Dmx 512 схема подключения светильников

Обновлено: 06.05.2024

Абсурдно простой и невероятно эффективный: как протокол DMX-512 сделал революцию в сценическом свете

Довольно долго я работал со звуком на мероприятиях, куда попадали в основном по знакомству и связям. И все бы хорошо, но однажды пришлось переехать в другой город, начинать все с нуля и ходить по собеседованиям. На одном из таких меня попросили рассказать о протоколе DMX-512. Собеседование я тогда не прошел.

Зато появился повод детально изучить вопрос. Само существование DMX-512 и его появление, как оказалось, довольно интересная история. Хотя и для узкого круга людей.

Сегодня протокол DMX-512 (Digital Multiplex) для художников и техников по свету стал неотделимым от их работы. Его используют для управления большинством осветительных приборов и эффектов — c его помощью выставляют свет на массовых мероприятиях по всему миру. Все потому что он до абсурда прост и при этом невероятно эффективен. В момент своего появления DMX-512 стал абсолютной революцией в сценическом свете.

Произошло это примерно так.

Начало

Впервые электричество проникло на сцену в 1849 году, а именно в парижский театр Grand Opera. В опере Мейербера «Пророк» для эффекта восхода солнца использовали дуговой прожектор с лампой и параболическим зеркальным отражателем. А сноп окрасили с помощью шелкового светофильтра.

С тех пор дуговые лампы стали применять повсеместно, хоть они и были крайне неудобны в обращении. Привычный для нас сценический свет появился почти сто лет спустя.

Рубеж

До появления интеллектуального управления в 60-70-х годах для освещения сцены использовали прожекторы с регулируемой яркостью с помощью диммеров и заранее установленными светофильтрами. Приборы направляли на нужные точки для окраски сцены, а «перемигивание» прожекторов осуществляли вручную через пульты.

Главной проблемой здесь становилось соединение пультов с прожекторами напрямую. Очевидное решение — силовые кабели. Но оно подходит только для прожекторов небольшой мощности (около 500 Вт), и уже с десятком мощных приборов подключение становится невозможным. Для решения этой проблемы и начали придумывать интерфейсы управления без силовых элементов внутри пульта, а только со слабыми управляющими напряжениями.

Прорыв

В середине 70-х годов приняли единый диапазон изменения управляющего напряжения 0-10V, использующийся во многих диммерах до сих пор. Один диммер занимал один канал управления и контролировал одну группу прожекторов.

Со временем количество каналов и расстояние управления увеличивалось. В конце 80-х 0-10V стал устаревать и, что самое главное, изменялся концепт самих световых приборов. Автоматику стали прятать внутрь, а сам прибор получал только постоянное питание, в связи с чем обострилась проблема передачи сигналов управления. Появилась необходимость разветвлять кабели, что увеличивало количество контактов и затрудняло поиск неисправностей. Для техников на выездных концертах задача выставить свет усложнилась в разы. Но рынок микроконтроллеров развивался и управление упрощалось. Тогда (а конкретно в 1986 году) и возник протокол DMX-512.

В данном случае термин «протокол» можно разделить на две части — физическую и формат данных.

Физически микросхемы приемопередатчиков и правила монтажа линии (усилители, опторазвязки, терминаторы) базируются на стандарте RS-485 и завернуты в трехконтактные разъемы. Кабели делаются чаще всего с волновым сопротивлением 120 Ом.

Формат данных — стартовый флаг и 512 байт. Данные отсылаются в линию с частотой 50-60 раз в секунду. То есть для управления нужен только один мастер — световой пульт. Да, протокол настолько простой. Он не контролирует одинаковые адреса, их перекрытие и правильность. Пульт посылает байты, а приборы выбирают «свои», игнорируя «чужие». Всё остальное назначается конфигуратором системы.

Кроме того, выход из строя одного прибора не нарушал работу других за счет параллельного соединения разъемов входа и выхода. Простота и эффективность протокола DMX-512 позволила форсированно изобретать интеллектуальные системы управления сценическим светом. А также развивать уже существующие приборы и эффекты.

Результат

Один важный эволюционный скачок, как это часто бывает, повлек за собой другой — развитие вращающихся голов. Это еще радикальнее изменило световое представление на сценах.

Уже в 1986 году представили первый такой прибор на протоколе DMX-512, что позволило увеличить углы движения луча и добиться оборота примерно в 300 градусов. Одна голова могла светить по всей сцене и даже в зрительный зал, что невероятно расширило возможности художников по свету. Вообще само появление вращающихся голов тоже полноправно можно считать эволюционным скачком в сценическом свете, но о них нужно рассказывать отдельно.

Прогнозы

Изначально DMX-512 задумывали и разрабатывали только для передачи данных между консолью и диммерами. Механизм исправления и предотвращения ошибок не учитывали, как и более-менее сложную систему адресов. На сегодняшний день протокол используют для управления практически всеми световыми приборами и эффектами, в том числе и теми, которые еще не изобрели в момент появления протокола.

Многие специалисты считают, что технология уже достигла своего предела — уже изобрели протоколы SMX и SDX, которые компенсируют слабые места DMX-512, но пока они не пользуются большой популярностью. Стагнация в технологиях не может длиться долго. Она либо развивается, либо отмирает, уступая место принципиально другим решениям. Но свет точно никуда не денется, так что в ближайшее время ждем нового прорыва.

Подключение световых приборов для "Чайников"

Нам часто задают вопросы относительно монтажа и подключения световых приборов, управляемых по протоколу DMX 512. Как правильно все смонтировать и подключить, чтобы все работало, а так же, как в дальнейшем работать с данным оборудованием. Эта статья ставит целью рассказать простым языком, что же такое DMX управление вообще и как быстро научиться монтировать, настраивать, а в последствии и управлять световым оборудованием.

Что нужно знать в первую очередь о протоколе DMX 512? Нужно знать, что есть такой протокол управления как вид и что приборы, которые Вы планируете покупать и эксплуатировать, его поддерживают. ВСЕ!

Если у читателя есть желание прочитать более подробно о тонкостях данного вида передачи данных, то это возможно сделать, прочитав ВОТ ЭТУ статью .

И так, у нас есть некоторое количество световых приборов, которые имеют возможность управления по DMX, а так же световой пульт, который и будет управлять всей этой световой красотой. Как же настроить эту, на первый взгляд очень сложную систему?

На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд. Мы имеем световой пульт DMX, к которому необходимо подключить все приборы. Работает это так: К пульту подключается кабель управления, а другим концом этот кабель подключается к ближайшему прибору. На каждом приборе, поддерживающим управление DMX 512, имеются два разъема (3 или 5 штырьковых) с обозначениями «DMX IN» и «DMX OUT». Соответственно это «ВХОД» и «ВЫХОД» для управляющего кабеля. Кабель от пульта ДМХ подключается к «ВХОДУ» первого прибора, а дальше, подключение идет последовательно от прибора к прибору по принципу вход – выход.



В конце всей линии, на выходе последнего прибора, в некоторых случаях устанавливают так называемый «ТЕРМИНАТОР»

Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.

В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта. Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.

В принципе, если оборудование устанавливается в небольшом помещении и длинна всей линии ДМХ не превышает 50м, установка «ТЕРМИНАТОРА» не является обязательной.

И так, с подключением разобрались, осталось настроить всю систему.

Принцип настройки тоже не должен вызвать затруднений, главное понять общий принцип:

  • Каждый прибор должен иметь свой уникальный адрес.
  • Каждый прибор имеет некоторое количество каналов управления.

Принцип тут вот какой. Подключаем первый прибор. Выставляем ему адрес 001 (это делается на световом приборе в его меню). Далее, смотрим инструкцию к этому прибору, тот ее раздел, где указанно количество каналов управления и то, за что отвечает каждый канал. Допустим, что наш прибор имеет 5 каналов управления. Это означает, что адрес следующего прибора, должен быть 006. То есть формула следующая: Адрес прибора + количество его каналов управления = адрес следующего прибора.

Абсолютно не важно, одинаковые у вас световые приборы или нет, общий принцип подключения остается одинаковый для приборов любого типа, главное, чтобы все они имели возможность управления по протоколу DMX 512!

Пара слов насчет управляющих кабелей

В идеале, вся система должна соединяться специальным кабелем, предназначенным для передачи сигнала ДМХ и имеющим соответствующую маркировку. Нельзя сказать, что кабель DMX сильно дороже, или его сложно купить, но очень часто данный вид кабеля продается в бухтах по 100 метров, а такая длинна не всем и не всегда нужна. С одной стороны это очень удобно, так как можно спаять кабель нужной длины. А с другой стороны, не всем нужны такие длинные провода, да и с паяльным процессом знаком не каждый.

Если у Вас не большое помещение и Ваша линия ДМХ не будет превышать длину в 40 метров, для соединения световых приборов можно воспользоваться готовыми микрофонными кабелями. Купить их гораздо проще, кроме того не придется заморачиваться с процессом пайки разъемов.



Как работать со световым пультом?

Существует множество моделей световых пультов DMX 512. И работа с каждой конкретной моделью, требует определенных знаний последовательности действий непосредственно для данной модели.

В большинстве случаев, для небольших проектов, используются пульты начального уровня. Они могут называться совершенно по разному, быть разных производителей, но принцип работы у них один и тот же.



Внешний вид световых пультов такого типа может слегка различаться, однако схема работы с данным типом световых контроллеров одинаковая.

Управление DMX 512

Управление DMX 512 управление светом от английского «Digital Multiplex». Несмотря на то, что управление DMX 512 светом было первоначально создано для показа на сцене, в современном мире его также используют в различных приложениях, где мы захотим полностью контролировать светодиодное освещение. В этом учебном пособии вы узнаете все компоненты, которые вам понадобятся, а также правильные методы установки, чтобы начать управлять своими светодиодными светильниками именно так, как вы хотите, чтобы получить DMX управление светом.

Пример установки DMX-декодера


Управление DMX 512 примеры установки

Для начала приведем несколько структурных схем устройства DMX управления светом.

Пример установки декодера DMX с использованием DMX сплиттера Splitter


Пример установки декодера DMX с использованием беспроводного передатчика


Подробная схема устройства системы управления светом DMX 512.

Это подробная схема DMX управления светом архитектурной подсветки здания. Для лучшего восприятия опишем подробно все тонкости устройства системы управления светом DMX 512, а также приведем наиболее частые ошибки и проблемы при работе с ней.

Управление DMX на примере архитектурной подсветки здания


Самые распространенные ошибки.

Некорректная установка терминаторов.

Некорректная установка терминаторов или их отсутствие является, пожалуй, наиболее часто встречающейся ошибкой в ненадежно работающих системах DMX512. Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.
В том случае, когда терминатор не установлен, сигнал, приходя к самому дальнему концу линии, «отражается» обратно по направлению к передающему устройству. При определенной длине линии и определенном стечении обстоятельств этот отраженный сигнал может внести серьезные помехи в настоящий сигнал DMX, что приведет к возникновению ошибок и сбоев. Резистор-терминатор «впитывает» сигнал на дальнем конце кабеля и не позволяет ему отражаться. В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта.
Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.
Однако в линиях DMX512 на одном из концов кабеля всегда установлено только передающее устройство, (т.е. пульт управления), а на другом конце линии всегда находятся приборы, которые только принимают сигнал (без передачи).

Неправильно выбран кабель управления DMX.

Кабели, используемые для передачи сигнала DMX512, обычно имеют волновое сопротивление в диапазоне от 85 до 120 Ом. Стандарт RS422 (предшественник стандарта EIA485) был оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 100 Ом. Стандарт EIA485 оптимизирован для линий с волновым сопротивлением 120 ОмТак как в настоящее время встречаются передающие устройства выполненные как в соответствии со стандартом RS422, так и в соответствии с EIA485, то идеальным кабелем является кабель типа Proplex PC22xx/x, имеющий волновое сопротивление 110 Ом. Этот кабель будет лучшим решением в том случае, если на нем установить терминатор номиналом 110 Ом.

Следует отметить, что номиналы в диапазоне от 90 до 120 Ом также дадут хороший результат. Управление DMX 512 может нормально работать без терминаторов довольно продолжительное время (в случае если их забыли установить или не установили вовсе).

Схема сборки управления DMX с использованием Сплитеров/Разветвителей. Разветвитель DMX сигнала.


Разветвитель DMX сигнала применяют при большом количестве светильников и нехватке адресов. Сплиттер позволяет создать дополнительное количество DMX адресов.

Схема сборки щита управления DMX.

Управление DMX 512

На мой взгляд один из самых надежных схем сборки системы управления светом DMX. Для этого стоит использовать RGB светильники на 24 В, а декодеры установить в щите управления в сухом отапливаемом помещении. Вы конечно же можете столкнутся с проблемой падения напряжения в линии 24 В. Но этот вопрос легко решается если грамотно, равномерно распределить нагрузку между всеми потребителями.

Управление DMX 512. Программы для управления светом DMX.

После того, как вы включили все свои компоненты, вы можете загрузить программное обеспечение для правления DMX 512, входящее в комплект поставки контроллера DMX. Если все правильно подключено, вы сможете настроить свои светильники и начать программировать сцены в режиме реального времени, видя изменения в освещении, как вы их делаете. Вы также можете запрограммировать свои сцены, не подключаясь ни к одному из светильников, но мне легче сделать это, когда свет включен и работает. Каждый контроллер имеет возможность хранить определенное количество сцен. Вы можете сделать сцену в основном тем, что хотите, и вы можете сгруппировать свои светильники и назовите их, чтобы упростить программирование. Мы не предлагаем техническую поддержку на компьютерном программном обеспечении и рекомендуем практиковать это самостоятельно.



Необходимые компоненты управление DMX 512


Компоненты продукта.

Ваш контроллер DMX будет включать следующие части:


Что еще вам нужно, чтобы все работало?

Кабель DMX XLR3

Для управления DMX 512 с контроллера вам понадобится разъем типа XLR3 для подключения к гнезду XLR3 или RJ45 Ethernet. Сигнал DMX использует 3 провода для управления DMX +, DMX- и Ground. Если вы более продвинутый пользователь, вы можете создавать свои собственные кабели DMX или припаивать непосредственно на плату ПК контроллера U9.

DMX декодер / драйвер
Светодиодные светильники, блок питания и провод подключения


Компьютер Windows или Macintosh

Управление DMX 512 требует для работы программного обеспечения ESA (Easy Stand Alone) от производителя требуется компьютер с ОС Windows или Macintosh, см. Ниже требования к системе.


Минимальные требования к компьютеру:

  • Компьютер под управлением Windows XP
  • 1 процессор скорости Ghz
  • 512 Мб Память (ОЗУ)
  • видеокарты, поддерживающей Microsoft Direct 3D с памятью 32 Мб
  • Экран 1024 * 768 пикселей

Рекомендуемые требования к компьютеру:

  • ПК Компьютер, работающий под Windows 7
  • 2 процессора скорости Ghz, двухъядерный процессор
  • 1 ГБ памяти (ОЗУ)
  • Видеокарта, поддерживающая Microsoft Direct 3D с памятью 256 Мб
  • Экран 1280 * 768 пикселей

Программы для управления светом DMX

Загрузите программное обеспечение с диска


На включенном диске запустите функцию автоматической установки, выберите свой язык и затем выберите программное обеспечение, а затем значок компьютера. Следуйте инструкциям по установке и загрузите все включенные драйверы при появлении запроса.

Подключите ваши светильники и питание от постоянного тока к вашему декодеру DMX


Это очень важно учесть выходную мощность на каждом канале декодера, она должна быть всегда на 10% выше чем суммарная мощность всех светильников или лент, подключаемых на этот канал

Примечание. Не включайте питание декодера в это время.

Подключите кабели DMX и установите DIP-переключатели


Используйте совместимые кабели DMX управления для подключения входного сигнала DMX. Для того, чтобы программирование DMX работало, вы должны установить начальный адрес DMX для вашего DMX-декодера. Это поможет в компьютерном программном обеспечении, если вы начнете думать о своем декодере DMX в качестве светильника. Вы можете подключить несколько DMX-драйверов и установить уникальные адреса DMX, как показано на примерной фотографии, для управления каждым прибором или для установки всех ваших декодеров на один и тот же адрес, чтобы управлять всеми вашими декодерами в качестве одного прибора.

Включите устройства и откройте программное обеспечение.


Для того, чтобы управление DMX 512 работало, вы должны установить начальный адрес DMX для вашего DMX-декодера. Это поможет в компьютерном программном обеспечении, если вы начнете думать о своем декодере DMX в качестве светильника. Вы можете подключить несколько DMX-драйверов и установить уникальные адреса DMX, как показано на фотографии для примера, для управления каждым прибором или для установки всех ваших декодеров на один и тот же адрес, чтобы управлять всеми вашими декодерами в качестве одного прибора.

  1. Включите декодер (ы) DMX
  2. Управляйте своим контроллером через USB-соединение с ПК
  3. Запуск программного обеспечения
  4. Создание и сохранение световой сцены
  5. Воспроизведение в автономном режиме.

DMX контроллер.

Несмотря на то, что DMX контроллер был первоначально создан для создания атмосферного освещения на сцене, его также можно использовать в других различных проектах освещения, где вы желаете полностью контролировать светодиодное освещение и создавать световые сцены. Это фасадно-архитектурное освещение, освещение концертных площадок, телестудий, шоурумы, освещение баров и ресторанов. DMX системы управления отлично синхронизируются с музыкой и создают потрясающие эффекты. В этом учебном пособии вы узнаете какие нужны компоненты, которые вам понадобятся, а также правильные методы установки, чтобы начать создавать неповторимые световые сцены с помощью DMX контроллер. Именно так, как вы хотите, чтобы светодиодные устройства освещения поддерживали управление DMX контроллером.

Основы управления DMX.

«DMX» означает «Digital Multiplex Signal». Его иногда называют DMX 512, поскольку он может использоваться для управления до 512 каналов. Чтобы лучше понять канал слова, подумайте о «канале» DMX как о «цвете», поэтому, если у вас есть свет RGB, этот свет будет использовать 3 «Канала» или «Цвета». Вы можете управлять до 170 RGB светодиодными устройствами в одном DMX контроллере или до 512 одиночных светодиодных устройства на одном DMX контроллере. Каждый DMX контроллер специально адресован на 512 каналов, используя DMX Decoder / Driver, вы программируете свои световые сцены в соответствии с каждым адресом DMX, который вы назначили каждому световому прибору. Для того чтобы светильник или светодиодное устройство управлялось по протоколу DMX нужно чтобы к каждому светильнику был подключен DMX декодер или DMX драйвер.

Для начала определите количество приборов или разделов, которые вы хотите контролировать с помощью DMX контроллера. Количество различных светильников или групп светильников, которые вы хотите индивидуально контролировать по протоколу DMX, важно, потому что каждому разделу нужен специализированный адрес DMX декодера или DMX драйвера. Также важно знать, сколько каналов или цветов требуется для каждого раздела для управления. Например, если вы хотите контролировать одноцветный светодиодный светильник, вам понадобится одноканальный DMX декодер или DMX драйвер. Для RGB-устройства вам понадобятся 3 канала для управления всеми 3 цветами, поэтому потребуется 3-канальный DMX декодер или DMX драйвер. Если вы используете прибор RGBW, вам понадобится DMX декодер или DMX драйвер и так далее.

Как выбрать DMX контроллер.

Важно определить количество световых приборов, которые вы хотите контролировать, а также общее количество каналов DMX, которые вы будете использовать, прежде чем покупать DMX контроллер, поскольку некоторые контроллеры ограничены количеством каналов DMX, которые они могут контролировать, а также ограничен их объем памяти. Данный DMX контроллер может управлять до 60 каналами DMX с ограниченной памятью, в то время как другой DMX контроллер может управлять 2 полноценными DMX шлюзами (1024 канала) с неограниченной памятью. Вот почему важно знать, что вы хотите делать со своими светильниками, какую световую сцену вы планируете и сколько каналов DMX вы будете использовать, прежде чем приобретать DMX контроллер.

Также определите мощность каждого светильника или секции, которую вы хотите контролировать. Общая мощность каждого приспособления или секции, которую вы хотите контролировать отдельно, важна, потому что каждый декодер DMX имеет определенную мощность, которую он может обрабатывать. Если у вас есть светодиодные светильники, которые превышают максимальную мощность DMX декодера, усилитель сигнала обязательно должен быть включен в схему для остальной части нагрузки.

Выбор DMX декодер или DMX драйвер.

После того, как вы определили общую мощность каждой секции, которую хотите контролировать, вы можете приобрести DMX декодер или DMX драйвер для каждого светильника. Если вы используете RGB светильники, вы должны обязательно приобрести 3-канальный DMX декодер или DMX драйвер. Если вы используете одноцветные светильники, лучше всего использовать одноканальный DMX декодер или DMX драйвер. Если вы используете RGBW-светильник, тогда вам понадобится 4-канальный DMX декодер или DMX драйвер. Помните о максимальной мощности DMX декодера или DMX драйвера и при необходимости включайте в схему усилитель сигнала.

Схема подключения DMX контроллер с усилителем мощности


Программирование DMX контроллера.

Сборка электрощитов, автоматика и автоматизация для квартир и частных домов. Программы для ПЛК. Сценический свет (световые шоу, настройка оборудования). Консультации, мастер-классы.

Щит с автоматикой IPM для коттеджа (Поварово)

Щит с автоматикой IPM для коттеджа (Поварово)

Автоматика моего санузла на логическом реле ABB CL

Автоматика моего санузла на логическом реле ABB CL

Щиты TwinLine в Долгопрудный (таунхаус) и Солнечногорск

Щиты TwinLine в Долгопрудный (таунхаус) и Солнечногорск

Щит для котельной на базе сенсорного ПЛК ОВЕН (Папушево)

Щит для котельной на базе сенсорного ПЛК ОВЕН (Папушево)

Щиты с IPM (сеть, генератор, UPS) в Ядромино и Победа-2

Щиты с IPM (сеть, генератор, UPS) в Ядромино и Победа-2

Щит в ЖК Монэ на ПЛК ОВЕН со сценарным управлением светом

Щит в ЖК Монэ на ПЛК ОВЕН со сценарным управлением светом

Силовой щит в Весёлово (Тула): Простой трёхфазный

Силовой щит в Весёлово (Тула): Простой трёхфазный

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

Сценический свет: Протокол DMX-512 и Управляемые приборы

Опубликован

Сценический свет на протоколе DMX-512 дома!

Сценический свет на протоколе DMX-512 дома!

Про DMX-512

Зато в этом своём пульте я замутил при помощи релюшек переключение управления симисторами между ручками и диммированием и между автоматом световых эффектов. Можно было рулить или статичные сцены или работать в режиме дискотеки, пользуясь разными световыми программами перемигивания каналов.

Дополнение. Был не прав. В те времена были не прожектора со сменой цвета, а насадки на прожектора. Мне прислали фотку такой насадки:

Насадка для смены цветов на прожекторе

Насадка для смены цветов на прожекторе

Так вот интерфейс 0..10V стал себя изживать, потому что он был аналоговый и ни фига не масштабируемый и не защищённый от помех: всё-таки и потери тебе в кабеле могли быть, и много диммеров на один сигнал нельзя было посадить: они могли просадить управляющее напряжение. А самое главное, это то что за это время поменялся и концепт самих световых приборов. Если раньше они были пассивными прожекторами (подал 220 вольт, лампа и засветилась), то позже начали появляться приборы по другому концепту: когда логика управления (диммер, автоматика) находилась внутри самого прибора, а он получал только питание (постоянно включен) и сигналы управления.

А тем временем развился рынок микроконтроллеров: они стали более доступны, и программировать их стало достаточно легко. И решили завернуть всё это управление в цифру! Так и родился концепт протокола DMX-512! Этот протокол сначала был создан для того, чтобы заменить аналоговые интерфейсы всех этих диммеров. И уже благодаря тому, что этот протокол появился, стали появляться разные интеллектуальные приборы (сканеры, эффекты, вращающиеся головы). Так что можно сказать, что Вселенная так захотела: задумали протокол для одного, а потом оказалось, что он настолько удобен, что под него стали изобретать другие приборы.

Ну а что на самом деле? На самом деле DMX-512 можно описать вот как:

Типы световых приборов

Светодиодные PAR-прожектора. Это прожектора для заливочного света. Они дают не сфокусированный луч, а рассеяный свет и используются, чтобы дать фоновую засветку. На заглавной фотке поста они у меня направлены на потолк и дают одсветку для лучей сканеров. Сейчас они все светодиодные, и технология там такая же, как и в светодиодных лентах: RGB или RGBW. Яркость каждого канала меняется отдельно, и мы можем составлять любые цветовые оттенки.

Сканеры. Вот это вот уже гораздо интереснее! И вообще, это мои самые любимые приборы!

Сканеры ROBE Scan 250 XT и пульт управления DMX

Сканеры ROBE Scan 250 XT и пульт управления DMX

Пример подвеса сканеров горизонтально

Пример подвеса сканеров горизонтально

Вращающаяся голова Genius Motor Show

Вращающаяся голова Genius Motor Show

Лазеры. Собственно, лазеры за это время давно перешли на светодиодные и тоже могут управляться через DMX (хотя полные шоу на них делаются через интерфейс ILDA): можно выбирать несколько зашитых туда программ или регулировать диаметр или скорость луча. Лазерами я ещё не занимался, но думаю потом прикупить себе какой-нибудь с ILDA и SD-карточкой.

Виды эффектов в световых приборах.

А теперь ещё несколько моментов:

Первое. При выборе прибора надо смотреть, насколько эти все возможности там сочетаются и на чём в нём сэкономили. Как я уже писал, например могут сэкономить на датчике положения колеса и сделать вмето вместо него простой упор. Тогда всякие эффекты радуги цвета и гобо ставновятся ублюдочными, даже если они и будут: колесо будет крутиться до упора, а не постоянно. Ну и тот самый пример про эффекты. Вот например в сканерах ROBE написано что есть три фильтра цветокоррекции, фрост-фильтр и призма. А на деле это всё собрано на одном колесе, и можно выбирать что-то одно. А сделать кислотно-ультрафиолетовый луч и закрутить его фростом и призмой не получится.

Второе. Важно помнить, что кроме разного набора этих возможностей, в разных приборах может отличаться ещё и их скорость! Это зависит от того, насколько современные и быстые шаговые двигатели туда поставили. В старых или дешёвых приборах ставят простые шаговые двигатели, управляют ими в полношаговом режиме (это самый простой и дешёвый способ управления), и эти двигатели могут работать медленно. Это иногда всё портит. Например, надо тебе быстро сменить цвет, а у тебя цветовое колесо вращается еле-еле, так что видно как пробегают другие цвета, которые нафиг не нужны. Так что даже это надо учитывать при выборе прибора.

Вселенные, DMX-каналы и адресация устройств.

Как задаётся адрес? На простых приборах его задают двоичным кодом при помощи переключателей, вот например так:

Установка адреса DMX при помощи переключателей

А на более сложных обычно делают меню с индикаторами или дисплеями, на которых можно и адрес нормально установить, и ещё всякие настройки прибора покрутить.

Установка адреса DMX при помощи меню на устройстве

Установка адреса DMX при помощи меню на устройстве

Я нарисовал пример того, как это всё происходит и как обращаются с адресами в DMX-512. Пускай у нас будет два прибора, каждый из которых имеет три канала управления. Пускай прожекторами. Положим, прожектора будут разные, и мы хотим управлять каждым отдельно. То есть это будет не ситуация, когда нам не хватило мощности одного диммера, и мы включили прожектора группами по разным диммерам (и посадили диммеры на один адрес), а когда у нас есть шесть прожекторов.

Адресация устройств в протоколе DMX-512

Итак, что получается: на приборе пишут, сколько каналов управления (адресов) он сожрёт. А мы, проектируя систему, назначаем приборам такие адреса, чтобы они были нам удобны (подгоняем под пульт, например) и чтобы не пересекались друг с другом (делаем поправку на число каналов).

Протокол ArtNet.

Выпускаются конвертеры ArtNet <> DMX-512, которые представляют собой почти что обычные преобразователи LAN <> RS-485. Только конвертеры на выходе имеют буферную память, при помощи которой последние переданные данные постоянно повторяются (потому что DMX посылки данных должны идти 50..60 раз в секунду). Поэтому в итоге может быть так: от компа или пульта тянется обычная витая пара до такого конвертера. Конвертер висит где-то на софите, и от него уже расходятся короткие линии DMX-512 на приборы.

Как это всё программируется?

Пример таблицы DMX-каналов от сканера ROBE

Пример таблицы DMX-каналов от вращающейся головы Genius

Вот таким образом нам надо обзавестись таблицами каналов для каждого нашего прибора или определить их эмипирически: двигаем ручки на пульте и смотрим что прибор делает, а потом сами себе табличку и составляем.

Переназначение каналов для удобства

В программах это дело тоже поддерживается. Попутно покажу, что значит удобный (из простых и бесплатных) софт для управления светом. Накидал приборов в список, а справа по каждому информация: какой адрес, какие каналы, вес, масса и как переключатели надо на нём установить.

Пример адресации DMX в программе

Группировка каналов для удобства

Пример группы каналов

Но как нам сделать более сложные штуки? Чтобы лучи у нас двигались по кругу или цвет менялся волной друг за другом? Не писать же каждый шаг круга отдельной сценой? Ага, не писать. Для этого используются эффекты (Effects)! В пульт или программу зашито несколько эффектов (волна, круг, квадрат, трапеция и прочие), и эти эффекты можно наложить на какой-нибудь канал или каналы. Причём не обязательно на Pan/Tilt. Мы можем взять канал цвета, взять эффект синуса и задать его пааметры: пущай цвет менятся от красного к оранжевому с такой-то скоростью и для каждого чётного прожектора.

Организация DMX 512 сети

В этой статье я раскажу для новичков подключение и организацию сети DMX. Порядок подключения устройств в цепочке. Часто новички задаются вопросом организации сети, в какой последовательности и как вообще подключить приборы для управления пультом. В статье о кабелях для сети DMX описываются виды кабелей и подключение.

Подключение DMX 512 через USB от компьютера

Так просто от ПК мы конечно же световое оборудование не подключим, но для управления от ПК существует множество контроллеров USB управляемых через световую программу 1) Через USB контроллер мы подключаем остальные устройства работающие по DMX.

Схема подключения DMX от компьютера через USB

При неисправности оборудования, при выборе некачественного кабеля или посторонних наводок, в конце линии на конечном приборе ставят заглушку сигнала так называемый - Терминатор.

Подключение приборов DMX 512 с помощью пульта управления

Во многом с помощью пульта конечно же удобно. Возможность нажимать кнопки и двигать фейдеры, а не двигать их мышкой виртуально намного быстрее ускоряет процесс работы. Ну и естественно одно из преимущество это не надо ждать загрузки ПК, включил пульт и готов к работе.

Аналогичная схема подключения линии

DMX сплитеры. Как разбить DMX сеть на несколько участков

В некоторых случаях мы сталкиваемся с проблемой развлетвления сигнала DMX. Скажем у нас есть зал и несколько цепочек приборов, с которыми возникает проблема либо вести сигнал от одной цепочки к другой(что ведет за собой нерациональный расход кабеля) или использования сплиттера(который разделит ваш сигнал DMX на несколько участков и заодно защитит линии друг от друга) Как и в обычной локальной сети сплиттер использует роль усиления сигнала. Скажем на участках более 100 метров сигнал может теряться.

Подключение RGB светодиодной ленты на 220вольт по DMX 512

Хочу отменить маленькое повествование, прежде чем я покажу, как подключить светодиодную ленту к 220 Вольт, разделим их на 3 категории:

12В, самый распространенный тип; 24B, принцип соединения такой же, как у 12V; 220B, напрямую, совершенно другая схема питания и подключения(Не спутайте!).

В данной статье мы поговорим о лентах мощностью 220 вольт.

Преимущества RGB светодиодных лент на 220 вольт

Основным преимуществом таких лент является подключение напрямую через выпрямитель в сеть 220, не используя при этом трансформатор( сунул вилку в розетку и заработало ).

Правила подключения светодиодной ленты

соблюдаем полярность, для светодиодов это важно!; не использовать блок питания с другим напряжением отличным от потребителя(Это может быть фатально для всей ленты); в местах с большой влажностью необходимо делать более герметичные соединения или использовать светодиодную ленту с классом защиты выше; не делаем последовательное соединение более 5 метров; ленту длиной более 5 метров только подключаем только параллельно.

Высоковольные светодиодные ленты. Подключение ленты 220 вольт

Высоковольтные от низковольтных отличаются полярным питанием 220 вольт. Особенностью является, что все светодиоды подключены последовательно(как в елочной гирлянде) поштучно или парами в одну длинную цепочку из 60 штук.

Подключение светодиодной ленты 220 вольт

Резать можно только кратно 50 или 100 см. Когда в линии выходит из строя один светодиод, то выключается сразу большой отрезок, равный размеру нарезки.

RGB светодиодную ленту нельзя гнуть в плоскости - только поперёк. Поэтому, если лента лежит горизонтально и светит вверх или вниз, то организовать угол 90 градусов будет очень проблематично.

Стоит помнить, что светодиодную ленту на 220 категорически нельзя питать напрямую от 220 вольт,
ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ !

К одному светодиодному выпрямителю можно подсоединить до 20 метров ленты. Выпрямитель гораздо меньше трансформатора и по цене гораздо дешевле.

Этот недостаток компенсируется простотой и дешевизной, цельный кусок может достигать 70 метров, а у обычной на 12В только 5м.

Стоит соблюдать технику безопасности и быть осторожным при работе с высоким напряжением!

Крепление светодиодной ленты 220 вольт

Для крепежа лент используется двусторонняя клейкая лента (используется для приклеивания зеркал) или пластиковые крепежные клипсы. А вот так выглядят клипсы для светодиодных лент, их несколько разновидностей.

Короба для светодиодных лент разновидности

А также разного рода короба

Виды светодиодной ленты на 220в

Светодиодные ленты на 220вольт состоят из нескольких видов, и бывают на светодиодах SMD 3528,5050, 2835,3014 и более мощных 5630. Самые распространенные светодиодные ленты на 220 это 5050 и 3528, которые можно приобрести во многих магазинах продающих электрические товары и лампы, а вот другие модификации приобрести труднее. Внешне они не отличимая от обычной 12 вольтовой но на каждой есть определенная маркировка которая обозначает на какое напряжение она расчитана.

Нарезать ее можно только кратно 1 метру или кратно 50 см., то есть у вас не получится использовать 30см или 80 см.


Выпрямитель для подключения светодиодной ленты

Выпрямитель является обязательным для подключения светодиодной ленты. Выпрямитель это по сути диодный мост. Так как светодиоды используют постоянный ток, и хотя наша лента использует 220 вольт выпрямитель преобразует переменный ток в псевдо-постоянный. Один выпрямитель может работать с 20 метрами светодиодной ленты.

Не путайте дюралайт и светодиодную ленту

Часто встречается такое название «светодиодная лента дюралайт», которое может иметь двоякий смысл. Магазины начали так именовать светящиеся гибкие полоски с питанием от 220В. На самом деле светильник дюралайт – это прозрачный шнур из гибкого полимера, внутри которого изначально располагались лампы накаливания, а теперь светодиоды. Пространство шнура заполняют поливинилхлоридом с целью повышения прочности и степени защиты. По внешнему виду и способу применения лента на 220В и дюралайт-шнур очень схожи, что, собственно, и создает путаницу.

Дюралайт очень часто используют в интерьерной подсветки ниш потолков. А также подсветки пола. Часто используется для елочных украшений и за место привычных гирлянд. А с более высокой степенью защиты даже для бассейнов.

Реализация управления по DMX своими руками

DMX или же DMX-512 является стандартом, применяемым для управления световым оборудованием. Он позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами. По каждому из каналов передаётся только один параметр прибора. К таким параметрам обычно относят: цвет светового луча, яркость лампы, число вспышек в режиме стробирования, поворот зеркала (либо всего прибора) по горизонтали, поворот зеркала (либо всего прибора) по вертикали, номер гобо-трафарета. В сложных приборах так же контролируется фокус луча и рассеивание (фрост). Каждый прибор имеет определённое количество управляемых дистанционно параметров и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512.

В настоящее время большинство именитых фирм, занимающихся выпуском концертного света, выпускают адаптеры USB для управления оборудованием непосредственно с собственного программного обеспечения, в обход аппаратных пультов. Цена таких устройств естественно велика.
В своё время, интересуясь этим вопросом, я не смог найти в рунете статьи, раскрывающей возможность создания преобразователей USB-DMX «на коленке». Поэтому, в данном топике хочу привести несколько вариантов реализации преобразователя USB-DMX своими руками, для последующего использования с одним из Open-Source продуктов. Оговорюсь сразу, что данные устройства могут быть не совместимы с некоторым световым оборудованием.

Вариант первый — всеми любимая FTDI.

DMX-512 в своей основе имеет не что иное, как стандарт RS-485, поэтому возможна реализация по средствам микросхемы FT232 и буферов RS-485. Одно из таких устройств предлагает фирма Enttec.
Электрическая схема с официального сайта базируется на FT232BM, требующей отдельную микросхему EEROM. Думаю, что замена на FT232R не повлияет на качество. Тем более что в интернете проскакивают такие реализации.

Непосредственно в даташите на FT232 имеется схема преобразователя USB — RS-485, но как показала практика она не подходит, возможно дело в несогласованности линии.

Вариант второй — микроконтроллер.

Таких устройств в интернете встречается немало. Выделю лишь два, имеющие полный комплект документации:
— Самый известный из преобразователей (реализован на AVR) — MINI-DMX. Думаю, что желающие смогут с легкостью доработать его, добавив USB интерфейс.

— Реализация на микроконтроллере PIC с сайта dmx512-online. Непосредственные ссылки на электрическую схему и руководство по прошивке.

Вариант третий — копии существующих устройств.
Найти открытых схем и исходников прошивок мне так и не удалось. Логика подсказывает, что внутри такие устройства имеют так же микроконтроллер или как максимум DSP. Уже готовые реализации во всю продают наши умельцы, например на форуме Vegalab. Если кто-то из хабражителей располагает схематикой и прошивками и готов ими поделиться, буду очень признателен.
Для работы с приведенными выше преобразователями подходят программы:
— Free Styler;
— DMX Control.

К сожалению, данные программы не обладают такой хорошей 3D визуализацией как фирменные продукты, но имею большую базу оборудования, что упрощает настройку в части назначения DMX каналов.

В заключение добавлю, что для того чтобы обезопасить себя от повреждения компьютера лучше включить в схему преобразователей USB-DMX гальванические развязки. Особенно это актуально при работе в нелегких сценических условиях. Сжечь материнскую плату в середине концерта удовольствие неприятное.

Читайте также: