Нормы установки светильников уличного освещения

Обновлено: 02.05.2024

Требования предъявляемые к уличному освещению на столбах

Казалось бы, уличное освещение можно организовать и без особого подхода, ведь главная задача обеспечить зоны с хорошей видимостью в темное время суток. Но для получения более эффективной осветительной системы необходимо соблюдать определенные правила и нормы. Это даст возможность устанавливать лампы требуемой мощности на разных участках, а фонарные столбы – на определенном расстоянии, учитывая светоотражающие свойства дорожного покрытия и многие другие факторы.

Содержание:

Нормы освещения улиц

Регламентирует эти положения СНиП СН 541-82 (с 1995 г.), благодаря чему повышается экономичность и безопасность осветительной системы уличного освещения, а также надежность приборов и удобство их эксплуатации. После того как были внедрены светодиодные лампы, документ СНиП СН 541-82 откорректировали с учетом особенностей этого рода осветительных приборов (2011 г.).

  1. В обязательном порядке должно быть организовано уличное освещение всех архитектурных объектов и памятников. При этом допускается использовать направленный или рассеянный свет.
  2. Качество освещения обуславливается светоотражательными свойствами покрытия дороги.
  3. В качестве опорной конструкции лампы могут выступать столбы или тросы.
  4. Некоторые виды светодиодных осветительных приборов, в частности, «сетка» и «линейка» имеют боле длительный срок службы и уровень интенсивности излучения, соответственно, они должны устанавливаться с учетом этих особенностей.
  5. Если нет возможности использовать столбы или другие опоры для монтажа светильников уличного освещения, допускается их расположение на фасаде здания, но лишь при выполнении следующих условий:
  • Экономичность такой осветительной системы;
  • Возможность производить обслуживание светильника и лампы;
  • Организация эффективного управления;
  • Обеспечение надежности функционирования приборов уличного освещения, для чего следует предусмотреть средства их защиты от прямого попадания воды и снега с крыши.

Требования к освещенности различными видами ламп

Нормы и требования освещенности лампами

Кроме того, каждый из обслуживаемых участков должен освещаться посредством лампы определенной мощности.

Требования, предъявляемые к яркости освещения

Решающим фактором является показатель горизонтальной освещенности покрытия. Дороги подразделяются на группы как раз на основании средних значений данного параметра при различных условиях:

  • Группа А, куда относятся крупные магистрали и главные городские улицы/дороги. Показатель горизонтальной освещенности дорожного покрытия при этом должен соответствовать значению в пределах диапазона от 15 до 20 лк.
  • Группа Б. Сюда входят улицы районного значения (10-15 лк).
  • Группа В: улицы/дороги местного значения (4-6 лк).

Показатель горизонтальной освещенности покрытия

Кроме того, учитывается интенсивность дорожного движения для определения требуемой степени защиты лампы на столбах. Так, если количество проходящего транспорта превышает 2 000 ед./ч, то светильник должен иметь степень защиты IP 54. Это обусловлено тем, что такие дороги сильно запылены.

Виды опорных конструкций, их расположение

Фонарные столбы освещения улиц должны удовлетворять двум основным требованиям: экономичность и высокая степень надежности.

Разновидности опор освещения

Различные виды опор

Различают несколько видов опорных конструкций уличного освещения на основании отличий в используемых материалах:

  • Деревянные;
  • Металлические;
  • Бетонные;
  • Полимерные.

Первый вариант из названных ранее был очень популярен ввиду отсутствия более технологичных решений, сегодня же деревянные столбы уличного освещения чаще всего можно встретить лишь в отдаленных поселках.

Предпочтительными же являются бетонные и металлические исполнения. Полимерные столбы принято использовать как дополнение к декору.В качестве опорной конструкции для плафона и лампы любого типа, включая и светодиодное освещение, может выступать не только столб, но и мачта.

Если нецелесообразно устанавливать индивидуальные столбы освещения (экономически невыгодно или нет физической тому возможности), допускается монтировать светильники на опорных конструкциях контактной сети. Металлические и бетонные столбы используются при организации общегородской осветительной системы.

В случае, когда нет возможности установить опоры из-за насаждений, предпочтительным является вариант с тросом и крепежными кабелями. При этом должно соблюдаться расстояние между светильниками.

Требования, предъявляемые к расположению опор

Для начала следует рассмотреть схемы возможного расположения светильников вдоль дорог:

  • Односторонняя;
  • Двусторонняя (шахматная);
  • Двусторонняя (прямоугольная);
  • Осевая;
  • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям движения);
  • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям улицы).

В зависимости от вида объекта подбирается соответствующая схема. Например, если речь идет об аллеях, тогда предпочтительной будет вариант расположения столбов односторонний, при условии, что по ширине аллея превышает 10 м. Если более этого значения, то используется прямоугольная или двухрядная шахматная схема.

Схемы возможного расположения уличных светильников вдоль дорог

Схемы расположения светильников вдоль дорог

Расстояние между столбами определяется тем, какой мощности используются лампы в светильниках. Чем выше интенсивность освещения, тем дальше могут быть расположены опоры друг от друга. Что касается того, какое расстояние считается допустимым между столбом и бордюром дороги, то строительные нормы и правила регламентируют следующие ограничения:

  1. Расстояние между опорой и бордюром соответствует 1 м при условии, что движение на дороге довольно интенсивное;
  2. На второстепенных дорогах нормальным считается расстояние 0,6 м между опорой и бордюром;
  3. Если отсутствует грузовой транспорт, можно принять за норму расстояние 0,3 м;
  4. В случае, когда бордюра вовсе нет, опора устанавливается на расстоянии 1,75 м от края дороги.

При необходимости организовать освещение на участке дороги с закруглением от 60 до 250 м столбы располагают с внешней стороны. В противном случае допускается установка опорных конструкций с внутренней стороны, при условии, что будет увеличено расстояние между ними. Также оговаривается минимальная и максимальная высота установки лампы с плафоном. В зависимости от типа используемого осветительного прибора значение этого параметра может варьироваться от 3 до 4 м.

Конструкционные особенности

Все без исключения столбы (металлические, бетонные и другие) должны быть устойчивы к сильным порывам ветра (до 160 км/ч). С этой точки зрения более предпочтительным вариантом являются металлические опоры, так как они оснащены ребрами жесткости в форме круга, многогранника. Такие конструкции имеют большую площадь основания и сужаются кверху, что очень способствует устойчивости.

Опоры подразделяются на группы в соответствии с высотой:

  • От 3 до 12 м, применяются для освещения парков, жилых массивов;
  • Металлические опоры высотой более 12 м, применяются для освещения муниципальных объектов, стадионов, спортивных площадок, портов.

Что касается фундамента, существует ряд требований, которые должны учитываться при обустройстве осветительной системы:

  1. Основание опорной конструкции может располагаться поверху земли и ниже ее уровня (наземные и подземные блоки фундамента).
  2. Размеры основания должны соответствовать целевому назначению столба, его высоте, типу грунта.
  3. Для установки нужно получить разрешение на земельные работы.

Глубина залегания фундамента может разниться: 0,8 м и менее для газонов, 1,25 м и более для проезжей части.

Разновидности кронштейнов

Лампы с плафонами устанавливаются на специальный крепежный элемент, именуемый кронштейном. Изготавливается эта деталь из стали, а покрываться может лакокрасочными материалами или оцинковкой.

Структурное обозначение кронштейнов

Виды кронштейнов:

  • Одинарный;
  • Двойной;
  • В форме гусака на один или более плафон;
  • Настенные, Г-образные;
  • Оголовник;
  • Торшерного типа.

Каждый из видов используется на разных объектах.

Организация управления освещением

Существует два способа контроля функционирования светильников: ручной и автоматический. Более целесообразно применять второй вариант, который реализуется несколькими путями:

  1. Фотореле.
  2. Датчик движения.
  3. Таймер.

Таким образом, ключевыми моментами в организации системы освещения можно назвать расстояние между опорными конструкциями, тип материала, из которых изготовлены столбы, высота опор, тип фундамента. Кроме того, учитывается мощность лампочек, тип дорожного покрытия и расстояние между столбом и бордюром.

Нормы установки светильников уличного освещения


ГОСТ Р 55707-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Методы измерений нормируемых параметров

Road lighting. Methods of normative performance measurements

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2016 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов и устанавливает методы измерения нормируемых параметров.

Настоящий стандарт применяют при сдаче в эксплуатацию нового или реконструированного объекта освещения (приемо-сдаточные испытания) для подтверждения его соответствия нормам, а также при эксплуатации действующих установок утилитарного наружного освещения (инспекционный контроль) с целью проверки значений отдельных светотехнических параметров.

Если при реконструкции объекта освещения осветительная установка (далее - ОУ) не претерпела существенных изменений (расположение, шаг и параметры опор, тип и мощность осветительных приборов (далее - ОП), то приемо-сдаточные испытания не проводят.

Инспекционный контроль проводят регулярно на одних и тех же контрольных участках.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы

ГОСТ 8711-93 Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 2. Особые требования к амперметрам и вольтметрам

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и садов в темное время суток.

3.2 контрольный участок: Часть площади испытуемого объекта освещения (дороги, улицы, площади и т.п.), установленной формы с заданными размерами, предназначенная для проведения измерений.

3.3 фотоэлектрический яркомер: Прибор для измерения средней яркости измеряемого поля на основе преобразования видимого излучения в электрический ток.

3.4 цифровой яркомер: Измерительный оптико-электронный прибор с ПЗС матрицей для получения изображения измеряемого поля с распределением яркости.

3.5 тест-образец: Фрагмент покрытия проезжей части дороги установленных размеров и светоотражающих свойств, используемый в качестве заменителя реального покрытия данного типа при измерении яркости дорожного покрытия.

Примечание - Тест-образец изготавливают в лабораторно-заводских условиях или вырубают из реального дорожного покрытия.

4 Способы измерений

Измерения яркости или освещенности дорожного покрытия проводят стационарным или мобильным способом.

При стационарном способе средства измерения (яркомер или люксметр) в момент фиксации показаний или яркостных изображений неподвижны.

При мобильном способе яркомер или люксметр устанавливают на транспортное средство, а показания или яркостные изображения фиксируют в заданные моменты времени при движении.

Примечание - Применение мобильного способа позволяет не перекрывать движение транспорта на испытуемом участке дороги при проведении измерений.

5 Условия проведения измерений

5.1 Измерения проводят при относительной влажности не более 90% и отсутствии атмосферных осадков, тумана и задымления.

При проведении измерений на открытом воздухе при температурах, выходящих за пределы рабочих температур измерительных приборов, их следует размещать в специальном боксе с термостатированием.

Температуру воздуха измеряют в начале и в конце измерений.

5.2 Участок для проведения измерений распределения яркости дорожного покрытия должен быть прямолинейным в плане, горизонтальным или с небольшим постоянным уклоном, не иметь пересечений с другими освещаемыми дорогами, длиной не менее 60 м плюс три пролета между опорами.

Дорожное покрытие должно быть сухим, чистым (без пятен и луж), однородным (без заплаток и трещин) и быть в эксплуатации не менее полугода (накатанным).

5.3 Измерения следует проводить в темное время суток, когда естественная освещенность составляет не более 10% от минимальной освещенности на контрольном участке.

5.4 При проведении измерений принимают меры по исключению или ограничению постороннего света. Если это затруднительно или невозможно, то влияние этого фактора учитывают при обработке результатов измерений. Наличие любых факторов, создающих посторонний свет, должно быть отражено в протоколе измерений.

Примечание - Источниками постороннего света могут быть витрины магазинов, рекламные щиты, сигнальные огни, фонари транспортных средств, небо в период "белых ночей", свет, отраженный от поверхности снега на обочинах дороги, а также от одежды со световозвращающими элементами. Влияние постороннего света снижают экранированием или проводят коррекцию, измерениями при выключенном уличном освещении.

Для исключения действия света фар проезжающих автомобилей измерения стационарным способом проводят при полностью или частично (по полосам движения) перекрытом движении транспорта на измеряемом участке дороги, а измерения мобильным способом - в отсутствие встречного транспорта.

При мобильном способе измерения распределения яркости методом с использованием тест-образца (7.3) или освещенности (8.2) необходимо исключить попадание света на тест-образец или приемную поверхность фотометрической головки люксметра от фар и сигнальных огней автомобиля, с которого проводят измерения.

5.5 Для проведения измерений выбирают участок, не затененный деревьями, припаркованными автомобилями, элементами обустройства дороги. Наличие затеняющих объектов фиксируют в протоколе измерений.

При стационарном способе измерения освещенности используют люксметр с дистанционным управлением или люксметр, фотометрическая головка которого имеет кабель достаточной длины для соединения с регистрирующим прибором для исключения затенения света от ОП персоналом.

5.6 При приемо-сдаточных испытаниях заменяют все вышедшие из строя лампы или ОП на участке дороги, включающем контрольный участок и соседние пролеты между светильниками с учетом числа ОП, включаемых в расчет по ГОСТ Р 55708.

В начале и в конце измерений проводят контроль напряжения питающей сети по показаниям электроизмерительных приборов, установленных в распределительных щитах электрических сетей освещения.

6 Требования к средствам измерений

Для измерений используют поверенные яркомеры и люксметры с измерительными преобразователями излучения, имеющими суммарный предел допускаемой погрешности не более 10%.

При инспекционном контроле состояния ОУ допускается применять калиброванные люксметры.

Для измерения напряжения в сети применяют вольтметры класса точности не ниже 1,5 по ГОСТ 8711.

7 Методы измерений распределения яркости дорожного покрытия

7.1 Точечный метод измерения

Измерения проводят стационарным способом. На дорожной поверхности выбранного контрольного участка дороги размечают и маркируют точки измерений в соответствии с разметкой точек расчетного поля по ГОСТ Р 55708. Перед измерением маркировку, попадающую в поле измерения яркомера, удаляют.

Измерения проводят фотоэлектрическим яркомером по схеме с фиксированным или перемещаемым положением яркомера в зависимости от его угловой апертуры.

Для проведения измерений по схеме с фиксированным положением яркомера (рисунок 1а) используют яркомер, угловая апертура которого составляет не более 2' в вертикальной плоскости и 20' в горизонтальной плоскости. Яркомер устанавливают в положение соответствующее положению наблюдателя по ГОСТ Р 55708 и, нацеливаясь поочередно на каждую точку контрольного поля, проводят отсчет показаний.

Схему с перемещаемым положением яркомера (рисунок 1б) применяют при использовании яркомеров с угловой апертурой в вертикальной плоскости не более 30'. Яркомер устанавливают поочередно перед каждой точкой контрольного участка по ходу движения транспорта, на высоте и удалении от данной точки измерения, при которых оптическая ось яркомера направлена в указанную точку под углом 1° к плоскости дороги и лежит в вертикальной плоскости, параллельной оси дороги. Размеры измеряемого участка покрытия дороги, выделяемого апертурным полем яркомера, не должны превышать 2,5 м в продольном направлении и 0,5 м в поперечном направлении. Для облегчения нацеливания используют лазерную указку, жестко закрепленную на яркомере. Допускается уменьшение числа точек измерений.

а) схема с фиксированным яркомером

б) схема с перемещаемым яркомером

1 - ОП; 2 - контрольный участок; 3 - точка измерения; 4 - оптическая ось; 5 - яркомер

В случае ограничения времени проведения измерений допускается уменьшение числа точек измерений за счет увеличения шага сетки. Минимальное и максимальное значения яркости допускается измерять соответственно в наименее и наиболее ярких зонах контрольного участка, определяемых визуально.

7.2 Метод измерения по изображению

Измерения проводят мобильным способом. Для измерений используют цифровой яркомер и персональный компьютер (далее - ПК) с программными средствами хранения и обработки получаемых яркостных изображений измеряемого поля яркомера.

Перед измерениями в настройку яркомера вводят коррекцию на светопропускание ветрового стекла автомобиля и фокусировку объектива яркомера.

Яркомер устанавливают на передней панели в кабине автомобиля так, чтобы его оптическая ось была направлена вдоль продольной оси автомобиля и параллельно плоскости дороги. Фиксацию изображений поля обзора яркомера выполняют при прохождении яркомером точек положения наблюдателя в ручном или автоматическом режиме по заданной программе с интервалами в зависимости от скорости движения автомобиля. Результаты сохраняют в ПК. По окончании этапа съемки осуществляют обработку полученных изображений: выделяют контрольный участок, размечают точки измерений в соответствии с сеткой точек расчетного поля по ГОСТ Р 55708 и определяют в каждой точке значение яркости.

7.3 Метод измерения по тест-образцу

Измерения проводят мобильным способом. При отсутствии транспортного средства допускается проведение измерений стационарным способом. Схемы измерений показаны на рисунке 2.

Нормы установки светильников уличного освещения


ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013

приводится с ОКС 91.040. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров - по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55707 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

ГОСТ Р 55708 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения - водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной определяемой стандартными условиями наблюдения.

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание - Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее - ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание - Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание - Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчет-
ная скорость движе-
ния, км/ч

Число полос движе-
ния

Пропуск-
ная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

- на участках с нестандартной геометрией;

- с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

Нормирование уличного освещения

Освещение улиц

Для установки светильников на территории улиц главным документом является СНиП 23-05-95. Он устанавливает нормы уличного освещения и требования к нему. Кроме того, имеется ряд отраслевых норм, в которых расписаны основные требования к освещению транспортных магистралей, переулков, площадей, парковых зон, исторических памятников и т.д. В этих документах указаны нюансы освещения конкретных объектов, которые необходимо неукоснительно выполнять при их освещении.

Уличное освещение выполняют по специально разработанному проекту. Он должен быть выполнен специалистами, имеющими лицензию, права и необходимые разрешения, а также имеющие соответствующую квалификацию для осуществления таких работ. При этом они должны придерживаться требований СН 541-82, утвержденными приказом № 13 Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре.

Нормы для уличного освещения

Средняя горизонтальная освещенность это — тот показатель, который является главным при осуществлении нормирования. Измеряется в лк (люксах), зависит от поверхности, которую необходимо осветить в вечернее и ночное время суток. Освещенность это — величина светового потока, падающего на освещаемую поверхность. Второй по значимости характеристикой является яркость. Представляет собой величину светового потока отраженного от определенной величины дорожного покрытия. Освещенность измеряется прибором, называемым люксметром. Многие приборы имеют совмещенную конструкцию. Все они имеют чувствительность, скорректированную под восприятие зрением человека.

Нормы зависят от типа магистральных улиц и дорог, интенсивности движения транспортных средств. Различают 3 типа магистральных автомобильных дороги и улиц:

Количество транспорта, прошедшего за час по проезжей части может быть:

  1. не более 500 ;
  2. более 500;
  3. свыше 1000.

В зависимости от этих факторов средняя горизонтальная освещенность в лк указана в табл.1

Таблица 1

Нормы освещения непроезжих частей дорог, улиц и т.п. тоже регламентируются и они должны соответствовать данным указанным в табл. 2

Таблица 2

Средний показатель горизонтальной освещенности территорий выставок, стадионов, парковых и прогулочных зон находится в пределах от 1 до 10 люкс и зависит от функциональных особенностей объекта.

В тоннелях автотранспортных этот показатель колеблется в пределах от 50 до 750 лк и зависит от следующих факторов;

  • длины тоннеля;
  • типа тоннеля (закрытый, имеющий стенку с закрытыми проемами).

Светодиодные уличные источники света

Требования и правила выбора светильников для уличного освещения сводятся к подбору такого типа изделий, которые потребляет мало электроэнергии, устойчивы к воздействию климатических факторов, имеют большой срок эксплуатации и, кроме того, осуществить их монтаж можно было без проблем. Всем эти факторам соответствуют магистральные светильники светодиодного типа. Изделия, состоящие из оптики, драйвера и консоли, устанавливают не только на улицах и проспектах городов, но и в сельских поселках. Оптика таких изделий способна создавать пучок света, узкий, средний, широкий или двойной ассиметричный. Установка такого вида светильников выполняется просто, т.к. в конструкции предусмотрено все необходимое для монтажа, а преимущества освещения следующие:

  1. эффективно работают в широком интервале температур (от минус 60 до плюс 400С);
  2. регулируется направленность пуска света;
  3. пожаробезопасность;
  4. светильники переносят механические воздействия и вибрацию;
  5. легко и просто монтируются;
  6. потребляют малое количество электроэнергии;
  7. не нуждаются в техническом обслуживании в процессе эксплуатации;
  8. длительный срок эксплуатации (более 50 тыс. часов);
  9. нет необходимости утилизации.

Магистральные светодиодные источники света или их еще называют консольными, выпускаются многими производителями, как отечественными, так и зарубежными. Они имеют уникальный и простой дизайн, некоторые модели снабжают дополнительными устройствами, позволяющими регулировать яркость свечения (диммерами) или охлаждать мощные светильники (радиаторами). При выборе такого источника света необходимо обратить внимание на производителя. Только производитель, хорошо зарекомендовавший себя на рынке аналогичной продукции, выпускает наиболее качественные и долговечные модели.

Особенности установки столбов и опор

Пример, расстояние между столбами

Установка светодиодных источников света может выполняться на столбах линий электропередач, мачтах и специальных опорах освещения, выполненных из металла или бетона. От края проезжей части при наличии бордюра на улицах магистральных расстояние должно быть не менее 1 м, на других типах улиц – 0,6 м. При отсутствии бордюра эта норма составляет 1, 75 м и более. На пересечениях улиц, проспектов, дорог нормами, указанными в ПУЭ, запрещается установка осветительных столбов и опор ближе, чем на 1,5 м от закругления. Опоры могут устанавливаться на разделительной полосе при ширине дороги более 5 м. Оговаривается и расстояние до окон, балконов, террас жилого дома. Оно должно быть более 1 м.

Норма расстояния между опорами должна соответствовать правилам, установленным в том же ПУЭ. Расстояние между опорами, которое называется пролетом, может быть от 40 до 750 м, высота сам ой опоры – от 8 до 54 м. Показатели зависят от таких факторов:

  • напряжения, указываемого в кВт;
  • расстояния между проводами, указываемого в м;
  • расстояния провода до земли, указываемого в м.

Специалисты по проектам выполняют специальные сложные расчеты и в проекте на освещение конкретного объекта указываются конкретные данные, которые должны соблюдаться при монтаже.

Нормирование освещения улиц, проспектов, переулков, дорог с разным типом покрытия зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при создании проекта освещения. Только специалисты знают нюансы проектирования уличного освещения, а также хорошо ориентируются в выборе экономичных источников света, правилах их монтажа и подключения к электропитанию. Поэтому такие работы выполняются в специализированных проектных организациях и проходят экспертизу на работоспособность, а также целесообразность выполнения конкретного типа освещения.

Нормы освещения улиц

Для дополнения и замещения естественного освещения в ночное время возникает необходимость в искусственном освещении. Качественное искусственное освещение обеспечивает безопасность на улицах и дорогах городских и сельских поселений, позволяет снизить число аварий на автомобильных дорогах и пешеходных переходах в темное время суток, а также способствует предотвращению преступных действий.

Нормы освещенности являются общепринятыми и регулируются документом СНиП 23-05-2010, включая СП 52.13330.2011.

Эти документы регламентируют требования к освещению для следующих объектов:

• Нормы освещенности улиц и дорог городских поселений

• Нормы освещенности улиц и дорог сельских поселений

• Нормы освещенности подземных и надземных переходов

• нормы освещенности АЗС и автостоянок

• Нормы освещенности пешеходных пространств

Нормы уличного освещения зависят от типа улиц и дорог, а также от функциональных особенностей освещаемых объектов.

Один из главных нормируемых показателей - средняя горизонтальная освещенность на уровне земли или дорожного покрытия. Ниже в таблицах приведены некоторые значения нормативов, согласно СП 52.13330.2011.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей

Пропускная способность, тыс. ед/ч

Средняя освещенность дорожного покрытия Еср, лк, не менее

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1

Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра

Основные дороги и улицы города районного значения

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон

Нормы освещения улиц и дорог сельских поселений

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Главные улицы, площади, общественных и торговых центров

Улицы в жилой застройке:

Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов

Нормы освещения для подземных и надземных пешеходных переходов

Подземные пешеходные тоннели и переходы:

лестницы и пандусы

Открытые пешеходные мостики

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

лестничные сходы, съезды и смотровые площадки

Нормы освещения автозаправочных станций и стоянок

Средняя горизонтальная освещенность, лк

Подъездные пути с улиц и дорог:

Категорий А и Б

Места заправки и слива нефтепродуктов

Остальная территория, имеющая проезжую часть

Стоянки, площадки для хранения подвижного состава

Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа

Нормы освещения пешеходных пространств

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, посадочные площадки общественного транспорта, детские площадки и места отдыха во дворах

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды, дворы и хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Для удовлетворения требований к уличному освещению необходимо ответственно подходить к выбору уличных светильников. Они должны быть устойчивы к воздействиям окружающей среды: работать в широком температурном диапазоне, иметь защиту от влаги и пыли, отличаться простотой монтажа и длительным сроком эксплуатации и, что немаловажно, экономно расходовать электроэнергию.

Читайте также: