Акустическая розетка своими руками

Обновлено: 07.05.2024

Мастер-класс: как установить розетку

Делая ремонт в помещении, мы практически всегда сталкиваемся с необходимостью произвести ряд манипуляций с розетками и выключателями — обновить старые механизмы, или перенести их на другое место, добавить несколько новых точек, или полностью поменять всю проводку вместе с электротехническими изделиями.

Подготовительные работы

Определение точек выводов, прокладка проводов

Установка розеток начинается с прокладки проводов. Если не вдаваться в расчётные подробности, отметим, что на розетки следует вести трёхжильный медный провод с сечением каждого проводника 2,5 мм2, хорошо зарекомендовала себя марка ВВГнг. Заметим, что в редких случаях, когда нужно запитать какой-то мощный потребитель (джакузи, электроплиту, духовку…), то к нему ведут и 4-миллиметровые жилы, однако там применяют чаще прямое подключение на клеммы, а не розетки. Проводка в жилых помещениях делается скрытая — в штробах, проводник, даже будучи в двойной изоляции, должен заключаться в защитную самозатухающую пластиковую гофру (её диаметр 16 или 20 мм).

Расположение розеток, а соответственно и выводов провода, нужно тщательно продумать, чтобы было удобно пользоваться электроприборами, и не возникало проблем с монтажом. Здесь важно всё — от высоты над полом (сейчас общепринятый стандарт — 300 мм) до положения профилей подсистем (каркасов) и количества розеток, типов электроустановочных изделий в одной рамке. Наиболее логичным будет на бумаге составить рабочий план расположения розеток и выводов с геометрической привязкой к стенам и мебели, а также указать состав многопостовых блоков.

Практически все производители предлагают горизонтальные рамки, в которых можно расположить максимум 5 или 6 механизмов, а вертикальные рамки выпускаются в двух- или трёхпостовом исполнении. Заметьте, что под один фасад можно загнать не только силовые розетки, но и выключатели , а также всевозможные слаботочные гнёзда (телефон, интернет, акустика, внутридомовая связь, TV…).

На один блок розеток, весьма желательно к крайнему механизму, подводим один силовой питающий провод (если сечением он не менее 2,5 квадрата), остальные запитаем от него шлейфом, это допускается нормами ПУЭ. Идеальным с точки зрения надёжности считается вариант, когда на каждую розетку от распредкоробки или даже от щита идёт отдельный провод, но тогда расходы на проводники и трудозатраты увеличиваются в разы.

Очень важный момент — оставляйте провод с запасом, из стены должен выходить «хвост» минимум 150–200 мм. Короткие вывода сильно усложняют монтаж.

Внимание! Не выводите провод из стены по центру розетки, так как в эту точку ставится стабилизирующее сверло коронки. Лучше выпустить проводник на несколько сантиметров в стороне (на сплошных минеральных основаниях), либо до монтажа установочных коробок оставить за облицовкой (для каркасных вариантов).

Инструмент и расходные материалы

Как мы уже говорили, с инструментом для установки розеток проблем особых нет, он недорого стоит и практически полный его комплект имеется в арсенале большинства мало-мальски подготовленных домашних мастеров.

Аудиорозетка – что это такое?

Технология не нова, сейчас уже трудно представить жизнь современного человека без интернет- аудио розеток, так же, как и без моб телефона с экраном. Просто в старых домах приходится их устанавливать, долбить стены.

Клара Лопатина :

Мы избавились от шнуров, тянущихся по углам комнат, и я обнаружила, что под ними никогда не мыли пол и там образовалась засохшая грязь. Теперь провода убраны, включить/выключить звук легко. Довольны как слоны.

Бывает надо подключить несколько устройств, а розеток не достаточно. Что делать, принести удлинитель? Да, но путаться в проводах не хочется. Вот тогда понимаешь, что нужны доп. розетки.

Прокладка кабеля домашней аудио видео системы в стенах

Прокладка кабеля домашней аудио видео системы в стенах

Как скрыть провода ваших колонок, телевизоров и других аудио / видео устройств

Это руководство поможет вам сэкономить деньги, выполнив самостоятельно несложные работы по прокладке проводки в стенах и потолке как на стадии законченного ремонта, так и на незавершенных объектах. Если вы решите нанять профессионалов, знания, которые вы получите от нас, помогут вам грамотно работать с вашим подрядчиком в процессе монтажных работ.

Можете ли вы сами провести монтаж в стене?

Если вы новичок в этой работе, попробуйте относительно небольшой проект, например, прямая прокладка проводов, идущих на тыловые колонки в вашем домашнем кинотеатре.

Простейшими сценариями для самостоятельного установщика являются те, в которых вы можете проложить провода на чердаке или подвале вашего дома. Используйте эти пространства как можно больше, даже если это потребует более длинных прогонов кабеля.

А может не надо?

Прежде чем начинать сверлить отверстия в гипсокартоне или штробить стены, рассмотрите современные беспроводные музыкальные решения . Существует множество беспроводных колонок, а также некоторые комбинации приемников и передатчиков, которые работают с обычными усилителями и динамиками. Многие люди спрашивают нас о беспроводных системах объемного звучания . В течение многих лет в этой области не было хорошего решения. Сейчас их несколько.

Запросите у нас план системы

  • Напоминаем, что вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые с удовольствием сделают за вас всю работу описанную ниже.

Вещи, которые вам понадобятся

Всегда используйте провод, допущенный для установки в стены. Ищите акустический кабель с сертификатом CL2 или CL3 (CL2P или CL3P, если вы размещаете его в отопительных каналах). Вам понадобится кабель, рассчитанный на прямую укладку в грунт, если вы используете его для уличных динамиков.

Калибр акустического кабеля

Акустические кабели предназначенные для укладки в стены или грунт имеет специальное обозначение, которое указывает сечение и количество проводников.

  • 16/2 – Кабель 16-калибра с 2 проводниками
  • 14/4 - Кабель 14-калибра с 4-мя проводниками

Относительная толщина проводов разного калибра. (не фактический размер)

Сколько кабеля нужно купить?

После того как вы нарисовали схему подключения, вам нужно выяснить, сколько кабеля вам понадобится. Попросите вашего дизайнера помочь в этом. Он может предоставить вам план на котором показано, что будет установлено в каждой комнате, включая все потолочные динамики, телевизоры, кронштейны и другие предметы, которые вы будете устанавливать.

Ваш дизайнер или прораб может посмотреть наш план с конфигурацией колонок и аппаратуры и дать вам полезную рекомендацию о том, сколько акустического кабеля нужно купить. Если вы планируете рассчитать кабельные трассы самостоятельно, подумайте, где должен пройти каждый кабель. Отметьте и измерьте каждую кабельную трассу. Подсказки:

  • Предусмотрите дополнительную длину кабеля для соединений. Например, если вы намереваетесь установить потолочные громкоговорители самостоятельно, оставьте 1 метр дополнительного провода, чтобы вы могли легко установить и подключить потолочные динамики когда стоите на стремянке.
  • Заложите дополнительно 10-15 процентов кабеля: ваш запланированный маршрут кабеля может быть изменен неожиданным препятствием. Чтобы чувствовать себя спокойно, купите как минимум на 10 процентов больше кабеля, чем считаете нужным.

Зачем тянуть два кабеля, когда можно использовать один? Четырехжильный кабель имеет положительные и отрицательные провода для левого и правого громкоговорителей внутри одной оплетки. Такой кабель часто используется между усилителем и встроенным регулятором громкости или стереофоническим динамиком.

Аудио / видео кабели

Кабели HDMI из ближайшего сетевого магазина электроники не подходят для прокладки в стенах и потолке, поскольку не имеют соответствующей сертификации UL и CL2. Инсталляционные HDMI кабели с соответствующим сертификатом для укладки в стены не распространяют огонь выделяют мало дыма и не выделяют галогена при горении.

Для передачи цифрового сигнала на большие расстояния, есть специальные волоконно-оптические кабели HDMI .

Волоконно-оптические кабели HDMI поддерживают устойчивый сигнал на длинных трассах, и они невосприимчивы к помехам .

Опыт показывает, что проблемы совместимости при установке компонентов HDMI возникают снова и снова. Причину этих проблем часто бывает трудно определить, так как отдельные компоненты и кабели в свою очередь обычно работают безупречно в других конфигурациях. Поэтому мы настоятельно рекомендуем протестировать всю цепочку сигналов, используя все запланированные компоненты, включая кабели, перед их установкой. Это особенно важно, когда используются длинные кабели и их необходимо установить в стены или за потолком.

При установке кабелей также обратите внимание на то, должно ли соблюдаться направление движения. Длинные кабели HDMI, длиной 7,5 м и более, или оптоволоконные HDMI кабели, имеют активные чипы и поэтому имеют фиксированное направление движения. Кабели чувствительны! Они не должны быть согнуты, сжаты или растянуты, в этом случае они могут быть повреждены.

Сразу после того как вы проложили HDMI кабель в стене или потолке обязательно проверьте этот кабель при помощи тестера.

Акустические розетки и установочные короба

Наш специалист также может помочь вам определить, сколько и какие настенные акустические розетки и встроенные регуляторы громкости вам понадобятся. Вам также необходимы монтажные коробки под каждую акустическую или сабвуферную розетку и регулятор громкости.

Эта розетка для домашнего кинотеатра включает разъемы для акустики и сабвуфера. К этой розетке подключается AV-ресивер.

Эта универсальная настенная панель дает вам входную или выходную точку для любого типа кабеля.

Эти панели являются частью комплекта, который скрывает как сигнальные, так и силовые кабели для телевизора закрепленного на стене.

Монтажные коробки

Короба, используемые для установки наших регуляторов громкости, акустических розеток и других встроенных устройств, называются распределительными коробками или «J-box». Выбирайте J-box, который достаточно глубок, чтобы соответствовать вашим встраиваемым устройствам (обычно 2-3 / 4 дюйма).

Установите розетки на одинаковой высоте с розетками переменного тока, для чистого, однородного внешнего вида. Встроенные элементы управления (регуляторы громкости, панели управления мультирум и т.д.) выглядят лучше всего, если они установлены на высоте переключателей освещения (обычно расположенных на расстоянии 1,5 метра от пола). Не соединяйте низковольтные установочные короба с коробами высоковольтных розеток и выключателей.

Стандартная распределительная коробка необходима для установки встроенного регулятора громкости.

Маркировка проводов

Перед тем, как начать протягивать кабели или перед тем, как разрезать другой провод пометьте оба конца провода. Вы можете использовать специальные наклейки или просто изоленту и маркер.

Самоклеящиеся цветные этикетки обеспечивают четкую маркировку ваших аудио, видео и акустических кабелей.

Стяжки и ленты для кабеля

Провод нужно стягивать хомутами через каждые 1,5 метра, а начать с расстояния 30 см. от распределительной коробки. Используйте стяжки на липучке или пластиковые хомуты. Электрические скобы, используемые для обычной проводки переменного тока, могут повредить низковольтные кабели, если они слишком плотно прибиты.

Для стяжки кабелей в задней части ресивера вам может понадобиться многоразовая лента на липучке.

Стойки под аппаратуру

Если вы собираетесь скрывать свои динамики на потолках или в стенах, почему бы не скрыть компоненты? Мы предлагаем различные стойки под аппаратуру , предназначенные для установки в подсобном помещении или шкафу.

Открытые стойки Middle Atlantic можно закрепить на стене, установить на полу или встроить в мебель.

Закрытые стойки обычно оснащаются роликами, поэтому вы можете выкатывать их для удобного доступа к соединительным кабелям.

Инструменты

Щипцы для зачистки электропроводов / стриппер

Если вы устанавливаете сразу много динамиков вам понадобится хороший инструмент для зачистки кабеля. Мы также предлагаем различные инструменты для опрессовки разъемов коаксиального и сетевого кабеля.

Самый элементарный способ снятия изоляции не требует ничего, кроме острого ножа. Однако снять внешнюю оплетку кабеля при помощи ножа не повредив при этом изоляцию проводников крайне затруднительно. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам использовать специальный инструмент «стриппер» для зачистки кабеля.

Этот инструмент самостоятельно адаптируется к диаметру провода, при этом не повреждая его. Им можно работать с медными и алюминиевыми кабелями.

Детектор скрытой проводки (Studfinder)

Перед тем, как начать установку в готовой комнате, вам понадобится хороший детектор скрытой проводки. Некоторые детекторы, как этот, могут различать металлические трубы, провода переменного тока и другие препятствия, скрытые за вашими стенами.

Перемещайте детектор вдоль стены или потолка, чтобы найти арматуру, проводку, направляющие или трубы.

Кабельная протяжка или кабельный зонд (Fish tape)

Кабельная протяжка (Fish tape) - это инструмент, который поможет вам протянуть кабель за готовыми стенами, полом и потолками. Представьте рыболовную катушку с намотанной на нее полужесткой «лентой» (нейлоновая или стальная лента с крючком или кольцом на конце). Идея состоит в том, чтобы «закинув ленту» в оно отверстие вытянуть или «поймать» ее через другое отверстие. Затем вы присоедините кабель к крюку на конце ленты и тянете ленту назад вместе с кабелем.

Устройство для протяжки кабеля используется для упрощения работ по протягиванию кабеля.

Разнообразные инструменты

  • Лазерный уровень (осепостроитель) или малярный шнур для разметки.
  • Шуруповерт или электрическая дрель.
  • Набор бит и сверл.
  • Пила по гипсокартону.
  • Карандаш.
  • Стремянка.
  • Защита глаз, рабочие перчатки и пылевые маски.
  • Электроизоляционная лента.
  • Кабельные стяжки.

Секреты и техника монтажа

Создание закладных

Как только провод или пучок проводов потянут к месту выхода, вы должны сделать так называемые «закладные». Это означает правильную подготовку кабеля к заключительному этапу (созданию соединений). Аккуратно свернете лишний провод и временно закрепите его в распределительной коробке.

Нужно вытянуть примерно 0,5 м. кабеля из монтажной коробки, а затем смотать его, заложить внутрь коробки и закрепить там.

Лист гипсокартона закроет монтажную коробку с кабелем, поэтому сфотографируйте или измерьте местоположение, чтобы вы могли найти кабель после того, как закончите отделочные работы.

Оберните концы каждого провода пластиковым пакетом и изолентой, чтобы предотвратить попадание влаги в провода. Провод может начать корродировать из-за краски и влаги. Убедитесь, что метки на которых отмечено назначение каждого кабеля не стерлись и защищены.

Оставьте не менее 50 см. кабеля в каждой монтажной коробке закрепив его проволочными стяжками.

Советы по протягиванию проводов

Для того, чтобы ваши провода легко вытягивались, диаметр отверстия должен быть примерно в два раза больше, чем общий диаметр всех проводов, которые вы собираетесь протащить. Поскольку размеры отверстий ограничены, вам, возможно, придется использовать несколько отверстий. Например, отверстие 3,5 см будет вмещать пучок кабелей чуть менее 2 см в диаметре.

Будьте осторожны при использовании пластиковых стяжек – стягивать нужно плотно, но не сильно, чтобы не зажать или повредить кабель.

Протяжка кабеля через готовые стены

Если речь идет о частном доме, изучите как можно больше возможных мест для протяжки кабеля, прежде чем делать отверстие. Исследуйте подпол или потолок в незавершенном сегменте вашего подвала. Попытайтесь определить, в каком направлении идут балки, и где может быть пустое пространство между направляющими.

При осмотре подпола или чердака вы можете определить, какие стены не имеют водопроводных труб и электрических проводов. Высококачественный детектор поможет вам отличить различные типы препятствий за стенами, включая направляющие, кабели переменного тока и трубы.

Конечно, вы не можете знать с абсолютной уверенностью, что стоит за стеной, поэтому вы должны быть готовы просверлить, а затем заделать разведывательные отверстия.

Чтобы свести к минимуму эту работу, используйте детектор скрытой проводки для дерева и металла, который может найти направляющие из дерева, металла и силовые провода. Вы можете также просверлить небольшие «пилотные отверстия», чтобы исследовать пространство за стенами. Используйте прочный кусок проволоки, например из вешалки, чтобы найти препятствия за стеной.

Обязательно отключите питание в зоне, где вы будете сверлить свое пилотное отверстие, и будьте осторожны, чтобы случайно не повредить сверлом водопроводную трубу или электрический кабель. Убедитесь, что знаете, где находится главный запорный вентиль, на случай, если повредите водопровод.

Используйте прочный провод (например, от вешалки), чтобы исследовать ваши пилотные отверстия.

Резка гипсокартона

После того, как вы определили местоположение встраиваемых колонок , разметили отверстия по шаблонам которые идут в комплекте с вашими колонками и выполнили любые другие рекомендации, указанные в руководстве пользователя, вы можете начать резку гипсокартона.

Если вы создаете прямоугольное отверстие, начните с высверливания двух небольших отверстий в противоположных углах; если вырез круглый, просверлите два небольших отверстия на противоположных сторонах. Затем, используя пилу для гипсокартона, начинайте с одного отверстия и обходите контур к следующему. Вырежьте гипсокартон одним куском, держите пилу под углом внутрь, чтобы в дальнейшем было легче вытащить отпиленный кусок гипсокартона. Если вам не нужно увеличивать отверстие, просто удалите лишний материал по периметру выреза перед установкой потолочных динамиков .

Для получения дополнительной информации о выборе и расположению колонок в стене см. Руководство по установке динамиков в стены и потолок.

Стены из кирпича и бетона

Если в вашем доме стены из кирпича и бетона, установка проводки в стене будет более сложной. Кирпич, бетон, газобетонные блоки и облицовочная штукатурка обычно трескается и крошится, поэтому вы должны быть готовы сделать некоторые восстановительные работы по заштукатуриванию стен. Даже если в вашем доме и квартире идет ремонт и стены еще не заштукатурены мы настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами профессиональных строителей, которые при помощи специальных штроборезов сделают эту работу быстро и аккуратно.

Советы и рекомендации по протяжке кабеля

Вероятно, вы столкнетесь с некоторыми препятствиями в стене и за потолком, прокладывая кабели, например, дополнительные направляющие или пожарная перегородка. Если это произойдет:

  • Вырежьте небольшой прямоугольный кусок гипсокартона вокруг препятствия. Отрезайте с внутренним наклоном пилы, чтобы было легче установить гипсокартон на место, когда закончите.
  • Отрежьте часть направляющей или просверлите небольшое отверстие для провода. Если вы полностью распили направляющую, не забудьте укрепить ее скрепляющей пластиной.

Проложить провод через скрытое препятствие: (A) Отрежьте прямоугольный кусок гипсокартона вокруг препятствия. (B) Срежьте часть направляющей или просверлите отверстие для кабелей. Используйте кабельную протяжку, чтобы протянуть провод через отверстие.

Прокладка кабеля через подвал без финишной отделки

В примере, показанном здесь, вы разрезаете два отверстия в стене - один для настенной панели управления или регулятора громкости, а другой для встроенного динамика. Затем просверлите два отверстия в нижней плите вашей стены, которые доступны из недостроенного потолка подвала. Одно отверстие проходит ниже настенной панели, а другое - ниже в стенной колонке.

Откуда вы знаете, где сверлить отверстия нижней пластины? Вы можете либо измерить расстояние до настенной панели и динамика от соседней стены, ссылаясь на копию ваших чертежей, либо измерить расстояние от видимого ориентира, проходящего прямо через стену до пола ниже, например, водопроводной трубы.

После того, как отверстия выполнены, вы можете вытянуть провод из отверстия для панели управления до подвала, а затем протянуть его через другое отверстие к месту расположения динамика.

Вот как можно протянуть кабель через подвал.

Снимите плинтус. Сделайте два отверстия в стене. Протяните кабельную протяжку из одного отверстия в другое и протяните провод. Уложите кабель в канал плинтуса или спрячьте его за плинтус. Установите снятый плинтус на место.

Домашняя студия звукозаписи. Часть 2. Электропроводка

Если вы не читали первую часть серии, советую ознакомиться с ней на моем канале. Там я рассказываю о том как начиналась постройка студии и с чем нам пришлось столкнуться на первом этапе.

Электропроводку мы начали делать до того, как определились с основным оборудованием. Не скажу, что это была серьезная оплошность, но, наверное, имей мы заранее представление о будущем техническом оснащении, возможно некоторые нюансы мы бы продумали детальнее. Но обо всем по порядку.

Проводку было решено сделать скрытой в штробе, поскольку все звукоизоляционные материалы имеют высокую степень горючести. Поскольку я тогда уже работал проектировщиком, прикинув примерную схему расположения розеток и выключателей мы сделали штробы по пути прохождения кабеля. Вообще, при монтаже системы электроснабжения я бы посоветовал установить отдельный студийный щит, поскольку в дальнейшем это позволит масштабировать количество групп и устанавливать необходимое электрооборудование. У нас к сожалению такой возможности не было, поскольку в общей системе электроснабжения клуба на нашу студию была выделена единственная группа с небольшим номиналом по току. Кроме того ввод осуществлялся в комнату звукозаписи, а устанавливать там щит никак не хотелось.Вообще я советую до начала монтажа проводки прорисовать план и схему, чтобы иметь полное представление о работе системы. Для пояснения прикладываю типичный план расстановки оборудования, выглядит это громоздко, но не стоит пугаться - это не студия, довольно большой ночной клуб, плана расположения оборудования нашей студии у меня увы не сохранилось.

Теперь разберемся с основными нюансами при монтаже электропроводки. Естественно в системе должен присутствовать проводник рабочего заземления. Если такового нет, советую устроить контур повторного заземления, кроме того, согласно ПУЭ вновь сооружаемые объекты должны иметь таковой проводник. Стоит оговориться, что вообще для акустического оборудования PE проводник (это тот самый проводник рабочего заземления) несет больше плюсов чем минусов, однако кроме непосредственно чувствительных к шумам музыкальных электроприемников в вашей студии будет присутствовать простое силовое оборудование, которое нуждается в заземляющем проводнике. Для избежания помех и шумов в студии я бы советовал ставить двухконтактные розетки, хотя найдутся как сторонники так и противники такого подхода. Дело в том, что в общей сети по проводникам передаются так называемые кондуктивные помехи. наличествующие в проводах, что не отражается на качестве звукозаписи. При достаточном финансировании я бы посоветовал установить электрические фильтры, способные устранять нежелательные гармоники напряжения и снижать уровень шумов. Говоря о фильтрах я имею ввиду не ту переноску с лампочкой, которая стоит возле каждого компьютера, а настоящий промышленный фильтр, как например SFI B84115Е (таких фильтров существует великое множество, и я предлагаю конкретную марку только для ознакомления).

Так же стоит задуматься об установке на вводе стабилизатора напряжения, поскольку снижение и повышение уровня напряжения в сети естественная ситуация, а это так же неблагоприятно сказывается на чувствительном оборудовании.

Отдельный вопрос - повторное заземление проводящих частей оборудования. Таковыми как правило являются микрофонные стойки, металлические корпуса различных приборов и т.д. Я не уверен в необходимости данной меры и просто советовал бы избегать установки лишних приборов в комнате записи. Здесь мне могут возразить, что повторное заземление позволит защитить приборы от статических разрядов, наличие которых обусловлено тем, что комната звукозаписи, как правило, обшита акустическим поролоном, который при контакте с человеком, одетым в синтетическую одежду может заряжать его нежелательным потенциалом (проще говоря возникает ситуация, когда вас будет бить током при соприкосновении с металлическими приборами.). Мое мнение таково, что эти разряды не несут вреда микрофонным стойкам, а чувствительное оборудование как правило не заземляется. Однако при прикосновении к устройствам, например к гитаре, перед тем как трогать струны лучше всего, выражаясь технически, уровнять свой потенциал, иначе говоря прикоснуться к какому нибудь заземленному элементу, скажем батарее, дабы снять с себя заряд. В любом случае полностью избежать статических зарядов не удастся, поэтому при контакте с музыкальными инструментами будьте предельно осторожны, так как такие разряды могут вывести из строя пьезоэлектрические датчики и мембраны.

Что касается коммутационных аппаратов, для защиты линий я советую использовать простые автоматические выключатели, избегая установки УЗО и выключателей дифференциального тока. Вызвано это тем, что практически практически все приборы студии, будь то простой компьютер или комбик с гитарой, в нормальном режиме работы имеют так называемые токи утечки, из за которых устройства, реагирующие на дифференциальный ток, будут постоянно размыкать цепь.

Теперь переходим к выбору электроустановочных изделий. Как уже говорилось выше, выключатели освещения лучше вынести наружу - это позволит избежать их влияние на акустические параметры комнаты. Кстати, на канале я выкладывал типовые схемы подключения выключателей, так что если у вас возникают проблемы с монтажом, советую с ними ознакомиться. Эти схемы я обычно прикладываю для монтажников к проектам электроснабжения.

С розетками ситуация обстоит немного сложнее - их вынести наружу не удастся, поэтому их выбор опишу подробнее. В нашем случае мы остановились на накладных герметичных розетках. Эстетически они выглядят хуже встраиваемых, однако обладают существенным преимуществом - своей герметичностью. Дело в том, что как я уже говорил, звукоизоляционные материалы в большинстве своем чрезвычайно горючи, и мы просто побоялись устанавливать встраиваемые розетки, имеющие возможность контакта частей находящихся под напряжением с минеральной ватой, используемой нами для звукоизоляции студии. Правда розетки мы выбрали максимально узнике, дабы их можно было утопить в акустический поролон

Хотелось бы сказать пару слов о системе освещения. Лучшим способом освещения будет использование точечных потолочных светильников. Обычно судия в общественном представлении - такой темный уголок, с хорошим фоном для фото. Я бы советовал наоборот делать освещение в студии ярким, так проще читать ноты во время записи да и вообще на мой взгляд легче работать. При невозможности использования точечных светильников (как это было в нашем случае) лучше использовать настенные. Потолочные накладные светильники ощутимо плохо влияю на акустическую обстановку из-за их расположения, в то время как настенные можно разместить так практически на стыках потолка и стены, не слишком теряя при этом в уровне освещенности. Так же стоит избежать использования ламп накаливания, а использовать светодиодные лампы. Связано это отнюдь не с экономией. Дело в том, что лампа накаливания, кроме света генерирует еще и тепло, что вкупе со звукоизоляционными материалами (которые неплохо сохраняют температуру в помещении) может превратить вашу студию в настоящую сауну, с чем мы и столкнулись. Люминисцентные лампы я недолюбливаю из за их технических характеристик, долгий разогрев и постоянный фликер, особенно в дешевых экземплярах, сказываются на усталости глаз.

Вот пожалуй и все, что касается электропроводки в студии. В следующей статье расскажу о звукоизоляции комнаты записи, хитростях при создании зон записи вокала, барабанной установки и гитары, а так же о тонкостях размещения гнезд подключения оборудования. Если статья была для вас полезной ставьте лайки и подписывайтесь на канал, что бы не пропустить следующие выпуски.

Изготовление розетки для резонаторного отверстия

Осталось дело за малым - сделать розетку.
Я люблю делать для каждой гитары оригинальнальный рисунок розетки, поэтому материал выбирается с расчётом изготовления одной розетки. Из полосок шпона напиливаются маленькие брусочки с сечением 0,8 мм х 0.8 мм длиной 15 см. Перед выпиливанием таких мелких брусочков обязательно приходится затачивать дисковую фрезу чтобы распил получался чистым и ровным. В результате получаем три кучки тоненьких палочек.


Склеиваю палочки в соответствии с планом розетки зажимая их между двух линеек. Через некоторое время у меня имеется 9 склееных полосок.


Теперь их надо выровнять по толщине. Для этого используется цыкля закреплённая в специальной конструкции. Каждая полоска протаскивается между цыклей и основанием. В результате получаем ровные по толщине полоски склееных брусочков.


Автоэвакуаторщики

Далее каждой полоске нужно придать форму сектора по толщине, чтобы она правильно вписывалась в окружность. Край полоски который будет распологаться ближе к резонаторному отверстию должен быть тоньше. Для проведения такой операции я использую фрезер со специальной оснасткой. Склееная полоска вставляется слева и проходит под фрезой которая снимает часть дерева. На выходе получается слегка скошенная полоска. Фреза очень активно пытается выталкивать полоску и если её не придерживать то она вылетает справа как стрела пущенная из лука.


Все полоски склеиваются в специальном приспособлении.


Далее предстоит приятная процедура напиливания секторов из склеенной заготовки. Приятная потому что напиливание я делаю с помощью моего станочка и идёт оно довольно быстро.

Как сделать самому классную портативную акустику?

А зачем делать самому? Все же продаётся! — Спросите Вы меня.
Во-первых, это реализация своего творческого потенциала. Сделать собственный проект это занимательно, интересно и позволяет унять желание сделать что-то своими руками.
Во-вторых, крупноблочный DIY проект это не очень сложно, но позволяет получить изделие с уникальными характеристиками и авторским дизайном.
И, наконец, DIY проект портативной акустики может стать необычным, но полезным подарком.
Я сделал более двух десятков различных типов колонок, хочу поделится своим опытом.


Содержание

Пройдемся по каждому этапу изготовления DIY портативной акустики.

Выбор концепции и дизайна акустики

Сначала надо определится с размерным классом будущего изделия. Условно разделим портативную акустику на три класса: микро, мини и макси.

Микро — портативная акустика ближнего поля, формата небольшого радиоприемника. Такую даже можно сделать моно, все равно размер не даст получить нормальный стереозвук.
Мини — типовой формат, китайские покупные колонки как раз такого размера. Там обычно пара динамиков и пассивный излучатель.
И, наконец-то, макси формат. Размер на грани портативного. Для вечеринок большой компанией. Формат аудио чаще всего 2.1 (стерео с отдельным низкочастотным каналом).


Дизайн вещь индивидуальная! Тут есть место полету фантазии. Совет: необходим эскиз/чертеж/трехмерная модель будущего изделия, что бы прикинуть компоновку узлов и не ошибиться в размерах.

Выбор типа корпуса

Пожалуй, самая видовая и занимательная часть акустики — это корпус.
Рассмотрим несколько «рецептов» изготовления корпуса для DIY портативной акустики.

  • Фанера
  • Готовые «доноры»
  • Корпуса для РЭА
  • Профили
  • 3D печать и формовка
Фанера

Самый простой в обработке и легкодоступный материал — фанера. Как вариант: деревянный массив, ДСП или МДФ.

Минусы — это тяжесть и дополнительные работы по влагостойкости.


Кроме фанеры можно использовать текстолит (клеить эпоксидкой) и картон. Последний неплохо пропитать горячим лаком.

Вот мои поделки — под ретро радио из стеклотектолита и вариант корпуса из пропитанной картонной трубы:



Готовые «доноры»

Донором для портативной акустики может служить:

  • Чемоданы
  • Ящики для инструмента
  • Канистры
  • Аптечки
  • Кашпо
  • Кейсы от коньяка
  • И экзотические варианты, например, патронный ящик от пулемёта.

Рассмотрим как реализовывали это различные авторы:




Корпуса для РЭА

Можно использовать корпуса для РЭА. Это удобно: широкий выбор размеров, доступность. Корпуса чаще всего герметичные (с резиновым уплотнением).

Корпуса для РЭА есть пластиковые (чаще), алюминиевые (дороже) и комбинированные.

Пластиковые корпуса очень легко обрабатывать «на коленке». Нужен гравер, перьевое сверло, напильник.

При приложении рук получается вполне нарядно:


С алюминием, конечно, чуть сложнее, но не забываем при обработке добавлять смазку, хотя бы банальный WD-40.

Из алюминиевых корпусов мне очень понравился такой с торцевыми пластиковыми крышками (я купил):


Профили

В строительных супермаркетах сейчас продают много различных замкнутых профилей, как пластиковых для вентиляции и канализации, так и алюминиевых. Из них коже можно сделать корпус колонки, главное придумать и обыграть как сделать герметичные торцы.

Пластиковые корпуса нужно усиливать ребрами жесткости.

Вот мой мой пример корпуса из профиля:


3D печать и формовка

Повальное распространение 3D принтеров, печатающих пластиком, серьезно упростило жизнь самодельщикам. Теперь небольшие корпуса или элементы конструктива можно печатать из пластика. Без проблем можно реализовать сложные формы, вроде, лабиринтов.


Формовка — подразумевает собой классический приём: каркас, стеклоткань и эпоксидная смола. На финише шпатлёвка, шлифовка и окраска. Таким образом можно получить корпус весьма замысловатой формы.


Подбор динамиков и акустического оформления

Помните про размерный класс? Так вот, и динамики можно соотнести так же.

  • Микро — размер <2"
  • Мини — размер самый ходовой от 2" до 3"
  • Макси — >3" Там уже может быть использованы и две полосы, а так же сабвуферный басовый канал.

Для размера «мини» и «макси» желательно измерить параметры Тиля — Смолла для точного расчета объема и выбора акустического оформления. Я использую ПО bassbox 6 pro. Это позволит получить максимальную отдачу динамика на низких частотах.

Основные акустические оформления для портативной акустики:

  1. Закрытый ящик. Самый простой вариант, меньше риск ошибиться.
  2. Фазоинвертор. Тяжело настраивать без параметров динамика. В маленьких корпусах тяжело реализуем.
  3. Пассивный излучатель. Самый распространенный в портативных решениях вариант. Площадь излучателя должна быть больше или примерно равна площади динамика, а настройку рабочей частоты можно подкорректировать добавочной массой.

Но все это тема сложная и требующая отдельной статьи. Для портативной акустики можно опираться на данные производителя и от них выбирать объем оформления. А тип оформления рекомендую использовать пассивный излучатель, на нем сейчас 99% такой акустики и сделано.

Пожелания к динамикам для портативной акустики:

  • Желательно неодимовый магнит (мощнее, компактнее, эффективнее)
  • Желательно диффузор с защитой от влажности (пластик, полимер)
  • Резиновый широкий подвес (прочнее, долговечнее, больше ход динамика, глубже бас)
  • Лучше брать динамики 4 Ом, чем 8, так как усилитель выдаст на такую нагрузку больше мощности

Для защиты от внешних воздействий рекомендуется использовать защитные сетки (грили). Продаются они на Алиэкспресс любых размеров, состоят из пластикового фланца и мелкоячеистой металлической сетки.

Подборка предпочтительных моделей динамиков приведена в конце статьи.

Подбор усилителя


Основные пожелания к усилителю мощности в портативную акустику:

  • Высокий КПД, малое потребление от батареи (а это class D)
  • Компактный размер
  • Однополярное питание под аккумуляторы
  • Запас по искажениям и мощности
  • Способность работать в замкнутом пространстве без массивных радиаторов

Не малое значение в выборе имеет напряжение аккумулятора модели, от него и смотрим усилитель с максимальной эффективностью. В компактном устройстве надо стремится к максимальной отдаче и энергоэффективности.

Соответственно для размерных классов напряжения для питания усилителя:

  • Микро — 1S (3-4.2 В)
  • Мини — 2-3S
  • Макси — >3S

Подборка предпочтительных моделей плат усилителей приведена в конце статьи.

Подбор источника сигнала

Тут нужно отталкиваться от своих предпочтений и что будет наиболее востребовано.

Просто линейный вход на усилитель, если нужно проводное подключение. Если источником будет только смартфон/планшет по Bluetooth или WiFi, то плата приемника беспроводного сигнала.

Если нужна универсальность (Bluetooth/FM радио/USB/карта SD и пульт ДУ) — то лучше выбрать mp3-модуль с нужным функционалом и подходящего размера.


Рекомендую для крупных проектов использовать толковый MP3/FLAC-модуль TDM 157. Я делал на него подробный обзор.

Подборка остальных предпочтительных mp3-модулей приведена в конце статьи.


Выбор аккумулятора

Для носимой техники предпочтительнее литиевые аккумуляторы, чаще всего в форм-факторе цилиндров или плоских пакетов.

У многих есть в использовании аккумуляторы популярного формата 18650, можно их и применить.

Помимо аккумуляторов нужна плата зарядки, защиты и балансировки и желательно кейс (холдер) или рамки для набора нужной батареи.

Для крупных колонок зарядное устройство можно разместить внутри, а для зарядки использовать сетевой кабель.


Для морозостойкого исполнения бумбокса можно применить аккумуляторы формата LiFePO4.

Сборка изделия

Советы для финальной сборки портативной акустики:

  • Корпус акустики должен быть герметичен, щелей и лишних отверстий быть не должно.
  • В большом корпусе лучше разделить левый канал от правого перегородкой.
  • Динамики нужно стараться поставить дальше друг от друга.
  • Разборная конструкция практичнее склеенной.
  • Ручка или петелька для переноски добавят удобства использования.
  • Пайка проводов лучше чем скрутка, разъемы практичнее.

И еще важный момент, для развязки земляной петли (фона) при питании от одного аккумулятора и источника и усилителя, нужно запитать источник сигнала через преобразователь B1212. Это компактный DC-DC преобразователь 12 В, с гальванической развязкой и выходной мощностью 1 Вт. Фона гарантированно не будет.

Можно добавить «красоты» изделию:

  • Часы
  • Кнопку с подсветкой
  • Кольцевую RGB подсветку
  • Светодиодный фонарик
  • Стрелочный или цифровой индикатор уровня

Для наглядности и контроля батареи рекомендую поставить индикатор заряда аккумуляторов:


Если что-то не вместилось при компоновке, всегда можно навесить доп. оборудование в отдельном кейсе снаружи конструкции:


Заключение


Нельзя объять необъятное ©

В комментариях предлагайте свои идеи и делитесь своими конструкциями портативных колонок.

Акустические розетки

5 причин использовать открытые полки на кухне

5 причин использовать открытые полки на кухне

8 бюджетных приспособлений, которые помогут поддержать порядок на кухне

8 бюджетных приспособлений, которые помогут поддержать порядок на кухне

Столешница из плитки на кухню своими руками: пошаговая инструкция и примеры для вдохновения

Столешница из плитки на кухню своими руками: пошаговая инструкция и примеры для вдохновения

Вы профессиональный
архитектор или
дизайнер?

ИВД. Ремонт и отделка

Вы профессиональный
архитектор или
дизайнер?

Сайт IVD.ru - ведущий интернет-проект, посвященный вопросам реконструкции и оформления интерьера жилых помещений. Основной контент сайта составляет архив журнала "Идеи Вашего Дома" - эксклюзивные авторские статьи, качественные иллюстрации, практические советы и уроки. Над проектом работает команда профессионалов в тесном сотрудничестве с известными дизайнерами, архитекторами и ведущими экспертами издательства.

На нашем сайте вы можете подобрать комплексные дизайнерские решения; просмотреть подробные обзоры рынка строительных и отделочных материалов, мебели, техники и оборудования; сравнить собственные идеи с дизайн-проектами ведущих архитекторов; напрямую пообщаться с другими читателями и редакцией на форуме.

Читайте также: