Почему в деревенских домах низкие дверные проемы

Обновлено: 03.05.2024

Почему в старых деревянных домах низкие потолки?

Все элементарно. Чем ниже потолок, тем меньше объем помещения и легче его прогреть. Скажете ерунда? У меня на даче муж очень хотел высокие потолки. Сделал 2.7 метра. Руку вверх поднимаешь - жара! А на уровне моего роста холод. Только в куртке можно сидеть. И из-за особенностей циркуляции воздуха такое состояние сохраняется достаточно долго. Махала простыней, чтобы прогрелось скорее. А раньше экономили на дровах и угле. Экономят и сейчас (не только из-за денег, но и чтобы лишний раз не привозить). Актуально только зимой? Нет. И осенью, и весной, и даже летом дом надо протапливать. Не холод, так влажность. Вот и делали маленькие комнаты с низкими потолками. И сейчас когда строят новые дома: высота потолков требует разумного подхода.

модератор выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Южная Н [28.1K] 3 года назад

Мне кажется, что дома с низкими потолками строились в основном в районах с холодным климатом и это было связано с экономией при отоплении помещения. Ведь легче протопить меньший объём, тем более что топили в старину в основном дровами.

А, кроме того, следует учесть и экономию средств на приобретение материалов для постройки дома.

Но, с другой стороны, строили и хоромы с высокими потолками. Даже на Севере. Тогда в доме была не одна печка. И зимой их топили не один раз.

Короче, везде деньги решали, в каком доме хозяину жить. Что, впрочем, и в нынешние времена весьма актуально.

Ещё можно привести одну причину низких потолков в старых домах, доживших до наших дней. Это элементарная усадка дома. Можно наблюдать, как некоторые дома буквально вросли в землю, даже завалинки не осталось.

Зачем в старинных дворцах делали высокие двери. Люди-гиганты тут ни при чем

Величественно и красиво выглядят старинные двери во многих дворцах Европы и России. Как например, эти шикарные створки дверей в Кремлевском дворце. Это произведение искусства, сочетающее в себе влияние европейской культуры и восточной. Не только у меня, думаю у многих читателей моего блога возникали иногда вопросы.

Зачем раньше создавали такие высокие двери, практически во всех дворцах? Одно из интересных объяснений этому факту я находил на просторах интернета. Некоторые исследователи предполагают, что в недалеком прошлом такие высокие двери создавались с учетом роста живших тогда людей-гигантов.

Фото Яндекс Картинки. Двери Исаакиевского собора. Фото Яндекс Картинки. Двери Исаакиевского собора.

Высокие двери, ступени в некоторых зданиях, гигантские мечи, ружья, книги. Многие определенно уверены, совсем недавно в нашей истории существовали люди гигантского роста, для которых и создавали эти предметы. Иногда их называют богами, которые якобы до какой-то катастрофы 15-17 веков правили на нашей Земле.

Любое мнение заслуживает уважения. Можем мы соглашаться с этим или нет. Однако, мне всегда было интересно докопаться до истины, как могло быть в реальности. Факты ведь говорят о том, что предки наши всего каких-то 150 лет назад были значительно ниже современного человека и рост до 170 сантиметров, считался уже значительным.

Фото Яндекс Картинки. Фото Яндекс Картинки.

Посмотрите на обмундирование войск Наполеоновского периода 1812 года. В это время на "вес золота" ценились люди ростом до 6 футов, это около 188 сантиметров, которые сразу попадали в элиту того периода - гренадеры. А основная масса населения, была ростом не более 150-160 сантиметров. Были ли гиганты в то время? Конечно, они рождались, как и в наше время.

Но были они жизнеспособными, другой вопрос. Тогда для кого создавали такие двери? Факт с которым я могу согласиться, в недалеком прошлом климат был значительно теплее. И с конца 19 века, произошли значительные изменения в сторону похолодания. Почему? А вы представьте, как с такими дверями решать вопрос теплосбережения.

Изображение Яндекс Картинки. Пролистайте два изображения. Изображение Яндекс Картинки. Пролистайте два изображения.

Климат был жарче, чем сейчас и такие двери позволяли лучше вентилировать помещения. Но, это тоже было не главным. Мода на высокие двери появилась в античной и последующей архитектуре в виду необходимости внесения в помещение знамен, стягов, религиозных предметов, хоругвий.

Скажите, их можно внести и в небольшие двери? Можно, но по канонам тех времен, не положено было стяги склонять к земле, что при небольших дверях пришлось бы сделать. Представьте, во дверец входят иностранные послы с государственным стягом и склоняют его к земле. Это уже не величие, а символика сдачи государства. Эта традиция высоких дверей поэтому и продержалась столько веков.

Фотоколлаж автора. Фотоколлаж автора.

Кстати, в Кремлевском дворце при праздичных мероприятиях, стяги также вносит почетный караул в открытые, высокие двери. А вот в обычных зданиях, кстати и в древности было так же, такой необходимости не было. Двери всегда были под обычный человеческий рост. И еще маленькая заметка. На входных дверях многих странных зданий, уличные ручки располагались иногда выше двух метров.

Вот, скажите вы, тут то ты автор и поймался. Были гиганты! Для них создавали эти двери. Нет друзья! В архитектурных правилах тех времен, высоко расположенные ручки делали специально для всадника, которые вынуждены были например, доставляя депешу или по другой причине, сами открывать двери. Во дворцах, за первой дверью всегда был коридор, выходящий в зал или даже просторный крытый двор.

Почему в деревенских домах низкие дверные проемы

На Руси в избах входные двери делали меньше человеческого роста. почему? дверь изба русь рост

Анжей Шиншиллов

Чтобы теплый воздух не выходил из жилого помещения. Он обычно скапливается вверху, под потолком. Чтобы его максимально сохранить, двери делались низкими.

Чтобы люди входили в избу низко наклонившись перед иконами, которые висели в красном углу.

Сергей Лю-Золин

Не только на Руси. Съездите, например, в Иерусалим, посмотрите Храм Гроба Господня.

Высокий порог - защита от разницы температур при входе-выходе, особенно зимой.

Зачем раньше в русских избах делали низкие дверные пороги при входе,и людям приходилось нагибать голову,чтобы войти. ))

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба) . Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков) , вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.


Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог. Для успешного первого преодоления границы дома кладут на порог ребенка, который только что родился или сразу после его крещения. В свадебном ритуале жених и поезжане (участники свадебного поезда) , приехав за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь его ногами. Невеста же, входя в дом жениха после венчания, должна немного постоять на пороге. При выносе из дома граба с покойником им три раза ударяли о порог — человек прощался с домом.

Почему в деревенских избах дверной проём при входе в дом ниже среднего человеческого роста?

Чтобы каждый входящий кланялся хозяевам независимо от своего желания.

Наверно потому, чо когда их строили люди были маленькие и хиленькие)))

а раньше средний рост человека был меньше)))

ТуТ НиК - ОгО НеТ!Просветленный (27053) 13 лет назад

Вы тоже правы,как и Сисиль!)))

Тепло от печи находится в верхних слоях избы и при открывании двери не улетучивается наружу.

вот мне тоже это всегда было интересно. когда я в деревне всё время оставляю полголовы при выходе. забывая что надо пригнуться. Хотя это сделали, вроде как входя в дом, надо поклониться дому и хозяевам, и на выходе за теплоту, уют. ну что то типо того. вот для чего это. ))))

Ну для начала, раньше деревенский народ был далеко не весь высоким. Значительным ростом в основном обладали парни. А потом, если исходитьиз истории, то в избах всегда ждали гостей. И чтобы каждый входящий проявлял уважение к хозяевам дверной проём и делали ниже. Когда гость входил, он нагибался, чтобы пройти в дом. Получался низкий поклон, и сам того не замечая гость "говорил" что уважает эту семью.

Очень понравились ответы про поклоны, но почему-то ни кто не отметил, что хозяин чаще всего через этот проем проходит и соответственно чаще всех кланяется. Основная причина в экономии дров.

Премудрости, тайны и секреты русской избы


Секреты русской избы и ее таинства, маленькие премудрости и традиции, основные правила в постройке русской избы, приметы, факты и история возникновения «избушки на курьих ножках» — обо всем очень кратко.

Общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими прапрадедами ещё в 16-17 веке, стоят до наших дней.

И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.

Итак, маленькие премудрости, тайны и секреты русской избы!

Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку.

Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.

Основное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.


Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.


Демьянова уха. Художник Андрей Попов

В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование трещин.

Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.

До IX века окон в русских избах вообще не было.

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».


В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.

Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».

Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.

Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

В древние времена существовал погребальный обряд, включающий в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода».
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Интересный материал по теме: ​

Энергоэффективность по-русски

Наши предки строили ладные дома, в которых долгой зимой было тепло, а летом прохладно. При этом они не знали заумных слов "энергоэффективность", "пассивный дом", "теплосберегающая технология". Владимир Казарин рассказывает, почему русская изба, построенная со здравым смыслом и некоторыми секретами, была и во многом остаётся лучшим с точки зрения энергоэффективности домом.

Почему в деревенских домах низкие дверные проемы

Почему раньше. когда строили дом, дверной проем для входной двери делали низким? дверь дом проем

Алексей Шекоян

Фу, Татьяна . Шутите что ли . Об этом знает каждый школьник: убивают двух зайцев: поклон при входе и тепло сохраняется . . а вот анекдот. Профессор спрашивает студента на экзамене по термодинамике. Почему такая русская пословица: русская женщина коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт? Студент засыпается. Профессор - милый, изба при нагревании расширяется !!

ладно, удаляю вопрос

Алексей Шекоян

Анекдот не понравился ?

понравился, действительно все просто

Алексей Шекоян

ага когда купили старый дом в деревне племянник 190 ростом сразу спросил . а что здесь карлики жили?а его мамка прям лбом в притолоку весь день голова болела. думаю все для сохранения тепла

Александр Скалепов

не задумывался над этим вопросом ранее. Могу только догадываться, может быть вынуждены были склонять голову при вхождении в чужой дом в знак уважения? Если скажите, то буду благодарен.

Почему в деревенских домах низкие дверные проемы

Почему раньше. когда строили дом, дверной проем для входной двери делали низким? дверь дом проем

Алексей Шекоян

Фу, Татьяна . Шутите что ли . Об этом знает каждый школьник: убивают двух зайцев: поклон при входе и тепло сохраняется . . а вот анекдот. Профессор спрашивает студента на экзамене по термодинамике. Почему такая русская пословица: русская женщина коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт? Студент засыпается. Профессор - милый, изба при нагревании расширяется !!

ладно, удаляю вопрос

Алексей Шекоян

Анекдот не понравился ?

понравился, действительно все просто

Алексей Шекоян

ага когда купили старый дом в деревне племянник 190 ростом сразу спросил . а что здесь карлики жили?а его мамка прям лбом в притолоку весь день голова болела. думаю все для сохранения тепла

Александр Скалепов

не задумывался над этим вопросом ранее. Могу только догадываться, может быть вынуждены были склонять голову при вхождении в чужой дом в знак уважения? Если скажите, то буду благодарен.

Почему в старину в домах делали низкие входные двери?

А я где-то читал, что в старину, когда не редки были войны и междуусобицы, низкая дверь имела ещё и оборонное значение. Ведь, чтобы войти, надо было довольно низко пригнуться, а это очень неудобная позиция для боя. В то-же время, обороняющиеся не имеют такого неудобства. Получается, небольшое, но преимущество.

Ну и, как здесь уже было сказано, в мирное время при входе пригибаясь в дверном проёме, автоматически делаешь поклон хозяевам.

Читайте также: