Установка дверей в шлюз

Обновлено: 18.05.2024

Назначение и устройство тамбура-шлюза с подпором воздуха

Тамбур-шлюз – это помещение, оборудованное вентиляционной и противопожарной системами во избежание проникновения вредных или опасных веществ (пыли, газов, огня, паров) из одного помещения в другое.

В них монтируют системы вентиляции для создания избыточного давления до 20 Па (подпор воздуха). Это необходимо для поддержания заданных параметров воздушной среды внутри помещений, обеспечения надежной дымо- и газонепроницаемости. Согласно требованиям, такие помещения имеют самозакрывающиеся двери без запорных устройств.

В отличие от обычного, тамбуры-шлюзы выполняют функции защиты всего здания от возникновения аварийных ситуаций. Поэтому к их устройству предъявляются повышенные требования, регулируемые законодательством и Правилами пожарной безопасности.

Типы

В зависимости от особенностей ограждающих конструкций и уровня огнестойкости тамбур-шлюзы делятся на три типа (в соответствии с СНБ 2.02.01-98, п.4.9).

  • Тамбур-шлюз I типа. Такая конструкция ограждается противопожарными перегородками 1 типа (с пределом огнестойкости не менее ЕI 45), перекрытиями 1 типа, заполнением проемов 1 типа. Стены выполняются из кирпича или гипсокартона на металлическом каркасе с наружным огнестойким слоем.
  • Тамбур-шлюз II типа. Ограждается перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа.
  • Тамбур-шлюз III типа. Ограждается перегородками 2 типа, перекрытиями 4 типа, заполнением проемов 3 типа.

Целевое назначение

Тамбуры-шлюзы с подпором воздуха предназначены для защиты помещений категорий А и Б от любых других прилегающих помещений, имеющим высокий уровень взрывоопасности, в том числе коридоров, шахт лифтов, лестничных клеток. Помимо этого, такие конструкции необходимы в подвалах для их изоляции от шахт лифтов и лестничных пролетов, на лестничных клетках 3-го типа и в ряде других случаев.

Назначение и устройство тамбура-шлюза с подпором воздуха 1

Требования к устройству

Следуя нормам противопожарной безопасности, тамбур-шлюзы изготавливают из противопожарных перегородок и перекрытий. Противопожарные конструкции имеют дренчерные завесы с удельным расходом не менее 1 л/(см).

К размерам конструкции также предъявляются определенные требования. Она должна быть достаточно объемной, чтобы в нее можно было свободно войти, закрыть за собой дверь и открыть следующую, в другое помещение.

Минимальная ширина помещения составляет на 0,5 м больше ширины дверей. Глубина должна быть больше ширины дверного полотна не менее чем на 0,2 м, при этом быть не менее 1,2 м. При открывании дверей внутрь глубина помещения должна превышать размеры дверного полотна в два раза.

Двери со стороны помещений, не связанных с процессами производства или образования опасных материалов, жидкостей, газов, должны быть не менее 4 см толщиной. Двери для производственного цеха должны быть изготовлены только из негорючих материалов, без остекления.

Тамбуры-шлюзы, используемые как пути эвакуации, должны быть оборудованы дверями, открывающимися только по направлению движения людей.

Назначение и устройство тамбура-шлюза с подпором воздуха 2

Запрещается

Не допускается устройство тамбуров для одновременного выхода из нескольких помещений категории А и Б. Также запрещено эксплуатировать общие тамбур-шлюзы в качестве эвакуационных.

Площадь помещений защитного типа не может быть использована не по прямому назначению. То есть в них нельзя устраивать склады для инвентаря, стройматериалов, хозяйственных продуктов, одежды и т.д.

Подача воздуха в тамбур-шлюзы

К сожалению, этой теме недостаточно внимания уделяют проектировщики. И, как следствие, возникают проблемы при сдаче системы.

Отдельное спасибо Александру Киносяну за следующие видеоматериалы:

Видео 1: Тамбур-шлюзы на пути эвакуации;

Видео 2: Шиберение подпоров воздуха в тамбур шлюзы, убеждаем заказчика на установку КИД;

Видео 3: Замер давления подпоров воздуха в тамбур шлюзах, пусконаладка приточной противодымной вентиляции.

Примечание:

Прошу к разговорам и решениям, представленным на видео относиться скептически. Данные видеоматериалы не являются руководством к действию и служат исключительно для понимания состояния дел в отрасли.

Главный вывод: системы подпора в тамбур-шлюзы проектируются неверно!

Требования нормативных документов к тамбур-шлюзам (в части противодымной защиты)

Тамбур-шлюз (далее - ТШ) - объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды, выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками, содержащий два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями или большее число аналогично заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство - в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре (п. 3.18 [1]).

Системы противодымной вентиляции ТШ должны обеспечить (согласно [1], [2]):

  • при одной открытой двери - среднюю скорость истечения воздуха через открытый дверной проем не менее 1,3 м/с (с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции);
  • при закрытых дверях* - избыточное давление в диапазоне от 20 до 150 Па (с учетом совместного действия вытяжной противодымной вентиляции).

Примечание:

*Измерение избыточного давления в тамбур-шлюзах должно производиться на закрытых дверях по отношению к имитируемому задымленному помещению.

Часто на практике дела обстоят следующим образом (см. представленные видеоматериалы):

Проектируется система с параметрами, обеспечивающими нормируемую скорость истечения воздуха через один открытый дверной проем ТШ. Многие проектировщики больше не предусматривают никаких технических мероприятий. Систему монтируют. Приходит время пусконаладочных работ (ПНР). И вот организации, осуществляющие ПНР, сталкиваются со следующим: дверь из коридора (помещения) в ТШ невозможно открыть (избыточное давление на двери от 300 Па и выше). Если же произвести пуск системы подпора ТШ при открытой двери, то скорость воздуха в дверном проеме будет соответствовать нормам. Вот и приходится "душить" вентилятор, чтобы была возможность открыть дверь. Такая система подпора в ТШ не соответствует требованиям нормативных документов!

Расчетная часть

Ниже приведен пример расчета подпора в ТШ. Расчет осуществляется по [3]. Выполнить онлайн расчет можно здесь.

Условия задачи:

Рассчитать расход воздуха, подаваемого в тамбур-шлюз на этаже пожара, расположенного при выходе из коридора на незадымляемую лестничную клетку типа Н3. Размер дверных проемов тамбур-шлюза - 900х1900(h) мм в свету.

Выполним расчет для г. Москвы:


Расчет расхода воздуха на 1 открытую дверь тамбур-шлюза

Определим расход воздуха, подаваемого в тамбур шлюз, для создания избыточного давления в 20 Па:


Расчет расхода воздуха для создания избыточного давления 20 Па в защищаемом тамбур-шлюзе при закрытых дверях

Соответственно для создания избыточного давления в 150 Па:


Расчет расхода воздуха для создания избыточного давления 150 Па в защищаемом тамбур-шлюзе при закрытых дверях

Примечания:

1) Характеристику удельного сопротивления воздухопроницанию дверей тамбур-шлюза взяли здесь;

2) Данные расходы воздуха даны для подачи непосредственно на этаж с очагом пожара. Вентиляторы необходимо подбирать с учетом утечек через неплотности воздуховодов и противопожарных клапанов.

Принципиальные схемы систем подпора в ТШ

Обеспечить требования нормативных документов можно любым из представленных ниже технических решений:

1) Две системы с самостоятельными вентиляционными каналами


Рис. 1 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов с самостоятельными вентиляционными каналами

Переключение между вентиляторами осуществляется по управляющему сигналу датчика положения двери, установленного на двери входа в тамбур-шлюз.

Подача наружного воздуха в тамбур-шлюз осуществляется только на этаже с очагом пожара. Алгоритм работы систем аналогичен алгоритму для систем схемы №2 (см. ниже). Только на этаже пожара открываются противопожарные нормально закрытые клапаны двух систем. Корректная работа систем обеспечивается обратными клапанами у вентиляторов.

У данного решения больше минусов, чем плюсов. Но такое решение вполне имеет право на жизнь.

2) Две системы с общим вентиляционным каналом


Рис.2 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов с общим вентиляционным каналом

Как Вы заметили, представленная схема аналогична схеме приточной противодымной вентиляции пожаробезопасных зон с одним лишь отличием - отсутствием воздухонагревателя.

Описание работы систем

Защита приточной противодымной вентиляцией тамбур-шлюзов осуществляется посредством подачи наружного воздуха непосредственно в эти помещения для создания в них избыточного давления при закрытых дверях и обеспечения минимально допустимой скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого тамбур-шлюза.

В тамбур-шлюзы воздух подается двумя различными системами.

Для обеспечения минимальной скорости истечения воздуха через одну открытую дверь применяется вентилятор №1 (ПД1.1).

Для поддержания избыточного давления применяется вентилятор №2 (ПД1.2).

Корректная работа вентилятора №2 (ПД1.2) обеспечивается обратным клапаном.

Переключение между вентиляторами осуществляется по управляющему сигналу датчика положения двери, установленного на двери входа в тамбур-шлюз.

Подача наружного воздуха в тамбур-шлюз осуществляется только на этаже с очагом пожара.

Избыточное давление в тамбур-шлюзах – в диапазоне 20-150 Па. Скорость истечения воздуха через одну открытую дверь тамбур-шлюза – не менее 1,3 м/с.

Подача наружного воздуха осуществляется в верхнюю часть помещения.

Алгоритм работы систем следующий:


Алгоритм работы систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов

Примечания:

1) КППнз - клапан противопожарный нормально закрытый;

2) КППнз, размещенный в техпространстве, открывается при срабатывании АУПС (или других устройств по п. 7.20 [1]) и остается в таком положении при дальнейшей работе систем.

Вентиляторы противодымных приточных систем размещаются (в соответствии с техническими данными предприятий-изготовителей) на кровле здания с ограждениями для защиты от доступа посторонних лиц.

Приемные устройства наружного воздуха систем приточной противодымной вентиляции:

  • размещаются на расстоянии не менее 5 м от выбросных устройств систем вытяжной противодымной вентиляции;
  • низ отверстия для приемного устройства наружного воздуха размещается на высоте более 1 м от уровня устойчивого снегового покрова, определяемого по данным гидрометеостанций или расчетом (для Москвы ориентировочно 1,3 - 1,5 м).

Решение может выглядеть так:


Рис.3 Компоновка вентиляторов приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов на кровле

Особенности схемы:

  • данная компоновка вентиляторов позволяет избегать блокирования работы вентилятора №2 (ПД1.2) при работе вентилятора №1 (ПД1.1);
  • в качестве обратного клапана (по п. 7.17 "в" [1]) используется противопожарный нормально закрытый клапан (в нашем случае размещен в техническом пространстве). Рекомендуем предусматривать клапан в морозостойком исполнении;

Примечание:

С вступлением в силу Изменения №1 к СП 7.13130.2013 к обратным клапанам предъявляется требование только по требуемым пределам огнестойкости. Сложность в том, что на гравитационный обратный клапан на данный момент нет сертификатов на соответствие пределам огнестойкости. Поэтому до появления у производителя таких сертификатов рекомендуем продолжать устанавливать противопожарные нормально закрытые клапаны.

3) Одна система с устройством сброса избыточного давления из ТШ


Рис.4 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов со сбросом давления

. в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления (КИД) в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости.

Сразу оговоримся, что вариант сброса избыточного давления через КИД в объем лестничной клетки мы не рассматриваем, т.к. это противоречит пп. "а" п. 5.4.16 [4]:

внутренние стены лестничных клеток типа Л1, Л2, Н1 и Н3 не должны иметь проемов, за исключением дверных. Внутренние стены лестничных клеток типа Н2 не должны иметь проемов, за исключением дверных и отверстий для подачи воздуха системой приточной противодымной вентиляции;

Данная тема достаточно интересна и объемна. Этому решению будут посвящены отдельные статьи:

Применение систем подпора в тамбур-шлюзы (ТШ) для возмещения объемов удаляемых продуктов горения. Часть 1. Коридоры

Применение систем подпора в тамбур-шлюзы (ТШ) для возмещения объемов удаляемых продуктов горения. Часть 2. Подземные автостоянки


4) Одна система с применением частотного преобразователяРис. 5 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов с частотным преобразователем

Смысл такой: Вентилятор работает в двух режимах. Переключение между режимами работы осуществляется за счет частотного преобразователя. Управляющий сигнал на частотный преобразователь поступает от датчика положения двери. В нашем случае: при закрытой двери вентилятор должен подавать 310-860 м3/ч (без учета утечек), при открытой двери - 8050 м3/ч (без учета утечек).

По нашему опыту: не все преобразователи частоты могут поддерживать режим работы вентилятора, обеспечивающий малый расход (при закрытой двери). Поэтому применять данное решение мы рекомендуем только после консультации со специалистами завода-изготовителя!

От опытных товарищей поступила информация о реализации решения на основе вентилятора ВКОП-2019 и шкафа ППУ ШКВАЛ-200 компании "ВЕЗА" (не реклама).

Вывод:

Мы представили Вам основные решения по подпору в ТШ. Представленные решения не являются догмой. Они служат лишь примером. Выбор за Вами!

Библиография

[1] СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)"

[2] ГОСТ Р 53300-2009 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний (с Изменением N 1)"

[3] МД.137-13 "Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО"

[4] СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Published on October 13th, 2020

2021 - Требования пожарной безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования

Простые решения непростого вопроса.

Назначение шлюза — организовать вход (выход) на защищаемую территорию в таком режиме, чтобы точка прохода никогда не была «прозрачной». Потребность в шлюзах достаточно часто встречается в банках, денежных хранилищах, на некоторых производствах. Далеко не все СКД имеют возможность обеспечить требуемую взаимосвязанную работу шлюзовых кабин, поскольку взаимная логика работы может быть достаточно сложной. Для тех же, кто выбрал для организации контроля доступа на своем объекте оборудование под торговой маркой Parsec ® , таких проблем не возникнет. Оборудование Parsec ® позволяет организовывать шлюзы, работающие как в автономном режиме, так и в составе сетевых систем. Наиболее часто задача организации шлюза формулируется следующим образом: требуется обеспечить работу двухдверного шлюза с взаимоблокировкой дверей. Если одна из дверей находится в открытом состоянии, то открывание второй двери запрещено.

Решения на любой вкус

В соответствии с поставленной задачей оборудование Parsec ® предоставляет следующие варианты решения:

  1. Организация шлюза в автономном режиме на базе контроллера ЕС-01.
  2. Организация шлюза в составе сетевых систем ParsecLight и ParsecNET с использованием контроллера ЕС-01.
  3. Организация шлюза в составе сетевых систем ParsecLight и ParsecNET с использованием только сетевых контроллеров NC-1000 (NC-4000).

Есть такой контроллер.

Если о системах ParsecLight и ParsecNET, а также о контроллерах NC-1000 (NC-4000) многие уже наслышаны, то с контроллером ЕС-01 большинство встречается впервые. Контроллер EC-01, выпускаемый под торговой маркой Parsec ® , предназначен для организации сложных алгоритмов управления точками прохода в системах управления доступом. С помощью этого контроллера можно организовать работу шлюза, управление различными типами турникетов и так далее.

Возможности контроллера определяются программным обеспечением установленного в нем микропроцессора. Аппаратная часть построена с расчетом на организацию достаточно сложных алгоритмов, с запасом покрывающих возникающие задачи. Программное обеспечение контроллера периодически обновляется, предоставляя всё новые возможности по организации «нестандартных» решений в области контроля доступа.

Но вернемся к нашей задаче и рассмотрим каждый из предложенных вариантов организации шлюза.

«Автономный» шлюз

На объектах, не имеющих сетевой системы контроля доступа, шлюз организуется и функционирует в автономном режиме. Работу такого шлюза способен обслуживать всего один контроллер EC-01.

Работа системы

В данном режиме управление открыванием дверей шлюза может производиться двумя способами:

  1. С кнопок, расположенных внутри шлюза
  2. С кнопок, расположенных на пульте оператора (охранника).

Если пользователь зашел внутрь шлюза (контроллер судит об этом по открыванию и последующему закрыванию любой из дверей), включается индикация «Шлюз занят».

Далее пользователь может, закрыв входную дверь, пройти через вторую дверь, нажав для этого расположенную внутри шлюза кнопку RTE. После повторного открывания и закрывания двери индикация занятости шлюза снимается.

  1. открыта противоположная дверь;
  2. разблокирован замок одной из дверей.

При нажатии на кнопку «Emergency» (аварийное открывание двери) система, вне зависимости от своего состояния, открывает оба замка и находится в таком положении до тех пор, пока кнопка не будет отпущена.

Шлюз в составе сетевой системы

Наиболее часто шлюз является лишь частью общей системы контроля доступа и его необходимо интегрировать в эту систему. Контроллер EC-01 может работать совместно с контроллерами NC-1000 (NC-4000), что позволяет легко использовать его для организации шлюзов в системах ParsecLight и ParsecNET.

Работа шлюза

В данном режиме управление открыванием дверей шлюза может производиться двумя способами:

  1. С proximity считывателей, расположенных снаружи, и с кнопок, расположенных внутри шлюза.
  2. С кнопок, расположенных на пульте оператора (охранника).

Перед включением питания для правильной работы системы необходимо закрыть обе двери шлюза. Дальнейшее рассмотрение логики работы шлюза будет производиться при условии, что карты, предъявляемые считывателю, занесены в базу данных (БД) контроллера и в данный момент обладают правами доступа.

При поднесении карты к любому из считывателей открывается замок соответствующей двери, и в течение заданного времени ожидается проход пользователя. В случае, если в этот промежуток времени дверь не будет открыта, система возвращается в исходное состояние.

После того, как пользователь прошёл внутрь шлюза, (система может судить об этом только по тому, что дверь открылась и закрылась), замок закрывается, контроллер NC-1000 (NC 4000) переводится в режим блокировки (на считывателях моргает зелёный светодиод) и включается индикатор «Шлюз занят». Теперь система будет реагировать только на нажатие кнопок RTE любой из дверей, т.к. проход по карте будет запрещён в силу действия блокировки. После нажатия на любую из кнопок RTE открывается замок соответствующей двери, и пользователь покидает шлюз (об этом система судит по открыванию и закрыванию двери). После того, как пользователь покинет шлюз, блокировка снимается, индикатор «Шлюз занят» выключается.

А можно еще проще

Если у вас уже стоит сетевая система, и вы хотите объединить две точки прохода для организации шлюза, то для этого нет необходимости «выбрасывать» штатные контроллеры и заменять их контроллерами ЕС-01. Вы можете организовать шлюз, используя только стандартные сетевые контроллеры NC-1000 (NC-4000). Это самый простой вариант организации шлюза, где для его организации требуется всего лишь дополнительный 4-х жильный кабель. При этом на контроллерах задействуется дополнительное реле 2, которое может срабатывать на размыкание дверного контакта (по состоянию дверного контакта мы судим о том, открыта дверь или нет). Соединяем контакты данного реле со входом блокировки на другом контроллере. Получается, что пока открыта одна дверь, вторая стоит на блокировке и не может быть открыта (за исключением случаев, когда карта пользователя имеет привилегию прохода при блокировке). Для того, чтобы задействовать реле 2 необходимо на контроллерах установить перемычку J12 (в правом нижнем углу платы контроллера — на рисунке 3 обозначена темным цветом).
Схема соединения контроллеров между собой приведена в таблице 1.

Контроллер 1 Контроллер 2
HOLD-S RELAY2-NO
HOLD-GND RELAY2-COM
RELAY2-NO HOLD-S
RELAY2-COM HOLD-GND

Подводим итог

Мы рассмотрели наиболее характерные случаи создания шлюзов. Существует еще масса вариантов и конфигураций, которые просто не представляется возможным рассмотреть в одной короткой статье. Нашей целью было показать, что организация шлюза является не такой уж «неразрешимой» задачей, даже в рамках уже работающей системы.

Тамбур-шлюз

ТАМБУР-ШЛЮЗ — это объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды ( см. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРЕГРАДА), выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками. Тамбур-шлюз содержит два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями или большее число аналогично заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство — в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре ( см. ПОЖАР) [1] .

Классификация

В соответствии сч.2, ст.37, ФЗ-123 тамбур-шлюзы в зависимости от предела огнестойкости, типа ограждающих конструкций подразделяются на 1 и 2 тип.

Противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 23, ФЗ №123-ФЗ [2] .

ПРЕДЕЛЫ ОГНЕСТОЙКОСТИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ПРЕГРАД

Наименование противопожарных преград

Тип противопожарных преград

Предел огнестойкости противопожарных преград

Тип заполнения проемов в противопожарных преградах

Тип тамбур-шлюза

Светопрозрачные перегородки состеклением площадью более 25 %

I.Тамбур-шлюз 1 типа ограждается противопожарными перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа. Стены и перегородки используются для предотвращения распространения пожара, дыма ( см. ДЫМ) и вредных веществ ( см. ТОКСИЧНОСТЬ ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ) в пределах этажа.

Тамбур-шлюз первого типа устраивается в противопожарных стенах первого типа. Перегородки для тамбур-шлюза должны иметь предел огнестойкости ( см. ПРЕДЕЛ ОГНЕСТОЙКОСТИ КОНСТРУКЦИИ) не менее ЕI 45.

Для устройства тамбур-шлюза 1 типа используют перекрытия 3 типа, имеющие предел огнестойкости не менее REI 45 и выполненные из конструкций класса пожарной опасности К0. Такие перекрытия устраиваются для ограничения распространения огня по этажу и между этажами в течение времени, регламентированного пределом огнестойкости.

Заполнение проемов в тамбур-шлюзе 1 типа допускается дверями, воротами, окнами, люками, клапанами, имеющими предел огнестойкости не менее EI30 и огнестойкость двери не менее 30 минут.

II.Тамбур-шлюз 2-го типа ограждается перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа.

Схема устройства тамбур-шлюзов

тамбур-шлюз.jpg

тамбур-шлюз.jpg

Рис. 1 Схема устройства тамбур-шлюзов:

· апри разделении пожаро-, взрывоопасных производств; б, впри защите дверного проема в противопожарной стене 1 типа; гпри входе в лестничную клетку; дпри входе в лифт;

· А, Б, В, Г, Дкатегории помещений по пожарной опасности;

· 1тамбур-шлюз; 2противопожарная стена 1 или 2 типов, противопожарная перегородка 1 типа, 3противопожарная стена 1 типа; 4противопожарная дверь 2 типа; 5противопожарная дверь 1 типа; 6деревянные двери без пустот толщиной не менее 4 см; 7двери из негорючих материалов; 8противопожарные перегородки 1 типа; 9противопожарные окна 2 типа.

Типы тамбур-шлюзов, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, устанавливаются в соответствии с таблицей 25, ФЗ№123-ФЗ [2] .

Тип тамбур-шлюза

Типы элементов тамбур-шлюза

Перегородки

Заполнение проемов


Требования, предъявляемые к тамбур-шлюзам

Размещение помещений различных категорий ( см . КАТЕГОРИИ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ) в зданиях и их отделение друг от друга, требования к эвакуационным путям ( см. ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПУТЬ) и выходам ( см. ЭВАКУАЦИОННЫЙ ВЫХОД), устройству дымоудаления ( см. ПРОТИВОДЫМНАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ), шлюзов, тамбур-шлюзов, лестничных клеток и лестниц, выходовна кровлю следует принимать в соответствии с требованиями Федерального закона №123-ФЗ и нормативных документов по пожарной безопасности ( см. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) [4] .

В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более смежных помещений категорий А и Б не допускается (ч.10, ст. 88, ФЗ-123) [2] .

При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или противопожарных дверей, ворот, штор, люков и клапанов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В от других помещений, следует предусматривать комплекс мероприятий по предотвращению распространения пожара ( см. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА) на смежные этажи и в смежные помещения (ч.11, ст. 88, ФЗ-123) [2] .

Указанные лестницы должны ограждаться противопожарными перегородками 1 типа, в зданиях IV степени огнестойкости ( см. СТЕПЕНЬ ОГНЕСТОЙКОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ)— противопожарными перегородками 2 типа, а при размещении в объеме эвакуационных лестничных клеток —должны отделяться от эвакуационной части лестничной клетки противопожарной перегородкой 1 типа без проемов. На входе (либо выходе) в указанную лестницу следует предусматривать тамбур-шлюз с подачей воздуха при пожаре. Вместо указанного тамбур-шлюза допускается устройство противопожарной двери (п. 4.18, СП 4.13130.2013) [3] .

Дверные проемы в противопожарной стене на уровне трюма и планшета сцены, а также выходы из колосниковых лестниц в трюм и на сцену (при наличии противопожарного занавеса) надлежит защищать тамбур-шлюзами 1 типа с подпором воздуха при пожаре (абз. 3, п. 5.4.5, СП 4.13130.2013) [3] .

Выходы из лестничной клетки в помещения категорий А и Б по взрывопожарной опасности предусматриваются через тамбур-шлюз 1 типа (п. 6.5.69, СП 4.13130.2013) [3] .

Во входах в здания в районах с расчетной температурой ( см. ТЕМПЕРАТУРА; ТЕМПЕРАТУРНЫЕ РЕЖИМЫ) наружного воздуха минус 15°С и ниже следует предусматривать устройство тамбуров-шлюзов или воздушно-тепловых завес (абз.4, п. 4.6, СП 56.1330.2011) [4] .

тамбур-шлюз.jpg

Ширину тамбуров и тамбур-шлюзов, расположенных на путях эвакуации, следует принимать больше ширины дверных проемов не менее чем на 0,5 м, а глубину — более ширины дверного полотна не менее чем на 0,5 м, но не менее 1,5 м.

При выходе в тамбур или тамбур-шлюз двух и более дверей не допускается взаимное пересечение траекторий открывания этих дверей (п. 4.3.11, СП 1.13130.2020) [5].

При наличии работающих инвалидов, пользующихся креслами-колясками, глубину тамбуров и тамбур-шлюзов следует принимать не менее 1,8 м .

При проектировании эвакуационных путей и выходов допускается предусматривать на путях эвакуации размещение тамбур-шлюзов, а при выходе непосредственно наружу из здания —тамбуры (в том числе двойные), не считая их отдельными помещениями (п. 4.2.1, СП 1.13130.2020) [5] .

Статью «Эвакуационные пути. Требования пожарной безопасности к их устройству и эксплуатации» см. по ссылке.

Режим шлюза

Sigur позволяет организовать на объекте режим шлюза. Шлюз помогает упорядочить проход при большом потоке и повысить строгость доступа в помещения.

Возможность организации шлюза на базе двух дверей или других точек доступа Поддержка управления специализированными шлюзовыми кабинами и тамбурами Полностью автономная реализация работы функции

Назначение шлюза

Режим шлюза используют для разделения потока людей или изолирования человека с целью его идентификации или блокировки на оборонных предприятиях.

Также шлюз позволяет обследовать персонал на наличие запрещенных к проносу предметов на заводах и фабриках и выполнять определенные технологические операций: например, очищать работников от пыли на производстве микросхем или обеззараживания отравляющих веществ в химических лабораториях.

Полезные ссылки

Типы шлюзов

Логика работы контроллера Sigur позволяет организовать шлюзовой тамбур на базе двух дверей (при активации определенных настроек) или подключить к нему готовую шлюзовую кабину.

Организация и настройка шлюзового тамбура

Шлюзовой тамбур обычно представляет собой две точки доступа «дверь - дверь» и замкнутое пространство между ними. Открытие второй двери зависит от состояния первой. При работе со шлюзом в Sigur настраиваются следующие параметры:

Дополнительные возможности

Для усиления контролирующих функций шлюзовой тамбур может быть оснащен дополнительными устройствами, например, металлодетектором, датчиком движения, весами или биометрическим считывателем.

Проверять определенные параметры сотрудника, находящегося в шлюзе, и на их основе разрешать или запрещать проход может охранник, наблюдающий за персоналом через стекло или видео камеру, при этом будет задействована еще одна сложная схема прохода «Запрос санкции охраны на проход», которая также доступна в Sigur.

Тамбур-шлюз как должен работать?

ТШ оборудован воротами (ездит погрузчик 5-10 раз в час, размер ворот 2200х3000(H)).
Ворота между ТШ и коридором (кат.В) не нормируются по пожаробезопасности.
Ворота между помещением с кат.Б и ТШ - противопожарные.
В помещении категории Б происходит обращение взрывопожароопасных пылей (целлюлозная пыль). Также есть ЛСК.

Практически все имеющиеся на рынке противопожарные ворота или медленные (15-20см/сек) или предназначены для закрытия проема только при пожаре.

Нам предлагают установить на оба проема обычные роллетные ворота (или скоростные), а на проем между пом.Б и ТШ противопожарную штору.
При пожаре она закроется. (эвакуация из помещения обеспечивается в другом месте). А в обычном режиме будет "нормально открытой".

У меня возникает сомнение, т.к. ТШ по своей сути должен препятствовать соединению помещений с разными категориями, а тут получается, что некатегорированные ворота препятствуют только проезду техники.


То есть вопрос следующий: Как должен работать ТШ? Должны ли ворота в нем быть "нормально закрытыми"?
Можно ли в такой ситуации использовать скоростные рулонные ПВХ ворота и нормально открытую противопожарную штору?

Руководитель группы архитекторов

Санкт-Петербург ТШ оборудован воротами (ездит погрузчик 5-10 раз в час, размер ворот 2200х3000(H)).
Ворота между ТШ и коридором (кат.В) не нормируются по пожаробезопасности.
Ворота между помещением с кат.Б и ТШ - противопожарные.

Ерунда какая-то. Сп4.13130.2013 п.6.1.37 В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, предусматриваются тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха по СП 7.13130. Устройство общих тамбур-шлюзов для двух и более помещений указанных категорий не допускается. По ФЗ-123 табл. 25 для тамбур-шлюза 1-го типа должно быть предусмотрено заполнение проемов (обоих. ) 2-го типа.
Т.е. у вас должно быть в тамбур шлюзе с двух сторон противопожарные ворота + постоянно работающий подпор. Если ворота обычно открыты, у меня возникают сомнения в том обеспечивается ли нормативное давление постоянного подпора в тамбур-шлюзе.
Так же в п.6.1.37 есть возможность технологического отступления:
При невозможности устройства тамбур-шлюзов в противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от других помещений, или дверей, ворот, люков и клапанов - в противопожарных преградах, отделяющих помещения категории В1-В3 от других помещений, предусматривается комплекс мероприятий по ограничению распространения пожара и проникания горючих газов, паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пылей, волокон, способных образовывать взрывоопасные концентрации, в смежные этажи и помещения. Эффективность этих мероприятий должна быть обоснована.
т.е. по сути СТУ
Исходя из этого:

Как должен работать ТШ? Должны ли ворота в нем быть "нормально закрытыми"?

Защита от проникновения пыли достигается как раз закрытыми дверями и постоянным подпором. Т.е подъезжает погрузчик открываются ворота, подпор отбивает пыль, погрузчик заезжает в тамбур, первые ворота закрываются - вторые открываются.

Можно ли в такой ситуации использовать скоростные рулонные ПВХ ворота и нормально открытую противопожарную штору? Только при обосновании эффективности мероприятий (сиречь СТУ) и то, наверняка с какими-нибудь компенсациями типа сопловой завесы. __________________
Вам шашечки или ехать?

Спасибо за ответ!

Вопрос как раз в следующем: должны ли ворота, которые закрываются в тамбур-шлюзе постоянно (для предотвращения попадания пыли) быть противопожарными?

То есть проходит ли вариант: "обычные" ворота (например рулонные или роллетные) для предотвращения проникновения пыли и противопожарная штора - для срабатывания при пожаре?

Причина вопроса банальная: противопожарные ворота МЕДЛЕННО открываются/закрываются. По факту, такая медленная скорость работы приведет к тому, что ворота будут все время открыты, что небезопасно.

Дополню: в разрезе СП 7.13130 ТШ рассматривается только как защита от ДЫМА при ПОЖАРЕ.

"3.18 тамбур-шлюз: Объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды, выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками, содержащий два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями или большее число аналогично заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство - в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре. "

То есть в разрезе СП 7.13130 обычные ворота + противопожарная завеса прокатывает, как я понимаю.

Однако нигде не могу найти про ТШ как защита от взрывоопасной пыли. Хоть в СП 4.113130 и упоминается ". мероприятий по ограничению распространения пожара и проникания . пылей, волокон, способных образовывать взрывоопасные концентрации, в смежные этажи и помещения" нигде не нашел ЧЕМ должно ограничиваться распространение этих "пылей".

В принципе, ЛЮБЫЕ ворота (в частности, рулонные из ПВХ пленки), как мне кажется, обеспечивают:
1. Сохранение подпора воздуха в режиме "пожара нет".
2. Предотвращение проникновения пыли в смежные помещения в режиме "пожара нет".
3. При пожаре срабатывает противопожарная штора и подпор тоже не позволяет дыму и т.п. проникнуть в ТШ (и далее) в помещения с категорией В и ниже.

Тамбур-шлюзы.
Шлюзовые кабины с распашными и раздвижными автоматическими дверями


Компания Гласис-Автоматик производит тамбур-шлюзы с установкой распашных и раздвижных автоматических дверей FAAC (Италия) для организации пропускного режима и защиты от несанкционированного доступа в здания и помещения, режимные и особые зоны, где требуется контроль доступа с идентификацией входящего: промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, офисы, банки, административные здания, аэропорты и т.д.

Тамбур-шлюз представляет собой проходной тамбур, имеющий на входе и на выходе распашные или раздвижные автоматические двери. Режим шлюза (если одна из дверей открыта, то другая - заблокирована) обеспечивается синхронной работой автоматических приводов.
При ручном управлении команды на открытие дверей поступают с пульта управления, устанавливаемого на посту охраны. Для получения информации о посетителе тамбур-шлюз может быть оборудован переговорным устройством и устройством телевизионного наблюдения. Часто шлюзовые кабины представляют собой металлоконструкцию с дверьми и боковыми стенками из непробиваемого или пулестойкого стекла. двери и боковые стенки могут быть остеклены полностью или частично.
При автоматическом управлении решение о разрешении прохода через шлюз принимается без участия сотрудников охраны. В большинстве случаев для управления шлюзовой логикой в автоматическом режиме используется система контроля доступа (СКД). В СКД для принятия решения о разрешении прохода могут использоваться различные идентификаторы личности: считыватели магнитных карт, карт Вейганда, бесконтактных радиочастотных (проксимити) карт, клавиатуры, различные биометрические идентификаторы и т.д.
В случае необходимости двери тамбур-шлюза могут быть разблокированы и открыты вручную.

Читайте также: