Акт проверки электрического счетчика

Обновлено: 14.05.2024

1. Общие положения о проведении проверок расчетных приборов учета электрической энергии и выявления безучетного потребления

1. Общие положения о проведении проверок расчетных приборов учета электрической энергии и выявления безучетного потребления.

Безучетное потребление - потребление электрической энергии с нарушением установленного порядка учета электрической энергии со стороны потребителя, выразившимся:

- во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета);

- в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);

- в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Указанное вытекает из определения "безучетного потребления", указанного в пункте 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).

В выявлении безучетного потребления, также как и бездоговорного, прежде всего заинтересована сетевая организация, так как это снижает ее коммерческие потери. Однако, в отличие от бездоговорного потребления, при безучетном у потребителя заключен договор, обеспечивающий поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией). В связи с чем взысканием стоимости безучетного потребления с потребителя занимается именно поставщик электроэнергии, а не сетевая организация.

Выявление безучетного потребления осуществляется при плановой или внеплановой проверке приборов учета (п. 173 Основных положений). Проверка приборов учета должна производится не реже 1 раза в год (п. 172 Основных положений).

По результатам проверки оформляется Акт проверки приборов учета, в котором должна быть указана, в том числе информация о наличии (об отсутствии) безучетного потребления (п. 176 Основных положений). Кроме того, безучетное потребление может быть выявлено в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (п. 192 Основных положений).

Если выявлено безучетное потребление, сетевая организация составляет Акт о неучтенном потреблении электрической энергии, который сетевая организация должна передать в течение 3 рабочих дней гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации).

В Акте о неучтенном потреблении указываются данные:

- о лице, осуществляющем безучетное потребление;

- о способе и месте осуществления безучетного потребления;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

Если при выявлении безучетного потребления было выявлено превышение потребителем величины максимальной мощности, в Акте о неучтенном потреблении указываются следующие данные:

- величина максимальной мощности, указанная в договоре поставки электроэнергии;

- величина мощности, используемая потребителем;

- способ, с применением которого было выявлено превышение величины максимальной мощности;

- действия потребителя, которые повлекли превышение величины максимальной мощности (при наличии таких данных).

Согласно пункту 193 Основных положений при составлении Акта о неучтенном потреблении должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление, обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация).

Акт о неучтенном потреблении может быть составлен в отсутствие вышеуказанных лиц, при этом:

- составляющее Акт лицо прикладывает к Акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта.

- Акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с Актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление, от подписания составленного Акта о неучтенном потреблении, а также его отказ присутствовать при составлении Акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в Акте о неучтенном потреблении.

Кроме того, пунктом 177 Основных положений установлено, что в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

Таким образом, в ситуации составления акта о неучтенном потреблении в отсутствии потребителя, осуществляющего безучетное потребление (обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации)), к акту прикладываются доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления Акта о неучтенном потреблении. Важно отметить, что данное уведомление не является идентичным уведомлению, указанному в пункте 177 Основных положений, поскольку в последнем речь идет об уведомлении потребителя о планируемой дате проведения проверки прибора учета лишь при необходимости допуска сетевой организации к энергопринимающим устройствам потребителя.

Объем безучетного потребления рассчитывается сетевой организацией и направляется гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации) вместе с Актом о неучтенном потреблении.

Согласно пунктам 195 - 196 Основных положений и Приложения N 3 к Основным положениям, объем безучетного потребления определяется как произведение максимальной мощности на количество часов.

Максимальная мощность определяется по точке поставки, по которой было зафиксировано безучетное потребление. Если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии на розничном рынке, не предусмотрено распределение максимальной мощности по точкам поставки, то максимальная мощность энергопринимающих устройств распределяется по точкам поставки пропорционально величине допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода (кабеля).

Если в договоре с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), отсутствуют данные о величине максимальной мощности или если при выявлении безучетного потребления было выявлено превышение максимальной мощности, объем безучетного потребления рассчитывается не по максимальной мощности, а исходя из допустимой токовой нагрузки вводного провода (кабеля).

Количество часов определяется с даты предыдущей проверки приборов учета или даты, не позднее которой проверка прибора учета должна была быть проведена, до даты выявления факта безучетного потребления и составления Акта о неучтенном потреблении. При этом количество часов не может быть более, чем 8760 часов (Приложение N 3 к Основным положениям).

Исходя из положений пункта 166 Основных положений, по истечении срока межповерочного интервала объем безучетного потребления определяется:

- для 1-го и 2-го расчетных периодов - исходя их показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при их отсутствии - за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены;

- для 3-го и последующих расчетных периодов - исходя из максимальной мощности (допустимой токовой нагрузки вводного провода (кабеля)).

Стоимость электрической энергии (мощности) в объеме безучетного потребления рассчитывается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) по ценам на электрическую энергию (мощность) определяемым за расчетный период, в котором составлен Акт о неучтенном потреблении.

Счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности) в объеме безучетного потребления:

- выставляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) по договору, обеспечивающему продажу электроэнергии;

- должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления;

- должен быть оплачен потребителем в срок, установленный в договоре, обеспечивающем продажу электроэнергии.

После составления Акта о неучтенном потреблении до устранения причины безучетного потребления объем потребления также рассчитывается исходя из максимальной мощности (допустимой токовой нагрузки вводного провода (кабеля)).

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию – документ, отражающий готовность прибора учета к использованию. Без него невозможна процедура допуска конкретного оборудования в эксплуатацию. Именно он является документальным оформлением проведенных операций.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Подготовка

Так как составление акта – это заключительная часть ввода в эксплуатацию прибора учета, до этого составления необходимо произвести полноценную проверку имеющегося оборудования. Она включает в себя:

  • Проверку правильности указания заводского номера в техническом паспорте и на приборе. Эту нумерацию присваивает завод-изготовитель проборов учета. Номер, нанесенный на оборудование, и номер, указанный в документации, должны совпадать друг с другом.
  • Контроль верного проведения монтажной схемы подключения.
  • Проверку уровня работоспособности прибора учета. Этот показатель необычайно важен для получения допуска к эксплуатации.

Законодательная база

При формировании подобного рода бумаг обычно обращаются к «Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии». Эта бумага утверждена Постановлением правительства №442 от 4 мая 2012 года. Она описывает принятые нормативы и алгоритм прохождения процесса утверждения. В том числе там указано, что должно содержаться в оформляемой в заключении документации.

Обновления

С 28 марта 2018 года документ претерпел изменения. Раньше акт оформлялся в свободной форме. Теперь это должна быть специальная форма. Она дана в Приложении №16 Правил технического присоединения. Также изменения в документе коснулись:

  • Сроков предоставления бумаг. Теперь проект договора от сетевой организации должен прийти не позже 20 дней с момента отправки заявки.
  • Неправильно составленных заявок. Если есть огрехи, сетевая организация должна на них указать отправителю не позже 3 дней с момента получения. И указанные ошибки должны быть исправлены в срок не более 20 дней, иначе заявка признается недействительной.

Детали требований к процедуре допуска

Пункт 152 «Основных положений» упомянутого выше документа детально описывает процесс допуска к эксплуатации прибора учета электроэнергии, а именно:

  • Дата установки и дата составления акта не должны иметь разницу в сроках более месяца. То есть все действия по проверке и введению должны быть согласованы и осуществлены в 30-дневный срок. Нарушителям грозит административная ответственность в виде штрафа.
  • Обязательным условием для ввода прибора в эксплуатацию является участие представителей сетевой компании и гарантирующего поставщика электричества. А также нужно участие владельца имущества, к которому присоединяется прибор учета. Если это разные люди, то и непосредственного владельца счетчика.
  • Если счетчик общедомовой, то нужно присутствие представителя товарищества жильцов либо управляющей компании.

Также необходимо иметь в виду, что инициатором процедуры допуска должен быть собственник счетчика. Именно он отправляет заявку на проведение этой процедуры. Эта заявка отправляется гарантирующему поставщику электроэнергии и сетевой организации. Только в присутствии представителей этих организаций введение счетчика электричества в эксплуатацию будет удовлетворять общепринятым правилам.

Как заполнять акт допуска прибора учета в эксплуатацию

Бумага имеет много граф для заполнения. Для удобства они разбиты на пункты. Всего их 10:

Каждый из пунктов является принципиально важным. В самом конце делается вывод о том, допущен прибор учета в эксплуатацию или нет.

акт допуска прибора учета в эксплуатацию образец

Первый пункт – точка поставки

Под точкой поставки имеется в виду место, куда устанавливается счетчик, жилое оно или нет. Описываются числовые показатели присоединения. Они включают в себя:

  • Адрес.
  • Номер, уровень напряжения и название точки поставки.
  • Описание фидера.
  • Информацию об опоре.

Так как акт предполагает ручное заполнение, то в правом столбце все строчки объединены в одну. Это позволяет сформировать полноценное описание точки опоры прибора учета.

Характеристика прибора учета представлена в виде таблицы. В левой ее части перечисляются характеристики, в правой – должны быть прописаны конкретные значения и номера. Приборы учета имеют разные места установки, типы, принадлежности, заводские номера, классы точности. Они рассчитаны на разное напряжение в сети и номинальный ток. Отдельно предусмотрены графы для указания разрядности до и после запятой. Также указываются год выпуска, дата последней проверки и когда планируется следующая. Здесь же фиксируются показатели активного либо реактивного вида энергии.

Третий пункт – измерительные трансформаторы тока

Каждая из фаз трансформатора описывается отдельно. Отдельные строчки призваны рассказать о:

  • Месте установки.
  • Типе трансформатора (если он двухфазный, то третий столбец не заполняется).
  • Заводском номере установленного оборудования.
  • Коэффициенте трансформации каждой фазы.
  • Классе точности.
  • Дате предыдущей и планирующейся проверки.

Ошибки

В целом 8 из 10 пунктов документа должны преподносить информацию читателю в виде таблиц. Чистовые значения и показатели прибора вписываются в предназначенные для них графы. К формированию акта допуска прибора учета в эксплуатацию необходимо подходить внимательно. Ошибки не поощряются. При их совершении лучше распечатать форму заново и переписать верные данные.

Акт опломбировки счетчика электроэнергии

Установленный новый счетчик электроэнергии нужно обязательно опломбировать. Без такой процедуры нельзя будет фиксировать показания. Опломбировку обязательно осуществляют как можно быстрее после установки прибора. Сделать это может та же организация, что и монтировала счетчик, либо управляющая компания после монтажа счетчика другой компанией. После установки пломбы исполнитель и заказчик составляют акт опломбировки счетчика электроэнергии.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Порядок опломбирования счетчика

Как правило, монтаж счетчика и его опломбировку осуществляет одна и та же организация. Но бывает, что по каким-то причинам монтаж произвели раньше, в том числе своими силами, поэтому для опломбировки заключают договор с управляющей или энергоснабжающей компанией.

  1. Нужно подать заявку в управляющую компанию, договориться о времени прихода специалиста (инженера, электромонтера).
  2. Составление договора и оплата услуги.
  3. Выезд специалиста, опломбировка счетчика.
  4. Составление соответствующего акта, где также должны быть зафиксированы показания, с которых будет начинаться отсчет.

Какие задачи выполняет акт опломбировки счетчика

Акт опломбировки счетчика электроэнергии выполняет следующие функции:

  1. Подтверждает, что условия договора между организациями (заказчиком и исполнителем) были выполнены.
  2. Фиксирует показания счетчика, с которых необходимо начинать отсчет.
  3. Является документом, который подтверждает, что хозоперация (опломбировка счетчика) выполнена, можно списать расходы на нее.

Какая информация должна быть в акте опломбировки счетчика

Документ компания, предоставляющая услуги по замене и/или опломбировке счетчиков, разрабатывает самостоятельно, так как его унифицированного бланка не существует. Заполнением бумаги занимается работник, который производит опломбировку счетчика.

В акте указывают такую информацию:

Акт опломбировки счетчика электроэнергии. Часть 1

Инженер (электромонтер), который ставил пломбу на прибор, должен расписаться в документе.

К сведению! Документ должен быть составлен и подписан в двух экземплярах. Один остается у организации-заказчика, а второй специалист организации-исполнителя забирает с собой.

Может ли акт содержать исправления?

Для исправления нужно использовать традиционный алгоритм:

Исправлять данные нужно в присутствии представителя организации-заказчика.

Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Точный учёт электроэнергии важен для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, собственников помещений в МКД. Для ведения учёта потребляемой энергии используется специализированное учётное оборудование – счётчики. Но просто установить счётчик недостаточно, нужно проверять, исправно ли он работает.

Проверка счётчиков электроэнергии

Обязанность устанавливать приборы учёта в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов устанавливает Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Квартиры должны быть оснащены индивидуальными ПУ, помимо этого каждый МКД собственники помещений обязаны оборудовать общедомовыми приборами учёта.

Просто установить счётчики недостаточно, их нужно обслуживать. Сегодня вы узнаете о том, как проходит поверка прибора учёта – обязательное мероприятие, в ходе которого необходимо подтвердить пригодность счётчика – и как заменить счётчик, если вышел срок его эксплуатации или он не прошёл проверку.

  • наличием приборов учёта;
  • состоянием счётчиков;
  • достоверностью предоставляемых показаний ПУ.

Состояние общедомовых приборов учёта нужно проверять не реже 1 раза в год. Индивидуальные приборы учёта, находящиеся в жилом помещении потребителя можно проверять не чаще 1 раза в 3 месяца.

Виды проверок ПУ электроэнергии

Существует два вида проверок счётчиков: первичная и периодическая. Первичную поверку прибор учёта проходит на заводе-изготовителе до установки и начала использования по прямому назначению.

  • отсутствует документ, подтверждающий проведение периодической проверки;
  • существует подтверждённая необходимость в настройке такого счётчика;
  • возникла необходимость установить новый счётчик.

Интервалы проверки могут отличаться для приборов разного типа. Также на периодичность ревизии могут повлиять различные нештатные ситуации.

Учёт электроэнергии может осуществляться только с помощью прибора учёта, который имеет паспорт изделия или свидетельство, подтверждающее его соответствие действующим стандартам.

Проведение проверок приборов учёта входит в компетенцию специальных организаций. Вызвать специалиста такой организации можно на дом. Если такой вариант кажется вам недостаточно надёжным, отвезите счётчик в специальную организацию. После проверки измерительного прибора вам выдадут акт проверки.

Этапы проверки счётчиков электроэнергии на дому

Первое, на что обращают внимание при проверке прибора учёта электроэнергии, – правильность его подключения. С помощью визуального осмотра счётчик проверяют на отсутствие дополнительных подключений и нарушения соединения.

  • наличие в счётчике отверстий, которые не предусмотрены заводом-изготовителем;
  • нарушения в креплении стекла прибора учёта;
  • наличие непредусмотренного подключения;
  • наличие ослабленного винта подключения.

Любой из этих признаков говорит о том, что нарушаются правила пользования счётчиком и электроэнергией пользуются незаконно.

На следующем этапе проверяющий вычисляет самоход. Термин «самоход» применяется для обозначения ситуаций, при которых диск прибора учёта вращается без нагрузки.

Затем проверяется передаточное число прибора учёта. Передаточный коэффициент означает число оборотов диска или миганий электронного индикатора при потреблении одного киловатта энергии.

  • токоизмерительными клещами;
  • мультимером;
  • электроприбором.

Если проверка счётчика выявит погрешность измерений свыше 10 %, прибор придётся заменить.

Последнее, что нужно сделать при проверке ПУ – определить его намагниченность, так как в определённых условиях магнитное поле может не только тормозить, но и разгонять диск, что увеличит размер счетов за потребляемую электроэнергию.

К вопросу установки приборов учёта в многоквартирных домах

Лабораторная проверка ПУ

Проверка приборов учётов в лаборатории состоит из нескольких этапов:

1. Внешний осмотр.

Внешний осмотр позволяет выявить механические деформации корпуса или элементов счётчика. На этом этапе проверяется наличие персонального номера ПУ, его комплектация или маркировка. Все элементы должны соответствовать действующим государственным стандартам.

2. Проверка изоляционных элементов.

Такую проверку можно не проводить в отношении новых счётчиков, а также тех ПУ, которые прошли обслуживание в специализированной организации, где была проверена прочность изоляционных элементов. Также проверки можно избежать, если установлен факт сохранности пломбировки, подтверждающей целостность изоляции.

3. Опробование и проверка правильности функционирования счётного механизма.

На этом этапе прибор подключают к электросети и прогревают в течение четверти часа. Режим передачи электроэнергии и напряжение при этом должны находиться в пределах минимальных значений. Контроль счётчика можно проводить путём замера частотного показателя вращения диска.

4. Подтверждение отсутствия самохода.

Для такой проверки осуществляется передача электроэнергии по параллельной цепи с напряжением 115% от номинального. Процедура проходит в условиях отсутствия напряжения в последовательном соединении при номинальном значении напряжения источника электроэнергии и вспомогательных электроцепей. Длительность исследования составляет 600 секунд. Подобная проверка не проводится в отношении приборов, конструкционные особенности которых исключают возможность самохода.

5. Проверка порога чувствительности.

В течение 600 секунд на фоне номинального напряжения электроцепи, параллельной учётному прибору и источнику электроэнергии.

Параллельно проводится контроль относительной и основной погрешности счётчика на предмет соответствия величинам, предусмотренным разработчиками. Для установления погрешности используют измерители напряжения и силы тока, секундомер.

Если исследование покажет, что прибор учёта не отвечает каким-либо параметрам, он подлежит замене.

Замена счётчиков электроэнергии

Замена приборов учёта регулируется № 261-ФЗ. Федеральный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ определяет виды ПУ электрической энергии, которые можно устанавливать в МКД.

  • давно истёк срок государственной поверки;
  • обнаружены дефекты целостности корпуса или смотрового стекла;
  • не работает счётный механизм;
  • табло счётчика неисправно;
  • отсутствует пломба государственной поверки;
  • выявлена погрешность показаний более 10%.
  • типы снятого и установленного приборов учёта;
  • их заводские номера;
  • показания;
  • причины проведения замены;
  • ФИО лица, заменившего счётчик.

Если произведена замена общедомового прибора учёта, управляющей организации нужно передать копию акта замены в РСО, если же заменён индивидуальный счётчик, собственник помещения уведомляет об этом управляющую организацию.

Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик

Процедура введения в эксплуатацию индивидуального прибора учёта коммунальных ресурсов, то есть принятия его к расчётам, описана в постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 . Поговорим о том, кто и каким образом принимает к коммерческому учёту и опломбирует новый счётчик, и почему важно это делать правильно.

Кто и в какие сроки должен ввести счётчик в эксплуатацию

Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354).

После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 ПП РФ № 354). Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель КУ. Он проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) ПП РФ № 354).

  • данные о собственнике и его контакты;
  • дата и время, когда собственник предлагает ввести ИПУ в эксплуатацию;
  • сведения об ИПУ: копия техпаспорта, его тип и номер, место установки, показания на момент установки и дата поверки (пп. «у» п. 31, п. 81 ПП РФ № 354).

Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки (пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354). Если исполнитель КУ не может ввести ИПУ в указанный в заявке день, он должен в течение трёх рабочих дней предложить новые дату и время. Работы не могут быть перенесены более, чем на 15 рабочих дней с даты получения заявки исполнителем КУ (п. 81 (1) ПП РФ № 354).

Если в согласованное время исполнитель не принял счётчик к коммерческому учёту или работы были перенесены более, чем на 15 рабочих дней, то прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку (п. 81 (2) ПП РФ № 354).

Что включает в себя ввод прибора учёта в эксплуатацию

Когда время и дата согласованы, прибор учёта установлен, исполнитель КУ проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):

1. Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией.

Исполнитель КУ сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа – они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).

2. Проверка ПУ на работоспособность.

Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.

3. Опломбировка прибора учёта.

Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.

4. Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки.

Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.

5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354).

В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя КУ, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.

Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель КУ может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).

Какие виды счётчиков горячей воды для домов существуют

Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика

Поговорим подробнее об опломбировке счётчика как о важном этапе в процедуре принятия к расчётам нового ПУ. Согласно пп. «г(1)» п. 32 ПП РФ № 354, исполнитель КУ имеет право устанавливать на счётчики контрольные и антимагнитные пломбы, а также иные устройства, которые фиксируют незаконное вмешательство в работу ПУ.

Опломбировка проводится перед подписанием акта о вводе прибора учёта в эксплуатацию – чтобы занести в акт номера пломб и места, где они установлены (п. 81 (8) ПП РФ № 354). Плата за установку пломб и устройств не взимается (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Собственник платит только при повторной опломбировке, когда были нарушены пломбы или знаки поверки (п. 81 (14) ПП РФ № 354).

На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя – первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель КУ, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Пломба бывает свинцовая или пластиковая.

Также исполнитель КУ, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.

Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.

  • При воздействии магнита на первый вид пломб происходит распад антимагнитного элемента, что фиксируется визуально при проверке ПУ. Такая пломба состоит из двух частей: основная наклеивается на верхнюю часть корпуса ИПУ, а отрывной корешок, дублирующий номер основной части пломбы приклеивается в акт ввода ПУ в эксплуатацию.
  • Если магнитное поле воздействовало на пломбу с двумя антимагнитными элементами, то весь элемент становится черным. Основная часть пломбы, как и у одноэлементной пломбы, наклеивается сверху на корпус счётчика, а меньшая часть – на переднюю стенку прибора внизу. Исполнитель КУ записывает номер такой пломбы в акт вручную.

При установке пломб исполнитель КУ должен объяснить потребителю последствия, которые возникнут, если пломбы будут нарушены (п. 81(11) ПП РФ № 354).

Зачем правильно вводить счётчик в эксплуатацию

  1. При вводе в эксплуатацию исполнитель КУ проверяет рабочее состояние ИПУ и верность его показаний, влияющих на корректный расчёт потребления ресурса в целях содержания общего имущества МКД, который оплачивает исполнитель КУ в адрес РСО.
  2. Зафиксировав начальные показания ИПУ, поставщик услуги сможет корректно определить объём потребления ресурса в помещении собственника по новому прибору учёта и рассчитать плату за период.
  3. Поставленные контрольные и антимагнитные пломбы, занесённые в акт ввода счётчика в эксплуатацию, позволят выявить несанкционированное вмешательство в работу ПУ и на законных основаниях сделать перерасчёт платы согласно п. 81 (11) ПП РФ № 354 – исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10.
  4. Оформленный согласно законодательству акт ввода прибора учёта в эксплуатацию поможет УО в суде при оспаривании размера платы, которую должен внести за коммунальные услуги потребитель, в том числе при несанкционированном вмешательстве в работу счётчика.

Чтобы вовремя исполнить заявку собственника на опломбировку ИПУ и не потерять её, используйте для работы с обращениями жителей домов сервис «АДС на 100%». Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. Попробуйте уже сейчас!

Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%».

Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд

Управляющая организация при проверке счётчика может выявить факт вмешательства в его работу и составить акт о безучётном потреблении ресурса. На основании акта производится доначисление платы за ресурс. Читайте о том, как правильно составить акт, чтобы потребитель не оспорил его в суде.

В каких случаях потребление признаётся безучётным

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).

Прибор учёта должен быть в рабочем состоянии: без повреждений механизма, корпуса, пломб, с неистёкшим сроком поверки. Иначе он признаётся вышедшим из строя. Потребитель обязан сразу сообщить об этом исполнителю КУ и в течение 30 дней с момента выхода ПУ из строя обеспечить его ремонт или замену (п. 81 (12,13) ПП РФ № 354).

Если счётчик потребителя вышел из строя, но исполнитель КУ не был об этом извещён в установленные сроки, то при проверке прибора учёта исполнитель фиксирует безучётное потребление ресурса.

Также неучтённым потребление считается, если на ПУ обнаружены следы несанкционированного вмешательства в работу счётчика, которое могло исказить данные счётного механизма (п. 2 ПП РФ № 442). Например, несанкционированным вмешательством считаются механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

Как отличить безучётное потребление ресурса от бездоговорного

Как правильно составить акт о безучётном потреблении

Исполнитель КУ имеет право проводить проверки состояния приборов учёта коммунальных ресурсов в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354). Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, то составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354).

Такой акт составляется немедленно после завершения проверки. Порядок его составления и направления были установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498, которое внесло дополнения в ПП РФ № 354.

  1. Дату, место и время составления документа.
  2. Причины, из-за которых проводилась проверка, и выявленные нарушения.
  3. Позицию потребителя или его представителя по нарушению.
  4. Список лиц, участвовавших в проверке ИПУ и составлении акта о безучётном потреблении ресурса.
  5. Подписи исполнителя КУ, совершавшего проверку, и потребителя (или его представителя).

Закон допускает внесение в акт иной информации, связанной с выявленным нарушением. Можно внести отметку, что велась фото- или видеосъёмка, что подтверждается подписями всех участников проверки (п. 85 (1) ПП РФ № 354).

Если потребитель отказывается подписывать акт о безучётном потреблении ресурса, в акте необходимо зафиксировать факт отказа и причины отказа при их наличии. При отказе потребителя от подписания акта или от присутствия при проверке ПУ исполнитель коммунальной услуги должен провести проверку счётчика в присутствии двух незаинтересованных лиц. В таком случае свидетели подписывают акт о безучётном потреблении, подтверждая факт несанкционированного вмешательства в работу ПУ (п. 193 ПП РФ № 442).

Акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю или его представителю лично под подпись или заказным письмом с уведомлением (п. 85 (2) ПП РФ № 354).

Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик

Как рассчитывается объём безучётно потреблённого ресурса

На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354.

Если у исполнителя есть возможность установить мощность подключённого оборудования, то расчёт объёма неучтённого потребления равен произведению мощности оборудования и его круглосуточной работы в течение установленного периода.

В иных случаях объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.

Как суды решают споры о безучётном потреблении ресурса

Потребитель, в отношении которого составлен акт о безучётном потреблении, имеет право оспорить документ и доначисления в судебном порядке. Рассмотрим несколько дел из судебной практики по вопросу оспаривания акта о безучётном потреблении ресурса.

Решение в пользу потребителя вынес Тамбовский районный суд, рассмотрев иск исполнителя КУ к собственнику помещения. Акт о безучётном потреблении ресурса не содержал информации о способе безучётного потребления, способе выявления нарушения, объяснений нарушителя. Кроме того, в акте не заполнена графа о месте установки счётчиков. Поэтому суд счёл вину потребителя недоказанной и отказал исполнителю КУ в удовлетворении иска.

Такое же решение вынес Президиум Верховного Суда Республики Бурятия, рассматривая спор потребителя и исполнителя КУ о факте безучтётного потребления ресурса. Суд отметил, что акт о неучтённом потреблении составлен с существенными нарушениями: потребитель не присутствовал при заполнении документа, в акте не отражена причина его отказа. Суд не признал вину потребителя доказанной.

Вологодский областной суд вынес решение в пользу исполнителя КУ, поскольку акт о безучётном потреблении соответствовал требованиями законодательства. Суд отметил, что документ составлен сразу после проверки прибора учёта, в нём указаны способ и место безучётного потребления электроэнергии.

На что обратить внимание при составлении акта о безучётном потреблении

Как показывает судебная практика, потребитель может оспорить акт о безучётном потреблении ресурса, если при его составлении были допущены нарушения или внесена не вся информация, предусмотренная законодательством.

  • о проверке (кто проверял, где, когда, в чьём присутствии);
  • о приборе учёта (тип и номер, дата опломбировки, дата поверки, дата последней проверки, место установки, номера контрольных пломб и т.д.);
  • об установленном несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (как обнаружен, как производилось вмешательство, объяснения нарушителя по данному факту);
  • о причинах отказа потребителя от участия в проверке (причины отсутствия);
  • о двух свидетелях, которые привлекаются, если потребитель отказался присутствовать при проверке или подписывать составленный акт;
  • о всех лицах, участвовавших в проверке, и их подписи, в том числе подписи двух свидетелей (при их наличии).

Помните: одно незаполненное или некорректно заполненное поле может дать повод суду признать акт о безучётном потреблении недействительным, а требования исполнителя КУ по уплате доначислений – незаконными.

Акт проверки электрического счетчика


Эксперты предлагают следующую пошаговую инструкцию по поверке электросчетчиков.

1 шаг. Владельцы квартир должны обратиться в аккредитованную компанию и заказать поверку, если специалисты сами не запланировали провести это мероприятие или не решили вопрос с вашей управляющей компанией.

2 шаг. При необходимости проводится демонтаж прибора и его увозят на экспертизу. В этом случае не забудьте пригласить работника ресурсоснабжающей организации, который зафиксирует акт снятия счетчика и отметит его текущие показания.

3 шаг. Специалисты проводят все испытания и делают вывод — годен прибор учета или нет. Пользователю выдают документ, в котором подтверждается исправность прибора. Если электросчетчик работает плохо, его заменят.

Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта

Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта

С 1 июля 2020 года в в законодательстве вступили в силу нововведения, которые изменили порядок проведения проверок приборов учета электрической энергии у потребителей. Соответствующие корректировки произошли в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (внесены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).

Итак, что это за изменения.

Что НЕ изменилось при проведении проверок приборов учета электроэнергии?

  • Проведение проверок приборов учета электроэнергии может быть проведено в плановом и внеплановом порядке
  • Правом на проведение проверок приборов учета наделены электросетевые организации и гарантирующие поставщика.
  • Уведомление о проведении инструментальной проверки электросчтечика не требуется. Однако такое уведомление может быть направлено потребителю для организации допуска на его объект.
  • Инструментальная проверка прибора учета должна производиться не реже 1 раза в год.

По результатам проведения такой проверки у потребителей может быть выявлен факт безучетного потребления электроэнергии, при котором производится расчетный способ определения объема электроэнергии и значительными суммами штрафных санкций. Именно поэтому потребителю необходимо знать о законодательных особенностях проведения таких проверок.

Порядок проведения таких проверок регламентируется в п. 169 – 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).

Что изменилось при проведении проверок приборов учета электрической энергии?

При проведении проверки прибора учета электроэнергии у потребителя должна вестись фотосъёмка или видеозапись проверки.

Полученные фото или видеозапись подлежит хранению и должна быть передана потребителю, в случае если в отношении него составлен акт безучетного потребления электроэнергии (п. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442).

Что должно содержаться в акте проверки прибора учета электрической энергии?

Порядок оформления акта инструментальной проверки прибора учета электроэнергии регламентирован в п. 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Акт инструментальной проверки прибора учета электроэнергии составляется либо электросетевой организацией, либо гарантирующим поставщиком и подписывается лицами, которые участвовали в проверке.

Важно: При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия. Ранее такого требования в законодательстве не было.

То есть если потребитель не согласен с результатами проверки электросчетчика – он должен обязательно поставить соответствующую отметку в акте инструментальной проверки.

Если потребитель не согласен с актом инструментальной проверки – ни в коем случае нельзя подписывать акт без замечаний.

Наиболее простым вариантом таких замечаний будет отметка: «С результатами проверки (актом) не согласен, подпись».

Обоснование причин Вашего несогласия с актом всегда можно представить позже.

В ином случае, оспорить результаты проверки в судебном порядке будет крайне затруднительно.

В акте инструментальной проверки узла учета должно быть зафиксировано заключение о пригодности/непригодности прибора учета для расчетов за электроэнергию, соответствии его требованиям, а также о наличии / отсутствии у потребителя безучетного потребления электроэнергии или признания счетчика утраченным.

  • дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;
  • лица, принявшие участие в проверке;
  • лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;
  • характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов - при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);
  • соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
  • результат проверки;
  • характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;
  • лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Читайте здесь, как согласно постановлению 442, должен с 1 июля 2020 года составляться акт о безучетном потреблении, а также производиться расчет безучетного потребления электрической энергии.

Читайте также: