаливания.

Минимальные уровни освещенности установлены для учебных кабинетов, аудиторий, лабораторий, рекреаций. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусматривать раздельное включение линий светильников. Кроме того, для наиболее рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с нормируемыми коэффициентами отражения:

Следует использовать следующие цвета красок: для потолков – белый; для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого; розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) – цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.

Чистку осветительной арматуры светильников необходимо проводить по мере загрязнения, не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Управлением при проведении надзорных мероприятий проводится оценка уровня освещенности в детских учреждениях требованиям санитарного законодательства. В 2014 году проверки проведены в отношении 188 общеобразовательных учреждений. В ходе проверок в детских и подростковых учреждениях области проведено 11952 замера уровней искусственной освещенности. Удельный вес неудовлетворительных результатов замеров составил 7,8%, что связано в основном с неудовлетворительными замерами коэффициента пульсации – показателя качества искусственной освещенности в учебных помещениях. По результатам неудовлетворительных результатов выданы предписания по устранению недостатков и проведены мероприятия по улучшению освещенности в образовательных организациях.

Недостаточные уровни освещенности являются одной из причин формирования патологии органа зрения. В целом по данным результатов профилактических осмотров детского населения в организованных коллективах области в 2014 году в сравнении с 2013 годом отмечается уменьшение выявляемости детей с понижением зрения на 3,4%.

Специалистами Управления в 2014 году по результатам контрольно – надзорных мероприятий в образовательных организациях области за нарушения санитарного законодательства, в том числе за несоответствие гигиеническим нормативам искусственной освещенности составлено 963 протокола об административном правонарушении, вынесены постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафов.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения но не реже



В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предъявляются требования к естественному и искусственному освещению:

Естественное освещение

Все учебные помещения должны иметь естественное освещение.

Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Допускается отсутствие инсоляции (солнца) в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

Искусственное освещение

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения ( люминесцентные лампы и лампы накаливания).

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2.9. Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 8.1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8.1. Здания общеобразовательных организаций должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных организаций.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 8.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных организаций необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательной организации и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 8.3 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8.3. Общеобразовательные организации обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 8.4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8.4. В зданиях общеобразовательных организаций система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 пункт 8.5. изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных организаций оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства локальных очистных сооружений.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 8.6 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8.6. В общеобразовательных организациях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в наименование внесены изменения

См. текст наименования в предыдущей редакции

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 9.1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

9.1. Размещение общеобразовательных организаций в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных организаций.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 9.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

9.2. При размещении общеобразовательной организации в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно-хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 9.4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательной организации, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 9.5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

9.5. Для малокомплектных общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 10.2. внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 10.4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 10.5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

7.2. Искусственное освещение.

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательной организации обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 пункт 7.2.2. изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 пункт 7.2.3. изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.2.3.Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в пункт 7.2.5. внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5, для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Информация об изменениях:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 пункт 7.2.9. изложен в новой редакции

35. Какая периодичность очистки от пыли установлена для осветительной арматуры в помещениях с

Осветительная арматура (стеклянные колпаки, рефлекторы, металлические части и др.) и лампы всех видов должны очищаться в сроки, обусловленными местными инструкциями, а в тех случаях, когда слой осевшей пыли на наружных поверхностях металлических оболочек превышает 5 мм, - досрочно.

36. Как проводится внутренний осмотр взрывозащищённого электрооборудования.

Осмотр внутренних частей электрооборудования напряжением до и выше 1000 В проводится в сроки, указанные в местных инструкциях, и с соблюдением мер электробезопасности.

При внутреннем осмотре наряду с проверкой корпуса электрооборудования необходимо проверить внутренние полости оболочек, удалить накопившийся конденсат, подтянуть ослабленные детали и присоединительные и контактные зажимы токоведущих частей, заменить поврежденные или изношенные прокладки, очистить взрывозащитные поверхности от старой консистентной смазки и нанести новую противокоррозионную смазку на эти поверхности. После сборки проверить затяжку всех болтов на крышках и других разъемных соединениях.

37. Какова периодичность проверки срабатывания газоанализаторов, воздействующих на отключение

электрооборудования.

Проверка срабатывания газосигнализаторов, воздействующих на отключение электрооборудования, производится 1 раз в год лабораториями, аттестованными органами Ростехнадзора.

38. Чем опасно возникновение статического электричества и меры защиты от него.

Под статическим электричеством (СЭ) принято понимать электрические заряды, находящиеся в состоянии относительного покоя, распределённые на поверхности или в объёме диэлектрика или на поверхности изолированного проводника. Перемещение зарядов СЭ в пространстве обычно происходит вместе с наэлектризованными телами.

Заряды статического электричества возникают при соприкосновении или трении твёрдых материалов, при размельчении или пересыпании однородных или разнородных непроводящих материалов, при транспортировании сыпучих веществ, переливания, встряхивания жидкостей, также в результате электрической индукции.

В промышленности опасным проявлением статического электричества являются искровые разряды, энергия которых может превышать минимальную энергию зажигания горючих сред.

Возникновение электрической искры в пространстве с взрывоопасной смесью или паров с воздухом очень опасно, так как при этом достаточно искры с очень небольшой энергией, чтобы смесь воспламенилась.

Во взрывоопасных производствах реальную опасность представляет воспламенение горючих сред искрами, возникающими при соприкосновении человека с заземлённым оборудованием. На теле человека может накапливаться статическое электричество при пользовании обувью с непроводящими электричество подошвами, одеждой и бельём из шерсти, шёлка или искусственных волокон, при передвижении по непроводящему покрытию пола и при выполнении ряда ручных операций с диэлектриками.

В ряде технологических процессов возникают значительные электрические заряды (табл.1.)

Таблица 1. Примеры возникновения электрических потенциалов (В)

Течение химически чистого бензола по стеклянным трубкам ………………………………………………………………………..

Хождение людей на резиновых подошвах……………………….

Протекание бензина сквозь хлопчатобумажную материю…..

Езда на машине с резиновыми шинами по бетонной дорожке………………………………………………………………

Протекание химически чистого бензола по стальным трубам……………………………………………………………….

Завихрения угольной пыли, смешанной с наждаком………….

Выпуск азота, увлажнённого ацетоном, из баллона с повышенным давлением……………………………………………

Выпуск смеси бензина с бензолом в металлический баллон…..

Разбрызгивание красок……………………………………………..

Хождение людей по шерстяному ковру………………………….

Движение резиновой ленты транспортёра с пшеницей (4м/сек)………………………………………………………………..

Движение кожаного приводного ремня (15 м/сек)………………

Фильтрация смеси бензина с асфальтом сквозь шёлк ……….

Наиболее опасные потенциалы статического электричества образуются:

- при движении жидкостей по трубопроводам со скоростью, превышающей 0,7-1,0 м/сек;

- при проведении операций слива-налива, перекачивании и переливании жидкостей из сосуда в

сосуд, особенно при поступлении их в аппараты или ёмкость свободно падающей струёй;

- при перемешивании веществ в смесителях, при обработке их на вальцах, каландрах,

обрезинивании тканей и подобных операциях;

- при работе ремённых передач и резиновых транспортёров, выполненных из непроводящей

резины.

От накопления и опасных проявлений статического электричества защита основана на следующих принципах:

- рассеяние возникающих электростатических зарядов путём увеличения проводимости

самих материалов и окружающей среды;

- уменьшения процесса генерации электрических зарядов (ограничение скорости переработки

и транспортирования материалов);

- исключения опасных разрядов статического электричества (заземление проводящих

объектов.

Заземление является обязательной мерой защиты от статического электричества, но на процесс накопления электростатических зарядов в диэлектриках оно практически не влияет. Повышенное внимание должно уделяться заземлению различных передвижных объектов или взрывозащищающихся элементов оборудования. Оборудование считается электростатически заземлённым, если сопротивление в любой его точке при самых неблагоприятных условиях не превышает 10 6 Ом. Заземление диэлектрического оборудования может быть осуществлено нанесением на его поверхность проводящих покрытий (плёнок).

Для отвода в землю зарядов статического электричества с человека применяется антиэлектростатическая обувь с электропроводящей подошвой, антиэлектростатическая спецодежда и предусматривается устройство электропроводящих полов.

Мероприятия по защите от статического электричест­ва должны выполняться с учетом особенностей произ­водств для надежного предупреждения накопления за­рядов электричества в опасных местах.

Важнейшим мероприятием является отвод зарядов статического электричества посредством заземления обо­рудования, коммуникаций и емкостей, в которых оно возникает и может накапливаться. Оно должно применять­ся во всех установках, где возможно возникновение электростатического электричества. Это мероприятие идентично устройству надежного заземления оборудова­ния и коммуникаций, предусматриваемому для защиты от вторичных проявлений молнии.

Заземление является обязательной мерой защиты от статического электричества, но на процесс

Кроме устройства заземления, важными мероприятиями являются следующие:

- применение материалов, увеличивающих электропроводность оборудования и аппаратуры (графит,

олеиновокислый магний); поверхностная проводимость может быть также повышена наложением на

нее (металлических проволочных сеток или металлических полос, надежно соединенных через

металлические части аппарата с землей;

- заполнение аппаратов, емкостей, закрытых транс­портных устройств и другого оборудования инертным

газом, преимущественно азотом;

- осушка и очистка газов от взвешенных жидких и твердых частиц;

- очистка жидкостей от загрязнения коллоидными ча­стицами;

- общее и местное увлажнение воздуха в опасных местах помещений до 75% относительной влажности, а

по необходимости и выше, или увлажнение поверхно­сти электризующего материала;

- нейтрализация зарядов статического электричества с помощью источников ядерного излучения.

Радиоизо­топные ионизаторы можно применять на кристаллизато­рах в производстве красителей, на

экстразионных машинах в производстве мипластовых сепараторов и на клеепромазочных машинах.

Во всех случаях, когда заземление является доста­точным средством защиты от статического электричест­ва, рекомендуется применение этого наиболее простого способа защиты и при правильной эксплуатации зазем­ляющих устройств весьма надежного. В ряде случаев следует еще предусматривать сочетание отдельных пере­численных выше мероприятий.

Кратность очистки осветительной арматуры и светильников

При работе осветительных установок происходит постепенное снижение освещенности, вызванное спадом светового потокаисточников света, загрязнением оптических элементов осветительных приборов, а также выходом из строя части ламп. Основная задача правильной эксплуатации — обеспечение необходимых условий освещения в течение всего времени работы осветительной установки. Осветительные установки требуют такого же ухода, как и любое технологическое оборудование на производстве.
Нормальная эксплуатация заключается в регулярной периодической чистке осветительных приборов и замене выходящих из строя ламп.
Периодичность чистки установлена требованиями СНиП и зависит от степени загрязнения освещаемых помещений. В относительно чистых производственных помещениях с содержанием пыли не более 1 мг/м 3 чистка светильников общего освещения должна производиться от 1 до 3-х раз в год, в помещениях с сильной запыленностью (цементные, металлургические заводы и т.п.) — от 4 до 12 раз в год, в помещениях со средней запыленностью — до 6 раз в год. Чистка светильников местного освещения должна производиться еженедельно самими работающими при уборке рабочих мест.

Способы чистки зависят от характера воздушной среды в помещениях (содержания и вида пыли, наличия в воздухе паров агрессивных веществ и растворителей, условий вентиляции), от материалов, из которых сделаны светильники, от конструктивного исполнения ОП.
Сухая протирка отражателей и рассеивателей наименее эффективна, а иногда и вредна. Если отражатель покрыт диффузно отражающей эмалью, то при протирке пыль и грязь втираются в поры и трудно удаляются при мойке. То же происходит и при протирке рассеивателей или защитных колпаков с неполированной поверхностью (рифленых, призматических, офактуренных). Кроме того, при сухой протирке изделий из полимерных материалов на поверхности наводится статическое электричество, способствующее накоплению пыли. На зеркально отражающих поверхностях из мягких материалов (например, алюминия с электрохимическим полированием) при протирке могут появляться царапины, особенно если в пыли или на тряпках содержатся частицы абразивных материалов, что приводит к снижению коэффициента отражения.
Гораздо эффективнее мойка осветительных приборов. Обычно мойка производится теплым раствором моющих средств (мыла, порошка, пасты) и мягкой ветошью. Иногда в моющие растворы добавляют вещества, снижающие появление статического электричества на поверхности (антистатические жидкости). Для осветительных приборов, работающих в грязных цехах, мойки теплым мыльным раствором часто бывает недостаточно. В этих случаях применяют специальные моющие средства, в состав которых вводится соляная кислота или щелочи.
При чистке и мойке светильников необходимо учитывать механические и химические свойства отражающих и светопропускающих материалов. Отражатели, покрытые силикатными эмалями, и силикатные стекла наиболее устойчивы к разного вида воздействиям и допускают многократные чистки практически без ухудшения параметров осветительных приборов. Достаточно устойчив к различным способам чистки альзакированный алюминий, в том числе типа Alanod. Однако при чистке зеркальных отражателей недопустимо применение средств, содержащих абразивные материалы.

Кроме чистки осветительных приборов, нормальная эксплуатация предусматривает замену выходящих из строя ламп. Способ замены ламп может быть индивидуальным, групповым или комбинированным. При индивидуальном способе лампы заменяются по мере выхода их из строя. Такой способ замены целесообразен там, где выход из строя отдельных ламп приводит к заметному снижению освещенности в зоне расположения светильников или повышает коэффициент пульсации освещенности. Это происходит при включении соседних светильников в разные фазы сетевого напряжения, что по нормативным документам является обязательным для всех газоразрядных источников света с электромагнитными аппаратами.
При групповом способе замена всех ламп в достаточно больших помещениях производится одновременно. При этом меняются как вышедшие из строя лампы, так и лампы, еще продолжающие работать. Необходимость замены работающих ламп вызвана снижением их светового потока при длительной работе. Напомним, что по ГОСТ средний спад светового потока люминесцентных ламп к концу срока службы составляет 40 %. Это значит, что даже без учета загрязнения светильников, работающие лампы к концу срока службы не будут обеспечивать нормируемые уровни освещенности во многих помещениях, если освещение их было спроектировано с учетом коэффициента запаса. Эксплуатация таких ламп к концу срока службы просто становится экономически невыгодной.

Интервалы между групповыми заменами ламп зависят от стабильности светового потока во времени. С этой точки зрения особенно выгодны люминесцентные лампы в колбах диаметром 16 мм (серия Т5), так как у них спад светового потока к концу срока службы составляет всего 5 -10 %. Также значительно увеличивает стабильность параметров ламп в процессе эксплуатации применение электронных аппаратов включения (ЭПРА) с прогревом электродов. Для определения интервалов между групповыми заменами ламп имеет значение соотношение цены ламп и стоимости работы по их замене. Немецкие специалисты подсчитали, что при индивидуальной замене стоимость работ иногда превышает стоимость самих ламп, особенно в случаях, когда светильники установлены в труднодоступных местах.

Групповой способ замены значительно дешевле индивидуального. Как правило, такая замена производится в выходные дни, когда в помещениях нет работающих. Для административных помещений, освещенных светильниками с люминесцентными лампами, групповой способ является наиболее распространенным. Однако для осветительных установок с металлогалогенными лампами или натриевыми лампами высокого давления групповая замена часто оказывается экономически невыгодной из-за высокой стоимости таких ламп, и в этих случаях применяется индивидуальная замена.

В осветительных установках промышленных предприятий наиболее часто применяется комбинированный индивидуально-групповой способ замены люминесцентных ламп: периодически производится групповая замена, а в промежутках между групповыми заменами меняются лампы, выходящие из строя. Установлено, что такой способ замены на 10 -15 % дешевле индивидуального.

Для определения целесообразности групповой замены ламп необходимо контролировать реальное состояние освещения. Это обязаны делать энергетические службы предприятий.

Чистка осветительных приборов и замена ламп — достаточно дорогие процедуры. В высоких помещениях для этого требуется использование специальных сооружений — мостков, площадок — или применение подъемных механизмов. Хорошее решение этой проблемы нашли в японской фирме Panasonic. Они создали и серийно выпускают специальное приспособление Luxlift, позволяющее опускать обслуживаемые светильники с высоты до 25 метров. Приспособление удобно и надежно в работе, обеспечивает автоматическое отключение светильников при их спуске, потребляет сравнительно
небольшую мощность (70 – 100 Вт), может крепиться на несущие потолки, элементы конструкций и даже встраиваться в подвесные потолки. Скорость спуска и подъема светильников — от 2,5 до 3,8 метра в секунду; масса светильников — до 20 кг.

Общие затраты на освещение складываются из трех частей:
• первоначальных затрат на светильники с лампами, электропроводку, защитные и распределительные устройства, монтаж;
• расходов на обслуживание осветительных установок,
• расходов на электроэнергию.

Опыт всех стран показывает, что за полное время работы осветительных установок от их сдачи в эксплуатацию до капитального ремонта или полной реконструкции доля эксплуатационных расходов на обслуживание и оплату электроэнергии может достигать 85 % от общих затрат на освещение. Поэтому рациональная эксплуатация осветительных установок с периодической чисткой светильников и заменой ламп — совершенно необходимое и экономически целесообразное мероприятие.
К вопросам эксплуатации осветительных установок можно отнести и требование обеспечения необходимых климатических условий (температуры и влажности воздуха, атмосферного давления).
Температура окружающего воздуха почти не влияет на параметры осветительных приборов с лампами накаливания, ртутными и натриевыми лампами высокого давления, металлогалогенными лампами, но очень сильно сказывается на параметрах светильников с люминесцентными лампами. Снижение температуры от +25 до 0°С приводит к уменьшению светового потока люминесцентных ламп почти в 5 раз. Повышение температуры сказывается меньше: при росте температуры от +25 до +50°С световой поток ламп снижается на 20 – 25 %.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Периодичность чистки светильников определяется в первую очередь характером среды освещаемого помещения. Так, в помещениях с большим выделением пыли, дыма или копоти, например литейных и кузнечных цехах, трепальных отделениях текстильных фабрик, чистка светильников должна осуществляться не реже 2 раз в месяц. В помещениях со средним выделением пыли, дыма или копоти, например механических цехах или цехах ткацко-прядильных фабрик, периодичность чистки светильников может быть снижена до 1 раза в месяц. В помещениях, в которых выделение пыли незначительно, например сборочных цехах, административно-конторских помещениях, чистка светильников может осуществляться 1 раз в 3 мес. Осветительные приборы на открытых пространствах должны подвергаться чистке не реже 2 раз в год. [1]

Периодичность чистки светильников регламентируется. [2]

Периодичность чистки светильников определяется характером запыленности воздушной среды в помещении. Согласно СНиП в помещениях с незначительным выделением пыли, к которым может быть отнесено большинство помещений предприятий общественного питания, периодичность чистки светильников должна быть не реже двух раз в месяц. При легкой доступности к светильникам периодичность чистки нужно повышать, так как при этом использование светового потока светильников повышается. Чистить светильники, осматривать и заменять лампы следует только при отключенной сети. [3]

Периодичность чистки светильников определяется характером запыленности воздушной среды в помещении. Согласно СНиП в помещениях с незначительным выделением пыли, к которым может быть отнесено большинство помещений предприятий общественного питания, периодичность чистки светильников, должна быть не реже двух раз в месяц. При легкой доступности к светильникам периодичность чистки нужно повышать, так как при этом использование светового потока светильников повышается. Чистить светильники, осматривать и заменять лампы следует только при отключенной сети. [4]

Отчетливо выраженная зависимость потерь светового потока осветительной установки от периодичности чисток светильников позволяет утверждать, что выбор коэффициента запаса при проектировании осветительной установки должен осуществляться с учетом периодичности чисток светильников. [6]

Число чисток светильников в год m следует принимать по общим нормам искусственного освещения [1], в которых при нормировании коэффициента запаса указана соответствующая периодичность чисток светильников , или по отраслевым нормам, если в них приводятся рекомендуемые сроки чистки. [7]

Отчетливо выраженная зависимость потерь светового потока осветительной установки от периодичности чисток светильников позволяет утверждать, что выбор коэффициента запаса при проектировании осветительной установки должен осуществляться с учетом периодичности чисток светильников . [9]

Периодичность чистки светильников определяется характером запыленности воздушной среды в помещении. Согласно СНиП в помещениях с незначительным выделением пыли, к которым может быть отнесено большинство помещений предприятий общественного питания, периодичность чистки светильников должна быть не реже двух раз в месяц. При легкой доступности к светильникам периодичность чистки нужно повышать, так как при этом использование светового потока светильников повышается. Чистить светильники, осматривать и заменять лампы следует только при отключенной сети. [11]

Периодичность чистки светильников определяется характером запыленности воздушной среды в помещении. Согласно СНиП в помещениях с незначительным выделением пыли, к которым может быть отнесено большинство помещений предприятий общественного питания, периодичность чистки светильников , должна быть не реже двух раз в месяц. При легкой доступности к светильникам периодичность чистки нужно повышать, так как при этом использование светового потока светильников повышается. Чистить светильники, осматривать и заменять лампы следует только при отключенной сети. [12]

Периодичность чистки светильников определяется в первую очередь характером среды освещаемого помещения. Так, в помещениях с большим выделением пыли, дыма или копоти, например литейных и кузнечных цехах, трепальных отделениях текстильных фабрик, чистка светильников должна осуществляться не реже 2 раз в месяц. В помещениях со средним выделением пыли, дыма или копоти, например механических цехах или цехах ткацко-прядильных фабрик, периодичность чистки светильников может быть снижена до 1 раза в месяц. В помещениях, в которых выделение пыли незначительно, например сборочных цехах, административно-конторских помещениях, чистка светильников может осуществляться 1 раз в 3 мес. Осветительные приборы на открытых пространствах должны подвергаться чистке не реже 2 раз в год. [13]

Читайте также: