Гигиеническая характеристика источников света типов светильников систем освещения

Обновлено: 02.05.2024

Гигиеническая оценка искусственного освещения помещений

Электрические источники искусственного освещения делятся на дуговые (в прожекторах, юпитерах”), лампы накаливания, газоосветительные, люминесцентные.

Недостатком ламп накаливания есть смещения спектра в желто-красную сторону, искажение цветового ощущения, ослепляющее действие прямых лучей.

Люминесцентные лампы имеют спектр, приближенный к дневному свету, с модификациями, которые зависят от люминофора, который покрывает внутреннюю поверхность стеклянной трубки и трансформирует ультрафиолетовое свечение паров ртути в трубке в видимый свет. Различают лампы дневного света (ЛД), белого света (ЛБ), теплого белого света (ЛТБ) и др.

Одним из недостатков как прямого солнечного света, так и ярких источников искусственного освещения есть их способность вызвать ослепляющий эффект. От яркого солнечного света мы защищаемся шторами, жалюзями на окнах, тонированием стекла, использованием защитных очков.

Для защиты от ослепляющего действия искусственных источников освещения используется осветительная арматура (которая, кстати, выполняет также эстетические функции).

С точки зрения формирования светового потока различают 5 типов осветительной арматуры (рис. 5.1):

Допустимая величина ослепленности зрения на рабочем месте составляет:

  • при І, ІІ разряде зрительной работы – 20 кд\м 2 ;
  • при ІІІ,ІV,V разряде зрительной работы – 40 кд\м 2 ;
  • при VІ, VІІ разряде зрительной работы – 60 кд\м 2 .

Схема оценки искусственного освещения помещений.

Данные описательного характера:

  • название и назначения помещения;
  • система освещения (местное, общее, комбинированное);
  • количество светильников, их тип (лампы накаливания, люминесцентные и прочие);
  • их мощность, Вт;
  • вид осветительной арматуры и в связи с этим направление светового потока и характер света (прямой, равномерно-рассеянный, направленно-рассеянный, отраженный, рассеянно-отраженный) ;
  • высота подвеса светильников над полом и рабочей поверхностью;
  • площадь освещаемого помещения;
  • отражающая способность (яркость) поверхностей: потолка, стен, окон, пола, оборудования и мебели.

Определение освещенности расчетным методом “Ватт”:

  • а) измеряют площадь помещений, S, кв. м;
  • б) определяют суммарную мощность Вт, которую создают все светильники;
  • в) рассчитывают удельную мощность, Вт/кв. м;
  • г) в таблице 1 величин минимальной горизонтальной освещенности находят освещенность при удельной мощности 10 Вт/кв. м;
  • д) для ламп накаливания освещенность рассчитывается по формуле:


Таблица 1. Величины минимальной горизонтальной освещенности Етаб.при удельной мощности (Р) 10 Вт/кв. м.

Формулу можно применить для расчета освещенности, если лампы одинаковой мощности. Для ламп разной мощности расчет проводится отдельно для каждой мощности ламп, а результаты прибавляются. Найденную методом “Ватт” величину освещенности сравнивают с нормативными величинами (табл. 2).

Таблица 2. Нормы общего искусственного освещения (СНиП ІІ-69-78 и СНиП ІІ-4-79)

Для люминесцентных ламп удельной мощностью 10 Вт/кв. м минимальная горизонтальная освещенность составляет 100 лк. При других удельных мощностях расчет ведут согласно пропорции.

Предложенный метод расчета не является абсолютно точным, поскольку он не учитывает освещенность каждой точки, расположение светильников и другие факторы, которые влияют на освещенность, но широко применяется для оценки освещенности классов, больничных палат и тому подобное.

Таблица 3. Значение коэффициента е.

Мощность ламп, Вт Коэффициент при напряжении в сети, В
110, 120, 127 220
до 110 2,4 2,0
110 и больше 3,2 2,5

Определение освещенности на рабочем месте с помощью люксметра.

Если определения проводят днем, то сначала следует определить освещенность, созданную смешанным освещением (искусственным и естественным), потом при отключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными и будет величина освещенности, которая создана искусственным освещением.

Расчет яркости рабочей поверхности определяют по формуле:


Допустимая яркость светильников общего освещения для жилых и общественных помещений приведена в таблице 4.

Таблица 4. Допустимая яркость светильников общего освещения для жилых и общественных помещений.

Допустимое значение яркости, кд/кв. м
для ламп накаливания для люминесцентных ламп
Основные помещения жилых и общественных зданий. 15000 5000
Классы, учебные кабинеты, аудитории, читальные залы, библиотеки. 5000-8000 5000-8000
Кабинет врача. 15000 5000
Палаты больниц и специальные кабинеты детских учреждений и школ-интернатов. 5000 5000

Для создания достаточного и равномерного освещения и защиты зрения от ослепления важное значение имеет высота подвеса и размещение светильников общего света в горизонтальной и вертикальной плоскостях помещения. При общем и комбинированном освещении светильники общего освещения располагают равномерно в горизонтальной плоскости потолка (при необходимости создать достаточную освещенность во всех точках помещения), или сосредоточенно-локализовано (для создания в некоторых участках помещения более высокой освещенности).

Наилучшие условия освещения создаются при определении соотношения расстояния между светильниками в горизонтальной плоскости (L) к высоте их подвеса над местом, которое исследуется (Н). Эти соотношения установленные на основании определения кривых светораспределения разных типов светильников, их оптимальные значения представленные в таблице 6.

Таблица 5. Наименьшая высота подвеса светильников общего освещения над полом (м).

Таблица 6. Оптимальное соотношение расстояния между светильниками и высоты их над исследуемой поверхностью (L/Н)

9) Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика источников света. Гигиеническая оценка искусственного освещения.

Для искусственного освещения используются электрические и неэлектрические источники света.

К электрическим источникам света относятся: лампы накаливания(малая экономичность, выделение тепла, неполная адекватность спектра излучений, большая яркость нити, наличие блесткости и слепящего действия), люминесцентные лампы -представляют собой газоразрядные трубки, содержащие ртуть и покрытые изнутри специальными составами (дают сплошной спектр и вызывают ощущение дневного (белого) света.), лампы дневного света -ЛД, лампы белого света - Л Б (они более экономичны и обладают меньшим стробоскопическим эффектом), лампы тепло-белого света - ЛТБ, лампы холодно-белого света - Л БХ и лампы дневного света с исправленной цветностью – ЛДЦ.

Нормы искусственного освещения. Уровень освещенности от ламп накаливания в зависимости от назначения помещений колеблется в очень широких пределах - от 5 (дежурный свет) до 250 лк (операционные). Для работ, связанных с чтением и письмом (в классах, лабораториях), минимальная освещенность принимается равной 150 лк. Однако, учитывая большую продолжительность и напряженность зрительной работы и наметившуюся тенденцию роста числа людей с ослабленным зрением, освещенность увеличивается до 200-250 лк.

10) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при местном водоснабжении.

В сельских населенных пунктах и рабочих поселках, особенно при освоении новых земель, используют воду из местных источников водоснабжения. К источникам нецентрализованного водоснабжения относят подземные и поверхностные (реки, озера) источники водоснабжения, обеспечивающие питьевые и хозяйственные нужды жителей населенных мест при помощи водозаборных устройств без разводящей сети. Это шахтные и трубные колодцы, каптажи родников и др.

Водозаборные сооружения (шахтные колодцы, родники) чаще всего используют грунтовые воды на первом водоупорном слое. Как правило, они залегают на небольшой глубине и практически не защищены от возможного загрязнения, что делает их ненадежными с точки зрения эпидемиологической опасности и химической безвредности. Качество воды таких источников по органолептическим и микробиологическим показателям, а также по химическому составу подвержено существенным колебаниям.

Вода местных источников водоснабжения по составу и свойствам должна соответствовать следующим нормативам:

запах — не более 2—3 баллов;

привкус — не более 2—3 баллов;

цветность — не более 30°;

прозрачность — не менее 30 см по шрифту;

мутность — не более 2 мг/л;

нитраты (N03) — не более 45 мг/л;

коли-индекс — не более 10.

Содержание химических веществ не должно превышать ПДК в питьевой воде.

Особое внимание в воде источника нецентрализованного водоснабжения следует обращать на азотсодержащие вещества.

Аммиак образуется в начальной стадии разложения попавших в воду веществ органического происхождения. Его наличие даже в виде следов вызывает подозрение, что в воду попали свежие физиологические выделения человека и животных. С этой точки зрения аммиак является косвенным показателем, указывающим на возможное заражение воды микробами. Вместе с тем его находят в болотистых, торфяных, а также в железистых грунтовых водах. Естественно, что в этом случае аммиак не имеет санитарно-показательного значения.

Нитриты (соли азотистой кислоты) могут быть также различного происхождения. Дождевые воды почти всегда содержат азотистую кислоту в количестве 3,0 мг/л. Нитриты могут образовываться в результате восстановления нитратов денитрифицирующими бактериями, а также при нитрификации аммиака. В последнем случае они приобретают большее санитарно-показательное значение и их наличие указывает на то, что аммиак, образовавшийся в воде в результате разложения органических веществ, начал подвергаться минерализации. Таким образом, наличие нитритов в воде свидетельствует о недавнем загрязнении ее органическими веществами животного происхождения.

Нитраты (соли азотной кислоты) обнаруживаются в незагрязненных водах болотистого происхождения, но могут оказаться в воде как продукт минерализации аммиака и нитритов, образовавшихся в результате гниения органических отбросов. Наличие только нитратов при отсутствии нитритов и аммиака указывает на давнее, возможно случайное, однократное загрязнение воды фекалиями человека и животных. Если одновременно с нитратами в воде присутствуют аммиак и нитриты, это является серьезным признаком постоянного и длительного загрязнения воды. В связи с тем что в настоящее время установлена роль нитратов воды в возникновении метгемоглобинемии, особенно у детей, этому показателю придается большое значение.

Хлориды являются важным санитарным показателем загрязнения воды. Они всегда содержатся в моче и кухонных отбросах, а следовательно, если их находят в воде, возникает подозрение о загрязнении ее хозяйственно-бытовыми сточными водами. Хлориды воды могут быть естественного, природного происхождения, что зависит от характера почвы, с которой соприкасается вода.

Окисляемость — косвенный показатель, характеризующий количество находящихся в воде легкоокисляющихся органических веществ. Так как непосредственное определение в воде органических веществ является методически сложным, о них судят косвенно, по количеству кислорода, затраченного на их окисление в 1 л воды. Следовательно, этот показатель дает общее, условное представление о количестве органических загрязнений.

При оценке качества воды открытых водоемов большое значение приобретают и другие методы и приемы. Так, например, проводится определение биохимической потребности кислорода (БПК).

Наряду с перечисленными показателями большую роль играет санитарно-топографическое обследование территории водосбора, который питает водоисточник, а также факторов, которые могут ухудшить качество воды. С него фактически начинается санитарно-гигиеническое исследование любого водоисточника. Изучаются рельеф местности, состав почвы, наличие лесных массивов, размещение населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственное использование территории. Особое значение имеет изучение степени заселения территории, так как чем выше плотность населения, тем больше образуется отбросов органического происхождения и тем реальнее возможность попадания их в водоем и возникновения водных эпидемий. Необходимо получить сведения об использовании водоема в народно-хозяйственных целях, обратив особое внимание на водный транспорт и рыбное хозяйство, использование водоемов в спортивных целях, на уровень заболеваемости населения данного района. Большое значение имеют гидрометрические измерения (глубина, скорость течения, расход воды и т. д.).

Методичка по гигиене.2 тема.Освещение

Профессор кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, д.м.н. Галлямов А.Б.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Габидуллина С.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Растатурина Л.Н.

Старший преподаватель кафедры общей гигиены с курсом радиационной гигиены КГМУ, к.м.н. Идиятуллина Ф.К.

Профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, д.м.н. Яруллин А.Х.

Доцент кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии КГМУ, к.м.н. Тафеева Е.А.

Гигиеническая оценка искусственного и естественного освещения помещений лечебно-профилактических, детских и подростковых учреждений / А.Б. Галлямов, С.Н. Габидуллина, Л.Н.Растатурина, Ф.К.Идиятуллина. – Казань: КГМУ, 2008. – 22 с.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам для изучения гигиенических требований к естественному и искусственному освещению помещений ЛПУ, детских и подростковых учреждений.

© Казанский государственный медицинский университет, 2008

Естественное и искусственное освещение оказывает благотворное влияние на состояние здоровья и психику людей. Недостаток света отрицательно сказывается на разнообразных физиологических и биохимических процессах в организме. Нерациональное освещение ведет к утомлению глаз, центральной нервной системы, понижает умственную и физическую работоспособность, способствует развитию ряда заболеваний, в частности, близорукости у детей, повышает травматизм. Поэтому все помещения, предназначенные для длительного пребывания людей должны освещаться прямым солнечным светом и иметь оптимальное искусственное освещение.

Цель занятия: научится исследовать условия естественного и искусственного освещения помещений различного назначения и давать им гигиеническую оценку.

Студент должен знать: критерии гигиенической оценки естественного и искусственного освещения, факторы, влияющие на уровень естественного и искусственного освещения, гигиенические параметры различных видов освещения.

Студент должен уметь: измерять световой коэффициент, пользоваться люксметром и вычислять коэффициент естественной освещенности, рассчитывать необходимое количество светильников для создания заданной искусственной освещенности, делать расчет искусственной освещенности по количеству светильников, давать гигиеническую оценку естественной и искусственной освещенности и рекомендации по их улучшению, пользоваться нормативной документацией.

1. Гигиеническое значение освещения.

2. Единица освещенности.

3. Показатели, характеризующие естественное освещение.

4. Прибор для измерения освещенности.

5. Понятие о местном и общем освещении.

6. Лампы, применяемые для искусственного освещения.

7. Преимущества и недостатки люминесцентных ламп.

8. Виды светильников.

9. Нормы общего искусственного освещения.

Алгоритм работы студента:

1. Самоконтроль усвоения материала и готовности к выполнению инструментальных замеров и расчетов;

2. Измерить площадь застекленной части окна, площадь пола и рассчитать световой коэффициент в учебной комнате;

3. Изучить устройство и работу люксметра;

4. Измерить естественную освещенность внутри помещения, под открытым небом и рассчитать КЕО;

5. Рассчитать искусственную освещенность в учебной комнате по удельной мощности (метод Ватт);

6. Оформить в рабочей тетради в виде протокола полученные данные, дать рекомендации по улучшению естественной и искусственной освещенности в учебной комнате.

7. Ответить на вопросы итогового контроля.

Г ИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСКУССТВЕННОМУ И ЕСТЕСТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ В ПОМЕЩЕНИЯХ ЛПУ, ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ

Свет, как естественный, так и искусственный является обязательным условием жизни человека, необходим для сохранения здоровья и высокой производительности труда, основанным на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств.

Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром. Свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом. Свет оказывает влияние на формирование суточного ритма, физиологических функций организма человека. Однако свет может оказаться и вредным фактором, если его параметры не отвечают гигиеническим нормативам. Нормальное освещение действует тонизирующее, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммуннобиологические процессы. Основная информация об окружающем нас мире – 90% - поступает через зрительный анализатор.

Для оценки условий освещения принята Международная система световых величин и единиц.

Сила света – пространственная плотность светового потока. Единица силы света – кандела (кд).

Световой поток - мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению, которое оно производит. За единицу светового потока принят люмен (лм) - световой поток, излучаемый абсолютно черным телом площадью 0,5305 мм 2 при температуре затвердевания платины.

Освещенность - плотность светового потока на освещаемой поверхности. За единицу освещенности принят люкс (лк) - освещенность поверхности в 1 м 2 , на которую падает и равномерно распространяется световой поток, равный 1 лм.

Яркость – характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную к этому направлению. Яркость измеряется в нитах

К основным зрительным функциям относятся:

1. острота зрения

2. контрастная чувствительность

3. быстрота различения деталей

4. устойчивость ясного видения

5. цветовая чувствительность

Острота зрения – максимальная способность различать отдельные объекты. Нормальный глаз различает две точки, видимые под углом 1 0 . При недостаточном освещении в первую очередь страдает острота зрения.

Контрастная чувствительность – способность глаза различать минимальные уровни яркости объекта и фона. Установлена зависимость контрастной чувствительности от условий освещения и яркости. Максимальная контрастная чувствительность обеспечивается яркостью фона в пределах 100-2200 нит. За пределами этих величин контрастная чувствительность понижается. Наличие в поле зрения очень больших яркостей не только вызывает временное ослепление, но и может приводить к повреждению светочувствительных элементов сетчатки.

Скорость зрительного восприятия или быстрота различения деталей – минимальный промежуток времени, необходимый для различения объекта работы, очень важна для успешного проведения работы, связанной с необходимостью различения мелких предметов и отдельных деталей в наикратчайший период времени. Эта функция также находится в прямой зависимости от уровня освещенности.

Устойчивость ясного видения – способность длительное время различать контуры мелких деталей или рассматриваемый объект. Состояние этой функции определяется как отношение времени ясного видения к общему времени рассматривания детали. Наблюдается заметное повышение устойчивости ясного видения при увеличении уровня освещенности и ее снижение в процессе работы в результате развития зрительного утомления. При одинаковых условиях освещенности устойчивость ясного видения при менее напряженной работе будет выше, чем при более напряженной.

Цветоощущение – значение этой функции возрастает при выполнении производственных операций, связанных с необходимостью цветоразличения. Наиболее благоприятные условия цветоощущения создаются при естественном освещении, а также при искусственном освещении люминесцентными лампами с исправленной цветностью.

Зрительная адаптация – приспособление к изменяющимся условиям освещения. Благодаря процессу адаптации зрительный анализатор обладает способностью работать в широком диапазоне освещенности. Частые изменения уровней яркостей приводят к снижению зрительных функций, развитию утомления вследствие переадаптации глаза. Зрительное утомление, связанное с напряженной работой и частой переадаптацией, приводит к снижению зрительной и общей работоспособности.

При недостаточной освещенности рабочих мест могут развиться следующие процессы:

1. Утомление нервной системы, снижение умственной и физической работоспособности, при нарастании этих процессов происходит снижение производительности труда работающего.

2. Зрительное утомление и изменения зрительного анализатора (при недостаточной освещенности светочувствительные клетки зрительного анализатора постепенно отмирают).

3. Близорукость – приспособительная реакция в неудовлетворительных условиях освещенности.

4. Конвергентная миопия – удлинение глазного яблока за счет сокращений определенных мышц глаза. При длительной работе в условиях недостаточной освещенности временная конвергентная миопия переходит в постоянную.

С учетом основных зрительных функций разработаны принципы гигиени-

ческого нормирования освещенности:

- наименьший размер деталей различения;

- контраст фона с объектом различения;

- скорость различения деталей;

Для предупреждения негативного влияния низкого уровня освещенности необходимо организовать рациональное освещение рабочего места.

Гигиенические требования к рациональному освещению:

3. близость к спектральному составу солнечного света;

4. отсутствие ослепляющего действия;

5. отсутствие блескости.

Е СТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира.

Освещение помещений делится на 3 вида: естественное, искусственное и совмещенное (одновременное использование естественного и искусственного освещения).

Естественное освещение обеспечивается солнечными лучами и рассеянным светом небосвода. Оно биологически наиболее ценно, к нему максимально приспособлен глаз человека.

На величину естественного освещения оказывает влияние инсоляционный

режим, который зависит от ориентации помещения по сторонам света. Под инсоляцией понимают освещение здания солнечными лучами и попадание прямых солнечных лучей через светопроемы в помещение. Инсоляционный режим оценивается продолжительностью инсоляции в течение суток, процентом инсолируемой площади помещения и количеством радиационного тепла, поступающего через проемы в помещение. различают три типа инсоляционного режима (табл. 1).

Типы инсоляционного режима помещений

При западной ориентации наблюдается смешанный инсоляционный режим. По продолжительности он соответствует умеренному, а по нагреванию воздуха помещений – максимальному инсоляционному режиму.

Интенсивность естественного освещения в помещениях зависит от вре-

мени суток и года, светового климата, ориентации зданий по сторонам света, степени затенения света противостоящими соседними зданиями, деревьями и т.п., облачности, загрязнения атмосферного воздуха пылью и газами, которые поглощают солнечные лучи, а также от количества и устройства окон.

Верхний край окна должен подходить к потолку на 15-30 см, так как это способствует более глубокому проникновению света в помещение, площадь оконных переплетов - не более 25% общей поверхности окна. В настоящее время распространено так называемое ленточное остекление, занимающее большую часть стены, которое допускается при строгом учете светового и теплового климата, чтобы не было перегрева или охлаждения помещения в теплое и холодное время года. Стекла должны быть ровные, прозрачные и содержаться в чистоте. Волнистые и загрязненные окна задерживают до 50% света, а промерзшие - до 80%. Тюль поглощает до 40% света, плотные белые ткани - до 50-60%, тяжелые портьеры - до 80%.

Для оценки естественного освещения в помещениях используют следующие показатели:

1. световой коэффициент (СК);

2. коэффициент заглубления;

3. угол падения световых лучей;

4. угол отверстия;

5. коэффициент естественной освещенности (КЕО).

Недостатком светового коэффициента является то, что он не учитывает вероятность затенения окон противостоящими зданиями, деревьями, форму окон, чистоту стекол, удаленность рабочих мест от окон.

Пример определения светового коэффициента .

Задача. Больничная палата имеет площадь18 м. В палате 2 окна высотой 2 м и шириной 1 м каждое. Переплеты занимают 25% площади окон. Вычислите световой коэффициент для этого помещения и дайте гигиеническую оценку.

Решение. Сначала рассчитываем площадь окон: S = 2 x 2 м х 1м = 4 м²

На площадь оконных переплетов приходится 25%, что составляет – 1 м 2 . Следовательно, застекленная поверхность окон равна 4 м²– 1 м² = 3 м².

Заключение: Световой коэффициент соответствует гигиеническим нор-

Коэффициент заглубления – это отношение расстояния от пола до верхнего края окна к расстоянию до противоположной стены (глубина комнаты). Этот показатель должен быть не менее 1/1,5 – 1/2.

Угол падения характеризует угол, под которым падают из окна световые лучи на данную горизонтальную поверхность в помещении. Угол падения на рабочем месте должен быть не менее 27°. По мере удаления рабочего места от окна угол падения будет уменьшаться и, следовательно, освещенность станет хуже. Угол падения зависит также от высоты окна. Чем выше окно, тем угол падения больше.

Для определения угла падения нужно провести две линии (рис.1).

Рис.1. Углы освещения

Линия ВС проводится горизонтально из центральной точки поверхности рабочего стола к оконной раме, линия АВ - от рабочего стола (из той же точки) к верхнему наружному краю окна. Угол AВС и есть угол падения. Для его определения можно воспользоваться таблицей натуральных значений тригонометрических функций (табл.1).

Поскольку треугольник AВС является прямоугольным, то катет АС есть расстояние по вертикали между поверхностью рабочего места и верхним краем окна. При высоте поверхности рабочего места над полом, равной высоте подоконника, этот катет соответствует высоте окна. Катет ВС - расстояние от центральной точки поверхности рабочего места до окна.

Пример определения угла падения . Высота окна в учебной комнате (АС) - 1,6 м, расстояние от рабочего места до окна (BC) – 2,5 м. Определите угол падения световых лучей, дайте гигиеническую оценку.

Решение. Тангенс угла АВС равен отношению противолежащего катета 1,6 м (по условию задачи) к прилежащему 2,5 м.

tg ABC = 1.6 2.5 = 0.64

Зная тангенс угла по таблице тангенсов определяем сам угол (табл. 2). В нашем примере угол падения АВС равен 33°.

Заключение: Угол падения световых лучей отвечает гигиеническим требованиям.

В случае отсутствия таблицы натуральных значений тангенсов можно угол падения вычислить другим путем. Для этого на бумаге нужно начертить прямоугольный треугольник, катеты которого должны иметь размеры, соответствующие натуральным, в уменьшенном масштабе. Угол между гипотенузой и горизонтальным катетом и есть угол падения, который можно измерить транспортиром.

Таблица натуральных значений тангенсов

Угол отверстия характеризует величину участка небосвода, свет от которого падает на рабочее место и непосредственно освещает рабочую поверхность. Угол отверстия не должен быть менее 5°. Чем больше участок неба, видимый из окна, тем больше угол отверстия, тем лучше освещение.

Угол отверстия образуется двумя линиями (рис.1). Линия АВ соединяет рабочее место с верхним (наружным) краем окна. Линия BE идет от рабочего места к высшей точке противостоящего затеняющего объекта (здания, дерева). Угол ABE и является углом отверстия.

Для его определения один человек садится за рабочий стол и мысленно проводит прямую линию от поверхности стола к самой высокой точке противоположного здания. Другой человек по указанию первого отмечает на стекле окна точку, через которую эта линия проходит, и фиксирует эту точку (на рис.1 это точка D).

Затем измеряют расстояние по вертикали DC между этой точкой и поверхностью рабочего места, и расстояние по горизонтали СВ от окна до рабочего места. Отношение DC к СВ есть тангенс угла DBC .

По таблице натуральных значений тангенсов находят угол DBC.АВD = АВC - DВС

Пример определения угла отверстия . Допустим, что воображаемая ли-

ния BE, идущая от поверхности рабочего стола к высшей точке противоположного здания, пересекает окно в точке D на высоте 1,2 м от поверхности рабочего места. Рабочий стол находится от окна на расстоянии 2,5 м.

tg DBC = DC CB = 1.2 2.5 = 0.48

Угол DВС равен 26 0 (табл. 2). Угол падения AВС из указанного выше примера равен 33°. Отсюда угол отверстия

ABD = ABC − DBC = 33 °− 26 °= 7 °

Заключение: Угол отверстия световых лучей отвечает гигиеническим требованиям.

Основным нормативным показателем степени достаточности естественного освещения служит коэффициент естественной освещенности (КЕО) - отноше-

ние горизонтальной естественной освещенности в наиболее удаленной от окон точке помещения к единовременной освещенности под открытым небосводом на том же горизонтальном уровне в условиях рассеянного света, выраженное в процентах.

и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" – М., 2003).

В жилых помещениях при боковом освещении считается достаточным, когда на расстоянии 1 м от стены, противоположной окнам, КЕО равняется не менее 0,5% наружной освещенности, а в классах, читальнях—не менее 1,2% и др.

Измерение освещенности на рабочем месте и под открытым небом производят люксметром, принцип действия которого основан на преобразовании светового потока в электрический ток.

Люксметр состоит из измерителя – гальванометра, фотоэлемента и четырех насадок. Прибор имеет две градуированные в люксах шкалы: одна состоит из 30, вторая - из 100 делений. Если стрелка гальванометра выходит за пределы шкалы, для расширения диапазона измерения применяют специальные насадки – светопоглощающие фильтры. Насадка из белой пластмассы, обозначенная на внутренней стороне буквой К, применяется только совместно с одной из трех других насадок М, Р, Т, которые увеличивают диапазон измерений в 10, 100, 1000 раз.

При измерениях фотоэлемент люксметра устанавливают горизонтально на обследуемой поверхности. При помощи переключателя, расположенного на передней панели люксметра, устанавливают шкалу измерения на 30 или 100 и снимают показания. При высокой освещенности используют светопоглощающие фильтры и показания гальванометра умножают на соответствующий коэффициент.

По окончании работы фотоэлемент следует отключить от гальванометра и закрыть его с целью предупреждения загрязнения и действия света.

Пример определения КЕО.

При определении КЕО на рабочем месте в помещении выключаем источники искусственного света и с помощью двух люксметров одной марки проводим одновременно измерение естественной освещенности на рабочей поверхности и

под открытым небом. При определении уровня естественной освещенности на рабочей поверхности в помещении насадки на фотоэлемент люксметры не устанавливаются, т.к. естественная освещенность на крайнем от окна рабочем месте, как правило, меньше 100 лк.

Допустим, естественная освещенность в самой удаленной точке помещения на рабочей поверхности составила 30 лк, под открытым небом - 2000 лк.

30лк х 100% КЕО=-------------------- = 1,5% 2000 лк

Заключение: Коэффициент естественной освещенности на рабочем месте в помещении составляет 1,5%, что отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

И СКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Искусственное освещение. Различают общую, местную и комбинированную системы освещения. Для освещения всего помещения применяют общее освещение, для чего лампы укрепляют на расстоянии 2,6-2,8 м от пола. В жилых помещениях со сниженной высотой комнат высота подвеса светильников близка к высоте помещения. Местное освещение предназначено для локального освещения рабочей поверхности. При комбинированном освещении одновременно используется общее и местное освещение. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% нормируемой для комбинированного освещения.

Источниками искусственного освещения чаще всего являются лампы накаливания и люминесцентные лампы. Лампы накаливания наполнены инертным газом, в которых световая энергия образуется за счет накала вольфрамовой нити при прохождении через нее электрического тока. В последние годы получили все большее распространение люминесцентные лампы - матовые стеклянные трубки, в концы трубок впаяны электроды, а внутренняя поверхность их покрыта люминофорами - веществами, способными светиться.

Люминесцентные лампы имеют определенные преимущества перед лампами накаливания:

- высокая экономичность (светоотдача в 2-3 раза больше, чем у ламп накаливания)

- близость спектра излучения к солнечному

- длительный срок службы

- не нагревают воздух

Недостатками люминесцентных ламп считаются: - возможность искажения цветопередачи

- шум на рабочем месте

Искусственная освещенность обеспечивается различными светильниками. Светильниками называются источники света, заключенные в осветительную арматуру. В зависимости от перераспределения светового потока различают светильники прямого, рассеянного и отраженного света.

Светильники прямого света почти весь световой поток направляют вниз. Они дают резкие тени и не обеспечивают равномерного распределения света в помещении. Светильники прямого света оказывают слепящее действие, вызывают утомление глаз, неблагоприятно влияют на нервную систему, в результате чего понижается работоспособность.

Светильники отраженного света направляют большую часть светового потока к потолку благодаря непроницаемому абажуру, расположенному под лампой; оттуда уже свет отражается вниз. Это наиболее пригодный в гигиеническом отношении тип светильника, дающий равномерное, мягкое, приятное для зрения освещение. Однако экономически эти светильники невыгодны, так как для получения должной световой отдачи требуется значительное увеличение расходуемой электроэнергии. В залах общественных зданий нередко практикуется подача света на потолок от источников, скрытых в нишах под потолком.

Наибольшее распространение получили светильники рассеянного света, удовлетворяющие гигиеническим и экономическим требованиям. Они обеспечивают защиту глаз от яркого света и достаточно равномерное направление его во все стороны. К этому типу светильников относятся лампы, заключенные в шар из матового стекла, и другие, более совершенные конструкции.

Для местного освещения используют настольные лампы, которые должны иметь абажуры для защиты глаз от прямого света, что лучше всего достигается при использовании ламп с изменяемым наклоном. Внутренняя поверхность абажуров из стекла и пластмассы должна быть белой. При недостаточном естественном освещении, например, к вечеру, можно подключать местное освещение; мнение, что это совмещение вредно для глаз, необоснованно.

Г ИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. Вычисление искусственной освещенности на горизонтальной поверхности через удельную мощность (Вт/ м²).

Для определения искусственной освещенности через удельную мощность пользуются формулой: Е = Е т х R , где

Е – горизонтальная искусственная освещенность при данной мощности ламп на каждый м² помещения в лк.

Е т – горизонтальная искусственная освещенность, соответствующая удельной мощности в один Ватт на 1 м² помещения в лк (находится по таблицам).

R – фактическая удельная мощность ламп для данного помещения Вт/ м² (находится – суммарная мощность всех ламп в данном помещении в Вт деленная на площадь пола в м²).

Пример: Учебная комната площадью 40 м² освещается 10 светильниками общего освещения, дающими рассеянный свет. Источниками света (искусственного) являются лампы накаливания, мощностью 200 Вт каждая, включенные в сеть с напряжением 127 В. Какова минимальная горизонтальная освещенность (Е)?

Решение: Удельная мощность ламп в данном примере равна: R = (200 вт х 10 ламп) ÷ 40 м 2 = 50 вт/м 2

Е т по табл.2 равна 3,68 лк. Следовательно, расчетная освещенность равна

Е = 3,68 лк х 50 вт/м 2 = 184 лк

Заключение: искусственная освещенность в учебной комнате отвечает гигиеническим требованиям.

Виды ламп, их характеристика и гигиеническое значение

1. Разрядные лампы представляют собой стеклянную трубку, внутренняя поверхность которой покрыта веществами, способными светиться (люминофоры). Внутри трубки находятся пары ртути аргон, по концам трубки впаяны электроды. После включения лампы в сеть между электродами образуется дуга ртутного спектра с выделением УФ-лучей. Под влиянием УФ-лучей люминофоры дают вторичное свечение в видимой части спектра. Люминесцентные лампы более экономичны, имеют высокую светоотдачу, спектр их приближен к естественному свету. Недостатками этих ламп являются: стробоскопический эффект, «сумеречный эффект» при освещенности ниже 75 лк; имеют сложную систему включения (через дроссель). Разрядные лампы делятся на: люминесцентные низкого давления различных типов, различающихся цветностью светового излучения; ртутные высокого давления с исправленной цветопередачей (ЛДЦ), ксеноновые.

2. Лампы накаливания. В лампах накаливания тепловая энергия превращается в световую. Нагреваемое тело (нить накаливания) при прохождении электрического тока нагревается до высоких температур и испускает лучи видимого и инфракрасного спектра. В этих лампах только 7-12% расходуемой энергии превращается в световую. Они значительно уступают разрядным лампам по светоотдаче и цветопередаче, однако являются более надежным источником света в связи с простой схемой включения, а условия внешней среды, включая температуру воздуха, не влияют на их работу. Выпускаются лампы накаливания мощностью от 15 до 1500 ватт.

Гигиеническое значение ламп. Для общего освещения помещений следует использовать разрядные лампы и/ или лампы накаливания.

В помещениях, предназначенных для зрительной работы с общим освещением рекомендуется люминесцентное освещение с особо низким уровнем шума (допускается лампами накаливания). Для местного освещения, кроме разрядных ламп, допускается использование ламп накаливания, преимущественно галогенных.

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Ксеноновые лампы не допускается устанавливать внутри помещения, они используются в основном для наружного освещения или для освещения высоких производственных помещений.

Классификация светильников, их характеристика. Гигиенические требования к установке светильников.Светильники предназначены для перераспределения светового потока, излучаемого источником света и защиты источника света от неблагоприятных внешних воздействий. В соответствии с нормативными документами светильники классифицируются:

1. Светильники прямого света (более 80% светового потока направляется в нижнюю полусферу);

2. Светильники преимущественного прямого света (60-80% светового тока направляется в нижнюю полусферу);

3. Светильники рассеянного света (40-60% светового потока направляется в нижнюю полусферу);

4. Светильники преимущественно рассеянного света (60-80% светового потока направляется в верхнюю полусферу).

Гигиенические требования к установке светильников. В зависимости от степени защиты светильная арматура светильников бывает: сплошная (закрытая), открытая, перекрытая, пыленепроницаемая, влагонепроницаемая и др. и выбирается в зависимости от вида и назначения применяемого освещения. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями. Для освещения помещений жилых и общественных зданий, как правило, используются светильники рассеянного, преимущественного рассеянного, отраженного света. Для освещения палат (кроме детских и психиатрических) отделений следует применять настенные комбинированные светильники (общего и местного освещения), устанавливаемые у каждой койки на высоте 1,7 м от уровня пола. В каждой палате должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери на высоте 0,3 м от пола. В детских и психиатрических отделениях светильники ночного освещения палат устанавливаются над дверными проемами на высоте 2,2 м от уровня пола. Во врачебных смотровых кабинетах необходимо устанавливать настенные или переносные светильники для осмотра больного.

Читайте также: