Энергетический контракт на замену светильников

Обновлено: 07.05.2024

Энергетический контракт на замену светильников

Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов

1. В целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 3 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

3. Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

4. При заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика в связи с исполнением энергосервисного контракта.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 6 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

6. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:

1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в ч. 7 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

7. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заявка на участие в конкурсе или заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложения, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 6 настоящей статьи, в зависимости от условий, предусмотренных конкурсной документацией или извещением о проведении запроса котировок.

8. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, победителем запроса котировок признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в ч. 9 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

9. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 10 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

10. При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:

1) цена энергосервисного контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, процент экономии;

2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого аукциона проценту этой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в ч. 11 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

11. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 10 настоящей статьи, победителем электронного аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в ч. 12 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

12. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 10 настоящей статьи, при заключении энергосервисного контракта победитель электронного аукциона или участник данного аукциона, с которым заключается энергосервисный контракт при уклонении от заключения контракта этого победителя, определяет размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и процент такой экономии с учетом предусмотренных документацией об электронном аукционе минимального процента такой экономии и максимального процента такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя или этого участника.

13. Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:

1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в ч. 14 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

14. При заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.

15. При заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 16 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию .

16. Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции )

17. Обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.

18. Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.

19. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).

Постановление № 1289 и энергосервисные контракты на замену освещения на примере Тамбовской области

Продолжаем публиковать мнения экспертов по реализации в муниципалитетах постановления №1289, в том числе в части обязательного заключения энергосервисных контрактов при отсутствии бюджетного финансирования.

Владислав ЛЯМИН,
Директор ООО «Тамбовагрохимуслуги»
(поставка и монтаж светодиодного оборудования,
опыт работы в отрасли более 10 лет,
лауреат Евразийской светотехнической
премии «Золотой Фотон» 2019

Постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» накладывает на организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, а также организации с участием государства, новые обязательства по повышению энергетической эффективности.

Этим постановлением Правительство РФ установило новые требования к вышеуказанным учреждениям не только по снижению потребления энергетических ресурсов и воды, но и по заключению энергосервисных контрактов. Бюджетные организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного контракта, в случае, если мероприятия утвержденной программы не обеспечены бюджетным финансированием. Это говорит о том, что при нынешней экономической политике у муниципалитетов нет денег на реализацию программ энергосбережения.

Модернизация ради экономии или качества инфраструктуры

И первый вопрос, а что должно стать результатом реализации энергосервисного контракта. Является ли снижение потребления энергии единственной и высшей целью? Или мы хотим на муниципальных объектах получать услуги, качество которых соответствует нормативам, с минимальными затратами на энергию?

Пример. Энергосервисный контракт, село Пичаево, районный центр Тамбовской области. Замена 264 светильников и дополнительная установка 25 светильников. На первый взгляд, всё хорошо, и можно будет отчитаться. Однако при ознакомлении с Техническим заданием выяснилась интересная деталь. В ТЗ указаны 33 улицы и количество светильников на них. При помощи Яндекс-карт удалось измерить протяжённость этих улиц. Эти данные позволили оценить ориентировочный шаг опор. Ниже приведены некоторые результаты для иллюстрации.

Кол-во
светильников,
шт

Расчётный
шаг
опор, м

Последние две улицы в таблице – самые «светлые». Любому светотехнику из этой таблицы становится понятно, что осветить эти объекты в соответствии с требованиями СП 52.13330 без кратного увеличения количества опор невозможно. Существует рекомендация, согласно которой пролёт между соседними опорами при одностороннем размещении светильников не должен превышать пятикратной высоты установки светильников. Данная рекомендация полностью подтверждается светотехническими расчётами. Таким образом, на улице, где высота опор освещения не превышает 8 м, пролёт не должен превышать 40 м. Как видно из таблицы, добиться качественного освещения путём исключительно замены светильников ни на одной улице из перечня не представляется возможным.



Аналогичная картина во многих городах, ПГТ и сёлах, в каких-то в большей степени, в каких-то в меньшей. В Тамбове, областном центре, есть много улиц, на которых нужно проводить значительные объёмы строительно-монтажных работ по прокладке кабеля, установке опор и монтажу светильников. Получить более-менее нормальное освещение без этого не получится. Если пройтись по муниципальным зданиям, то картина не лучше: старая проводка, древние светильники на люминесцентных лампах с электромагнитными пускорегулирующими аппаратами (ЭмПРА), обладающие низким КПД и коэффициентом мощности. Как следствие – низкая освещённость и высокий уровень пульсации светового потока.

Прежде чем устанавливать целевые уровни снижения потребления ресурсов для бюджетных учреждений, нужно определить, а сколько этих ресурсов необходимо и достаточно сегодня, при условии соблюдения норм СНиП, САНПиН, СП и других нормативных документов. В связи с этим необходима разработка новых или корректировка ранее утвержденных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности со стороны бюджетных организаций.

Организация муниципальных закупок

Существует ещё один тяжкий для психики здорового человека момент. Ежедневно отслеживаю госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики – от школ и судов до организаций Горсвета и научных организаций, где есть инженеры. Волосы дыбом встают, когда читаешь технические задания. Там есть ограничения по мощности «не менее … Вт», по цветовой температуре для внутреннего освещения «не менее 6500 К». Что такое пульсации светового потока и уж, тем более, какие по ним есть нормируемые значения – авторы ТЗ явно плохо себе представляют. Гарантийные обязательства прописывают 24 месяца. Требуют температуру корпуса. Прописывают светоотдачу светового модуля и так далее и тому подобное. Все это вопиющая неграмотность с точки зрения светотехники.

Звучало также предложение передать областным (городским) центрам энергосбережения составление планов по энергосбережению. Эти центры есть везде. Однако, судя по размещённым закупкам, они не помогают ни методически, ни в составлении планов энергосбережения, ни хотя бы в составлении технических заданий.

В комиссиях Заказчиков, в уполномоченных органах по государственным и муниципальным закупкам должны обязательно присутствовать технические специалисты и представители региональных центров энергоэффективности. Только тогда можно будет говорить о реальных программах энергосбережения.

Практические кейсы. Энергосервисные контракты на замену освещения в Тамбовской области

В Тамбовской области с 2016 года выполнено 11 энергосервисных контрактов по уличному освещению. Кратко их опишу, выводы делайте сами.

  1. Город Кирсанов, районный центр
    Закупка №0164300015516000013
    Размещено: 16.06.2016
    Срок контракта 7 лет
    Единственный участник и победитель конкурса – компания «ААА Инжиниринг», город Москва.
    Светильники поставляет компания «Новый Свет», город Рязань.
    Стоимость контракта 12 676 951,05 руб.

Причина была простая. Заказчик не разбирается в этом вопросе, а компания «Новый Свет» не выпускала на тот момент светильники с линзами, в том числе с КСС – Ш. Однако цена светильника с КСС-Д подходила для получения максимальной прибыли энергосервисной компанией.

Кривой силы света не обошлось. Поставщик, компания «Новый Свет», в паспортах завысила световой поток, по сравнению с ies-файлами (в этих файлах находится вся измеренная лабораторией фотометрическая информация) на эти светильники. В свою очередь, компания «ААА Инжиниринг» завысила эти значения по сравнению с паспортами от компании «Новый Свет». При этом Заказчик даже не пытался контролировать эти параметры и не затребовал светотехнические расчёты.

В 2017 году я приезжал и обследовал улицы: уже через год был массовый выход светильников из строя. Качество освещения ужасное, что видно и на фото. (Автор и редакция понимают, что фото не является стопроцентно объективным свидетельством, однако все же решили привести их, поскольку они сделаны автором как свидетелем обстановки в обсуждаемых поселениях, собственноручно).




На фото – эффект установки светодиодных светильников по энергосервисному контракту, г. Кирсанов, фото сделаны в июле 2017 г.

  1. Город Мичуринск, районный центр
    Закупка №0164300012716000053
    Размещено: 26.07.2016
    Стоимость контракта 34 778 906,25 руб.
    Единственный участник и победитель конкурса – компания «ААА Инжиниринг», город Москва.
    Светильники поставляет компания «Новый Свет», город Рязань.

Всё то же самое, что и в Кирсанове. КСС – Д. Ложные данные по световому потоку. Отсутствие светотехнических расчётов.

В Мичуринск также приезжал в 2017 году. Опять массовый выход из строя светильников. Освещение очень низкого качества.

В этом энергосервисном контракте уже прогресс: две заявки, правда, конкурента не допустили. И в техническом задании уже прописали КСС – Ш. Это у компании «Новый Свет» наконец-то появились светильники с линзами! А в остальном – без изменений. Недостоверные данные по световому потоку светильников. Отсутствие светотехнических расчётов. Полное бездействие Заказчика.



  1. Город Уварово, районный центр
    Закупка №0164300006917000066
    Размещено: 30.05.2017
    Заявки компаний Корпорация «Ледтехнолоджи» и ООО «СРР Энерго» отклонены, как не соответствующие требованиям.
    К конкурсу допущен единственный поставщик АО «ААА Инжиниринг».
    Светильники компании «Новый Свет».
    Стоимость контракта 38 708 681,99 руб.

Всё без перемен. «Новый Свет» и «ААА Инжиниринг» дают сильно завышенные параметры светового потока. Светотехнических расчётов нет. Заказчик бездействует.

Единственный энергосервисный контракт, в котором скрыта информация о светильниках.

Всё то же самое, что и в Знаменке. Светильники «Победа», несоответствие требованиям постановления Правительства РФ №1356, отсутствие светотехнических расчётов.



В техническом задании были прописаны требования к светильникам мощностью 50, 75 и 100 Вт, совершенно случайно совпавшие с характеристиками светильников серии «Кедр 2.0» производства компании ООО «ЛЕД-Эффект». Одним из основных требований ТЗ являлась величина светоотдачи светильников не менее 140 лм/Вт. «ААА Инжиниринг» предложил светильники «Тополь М 2.0» той же фирмы, с такими же характеристиками. На сайте производителя светильник «Тополь М 2.0» отсутствует, есть только «Тополь М» со светоотдачей 100 лм/Вт. При этом его цена в 3 раза ниже, чем у «Кедр 2.0». В связи с этим закрадываются определённые сомнения в равнозначности светоотдачи светильников «Тополь М 2.0» и «Кедр 2.0». Для подтверждения или опровержения факта установки на объекте светильников со светоотдачей 140 лм/Вт (в соответствии с ТЗ) требуется проверка в лаборатории и, надеюсь позже мы получим эти результаты. К надёжности светильников претензий пока нет: из 1300 штук на данный момент вышло из строя не более 10.

С другой стороны, данный контракт фактически бесполезен при замене светильников 1-в-1, и сейчас увидим, почему. Однако, ни у Заказчика, ни у энергосервисной компании не возникло сомнений относительно полезности их контракта для жителей и автомобилистов.

Примеры. Дорога шириной 6-7 метров. Расположение опор одностороннее, с шагом 30-35 метров. Высота опор 9 метров. Вдоль опор обочина. Противоположная сторона ограждена. Вплотную к ограждению находится лесополоса. На опорах стоят старые крепления, благодаря чему светильники «задраны» под 45°. Они освещают дорогу, но вместе с ней и лес на противоположной стороне. Установка новых консолей с оптимальным углом наклона, подбор правильной КСС и меньшая мощность светильника позволили бы качественно осветить дорогу с минимальными энергозатратами.

Отдельно хочется остановиться на освещении нескольких улиц города. Опоры стоят на расстоянии 8 – 20 метров от проезжей части, где сплошной линией растут деревья и высокие кустарники. Через и сквозь них пытаются осветить проезжую часть.

Другой пример, перекрёсток. Главную дорогу пересекает второстепенная, и через 10 метров железнодорожные пути. В радиусе 60 метров ни одной опоры со светильником. Такие тёмные пятна встречаются часто. Попадаются даже места, где опоры есть, а светильников нет. Причины отсутствия светильников неизвестны. Могу предположить, что установка дополнительных светильников и опор может привести к удорожанию ЭСК и увеличению срока окупаемости.

Про светильники «ЭКОНЕКС» ничего не могу сказать, не сталкивался. А про бессмысленность этого энергосервисного контракта из-за большого шага опор писал выше.

  1. РП Мучкапский, районный центр
    Закупка № 0164300040519000010
    Размещено 30.07.2019
    Единственный участник и победитель АО «ААА Инжиниринг».
    Стоимость контракта 8 318 481,66 руб.

Замена 370 светильников. Энергосервисный контракт выполнен.

Но 07.07.2020 появляется закупка № 0164300040520000009 «Установка энергосберегающих фонарей уличного освещения в р.п. Мучкапский, Мучкапского района, Тамбовской области». Начальная цена 741 319,00 рублей. На 27 улицах посёлка требуется установка 60 светильников. Технические характеристики те же самые, что и в энергосервисном контракте. В смете указывается только монтаж светильников. Опоры есть. Могу предположить, что замена 370 светильников не обеспечивала необходимое освещение улиц. При этом установка дополнительных была экономически невыгодна энергосервисной компании. Поэтому энергосервисный контракт проводили исходя из экономических показателей. А потом выделили деньги из муниципального бюджета для установки дополнительных светильников и получения требуемой освещённости.

Вот и возникает вопрос: а зачем такой энергосервисный контракт?

Был еще энергосервисный контракт по освещению в школе. Из всей информации известно одно: в спортивном зале установили светильники «Победа».

Сейчас реализуется энергосервисный контракт по освещению в городской больнице №3. Честно говоря, терзают смутные сомнения. ЭСК в больнице очень тяжело окупается.

Проблемы энергосервиса для решения задач муниципалитета

Главный принцип энергосервисных контрактов – получить максимальную прибыль при минимальных затратах, в это же время о качестве и соответствии нормам, большинство энергосервисных компаний, с которыми доводилось сталкиваться в Тамбовской области, не задумываются. Муниципалитетам, заключившим энергосервисный контракт, приходится оплачивать светильники, зачастую, непонятного качества, монтаж светильников и кредитные проценты. Чаще всего контракты заключаются на 7 лет. И что получают муниципалитеты? Про качество писал. Нормативную освещённость? Чаще обычного – нет. Её просто невозможно получить без установки большого количества дополнительных опор со светильниками, переноса опор, увеличения высоты установки светильников.

Длительный срок службы? Тоже под вопросом. Даже если установлены качественные светильники, что будет после окончания энергосервисного контракта? Срок службы качественного светильника, с учётом потерь светового потока, примерно 12 лет.

Через 5 лет после окончания энергосервисного контракта можно будет ожидать массового выхода светильников в короткий срок. На этот момент у муниципалитетов не будет базы для нового энергосервисного контракта и придётся искать средства для замены большого количества светильников.

Предлагаемая схема работы по замене уличного освещения в муниципалитете

Рассмотрим на примере, как было бы целесообразно действовать для модернизации уличного освещения в г. Тамбове.

Все улицы разбиваются на 4 группы:

  1. Улицы, на которых проводится только замена светильников, при этом получается максимальная экономия (годовая экономия больше, чем вложенные средства)
  2. Улицы, на которых проводится только замена светильников, но экономия ниже, чем в первой группе (годовая экономия меньше, чем вложенные средства)
  3. Улицы, где высокая годовая экономия от прямой замены светильников, но требуются дополнительные расходы на установку новых опор, прокладку кабеля, увеличение высоты установки светильников, закупку дополнительных светильников для достижения нормированного освещения.
  4. Улицы с низкой экономией и большими дополнительными затратами, необходимыми для получения освещения согласно СНиП, СанПиН, СП и других нормативных документов.

Все этапы программ должны подкрепляться инженерными и экономическими расчётами.

Замена светильников начинается с 1 группы улиц, для получения максимальной экономии бюджета муниципалитетов. После замены светильников на улицах 1 группы, начинается замена на улицах 2 группы. Приступая к замене освещения на улицах 3 и 4 группы, необходимо будет выполнить проекты, по установке дополнительных опор и прокладке кабеля.

Растянутые на 7-8 лет программы энергосбережения позволят на каждом этапе применять всё более новые технологии, которые будут увеличивать эффективность мероприятий по энергосбережению.

Технические изделия, применяемые для энергосбережения, имеют свой срок службы. Устанавливая их поэтапно, создаём условия и поэтапной замены в будущем, когда они будут выходить из строя, что позволит снизить нагрузку на региональные и муниципальные бюджеты.

Всегда ли энергосервис должен приносить экономию? Как быть, если до проекта не соблюдались нормы освещенности? Кто должен следить за выполнением норм после реализации энергосервисного контракта?

Станислав ЛЕРМОНТОВ,
Главный конструктор
ООО «Комплексные Системы»

С появлением энергосервисных контрактов (ЭСК) началась демонстрация нового сериала под названием «ЭСК. Их воплощение и последствия». По мере возможности я смотрю этот достаточно увлекательный сериал. Однако, по законам жанра, в большинстве серий сюжеты разворачиваются вокруг неудачных, но, соответственно, самых увлекательных моментов. По этой причине я вполне допускаю, что, не видя полной картины, составляю своё мнение однобоко и слишком пессимистично. К сожалению, результаты удачно реализованных ЭСК зачастую остаются за кадром, а некоторые, анонсируемые как успешные, на поверку таковыми не оказываются.

Энергосбережение стало новым трендом, но, что гораздо опаснее, в наших условиях оно превращается в самоцель. Обязательность отчётности муниципалитетов по проведению энергосберегающих мероприятий вкупе с дефицитом средств превращает, как это у нас часто бывает, благое намерение в фарс, что теперь усугубляется обязанностью местных властей заключать ЭСК при отсутствии собственных средств.

Зачастую инфраструктура городских и сельских поселений находится в удручающем состоянии. Допустим, на улицу протяжённостью сто метров стоит всего две покосившиеся опоры со светильниками. При этом увеличение количества опор и светильников для получения нормативной освещённости, разумеется, требует средств, которые не вписываются в идеологию ЭСК. Что и кому может дать замена этих двух светильников на более современные? Муниципалитету – возможность отчитаться о проведённом мероприятии и рапортовать о двух- или даже трёхкратном снижении энергопотребления? Однозначно. А что это даст жителям улицы или проезжающим автомобилистам? Ровным счётом ничего: как была тьма египетская – так и осталась. Опасность же здесь заключается в том, что данной улицей теперь займутся очень нескоро, так как по реестрам будет значиться, что работы по модернизации освещения на данном объекте уже проведены. И тут напрашивается вопрос: заключение ЭСК на объекте с неготовой инфраструктурой – это преступление, или того хуже – ошибка?.

Итак, если рассматривать проводимые мероприятия с точки зрения не только экономии энергоресурсов, но и улучшения качества инфраструктуры, а значит и качества жизни людей, то кто, по идее, должен их контролировать? Само население у нас, к сожалению, слишком пассивно (за редким исключением). Мне кажется, что здесь свою лепту должны вносить и такие организации как Горсвет и ГИБДД – ведь это их зона ответственности. Они должны ратовать за то, чтобы после проведения работ объект соответствовал всем нормативам и был годен к эксплуатации. Более того, главы муниципалитетов и администраций должны быть в первую очередь заинтересованы в улучшении освещённости улиц, ведь это не только снижение числа ДТП, но и один из самых заметных для электората результатов. Что, в свою очередь, резко увеличивает шансы победы на очередных выборах. Почему это не всегда происходит? Возможно, хорошее освещение может высветить плохую дорогу, которую всё никак руки не доходят отремонтировать? Или считается, что по темноте ночью мимо хулиганов ты ещё может и проскользнёшь, а вот в свете фонаря тебя сразу заметят и ограбят?

Следующий вопрос: а обязан ли вообще ЭСК приносить фактическую экономию? На самом деле – совершенно необязательно. Согласно утверждённой методике определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утверждённой приказом Минэнерго России от 04.02.2016 N 67, экономия должна считаться относительно нормативов, а не фактического энергопотребления. То есть, если на длинной улице висят два фонаря, то эффект считается не относительно того, сколько они потребляют, а относительно того, сколько бы они потребляли, если бы создавали на этой улице нормативную освещённость. Сравнивать седалище с перстом не рекомендуется по нормативу. Таким образом, после правильного проведения энергосберегающих мероприятий, фактическое потребление ресурса вполне может и увеличиться! Однако, в подавляющем большинстве случаев, эффект считают именно на основании текущего фактического потребления.

У данного подхода, правда, есть и обратная сторона. Иногда бывает, что улица старыми светильниками освещена слишком хорошо. Соответственно, снизив освещённость до нормируемой, можно получить дополнительную экономию. Однако, такие действия, как правило, приводят к громким возмущениям общественного мнения и скандалам в СМИ. Сделать хуже, чем было – один из самых простых способов политического самоубийства для администрации, и про это также нельзя забывать.

Отдельно стоит вопрос закупки качественного оборудования для ЭСК. Слишком велик соблазн для получения скорейшей окупаемости использовать наиболее дешёвые светильники со, скажем так, «компромиссным» качеством. Каким же образом можно в таких условиях получить качественное оборудование? Первая мысль – прописать требования к светильнику в Техническом задании. Однако даже это никак не определяет надёжность закупаемого оборудования. Гипотетически, светильник может полностью соответствовать всем требованиям по светоотдаче, типу кривой силы света (КСС) и т.д., но умереть при первых заморозках/дожде/просто так через полгода, так как для получения минимальной цены был использован самый дешёвый блок питания, сэкономили на качестве сборки и т.д. Понятно, что в итоге поставщик должен будет устранить все неполадки за свой счёт, однако светопляска на улицах однозначно не прибавит популярности администрации. В связи с этим, в ТЗ начинают досконально прописывать какую-то определённую, желаемую модель светильника, внося уже совсем некорректные требования типа точных габаритов, массы, количества светодиодов и т.д.

Вследствие того, что администрации, как правило, не располагают специалистами-светотехниками достаточной квалификации, составление ТЗ в итоге отдаётся на откуп какому-то определённому производителю/поставщику. Опытные люди, читая ТЗ, практически сразу могут определить, под кого конкретно оно написано. Существует ли выход из сложившейся ситуации? На мой взгляд – да. Предметом закупки должны быть не светильники, а освещённость, яркость дорожного покрытия и другие параметры, отвечающие за потребительские качества и важные именно для эксплуатации осветительной установки в целом. При этом государственные контрольные органы должны иметь возможность (и обязательно ею пользоваться) выборочно контролировать заявленные характеристики светильников и, в случае выявления несоответствия, аннулировать контракт с соответствующими штрафными санкциями и занесением исполнителя в «чёрный список». Параметры освещения улиц должны контролировать ГИБДД и Горсветы при приёмке объекта в процессе реализации ЭСК. Это сделает невозможным проведение бесполезных для жителей ЭСК при отсутствии необходимой инфраструктуры, а также использование светильников с заведомо нечестными характеристиками.

Ещё одним моментом, на который следует обратить внимание, является хайп на тему «умного города». При этом людей, которые понимают, что же такое концепция умного города – единицы. Всё чаще в ТЗ на поставку осветительного оборудования встречаются светильники с возможностью удалённого управления и отслеживания состояния. В этом случае также следует понимать, где данные системы эффективны, а где – нет. Применение сложного удалённого управления для светильников мощностью 50 Вт на настоящий момент экономически нецелесообразно, поскольку модуль управления по стоимости сравним, если не превышает стоимость самого такого светильника. Окупаемость этого модуля за счёт потенциальной экономии электроэнергии может и не наступить за весь срок службы светильника.

Совершенно очевидно, что средств для того, чтобы сразу и всё сделать хорошо, у муниципалитетов нет. Натягивание скудного бюджета на проблемы, требующие решения напоминает… нет, не натягивание совы на глобус, а попытку заткнуть ведро пробкой от бутылки. На этом основании часто слышу вопрос: «Что лучше: сделать плохо, но сейчас, или хорошо, но никогда?». И эту мысль я считаю самой вредной и контрпродуктивной. Делая плохо, но сейчас, ты, скорее всего, не решаешь проблему, а маскируешь её, откладывая неизбежные действия на потом. Возможно – передаёшь эту проблему по наследству следующему руководителю. Достаточно подлый шаг.

Энергетический контракт на замену светильников

Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)

1. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

2. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 109-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;

3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

3. Энергосервисный договор (контракт) может содержать:

1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

4) иные определенные соглашением сторон условия.

4. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.

5. При реализации мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 6 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, энергосервисный договор (контракт) может содержать условие об обязанности исполнителя по организации и установке газобаллонного оборудования на транспортные средства, в отношении которых проводятся мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Читайте также: