Из чего делали раньше люстры

Обновлено: 27.04.2024

Абажур как основной символ уютного советского быта

До того, как в моду вошли "хрустальные" подвески люстр с гордым названием "каскад" и яркие плафоны причудливых форм из стекла и пластика, под потолками, на торшерах и настольных лампах советских квартир красовались всевозможные абажуры.

Сегодня, когда возвращается мода на ретро-стилистику в дизайне интерьера, абажуры вновь обретают вторую жизнь, играя роль чуть ли не центрального элемента всего убранства помещения. Но в этом есть определенный смысл: достаточно вспомнить уютные интерьеры прошлых времен, где роскошные абажуры с шелковистой бахромой создавали такую теплую атмосферу, на которую абсолютно не способны современные красивые, но бездушные люстры.

Вообще, абажурам пришлось нелегко: когда советская власть утвердилась в своем могуществе и начала искоренять любые признаки "мещанства и буржуазного быта", в первую очередь досталось этому невинному символу домашнего уюта. Чуть позже, когда аскетизм болтающейся под потолком "лампочки Ильича" успел надоесть, а экономическое положение страны улучшилось, абажуры были реабилитированы и постепенно вернулись в обиход.

К началу 50-х ассортимент этого интерьерного элемента настолько расширился, что популярные журналы начали вести разъяснительные беседы по основам дизайна: публиковались статьи о том, что абажур должен по стилю, форме, расцветке и декоративной отделке соответствовать общему стилю интерьера. Пояснялось, что не удачная форма, неправильно подобранный цвет могут ухудшить убранство помещения, и рассказывалось, какие абажуры больше подходят для столовой, какие - для спальни или гостиной.

Книги для домохозяек предостерегали от приобретения шелковых абажуров, которые освещают только часть комнаты, хорошо собирают пыль и быстро теряют внешнюю привлекательность. Если очень хочется шелковый абажур, поучали эти издания, используйте его для оформления настольной лампы, задача которой и сводится к созданию частичной освещенности. В тех же книгах можно было найти советы по уходу за тканевыми абажурами.

Что выдаёт в наших квартирах советское прошлое. 3 выпуск: "Люстры".

Ну что же, давайте продолжим. Сегодня поговорим о люстрах. Нет, не о моде на тот или иной тип люстры. Не о дизайне конкретных светильников или абажуров, а именно люстрах, как о самодостаточном явлении в интерьере. Ведь сегодня многие их нас покупают люстру по инерции. Просто привыкли. Ведь люстры, как нам кажется, были всегда. Давайте определимся, что мы будем понимать под люстрой.

И так, определение: люстра это подвешенный к потолку светильник, который состоит из нескольких (более одного) источников света.

История люстр.

Приблизительно такие люстры освящали балы в 19 веке. Только вместо ламп накаливания горели восковые свечи. Известны люстры на несколько сотен свечей. Приблизительно такие люстры освящали балы в 19 веке. Только вместо ламп накаливания горели восковые свечи. Известны люстры на несколько сотен свечей.

Советский период.

Всеобщая электрификация всей страны подарила гражданам возможность даже в деревне освещать свои жилища. Электрическая люстра из дорогого атрибута богатого горожанина, превратилась в доступный бытовой электрический прибор освещения. Конечно это уже была не та люстра, которую мы привыкли видеть в дорогих интерьерах 19 века. Но под наше определение подходит: так как вешается к потолку и имеет несколько (больше одного) источника света. Кстати в деревнях, особое распространение люстры не получили, во-первых все-таки дороговато для деревни. Во-вторых, низкие потолки избы не позволяли такую роскошь, как что-то свисающее с потолка. А вот в городе люстры были почти у всех.

Часто люстры не сочетаются по стилю с остальным интерьером. Но на это никто особо никогда не обращал внимание. Да и сегодня не особо обращают. Часто люстры не сочетаются по стилю с остальным интерьером. Но на это никто особо никогда не обращал внимание. Да и сегодня не особо обращают.

Не обязательно люстра была демонстрацией роскоши. Хотя отдельная мода на хрустальные дорогие люстры безусловно была. Но и всегда можно было приобрести вполне себе бюджетные люстры. Тут дело не в моде. Люстра, скорее была просто необходимым техническим устройством. Ведь очевидно, что три или пять лампочек осветят комнату лучше чем одна.

Люстры сегодня.

"Так в чем же особенность этой советской традиции?" - спросите вы. А в том, что сегодня существуют лампы, которые заменяют мощность 3 или даже 5 ламп накаливания. И мощность света от одной лампы заменяет люстру из 5 рожков. Также сегодня многие граждане делают натяжные потолки, которые дают возможность равномерно распределить светильники по всему потолку. Такие светильники совсем не съедают место и врезаны в потолок. Тоже самое с подвесными потолками из гипсокартона: можно установить сколько угодно точеных светильников, которые дадут света больше чем люстра. И это всё уже очень доступно. Но на практике, люди по-прежнему хотят старую добрую люстру. Даже при заказе натяжных потолков многие граждане просят вывести им отдельно крепеж для люстры.

Потолок с врезными светильниками многим кажется пустым. И мы по прежнему стараемся повесить на самое видное место потолка старую, добрую люстру. Потолок с врезными светильниками многим кажется пустым. И мы по прежнему стараемся повесить на самое видное место потолка старую, добрую люстру.

Рынок отвечает на желание граждан: сегодня продаются современные люстры с галогенными лампами, с дистанционным управлением. Но это по прежнему та же люстра, всё также свисающая с потолка. По-прежнему можно купить люстру на цепях, на длинной стальной ножке, и даже с хрустальными подвесками. А многие наши сограждане живут с люстрами, которые были куплены ещё их родителями или даже бабушками. Люстра - один из самых консервативных элементов нашего интерьера.

Интересно, сколько ещё проживёт люстра? Не за горами технология, когда равномерный свет будет исходить прямо от потолка (уже сегодня есть такие системы подсветки, но они пока не всем доступны), и что тогда будет с люстрой? Сумеет ли она выстоять перед напором "современного света"?

Читайте 1 выпуск: что выдаёт в наших квартирах советское прошлое "Серванты с посудой".
Читайте 2 выпуск: что выдаёт в наших квартирах советское прошлое "Восточные ковры на стенах".

Подписывайтесь на наш канал и следите за новыми историями проживания и выживания в городе!

История появления люстры

Люстры являются самыми востребованными и популярными среди всех световых устройств. Настенные бра, настольные лампы, торшеры и любую другую светотехнику для дома или квартиры мы начинаем подбирать только после того, как выбран центральный источник освещения. Люстра присутствует на потолке практически каждого помещения, будь то гостиная, кухня, спальня, холл или детская. Она уместна даже в ванной комнате, если последняя имеет соответствующую площадь.

Какими были первые люстры?

Паникадило - первый вариант люстры

Первые прототипы современной подвесной люстры появились в конце XVII столетия. Конструктивно они представляли собой одну или несколько чаш, выполненных в форме круга или овала, которые закрепляли на потолочных балках либо консолях. Роль горючего в таких «плафонах» выполняло масло, жир или нефть, которое поджигали при помощи специального фитиля.

Греческие мастера первыми задумались о том, чтобы придать потолочному светильнику привлекательный декоративный вид. Так появилось многосвечное «паникадило». Такие люстры изготавливали из меди, бронзы и даже серебра. Плафоны-лампады покрывали позолотой или художественной росписью. Традиционные примеры этих светильников можно увидеть в православных храмах, а стилизованные под паникадило современные люстры несложно найти и купить в интернет-магазине или специализированном гипермаркете. Кстати, очертания роскошных хрустальных люстр в привычном нам классическом исполнении повторяют форму паникадила.

Для украшения люстр умельцы использовали большое количество подвесок из прозрачного стекла, хрусталя, натурального камня. А в период ренессанса западные мастера помимо привычных материалов для создания декоративных подвесок стали применять муранское стекло. В XIX столетии свечи, как источник освещения в люстрах, сменил керосин, а на смену единичным ремесленникам пришло серийное производство элегантных керосиновых потолочных светильников.

Люстры: через столетия в современность

Современная люстра в интерьере

Конечно, на керосиновых светильниках эволюция такого светового устройства, как люстра, не остановилась. И сейчас мы имеем возможность купить в интернет-магазине люстру практически любой формы, размера, а также изготовленную из самых разных материалов. О керосиновом прообразе люстры нам напоминает лишь оригинальный индустриальный дизайн некоторых светильников, которые удивительно хорошо подходят для размещения на кухне или в детской комнате.

Модные направления дизайна в сочетании с исторически сложившимися традициями и формами позволяют изготавливать интересные и незаурядные модели люстр в различной стилистике. Хай-тек, романтизм, кантри, готика, модерн — сегодня подобрать приборы освещения для любого интерьера не составляет никакого труда.

Хрустальные люстры: виды, особенности и специфика ухода

Привлекательность и элегантность интерьера слагается из нескольких неизменных составляющих: стильной меблировки, качественных отделочных материалов и правильно организованного освещения, наполняющего пространство особенным настроением и уютом. Для создания особой атмосферы в каждом помещении прекрасно подходят хрустальные люстры, десятилетиями не выходящие из моды.

Хрустальная люстра крупным планом

Люстра из хрусталя придаст обстановке вашего дома неповторимую утонченность и обаяние, подчеркивая ваш незаурядный вкус. Ведь гармоничная форма таких световых устройств и эксклюзивная технология огранки и шлифовки хрустальных элементов обеспечивают необыкновенную четкость и преломление света. При этом специальная обработка не позволяет пыли и влаге задерживаться на хрустале.

Что представляет собой хрусталь, используемый для производства люстр?

Хрусталь — это разновидность стекла, обогащенного соединениями свинца, кварца, бария и других металлов и элементов, придающих материалу блеск и облегчающих его обработку. К примеру, богемский хрусталь, о котором достаточно часто говорится в художественных произведениях, изготавливают при помощи добавления к стеклу кальциево-калиевых соединений.

Люстры с хрустальные подвесками

Высоко ценятся модели люстр с цветными хрустальными подвесками. Нужный оттенок получают, добавляя к стеклу всевозможные химические примеси. Это может быть золото, кобальт, кремний или марганец. Однако получить один из самых высокоценных, черный хрусталь, можно лишь обрабатывая натуральный горный хрусталь.

Производство хрустальных подвесок для люстр происходит согласно уникальной исторической технике, которая почти не изменилась за более 5000 лет существования стеклодельного ремесла:

  1. За основу берется природное сырье, которое расплавляют при температуре приблизительно 1500 градусов Цельсия.
  2. Расплавленную стекольную массу вырабатывают ручным способом либо при помощи стеклоформующих аппаратов.
  3. Обрабатывают хрустальное изделие, как правило, вручную, используя алмазную грань.
  4. Полируют хрусталь химическим методом — при помощи нагретых кислот.
  5. При необходимости готовые изделия декорируют гравировкой.

Особенности и преимущества хрустальных люстр

Профессиональные дизайнеры интерьеров считают люстры из хрусталя одними из наиболее востребованных разновидностей осветительных приборов во всем мире. Такая светотехника сочетает в себе шикарное внешнее оформление и практический компонент. Такие устройства эффектно смотрятся в любых помещениях, придавая им аристократический шик и позволяя зрительно увеличить высоту потолков.

Большая хрустальная люстра в спальне арт-деко

Кроме того, они имеют целый ряд отличительных свойств и достоинств:

    Придают обстановке ощущение целостности и завершенности. Правильно рассчитав расположение потолочной или подвесной хрустальной люстры, вы сможете акцентировать внимание на важных интерьерных объектах, индивидуализируя и дополняя убранство помещения.

Интересный факт

За исключительную универсальность в плане сочетаемости с различными стилистиками в комнатах с различным функциональным назначением (от домашней гостиной и спальни до кабинетов и офисных помещений) люстры из хрусталя получили негласное название «гибкой мебели».

Хрустальная люстра Splatter 1780-18P
Люстра хрусталь Castellana Castellana LE 1.2.40.501 GH

Основные разновидности люстр из хрусталя

Люстры с хрустальными подвесками могут быть выполнены в самых разных стилистиках и большом разнообразии форм и размеров. Сегодня, помимо изделий чешских фабрик, высоко ценятся приборы освещения, изготавливаемые и в других странах. Среди них Германия (Maytoni, Favourite), Италия (Citilux, Illuminati), Швеция (MarkSlojd), Россия (Bogate's, Eurosvet) и другие. Все они составили достойную конкуренцию чешскому стеклу благодаря превосходному качеству и красоте изделий.

Каскадные хрустальные люстры в интерьере

Хрустальные люстры могут отличаться:

  • по типу крепления;
  • по форме моделей;
  • по виду используемых ламп.

Подвесная и потолочная хрустальные люстры

По типу крепления различают потолочные и подвесные хрустальные люстры. Потолочные осветительные приборы надежно закрепляют в непосредственной близости от потолка. Они обычно достаточно компактны, не занимают много места и отлично подходят для небольших комнат с невысокими потолками. Конструкция светильников подвесного типа предполагает наличие подвеса, традиционно выполняемого в виде цепи. Для подвесных моделей нередко применяют плафоны-свечи, форма которых напоминает застывшее на ветру пламя. Они хорошо смотрятся в просторных помещениях со стандартными или высокими потолками.

Хрустальная потолочная люстра Manta CL399191
Хрустальная люстра 7777/5 золото

Наглядным примером потолочных хрустальных люстр могут служить такие приборы, как Manta CL399191 с девятью лампами, выполненная в форме изогнутого прямоугольника. Она напоминает собой богато украшенный, драгоценный ковер-самолет. Или рожковый светильник 7777/5 золото с пятью круглыми плафонами из хрустальных кристаллов.

Каскадная и классическая люстры из хрусталя

По форме люстры из хрусталя могут быть каскадными и классическими. И те и другие гармонично вписываются в интерьеры с самым разным дизайном: от барокко и ампир до арт-деко и современного стиля.

Хрустальная люстра Cappela 6739-36 BK
Хрустальная люстра SL760.102.06

Например, шикарная хрустальная люстра классической формы Cappela 6739-36 BK с подвесками глубокого черного цвета, которая будет органично смотреться и в классическом интерьере, и в обстановке в стиле модерн или ар-нуво. Или же современная модель SL760.102.06: в ней классическая форма сочетается с ультрасовременным оформлением в виде прозрачного стеклянного «коньячного бокала» с металлической ножкой, в который будто бы заключен светильник.

Хрустальная потолочная люстра Modern 2 MOD207-35-N

Каскадные люстры из хрусталя придают помещению ощущение лёгкости и грациозной воздушности. Они особенно хороши для размещения в кухне или прихожей. При этом, если у вас дома не очень высокие потолки, вам не обязательно отказываться от приобретения такого светового устройства. Просто отдавайте предпочтение менее громоздким потолочным моделям. Таким как люстра Modern 2 MOD207-35-N, декорированная крупными сияющими хрустальными кристаллами бесподобной огранки.

Хрустальная каскадная люстра Cascade 2 DIA003-PT50-G

А счастливые обладатели просторных площадей с высокими потолками могут украсить свой интерьер такими хрустальными каскадными шедеврами, как люстра Cascade T522-PT40x100-G, с золотистого основания которой волнами ниспадают бесчисленные хрустальные нити, или Cascade 2 DIA003-PT50-G с пятью ярусами хрустальных подвесок разной формы и размера.

Хрустальные люстры с различными видами ламп: светодиодная, галогенная, с лампами накаливания

По виду используемых ламп хрустальные люстры чаще всего бывают:

  • светодиодными;
  • галогеновыми;
  • накаливания.

Светодиодные хрустальные люстры являются наиболее энергоэффективными, на втором месте по экономичности — галогеновые светильники, а уже за ними следуют световые устройства с лампами накаливания.

Рекомендации по уходу за хрустальной люстрой

Люстра из хрусталя в интерьере гостиной

Нормы ухода за люстрами из хрусталя предполагают ежегодное проведение очистки изделий. За световыми устройствами, размещенными в кухне, кухне-столовой и коридоре ухаживайте чаще — 2-3 раза в год. Для чистки вам понадобятся:

  • перчатки;
  • два лоскута мягкой ткани;
  • средство для мытья стекол или чистки столовой посуды;
  • табурет или стремянка.

Как правильно мыть люстру из хрусталя

Итак, 4 простых шага — как помыть хрустальную люстру:

  1. Выключите свет и выкрутите лампы. Наденьте перчатки, чтобы не оставлять на хрустале отпечатков, и возьмите мягкую безворсовую ткань.
  2. При помощи табурета или компактной стремянки поднимитесь на уровень люстры и нанесите на один из лоскутов ткани чистящее средство.
  3. Аккуратно протрите все элементы, двигаясь от деталей в верхней части изделия к тем, что расположены ниже. Вторым тканевым лоскутом вытирайте подвески насухо.
  4. Смоченной в воде тканью обработайте лампы и закрутите их обратно.

Важно!

При мытье люстр из хрусталя избегайте абразивных и сильнодействующих чистящих веществ. И ни в коем случае не оставляйте элементы светильника влажными, - это может привести к образованию разводов на хрустале и коррозии на металлических участках и соединениях.

Заключение

Хрустальная люстра в центре гостиной

Люстры с хрустальными подвесками являются по-настоящему универсальным решением для большинства интерьеров. Они органично дополняют каждую комнату, наполняя ее торжественностью и ощущением праздника. Наиболее интересно такие приборы освещения смотрятся в просторных помещениях, таких как, гостиные, большие залы ресторанов и кафе и пр. Благодаря множеству бликов и мягкому сиянию граней, хрустальные люстры усиливают эффект, производимый освещением. Поэтому даже комнаты с очень большой площадью оказываются будто бы залиты бесподобным переливающимся светом.

Дарим старой люстре новую жизнь

Хочу рассказать, как я преобразила свою давнишнюю люстру, сделав ее с помощью окрашивания и небольших замен совсем другой и для другого интерьера.

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 1

Вот такая люстра теперь в моем светлом интерьере.
А была такая.

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 2

Люстра висела в квартире с высокими потолками и лепниной, и была там вполне уместна. Потом она переехала в другой дом, после ремонта в котором в белых и пастельных тонах перестала вписываться в интерьер.
Поиски нового светильника в заданном диапазоне цен от 2 до 5 тыс. рублей успехом не увенчались. Ничего не нравилось, а понравившиеся стоили от 20000 руб. Но это было слишком.
Так пришла мысль попробовать люстру перекрасить. Происходило это давно, и о правилах подготовки поверхностей для окрашивания я знала только в теории, опыта не имела никакого, поэтому приобрела в строительном магазине краски-спреи в баллонах и все сделала ими.

1. Предмет переделки, декора — старая люстра. Большинство частей металлические, мне говорили — бронза. Ножка — деревянная.

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 3

2. Подготовка. Плафоны надо снять. Окрашиваемую поверхность подготовить — она должна быть чистой и сухой. По правилам, надо ошкурить для лучшей адгезии (сцепления) краски с поверхностью. На рынке сейчас представлено много абразивных материалов. Можно воспользоваться шкуркой — наждачной бумагой:

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 4

Помним, что чем меньше цифра, тем крупнее зерно и грубее наждак. 150-100 будет достаточно.

3. Окрашивание. Я все сделала вот этим набором материалов:

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 5

Решив, что люстра будет двуцветная — белая+голубая, заклеила малярным скотчем будущие голубые места. На фото представлена краска цвета ваниль,просто флакон с белой краской давно закончился и выброшен. Подобрать можно любые цвета по своему вкусу.
Также мы видим, что краска RUST-OLEUM сочетает в себе свойства грунта и краски, это краска-грунт:

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 6

Она хорошо ложится на дерево и металл, и грунт не потребовался. Кстати, благодаря этим чудесным свойствам я часто использую данную краску для грунтовки металлических поверхностей.
Окрашивала на балконе, поставив экран из большого картонного полотна, чтобы не забрызгать все вокруг. При окрашивании из баллона четко следуем инструкции производителя, а именно: хорошо встряхнуть; окрашивать на расстоянии 25-35 см; распылять уверенными возвратно-поступательными движениями, держа баллон на одном расстоянии от поверхности. Нанести 2 слоя в течение нескольких минут ( перпендикулярных друг другу), избегать потеков и капель! У меня потеки были, так как брызгала, по неопытности, от души; затем приходилось стирать растворителем и красить снова. В итоге на люстру извела баллон, которым можно было выкрасить, по краней мере, 5 люстр. Примерно через час можно провести второе окрашивание.
По истечении 24 часа после нанесения белой краски снимаем скотч и теперь заклеиваем малярным скотчем окрашенные белые места, граничащие с поверхностью,которая будет окрашиваться в голубой.
Голубая краска у меня была такая:

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 7

Проделываем все то же, что и с белой краской. В местах стыков могут быть непрокрасы. Их закрашивала так: брызнув несколько раз в маленькую емкость из баллона очень быстро тонкой кисточкой набирала краску и наносила в нужных местах.

А теперь приведу материалы, которыми можно гораздо легче покрасить такой предмет. и о которых пять лет назад мне попросту не было известно. Это замечательные меловые краски или краски-грунты разных производителей, которые широко представлены в наших художественных магазинах:

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 8

Они хорошо ложатся на любые поверхности без грунта, наносятся кистью с синтетической шубкой. Сейчас для окрашивания такой сложной поверхности я воспользоволась бы именно ими.

4. Готовая люстра. Снимаем плафоны и откладываем для других целей, либо отдаем друзьям. Приобретаем и вкручиваем лампочки «свеча на ветру».
И ещё мне захотелось добавить подвески-хрусталики, которые нашла в интернете. Оказывается, из Гусь-Хрустального в наш город везут чудесную и недорогую красоту, и у них есть магазинчики. У меня 5 подвесок-сосулек, но между ними можно повесить цепочки из хрустальных бусин, кругляшей — на любую фантазию, что нравится!

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 9

Итог мне понравился. Люстре была дана новая жизнь, и новый её вид радует меня уже пять лет!

И маленький лайфхак напоследок. Повесив крючки на ножки люстры, сушу на них свои творческие работы — рамочки, шары. Раньше пользовалась косяком двери и спинкой стула, с которых они падали.

Дарим старой люстре новую жизнь, фото № 10

Чем не арт-объект?

Надеюсь, мой рассказ и небольшой опыт кому-то показался интересным и полезным. А в моем доме после люстры были окрашены карнизы, крючки и полочки в ванную комнату и многое другое. Это очень-очень увлекательное занятие! Желаю и вам, дорогие друзья, счастливого творчества и необыкновенных успехов в апгрейде интерьера!

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру

Итак, для начала нужна люстра, требующая обновления. Припомните, есть ли такая у вас или у ваших родственников и знакомых (поспрашивайте, возможно, вам её охотно отдадут). "Ивицу", также, можно купить за небольшие деньги в местах продажи комиссионных товаров. Если же найти её не удастся, то декорировать можно другую похожего дизайна или, например, бра, подсвечник т. п..

Работать будем с каркасом. От плафонов я, вообще, отказалась.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 1

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 2

Очищаем старую люстру и натираем все её выступающие поверхности свечой.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 3

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 4

Лишние частицы, можно, смести кистью.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 5

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 6

Покрываем весь каркас люстры белой акриловой краской в несколько слоёв (пока результат не удовлетворит). Нужно дать время на естественную просушку каждого слоя.

"Проходимся" наждачной бумагой по всем выпуклостям, самостоятельно регулируя степень потёртости.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 8

Очищаем люстру от пыли и лакируем акриловым лаком.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 9

Для того, чтобы подать свою люстру в красивом обрамлении, можно, также задекорировать розетку.

Приобретаем розетку подходящего к люстре дизайна. Можно взять самую недорогую из пенопласта.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 11

Вырезаем резцом сердцевину розетки для вывода проводов и крючка люстры.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 12

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 13

Грунтуем поверхность акриловой краской.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 14

Ищем цвет, приближенный к цвету металла люстры.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 15

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 16

После просушивания, можно, но не обязательно, покрыть розетку слоем акрилового лака.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 17

Начищаем выпуклости розетки свечой.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 18

Покрываем розетку несколькими слоями белой акриловой краски.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 19

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 20

Когда краска высохнет, ошкуриваем выпуклости, выявляя нижний слой тёмной краски.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 21

Розетку очищаем от пыли, лакируем.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 22

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 23

Розетка и люстра готовы к монтажу. Остаётся только лампочки вкрутить.

Люстра «Ивица» превращается в. шебби-люстру, фото № 24

Буду рада появлению в комментариях ваших фото с обновлениями светильников.

История появления люстры


Автор: Мебель Ангстрем Люстры уже так давно вошли в нашу жизнь, что мы даже не задумываемся, а когда же были созданы первые вариации этого осветительного прибора, как они выглядели и кто ими владел. Сегодня мы приоткроем занавесу тайны и расскажем о том, как и когда появилась первая люстра.

Возрождение

В исторических документах, описывающих жилища, сказано, что первые прототипы люстры в современном ее понимании появились еще в конце XVII века. Тогда они представляли собой чашу, а иногда и несколько чаш. Зачастую люстры имели овальную или круглую формы.

История появления люстры

Для крепления осветительного прибора использовали специальные консоли, но чаще всего потолочные банки. Особо отметим, что традиционных лампочек в те годы еще не было, поэтому владельцам люстр приходилось заливать в чаши жир, масло и даже нефть, устанавливать фитили и поджигать их для получения света.

Чуть позже в Греции были разработаны потолочные светильники в форме «паникадило». Для их создания мастера использовали бронзу, медь, реже серебро. Для красоты их частично покрывали художественной росписью и позолотой. Сегодня такие люстры можно увидеть в православных храмах. Встречаются похожие вариации и в обычных магазинах света.

История появления люстры

Спустя некоторое время люстры стали обзаводиться декоративными элементами в виде подвесок. Их изготавливали как из стекла, так и из натуральных камней, хрусталя. В эпоху Ренессанса у мастеров Западного мира появилась идея создания подвесок из муранского стекла.

Индустриализация

В XIX веке произошла небольшая революция в мире осветительных предметов обихода. Так люстры избавились от свечей. Заменой их стал керосин. Также было налажено массовое производство потолочных светильников, работающих на керосиновом топливе.

Современность

Только представьте, что с момента создания первой люстры прошло уже, минимум, четыре столетия. За это время люстры претерпели существенные изменения. Сегодня в специализированных магазинах можно приобрести классические вариации, светодиодные светильники и многое другое.

История появления люстры

Более того, расширились и возможности их использования. Если раньше их можно было увидеть лишь в богатых домах и православных церквях, то сегодня люди устанавливают люстры в гостиных, спальнях, на кухнях и даже в ванных комнатах.

Эволюция светильника: формы от Средневековья до наших дней

С точки зрения дизайна светильники прошли долгий путь от необходимого функционального элемента до арт-объекта. По всему миру сформировалось несколько легендарных форм, например, венецианские канделябры из выдувного стекла, лампы Tiffany в США и эффектные варианты в стиле 1980 годов. В этом материале мы постараемся рассмотреть самые важные моменты эволюции светильника и увидеть в каждом из них атмосферность определенного периода или региона.

Черный брутализм: кованые светильники в эпоху от Древней Персии до Средневековья (XI-XVI века)

Металлические кованые светильники были изобретены в Древней Персии (ныне Иран) и именно оттуда с торговыми караванами и каравеллами по Шелковому пути попали в Европу. Кованые светильники до сих пор является частью средиземноморского стиля — караванная дорога, получившая название Шелковый путь, связывала Восточную Азию именно со Средиземноморьем.

Комод Kartell Componibili, сделанный из биопластика

В принципе, любые европейские светильники из черного металла с очень громоздкими брутальными каркасами были вдохновлены арабскими традициями. Но только в Мавритании и на Ближнем Востоке до сих пор сохранилась традиция кованых светильников с ажурными элементами и стеклянными мозаичными вставками. Европе в то время, к сожалению или к счастью, эти технологии все еще казались слишком сложными.

Марокканский светильник из тонкого металла

Европейские люстры: от дерева до хрусталя и муранского стекла (XII-XIX века)

Люстра как форма появилась еще в XIII веке в Голландии, и изначально такой светильник изготавливался из натурального дерева на металлической опоре. А вот хрустальные люстры в сочетании с металлическим основанием появились во Франции только в конце XIII века. Лишь в 1880 году при развитии технологии шлифовки кварца (с использованием кислоты из фтора) люстры начали изготавливать в промышленных масштабах.

В Великобритании — полностью стеклянные люстры. Особенностью стекольной промышленности Великобритании в это время стало производство полностью стеклянных люстр (без деревянных или металлических деталей).

Полностью стеклянная английская люстра производства Chandelier F. & C. Osler

Полностью стеклянная английская люстра производства Chandelier F. & C. Osler (English Manufacturer, active 1807-1922). Место производства: West Midlands, Birmingham. Источник: Corning Museum of Glass.

Во Франции — грифоны, цветы и ангелы. Производить качественные хрустальные люстры во Франции начали в XIX веке, а кроме витиеватых орнаментов в дизайне люстр появились грифоны, ангелы, животные и множество других элементов.

Французская люстра 1890 года с декоративными элементами в виде стеклянных листьев

Португалия — органический дизайн. Португалия, в свою очередь, выбрала органический дизайн и стала украшать свои люстры растительными мотивами.

Люстра органических форм компании Serip Lighting

Основанная в 1961 году семейная компания Serip Lighting со штаб-квартирой в Лиссабоне использует бронзу и стекло ручной выдувки для создания своих люстр органических форм.

Российская Империя. Именно в Российской Империи были придуманы люстры, сплошь увешанные маленькими кристаллами и бусинами, полностью закрывающими металлический корпус, — из-за своей страсти к максимальной роскоши российская знать была на слуху у всей Европе.

Люстра в имперском стиле 1930 года

Италия. История Венеции столь же уникальна и захватывающа, как и дизайн местных муранских ламп. В 1291 году, чтобы избежать пожаров на стекольных производствах, которые могли бы уничтожить центр города, всех стекольщиков переселили на остров Мурано. А вместе с вынужденным переселением был принят закон и о том, что мастера не имеют права переезжать в другие страны и передавать или продавать технологии за рубеж. Венецианская лагуна стала центральной точкой в истории развития стекольного промысла в целом и стеклянных светильников в частности.

Лампа от дизайнера Irenaeus Kraus, изготовлена в 1910 году в стиле ар-нуво в Венеции

В начале XVIII века Джузеппе Бриати создал то, что мы называем канделябрами — классические люстры острова Мурано с декоративными элементами на центральной металлической оси. Витиеватость барокко и рококо, дворцовая роскошь и красочные цветовые гаммы составляли невообразимо красивые комбинации.

К сожалению, после вторжения войск Наполеона в 1797 году в стекольном производстве Италии начался затяжной кризис. Но благодаря стараниям таких стекольщиков как Пьетро Бигалья, Анджело Онгаро, Джованни Фуга, Винченцо Моррети, Андреа Риода, которые восстановили сотни технологий и способов, в 1840 годах вновь началась работа.

Оригинальная люстра La Murrina Jardin de Verre S18 blue (Италия)

Оригинальная люстра La Murrina Jardin de Verre S18 blue (Италия) из коллекции Jardin de Verre. Муранское стекло, металл. Стоимость — ок. 2,5 млн рублей.

В последние 30 лет производство муранских люстр вышло на совершенно новый уровень. Благодаря иностранным инвестициям и многоплановому маркетингу муранские люстры опять стали синонимом исключительной роскоши мирового масштаба.

Роскошь ар-нуво и лампы Tiffany

К 1900 году на рынке появилось большое количество конкурирующих компаний по производству светильников, а внутреннее электрическое освещение в каждой комнате стало вполне обычным явлением. Светильники в стиле ар-нуво завоевали особое место за счет разнообразия форм и доступности в Европе.

В это же время на другой стороне Атлантики взрывает рынок лампа Tiffany Lamp, созданная нью-йоркским дизайнером интерьеров Луи Тиффани. Она воплощает эстетику в стиле ар-нуво с витражами из свинцового стекла, на которых изображены пасторальные и цветочные мотивы.

Лампы Tiffany, изготовлены в период 1900-1910 гг.

Лампы Tiffany, изготовлены в период 1900-1910 гг. Средняя стоимость сейчас — 5–2,5 тыс. долларов. Фото @nckhui (Twitter).

Эпоха ар-деко: новая роскошь 1920-х

В XX веке дизайн интерьера сместился в сторону чистых линий и смелых форм, воплощенных в динамике модерна. Благодаря богатым цветам, смелым геометрическим объемам и использованию новых промышленных технологий, ар-деко стало первой вехой дизайна интерьера в эпоху потребителей.

Винтажный светильник в стиле ар-деко в интерьере нью-йоркского дизайнера интерьера Amanda Nisbet

Винтажный светильник в стиле ар-деко в интерьере нью-йоркского дизайнера интерьера Amanda Nisbet

Люстра, вдохновленная эпохой ар-деко и Эмпайр Стейт Билдинг. Источник luxxu.net

Люстра, вдохновленная эпохой ар-деко и Эмпайр Стейт Билдинг

Бронзовые светильники 1930 года от Charles J. Weinstein

Mid-century modern: сталь в 1960-ые

Для дизайна интерьера середина XX века была самой настоящей Золотой эпохой. Разработанный братьями Кастильони торшер Arco — прекрасный пример элегантного современного дизайна в стиле mid-century modern и особенного подхода, который пытался использовать минимальное количество материалов для создания форм с максимальным эффектом.

Светильник второй половины XX века от Hans-Agne Jakobsson

Оригинальный торшер Arco от FLOS

Лампа T372/12 Patricia Ceiling от Hans-Agne Jakobsson, 1960-ые

Революция чистых форм: геометрия в 1980-ые

Новые технологии производства и более простые стили демократизировали дизайн интерьера в 1980 годах. Символьные, тяжелые и орнаментальные светильники вышли из моды. Возрождение шло на волне минимализма и черпало вдохновение из скандинавской и восточной культур.

Светильник «Спутник» от Stilnovo, муранское стекло. Производство 1986 г., Италия

Светодиодная лихорадка

Светодиодная лихорадка в дизайне интерьера началась с появления стиля хай-тек во второй половине прошлого века, но сейчас, к 2020 году, светодиоды выходят на новый уровень использования. Встроенные светильники, интегрированные ленты, датчики движения… Без всего этого уже сложно представить современный интерьер, как центр города — без светодиодных экранов.

Дизайн интерьера от Lider Interiors (Бразилия)

Новая эклектика: 2014-.

Сочетая органические силуэты, современные методы и формы, иногда — роскошь ар-деко, а иногда — футуристический минимализм, новая эклектика поражает разнообразием. У этого стиля нет географии, он расширяет горизонты.

Люстра от John-Richard в стиле новой эклектики

Люстра от John-Richard в стиле новой эклектики с полудрагоценными агатами

Дизайн интерьера Hotel Barcelona Ciutadella Motel One в Барселоне. Студия WLAN

Дизайн интерьера Hotel Barcelona Ciutadella Motel One в Барселоне. Студия WLAN. Источник: booking.bom

Революция Tala LED: 2015-.

К 2000 году стали очевидны проблемы со старой лампой накаливания. Расточительная с точки зрения производства и выдаваемой энергии технология явно нуждалась в замене. Новая линия светодиодных ламп Tala имитирует выходную мощность ламп накаливания, но значительно более энергоэффективна. Создатели доказали, что экологичность и дизайн могут идти рука об руку.

Читайте также: